История одного авиаполка "Нормандия-Неман"

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем Юлиа, 15 авг 2011.

  1. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Андрей, спасибо заранее!
     
    Gérard LEPLAT нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Летчики полка «Нормандия — Неман» наблюдают за прыжками парашютистов в День авиации на Центральном аэродроме в Тушине 1946
    Фото Александра Устинова (1909 - 1995) — известного советский фотографа, фотожурналиста. СССР с 30-х

    Y4MkNn731uA.jpg

    6srTJqIRo4Y.jpg
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  4. Offline

    kolynchik Кот Баюн

    Регистрация:
    9 дек 2015
    Сообщения:
    111
    Спасибо SB:
    927
    Отзывы:
    63
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Старая Купавна
    Интересы:
    WW2 , History , DRK , skin 3 Reich
  5. Offline

    Dave Завсегдатай SB

    Регистрация:
    20 янв 2019
    Сообщения:
    334
    Спасибо SB:
    1.301
    Отзывы:
    50
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Luftwaffe
    Коля привет!
    Это где, если не секрет?)
     
  6. Offline

    kolynchik Кот Баюн

    Регистрация:
    9 дек 2015
    Сообщения:
    111
    Спасибо SB:
    927
    Отзывы:
    63
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Старая Купавна
    Интересы:
    WW2 , History , DRK , skin 3 Reich
    привет Володь.
    под Спасом
     
  7. Offline

    Dave Завсегдатай SB

    Регистрация:
    20 янв 2019
    Сообщения:
    334
    Спасибо SB:
    1.301
    Отзывы:
    50
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Luftwaffe
    Спасибо Друг!!!
    Французским Друзьям и Патриотам поклон до земли! Сражались достойно!!!

    P.S. Тема про полк Нормандии, да. Но в тот же промежуток времени там стояли и наши. По мне бы правильней отразить Всех на табличке!
     
    Последнее редактирование: 6 фев 2019
    kolynchik нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Марсель Оливье Альберт
    Cт. лейтенант, летчик части Сражающейся Франции Нормандия, Герой Советского Союза
    Сбил 24 немецких самолета

    Безымянный.jpg

    Марсель Альберт родился в Париже 25 ноября 1917 года
    Умер Харлинген, штат Техас 23 августа 2010 года

    Безымянный.jpg

    Группа Зверобой посвятила песню Герою Советского Союза Альбер Марселю

     
    Последние данные обновления репутации:
    Andrey.ya.83: 1 пункт (Спасибо за песню !) 15 фев 2019
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

    Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

    Это была первая группа французских патриотов (14 летчиков и 58 авиационных механиков) под командованием потомственного пилота майора Жана Луи Тюляна. Все – исключительно добровольцы. Это были взрослые мужи. Они знали, что такое счастье – это когда нет войны. А еще они знали, что война может закончиться только их победой. Потому что при ином исходе не будет жизни. Нужно было победить зло невиданных размеров и силы.

    К тому времени мир стал понимать, что происходит на Восточном фронте, но не спешил России на помощь. Одни были раздавлены фашистской машиной и думали лишь о том, как бы уцелеть в любом качестве, в любом состоянии, даже и нечеловеческом. Другие всё еще жили своими хитроумными политическими расчетами и выгодами. Будучи одна в этой невероятной битве, истекая кровью, наша страна перестала надеяться на чью-либо помощь. И вот эта помощь, пусть мизерная, но реальная, пришла. Истинные, а не мнимые патриоты Франции уже тогда предвидели победу, ее неизбежность. Эта уверенность пришла к французским авиаторам, и тогда они приняли единственно правильное решение, главное в своей жизни. Они, может быть, первые в Европе, поняли: что-то нарушилось в мире, и решительно сделали выбор – убрать на пути всё, что мешает человеку быть Человеком. Главное – действовать, главное – найти себя.

    Французы бросились защищать не только свою культуру, они вместе с русскими воинами встали на защиту гуманистического наследия, накопленного человечеством веками. Они, не терпящие безмолвного созерцания, до последних минут были участниками битвы за Человека. Они все, можно сказать, ученики своего «ведущего» пилота Сент-Экзюпери, в крови и плоти которых «растворилось» кредо его жизни: «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что я такое, если я не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать».

    Древнее французское изречение гласит: «Когда кажется, что Франция уже погибла, ее спасает чудо». Не чудо спасло на сей раз страну, а победы Красной армии. Хотя французы не прочтут об этом в учебнике собственной истории. Там написано, что их освободили американцы и армия генерала де Голля. Это так, но не совсем. В учебниках не сказано, где были основные немецкие силы с июня 1941 года.

    «Немецкая ночь заволокла всю территорию… Отныне Франция – это только безмолвие. Она, как корабль, затерялась в ночи, погасив все свои огни», – писал Сент-Экзюпери в «Послании к французам».

