История и технологии литья

Тема в разделе "Металлопластика", создана пользователем Verzond, 22 авг 2014.

  1. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Нашел на старой флешке немного материалов по литью. Источники не всегда сохранял, так, что прошу прощения у авторов, но не наживы ради, токмо для ума. Предлагаю к развитию такую тему.

    Начнем помалу.
    Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области

    Из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974)

    Настоящее описание о возникновении металло-литейного дела икон, крестов распятий и нательных крестов настоящего промысла моего отца, глубоко убежденного старообрядца, крестьянина и кустаря, урожденного деревни Сопырево Красносельского района Костромской области, Серова Петра Яковлевича (1863-1946), который имел некоторое оборудование и мастерскую для выработки вышесказанных изделий. В свою очередь, я Серов Анфим Петрович, 1899 г. рождения этой же деревни.

    Деревня Сопырево

    …(занималась) отливкой нательных крестов старообрядческих. Отливают еще кое-что в этой же деревне Сопырево как уховертка в виде маленькой ложечки, которую большинство женщин носило вместе с шейным крестом (на гайтане). Отливали подковки на каблук кожаной обуви. Шубные пуговицы для застегивания дубленых шуб, кафтанов…

    Помещение для отливки изделий состояло из бревенчатого строения, называемой кузницей. Каждый хозяин имел свою кузницу, которые были расположены на берегу у реки, называемой и по сие время Стежера. Кузница разделялась на две половины, одна была формовочная или как ее звали (печатальня), где производилось изготовление земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина была плавильня для плавки металла с устройством горна, с кузнечным мехом для плавки, и где производилась заливка форм. В этом же горне в процессе плавки металла была и сушка форм. Дальнейшая работа производилась на дому, где была работа опиловка ушка, боков, сверление отверстия в ушке, посредством большой ручной дрели. Работа в кузнице была пыльная и грязная. Работали по 14-15 часов в сутки. Кресты вырабатывались плохие, неясные, не было хороших моделей и не знали настоящей формовки. Стоимость была удешевленная, оплачивали не за штуку, а на вес.

    Зарождение данного производства в Сопыреве можно отнести к 1870 году, когда отливкой нательных крестов занимался мой дед Яков Васильевич Серов.

    Деревня Есюнино

    В деревне Есюнино также занимались отливкой крестов, но гораздо меньшего количества.

    В 1901 г. д.Сопырево сгорела вся до основания (была засуха). С этого времени и был упадок в производстве нательных крестов в деревне Сопырево и еще лет через 5-6 совсем прекратилось.

    Загарье (Горьковская область)

    В Загарье отливались нательные кресты и иконы… Выработка там этих изделий не славилась, не было чистоты в отливке и говорили так: "плохие, как Загарские". (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты распятия так часто подделывали под старое литье.)

    Москва

    Москва вырабатывает литые старообрядческие иконы, кресты распятия и кресты нательные. Место выработки - село Черкизово, Преображенская застава, улица 9-й роты. Оба заведения на одной улице неподалеку друг от друга. Заведение Панкратовой Фелисады Георгиевны. Заведение Соколовой Марии Ивановны, по смерти ее заведует производством ее зять Лизунов Василий Максимович.Это бывшие два заведения самые крупные в Москве. По каким причинам я не могу сказать, что производство у Панкратовой Ф.Г. снижается и к году 1910 совсем прекратилось. У Соколовой М.И. тоже, что она померла и хозяйство ее все перешло по наследству в руки ее зятю Лизунову В.М., который оказался несамостоятельным, и все имущество промотал (ибо был алкоголиком), чем и закончилось производство литейной мастерской примерно в 1912 году.

    Село Красное

    Заведение по выработке литых старообрядческих икон, нательных крестов, крестов распятий и книжных застежек было у отца Серова П.Я. Начало выработки данных изделий относится примерно к 1897 году.

    Обычно кустарь продавал свой товар торговцу у с.Красного, который вез в Москву или в другой город для перепродажи. Из более немного зажиточных кустарей не поддавались красносельским торговцам, а везли свой товар сами, в чем была, конечно, небольшая выгода. В числе таких и мой отец - он никогда не продавал здешнему торговцу, а возил в Москву сам. Ввиду этого у его и завязываются деловые связи с Москвой и другими городами. Как я уже говорил, отец был глубоко убежденный старообрядец, а потому ведут связи его с с.Черкизовым Преображенской заставы г.Москвы, где была старообрядческая церковь. Где ему и предлагают в изготовлении старообрядческих крестов и икон и распятий. И тут же в Черкизове он находит заведения Панкратовой Ф.Г. и Соколовой М.И. и здесь же он находит мастера-литейщика, чеканщика по выработке данных изделий Отец Серов П.Я., знакомясь далее с Москвой, посещает старообрядческую типографию книгопечатания Горбунова Григория Клементьевича. От типографии Горбунова Г.К. получает заказы на изготовление литых застежек и к ним петель для книг разных размеров и фасонов. Для псалтыри, канонников, уставных и другие.

    Модели изделия

    Для всякой какой бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями. Изготовленная первая модель для креста называлась (матка). Матка (модель) креста изготавливается мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика. Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. Таким мастером был Одинцов Викул Исаевич, обучая работников отца секретам формовки и занимающийся подчеканиванием моделей, он получал жалование у отца 75 рублей в месяц, будучи на готовом питании. Работал он в Красном года полтора… Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю. А поэтому буквы и все выступающие части модели от основания их, то есть от фона, должны иметь незначительный конус, иначе пространство между буквами будет забирать с собой землю и при отливке таких изделий будет считаться полный брак изделия. Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве, и стоимость изготовления такой модели матки одного креста была 15 рублей. С этой матки и отливали (переводили) тоже моделей, но уже называемых образцов, которых нужно при формовке для одной опоки около 100 шт., смотря по размеру креста. Здесь, пользуясь тем положением, что произошло в Москве, как у Панкратовой Ф.Г., так и Соколовой М.И., снижается, отец большую часть данных маток приобретает от их как крестов разных размеров, а также и икон. Для изготовления моделей икон и крестов распятий требуется лейка из пластилина или воска, с которой производится формовка и отливка. Когда она будет отлита, она будет иметь неясный, неполноценный отпечаток отливки, шероховатость и другое. В этом случае ее подчеканивают посредством стальных чеканов. Поверхность модели рисунка проясняется и делается более чистой, гладкой. Таким образом, превращается в металлическую более усовершенствованную модель (матку) для будущей массовой формовки.
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Отличный материал! Спасибо!) 22 авг 2014
    AzimuT, NEMO, NNN-67 и 6 другим нравится это.
  2. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Название, размер, вес, цена изделий литых крестов и икон, количество

    Нательные кресты

    Каждый сорт крестов имел название креста мужской и женский.

    1 сорт. Самые малые назывались младенческие. Мужской крест имел в длину 25 мм, в ширину 7 мм, вес 2 гр. Цена 1 коп. 1 шт. Женский в длину 25 мм, в ширину 8 мм.

    2 сорт. Назывались детские. Мужской крест имел в длину 36 мм, в ширину 17 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп. 1 шт. Женский крест детский имел в длину 36 мм, в ширину 18 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп.

    3 сорт. Средние. Мужской длина 41 мм, ширина 19 мм, вес - 6 гр. Цена 2½ коп. Женский длина 43 мм, ширина 25 мм, вес 6 гр. Цена 2½ коп. 1 шт.

    4 сорт. Крупные. Мужской крест имел в длину 47 мм, в ширину 24 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт. Женский имел в длину 48 мм, ширину 26 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт.

    5 сорт. Самые крупные назывались Казацкие, мужской имел размер в длину 52 мм, ширину 48 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт. Женский имел длину 53 мм, ширину 50 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт.

    6 сорт. Цареградские. По размеру и весу и цене одинаковы, как крупные и казацкие, только фасона и композиции другой.

    Иконы

    (обычно были размером от 2 до 9 вершков)

    1. Иконы литые самые малые назывались полувершковые, размер имели в длину 30 мм, ширину 28 мм, вес Цена - 25 коп.

    2. Вершковые иконы в длину около 60 мм, ширину 50 мм. Цена от 40 до 50 коп. за штуку (их называли иконы-листоушки).

