Всех приветствую! Прошу помочь атрибутировать предмет,размер 20 х 29 х 3 мм,оловянно-свинцовый сплав,найдена в Брянской обл. заранее благодарю!
"Иконка-привеска к.14-п.п. 15 вв."Голгофский крест" на привеске помещено высокорельефное изображение Голгофского Креста или Этимасии – Престола Уготованного с четырехконечным крестом – включенное в рельефную широкую арочную рамку. Оглавие в виде бусины."(с) Масло-масляное.)
Вообще то, Голгофский крест и Престол уготованный это разные "вещи"... мне кажется что в представленной Вами цитате Вы не верно трактуете слово "или".
"Иконка-привеска. Голгофский Крест Оловянисто-свинцовый сплав, литье. Конец XIV – первая треть XV в. 28,0х21,0х3,5 мм; 7,4 г Происхождение. Рязанская область. Описание. Иконка-привеска арочной формы. На лицевой стороне находится высокорельефное изображение четырехконечного креста на П-образной Голгофе. Композиция заключена в широкую рельефную плоскую рамку. Оборотная сторона гладкая. Оглавие имеет вид уплощенной с боков бусины. Аналогии и параллели. Прямая аналогия: иконка-привеска, найденная на средневековом поселении в Серпуховском районе Московской области с сопутствующим нумизматическим материалом конца XIV – первой трети XV в. (Осипов И.Н., Станюкович А.К., 2005, табл. II, 1). Иконка-привеска является вариантом экземпляра табл. XIX, 352 настоящего каталога. Атрибуция и датировка. По аналогии с датированной иконкой-привеской из Московской области публикуемый экземпляр следует отнести к концу XIV – первой трети XV в."(с.) Не хотите Этимасию, пусть будет Голгофский крест. Я ничего не трактую - 100% рафинированная копипаста.
Не может это изображение быть Этимасией по определению. В византийском и древнерусском искусстве сложилась устойчивая иконография Престола уготованного, или Этимасии (греч. ἑτοιμασία – готовность), включающая в себя следующие образы: церковный престол, облаченный обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы); закрытое Евангелие как символ книги из Откровения Иоанна Богослова (Откр. 5:1), лежащее на покрове или багрянце; орудия страстей – Копие и Трость, лежащие на престоле либо стоящие рядом; и иногда голубь или корона, венчающие Евангелие. Таким образом иконография Этимасии включает в себя не столько предметы как вещи, а предметы образы наполняющие композицию смыслом жертвенности и грядущего царствия небесного.
Хорошая и не частая икона по 14в-15в. Сообщения объединены, 3 сен 2015, время первого редактирования 3 сен 2015 Склоняюсь к мнению что все же Престол Уготованный,так как пещера и глава Адама не присутствуют на данной иконе.
Дождевой Земляк, sid, Алабама, Удача, Ребят спасибо! Рад что на форуме есть спецы!! Я то далёк от этого...и даже мой друг Батюшка Илья на форум заходит раз в три месяца...Но я учусь...и ему обязательно эти прения покажу...он думаю всё мне объяснит.. С Ув Стас
Но ведь примерно то же самое можно сказать и за Голгофский крест... "Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама" Выходит, что точно не определить? На обороте змеи?