    Нет, не все огни тогда погасли в той темной и долгой ночи позорной оккупации. 18 июня 1940 г. генерал Шарль де Голль, восстав против капитуляции Франции, призвал сограждан продолжать борьбу против нацистской Германии. Создав в Лондоне движение «Свободная Франция», он обратился к советскому правительству с просьбой об установлении прямого контакта и был признан Москвой как руководитель всех французов, которые сплотились вокруг него, поддерживая дело союзников. Де Голль умел масштабно видеть мир.

    Руководство «Свободной Франции» формирует авиационные группы. По желанию де Голля одна из групп, третья по счету, должна быть сформирована только из добровольцев и сражаться на Восточном фронте. 11 июня 1942 г. первые шесть добровольцев: Тюлян, Литольф, Кастелен, Дервиль, Прециози и Познанский – отправились к месту сбора, на авиабазу Раяк.

    1 сентября 1942 г. – день рождения эскадрильи, которая еще не имеет названия, но имеет знамя «Сражающейся Франции» – так теперь именуется основанное де Голлем патриотическое движение. Список из 14 пилотов был передан капитаном Мирле советским компетентным властям в Москве: Ж. Тюлян (командир эскадрильи), А. Литольф (заместитель командира эскадрильи), Ж. Риссо, А. Прециози, Ж. Пуликен, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, М. Альбер, Д. Беген и Н. Кастелен.

    11 сентября де Голль знакомится с летчиками. Может быть, тогда в непринужденной беседе возникла идея названия новой эскадрильи. Кому она принадлежит? Возможно, Лефевру, которому впоследствии посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ведь он родился в городке Анделиз близ Руана, центра провинции Нормандия. Больше других нормандцы пострадали от варварских бомбардировок и произвола гитлеровских оккупантов. И они первыми поднялись на борьбу с нацистами, создав отряды Сопротивления.

    Пусть название новой эскадрильи «Нормандия» будет напоминать нам о слезах наших матерей, о муках и страданиях жен и детей. Пусть оно наполнит наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе! – сказал тогда командир эскадрильи Тюлян генералу де Голлю.

    Враг стремился добиться не только количественного, но и качественного превосходства. Из трех тысяч самолетов вермахта, находившихся на советско-германском фронте, одна тысяча, т.е. одна треть, была сосредоточена на Орловском выступе в составе 6-го воздушного флота. Авиационные части пополнились новейшими истребителями FW190А-4, -5, -6, модернизированными BF 109G-6, были получены новейшие штурмовики Hs 129, Ju 87G, бомбардировщики He 111Н-11. Накануне Битвы за Орёл Гитлер вещал, обращаясь к офицерскому составу: «Наша авиация, сосредоточив все свои силы, разгромит воздушную мощь противника, она поможет уничтожить огневые позиции артиллерии врага и путем непрерывной активности окажет помощь бойцам пехоты, облегчив их действия».

    Судьба распорядилась так, что французы оказались на главном направлении летней военной кампании сорок третьего года. В своих планах немцы отводили огромную роль Орловскому плацдарму. Это был как бы кинжал, направленный с юго-запада в сердце нашей страны – Москву. Эскадрилья «Нормандия» в июле 1943 г. оказалась в эпицентре грандиозной Битвы за Орёл. Здесь на площади всего в 25 тысяч кв. км в смертельном поединке сошлись около двух с половиной миллионов человек, семи тысяч танков и шести тысяч самолетов!

    Здесь концентрируются все силы 6-го немецкого воздушного флота, а в кульминационный момент битвы (с 15 по 25 июля) на Орловский плацдарм перебрасываются из-под Харькова несколько авиагрупп. Учитывая все самолеты, которые постоянно находились здесь, и те, которые направлялись в первую очередь в эту «горячую точку», в орловском небе в середине июля находилось около 1,5 тысячи самолетов врага, т.е. около 50% боевого состава люфтваффе на Восточном фронте.

    Ставка ВГК подготовилась достаточно основательно к летней кампании, собрав только на Орловском направлении 3276 боевых самолетов фронтовой авиации.

    Однако самолетов, принявших участие в Орловской битве, было гораздо больше, и вот почему. С 5 июля 1943 г. советским командованием для выполнения боевых задач в ближнем тылу противника и на передовой привлекалось свыше 500 бомбардировщиков АДД. Кроме того, на восполнение потерь с 5 по 12 июля трем воздушным армиям было выделено 500 самолетов разных типов, не считая бипланов девяти ЛНБАП (не менее 260 ПО-2, в том числе 120 – для 15-й ВА).

    Таким образом, в воздушной битве над Орлом с нашей стороны в середине июля приняло участие в общей сложности около 4,5 тысячисамолетов из 13 тысяч, находившихся в действующей армии, что составило не менее 34,6% советских ВВС. А всего в воздушных боях над Орлом приняли участие в общей сложности 6 тысяч самолетов.

    За 37 суток непрерывного воздушного сражения люфтваффе произвели 36 353 боевых вылета. Наши ВВС произвели 54 540 боевых вылетов.

    В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было. Наиболее напряженные бои проходили к северо-западу от Орла. Этот факт подтверждается потерями, которые понесли наши воздушные силы в Орловской битве.