    3. Двухвершковые - размер в длину около 120 мм, ширину 100 мм. Цена от 80 коп. до 1 руб. за 1 шт.

    4. Трехвершковые - размер около в длину 180 мм, ширину 140 мм. Цена за штуку - от 1 руб. 30 коп до 1 руб. 50 коп.

    Иконы складни

    состоят из 4-х половинок, которые складывались посредством шарниров с изображением религиозных праздников. Размер в длину около 180 мм, ширину 50 мм. Цена 8 руб. за складни. Были складни и менее размером.

    Складни, состоящие из 3-х пластин, называемые Деисус, с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Разных размеров от 2-х вершковых до 3-х вершковых. Цена от 3 руб. малые и большие до 8 руб. за складни.

    Отливались также наугольники с изображением евангелистов, а также в центре евангелия средник с изображением религиозного праздника воскресения или распятия с мироносицами. Размер угольника ширина 75 мм, длина 90 мм

    Средник имел размер в длину 130 мм, в ширину 120 мм. Цена за комплект 4 угольника и один средник - 6 руб.

    Кресты распятия

    Они отливалися от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб.

    Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смотря по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.

    Надо добавить, что икон и распятий вырабатывалось меньше, чем нательных крестов. Количество нательных крестов вырабатывалось в весе в один месяц примерно 6-7 пудов.

    Материалы для изделий

    Все изделия вырабатывались из латуни. Латунь - сплав цинка с медью: 33% цинка, остальное - медь. Это чистый сплав. Он годен для прокатки. Если содержание цинка будет больше 33%, то сплав делается хрупким.

    Некоторые изделия отливались из бронзы. Это производилось в зависимости от купленного лома (металла), а специально сплав бронзы не делали. Сплав бронзы состоит из меди и олова (до 15%). Смешанный лом металла латуни и бронзы отец покупал в Костроме у торговца Шарбера.

    Иногда по заказу нательные кресты отливались из серебра, таких изделий вырабатывалось за год фунтов примерно 5, не более (около 1000 штук). Цена за работу серебряных крестов была фунт крестов 10 руб.

    Фунт серебра стоил 14 руб.

    Стоимость лому латуни была от 9 до 10 руб. за пуд.

    Условия обстановки для выработки изделий

    Рабочее время - с 6 утра до 8 вечера.
     
    AzimuT, NEMO, Wolf09 и 2 другим нравится это.
  3. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Краткое описание о формовке и литье изделий (крестов и икон)

    Формовочная смесь (глина и песок) просеивалась через мелкое сито. Для доступа металла ставились так называемые путцы (литники) из железной проволоки толщиной примерно 5 мм, а к путцам ставились модели-кресты пропорционально друг другу, т.е. на одинаковом расстоянии, но в наклонном положении. После заливки опоки металлом, и после ее раскрытия будет вид такой, как ветка с листьями. Сама ветка это путец и от ветки листья как изделия на одинаковом расстоянии. Иконы ставились в опоке одна к другой на расстоянии друг от друга примерно 2-3 см и от одной к другой прорезались каналы (литники). Жидкий металл шел через верхние формы в нижнюю среднюю и наконец заполнял верхнюю форму (нужен был формовщик, литейщик и мальчик, раздувающий тигль). Формовщик изготовлял 5 пар опок, они отливались в течение полтора или два часа и назывались варом. Таких варов делали за день 7-8 варов. Особо больше было варов в день, когда отливались книжные застежки, потому их было проще формовать. Каждая опока вмещает в себя примерно 100 штук нательных (детских) крестов, а в вару их 5 пар, следовательно, каждый сплав давал около 400 штук. Икон вмещалось в опоку 2-х вершковых примерно 3 штуки. Крест-распятие двухвершковый один.

    Обработка и отделка отлитых изделий

    Обрабатывали в доме… В верстаке были гнезда, куда вставлялся финагель - дощечка на конце с усеченным конусом, на котором опиливали лишние приливы на ушке и с боков, посредством трехгранного напильника в плоскогубцах вручную, так и называлась эта работа - пилить с ушков и с боков. После этого производили сверловку отверстия в ушке при помощи большой ручной дрели, также на финагеле. У икон, крестов, распятий бока опиливались в больших версточных тисках, в которые предварительно вставляли деревянные две дощечки в виде тисок, дабы не попортить рисунок изделия. И последняя считалась отделка изделий кислотами. Прежде всего изделия отквашивали в слабой кислоте, несколько часов держа в кислоте изделия, обычно это делали на ночь.

    После этого, изделия (кресты) подвергались ческе (чесанию) в деревянном барабане с отверстиями и крышкой, куда помещали отквашенные изделия и закрывали крышкой. И подвергали чесанию, то есть вращению барабана в течение часа. После этого, изделия нанизывались через ушко креста на тонкую медную проволоку около ста штук, концы проволоки связывались (получалась связка). Такими партиями в одиночку по одной связке опускали в сосуд с кислотой и тотчас вынимали и промывали чистой водой в нескольких сосудах. Чаще всего для этого употребляли деревянные шайки с одной ручкой. И в последней спускали с проволоки. Затем изделия просушивали в обычном мешке с деревянной крупой. Эту работу называли гантание, то есть два человека брали за концы мешок и друг другу подбрасывали. И после этого, дабы отделить изделия от опилки, просеивали в решете. В этом случае изделия получали натуральный вид сплава: латунь - желтый цвет, бронза - красноватый золотистый.

    Настоящая работа кислотами называлась фабровкой (фабра). Состав фабры содержит серную и азотную кислоты, взятой в равном количестве. Смешиваются в глиняном или фарфоровом сосуде, куда добавляется на литр смеси малая щепотка столовой соли. После этого смесь в сосуде вскипает, становится горячей и идет едкий дым. Затем через некоторое время смесь выстаивается, охлаждается, тогда только она готова к употреблению. Иконы и распятия перед фабровкой также отквашивали и чесали металлической щеткой вручную, состоящей из тонких латунных проволок, называемый кразбер. Иконы опускались в фабру поодиночке и просушивалися в ящике с деревянной крупой поодиночке посредством трения о крупу.

    Дальнейшая отделка икон и распятий - начисто воронение (полирование) посредством стального воронила (полировника) хорошо отполированного до блеска. Полируются (воронятся) гладкие места кромки изделия, венец и каймы. Кресты нательные не подвергались полированию. Полировались в том случае, когда были с эмалью.

    lit.jpg
     
    AzimuT, NEMO, Тата63 и 10 другим нравится это.
  4. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.331
    Спасибо:
    14.889
    Отзывы:
    257
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    Verzond, интереснейшая тема! Я было, еще студентом, поработал в кузне немного, потом чет не сложилось.. А интересно, блин..:pont:
    Надеюсь что такую тему поддержат знатоки металлопластики, а я почитаю, ага?) :cj:
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2014
    Тата63, Wolf09 и Verzond нравится это.
  5. Torkwill
    Offline

    Torkwill Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 сен 2012
    Сообщения:
    225
    Спасибо:
    193
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Спасибо, очень любопытно, но есть непонятные моменты? Я так понял, что отливали в смеси песка и глины, оттискивая готовые образцы, но вот форма была односторонняя или двухсторонняя, как выглядел процесс формовки мне так до конца и не ясно.
     
  6. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Указ о медном мастерстве
    ukaz.jpg
    Первое подобает начати землю как угодно плавить в сосуде в каком пристойно развесть с водою чтоб было жидко все смешано с водою. И разбив мелко, и так поставить, и когда оная земля будет устаиваться крупная на дно пасть, а мелкая наверх остается. И которая с водою ходит, и та взять положить в другую посуду. И положить в подобное место, где б скорее сохло, токмы чтоб не круто. А вода будет устаиваться та надать сливать. А когда станет быть суха ток мо не надать дать досуха высушить, чтоб можно круглыми катками скатать, да скатав высушить сухо крепко. Да пожечь те катки чтоб оне докрасна нагорели, все давно. И вон вынуть да простудить, и просеять частым ситом в корыто нарочное, да свежим добрым квасом развесть, чтоб не жидко в меру, да дни два пропустить, чтоб она, укрепилась да пронарови двои сутки. Ежели похочешь печатать то надать выместить мягко и ежели суха будет то квасом полей чтоб мерно, и вымеси мягко и ежели хочешь знать когда годна будет к печатанию то возьми оную землю зажми в руку плотно ежели будет знать с ладони видать письмо, тогда годна, и печатай, в опоки створы или распятия, и другие всякия вещи.

