Как вы думаете? (окологенеалогические загадки)

Тема в разделе "г. Смоленск и Смоленский уезд", создана пользователем Babarin, 13 июн 2016.

  1. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Был среди моих предков Алексей Михайлов, родившийся в 1745г. в с. Лобково у Михаила Иванова.
    Помещик Богдан Верховский взял его в дворовые в Буловицы и женил в 1762г. на привезенной из имения тестя, Ивана Маневского, с. Стегримова дворовой Софье Мартиновой.
    В 1763г. родился у них Федот. Крестные Богдан Иванович Маневский и Ефросинья Богдановна Верховская.
    В 1765г. - Васса. Крестили Василий Семенов из Зяхино и Ефросинья Богдановна Верховская.
    В 1768г. - Мелания - крестили Андрей Михайлович Глинка и майорская жена Дарья Данилова.

    Что бы могло означать такое внимание помещиков к детям Алексея Михайлова? - особую приближенность? расположение? может быть Софья была комнатной девушкой барыни или барышень?
    Получается, Федотка рос рядом с родившимся в 1768г. Захаром Верховским? (будущим старцем Зосимою)
     
    Любовь Н. нравится это.
  2. NEMO
    Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    1.266
    Спасибо:
    5.874
    Отзывы:
    153
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История, поиск
    Интересно!
     
  3. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Какие загадки? Понравилась барину девка,вот и уделял внимание родной кровинке-байстрюку или байстрюкам.
     
    ak4242 нравится это.
  4. Любовь Н.
    Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    1.617
    Спасибо:
    2.814
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Интересы:
    родословная, природа и храмы Руси
    Уважаемый Babarin, тема интересная. Не только тем, как сложилась судьба Федотки, сверстника почитаемого старца Зосимы, и почему его родителей так любила барыня Верховская.
    Вообще ведь крестными всегда просили стать — родители, сами люди в восприемники не напрашивались. Видно, смелость имели эти люди просить барыню. Или выражали ей тем самым особое почтение. И знали, что не откажет. Да при этом надеялись, что в будущем не обидит крестника /крестницу своих. Еще и подарки будет делать :)
    Часто восприемница сама потом в скором времени рожает или восприемник становится отцом, это видно из метрических. Значит, восприемничество служило как бы оберегом будущего младенца и его матери при родах.
    Считалось, что буде крещеный ребеночек умрет, он станет ангелом на небесах, заступником крестных своих родителей. И крестили многих — ради этого, заступников небесных много хотели.
    А может быть, сама барыня любила подержать на руках младенца после купели. Это так трогательно!

    О восприемниках при Крещении православных детей
    Восприемники – свидетели Крещения ими воспринятых, споручники за тех, кого восприяли от святой купели, поручители перед Церковью за крещаемых, и особенно при Крещении младенцев. Восприемники при Крещении дают обеты за крещаемого Богу, исповедуют Символ Веры. Они обязаны наставить воспринятых ими в вере и благочестии, наставить Закону Божию, помогать им в утверждении в жизни христианской, стараться объяснить им обеты, данные при Крещении. Чтобы соответствовать своему высокому назначению и быть в силах выполнить столь важные налагаемые Церковью обязанности, восприемнику самому необходимо знание, чистота и твердость веры, разумение сущности Таинства Крещения и произносимых им обетов. Отсюда следует, что восприемники – это не простые участники обрядовой стороны Таинства Крещения и нельзя давать это высокое звание всякому желающему.

    Кто и почему не может стать восприемником при Крещении. Малолетние. Малые отроки, еще явные невежды в вере, к делу восприемничества не годятся. Им несвойственно наименование крестного отца и крестной матери.
    Иноверцы. При Крещении младенцев священник должен смотреть, дабы восприемник был и правоверен, и знающий нужные члены веры ко спасению. Иноверцы не пригодны для дела восприемничества по причине своего иноверия.
    Не могут быть восприемниками совершенные невежды в вере, явные грешники и вообще лица, упавшие в общественном мнении по своей жизни.
    Восприемниками не могут быть монашествующие.
    Никто не может быть восприемником собственных детей. «Аще будет приимец детища своего, разлучается своея жены, сиречь матере детища, занеже быша себе кумове». (Номоканон, статья 209).
    Следующий вопрос о том, могут ли муж и жена быть восприемниками: а) одного и того же чужого младенца, б) не одного, а разных детей, но в одном и том же семействе – одних и тех же родителей.
    Первый ответ находим в 211 статье Номоканона: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются», - т. е. брак должен быть расторгнут и, следовательно, из опасения сего супруги не могут быть восприемниками одного и того же чужого младенца. Но, мужу и жене не возбраняется быть восприемниками разных детей, хотя бы и одних и тех же родителей.
    http://uarhram.ru/publ/zakon_bozhij/o_vospriemnikakh_pri_kreshhenii_pravoslavnykh_detej/3-1-0-67

    Верующий человек не должен был этого делать, это против канона. Но наверное, такие случаи имели место.

