Калужская ГЭС

Тема в разделе "Калужская область", создана пользователем MikeGorby, 20 мар 2014.

  1. MikeGorby
    Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.022
    Спасибо:
    3.395
    Отзывы:
    129
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    post-13-0-19140000-1382717348.jpg
    15 марта 2013
    Автор: Валерий Продувнов
    Сегодня мой рассказ о малоизвестной странице в истории нашей энергетики…

    Как всё начиналось

    Калуга росла и промышленно развивалась. Мощностей горэлектростанций постройки 1913 и 1929 годов стало не хватать.

    Идею о строительстве ГЭС у Калуги предложил в 1930 году инженер Московско-Окского бюро ГЭС Тарасов. Этим предложением заинтересовались в верхах.

    Были проведены серьёзные исследования поймы Оки, результатом которых стал вышедший из печати в 1931 году научный труд Н.А. Шереметьева о преобразовании бассейна верхнего течения нашей реки.

    В 1935 году увидела свет работа Академии Наук СССР «Проблемы реконструкции бассейна реки Оки». Приведённые в ней данные были получены на основе исследований института «Гидроэнергопроект» НКТП в 1934 году. Экспертная комиссия Госплана СССР по реконструкции бассейна Волги признала «несомненной» высокую эффективность транспортно-энергетической реконструкции Оки в целом и, в частности, первоочередных верхне-окских гидроузлов. Комиссии утверждала, что: «строительство окских станций следует особенно форсировать». В резолюции сводной группы экспертной комиссии было сказано, что в осуществлении комплекса Большой Волги первоочередной должна стать «постройка Пермского и Окских гидроузлов».

    Строительство Калужской ГЭС было предусмотрено Третьим пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы.

    10 марта 1939 года начал свою работу XVIIIсъезд ВКП(б). Именно на нём было принято окончательное решение об эпохальном преобразовании бассейна реки Оки и строительстве ГЭС в окрестностях Калуги и у города Кашира.
    post-13-0-97216500-1382717373.jpg


    Плюс – электрификация всей страны

    Газета «Рабочая Москва» писала: «В шести часах езды от Москвы, на Оке, где стоят сейчас деревушки Анненки и Воровая и где раскинулся замечательный сосновый бор, скоро будет возвышаться плотина Калужской гидростанции...».

    А в Калужской типографии Мособлполиграфа в 1937 году тиражом в 500 экземпляров была издана тоненькая книжечка «Калужская гидроэлектростанция на р.Оке и значение её для Москвы и Московской области». В этом издании мы находим конкретные данные планируемой калужской «стройки века». Не вдаваясь в специфические данные, отметим только важнейшие:

    - Длина всей плотины – 1510 метров. Бетонная её часть – 310 метров (в ней предполагалось размещение энергоблока с тремя одинаковыми генерирующими установками суммарной мощностью 150 мегаватт электроэнергии в сутки), земляной дамбы и шлюза для прохождения судов. Таким образом, Калужская ГЭС планировалась в 2,5 раза более мощной, чем знаменитая Волховская;

    - Высота плотины Калужской ГЭС – не менее 28 метров для уровня воды в водохранилище (выше Волжских). Соответственно, сама плотина – не ниже 30 метров (для сравнения – смотровая площадка на Оку в городском парке находится на высоте 40 метров над рекой);

    - Водохранилище ГЭС раскинулось бы в ширину минимум на 4,5 километра, а в длину - на несколько десятков километров. Ёмкость «моря» планировалась в 8 млрд. куб. метров воды. Затоплению должны были подвергнуться минимум 98700 гектар территории, 6400 домов и дворовых участков;

    - По образовавшемуся после постройки ГЭС водохранилищу на судах из Калуги стало бы легко доплыть до Юхнова по р. Угре, до Медыни по р.Шане, до Тулы по р.Упе, до Козельска по р.Жиздре, до Мценска по р.Зуша и по самой Оке почти до Орла!

    Проектировщики утверждали, что «в силу благоприятных строительно-хозяйственных условий и относительно небольшому объёму работ, ГЭС может быть построена в короткий срок и пущена в эксплуатацию в 1941 году».

