История и технологии литья

Тема в разделе "Металлопластика", создана пользователем Verzond, 22 авг 2014.

  1. Offline

    Verzond директор ДЕДсада

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    965
    Спасибо SB:
    2.896
    Отзывы:
    76
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Частенько задавался вопросом, как же золотили то? гальваники еще не знали же... набрел на статью
    источник http://mednyobraz.ru/stat/2-statiyo...na-bronzovyx-lityx-ikonax-krestax-i-skladnyax

    Огневое золочение на бронзовых литых иконах, крестах и складнях

    Патина на медной иконе для старообрядцев - это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому часто применялось огневое золочение или серебрение бронзовых икон, крестов, складней.

    Отношение старообрядцев к медным литым иконам сильно отличается от отношения к иконам коллекционеров. Патина на медной иконе для старообрядцев - это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому, большая часть бронзовых икон дошла до нас в «замоленном» виде. Перед каждым православным праздником медные иконы, складни и киотные кресты чистили грубыми абразивами - песком, толченым кирпичом и др. От этого терялся первоначальный рельеф иконы, фрагменты одежды, надписи, декоры и орнаменты, а у особо рьяных хозяев вместо ликов Святых можно увидеть абсолютно гладкие поверхности. Чтобы этого не происходило, а икона всегда сияла и радовала глаз своей сохранностью, применяли огневое золочение.

    Позолота или золочение — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

    Какие существуют виды золочения?

    Огневое золочение

    Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

    Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

    Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой технике являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

    Достоинство — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора погибло около 60 человек от отравления парами ртути. Мастера - позолотчики редко доживали до 30 лет.

    В большинстве случаев, именно этот способ использовался для золочения бронзовых икон, крестов, складней. Золото толкут в порошок, потом растворяют его в ртути, пока ртуть не превратится в творожную массу, затем, жесткой кистью макая в эту творожную массу, этот состав наносят на предмет, сильно втирая, а потом уже кладут на угли и греют, пока ртуть не испарится. Поэтому, огневое золочение можно отличить от гальванического, наличием у огневого золочения "разводов" -что могли остаться от кисти при нанесении.

    Золочение на масляной основе

    Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для озолочения металлических поверхностей (памятники, ограды, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым, в случае, если поверхность под нанесение позолоты подготовлена не соответствующим образом, либо с ним работает не опытный мастер.

    Позолота на «гульфарбу»

    Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая "притамповывая" и протирая тампоном ваты.

    Золочение на глиняной основе

    Также на полимент - применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины — болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

    Золочение с использованием средств на водной основе

    Применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения.

    Твореное золото

    Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

    Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.


    Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.


    Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца ХIХ в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала ХХ в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.

    Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу. В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов. Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.

    и вдогонку
    knigi_o_zolochenii_1.jpg knigi_o_zolochenii_2.jpg knigi_o_zolochenii_3.jpg knigi_o_zolochenii_4.jpg knigi_o_zolochenii_5.jpg knigi_o_zolochenii_6.jpg knigi_o_zolochenii_7.jpg knigi_o_zolochenii_8.jpg knigi_o_zolochenii_9.jpg knigi_o_zolochenii_10.jpg knigi_o_zolochenii_11.jpg knigi_o_zolochenii_12.jpg knigi_o_zolochenii_13.jpg knigi_o_zolochenii_14.jpg knigi_o_zolochenii_15.jpg
    Сообщения объединены, 15 янв 2015, время первого редактирования 15 янв 2015
    продолжим копипастить http://mednyobraz.ru/stat/3-tehnolo...n-i-iskusstvo-oformleniya-mednolitoj-plastiki
    Привлекательность, духовное и эстетическое совершенство литых крестов и икон напрямую зависели от технологического уровня производства. Качество изделий было обусловлено мастерством литейщиков, гравировщиков, эмальеров, то есть всех тех людей, чьим творческим даром воссоздавалось библейское видение красоты.



    Православная Церковь относится к иконе как к особому средству отображения Божественной реальности и для создания святых образов установила требования к мастеру, указывающие, каким он должен быть. По этому поводу Стоглавый Собор в 1551 году определил, что «подобает быти иконописцу кроткому, благоговейному, не пьянице, не бийце, часто ходить на исповедь к святым отцам, в чистоте жить и по закону женитися...». Иначе говоря, иконописец должен готовиться к написанию иконы сугубым постом и молитвой, находясь в послушании своему духовнику. Канонизация живописцев подтверждает святость их искусства. Одним из первых был канонизирован преподобный Алипий - русский иконописец, отдавший себя служению Господу. Несомненно, что все эти наставления касались и мастеров меднолитой пластики, которые превращали металл в кресты и иконы - изделия, посвященные Господу Богу.

    В России к ручным ремеслам не относились как к труду, требующему проявления ума и таланта. Такой вид занятий считался не слишком достойным, а профессионализм особо не ценился. Однако у мастеров присутствовало духовное видение задач, требующее нравственного напряжения. Немалую роль играл и опыт предков. Производственный процесс в основном базировался на вековых традициях умельцев из народа. Их мастерство передавалось из поколения в поколение, преемственность бережно сохранялась.

    В. М. Тетерятниковым в 1965 году были найдены рукописные тексты: «Указ о медном мастерстве» и «Указ, как финифтом наводить». По его мнению, заслуживает внимания то, что их интонация не носит приказной характер. Они изложены в виде доброжелательного совета человека, озабоченного способностями ученика и его нравственными устоями. Кроме того, в текстах этих указов прослеживается убежденность, что труд мастера не является тяжелой обязанностью, а есть наслаждение и гордость за свои руки, которые создают духовные предметы. Не случайно в заключение пишется: «Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам, и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем».

    С закрытием Выговского монастыря изготовление меднолитой пластики в большинстве своем было привязано к крестьянским дворам, за исключением таких крупных центров, как Москва. Сначала это являлось следствием гонений, а затем кустарное производство приняло вполне налаженный характер и стало традицией. Такие мастерские, как правило, были малочисленны, производство носило семейный характер, а «медницы» обычно представляли собой избу (или две избы) с двумя основными помещениями. В одном, называемом «формовой избой» или «печатальней», - изготавливали «песчаные литейные формы», а в другом - производили плавку металла и сушку этих форм. Обрабатывали отливки обычно также на дому.
    medlit_kanon1.jpg
    На рис.1 показан процесс формовки, осуществляемый в меднице Богородского уезда. Фотография дает наглядный пример примитивности (даже по тем временам) оснащения «печатальни». Глядя на нее, невольно задаешься вопросом - откуда появлялись эти изящные кресты и иконы, поскольку с трудом веришь, что их создавали в таких условиях.