    То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго. Да ножем срежь гладко да тут покладай что намерено печатать. Ежели створы или распятия и кресты то правыми сторонами вниз а левыми вверх. Да другую опоку положи да пыхвой напыхай на всякия штуки, токмо чтоб немного да ситом насей. Чтоб их не видеть да прочее руками доклади. Да набей крепко и ножом срежь и ту набитую половину опоки не разнимая переверни и ту набитую срезанную опоку переверни тою стороною положи на доску. А другую половину возьми сверху с той опоки вынь вон да разбей да на место, положи да тою пыхвой напыхай да ситом насей да прочее руками доклади да набей туго токмо обстоятельно чтоб не чрез меру чтоб выломок в том печатании не было выломок. Да также ножем срежь гладко да разойми да на которой стороне что печатанного останется то ножом обстоятельно тихостно выколоти да вытряхни с опоки тихостно. Да возьми и прорежь во все места и проходы, да в паханую горячую печь положи чтоб высохло сухо да потом же на горне, на горячее уголье чтоб сбелело. Да потом вынув с горна выстудить да берестом выкоптить чтоб счернело да сложить в место да меди положить весок против того что печатано да сверх того положить на путик.

    А медь положить в горшок, а горшок положить в горн докласть угольем. Да пускай с воли горит, как уголье нагорает, так и горшок с медью. Да когда будет горячо тогда надать дуть. И когда медь будет таять и будет кипеть тогда не моги лить хотя она и жестоко ходит и чадом зеленым ошивает, все мешкай. А когда будет на ней попонку натягать и дым зеленый ходить станет меньше, тогда лей и вылив разойми да землю выколоти пилою или ножнями отрежь что выльется.

    Ежели нефинифтянное то возьми да щетью свиною вычисти чтоб земли не было да разожги горн да положи печку которая имеется быть нарочная и положи ту печку в горн на уголье да угольем обклади хорошим чтоб в них огня не было. А когда печка та нагорит с угольем докрасна и тогда мешочком разодми чтоб была красна и огня бы не было с дымом чтоб жар был и тогда отвори в печке устие и тогда створы или распятия и кресты положи да углем устие затвори и под верхом оставь выход чтоб чад оттуда вышел который от меди пойдет. И которое положенное в печку нагорит до красна, тогда и все затвори, да посматривай чтоб не сгорело и когда буде с печкою не знать тогда устие отвори да дай сдохнуть, да еще затвори да когда на положенной меди будет как мошечка садиться тогда немного погоди и вон вынь. Да пускай простынет, да положи в ягоды а ягоды чтоб были вытолчены сочны да положи соли в меру да повари на огне да в тех толченых вареных ягодах лежит часов с десять. Да ежели посмотря что грязь отошла возьми да меленьким песком да свиною щеткой с водою вытри да водою чистою переполощи. Да еще возьми ягод посмотря сколько меди да ягоды вытолки да положи на огонь на уголье да пускай закипит. Да в кипяток покладай, да ключ хороший дай. Да вон вынь да тому же подобно песочком со щеткой вычисть, да после того с квасом медной щеткой вычисть. Да белым платом вытри да в жару высуши. А после песочного чищения до медного чищения которое недообтерано пилою, тогда оботри все наготово.

    Да тогда щетью медной вычисть на готово да по простым местам или по древам выходи гладилом. А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади. А ежели сколько кладешь красной или зеленой и запруды, то того в огонь не клади мажь водкой крепкой. А в финифтянное отнюдь не клади кроме зеленой меди понеже того финифтянного невозможно что в огни не быть. А когда будешь водкою крепкой мазать какую любо вещь тогда вычисти щеткой чтоб земли не было да согрей чтоб была горяча токмо в меру. А водки положи в хрустальную посуду да кисточкой сделай портяные маленькие на обстоятельных рукояточках. Да тогда мажь по всему тому да вымазав в воде щеткой смой да положи в ягоды да час полежит да возьми песком вычисти да щетью медной наготово тогда, будет бело.
     
  7. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Технология литья в землю

    Определения

    Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается.

    Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.

    Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).

    Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%.

    Формовка производится в опоках. Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом

    Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».

    Упрощенное описание процесса изготовления формы

    1.jpg

    а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается нижняя опока 4 рабочей плоскостью вниз.

    б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.

    в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.

    г) Излишек формовочной смеси срезается.

    д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.

    е) На нижнюю опоку 4 устанавливается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.

    ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опоки. Выполняются наколы для вентиляции формы.

    з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.

    и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)

    к) Модели извлекаются из формы.

    л) Форма вновь собирается и отправляется на участок литья - «плавильню», где происходит сушка формы и заливка в нее металла.
     
  8. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Указ как финифтом наводить

    ukaz_finift.jpg

    Когда похочешь наводить тогда возьми финифть да разотри мелко на камени, а камень чтоб был аки кремень да в нем же сделай гнездышко кругленькое да чем тереть был бы камень таки яйцо как можешь приискать чтоб лучше в руках держать. Да возьми финифть молотом растолоти да слей воды немного да три мелко чтоб аки пыль была а все три с водою. А когда будет готово тогда полощи водою выложи вон в хрусталь или в раковину да тут вымой хорошенько чтоб не было мути а тогда и наводи створы или распятия да и то вычисти песком с водою чтоб не было грязи. Да и высуши. Да тут и наводи спичкою а покладай не густо не жидко и сколько цветов имеется то всеми расцвечивай. А когда которую штуку наведешь положи чтоб никто не трогал понеже когда засохнет финифть, тогда живет слабо а когда наводишь тогда разожги горн и печку положи на уголье да всю обклади угольем добрым чтоб не было огня и дыма. А на устье положи уголь великий чтоб устье закрыло. И тогда дай волю пускай сама собою нагорит и когда красна будет аки уголь. И тогда устье у печки отвори да мешочком выдми, чтоб было чисто и тогда железною лопаточкою посади что положено. А таково опасно чтоб не стряхнулось.

    Да посадивши закрой углем устье. А под верхом оставь поло, чтоб чад вышел зеленой, когда положенное станет нагорат тогда, чад будет идтить. А когда станет буро быть положенное что и красить станет, тогда плотно запри. Да посматривай да на финифте будет лоск знать, а положенное станет красно, тогда устье открой да дай сдохнуть, чтоб не сгорело. И тогда закрой крепко, чтоб только проходец оставь посматривать да немного понарови. Да открой и простуди немного да вон вытяни и покладай на камень, как финифтянное так и не финифтянное. Да тому же подобно как нефинифтянное так и финифтянное осмотри выше сего указу отбельного. А которое финифтянное створы или кресты чтоб наготово притерто было чтоб после ничем не колотить дабы финифть не вредился. А после отбелу наготово пилою оботри чтоб было чисто и гладко да можно щеткой медною вычеши.

    А ежели что похочешь паять как вещи чернильницы или цепочки, серебром, тогда возьми старинного серебра да разбей молотом чтоб тонко было аки лист. Да которое паять на то место помачивай слюною да кисточкой припой покладай. А поверху посыпай варахою в тонкую. Да тогда в уголье в ровное покладай да мешочком дми а сам покладай уголье около да посматривай чтоб назрело. А когда припой сходится тогда щеткой свиною поманивай в воду да побрызгай да тогда вон тяни. Да высмотри ежели которое место не спаялось и то снова вычисти да еще тем же припоем приклади. А ежели хочешь знать как вараха составить тогда возьми буры золотник или два да положи в чашечку медную с тою бурою да положи на уголье и она вырастет велико и будет бела аки пена. И тогда вон вынь да мыла возьми фунт или полфунта да положи в горшочек небольшой. Да когда печь натопится тогда пускай чтоб жар большой вышел да на уголье поставь да пускай огнем выгорит да одни огарины останутся и тогда вынь да простуди ежели мыла полфунта положи буры золотник рощеной на уголье да вместе смешай да вымели мелко аки муку ситную, да тою по серебру посыпай.