    «Благоприятные» условия становятся понятны после того, как выясняется, что строительство Калужской ГЭС начало осуществляться под контролем НКВД.

    Один из лагерей сохранился недалеко от Калуги и по сей день. Многие организации и туристы любят собираться, отдыхать и соревноваться на т.н. «Обвале» в Груздовском карьере. Многие даже не догадываются, что там раньше был лагерь для заключённых.

    Появились и первые заметки в калужской газете «Коммуна».

    Против такого строительства выступил известный учёный, врач и краевед Юрий Вусович. Он привёл много весомых аргументов относительно того, что Калуга слишком многое потеряет в будущей «пучине». Увы, в 1938 году этого человека расстреляли как «врага народа».

    А «Коммуна» в начале февраля 1938 газета сообщала:

    «…Закончилось составление проекта. Плотина Калужской ГЭС, по замыслу проектировщиков, образует водохранилище, в пять раз превышающее полезную емкость водохранилища Днепровской ГЭС имени Ленина и будет вырабатывать 525 миллионов киловатт электроэнергии в год.

    1 января 1939 года эта же газета опубликовала заметку-фантазию о том, что будет через 10 лет: «...Прибыв электричкой на станцию Калуга-Дачная (бывший разъезд Сергиев скит), гражданин Петров услышал отдаленный грохот водопада. Это работала Калужская гидроэлектростанция. Автобус помчал гостя по асфальтовому шоссе к городу. Сквозь сосны бора виднелись белоснежные корпуса домов отдыха и санаторий. «А это – Краинский курорт», – указал направо спутник-собеседник. Еще при планировке ГЭС были найдены здесь минеральные воды, аналогичные краинским. Слева возвышались кирпичные корпуса – это был перемещенный из зоны затопления к Калуге Кондровско-Троицкий бумкомбинат... Подводные турбины обслуживали энергией судостроительный завод на правом берегу Оки – на месте деревни Воровой... И в самой Калуге все преобразилось. Новые магазины, фабрики-кухни, кинотеатры... Единственно, в чем чувствуется недостаток, – это в электроприборах. Видели очереди у электросбыта? Это стоят люди за пылесосами, электродуховками, рефрижераторами (охладителями), электрованнами, электрополотенцами. Население забросило и самовары, и погреба, и даже швабры – все домохозяйство взвалено на электричество...».

    Не отставали и местные поэты. Вадим Прохоркин писал:

    Какая синь небес!
    Какая свежесть вод!

    А мы построим ГЭС!
    А рядом химзавод!

    В это время на самой реке Оке начались интенсивные изыскательские работы и бурение шурфов.

    Следующую интересную информацию, автор нашёл в газете «Коммуна» за 26 апреля 1939 года. В ней сообщалось, что «…На правом берегу, против пионерлагерей необходимо построить посёлок для целой армии строителей. На левом берегу (на территории пионерлагерей) должен быть построен научный посёлок для геотехнической, гидравлической и химической лабораторий, проектировщиков и исследователей. От 19-го разъезда (ныне ст. «Калуга-II») будет построена специальная ветка и по временно построенному мосту должна выйти к лагерю строителей на правом берегу. На правый берег, в посёлок строителей, должна быть подведена линия ЛЭП от калужской ЦЭС (1929 года). В ближайших сёлах Квани, Верховой, Шопино, Воровой и других – загорится «Лампочка Ильича». Свои письма с просьбой трудоустроиться на строительство Калужской ГЭС постоянно приходят от грабарей, землекопов, плотников, каменщиков, слесарей, машинистов и инженеров с Урала, Поволжья, Украины и Свирстроя…»

    Большая статья инженера А.Румянцева «Калужское море» о нашей будущей ГЭС была опубликована даже в журнале «Техника молодёжи» №2-3 за 1940 год:

    «Теперь в 5 километрах выше Калуги река будет преграждена большой плотиной, которая поднимет уровень воды на 28 метров. Выше плотины образуется водохранилище. Весной оно будет наполняться паводковой водой. Затем в течение года этот запас воды можно будет расходовать для поддержания необходимых глубин на всём течении ниже Калуги. Но это еще не все: сбрасываемая из искусственного озера вода будет предварительно «работать», вращая турбины гидроэлектрической станции.