    Данные потерь говорят о том, что самый внушительный урон наша авиация понесла в операции «Кутузов». В небе над Орлом нами была потеряна каждая третья крылатая машина, а если из общего количества самолетов вычленить около 800 бипланов У-2 и бомбардировщики АДД (они летали ночью и несли минимальные потери), то на Орловскую землю упал каждый второй штурмовик, бомбардировщик и истребитель. Этот вывод подтверждается данными потерь 15-й воздушной армии. Так, из 329 истребителей, принимавших участие в воздушных боях, на свои аэродромы не вернулись 186 самолетов, или 56%. Чуть меньше были потери штурмовиков: из 281 исправного самолета Ил-2 были списаны как боевые потери 126 машин, или 45%. В июле общие боевые потери 16-й армии составили более 50% (535 из 1034 самолетов, из них: 48 Пе-2, 38 «бостонов», 13 У-2, 161 Ил-2, 269 истребителей и 6 разведчиков). Если учесть, что на 1 июля в этой армии числилось 277 исправных истребителей, то их потери в армии С.И. Руденко составили 97%. Потери штурмовиков Ил-2 в его армии составили 62% (161 из 256 исправных «летающих танков»). Намного меньше в этом периоде были потери 1-й воздушной армии М.М. Громова, в составе которой находилась эскадрилья «Нормандия». С 12 по 28 июля она потеряла 190 самолетов всех типов из 1322 крылатых машин, или 15%. Однако не стоит забывать, что с 5 по 12 июля 1943 г. 1-я ВА активных боевых действий не вела.

    Но вернемся к событиям холодного и дождливого лета 1943 года. К северу от Орла, в район Ульяново и Болхова, перемещается большая часть танковых и моторизованных резервов врага. Более того, немецкие части снимаются с других участков фронта (в частности, те, которые предназначались для наступления на Курск), а чуть позже и с Белгородско-Харьковского плацдарма, и направляются сюда.

    По своим масштабам и напряженности воздушная битва лета 1943 года, кипевшая над Орловским плацдармом, не имела равных в истории Второй мировой войны. Это было крупнейшее из всех воздушных сражений, которые происходили до этого времени на европейском континенте, в том числе и над Кубанью весной 1943 года.

    Французские летчики, так же как и наши, которые летали с ними крылом к крылу (18-й ГвИАП,1 68, 20, 523-й ИАП), попали в самое пекло. Пилоты-добровольцы из Франции, оказавшись в огненном воздушном смерче, выполняли две задачи. Первая состояла в том, чтобы обезопасить наземные части от ударов штурмовой и бомбардировочной авиации врага. Вторая, не менее важная, – надежно прикрыть наши бомбардировщики и штурмовики от истребителей врага.

    Казалось бы, что значила в таком шквале небольшая группа даже самых отчаянных и смелых летчиков? Но дело было не в арифметике. Патриоты Франции показали всему миру, что значат «души прекрасные порывы», их вера в свободу, их передающееся из рода в род представление о мужской чести. И победа была на стороне мужественных. Но и плата за нее была внушительной. В небе над Орловской землей был сбит и попал в плен И. Майе; сбит, но вернулся в свою часть Д. Беген; девять летчиков из первых пятнадцати, прибывших в СССР, погибли: И. Бизьен, Р. Дервиль, А. Познанский, Ж. де Тедеско, А. Бернавон, Н. Кастелен, А. Литольф, Ф. Вермейль, Ж. Тюлян. Потери эскадрильи «Нормандия» составили 73%. Случайно ли это? Ведь французские пилоты прошли хорошую лётную подготовку, большинство из них участвовали в воздушных сражениях в Европе, Африке и Азии. Такие потери говорят не о случайности, а скорее подтверждают жестокую закономерность напряженности воздушных боев над Орловской землей, в самом центре Восточного фронта.

    Всего же летчики эскадрильи, а затем полка «Нормандия» за всё время пребывания на советско-германском фронте совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили на земле до 50 самолетов противника; уничтожили большое количество наземных целей и живой силы врага.

    Семнадцать наиболее отличившихся в боях летчиков полка: Альбер, де ля Пуап, Андрэ, Лефевр, Тюлян, Пуйяд, Дельфино, Литольф, Кюффо, Риссо, Дюран, Соваж, Марши, Перрен, Кастен, братья Морис и Рене Шалль – все вместе сбили более 200 немецких самолетов. Из них на долю Героев Советского Союза приходилось: Марселя Альбера – 23, Роллана де ля Пуапа – 16, Жака Андрэ – 15, Марселя Лефевра – 11 сбитых самолетов врага.

    За эти подвиги 81 человек из офицерского состава «Нормандии» был награжден орденами СССР, четверо вышеуказанных летчиков удостоены звания Героя Советского Союза. В общей сложности французские пилоты получили 121 советский орден.

    По окончании войны им был устроен прием в Москве. Генерал Катру сообщил им, что они возвращаются на родину каждый на своем самолете «як».

    Перед тем Главнокомандующий вооруженными силами Свободной Франции, председатель Временного правительства Французской Республики бригадный генерал де Голль направил маршалу Сталину телеграмму следующего содержания: «Ввиду того что боевые действия в Европе закончены, я прошу вас передать в распоряжение французской авиации полк «Нормандия – Неман».

