Цитата(Кузьма @ 28 Декабря 2011, 8:50) Был у моего знакомого случай. Выложил он на древнем святилище знак солнца, тучки и разбежались, пока он своё дело делал. Обратная связь.... А в детстве так журавлиный косяк по кругу заставить кружить это было обычным развлечением или там поднять неподъёмную тяжесть на мизинчиках. Нельзя ли про журавлей чуть по подробнее... Уж очень интересно. А про подобные "святилища"... На озере Чистик, островок есть, на нем то же камень лежит но сильно в землю врос. Краевед один рассказывал, что подобная штуковина была на горе, справа от моста при повороте на Саколью гору с окружной. Я туда забирался, место интересное но кладбище на верху...
присоединяюсь к вопросу о журавлях) ещё вопрос к Вернеру Хольту, если не секрет, что заставило сомневаться в топониме Ерилово, как производной от Ярилы? единственный вариант конечно может быть,что это фамилия человека,но тогда она уж точно языческая...
Цитата(Виднокрай @ 10 Января 2012, 13:00) присоединяюсь к вопросу о журавлях) ещё вопрос к Вернеру Хольту, если не секрет, что заставило сомневаться в топониме Ерилово, как производной от Ярилы? единственный вариант конечно может быть,что это фамилия человека,но тогда она уж точно языческая... Насколько понял из Вашего вопроса, я считал что происходит топоним именно от Ярилы напрямую, а не от человека
я про эту фразу "Насчёт Ярилово ( ранее Ерилово ) о происхождении думал так же, что от Ярилы, но теперь на распутье." на распутье- это в смысле у вас появилась другая версия? я просто интересуюсь реликтами языческой ойконимии и т.п.интересностями, поэтому и спрашиваю или я чего то недопонял))
Топоним "Ярилово" происходит от языческого имени "Ярила". Вплоть до 17 века на Руси у людей было два имени - языческое и христианское. И звали наших предков - Первый, Второй, Заяц, Волк, Кривой, Большой, Коршун, Болтун, Черт, Свистун и т.д., и т.п. Деревня с названием Ярилово принадлежала когда-то землевладельцу с именем Ярила, об этом говорит форма топонима. К языческому божеству оно имеет лишь опосредованное отношение.
А вот и нет, Макс, там есть высказывание про Ярилово, и Ерилово, надо подтверждения, и то, что Юра говорит, относится к принадлежности к Яриле, (по имени) может и есть тому документальные подтверждения?, и как это связано с темой, именно , свветилище? или домысел. У меня пока домыслы, а из фактов только камень название местности и удаление места от цивилизации, всё! И так?
Цитата(Кузьмич @ 11 Января 2012, 22:07) Ярилово-Ерилово - чередование схожих гласных было обычным делом в топонимах. Юра, а по месту, могло ли быть язычиским центром или на оборот каким то таинством, и вообще это похоже на легенду воплоти, или легенду домысел. Как?
Андрей, я тебе могу сколько хочешь легенд придумать, например, про Дом быта "Гамаюн". Он ведь "Гамаюн" - языческое капище, не иначе! Валун на острове - ледникового происхождения. Таких валунов в тех краях хватает. Ну, большой. В языческие времена наши предки обожествляли и камни, и деревья, и родники. Они же поклонялись природным силам-духам. Так что каждый мало-мальски приметный природный объект смело можно считать языческим святилищем или предметом поклонения.
Цитата(Кузьмич @ 11 Января 2012, 22:39) Андрей, я тебе могу сколько хочешь легенд придумать, например, про Дом быта "Гамаюн". Он ведь "Гамаюн" - языческое капище, не иначе! Валун на острове - ледникового происхождения. Таких валунов в тех краях хватает. Ну, большой. В языческие времена наши предки обожествляли и камни, и деревья, и родники. Они же поклонялись природным силам-духам. Так что каждый мало-мальски приметный природный объект смело можно считать языческим святилищем или предметом поклонения. Понял! А Д.Б. Гамаюн в своё время , это капище вроде прибрано фсб шно ие как вроди ба, молчу! Даа, камень скорее всего ледниковый, если и по человеку судить, то тама ГОЛИАФов в жертву приносили. Много таких встречал и каждый жертвенный! Ммдаа, тему в утиль пора! beer
Цитата(Кузьмич @ 11 Января 2012, 23:39) Валун на острове - ледникового происхождения. Таких валунов в тех краях хватает. Ну, большой. В языческие времена наши предки обожествляли и камни, и деревья, и родники. Они же поклонялись природным силам-духам. Так что каждый мало-мальски приметный природный объект смело можно считать языческим святилищем или предметом поклонения. Юра, а как же профессор Шмидт ? Я так понимаю он знаком с этим камнем. Две цитаты Шмидта Е.А. из Энциклопедии Смоленской области РЫКОВЩИНА, дер., Баклановское муниципальное образование, Демидовский район. К северу от деревни Р., на острове озере Дго есть большой гранитный валун, часть поверхности которого искусственно обработана и заполирована. При обследовании участка земли у камня обнаружен культурный слой , содержавший обломки глиняных сосудов разных эпох, начиная с неолита. Есть все основания считать этот валун жертвенным камнем . ЖЕРТВЕННЫЕ КАМНИ. Древнее население считало священными камни, родники, рощи и отдельные деревья, которым и поклонялись. В качестве объектов поклонения часто служили большие валуны ледникового происхождения, более всего встречающиеся на северо-западе Смоленщины. К примеру, огромный валун, лежащий на острове озера Дго (см. Рыковщина), имеет специально обработанную поверхность, а вокруг валуна в земле есть фрагменты разбитых глиняных сосудов и др. приношений. Камень был местом языческих обрядов. Другой валун у д. Аносинки до недавнего времени почитался местным населением и назывался ”Сторожем деревни”.
Ну, раз искуственно обработан и есть остатки посуды, значит точно использовался в культовых целях. Я же не говорил, что этого не было.
вообщем место явно культовое, тут и спорить не надо) Комплекс археологических памятников в окрестностях деревни: Неолитическая стоянка в 1,5 км к югу от деревни на восточном берегу озера Дго. Относится к 4-3-му тысячелетию до н.э. Южнее стоянки селище 1-го тысячелетия н.э. Селище на южной окраине деревни конца 1-го тысячелетии н.э. Курганная группа (19 шаровидных курганов высотой до 1,6м) в 1,6 км южнее деревни на восточном берегу озера. Насыпаны в XI – начале XIII в, исходя из этого неудивительно сие название