    А ежели медь оловом паять то нашостырь разотри да по меди посыпай да наверх олово и тогда будет паяться.

    Посему же и прочая разумевай елико приложишь желание к благому учению, тогда и наипаче искусен будеши ко великому делу. А ежели в финифть похочешь положить бисеру в синей положи половину весом да в местах и растирай. А в другие цветы положи понемногу, да так же растирай вместе с бисером.

    Да ежели похочешь красную медь сделать зеленой то положи фунт красной меди и полфунта шлиотру, а прочее развешивай по надобью да перво медь разогрей, а тогда шлиотр положи в талую медь, и повари немного прутки да огнем высуши, да когда сготовишь опоки лить и выколотишь, да тогда в опоку покладай долгую в долгия места а короткия в коротким места. А покладай на правую сторону опоки в которой лика печатаны, а левую наверх. Да сложи вместе, опоки да возьми да тою левою стороною положи на доску. А правую наверх да доскою сверху, да в тиски чтоб туго было токмы в меру. И с обеих сторон опоки замажь землею от хвоста и до горла опайного да возьми уши нагрей, да тогда лей.

    Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем.
     
  9. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Пояснения к указам
    Оборудование и инструмент, упомянутые или подразумеваемые для операций, перечисленных в указах.
    Слова, приведенные в кавычках — подлинные термины из указов, рассматриваются по мере их появления в тексте.

    1. «СОСУД» — емкость для смешивания воды с обыкновенной землей, чтобы отделить крупные части от мелких частиц.
    2. Палка для размешивания смеси воды и земли.
    3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — емкость для сбора тех частичек, что «с водою ходят*. В этой же емкости вода и испаряется.
    4. Костер, в котором должны выгорать катки земли с мелкими частицами.
    5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для просеивания комков земли.
    6. «КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — емкость для процеженной и просеянной земли, в которую добавляется квас.
    7. «ОПОКА» — опока, то есть рамка в которой набивается форма.
    8. «ДОСКА» — плоскость на которую кладется опока.
    9. Инструмент для набивки земли в опоки.
    10. «НОЖ» — для срезания лишней земли с опоки.
    11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — возможно, что «пыхва» есть локальное название гриба-дождевика, иначе — «дедушкин табак». Мелкие споры этого созревшего гриба могут использоваться как разделительный слой при оттиске модели в формовочную землю. Фразу «пыхвой напыхай» нельзя понимать буквально, ибо не сам гриб трясется над формовочной землей, но только споры, просеянные через сито.
    12. «СИТОМ НАСЕЙ» — нанесение разделительного слоя между двумя опоками, чтобы разделить две половинки формы и извлечь модель.
    13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для просушки опок с готовыми земляными формами.
    14. «ГОРН» — горн.
    15. Инструмент для изготовления «ПРОХОДОВ» в формовочной массе для доступа металла к различным частям формы. Вероятно, термин «путик» является обозначением или этих проходов, или колонок застывшего в них металла, то есть литников.
    16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — готовый отпечаток выкоптить, чтобы сажа была разделительным слоем для горячего металла.
    17. «ГОРШОК» — для меди, предназначенной для расплавки (тигель).
    18. Меха для раздувания жара в горне.
    19. «ПИЛА» — ножовка для отрезания металла, но также и напильник.
    20. «НОЖНИ» — крупные ножницы для резки металла.
    21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щетка из свиной щетины.
    22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — маленькая печь, муфель для отжига в горне готовых отливок. Отверстие в муфеле — «устье» — закрывается куском угля.
    23. «МЕШОЧЕК» — малые меха, чтобы сдувать пыль.
    24. Сосуд, чтобы толочь ягоды.
    25. Емкость для хранения соли.
    26. Сосуд для варки толченых ягод с солью.
    27. Клещи или другое приспособление для переноса раскаленного тигля с металлом.
    28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очистки готовых отливок. Используется и с квасом.
    29. Сосуд для храпения кваса.
    30. Маленькая емкость для кваса, в котором смачивается медная щетка.
    31. «ПИЛА» — различные напильники для опиливания готовых отливок начисто.
    32. «ГЛАДИЛО» — инструмент из твердой стали для выглаживания и пол¬ировки частей отливки.
    33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — белая чистая ткань для обтирания окончательно готовой продукции.
    34. Приспособление — оборудование для очистки отливок песком.
    35. Тиглей, отличающихся размером, должно быть несколько, но также и для различных сплавов металлов.
    36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хранения «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
    37. Стеклянная емкость для крепкой водки, в которую опускают для травления готовые отливки.
    38. Стол для обработки готовых отливок.
    39. Металлические щипцы для хватания мелких отливок и нагревания их в огне.
    40. Деревянные щипцы или медные, но не железные, для погружения нагретых отливок в крепкую водку и извлечения из нее.
    41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — кисточки для смазывания крепкой водкой готовых нагретых отливок.
    42. Емкость для промывки в воде после травления в крепкой водке.
    43. Сосуд с толчеными ягодами, в котором помещаются протравленные и промытые отливки на час.
    44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для растирки финифти в порошок (ступка).
    45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пестик для растирки финифти.
    46. «МОЛОТ» — для разбивки крупных кусков финифти.
    47. Маленькая емкость для воды, которую добавляют в ступку при растирании финифти.
    48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для помещения растертой в пыль финифти.
    49. Сосуд для промывки финифти.
    50. «СПИЧКА» — маленькие палочки для раскладки разных цветов эмали по изделию.
    51. Столик для раскладки изделий под эмаль.
    52. «ПЕЧКА» — маленькая печка-муфель для помещения ее в горн, а внутри нее лежат изделия с наложенной финифтью.
    53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для посадки в раскаленный муфель изделий, предназначенных к эмалированию.
    54. «КАМЕНЬ» — плоский камень для раскладки на нем горячих изделий с эмалью.
    55. Медные паяльники разных размеров для пайки оловом.
    56. Различного вида и размера щипцы, струбцины и прочие предметы для паяния.
    57. Различные емкости для припоя, флюса и пр.
    58. Специальные острые инструменты для зачистки швов под паяние.
    59. «МОЛОТ» — Специальной формы молоточки для разбивки кусков серебра в тонкие листы.
    60. Наковальня специально для расплющивания серебра.
    61. «КИСТОЧКИ» для укладки серебряного припоя в швы изделия.
    62. Лопаточки для присыпки «варахи» — флюса на изделия.
    63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — чтобы брызгать водою на остывающие изделия с эмалью.
    64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для приготовления «варахи» — рощеной буры.
    65. Емкость для храпения мыла.
    66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в котором жгут куски мыла па угольях до выгорания.
    67. Ступка чтобы толочь буру с огарками мыла.
    68. Ступка толочь «НАШОСТЫРЬ».
    69. Лопаточка для оловянных опилок, чтобы сыпать на паяльные швы.
    70. Специальный инструмент для приготовления чистых оловянных опилок.
    71. Весы взвешивать и маленький и большой вес.
    72. Ножницы резать железные прутки для петель.
    73. Молотки и наковальня для выправления прутков.
    74. «ЩИПОЧКИ» — чтобы хватать прутки и вставлять их в петли.
    75. «ДОСКА» — для разведения земли с квасом, на которой обмазывают прутки для петель.
    76. «ТИСКИ» — для сжатия опок перед отливкой.

    Вышеперечисленный инструмент и оборудование прямо вытекают из положений указов, однако не могут исчерпывать весь необходимый инвентарь литейной — финифтяной мастерской. Реальное оборудование было значительно большим. В частности, отметим, что указы не упоминают о многих работах, непременно необходимых литейщику и эмальеру в качестве подготовительных или отделочных процессов. Например, нет упоминания о подготовке модели для печатания, или нет золочения и серебрения изделий после всех операций. Естественно, автор указов не перечисляет все обору¬дование, ибо его цель — рассказать только о специфике меднолитейного и финифтяного производства, но не более того.