    Ответ Сталина был таков:

    «Ваше послание от 2 июня получил. Французский авиационный полк «Нормандия – Неман» находится в Москве и готов к отъезду во Францию. С советской стороны не было и нет какого-либо повода к задержке его отбытия во Францию. Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении, маршрутом через реку Эльбу и далее на запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на Восточном фронте мужественно и с полным успехом. Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов.

    Прошу принять мою благодарность за хорошую боевую работу полка на фронте борьбы с немецкими войсками».

    Никто и ничто не сможет отнять величие подвига у наших французских героев, ничего не получивших за свой бескорыстный «смертный труд», кроме правды, справедливости и памяти!

    На Орловщине, как нигде в нашей стране, помнят о вкладе французских летчиков в освобождение не только нашего края. Напомню: 42 летчика из 99 не вернулись на свою родину. Они погибли, освобождая нашу страну от нацизма.

    В Орле краеведы и следопыты первыми отправились в поиск по местам боевых действий эскадрильи «Нормандия». Здесь был открыт первый в стране музей полка «Нормандия – Неман», названа улица в его честь. Здесь впервые, лично мною, на свои собственные средства, были поставлены памятники на местах падения и гибели командира эскадрильи «Нормандия» Жана Луи Тюляна и его заместителя Альбера Литольфа, тем самым были увековечены имена пилотов Франции. Впервые в стране была издана моя научно-историческая монография «Нормандия» в битве за Орёл» (2002 г.), дополненная архивными материалами и переизданная под названием «Нормандия» – полет в бессмертие» (2010 г.). В 2014 году в издательстве Орловского государственного университета выпущена моя научная монография «Нормандия» – полет в бессмертие: Орёл, Смоленск, Минск, Кенигсберг», в которой на основании архивных документов в деталях раскрывается полный боевой путь ордена Красного Знамени 1-го отдельного истребительного авиационного Неманского полка Сражающейся Франции «Нормандия».

    И всё же я считаю, что у нас не в полной мере запечатлена деятельность французских летчиков. Семь из первых четырнадцати летчиков Франции погибли, освобождая Орловскую землю. Их имена необходимо увековечить на гранитной плите монументального памятника, который должен быть поставлен в Орле, недалеко от университета им. И.С. Тургенева, – на улице «Нормандия – Неман». Известно, что французы изъявили желание добровольно участвовать в воздушных боях на Восточном фронте. Мы должны всегда помнить об их благородных помыслах. И нам следует внести на сооружение памятника добровольный денежный взнос исходя из возможностей каждого, кто останется неравнодушен к подвигу. Лично я готов внести на вновь открытый счет свой месячный оклад, а также взять под контроль сооружение монумента. Опыт в сооружении памятников и мемориальных комплексов у меня имеется.

    Доктор исторических наук, профессор ОГУ им. И.С. Тургенева, Почетный гражданин Орловской области Е.Е. Щекотихин

    https://historyrussia.org/polemika/tribuna/egor-shchekotikhin-v-nebe-nad-orlom-razvernulas-vozdushnaya-vojna.html
     
  10. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Из публикаций в газете Спас-Деменского района "Новая жизнь" 1975г
    Т.Силаев В небе над Спас-Деменском
    IMG_E0912.JPG IMG_E0913.JPG IMG_E0914.JPG IMG_E0916.JPG IMG_E0921.JPG IMG_E0924.JPG IMG_E0925.JPG IMG_E0928.JPG IMG_E0930.JPG
     
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Возвращение героев на Родину

    Германия, Земля Бранденбург, имение Мертенсдорф (в настоящее время пос. Тёмкино, Правдинского района, Калининградской обл.),
    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман" с женщиной стоят на лужайке, на заднем плане - двухэтажная усадьба Балтазара фон Гольтца с двускатной крышей и фронтоном.
    1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155133

    1.jpg

    Германия. г. Эльбинг,
    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман" обсуждают предстоящий перелет.
    Слева, в очках - М. Гидо.
    15 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155114

    1.jpg

    Показательный воздушный бой летчика Робера Марки на истребителе Як-3 авиаполка "Нормандия-Неман" с соотечественником на британском самолете "Спитфайр-IX".
    Германия, аэродром в г. Штуттгарте,
    июнь 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154998

    1.jpg

    Чехословацкая Республика (ČSR). г. Прага,
    Французские летчики на промежуточном аэродроме во время перелета авиаполка "Нормандия-Неман" из СССР во Францию.
    июнь 1945 года. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155089

    1.jpg

    Ожидание возвращения летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" на родину.
    В центре - президент Франции генерал Шарль де Голль, слева от него - генерал Мари-Пьер Кёниг, главнокомандующий французскими оккупационными войсками в Германии.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154988

    1.jpg

    Возвращение на родину авиаполка "Нормандия-Неман".
    На площади слева – встречающие и официальные лица, справа в строю - французские военнослужащие.
    На заднем плане - на летном поле приземлившиеся самолеты Як-3.
    Франция, г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154951