    Упомянутый рукописный указ о медном мастерстве дает возможность с определенной степенью достоверности описать основы производства медно-литой пластики. Собрав и проанализировав имеющуюся информацию, можно представить поэтапную технологию изготовления литых крестов и икон.

    Литейщики прошлого практиковали разные способы литья: в каменные и глиняные формы, по восковым (выплавляемым) моделям и даже в грибах. Четкий отпечаток модели с возможностью его «подчеканки» обеспечивался в песчаных формах.

    Модель сначала изготавливали из дерева, используя наиболее пригодные для этой цели породы. По деревянному прототипу отливали матрицу из сплава на медной основе. Ее качество, по существу, зависело от мастеров - формовщика и гравировщика, которые по возможности исправляли нечеткие участки рельефа. Получение деревянной модели связано с выполнением сложного типа художественной резьбы (плоско-рельефной, изобилующей мелкими деталями). Иногда матрицы с невысоким рельефом изготавливали непосредственно на металлических пластинах.

    Надо сказать, что от результата работы модельщика в значительной степени зависело, насколько создаваемый образ будет соответствовать той духовной реальности, о которой он свидетельствует. Для выполнения таких работ необходимо, чтобы мастер состоялся как личность, имел художественные способности и обладал определенным объемом знаний, касающихся иконописного канона. Модельщик не просто создавал рельефные картины по каноническим сюжетам, но по-своему их декорировал, внося в изображение собственное видение красоты.

    Практиковалось использование составных моделей, представляющих собой каркасы, куда вкладывали модели-клейма. Каркасы могли быть в виде простой рамки для установки одновременно нескольких клейм, например при изготовлении четырехстворчатого складня, или рамки с широкими полями, украшенными рельефным орнаментом, в которую вставляли поочередно клейма с разными сюжетами.
    medlit_kanon2.jpg
    Изготавливали также сборные композиции из отдельных икон, модели которых при формовке помещали вместе без зазоров (рис. 2), или между отпечатками моделей в литейной форме делали каналы для поступления жидкого металла во все полости. В результате подобных действий получали одну отливку, состоящую из отдельных сюжетов, порой не связанных друг с другом. При этом некоторые построения были настолько эклектичны, что в их пропорциях нарушалось эстетическое равновесие. Пожалуй, наиболее удачными в художественном отношении являются композиции, которые создавали на базе моделей Креста-Распятия. Это так называемые киотные кресты разной степени сложности с клеймами Двунадесятых праздников и избранных святых.

    Для изготовления формовочной смеси использовали «землю», которую получали, смешивая специально подготовленный песок с глиной, добавляя воду, а иногда «квас свежий добрый». Смесь считали годной, если при ее сжатии в руке на образующемся комке оставался отчетливый след ладони с папиллярными линиями. Пользуясь таким методом оценки, получали смесь достаточно пластичную, обеспечивающую формирование рельефных отпечатков всех элементов модели.

    К процессу формовки относились с большой ответственностью, и некоторые вопросы, обусловливающие качество поверхности отливок, решали при изготовлении самой формы. Равномерное уплотнение смеси являлось большим искусством, поскольку при отсутствии соответствующего умения - «набьешь один бок, может и хорошо получится, а с другой - непременно замоешь - и никакой на ней чеканки не видать, не видать и качество отливок», - рассуждали старые мастера. Не менее важным считалось умение аккуратно «разнять форму», осторожно извлечь модель и затем исправить обнаруженные на поверхности дефекты, то есть «в песке подчеканить».

    5660712.jpg
    Необработанная отливка иконы "Никита Бесогон" 19 века



    medlit_kanon3.jpg
    Пригар на отливках не допускался, и мастера отмечали, что если «с умом сделаешь - получится отливка без пригара, а пристанет песок, работы, считай, не было»

    Глядя на литые кресты и иконы с четким отпечатком сложного рельефного рисунка, еще раз стоит подчеркнуть, что старые мастера достигали такого качества с помощью формовочной смеси, соответствующей главному их требованию — «отпечатку с ладони».

    Наглядными примерами невысоких, с тонкими линиями, рельефов, полученных в литейной форме, могут служить оборотные стороны крестов с растительным (рис. а) и декоративным (рис. б) орнаментами.

    До XIX века основным сплавом при изготовлении меднолитой пластики являлась бронза, содержащая 85% меди и 15% олова. Затем стали применять в основном латунь, состоящую из 64-67% меди и 33-36% цинка. Однако и в начале XX века встречаются предметы из бронзы.

    Выбор указанных сплавов, помимо их зримой привлекательности, жидкотекучести, а также коррозионной стойкости изготовленных из них изделий, можно связать еще с тем, что на Руси издревле меди (как металлу) приписывали свойства «оберега».

    Такое отношение к меди сохранилось еще с библейских времен. Согласно Библии, Господь за недовольство среди евреев во время странствий по пустыне наслал на них ядовитых змей. Когда несчастные в раскаянии попросили Моисея обратиться к Богу, чтобы Он избавил их от этих тварей, Моисей по велению Господа сделал медную змею и повесил ее на знамени. Люди, укушенные ядовитыми змеями, лишь взглянув на это изображение, исцелялись.

    Изделия из латуни (свободные от окисной пленки) по цвету близки к золоту. И если в иконописи золотой цвет символизирует Божественный свет и сияние вечной жизни, то литые кресты и иконы самим цветом металла напоминают о Божественном присутствии.

    В XVIII - начале XX века немало внимания уделяли «доводке» на отливках отдельных деталей рельефа до нужного качества. Для этой работы привлекали мастеров с художественными способностями, которые с помощью штихелей осуществляли корректировку рисунка. При этом на них ложилась большая ответственность, поскольку нельзя было допускать ошибок. В отличие от иконописи, когда в ходе работы технически возможны исправления, при доводке рельефа на отливках выбранный штихелем металл невосполним.

    Иногда попадаются кресты и иконы с дефектом, называемым «недолив», который заключается в отсутствии части отливки. В подобных случаях практиковался их «ремонт»: на отсутствующий участок приваривали вставки, которые гравировали, восстанавливая рисунок на отливке. Это была сложная, весьма трудоемкая работа, требующая определенного умения. Однако обычно ее выполняли на таком высоком технологическом и художественном уровне, что зрительно не сразу удается вычленить такой участок. Наглядный пример отливки, полученной с «недоливом» и подвергшейся указанному «ремонту», показан на рис. 4. Все это свидетельствует о том, что мастера относились к производству литых крестов и икон, как к священнодействию, испытывая чувство благоговения, стараясь не допустить уничтожения (переплавки) полученных с дефектом, но исполненных святости предметов.