    Меня вот удивляет, что у бельского помещика Дмитрия Сергеевича Чебышева малолетние дети, пятилетние, становились восприемниками своих новорожденных братьев и сестер. Неужели батюшка не был против этого? Или такой характер имел барин?
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2016
  5. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    если так, то у меня тогда половина родни на самом деле Верховские, Швейковские, Вахарловские и т.п. :D
     
  6. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Обычное дело того времени.У меня по одной родне так барин помогал байстрюку,вольную дал,постоялый двор помог держать,пока жив был деньгами помогал.
     
  7. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    А вот еще загадка, причем довольно чатсо мною встречаемая.
    Например, живет у барина А. Семен Иванов и родные братья его. Потом братьев переводят к другому барину и бац! - они все вдруг Семеновы!
    Или еще того чище: по ревизиям Евграф, по метрикам Уар.
    По метрике Елена, по жизни Прасковья. Я, конечно, понимаю, крестильное и мирское, все такое....
    Но как же тут генеалогией-то заниматься???
     
  8. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Так холопы и крепостные же.То есть не люди.С хрена им внимание уделять и в их именах копаться?Родословные были для людей.То есть для дворян.
     
  9. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Еще странно, когда у женщин отчество птают. Одна и таже может быть Мартиновой, Тимовеевой, Ивановой, опять Мартиновой....
    Сообщения объединены, 13 июн 2016, время первого редактирования 13 июн 2016
    не соглашусь. Это нам такую бредовину преподносили в школе. Конечно, были и злые помещики и ненормальные, но много было и вполне вменяемых. Чего ради люди, бывшие в бегах, возвращались к помещикам, да еще с семьями, да еще из-за польского рубежа??
    В ревизиях, кстати, именам и отчествам придавалось большое значение. Встречались мне записи типа "Алексей, а заподлинно Авксентий", "Тимофеев, а заподлинно Матвеев".
     
  10. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Не знаю как про школу,а добрый барин это редкость.На то и холоп что бы прибыль приносил.Или сам иди паши.Тут без вариантов.
     
  11. Любовь Н.
    Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    1.617
    Спасибо:
    2.814
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Интересы:
    родословная, природа и храмы Руси
    Тут я понимаю так. Не звали крестьян по имени-отчеству. Гришка да Тришка. Но священник и причт знали этого крестьянина и его родителя. А вот невесту крестьянский сын часто брал из другой деревни, а то и другого прихода. И отца ее причт не знал. А отчество надо было записать. Поэтому чаще всего Иванова дочь да Богданова.
    Но это только мое предположение.
     
    Последнее редактирование: 14 июн 2016
    Babarin нравится это.
  12. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Не знаю как про школу,а добрый барин это редкость.На то и холоп что бы прибыль приносил.Или сам иди паши.Тут без вариантов.
    Сообщения объединены, 13 июн 2016
    Не знаю как про школу,а добрый барин это редкость.На то и холоп что бы прибыль приносил.Или сам иди паши.Тут без вариантов.
     
  13. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    А вот еще загадка, прямо детектив: в 1763г. в ревизии в д. Рагозне Рославльского уезда записан некий польский выходец, отправленный в ссылку за умертвие помещика.
    До этого скончались местные помещики Иван Васильевич Повало-Швейковский, Яков Иванович Повало Швейковский и Алексей Иванович Повало-Швейковский. Смерти первых двух пок ане сыскались, Алексей Иванович просто помре в 1762г.
    Так кого ж ухайдакал польский выходец? - кто найдет, тому от меня конфета!
    Сообщения объединены, 13 июн 2016, время первого редактирования 13 июн 2016
    Да, мне тоже кажется, что "Иванова" использовалось всякий раз, когда точно не знали отчества.
    Сообщения объединены, 13 июн 2016
    у нас еще странное довольно представление, что барин эдаким жупелом все время сидел в своем сельце и гонял крестьян на барщину. А часто помещики в своих деревнях и вовсе не бывали ни разу, всем управлял староста или управляющий, докладывавший барину о сборах и доходах-расходах. А барин в это время мог уже 10 раз под командой какого-нть Миниха на Перекопе голову сложить или еще как кончиться.
    Вот, в поздние годы Екатерины II во время какого-то очередного бедлама под окнами императрицы зарезался помещик Повало-Швейковский (опять-таки который?)).
    А вспомним Пьера Безухова, владевшего населением небольшой европейской страны размером с Бельгию))). Тот и вовсе в своих имениях не бывал.
     