    Материалы, необходимые литейщику-эмальеру
    1. «ЗЕМЛЯ» — обыкновенная земля, из которой приготовляют уже так называемую формовочную землю.
    2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, служащий клейким связующим в приготовлении формовочной земли. Тот же квас служит смягчителем при очистке и полировке изделий медной щеткой.
    3. «УГОЛЬЕ» — древесный уголь, специально изготавливаемый полусгоранием. Вероятно, уголь покупался уже готовым у производителей, которые на Руси были повсеместно.
    4. «БЕРЕСТА» — употребляется для копчения сажей земельных оттисков. Слой тонкой сажи необходим как разделительная пленка при заливке меди в формы.
    5. «ПЫХВА» — по-видимому, локальное название гриба-дождевика, чьи споры служат тонким слоем, отделяющим опоки по разделу. В других производствах употребляют для этих же целей древесную муку, которая выгорает от горячего металла.
    6. «ЯГОДЫ» — возможно, клюква для одних местностей, но и другая ягода — в других. Совместно с солью, ягодный мякиш работает по очистке металла и для нейтрализации кислоты — «крепкой водки».
    7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — означает в том числе и «царскую водку», то есть смесь соляной и серной кислот. Но может употребляться и в качестве общего обозначения кислоты.
    8. «СОЛЬ» — обыкновенная для химической обработки отливок.
    9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — употребляется для очистки отливок.
    10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чистая медь.
    11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — латунь. Это доказывается тем, что в указе дается рецепт изготовления латуни, как смеси меди с цинком.
    12. «ШЛИОТР» — цинк. До конца XIX века в России цинк нередко называли «шпиатр».
    13. «ЗАПРУДА» — употребление этого слова в тексте указа позволяет предполагать, что речь идет об особенном металлическом сплаве, ибо перечисляется: «красной или зеленой и запруды». В жаргоне русских коллекционеров XIX века употреблялось название медного сплава «спруда», по словам Н. В. Покровского «первобытная бронза», из которой делались самые древние предметы. Археологи XX века отождествляют «спруду» со сплавом меди—олова — свинца. К сожалению, именно эта часть текста указа неясна по смыслу, возможно, текст перепутан переписчиком. Если переосмыслить текст, то получится предостережение автора указа, что предметы из «запруды» нельзя покрывать финифтью, ибо они расплавятся. Не означает ли термин «запруда» не какой-либо особый медный сплав, а переплавку обыкновенного металлолома? В таком случае все предыдущие трактовки термина «спруда» ошибочны и не имеют никакого отношения к «первобытной бронзе» или к сознательному сплаву медь-олово-свинец. «Запруда», пли «спруда», суть медные сплавы с мешаниной различных примесей, и не более того?
    14. «ФИНИФТЬ» — поступала к литейщику в больших кусках, ибо требовала разбития молотом и растирания в порошок. Отдельным процессом названо употребление покупного бисера, который рекомендуется лишь в качестве добавки в финифть. Любопытно, что особенно подробно рекомендуется добавка бисера в синюю финифть. По-видимому, кусковая финифть была темного цвета, а добавка бисера в половинном весе давала голубой цвет. Именно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII—XIX веков. Не означает ли это, что темно-синее стекло-смальта было наиболее доступно, дешево на всероссийском рынке?
    15. «БИСЕР» — был в России привозным из-за границы, ибо М. В. Ломоносов пытался наладить его производство как альтернативу импорту. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делались укладкой кусочков бисера.
    16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — употреблялось для пайки серебром изделий типа чернильниц и цепочки.
    17. «ОЛОВО» — для пайки медных предметов.
    18. «ВАРАХА» — флюс для пайки серебром и медью. Составлялся самим мастером смешением рощеной буры с огарками горелого мыла.
    19. «БУРА» — бура нормальная.
    20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — вареная бура.
    21. «МЫЛО» — применялось для изготовления «вараха» и добавления в сплав латуни.
    22. «НАШОСТЫРЬ» — нашатырь, флюс для паяния оловом.
    23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — железные прутки, нарезанные из покупной проволоки. Применялись для получения отверстий в петлях складней одновременно с отливкой изделия.

    Вещи, указанные в качестве продукции
    Створы, кресты, распятия, чернильницы, цепочки и «другие всякие вещи».

    Технологические процессы в указах
    Приготовление формовочной земли, формовка, отливка. Составление медных сплавов: «красной меди», «зеленой меди», «запруды».
    Отделка поверхности готовой отливки: химическая обработка, механическая очистка, полировка.
    Приготовление эмалевой массы из кусков финифти и бисера. Эмалирование изделий.
    Паяние предметов серебряным и оловянным припоями. Приготовление паяльного флюса — «варахи».
     
  10. Torkwill
    Offline

    Torkwill Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 сен 2012
    Сообщения:
    225
    Спасибо:
    193
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Мощно! Спасибо.
    Вот интересно, в Древней Руси отливали изделия в каменных формах, еще раньше существовало литье по технологии утрачиваемой модели для сложных и крупных вещей. Почему и когда перешли на эту "земляную" технологию, она была более производительная, простая, в чем ее плюс?
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  11. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Первое, что приходит в голову - ускорение и удешевление поточного процесса, что то найду - обязательно поделюсь.
     
    Wolf09, esseo и Дождевой Земляк нравится это.
  12. Kite
    Offline

    Kite Команда форума

    Регистрация:
    2 дек 2011
    Сообщения:
    586
    Спасибо:
    786
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Способы литья в жесткие (в частности в каменные), имитационные (по оттиску в глине, земле) и по восковой модели с потерей формы существовали издревле и существуют до сих пор. Применение той или иной технологии зависит от разных причин и не упирается в какие-то конкретные временные отрезки.

    Если интересно, в период Древней Руси существовали:
    Литье по наборной восковой модели с потерей формы, причем эта форма создавалась путем многократного опускания модели в жидкую глину.
    Литье по восковой модели с потерей формы. При этом модель получали заливкой или вдавливанием воска в мастер-форму, которая в свою очередь была получена по оттиску прототипа или вырезалась преднамеренно. Сама же форма для литья выполнялась путем обжимания модели с литником и выпаром парой глинянных кругляшей. При недостаточно хорошем обжиме между кругляшами возникали полости и, как следствие, облой, из-за которого создается впечатление литья в двустворчатые формы.
    Литье по оттиску мастер-модели в имитационную формы. При этом мастер-модель могла быть выполнена из любого материала, в том числе воска, а также быть уже готовым изделием.
    Литье в жесткие формы, специально вырезанные формы.
    Наверно, что-то еще, но навскидку не помню.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Wolf09: 1 пункт (Отличному эксперту.Спасибо за развернутые ответы.) 22 авг 2014
    Последнее редактирование модератором: 22 авг 2014
  13. moposan
    Offline

    moposan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 апр 2013
    Сообщения:
    385
    Спасибо:
    1.292
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Интересы:
    Разносторонние.
    В первом посте есть не большая не точность про Загарское литьё,Гуслицко- Загарское литьё которое славится плохой обработкой изделий, родом из Московской области ,а не из Нижегородской. Лили эти изделия в нескольких деревнях,ныне Павлово-Посадский и Орехово- Зуевский район Московской области,продавалось это литьё почти по всей центральной России,данные можно найти в сети,немного информации по этому литью я загружал самолично,так как проживаю в этой местности.

    Вот как пример одна из таблиц литейных мастерских,которые входят в Гуслицко-Загарское литьё.

    metal1.jpg

    DSCN1321.JPG DSCN1322.JPG DSCN1321.JPG DSCN1322.JPG DSCN1328.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 22 авг 2014
  14. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Спасибо за науку!
     
  15. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Интересный эксперимент. Привожу полностью. Надо как нибудь повторить :)

    ---------------------------------------
    http://mednyobraz.ru/stat/3-tehnologizgotov/25-statchaga
    На проведение этого эксперимента меня подвигла статья из книги С.В. Гнутовой "Русское медное литье" Выпуск 2. (стр. 164)- «Изготовление литейных форм с помощью березовых грибов"

    Цитата из книги:

    «Изготовление литейных форм с помощью березовых грибов»

    Старообрядческая традиция донесла до нас весьма любопытный способ. Впервые автор услышал об этом способе от старика-поморца в д. Кодозеро (Карелия).