    Особенностью изготовления литых крестов и икон, то есть миниатюр с невысоким рельефом, является сложность воплощения сюжетов, где присутствует пространственное изображение. В частности, многофигурные композиции «Двунадесятых праздников» с многослойными рельефами, а также обилием деталей и фигур требовали непростых пространственных построений.
    medlit_kanon4.jpg

    Это решалось за счет упрощенных очертаний рисунка и орнамента. Например, позем представляли в виде обычной полосы, без каких-либо подробностей, глубину абстрагировали с помощью орнамента, а композицию в целом старались сводить к минимуму деталей, не искажая тематики образа. Мастера настолько искусно пользовались этими приемами, что, изображая сюжеты на темы православных праздников и другие сложные многофигурные композиции, удачно выражали в металле суть этих сюжетов и их духовное значение.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Дождевой Земляк: 1 пункт 6 апр 2015
    Последнее редактирование: 15 янв 2015
    brusik, 2bellum, NEMO и 8 другим нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    19-2011.JPG
    Форма для отливки пуговок гирек.
     
    j.silver, brusik, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа

    Что бы ни писали историки о постепенном, растянувшемся едва ли не на три столетия приобщении восточных славян к Христианской Церкви, очевидно, что крещение Руси при равноапостольном князе Владимире распространилось на большую часть населения Киевской Руси. Новая вера требовала не только внутреннего переустройства человека, но и предполагала внешнее выражение, которое в эпоху первоначального распространения христианства становилось и знаком личного исповеднического подвига.
    Русь приняла христианство от Византии вместе с развитым, вполне сложившимся церковным искусством, в котором любая декоративная деталь была подчинена строго осмысленному символическому строю. Первым символом веры для вчерашнего язычника на Руси стал нательный крест. Археологические раскопки показывают, что металлические и каменные нательные крестики, так называемые «корсунчики», в массовом порядке завозились на Русь. Впрочем, уже через несколько десятилетий после 988 года собственное производство крестиков, а вместе с ними и нательных иконок приобрело на Руси такой размах, что импорт сходных изделий из Византии сделался бессмысленным. Фантазия русских мастеров-литейщиков была безграничной; сохраняя традиционную греческую форму равноконечного креста, домонгольские русские тельники имели десятки разнообразных форм.

    ris1.jpg ris2.jpg

    Традиция изготовления меднолитых ювелирных украшений сложилась на Руси еще в дохристианскую эпоху. Интересно проследить, как древние украшения с солярными символами робко и постепенно включают в себя изображения креста. Пресловутое русское двоеверие выражается круглыми подвесками, которые первоначально были символами славянского Ярилы, с крестообразными прорезями, а затем стали просто четвероконечными или двенадцатиконечными крестами, заключенными в круг. Такую же метаморфозу претерпели древние славянские лунницы, в которых между концами языческого месяца постепенно утвердился христианский крест.
    Приметой языческого прошлого, перекочевавшей в новую послемонгольскую эпоху, стали змеевики — древние славянские обереги, отливавшиеся на обратной стороне складней вплоть до XVI века.
    Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Исключение составляло производство нательных крестиков, которые продолжали отливаться и в мастерских, предлагавших свою продукцию Православной Церкви.
    Распространение литых икон в старообрядчестве, причем в наибольшей степени в беспоповских согласиях, при почти полном равнодушии к нему Православной Церкви объясняется, прежде всего, историческими условиями существования старообрядчества.
    На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри. При этом поповцы и беспоповцы находились не в одинаковом положении. Старообрядцы, приемлющие священство, мечтавшие найти епископа и восстановить иерархию, старались в каждом удобном случае легализовать себя, урегулировать свои отношения с властью, поскольку нуждались в снисходительном отношении к священникам, переходящим к ним из господствующей Церкви.
    Старообрядцы-беспоповцы были уверены в том, что духовное воцарение антихриста уже совершилось, поэтому истинная Церковь может быть только гонимой. Крайнее выражение это убеждение нашло в идеологии согласия странников, или бегунов. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья.
    Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами. Уже в 70-е годы XVII столетия на реке Выг появляются поселения, основанные бежавшими иноками Соловецкого монастыря, который, не соглашаясь служить по книгам, присланным Патриархом Никоном, подвергался осаде царскими войсками в течение восьми лет с 1668 по 1676 год. После разгрома соловецких бунтовщиков многочисленные насельники монастыря уходили на берега реки Выг, где начинали свой подвиг основатели обители преподобные Савватий и Герман. В октябре 1694 года два поселения, основанные Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым, были объединены в Выговское общежительство — монастырь, бывший идейным центром старообрядчества беспоповского толка в течение следующих полутора столетий.
    В Выговском монастыре, разделенном стеной на две половины, первоначально проживали мужчины и женщины. В 1706 году в 20 верстах от мужской Богоявленской обители была построена женская Крестовоздвиженская, стоявшая на реке Лексе. Первой настоятельницей стала родная сестра Андрея Денисова Соломония. Рядом с этими двумя монастырями организовывались многочисленные скиты, в которых разрешалось проживание семьями.
    Именно в этих скитах происходит возрождение древнерусской традиции изготовления литых икон. При этом выгорецкие мастера добиваются небывалого технического и эстетического совершенства своих изделий. Иконы выговского литья отличаются необыкновенным изяществом, тонкостью литья, передающим мельчайшие детали, вплоть до завитков волос и глазных зрачков. Замысловатые орнаменты заполнялись многоцветными стекловидными эмалями, значительная часть изделий подвергалась огненному золочению. Любимым изделием выговских медниц были маленькие двустворчатые и трехстворчатые складни, у которых многоцветными эмалями покрывалась не только лицевая, но и прихотливо орнаментированная обратная сторона. На Выге были изобретены распространившиеся впоследствии по всей России «Распятия с предстоящими», напоминавшие по форме букву Ф. Здесь же были отлиты первые «большие створы» — четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников.
    Позднее по выговским образцам стали отливаться кресты и иконы в Гуслицах (село Владимирской губернии) и в Загарье (несколько сел Богородского уезда Московской губернии, занятых производством меднолитых крестов и икон).
    Самыми дешевыми и простыми были изделия загарских мастерских. Отливки почти никогда не покрывались эмалями, имели небрежную отделку, отличались нечеткими, расплывчатыми изображениями.
    Более высоким качеством отличались гуслицкие изделия. Излюбленным элементом гуслицких художников были «шестокрильцы» — небольшие изображения херувимов, которые отливались на средниках небольших трехстворчатых складней и в изобилии в навершии самых разнообразных крестов. Выговскую форму «Распятия с предстоящими» гуслицкие мастера расширили за счет многочисленных клейм с изображением праздников и «шестикрыльцев», число которых в навершии больших крестов доходило до девятнадцати.
    В конце XVIII столетия возникают московские мастерские по производству литых икон. Они группируются вокруг Преображенского кладбища, ставшего с 1771 года центром федосеевского согласия. Их расцвет приходится на вторую половину XIX столетия. Московские изделия восходят к выговским образцам, отличаясь от них тяжеловесностью и излишней декоративностью. На московских крестах, иконах и складнях появляются монограммы мастеров-литейщиков: МАП, СИБ, МРСХ, РХ, РС. Последние три, встречающиеся чаще других, принадлежат мастеру Родиону Семеновичу Хрусталеву, который имел все основания гордиться качеством своих изделий.
    Во второй половине XIX столетия число старообрядческих медниц значительно увеличивается. Они появляются в селе Красное Костромской губернии, в селе Старая Тушка Вятской губернии, на Урале и в других регионах России.
    Набор сюжетов старообрядческого медного литья значительно отличается от соответствующего спектра древнерусских литых изделий. В старообрядческих медницах не отливались характерные для переходной от язычеству к христианству эпохи лунницы с присоединенными к ним крестиками. Не производились круглые крестовидные подвески, в которых знак креста был вписан в древний солярный символ. Не изготавливались распространенные в домонгольскую и раннюю послемонгольскую эпоху змеевики.
    Вместе с тем сюжетная тематика обогащается множеством изводов, известных из привычной иконописи. Большинство иконописных сюжетов так или иначе воспроизводится в медном литье. При этом наиболее распространенными в старообрядческом медном литье являются образ Богоматери и изображения святых. Господь Иисус Христос, хотя и является Главой Церкви, в иконографии представлен значительно меньшим количеством иконографических типов (при множестве изводов каждого типа), чем Богородица и святые. Вероятно, это связано с тем, что грешному человеку гораздо проще обратиться с молитвенным прошением к человеку — Божией Матери или святому, нежели к Богу, даже если это — Воплотившийся Бог Иисус Христос.
    Наиболее распространенный в литье иконографический тип — Деисус. Русское слово «Деисус» — это искаженное греческое слово «Деисис», что означает «моление». Деисус — изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева — Иоанн Предтеча. В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название «девяток». Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай — на левой створке; Ангел-хранитель, преподобные Зосима и Савватий — на правой. Такой подбор святых не случаен. Зосима, Савватий и Филипп — святые, подвиги которых были совершены в Соловецком монастыре, очень почитаемом у старообрядцев, где были отлиты первые такие складни. Присутствие Ангела-хранителя и Николая Чудотворца — покровителя путешественников — показывает, что «девятки» были «путевыми» иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон. Голгофский крест на обратной стороне одной из створок позволял обходиться без отдельно носимого нательного креста.