    Если бы вместо Калужской ГЭС была построена тепловая электростанция, работающая на подмосковном угле, то она потребовала бы ежегодно расхода 800 тыс. тонн топлива. Чтобы только подвозить это топливо, понадобилось бы 140 вагонов, т.е. примерно три-четыре железнодорожных состава в сутки.

    Регулирование расхода воды из Калужского моря даст возможность получить на всем протяжении Оки от Калуги до Горького глубину не менее 1,6 метра. Река станет глубоководной и судоходной на участке длиной около 1200 километров.

    …Создается новая кольцевая водная магистраль, соединяющая города Горький, Рыбинск и Москву. Этот кольцевой водный путь идет от Горького по Волге, затем по каналу Москва — Волга, далее по рекам Москве и Оке, впадающей снова в Волгу у Горького. Кольцевая магистраль частично освободит канал Москва — Волга от шлюзования порожних судов, которые можно будет направить вниз по Оке и далее по Волге.

    Новая «кругосветка», без сомнения, станет излюбленным маршрутом тысяч трудящихся, желающих провести свой отдых в поездке по красивым рекам и каналу.

    Калужская плотина не будет служить препятствием для плавания пароходов. В составе Калужского гидроузла предусмотрен двухступенчатый шлюз, через который суда будут проходить из Калужского моря на нижнюю Оку и обратно.»

    К сказанному тогда следует добавить, что после завершения строительства нашей ГЭС планировалось начать строить водные соединительные пути с Днепром и Доном.

    Начавшаяся в 1941 году война перечеркнула эти грандиозные планы…

    «Приказ НКВД СССР № 0311 от 28 июня 1941 г. Секретно. О прекращении работ по строительству НКВД в связи с началом войны.

    Во исполнение Постановления СНК СССР от 27 июня 1941 года «О сокращении плана капитальных работ на 1941 год по НКВД СССР»,
    Приказываю:
    Приостановить работы по строительствам, согласно приложения к приказу.
    … 21.Калужская ГЭС.
    Народный комиссар внутренних дел СССР Л. Берия.»

    Попытка вторая

    Вновь заговорили о строительстве Калужской ГЭС в 1946 году.

    Уже областная Газета «Знамя» за 30 апреля того года опубликовала интервью с Заместителем Министра Электростанций СССР И.И. Дмитриевым:

    «…Планом четвертой сталинской пятилетии предусмотрены величайшие работы по электрификации нашей страны… намечено приступить к строительству новой гидроэлектростанции на Оке.

    Калужская гидроэлектростанция на Оке превзойдет по своей мощности существующую Углическую электростанцию (на Волге), строящуюся сейчас Фархадскую (в Узбекистане) и уступит лишь Днепрогэсу...

    Средняя годовая выработка энергии Калужской станции составит 525 миллионов, а в многоводные годы будет доходить до 843 миллионов киловатт-часов. Это определит ее важнейшее место в московской энергосистеме…

    Стоимость всех строительных работ обойдется государству около 820 миллионов рублей… Например, каждую секунду будет сбрасываться на лопасти турбин и приводить турбины в движение 780 кубических метров воды с высоты 23,6 метра (в многоводные периоды эта высота «будет доходить до 28 метров), общий же ежесекундный слив воды через плотину будет колебаться в пределах от 13 тысяч до 16 тысяч кубометров…

    В 1949 году на месте строительства начнутся возведение подсобных предприятий и земляные работы.