    1.jpg

    Французские летчики построены в шеренгу на площади аэродрома.
    Женщины дарят цветы возвратившимся на родину летчикам авиаполка "Нормандия-Неман".
    Франция, г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154984

    1.jpg

    Советские и французские летчики и авиамеханики наблюдают воздушное дефиле.
    В первом ряду, слева направо: майор Пьер Матрас, командир 3-й эскадрильи "Шербур", капитан Сергей Давидович Агавельян, главный инженер авиаполка "Нормандия - Неман", Александр Лоран, пилот авиаполка "Нормандия-Неман".
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154972

    1.jpg

    Истребители Як-3 авиаполка "Нормандия-Неман", подаренные французским летчикам И.В. Сталиным.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155013

    1.jpg

    Встречающие авиаполк "Нормандия-Неман". В центре - президент Франции генерал Шарль де Голль и министр аэронавтики и вооружения Шарль Тийон.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155045

    1.jpg

    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    Генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи обменивается рукопожатием с летчиком авиаполка "Нормандия-Неман", сидящим в кабине истребителя Як-3.
    июнь 1945 г.

    1.jpg

    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман" (слева направо: лейтенант Перрен Марсель, младший лейтенант Роже Соваж, младший лейтенант Лемар Жорж) с фотокорреспондентом.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже, 20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155082

    Безымянный.jpg

    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман".
    В центре - Герой Советского Союза младший лейтенант Жак Андре (со знаменем полка).
    Франция, г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154970

    1.jpg

    Генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи, начальник Генерального штаба обороны Франции и генерал-инспектор Сухопутных войск беседуют с Героем Советского Союза Роланом де ла Пуапом.
    Рядом - стоит командир авиаполка "Нормандия-Неман" подполковник Луи Дельфино, на заднем плане - фотокорреспонденты.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже, 20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155023

    Безымянный.jpg

    Франция. г. Париж,
    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман" на праздничном фуршете.
    В центре – командир авиаполка подполковник Луи Дельфино, справа (в профиль) - генерал Мари-Пьер Кёниг, главнокомандующий французскими оккупационными войсками в Германии.
    июнь 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155035

    1.jpg

    Командир авиаполка "Нормандия-Неман" подполковник Луи Дельфино дает интервью.
    Франция. г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155040

    1.jpg

    Французские военнослужащие и мирные жители встречают на летном поле летчиков авиаполка "Нормандия-Неман". На дальнем плане - три ряда самолетов Як-3.
    Франция, г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155027

    1.jpg

    Торжественная церемония вручения ордена Почетного Легиона на знамя авиаполка "Нормандия-Неман".
    Франция, г. Париж, Парадный Двор Почетного Легиона Дома Инвалидов,
    21 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155034

    1.jpg

    Вручение ордена Почетного легиона легендарному авиаполку "Нормандия-Неман" за храбрость и боевые заслуги. Знамя авиаполка "Нормандия-Неман" "Честь и Родина" с орденом Почетного Легиона - в руках Героя Советского Союза младшего лейтенанта Жака Андре.
    Франция, г. Париж, Парадный Двор Почетного Легиона Дома Инвалидов,
    21 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154980

    1.jpg


    Министр аэронавтики и вооружения Шарль Тийон вручает орден Почетного легиона легендарному авиаполку "Нормандия-Неман" за храбрость и боевые заслуги.
    Знамя полка - в руках Героя Советского Союза младшего лейтенанта Жака Андре, справа от него – младший лейтенант Соваж Роже.
    Франция, г. Париж, Парадный Двор Почетного Легиона Дома Инвалидов,
    21 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155022

    1.jpg

    Летчик авиаполка "Нормандия-Неман" лейтенант Робер Марки (рядом со своей боевой машиной, истребителем Як-3, бортовой номер 4 на летном поле аэродрома).
    Франция, г. Париж, аэропорт Ле Бурже,
    20 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155003

    1.jpg

    Встреча летчиков авиаполка "Нормандия-Неман".
    Группа встречающих снимает на руках с самолета с бортовым номером 4 и лотарингским крестом на хвосте французского летчика лейтенанта Робера Марки.
    Франция, военная авиабаза в г. Сен-Дизье,
    июнь 1945 г.
    1.jpg

    Праздничный фуршет по случаю возвращения авиаполка "Нормандия-Неман" на родину [в ресторане Карльбон, специальном ресторане для летчиков].
    Франция, г. Париж,
    июнь 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155015

    1.jpg

    Полковник Пьер Пуйяд (с июля 1943 г. по декабрь 1944 г. - командир авиаполка "Нормандия-Неман") делает запись в книге почетных гостей.
    Франция, г. Париж, музей-мемориал Дома Инвалидов,
    июнь 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155008

    1.jpg

    Генерал-полковник Марсиаль Вален, командующий ВВС Свободной Франции, вручает ордена Почетного Легиона советским офицерам авиаполка "Нормандия-Неман".
    Второй слева - пилот-инструктор майор Павел Друзенков.
    Франция, г. Париж, Парадный Двор Почетного Легиона Дома Инвалидов,
    21 июня 1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15154960

    1.jpg
     
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Альбом с фотографиями, принадлежавший М.П.Чечневой.
    Кристин и Эвелин де Форж - жена и дочь погибшего под Смоленском лётчика полка «Нормандия» Поля де Форжа на приёме в СКВВ.
    1960 г.