  14. Kot63
    Offline

    Kot63 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 фев 2010
    Сообщения:
    1.636
    Спасибо:
    1.792
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    И это было.Только это скорей исключение из правил.
     
  15. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Эта тема не задумывалась как только мои вопросы! Прошу всех делиться своими загадками, непонятками и мозголомками!
    Сообщения объединены, 14 июн 2016, время первого редактирования 14 июн 2016
    Еще интересная загадочность - в родных селах сыновей, особенно первых, часто (если не всегда) называли по имени деда по матери. Интересно, почему такая традиция? - почему не отцовскому?
    Сообщения объединены, 14 июн 2016
    А вот еще: в практически во всех просмотренных мною метрических книгах смоленских сел начисто или частично отсутствуют годы 1741-1748. Почему именно эти годы? почему отсутствуют? - может как-то связано со второй ревизией 1745-1747гг.?
     
    NEMO, Любовь Н. и Kot63 нравится это.
  16. volic
    Offline

    volic Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 апр 2015
    Сообщения:
    506
    Спасибо:
    749
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Протвино, Россия
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    Ищу ответы на вопросы
    Старики мне объяснили так. Чтобы исключить ситуацию, когда Ивана Сергеевича (например) сменял Сергей Иванович, того снова Иван Сергеевич, потом опять Сергей Иванович и так до бесконечности.
     
    Babarin нравится это.
  17. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    о, интересно!
    ситуации типа Артемий Иванович и Евдокия Ивановна ставили в ступор всю деревню))))
     
  18. Любовь Н.
    Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    1.617
    Спасибо:
    2.814
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Интересы:
    родословная, природа и храмы Руси
    А я заметила другое. И тут не пахло рассеянностью или наплевательством дьячков: пишу, мол, жену, как и мужа — нехай оба будут Ивановичи.
    При сватанье старались ведь специально подобрать невесту того же отчества! Очень часто реально отчества совпадают.
    Видимо, в старину верили, что такие молодые лучше сойдутся, дружнее жить будут, они словно бы предназначены друг другу. Видела в метрических много примеров такого совпадения отчеств. Причем мои выписки доказывали мне, что и тут был Феофилакт, например, и в деревне невесты Феофилакт, и она точно — дочь того Феофилакта (Филата по-простому).

    А как прелестны иные отчества! Все недоумевала, что за Евдокия Сигнеева. Оказалось — Евсигнеева :)
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2016
    Kot63, Babarin и NEMO нравится это.
  19. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    согласен, тоже такое очень часто наблюдал.
    а мне нравится Селиверст))
     
    Любовь Н. нравится это.
  20. Babarin
    Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    1.286
    Спасибо:
    1.129
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Пытался я найти отца Софьи Мартиновой в с. Стегримово. Излистал ревизию 1764г, ни одного Мартина, ни живого, ни умершего с 1748г. не нашел, как и Мартиновичей. Зато, вдруг, в переведенных из с. Шмаково обнаружился почти ровесник Софьи Андрей Мартинов. Потом в метриках неожиданно появился Сидор Мартинов.
    Тут я подумал, что может быть Мартиновичи все были из Шмаково? Перевели часть их в Стегримово, а потом девчонок Софью и Федосью с барышней, вышедшей замуж за Верховского послали в Буловицы.
    Стал листать метрики Шмаково (к сожалению, они 1748, 1753, далее везде). И сразу нашлись Ларион, Ефрем, Акилина и Стефан Мартиновы.
    А в 1758 обнаружилась запись о смерти Мартина Евдокимова 74 лет. Неужто он?? Вроде по всем статьям подходит, что скажете?
    Ксти, у Андрея Мартинова в 1771г. родилась дочь Софья ( о сестре вспомнил?)
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)