    Сооружением Калужской электростанции будет положено лишь начало наиболее лучшему использованию Оки как источника дешевой энергии, так и водной магистрали для судоходства. В будущем на Оке вырастут и другие электростанции: Коломенская, Кузьминская, Спасская, Акишинская, Казневская, Сапуновская и Дзержинская…»

    Информация от 3 ноября гласила:

    «Калужская ГЭС будет давать ежегодно для Москвы, Московской, Тульской и Калужской областей сотни миллионов киловатт-часов электроэнергии. Сравнивая с затратами топлива, использование водной энергии реки Оки только на Калужском гидроузле позволит сохранить народному хозяйству 800 тысяч тонн подмосковного угля в год…

    Министерство электростанций уже представило технический проект на рассмотрение в Совет научно – технической экспертизы Госплана СССР.»

    Это была последняя статья о предполагаемом строительстве ГЭС у Калуги.



    Почему отказались от строительства?

    Возможно, что причиной этого стала статья «Калугу – на железнодорожную магистраль» инженер-майора путей и строительства Т. Ляшенко, которая была опубликована в газете «Знамя» 4 июля 1946 года.

    В ней под серьёзное сомнение был поставлен практически уже почти принятый план строительства ГЭСЮ разработанный Мостранспроектом:

    «…При постройке ГЭС железнодорожная линия у станции Сергиев Скит будет затоплена. Ещё до войны, проектируя постройку вторых путей Москва-Брянск, Мостранснроект представил два варианта:

    а) произвести присыпку второго пути к существующему, с подъемкой насыпи в пределах затопления до высоты в 30 метров;

    б) обойти затопляемую зону, построив новую трассу между станциями Сляднево и Бабынино через ст. Пятовская (линии Калуга—Вязьма).»

    Инженер далее сообщает, что: «…был ещё один вариант, который имел ряд преимуществ: отвод линии между станциями Горенская и Воротынск с длинной обвода 20 км. вместо 60; не требовалось устройство новых станций со сложным хозяйством, тогда как Мостранспроект проектировал новую большую узловую станцию Пятовская.

    Отпадала необходимость постройки специальной ветви к строительству ГЭС и линия Ж/Д приближалась к Калуге.»

    «Минусом» третьего варианта была необходимость постройки двух крупных мостов через Оку, вместо одного через Угру (в варианте Мостранспроекта). Общая же стоимость выполнения варианта восточного обхода была бы не выше первых вариантов Мостранспроекта.

    Ляшенко в своей статье сетовал на то, что: «…до войны Мостранспроект всячески уклонялся от производства изысканий по предложенному дорогой варианту исходя из своих узкоцеховых интересов. Сейчас переустройство линии поварианту восточного обхода затопляемой зоны внесено в пятилетний план дороги. Время идет, скоро будет составлен технический проект гидроэлектростанции, а Мостранспроект к изыскательским работам до сих пор не приступает…»

    Не вдаваясь сейчас в технические тонкости и особенности всех тех проектов, считаю необходимым заострить внимание читателей на следующих моментах:

    - На дно «Калужского моря» должна была уйти значительная часть территории нашей области: Анненки, Воровая, Калуга II, Полотняный завод, Воротынск и т.д. Вдумайтесь только в информацию об увеличении железнодорожных насыпей до 30 метров! У нас в Калуге у площади Маяковского насыпь в самом высоком её месте не дотягивает и до 15 метров. А предлагалось построить километры вдвое более высокой!



    Эпилог

    24 января 1947 года в газете «Знамя» опубликована статья председателя областной плановой комиссии Б.И. Езнаева «Калужская область в 1947 году», где о Калужской ГЭС уже не было сказано ни одного слова...

    10 июля газета уже вышла с «шапкой» о том, что ТЭЦ СДВ надо сдать через год к 7 ноября!

    6 ноября 1948 года эта ТЭЦ с двумя рабочими агрегатами американской фирмы «Комбашен» встала под рабочую нагрузку.

    Про Калужскую ГЭС – словно бы забыли…

    ***

    О тех временах сейчас косвенно напоминают только построенная к будущей ГЭС дорога Калуга-Шопино-Воровая, скважина и серо-водородные озёра у ст. Калуга-IIда электричество в заокских деревнях.

    Сейчас, практически на месте так, к счастью, не построенной ГЭС, планируют возвести новый мост через Оку.
     
    Владислав нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)