    01.jpg

    01.jpg

    01.jpg

    01.jpg
     
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    4 июня 1945 года командиру эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» старшему лейтенанту Лефевру Марселю Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    0aN-g4XCE6Q.jpg

    Марсель Лефевр участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 11 немецких самолетов.
    28 мая 1944 года в воздушном бою истребитель Лефевра был подбит, а сам он был ранен.
    На горящем самолёте он перелетел через линию фронта и произвёл посадку на своём аэродроме, получив при этом сильные ожоги.
    Его доставили в госпиталь в Москву, где советские военные врачи сделали всё возможное, чтобы спасти жизнь мужественному французскому лётчику.
    Но, несмотря на все усилия медиков, М. Лефевр от полученных ран и ожогов скончался 5 июня 1944 года.
     
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Нашивка, с эмблемой авиаполка "Нормандия-Неман" с изображением знака классной квалификации ВВС СССР "Военный летчик 1-го класса".
    Принадлежала Морису Гидо https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15155028

    1.jpg

    Удостоверение личности № 004470, аспиранта (кандидата в офицеры) Мориса Гидо, летчика истребительного авиаполка «Нормандия».
    13 июня 1944 г.

    1.jpg

    Удостоверение личности НФ 000001 № 35386, летчика авиаполка "Нормандия-Неман" Мориса Гидо.
    28.03.1945 г.

    1.jpg

    Поздравительная телеграмма 3-го Белорусского фронта летчикам французской эскадрильи "Нормандия" старшему лейтенанту Альберту Марселю и старшему лейтенанту Де ля Пуап Роллану по случаю присвоения им звания Героя Советского Союза.
    29.11.1944

    1.jpg

    Боевой путь «Нормандия-Неман 1944-1969» на французском языке
    С надписью «нашему другу Власевскому от всего сердца».

    1.jpg

    Письмо советских ветеранов авиаполка "Нормандия - Неман" матери, жене, детям командира майора Жана Луи Тюляна.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12106803

    1.jpg

    Письмо советских ветеранов полка "Нормандия - Неман" родным Мориса де Сейна и Владимира Белозуба.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12106826

    1.jpg
     
    Gérard LEPLAT и Юлиа нравится это.
  16. Offline

    maslopoop Новобранец

    Регистрация:
    21 мар 2020
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    подводный флот
    Летчики авиаполка "Нормандия-Неман" и женщина стоят на лужайке, на заднем плане - двухэтажная усадьба Балтазара фон Гольтца с двускатной крышей и фронтоном, 1945г.
    Германия, Земля Бранденбург, имение Мертенсдорф (в настоящее время пос. Тёмкино, Правдинского района, Калининградской обл., Россия)

    00000000000000000 ми.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Gérard LEPLAT: 1 пункт (Thank you !) 23 апр 2022
    Gérard LEPLAT, Wolf09 и Юлиа нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Gérard LEPLAT, Юлиа и Andrey.ya.83 нравится это.
  18. Offline

    Холдин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 авг 2020
    Сообщения:
    630
    Спасибо SB:
    1.239
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанская область
    Интересы:
    Поиск
    Здравствуйте. Увидел тему и вспомнил, что когда мне было 17 лет, я работал в одной мастерской с авиамехаником из Нормандии-Неман. Только сейчас понимаешь, с какими людьми сталкнула судьба. Вспомнил фамилию. Никитин.
     
    Последнее редактирование: 29 авг 2020
    Gérard LEPLAT, PaulZibert, Andrey.ya.83 и ещё 1-му нравится это.
  19. Offline

    WolfSS Приказный

    Регистрация:
    8 авг 2016
    Сообщения:
    16
    Спасибо SB:
    50
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Орёл
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    1812 г.
    Спасибо за отличный материал!
    Разрешите и мне внести "свою" лепту.

    14 июля 1943 года «нормандцы» понесли первую потерю во время битвы за Орел. Из боевого вылета под Болховым не вернулся лейтенант Жан Тодеско. Товарищи видели, как его самолет загорелся и взорвался при ударе об землю.

    16 июля 14 часов Тюлян поднял восемь «яков» и повел их к месту боя у села Красниково, где наши войска танковым и пехотным клином прогрызли оборону противника. Подлетая к месту наземной битвы, они заметили 15 «юнкерсов», готовых к бомбометанию и сопровождаемые только двумя «Фоке Вульфами-190». Тюлян приказал Литтольфу атаковать «лаптежников», а сам вместе с Альбером занялся истребителями. Пока Тюлян расправлялся с одним из истребителей развалившимся в воздухе, к месту схватки подошла еще группа «фоккеров» из немецкой эскадры JG-52. Тюляна атакуют сразу четыре «боша», но он успевает легким маневром увернуться. После скоротечного боя, в котором были сбиты еще два истребителя, собрав самолеты на высоте, Тюлян повел их за собой. Но возвращалось только пять машин. Не было Литтольфа, Бернавона и Кастелена.