    деисус.jpg
    Складень Деисус с избранными святыми. XVIII век

    Сохранились складни, средники которых представляли собой разделенный на четыре части ковчег, достаточно большой глубины, плотно закрывавшиеся пластиной с изображением Деисуса. Такой складень мог использоваться для хранения святых мощей или для переноса драгоценных для старообрядцев-беспоповцев Святых Даров, освященных еще дониконовскими священниками.
    Второй, менее распространенный вариант «девятки» имеет створки с другим набором святых: на левой изображены великомученик Георгий Победоносец, священномученики Антипа и Власий; на правой — преподобный Иоанн Ветхопещерник и мученики Косма и Дамиан.

    ris4.jpg

    Существует Деисус и в виде трехстворчатых складней другого типа, средники которых являются поясным изображением Господа Иисуса Христа, створки — поясными изображениями Богородицы (извод, сходный Боголюбской со свитком в руках) и Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи вариативен. Чаще всего он изображается в виде крылатого Ангела пустыни с чашей в руках, в которой находится образ младенца Христа; это — символический образ Крещения Господня. Расположение Богомладенца может быть различным, как слева направо, так и наоборот. В некоторых складнях правая створка представляла Иоанна без крыльев с руками, воздетыми вверх в изысканном жесте.
    Иногда средник такого Деисуса отливался отдельно. В этом случае он превращался в образ Господа Вседержителя. Известны и особые изображения Господа Вседержителя, как поясные, так и в виде Спаса на престоле. Как правило, они имеют более древний возраст.

    Очень распространенными в старообрядчестве являются складни со средником Деисусом, ниже которого помещаются поясные изображения четырех святых: преподобного Зосимы, святителя Николая, святителя Леонтия, преподобного Савватия. Иногда изображались и другие святые. Навершие такого складня могло быть Нерукотворным Образом Христа или украшалось простым геометрическим орнаментом.
    Одним из древнейших образов Христа Спасителя, существовавших и в медном литье, является так называемый Спас Смоленский. Этот иконографический тип представляет собой изображение Христа в полной рост, украшенное массивной цатой, к ногам которого припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. По сторонам Спасителя в верхней части иконы помещаются изображения ангелов, держащих в руках орудия страстей. Спас Смоленский встречается в виде отдельных икон, часто украшенных многоцветными эмалями, и как средник разнообразных складней.
    Еще один представленный в медном литье иконографический тип Христа Спасителя, изображенного в окружении святых, это Деисус, в котором к образам Божией Матери и Иоанна Предтечи, а также припадающих Зосимы и Савватия добавляются фигуры архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. В «Седмицах» большего формата добавляются фигуры апостола Иоанна Богослова и святителя Иоанна Златоуста, а также коленопреклоненных Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