    Собственно говоря, сведения, сообщенные стариком, были довольно скудными: его дед рассказывал, что медник, работавший у них в деревне, отливал кресты и образки в березовых грибах. Необычность способа первоначально заста¬вила усомниться в достоверности этого рассказа. Однако удалось выяснить, что д. Кодозеро была крупным центром производства крестов, образков, книжных застежек, чернильниц и пр. на протяжении почти двух столетий, вплоть до второй половины XIX пека. Само производство направлялось запросами знаменитой Выгорецкой поморской обители. За все время существования обители д. Кодозеро, иначе Кодозерский скит, входила в состав так называемого «раскольнического сузсмка».

    Воспоминания местных жителей, записанные этнографом В. Майновым в середине XIX пека, также отмечают факт использования березовых грибов для производства медного и серебряного литья . Необычностью способа, вероятно, объясняется тот факт, что такие крупные исследователи Выгорецкой обители, как П.Г.Любомиров, В. Г. Дружинин, Е. В. Парсов, не отмечают существования у поморцев данного способа производства.

    Между тем способ изготовления литейных форм при помощи березовых грибов крайне прост. Срезанный гриб вываривается в воде, разрезается и внутрь разреза закладывается модель. После высушивания под прессом модель вынимается и сквозь просверленные литнички заливается металл.

    Преимуществом данного - способа, кроме его крайней простоты, является возможность дополнительной обработки внутренней поверхности формы. Полученная сухая масса легко гравируется, режется, полируется. Значительные дополнения в такой форме трудновыполнимы, однако более мелкие дополнения (замена надписей, орнамента, разделки одежд и пр.) гораздо рациональнее и выполнять именно в подобной форме. Тогда отпадает необходимость исполнения такой сложной операции, как изготовление промежуточных моделей.

    Практическое применение этого способа дало прекрасные результаты, показавшие, между прочим, что использование березовых грибов не ограничено сезонными рамками. Полученные мною благодаря любезности бывшего хранителя Петрозаводского музея Р. А. Девипой березовые грибы были собраны осенью, а формы из них изготовлялись уже зимой. Таким образом, заготовленные впрок березовые грибы устраняют сезонное влияние на производство медного и серебряного литья.
    chaga_s_krestom.jpg
    Отпечаток креста в березовом грибе

    Качество литья в березовые формы безукоризненно. Вероятно, применением березовых форм объясняется высокое качество отливки поморских изделий, на что часто указывали различные исследователи, например В. Г. Дружинин, В.П.Перетц

    В настоящее время трудно сделать заключение о происхождении этого способа приготовления литейных форм. Обозримая история его применения прослеживается только до начала XVIII века, то есть времени возникновения медного литья в Выгорецкой обители. Однако известные консервативные устремления поморских старообрядцев позволяют сделать предположение о более раннем происхождении указанного способа.

    Искать березовые грибы отправляемся в лес, причем в самый разгар зимы, и, несмотря на сезонность, такая "тихая охота" всегда увенчается успехом.
    Основная цель нашего поиска-это березовый гриб-трутовик.

    Трутовик берёзовый (лат. Piptoporus betulinus) — вид грибов, входящий в род Piptoporus семейства Fomitopsidaceae. Синонимы: ПИПТОПОРУС БЕРЕЗОВЫЙ, БЕРЕЗОВАЯ ГУБКА
    img_2.jpg

    У старого гриба мякоть жесткая, пробковидная, поэтому он плохо подходит для изготовления литейной формы. Но как показал опыт, можно использовать и такой гриб.
    Эксперимент по изготовлению литейной формы начнем со старого трутовика. В качестве модели для изготовления отливки, была выбрана современная копия наперсного креста XVI-XVIIвв. (на сленге крест называется "пропеллер").

    На фото гриб, наперсный крест и спичечный коробок, для оценки масштаба:
    img_5.jpg

    Следующий шаг-вываривание будущей формы в воде. Гриб варил ровно час, на среднем огне газовой плиты.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Используйте ненужную кастрюлю, т.к. в процессе вываривания на стенках остался трудноочищаемый черный налет, еле очистил его при помощи соды.

    После вываривания в воде трутовик становиться мягким и легко режется ножом:
    img_7.jpg

    Структура гриба в разрезе:
    img_8.jpg

    Далее разрезаем гриб пополам, отрезаем всё лишнее и между двумя половинками формы помещаем модель:

    img_9.jpg
    img_10.jpg
    Следующий этап-сушка под прессом. Поступил немного неисторично, зажав заготовку будущей формы между двумя стальными листами, и стянув их при помощи струбцин. В старину вполне могли использовать тяжелые камни или простейший пресс из двух дощечек и веревки, при закручивании которой, с помощью палки-рычага создавалось нужное давление.
    img_11.jpg

    Процесс сушки форсировал с помощью духовки. По мере высыхания половинки уменьшались в объеме, и поэтому время от времени струбцины приходилось затягивать. На полное высыхание заготовки, без ускорения процесса, может уйти месяц. Если форма будет плохо высушена и внутри её останется вода, то качественная отливка не получиться-при заливке металла вода закипит, и будет испаряться, а создавшееся при этом давление пара не даст полностью попасть металлу в форму, и она в свою очередь деформируется.

    img_12.jpg

    Результат первой отливки в форму из старого трутовика.

    Поскольку опыта в литье металлов у меня практически ноль, не считая, что в детстве лили всякие грузила, кастеты и т.д. по пластилиновым моделям в гипсе из свинца. Поэтому попробую залить свинец (температура плавления — 327,4 °C), т.к. его можно свободно расплавить на газовой плите.

    Поскольку гриб был старый, с жесткой внутренней структурой, и сформировавшимися в процессе его роста годичными кольцами, отливка получилась некачественной. Одна из половинок формы деформировалась при заливке расплавленного металла, причиной этому были эти самые сформировавшие кольца, куда и попал металл.

    Всё видно на фото, две половинки формы после отливки:
    img_14.jpg

    Фото готовой отливки:
    img_13.jpg

    Опыт по изготовлению литейной формы из старого гриба-трутовика оказался неудачным. Но не стоит отчаиваться, у нас еще есть в запасе вариант изготовления формы с помощью молодого гриба.



    Опыт номер два. В нем мы будем использовать молодой гриб-трутовик.

    Процесс вываривания, разрезания, сушки полностью идентичен первому, поэтому повторно его описывать не буду. Перейдем непосредственно к процессу литья. Молодой гриб имеет мягкую внутреннюю структуру, и благодаря этому, в процессе прессования он прекрасно сохраняет на своей поверхности все мелкие детали модели (буквы, лики), также он не имеет годичных колец, которые испортили нашу отливку в первом опыте.
    img_15.jpg

    Высушенная поверхность формы легко гравируется, режется, полируется, поэтому при должном умении можно внести незначительные дополнения (замена надписей, орнамента, разделки одежд и пр.)

    Две половинки формы после сушки, всё готово к отливке:
    img_16.jpg

    Отливка в форму изготовленной из молодого гриба получилась более успешной-она не деформировалась, и как мне показалось, получилась более качественно, чем в первом опыте:

    img_17.jpg

    Одна из половинок форм, после первой отливки:
    img_18.jpg

    В данную форму сделал несколько отливок, но после третьего раза нижняя часть формы стала обугливаться и качество отливки снизилось-лики на нижней части креста нечеткие:
    img_19.jpg

    На основании вышеизложенных опытов, можно сделать вывод, что такой способ отливки в форму из березовых грибов существовал, он реально выполним. Обозримая история такого способа изготовления прослеживается только до начала XVIII века, то есть времени возникновения медного литья в Выгорецкой обители. Однако известные консервативные устремления поморских старообрядцев позволяют сделать предположение о более раннем происхождении указанного способа. Литье в форму из березового гриба, ввиду его небольших размеров, подходит только для отливки нательных крестов, образков, небольших иконок. Более крупные иконы и кресты отливались при помощи земляной или глиняной формы, модель располагалась лицом вниз. Металл заливался в открытую форму, далее деревянным ракелем снимался излишек, и тут же сверху прижималась дощечка, которая и создавала давление для проработки тонкого литья. Потом обратную сторону иконы либо шлифовали, достаточно грубо, и так оставляли. Либо, обрабатывали до более гладкой поверхности и гравировали. Использовать литье маленькой иконки с прибылью в 2-3 килограмма было дорогим удовольствием - потому был способ, который описан.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Дождевой Земляк: 1 пункт (За интереснейшие темы!!!) 25 сен 2014
  16. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.117
    Спасибо:
    41.913
    Отзывы:
    542
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Век живи, век учись.[​IMG]
    Спасибо за тему Артём.[​IMG]
     