    Только в 1960 году колхозный механизатор Андрей Голубков из Знаменского района свидетель того воздушного боя, помог найти место падения самолета Литтольфа.

    Его останки были увезены на родину и похоронены в Марселе. На месте гибели Литтольфа был установлен памятный знак, а на здании Красниковской школы Знаменского района – мемориальная доска.

    [​IMG]

    [​IMG]

    17 июля 1943 г. вблизи деревни Каменка в воздушном бою был сбит советский самолет. Вот как описывает это событие очевидец Александр Межцев: «Летом1943 года мне было восемь лет. Жиля в деревне Разинкино Мценского района. Ежедневно к вечеру к вечеру со стороны Орла к городу Болхову в сопровождении истребителей направлялись тяжелые немецкие бомбардироащики. Поскольку они летели на небольшой высоте, то на самолетах ясно были видны черные кресты. Часто в воздухе их встречали советские истребители. Завязывались воздушные бои.

    Мальчишки на нашей деревни любили собирать стреляные гильзы. Каждый старался найти больше всех остальных. Как только завязывался бой, мы бежали, перегоняя друг друга, в поисках гильза. И вот однажды я стал свидетелем последней минуты жизни и смерти французского летчика. Случилось это так.

    Стоял жаркий летний день. Мы с бабушкой Василисой Журавлевой и ее внучкой Аней пошли в Татарский лес за хворостом. В это время со стороны Орла послышался гул самолетов. Их было много. Навстречу им появились истребтели. Начался бой. Один немецкий двухмоторный самолет загорелся и пошел в сторону деревни Поляны. Вывалился из круговерти и наши истребитель. Он, вероятно, был подбит. Белая струйка дыма тянулась за ним. летчик, видимо, старался приземлиться на Каменском поле. Но на его пути оказалась верхушка Чертова рва. Раздался удар. Наступила тишина. Самолет упал совсем близко от нас. Я быстро побежал увидел человека, ежавшего на земле. Он медленно, опираясь на руку, стал приподниматься. Левый глаз летчика затек кровью, а правым он осматривался вокруг. Но, не имея сил встать, опустился на землю.

    Подошла бабушка Василиса. Увидев летчика, попыталась ему помочь. Расстегнула шлем и положила под голову. Хотела завязать галстук освободить шею, но не смогла. Взяла руку, пощипала пульс и сказала: «Сыночек, еще жив». Постепенно пульс стал биться все реже и реже. Поскольку я впервые увидел умирающего человека, он навсегда остался в моей памяти: он навсегда остался в моей памяти: худощавый, невысокого роста, с темными волосами. Был он в темно-синем кителе с четырьмя лычками на погонах.[​IMG]

    Подбежали женщины, которые работали на поле у деревни Каменки. Затем появились два фашиста, которые жили в нашей деревне у деда Игната. Они запретили нам подходить близко к летчику. Из разговора мне запомнилось часто произносимое слово "француз". Несколько позже летчика отвезли в Каменку».
    7 марта 1968 года.

    Довольно долго судьба этого летчика была неизвестна, и прояснилось все в какой-то степени случайно. Главная заслуга в этом принадлежит Галине Владиславовне Малюченко, сотруднику Орловской детской экскурсионно-туристской станции. Она изучала с детьми геологию Орловской области и в 1960 г. вместе со своими подопечными пошла на только что вышедший в прокат совместный фильм «Нормандия-Неман» режиссера Жана Древиля, одним из сценаристов которого был Константин Симонов. В фильме вскользь был упомянут Орел. Будучи москвичкой, она припомнила встречу на балетном спектакле в Москве с нормандскими летчиками, которые проводили здесь четырехдневный отпуск после завершения обучения в Иваново и отправкой на фронт. Эта тема ее заинтересовала, но было мало информации. К тому времени большинство мемуаров еще не было написано, а архивы по понятным причинам были не всегда доступны. На письма с вопросами к создателям фильма пришли отличные, но бессодержательные ответы. Потом было письмо в Комитет ветеранов войны Алексею Мересьеву, который тоже участвовал в Орловской наступательной операции «Кутузов» и встреча его с фронтовым корреспондентом Борисом Полевым, выполняющего редакционное задание, на полевом аэродроме под Мценском в хорошем смысле «прозвездила» обоих. Тот передал его Сергею Давыдовичу Агавельяну, бывшему старшему инженеру полка «Нормандия-Неман», который прояснил многие факты лета 1943 г. Но поддержка в изысканиях пришла «с низу». Один из учеников Геннадий Мельников вспомнил, что «…так у нас же в деревне бабушка моя с соседками французского летчика схоронила. Он неудачно приземлился, его самолет кувырнулся в яме, а летчик сильно ударился и разбился…». Вооружившись недавно вышедшей из печати книгой Франсуа де Жоффра «Нормандия-Неман», где были фотографии личного состава эскадрильи, Малюченко вместе с учениками отправилась в деревню Каменка, стоящей по берегам одноименной речки, которая через пару километров впадает в «самую русскую реку» Оку.