    ris5_1.jpg

    Нерукотворный Образ Спасителя чаще всего встречается в литье в виде наверший отдельных икон и складней. Эта традиция берет начало в самых древних образцах литья, причем иконография образа меняется очень заметно от изысканных изводов XVII столетия, на которых изображался и плат с его причудливыми складками, до простых почти схематических изображений XVIII и XIX века. Встречается Нерукотворный Образ и в навершии литых крестов самых разнообразных размеров. Именно такой тип креста, который помимо Нерукотворного Образа в навершии отличается отсутствием изображения Духа Святого «в виде голубине» и «Пилатова титла» — букв IНЦИ — считался старообрядцами Поморского согласия единственно правильным крестом.
    Встречается Нерукотворный Образ и в виде отдельных образков небольшого размера. Известен он, по преимуществу, в двух изводах; причем тот из них, в котором Нерукотворный Образ окружен надписью, является более древним и редким.
    Редкими древними литыми иконами являются образы Снятия с креста, на которых изображен обнаженный торс мертвого Христа с крестообразно сложенными на груди руками, опирающимися на край гроба. По сторонам креста видны фигуры предстоящих Богородицы и Иоанна Богослова, выполненные почти в полный рост; в верхней части иконы оплечные образы Ангелов в круглых медальонах. Возможно, что небольшие иконки Снятия с креста были отлиты еще до раскола. Однако, зная склонность ревнителей старой веры к редким сюжетам, вероятнее предположить, что отливались они все же в старообрядческих медницах. Этот иконографический тип к XIX столетию превратится в образ «Не рыдай мене Мати», который уместно отнести к богородичным иконам.
    Русские иконописцы, начиная с XVI столетия, осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до ее Воплощения. Хотя законность таких аллегорических образов, как София Премудрость Божия в ее новгородском изводе, оспаривалась несколькими церковными соборами XVI и XVII столетий, они продолжали воспроизводиться до конца XIX столетия. Нашли они свое отражение и в медном литье.
    Классическая иконография Софии Премудрости Божией, как и символика этого образа, чрезвычайно сложна. Однако центральная часть образа, которая представляет собой своеобразный «Деисус», в котором вместо Христа на престоле восседает крылатая женоподобная фигура с ангельскими крыльями и звездообразным нимбом, представлена в древнем литье редкими отливками, изготовленными задолго до раскола.
    В старообрядческом медном литье воспроизводится сокращенный извод Софии, известный в иконографии с XVII столетия под названием «Спас Благое Молчание». Молчание — символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. Молчание Софии — символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София — это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» — это образ Иисуса Христа до Его Воплощения.

    ris8.jpg

    Образ «Благое Молчание» представляет собой поясное изображение Софии в его новгородском изводе. Это крылатый Ангел с лицом юной девы с звездчатым вписанным в круг нимбом, облаченный в царский далматик, с руками, скрещенными на груди. В литье этот образ появляется только к концу XVIII века. Он существует либо в виде небольшой отливки, где изображен только Ангел, либо в виде иконы большего размера, где Ангел превращается в средник, вписанный в рамку с 18-ю круглыми медальонами, в которых находятся поясные фигуры разных святых. Эти иконы, как правило, расцвечивались эмалями самых различных оттенков.
    Богословская содержательность этой очень нарядной иконы уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета. Именно так называют это изображение Ангела на кресте известные собиратели XIX века братья Ханенко. Другой известный исследователь древнерусского искусства Перетц называет эту отливку «Единородный Сыне», прямо связывая ее с «отреченными» иконами XVI столетия. Сам Ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у Ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание.
    Апостол Петр в Первом Соборном Послании, входящем в состав Нового Завета, называет Иисуса Христа Агнцем, предназначенным еще до создания мира к закланию (1 Петр. 1, 19-20). Этот же символический образ встречается в Апокалипсисе (Откр. 13, 8). В то же время пророк Исаия называет еще невоплотившегося Христа Ангелом Великого Совета (Ис. 9, 6). Таким образом, это небольшое архаичное изображение Ангела выражает глубочайшую богословскую идею абсолютной ценности личной свободы человека, бесконечной любви Бога, готового принести Себя в жертву ради спасения единственного существа, которое является носителем Его Образа.
    На рубеже XIX и XX столетия интерес в старообрядчестве к богословски неоднозначным сюжетам явно возрастает. Свидетельством этого является отлитая в это время иконка «Единородный Сыне», которая представляется довольно точной, хотя и «сокращенной» копией иконы XVI столетия. Отливки «Единородный Сыне» известны в единичных экземплярах; в коллекциях медного литья встречаются очень редко. Вероятнее всего, это был разовый заказ кого-то из старообрядческих собирателей XIX века или икона была отлита специально для немногих знатоков и любителей древнего литья. (Рисунок 12. Единородный Сыне. XIX век).
    Господь Иисус Христос изображается и на многочисленных меднолитых распятиях, которые были любимы не только ревнителями старой веры, но и всеми благочестивыми православными людьми в России. При всем многообразии этих старообрядческих крестов образ распятого Спасителя на них остается неизменным. Что же касается праздничных сюжетов, то здесь вариации в самом образе Христа достаточно интересны. Эта тема требует особого разговора и будет представлена в одной из следующих статей, посвященных старообрядческому искусству.


    Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы

    Образ Пресвятой Богородицы

    Божия Матерь бесконечно дорога русскому православного человеку, который считает Ее стоящей ближе всего к Богу и в то же время к себе самому, немощному и грешному. В иконописи известны сотни иконографических типов, каждый из которых, происходя от конкретной чудотворной иконы, имеет по нескольку разновидностей.
    В домонгольском медном литье иконография Богородицы чаще всего была представлена образом Знамение, особенно почитавшемся в Новгороде, реже — Смоленской иконой. Киевские мастерские отливали небольшие круглые образки с изображением Успения.

    Наиболее распространенным богородичным сюжетом в старообрядческом литье является образ «Всех скорбящих радость». Возможно, это связано с тем, что эта икона была одной из последних чудотворных икон, прославленных на Руси до раскола.
    Примечание - образ "Всех скорбящих радость" был написан в 1683 и прославлен в 1688 году, после раскола Русской Церкви в середине XVII века.
    Впрочем, некоторые беспоповские согласия наотрез отказываются почитать эту икону, считая, что она является измышлением никонианских иконописцев. Этот сюжет встречается в мелких плакетках, достаточно больших отливках, имеющих куполовидное навершие, иногда в обрамлении херувимов. Достаточно распространены трехстворчатые складни различных типов, средники которых представляют этот образ. В отличие от икон на дереве, где Богородица чаще всего изображается с Младенцем, в литье Она всегда представлена без Младенца со скипетром в руках. В навершие куполовидных отливок помещен образ Иисуса Христа в короне и с распростертыми благословляющими руками; этот извод в иконографии известен под названием «Царь царем». В больших отливках композиция иконы более подробна, нежели в мелких, где она ограничивается фигурами Богоматери и нескольких облагодетельствованных Ею страждущих; здесь появляются Ангелы, через которых Божия Матерь подает свою помощь, лики солнца и луны, символизирующие непрерывность этой благодати.