    Verzond и Дождевой Земляк нравится это.
  17. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.117
    Спасибо:
    41.913
    Отзывы:
    542
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Назад в прошлое: каменные формы для медного литья

    Помимо общеизвестного и распространенного литья в землю или более «экзотического»-в березовый гриб, существовал способ литья в каменные формы, преимущественно мелких предметов: крестики, пуговки-гирьки, украшения, пряслица.
    Каменные литейные формы применялись еще в глубокой древности. При археологических раскопках, ученые неоднократно находили каменные формы для отливки наконечника копья и других изделий.
    В качестве материала для таких форм может применяться талько-актинолито-хлоритовый сланец. Этот камень легко обрабатывается всеми видами режущих инструментов, но требует предварительного обжига при температуре 800— 1000 в течение 12—24 час. (в зависимости от толщины формы).
    Перед первой заливкой форму рекомендуется нагреть до 150—200° и нанести на ее рабочую поверхность защитный слой из серебристого графита (в старину использовали сажу, например при горении бересты). После заливки и некоторой выдержки — форму раскрывают, извлекают отливку, наносят графит на поверхность полости формы и вновь собирают ее для следующей заливки.
    Опыт применения каменных форм показывает, что поверхность чугунных и бронзовых отливок, отлитых в этих формах, получается совершенно гладкой и не имеет отбела (для чугуна). Внутренняя поверхность формы после большого числа заливок сохраняет свой первоначальный вид, что указывает на высокую стойкость материала формы.
    Каменные формы из талько-актинолито-хлоритового сланца могут широко применяться не только как полупостоянные формы, но и взамен кокилей при массовом производстве мелких отливок из различных сплавов.
    Как правило, при археологических раскопкахкаменные формы находят на месте древней мастерской или недалеко от нее. Например, вот эти формочки были найдены в центре Древнего Киева. Культурный слой, в котором была обнаружена мастерская, относится к X в.

    111.gif 222222.jpg

    Первая формочка (рис. 2) представляет собой пластину почти прямоугольной формы, размером 6,5X7 см при толщине 0,9—1,4 см. Обе стороны формочки являются рабочими — на них вырезаны изображения, служившие для отливки поясных украшений. На одной стороне находятся изображения четырех поясных бляшек. Они выполнены в виде трехлепестковых пальметок с отверстиями у основания ростка. По внешнему обводу каждого изображения часто нанесены точки, которые при отливке имитировали мелкую зернь. Здесь же вырезано 5—6 точек более крупного размера, вероятно, для имитации более крупной зерни. Все вырезанные изображения весьма сходны между собой. Однако левая пара бляшек незначительно отличается от правой. Последние несколько больше по размерам, отверстия здесь овальные, точек для крупной зерни шесть, а не пять, как у левой пары. Изображения бляшек каждой из этих пар имеют только те отличия, которые вызваны самим процессом ручной резьбы по камню, а также в количестве точек для мелкой зерни. К каждому из рисунков проделан литник. По краям формы находятся три отверстия для штифтов, служивших для фиксации крышки. На другой стороне формы вырезано еще три изображения поясных украшений. Поперек пластины, почти па всю ее ширину, расположен наконечник пояса. Вся поверхность последнего заполнена искусной резьбой растительного характера, которую в целом можно представить как дерево жизни, увенчанное тремя солярными знаками. Ниже находится изображение малого наконечника, украшенного гораздо проще — узким пояском с точками, идущими по контуру рисунка. Рядом вырезана маленькая сердцевидная бляшка с круглым отверстием в основании. На этой стороне формочки в нижней ее части находятся четыре отверстия для штифтов. Вероятно, сначала использовалась одна пара отверстий, однако вследствие долговременного использования формочки пришлось сделать новую. На торце формочки резцом сделана куфическая надпись на арабском языке. Мы полагаем, что надпись на формочке, вероятнее всего, означает имя владельца формочки, а не мастера-резчика, выполнившего изображение бляшек (хотя не лишено вероятности предположение, что это было одно и то же лицо).

    333333.jpg

    Вторая форма (рис. 3) имеет размеры 8X6 см при толщине 0,4— 0,8 см. На одной стороне вырезаны изображения пятиугольной бляшки, украшенной семилепестковой пальметкой, сегментовидной бляшки, а также круглой бляшки с восьмиугольной звездой. Литник круглой бляшки перерезается под прямым углом каналом для штифта, служащего для изготовления отверстия в ушке отлитого изделия.
    На торце, куда входит литник прямоугольной и сегментовидной бляшек, вырезан крест. На другой стороне в центре вырезано изображение колодочки с литником и каналом для штифта для образования полости в колодочке.

    44444.jpg 555.jpg

    Третья форма (рис. 4) меньше предыдущей (3,5х5 см при толщине 1,3 см). Полностью сохранилась лишь одна сторона, где вырезано три полуцилиндрических колодочки, к каждой из которых ведет отдельный литник. Для придания изделиям полой конструкции прорезано два параллельных канала для штифтов. Вследствие механического повреждения на второй стороне сохранился лишь незначительный фрагмент изображения.
    Все формочки изготовлены из шифера (пирофиллитового сланца) овручского происхождения. Первые две формочки относятся к одному литейному набору, служившему для изготовления поясных украшений (рис. 5). Так, большая продолговатая бляшка с круглым концом, украшенная сложным изысканным орнаментом, служила наконечником боевого пояса. На нем изображены трилистники со сложными завитками, перерастающие друг в друга и образующие своеобразное «древо жизни». Малый наконечник с заостренным концом предназначался для ремешков, к которым крепились меч, нож, кошелек и т. д. Маленькая бляшка расположенная рядом с наконечниками, с отверстием для язычка пряжки ножен также прикреплялась на эти ремешки. Сами ремешки крепились к боевому поясу при помощи бляшек-пальметок с продолговатым отверстием, которые находятся на другой стороне этой формочки. Бляшки крепились к поясу, а через их отверстия пропускались ремешки. Находящиеся здесь же другие две бляшки меньшего размера располагались на боевом поясе и окаймляли отверстие для язычка пряжки. Сегментовидная бляшка могла также употребляться для пропуска ремешков. Пятиугольная бляшка, вероятно, прикреплялась к щитку пряжки пояса. А круглые бляшки со звездой в середине, по всей видимости, украшали остальную часть пояса. (Возможность приделать ушко этой бляшке указывает на существование также варианта использования ее в виде подвески). Как известно, количество бляшек на боевом поясе воина бывало довольно значительным. Так, на поясе, найденном в 1848 г. в Чернигове у Елецкого монастыря, насчитывалось 57 бляшек и наконечников.
    Резьба по камню, особенно выпуклых линий, которые при отливке дают углубленные линии,— очень тонкий и кропотливый труд. Обработка такой формочки требовала как специального материала и инструмента, так и опытного мастера-резчика. Изготовление литейной формочки требовало значительных затрат труда. Эти затраты оправдывали себя лишь в случае массового производства. «Только наличие широкого и гарантированного круга заказчиков или наличие рынка могли способствовать появлению таких дорогих и трудоемких приспособлений, как эти литейные формы»,— подчеркивал Б. А. Рыбаков.
    Длительная и интенсивная работа мастерской (на что указывает залощенность форм, новые отверстия для штифтов и т. д.) говорит о том, что такой спрос на изделия данного вида в Киеве X в. уже существовал.

    6.jpg


    На рисунке выше приведена формочка для отливки колтов из киевских мастерских на Фроловской горе. Справа готовая серебряная сережная подвеска в виде семиконечной звезды (колт) из клада, найденного на территории Старой Рязани.

    7.jpg

    Серебряный браслет 12 века из собрания Государственного исторического музея (Москва), внизу одна из половинок каменной формы.