    [​IMG]


    [​IMG]

    В результате выяснилось следующее. Во второй половине дня 17 июля 1943 г. в окрестностях деревни развернулся воздушный бой. Со стороны Разинкино, деревня выше по течению Каменки, наш «ястребок» строча из пулемета, гнался за двумя немецкими. При их возвращении обратно со стороны Оки, картина поменялась на обратную, два немца обстреливают нашего, который летел волнообразно, а от него белой струйкой исходит дым. Подбитый самолет пытается сесть на поле возле Каменки, но попадает в ложбину, верхушку «Чертова рва», его подбрасывает вверх, а летчика выбрасывает из кабины. Когда подбежали местные жители, летчик был еще жив, только один глаз был залит кровью. Подоспевшие два «фрица», которые стояли в деревне, всех отогнали от самолета, и стали осматривать тело уже мертвого пилота. После проверки документов, часто повторяли - француз! Местные бабы выпросили тело погибшего и на следующий день похоронили его на краю деревенского кладбища.

    [​IMG]


    [​IMG]

    Все люди, которые принимали участие в похоронах, на фотоснимках в книге однозначно показывают на Тюляна, притом, что он был только на групповых фото.

    В 1964 г. останки летчика перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище в Москве. При вскрытии могилы присутствовал Дмитрий Кузьмин, механик самолета Тюляна. Он сильно переживал гибель командира и до последнего верил, что тот жив и попал, например, в плен или к партизанам. Была проведена судебно-медицинская экспертиза. Замерили хорошо сохранившиеся кости и по специальной таблице установили рост неизвестного французского летчика: он не превышал 158-160 см. Тут сомнения все отпали. Ведь Тюлян был самым маленьким в эскадрилье и его рост был примерно таким же.

    На церемонии присутствовали родственники Жана Тюляна, родственники погибших тогда же Адриена Бернаво, Фирмина Вермейля и Андре Ларго. Бывшие командиры «Нормандии», однокашники Тюляна по Сен-Сиру, генералы Пьер Пуяд и Луи Дельфино, Герои Советского Союза Ролан де ля Пуап и Жак Андре.

    На надгробии выбили на русском и французском языках: «Неизвестному французскому летчику эскадрильи «Нормандия», павшему смертью храбрых в бою против немецко-фашистских захватчиков. Июль 1943 г. Западный фронт».

    [​IMG]

    [​IMG]

    Данные судебно-медицинской экспертизы и показания местных жителей во внимание приняты не были. Документы забрали немцы, самолет растащили по частям местные жители, а его двигатель после войны отправили на переплавку. В первом же походе правда нашли номерной агрегат шасси П616156, но в журнале технической части регистрируется только номер мотора самолета, закрепленного за летчиком. После запросов выяснилось только то, что шасси с этим номером пошло на сборку Як-1 и эта партия досталась французам.

    Пьер Пуйяд: «Его звезда – такая яркая – не могла гореть долго. 17 июля под Орлом его ангел-хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул фронт. Я видел его последним, в последний раз после того, как он сообщил, что на него кинулось много «фоке-вульфов-190». Между нами – почти в чистом небе – прошло небольшое облачко, пропитанное солнцем, которое скрыло его навсегда».

    В последствии прах Тюляна и еще пятерых захороненных рядом французских летчиков был передан родственникам во Францию для перезахоронения.

    Вот так закончилась короткая, но яркая жизнь известного и в тоже время неизвестного французского летчика командира эскадрильи «Нормандия» майора Жана Луи Тюляна.

    На месте падения самолета установлена памятная стела.

    [​IMG]


    [​IMG]

    Последним из пилотов, погибших в боях за Орёл, стал Альбер Прециози, павший 28 июля 1943 года в 20 км севернее города Карачева, приблизительно на территории Юрьевского сельсовета Хотынецкого района

    Источники:
    Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г.
    Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8.
    https://geocaching.su/?pn=101&cid=3573
    https://trizna.ru/forum/topic/39696-нормандия-неман/?page=1
     
    Последние данные обновления репутации:
    Gérard LEPLAT: 1 пункт (Formidable. Un grand merci !!!) 23 апр 2022
    Gérard LEPLAT, Andrey.ya.83 и Юлиа нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.928
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Такие рисунки были нарисованы на фюзеляжах самолетов "ЯК", которыми был оснащен полк "Нормандия-Неман".
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27118567

    3619876.jpg

    Летчики и механики полка "Нормандия-Неман" готовят самолет к полету.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27118506

    3619857.jpg

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27118533

    3619865.jpg

    Офицер штаба полка "Нормандия-Неман" Мишель Шик
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27119192

    3619900.jpg

    Лейтенант Жан Соваж у своего самолета
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27118564

    Безымянный.jpg
     
    Gérard LEPLAT, Khron, Юлиа и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей