Калязин — путешествие в прошлое

Тема в разделе "Тверская область", создана пользователем Любовь Н., 28 ноя 2018.

  1. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    gslm1lxrurjkk5nzyr.jpg
    Coat_of_Arms_of_Kalyazin_(Tver_oblast).png

    Калязин — город (с 1775) в России, административный центр Калязинского района Тверской области. Образует городское поселение город Калязин.
    Население — 13 025 чел. (2017).

    Один из самых интересных городов Тверской губернии — старинный русский город Калязин.
    Стоит он на Волге. Впервые упомянут в летописях в XII веке.
    С историей Калязина знакомит официальный сайт города. Старинные фотографии, среди которых есть и несколько цветных работ С.М.Прокудина-Горского, запечатлели неповторимый облик Калязина.

    Kalyazin.jpg

    Источник краеведческого материала — http://www.kalyazin.ru/main/city.php
    В конце XII столетия при впадении в Волгу реки Жабни появилось небольшое поселение, а вместе с ним и монастырь, названный в честь Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. Кто здесь тогда жил, как жил - помнят только курганы да городища. В 1134 году князь Юрий Долгорукий основал в этом месте городок-крепость Константин (Коснятин, Кснятин). Но недолго простоял город - сожгли князья в междоусобных войнах... В 1238 году здесь пронеслись ураганом, татаро-монголы, сто лет спустя вернулись вновь, оставив за собой одни развалины.

    Существует несколько версий происхождения названия города Калязин. По одной из них оно происходит от угро-финского слова "кола", то есть "рыба" (когда-то здесь селились рыбаки из угро-финских племен). Другая версия связывает название города с именем боярина Ивана Коляги, владевшего этими землями. Потеряв всю семью, он ушел в Троицкий монастырь, не позднее 1434 года основанный на левом берегу Волги преподобным Макарием. Все свои земли он отдал монастырю. "С сего времени и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его", - говорится в "Житии преподобного Макария". Вскоре монастырь стал своеобразным опорным пунктом новгородских купцов, ведших торговлю в этих местах.

    В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин и благословлен игуменом Макарием и святыми братьями на путешествие в Индию. Впоследствии перед святыми мощами смиренного инока Макария не раз склоняли венценосные головы царственные особы - Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр 1. Патриарх Никон нашел в стенах монастыря укрытие от моровой язвы, свирепствовавшей в Москве. Бывали здесь Екатерина II и Александр II. В пору расцвета Троицкому Калязинскому монастырю принадлежало 13 сел и 200 деревень, московские государи освободили его от повинностей и налогов, разрешили самому судить своих крестьян в делах мирских и духовных, закупать беспошлинно запасы для монастырского употребления.

    Однако расцвет города Калязина начинается позднее, нежели расцвет Троицкого монастыря - в XVIII веке. Расположение на берегу Волги, крупнейшего водного торгового пути, способствовало развитию торговли и ремесел. В Калязине отливали пушки, изготовляли порох. Дважды в год проходили ярмарки, собиравшие купцов из Углича, Переславля, Устюга. В 1787 году была построена церковь Вознесения, ныне действующая и в настоящее время реставрируемая, в 1781-м церковь Богоявления, где сегодня располагается Историко-краеведческий музей, созданный в 1920-е годы И.Ф. Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря). Указом Екатерины II в 1775 году Калязинская слобода, расположенная в 175 верстах на северо-восток от Твери, получила статус уездного города. Здесь не обошлось без исторических курьезов. Император Павел 1, отвергая многое, созданное его матерью Екатериной II, отменил в 1796 году и указ о Калязине.
    Лишь в 1803 году Александром I Калязину был возвращен статус города.

    Kalyazin_1855.jpg
    План уездного города Калязина 1855 года

    Калязин старое фото.jpg
    Общий вид города (цветная фотография С.М.Прокудина-Горского, 1910)

    Прокудин-Горский. Общий вид г.Калязина 1910.jpg

    2.jpg
    3.jpg 4.jpg

    Сохранилась прекрасная фотография С.М. Прокудина Горского, на которой заснята келья Макария Калязинского. Фото датировано 1910 годом. Место съемки- г.Кашин, Клобуковский монастырь. Позже, в советские годы, келья была разрушена, а реставрированной знатоки недовольны, говорят — не похожа (мое примечание).

    5.jpg
    6.jpg
    Троицкий мужской монастырь (цветная фотография С.М.Прокудина-Горского, 1910)
    8.Прокудин-Горский. Троицкий муж.мон-рь Калязин 1910.jpg
    9.jpg
    10.jpg
    12.jpg
    15.jpg 20.jpg
     
    Кудасов, fardibaka, Юниор и 2 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    :) Продолжу цитировать историческую справку городского портала.
    Во второй половине XIX века Калязин приобретает свой современный облик, городскую планировку. В то время здесь проживало 7813 жителей, было 1190 домов, 7 церквей, мужской монастырь, набережная, 3 пристани, 33 заводика. В 1880-е был разбит городской сад, сохранившийся до настоящего времени. В 1882 году на деньги калязинского купца Ивана Охлобыстина была возведена Введенская церковь, в которой хранится частица мощей Макария Калязинского, покровителя города.