    8.jpg
    Стенд в ГИМе (г. Москва)

    Культура Древнего Китая также использовала каменные формы для литья. На фото ниже изображены древние китайские каменные формы для литья зеркал, толщина отливки 1,5-4 мм диаметр 150-200 мм, поражающие своей изящностью.

    9.jpg

    Назревает интересный вопрос: как древние ремесленники боролись с отводом воздуха из канала для заливки? Ведь, если он (воздух) не вытеснится из канала по щели стыка полуформ, то тогда будет непролив. Например, как можно пролить тонкий кончик данной иглы:

    10.jpg

    Вероятно, применялся метод центробежного литья, т.е. достаточно сразу после заливки повращать, допустим на веревке, форму, и металл прольется хоть через отверстие диаметром с волос. И потом есть еще и молоток, после литья кончик можно отковать! А наклёп обеспечит еще и упрочнение кончика. Есть еще одна хитрость, булавка могла быть биметаллической, достаточно перед заливкой вложить в форму железную иголку залить металл и все.

    11.jpg

    Одна из половинок каменной формы для отливки лунниц (XII-XIIIвв.)

    12.jpg

    Одна из половинок каменной формы для отливки лунниц. Найдена в Смоленской области, на берегу Западной Двины.
    На обеих формах очень хорошо видно место, куда перед заливкой вставлялся штифт образующий отверстие в оглавии.

    13.jpg

    Эти формы найдены на Украине. В нижней части изображения уникальная двухсторонняя форма из розового шифера (вероятно, для изготовления перстней и нательных оберегов-амулетов). Интересно, что куски розового шифера во множестве встречаются на селищах 10 -13-х веков. Добывался в Овруче (Вручий), что на Волыни. Из него изготавливали так называемые пряслица (грузики для веретена), иногда крестики. Розовый шифер бывает разных оттенков, от оранжевого до тёмно-фиолетового, хорошо подвержен обработке, можно обрабатывать простым ножом. Также литейные формы резались из мягких пород камня — известняка, песчаника, шифера, сланца и даже берёзового гриба. Каждая форма по своему уникальна, и найти совершенно одинаковую невозможно. У каждого мастера была своя специфика и технология отливки.

    14.jpg

    Сравнение двух форм: слева-домонгольская бронзовая форма для отливки иконки с поясным изображением Святого Георгия. Аналогичные бронзовые формы использовали для оловянисто-свинцовых сплавов. Особенно, это было распространено в Новгороде и Пскове, где не возникало проблем с сырьем - прежде всего с оловом, которое в XI-XVII вв. было только привозным. Справа-каменная форма для отливки скандинавских подвесок.
    В более позднее время литье в каменные формы больше применялось для отливки небольших медных изделий-нательных крестиков, пуговок-гирек, копоушек и др.

    15.jpg

    Каменная форма, найдена в доме, перевезенном из затопляемой г. Мологи. Форма двухсторонняя из темного камня. На лицевой стороне форма для нательного крестика, и навершие копоушки-петушок. На оборотной стороне-верхняя часть пуговиц-гирек.
    Небольшая статья, посвященная изготовлению каменных форм и отливки в них, есть в книге С.В. Гнутовой "Русское медное литье" Выпуск 2. (стр. 162) Фото и цитата из книги:

    16.jpg

    Верхняя часть изображения-каменная форма креста XII-XIVвв.. Нижняя часть-каменная форма креста XVII-XVIIIвеков.
    Сама технология отливки в каменные формы достаточно полно рассмотрена Б. А. Рыбаковым капитальном труде «Ремесло Древней Руси», им же отмечена и замена греческих надписей на русские — вероятно, первый случай столь частого впоследствии изменения деталей при сохранении первоначального ядра композиции.
    Им же было отмечено, что выпуклые греческие буквы на каменной форме могут быть изменены только на углубленные русские. Поэтому Б. А. Рыбаковым был сделан вывод о более позднем происхождении памятника, точно копирующего греческий, поуже с русскими буквами.
    Однако эта принципиально возможная переделка каменной формы на существующих памятниках встречается довольно редко, и неудивительно, ибо выражение тонкого выпуклого рельефа (на форме) затруднительно на столь твердом и хрупком материале, как камень. Большинство углубленных русских букв, встречающихся на медной отливке, выполнено не на каменной форме, а чеканено или гравировано непосредственно на уже отлитой реплике. Надо думать, что ремесленниками руководило, в данном случае, элементарное чувствожелания минимальной затраты сил для достижениярационального и точного результата.
    Все трудности обработки камня неизбежно ставят вопрос о распространении выделки каменных форм для получения литых произведений. Изучение сохранившихся каменных форм приводит к интересным выводам о возможных сроках службы каждой формы. Большинство сохранившихся каменных форм для отливки сравнительно сложных изображений представляют собой обломки с довольно четко сохранившимся рельефом. Между тем при многократных отливках именно мелкие детали рельефа должны пострадать в первую очередь. В данном случае относительная хрупкость камня,неспособность егопротивостоятьтепловымнапряжениям приводит именно к раскалыванию всей формы, что и подтвердилось при пробных отливках в искусственно приготовленные имитационные формы. Материал изготовления каменных форм достаточно разнообразен, например, шифер, сланец, большинство же форм, по выводам Б. А.Рыбакова, изготовлялось из известняка — то есть материала, отличающегося сравнительно меньшей хрупкостью, но не допускающего тонкого и чистого рельефа. Именно этими качествами, возможно, и объясняется факт выделки большинства позднейших форм из известняка, поэтому же и все позднейшие формы содержат только примитивные изображения.
    Таким образом, можно подвести итог о неудобности каменных форм для изготовления сложной литой пластики.
    1. Трудность изготовления.
    2. Невозможность вырезания тонкого рельефа,особенно характерного для XV—XVIIIвеков (вспомним высказывание В. И. Леретца о «живописной пластике» этого периода).
    3. Кратковременныйсрокслужбыкаменнойформы,темболеечто для воспроизведения реплик вполне достаточно получение первого экземпляра.
    4. Возможность переделки каменной формы ограничена, во всяком случае, любаяпеределкавызываетувеличениеотливки.Поэтому,дажепри возникновении первоначального изображения в камне все радикальные изменения последующих реплик должны происходить на другом материале.
    Все вышесказанное позволяет сделать вывод об ограниченности изготовления каменных форм для литой пластики, что и иллюстрируется сохранившимися экземплярами как каменных форм, так и образцов древнерусского литья.
    В конечном итоге, на послемонгольский период древнерусского ремесла можно распространить высказывание Б. Л. Рыбакова по поводу более раннего периода, когда расширение массовости производства ведет к изменению самой технологии ремесла. Кроме того, помимо вопросов тиражирования, сказался и чисто художественный фактор, ибо изменение изобразительных задач требует и перемену самой техники художественного производства.

    17.jpg
    Форма для литья креста из Чушевицкой волости Верховажского р-на Вологодской губернии

    http://mednyobraz.ru/stat/3-tehnologizgotov/44-nazad-v-proshloe-kamennye-formy-dlya-mednogo-litya
     
    Последние данные обновления репутации:
    dex: 1 пункт (За познавательную тему!) 1 окт 2014
    brusik, NEMO, 2bellum и 9 другим нравится это.
  18. rebl
    Offline

    rebl Наблюдатель

    Регистрация:
    14 сен 2008
    Сообщения:
    2.919
    Спасибо:
    2.192
    Отзывы:
    72
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    default city
    Интересы:
    из дачников
    Попробуйте вываривать не просто в воде, а в можжевельнике, этот момент почему то упущен....
     
  19. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    976
    Спасибо:
    2.783
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    впоследствии автор еще упоминал про варку в соленой воде
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  20. dex
    Offline

    dex Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 окт 2013
    Сообщения:
    760
    Спасибо:
    5.350
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Львов
    Интересы:
    Поиск
    Замечательная и познавательная тема!

    Добавлю форму для отливки кельтов:

    112 (1).jpg 137.jpg 137 (1).jpg 112 (3).jpg 112.jpg 112 (2).jpg 137 (2).jpg
     
    brusik, NEMO, Andrey.ya.83 и 4 другим нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)