    777.jpg
    Образ «Всех скорбящих радость» в отливках XVIII и XIX века

    Второй по степени распространенности в литье является иконографический тип Смоленской Божией Матери. Это один из многочисленных образов, восходящих к византийскому образу Одигитрии — Путеводительницы, известному на Руси с XII столетия. На некоторых отливках и Богородица, и Младенец Христос имеют особые шейные украшения — цаты. Существуют иконки, на которых поверх нимба Богородицы располагается корона. Эти образки близки к отличному от Смоленской типу Скоропослушницы.

    888.jpg
    Смоленская икона Божией Матери в отливках XVIII и XIX века

    Хотя производство литых икон всегда было серийным, а мастера-резчики, изготавливавшие матрицы для литейных форм, старались ни в чем не отступать от однажды установившегося образца, иногда появлялись уникальные, ни на что не похожие изделия. Эти редкие отливки свидетельствуют о том, что церковное искусство старообрядцев никогда не было механическим копированием, а развивалось в русле напряженного эстетического поиска, в котором любовь к архаическим формам удивительным образом сочеталась с желанием использовать новые, современные художнику формы художественной выразительности.

    Представление о старообрядчестве, законсервировавшем древнерусскую церковную культуру, абсолютно ошибочно. Если старообрядчество что и законсервировало, то культуру середины XVII столетия, уже открытую европейским влияниям, не боявшуюся и не чуждавшуюся новых открытий. Поэтому при всем консерватизме церковного искусства старообрядцев художественные стили, преобладавшие в ту или иную эпоху, неизбежно вторгались в иконописные мастерские и медницы старообрядческих скитов. Церковное искусство, как и искусство вообще, не может не быть свободным.
    Примером творческой свободы, не порывающей с древними традициями, является интересный прорезной двусторонний образ Смоленской Божией Матери. Технологические особенности литья позволяют датировать его рубежом XVII и XVIII столетий, временем, когда стиль «московского барокко» становится доминирующим в русском искусстве. Сложная, вычурная форма обрамления образа Богородицы, силуэт храма, в котором ясно просматриваются барочные колонки, изысканная линия объемных херувимов, расположенных по краям иконы,— все это признаки, характерные для нового искусства, вторгшегося через два десятилетия после Большого Московского Собора, окончательно определившего раскол, в культуру и быт Московского царства.

    999.jpg
    Тихвинская икона Божией Матери.
    XIX век


    Но вместе с этими художественными «новинками» мастер не забывает поместить в оглавие иконы образ Спаса Нерукотворного, который осенял русские нательные кресты с XV столетия, и, как будто испугавшись собственной смелости, размещает на обратной стороне иконы традиционнейший полуапокрифический образ Никиты-бесогона, излюбленный русский сюжет XVI века.
    Близким к Смоленской является и образ Тихвинской Богородицы. Отличие состоит в том, что лики Божией Матери и Христа обращены друг к другу, а правая нога Младенца подвернута под левую так, что видна нижняя часть стопы.

    10.jpg
    Двухсторонняя икона Смоленской Божией Матери с мучеником Никитой, побивающим беса.
    Первая половина XVIII век


    Казанская — еще одна широко известная на Руси икона Божией Матери. Обретенная в 1579 году, она оставалась в числе местночтимых, то есть не почитаемых вне определенного региона икон, до осени 1612 года. Народное ополчение, освободившее Москву от поляков и литовцев, двигалось к столице с этой чудотворной иконой. С этого времени Казанская становится национальной святыней Русского государства: большинство храмов и монастырей, построенных в XVII столетии, были освящены в честь этой иконы.
    В своем почитании Казанской иконы старообрядцы были не менее усердны, чем православные, согласившиеся с реформами Патриарха Никона. В медном литье образ Казанской Божией Матери представлен в изделиях разных размеров с самыми разнообразными навершиями. Широко распространены складни, в которых средник (реже одна из створок) представляют собой Казанскую икону.

    11.jpg
    Казанская икона Божией Матери. XVIII и XIX века

    Среди древних богородичных икон особое место занимает икона «Знамение», происходящая из Новгорода. В медном литье этот образ представлен несколькими типами изделий. «Простое» «Знамение» представляет собой поясное изображение Божией Матери с воздетыми руками, в центре которого находится тоже поясное изображение Младенца Христа, иногда вписанное в круг. Правая рука Младенца (иногда обе) сложены в двуперстное благословение.
    Существует еще один распространенный извод «Знамение», в котором Богородица с Младенцем находятся в средине ромба, образованного слегка вогнутыми линиями, по углам которого расположены символы евангелистов. В редких, наиболее древних и наиболее красивых отливках композиция «Знамение» обрамлена двумя херувимами. «Знамение» может входить в состав миниатюрных двустворчатых (реже трехстворчатых) складней. Одним из наиболее редких складней является так называемая панагия — складень, состоящий из двух круглых створок, одна из которых является образом Знамение, другая — образом Ветхозаветной Троицы.

    12.jpg
    Икона Божией Матери «Знамение».
    XVIII и XIX век


    Очень редкими являются круглые двустворчатые складни, которые являются «улучшенными» (более красочными, украшенными эмалями) копиями панагий XVI и XVII столетий. Вероятнее всего, эти немногочисленные отливки изготавливались в XIX веке для коллекционеров-старообрядцев, которых к тому времени появилось немало.
    Среди других иконографических типов Богородицы, известных в литье, наиболее интересны «Троеручица», Владимирская, «Неопалимая Купина», Страстная, Боголюбская, Покров.

    13.jpg
    Панагия. (XVIII- ?) XIX век

    «Троеручица» — весьма интересный иконографический тип, появившийся в Византии в конце VIII столетия. Образ «Троеручицы» возникает как «икона иконы», то есть изображение иконы Богородицы, к которой исцелившийся человек привесил серебряное или золотое изображение болевшей руки. Церковное предание связывает появление образа «Троеручицы» с именем Иоанна Дамаскина, ученого монаха, богослова и гимнографа, занимавшего в VIII веке важное положение при дворе дамасского властителя. По указанию императора-иконоборца Константина Копронима Иоанну, написавшему несколько сочинений в защиту иконопочитания, была отсечена правая рука, которая впоследствии благополучно соединилась с телом. Иоанн Дамаскин и был тем человеком, который привесил изображение руки к образу, перед которым молился об исцелении.
    Старообрядчество сохранило иное, по сути апокрифическое повествование о происхождении этого образа. Третья рука появляется у Божией Матери, когда Она, несущая Младенца, видит ребенка, тонущего в реке, и спасает его, не выпуская из рук собственного Сына. В медном литье «Троеручица» встречается редко. Это небольшая медная пластина с необычной декоративной рамкой.

    14.jpg
    Икона «Троеручица».
    XVIII век


    Владимирская икона — первая национальная святыня Руси, привезенная из Византии в середине XII столетия, сравнительно редко воспроизводится в медном литье.
    Владимирская икона известна как в самостоятельных отливках, так и как средник в трехстворчатых складнях. Известны отливки Владимирской иконы, в которых глава Богоматери увенчана короной.

    15.jpg
    Владимирская икона Божией Матери.
    XIX век


    Близким к Владимирской оказывается иконографический тип Феодоровской иконы Богородицы, которая считалась покровительницей Царствующего Дома Романовых.
    Отличие состоит в свободном расположении ног Младенца.

    16.jpg
    Феодоровская икона Божией Матери.
    XIX век


    «Неопалимая Купина» является наиболее сложной и многофигурной иконой. В круге, образованном Ангелами с распростертыми крыльями, находится поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом, похожее на Одигитрию. Этот круг является центральной частью восьмиконечной звезды, в лучах которой находятся символы евангелистов и изображения различных ангельских чинов. Ангелы помещены и в пространстве между лучами звезды. В углах иконы — четыре композиции, посвященные ветхозаветным пророчествам о Богородице: Моисей перед Неопалимой купиной, Иессей под древом рода Давида, Лествица Иакова и пророчество Иезекииля. «Неопалимая Купина» часто украшена многоцветными эмалями, делающими икону очень привлекательной. Особенно красивы большие иконы, на которых, выше образа Неопалимой Купины, в пяти круглых медальонах изображены поясные изображения апостола Петра, Богородицы, Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, апостола Павла.

    17.jpg
    Икона «Неопалимая Купина».
    XIX век


    Столь же многофигурной и не менее интересной, чем «Неопалимая Купина», является икона Покрова Пресвятой Богородицы. Она изображает явление Богородицы в Влахернском храме Константинополя во время осады города сарацинами. На иконе присутствуют два плана — земной и небесный. В нижней части иконы — изображение храма, молящихся, Блаженного Андрея, указывающего своему ученику Епифанию на небо. Здесь же диакон Роман Сладкопевец, получивший от Богородицы дар составления церковных песнопений. Это побочный сюжет, не имеющий непосредственного отношения к празднику Покрова. В верхнем плане — изображение Богородицы, стоящей в окружении лика святых перед Иисусом Христом. В руках Она держит омофор (покрывало), который является символом Ее заступничества. В медном литье воспроизводится один поздний извод этого иконографического типа. Он отличается тем, что Божия Матерь изображается не в центре, как в древних изводах, а в левой части, вполоборота.
    Иногда литые иконы Покрова имеют навершие в виде изображения Христа — Царь Царем, Троицы Ветхозаветной или Троицы Новозаветной.

    18.jpg
    Икона Покрова Пресвятой Богородицы.
    XVIII-XIX века


    Страстная икона Божией Матери является поясным изображением типа Одигитрии, в котором Богородицу и Младенца окружают Ангелы, несущие в руках орудия страстей. Голова Младенца обращена в сторону от Богородицы к одному из Ангелов. Глава Богородицы увенчана зубчатой короной, выходящей за верхний край иконы. Страстная часто увенчивается пятью херувимами; нередко она является средником трехстворчатого складня.

    19.jpg
    Страстная икона Божией Матери.
    XVIII век


    Боголюбская икона Богородицы, известная с конца XII столетия, представляет собой изображение Божией Матери без Младенца, в полный рост со свитком в руках.

    20.jpg
    Боголюбская икона Божией Матери.
    XIX век


    В медном литье распространен один из редких изводов позднейшего времени, в котором, помимо Богородицы, изображены предстоящий перед ней митрополит Петр и несколько коленопреклоненных фигур. Поясное изображение Божией Матери со свитком, близкое Боголюбской, образует левую створку самых распространенных трехстворчатых складней Деисус.

    21.jpg
    Икона «Не рыдай мене,Мати».
    XIX век


    Очень красивым и необычным является богородичный образ «Не рыдай мене Мати», который изображает Спасителя, снятого с креста. Он имеет очень лаконичную и в то же время выразительную иконографию. На фоне верхней части креста размещаются поясные изображения мертвого Иисуса со сложенными на груди руками и склонившейся к Нему Матери. Этот образ известен в архаичных отливках XVII века и в реалистичных иконах XVIII и XIX столетий.

    Не на всех старообрядческих отливках образ Божией Матери имеет четкие признаки, которые позволили бы точно определить иконографический тип. Резчики, изготавливавшие матрицы, вынужденные работать в довольно ограниченном пространстве, часто давали очень сокращенные изводы известных сюжетов. Примером такого «сокращения» является образ Богородицы в среднике богородичного квадрифиолия, который с очень большой натяжкой можно отнести к Смоленскому изводу Одигитрии.
    Далеко не все известные на Руси издревле богородичные иконы встречаются в изделиях старообрядческих медниц. Некоторые — из-за того, что мало были известны на Руси (например, «Млекопитательница», Иерусалимская, Влахернская и т.д.), а некоторые — в силу того, что были очень похожи между собой (например, Смоленская, Иверская, «Скоропослушница») и отличались лишь трудно воспроизводимыми в литье деталями.
    Не на всех старообрядческих отливках образ Божией Матери имеет четкие признаки, которые позволили бы точно определить иконографический тип. Резчики, изготавливавшие матрицы, вынужденные работать в довольно ограниченном пространстве, часто давали очень сокращенные изводы известных сюжетов. Примером такого «сокращения» является образ Богородицы в среднике богородичного квадрифиолия, который с очень большой натяжкой можно отнести к Смоленскому изводу Одигитрии.

    Далеко не все известные на Руси издревле богородичные иконы встречаются в изделиях старообрядческих медниц. Некоторые — из-за того, что мало были известны на Руси (например, «Млекопитательница», Иерусалимская, Влахернская и т.д.), а некоторые — в силу того, что были очень похожи между собой (например, Смоленская, Иверская, «Скоропослушница») и отличались лишь трудно воспроизводимыми в литье деталями.

    22.jpg
    Богородичный квадрифиолий.
    XVIII век


    http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/starinnyj_obraz_mednyj_1/
     
    brusik, 2bellum, NEMO и 3 другим нравится это.
  4. Offline

    Kite Команда форума

    Регистрация:
    2 дек 2011
    Сообщения:
    789
    Спасибо SB:
    1.526
    Отзывы:
    36
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Это ерунда — змеевики являются христианскими оберегами с византийским генезисом.
     
    Wolf09 нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Вот такая литейная форма появлялась на соседнем ресурсе.

    7220294.jpg 7231558.jpg
    7221318.jpg 7210054.jpg

    Думаю Василий Kite, не обидится на меня, если я опубликую его коментарий к данной находке (Нижегородская губерния) [​IMG]
    Литейная форма
    Вторая половина X – первая половина XI в.
    Подобная форма опубликована
    Ениосова Н.В., Зозуля С.С. Подвеска с изображением хищной птицы из Гнёздова // Образы времени: Из истории древнего искусства. К 80-летию С.В. Студзицкой / Тр. ГИМ. Вып. 189. М., 2012. С. 138–148.


    Готовое изделие из данной формы

    7220294__.jpg

    Спасибо Василий за экспертный и полнейший ответ [​IMG]
     
    Дудук, brusik, Ivanich и ещё 1-му нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю в тему фото формы для отливки бронзовых топоров.
    Фото взято с аукциона стороннего ресурса.

    [​IMG][​IMG][​IMG]

    [​IMG][​IMG]
     
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю в тему фото формы для отливки лунниц.
    Фото взято с аукциона стороннего ресурса.

    форма 1.jpg форма 2.jpg форма 3.jpg форма 4.jpg форма 5.jpg
     
    brusik, 2bellum, Jager и 4 другим нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    С стороннего ресурса формы литейные.

    001.jpg 01.jpg

    02.jpg
     
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю фото литейной формы с аукциона.

    01.jpg 02.jpg
     
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    фото литейной формы с аукциона

    ______104.jpg ______109.jpg
     
    brusik, Эндр и Дождевой Земляк нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Технология изготовления пуговиц.

    Рассмотрим технологию изготовления пуговиц методом литья. Цельнолитые пуговицы, как правило, отливались в двух частях разъёмных каменных формах. Такие формы были найдены при раскопках древнерусских поселений. Пуговицы в то время 11-13 век были в виде гирек. Пуговицы так же в то время изготавливались в неразъёмных формах по резным восковым моделям. Некоторые спаивались из двух цельнолитых половинок. В дальнейшем появились пуговицы формы какими мы знаем их сейчас, то есть плоские с ушком, на лицевой части наносилось различное изображение, зачастую зверей ( лютый зверь ) , растительный орнамент ( цветок папоротника, многолепестковый цветок) . Материал применялся различный. Но в чистом виде практически не использовался. Свинец- наиболее простой металл, но очень мягкий по характеристикам, поэтому пуговицы из чистого олова применялись крайне редко. В древности олово, свинец и сурьму часто не отличали друг от друга, считая их разными видами одного и того же металла.
    Олово- было известно человеку уже в IV тысячелетии до н. э. Этот металл был малодоступен и дорог, является одним из компонентов оловяннистой бронзы. В виду своей малодоступности и дороговизны, в чистом виде не использовалось.

    Оловянистый сплав.

    Основной материал при изготовлении пуговиц в средние века. Оловянная бронза — сплав меди с оловом, медь в большем процентном отношении, один из первых освоенных человеком сплавов металлов. Пуговицы выглядят зелеными ( повышенное содержание меди ) и серыми ( пониженное содержание меди) , но если наждачной бумагой нарушить верхний слой. то увидим все равно цветной металл ( медь ) .
    Пуговицы так же отливали в литники. как правило литники изготавливались из мягкого камня, в котором вырезалась форма пуговицы, рисунок. В другой части делалось углубление под ушко. Нередко эта часть состояла из двух половинок, от соединения этих половинок на многих пуговицах остался след на обратке в виде бугорка через всю обратку проходящий через центр ушка. Данный бугорок после отливки нередко стачивали и на пуговицах его можно не встретить. Изготовление пуговиц в те времена средних веков не велось фабричным способом в виду отсутствия таковых. Но при изучении видов пуговиц можно все же выделить несколько вариантов, которые находятся на разных территориях России. Видимо мастера перенимали рисунки и изготавливали такой же тип у себя в регионе. На приведенных фотографиях можно увидеть и понять какими были литники.

    vbwVtEyh10w.jpg HNoTLj64Nbg.jpg
     
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю с аукциона. Хозяин лота пишет: Домонгольская форма для литья кольца, племени Мурома.

    01.jpg

    02.jpg

    03.jpg

    04.jpg
     
    brusik, NEMO, Ivanich и ещё 1-му нравится это.
  13. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.905
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Сильная тема!!
     
    NEMO и Дождевой Земляк нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    u5v9fwSwiAk.jpg
     
    brusik, NEMO, 2bellum и ещё 1-му нравится это.
  15. Offline

    Stefan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 апр 2015
    Сообщения:
    576
    Спасибо SB:
    829
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Мозырь
    Интересы:
    колекционирование
    А это уже наверное половинка штампа.
     
  16. Offline

    WildWind Вечный Индеец

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    4.673
    Спасибо SB:
    14.486
    Отзывы:
    488
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Прерии
    Интересы:
    нумизматика
    пуговичного?
     
  17. Offline

    Stefan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 апр 2015
    Сообщения:
    576
    Спасибо SB:
    829
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Мозырь
    Интересы:
    колекционирование
    А какого ещё?
     
  18. Offline

    WildWind Вечный Индеец

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    4.673
    Спасибо SB:
    14.486
    Отзывы:
    488
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Прерии
    Интересы:
    нумизматика
    стормозил
    только сейчас линейку на фото увидел)
     
  19. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    11.212
    Спасибо SB:
    37.613
    Отзывы:
    829
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
    И все-же форма из бронзы литейная. Матрицы для штампа делают из менее изнашивающегося материала.
    Ну и сама пуговица которая в ней изготавливалась, говорит в пользу литья.
     
    Wolf09 нравится это.
  20. Offline

    Stefan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 апр 2015
    Сообщения:
    576
    Спасибо SB:
    829
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Мозырь
    Интересы:
    колекционирование
    Разве что оловянные лить.
     

Поделиться этой страницей