    11.jpg
    12.jpg
    13.jpg
    14.jpg
    15.jpg
    16.jpg
    17.jpg
    18.jpg
    19.jpg
    20.jpg
    21.jpg
    22.jpg
    23.jpg

    ... Роковыми для Калязина, пережившего и княжескую междоусобицу, и татарское иго, и набеги поляков в Смутное время, стали 1930-е годы. При строительстве Угличской ГЭС и создании Угличского водохранилища была затоплена большая часть городской территории. Лишенный своего исторического центра (который символизирует знаменитая встающая из воды колокольня), город оказался разбит на несколько разрозненных частей... Ушли под воду старинная часть купеческого Калязина, его жемчужина - Троицкий монастырь. Существовали планы строительства города на новом месте, но Великая Отечественная война положила им конец. В послевоенные годы провинциальный городок жил, как многие другие провинциальные города. Рождались и умирали люди, строились и разбирались дома, жизнь текла своим чередом, как и Волга, омывающая подножье Николаевской колокольни.

    Колокольня, ушедшая в воду — современный символ старинного города, фото — http://segodnyaprazdnik.com/den-goroda-kalyazina.html

    Gorod-Kalyazin.jpg

    :p0126.gif:Большинство фотографий к теме найдены в интернете, и я рада, что заглянула в Живой журнал удивительной повествовательницы Алины, очарованной этими местами — https://alisha-96.livejournal.com/123692.html
    Интересно она рассказывает и историю калязинских достопримечательностей.
    Цитирую.
    После октябра 1917 года, с образованием советского государства, новые власти повели известную борьбу с религией. А началась она с запрета колокольного звона. Решением Президиума Калязинского исполкома от 1 июня 1920 г. монастырь был закрыт. Ряд помещений бывшего монастыря был выделен под экспозицию историко-краеведческого музея, созданного И.Ф. Никольским, который как мог предпринимал усилия к спасению монастырского наследия. В 1926 году Никольский получает предписание доложить об имеющихся в монастыре колоколах.
    Им было отправлено ответное письмо, в котором сообщалось, что древних колоколов в монастыре не имелось, а те что были, перелиты в 19-м начале 20-го веков. Однако специалисты из Главнауки, ознакомившись с документами присланными из Калязина, дали санкцию на уничтожение колоколов.
    Колокола были сброшены с колокольни и расколоты на куски. Самый большой колокол весивший 1035 пудов, доставил больше всего хлопот. Многочисленные попытки расколоть его заканчивались неудачей. Пришлось прибегнуть к помощи динамита.
    Однако колоколами дело не закончилось. Все монастырские постройки, эти удивительные творения рук человеческих канули в лету вместе с большей частью старинного города при строительстве Угличского водохранилища.
    24.jpg
    25.jpg

    В фильме"Берег"(реж. А.Алов и В.Наумов) который в 1983-1984 гг снимали в Калязине, колокольня Николаевского была задействована в съемках. В течении нескольких лет после того как фильм был завершен можно было наблюдать торчащие из воды рядом с колокольней купола собора и часовенки.
    По тому, какое они производили впечатление, можно судить как по кадрам фильма так и по рассказам очевидцев тех лет, и хотя доподлинно известно что были они, в отличии от колокольни, бутафорские, даже страшно представть реальный масштаб и глубину трагедии этих некогда дивных мест ...
    26.jpg
    Сообщения объединены, 28 ноя 2018, время первого редактирования 28 ноя 2018


    Отвлекусь на современность. Калязин привлекателен для путешественников. Расположение удобное и для путешествия на авто, и для прогулки на теплоходике по Волге. Большие корабли тоже замечены. Наверное, кто-то и на вертолетах прилетает — природа вокруг роскошная, лесная и водная.
    Калязин на карте.JPG
    Калязин на современной яндекс-карте https://zen.yandex.ru/media/id/5ac5...ossii-gorod-kaliazin-5accaced9d5cb33d7907e0b3
    пам. Макарию каляз..jpg

    Памятник Макарию Калязинскому — фото из бортжурнала путешественника https://www.drive2.ru/l/479450292702675390/

    А это Калязинская радиоастрономическая обсерватория — https://www.ridus.ru/news/287774

    in_article_ea1a0bfecc.jpg

    Дальше планирую рассказать о Калязинском уезде. Можете присоединяться :)
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2018
    Кудасов, BYVALYI, Юниор и 3 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Калязин до затопления.
    Художник Геннадий Сотсков.
    Холст. Масло.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    10.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    6.jpg

    7.jpg
     
    Кудасов, P/o Bibirevo, Юниор и 2 другим нравится это.
  5. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    :m1050:Спасибо, Алексей, за эти чудесные фотографии! Вдвоем у нас неплохо получается :)

    Надо и про герб рассказать.
    kaljazin_city_coa_1862.gif kalyazin1780_city_coa_n3814.gif

    В основу герба Калязинского района положен исторический герб города Калязина, утверждённый императрицей Екатериной II 10 (21) октября 1780 года вместе с другими гербами городов Тверского наместничества.

    Подлинное описание герба города Калязина и описание его символики гласило:
    «Старинныя деревянныя монастырскiя ворота въ зеленом полѣ, означающiя собою древность монастыря того, по которому имя своё городъ сей получилъ».
    В верхней части щита герб Тверской: «В красном поле на зелёной подушке золотая корона».
    Монастырские ворота в историческом гербе Калязина и гербе Калязинского района олицетворяют Калязинско-Троицкий (Макарьевский) монастырь, который был в 1939—1940 годах был затоплен при строительстве Угличской ГЭС (из Википедии).

    ************************************
    Великолепный краеведческий материал нашла на сайте скромного летописца, не назвавшего своего имени, с ником Vobbler , что намекает на рыбацкие пристрастия — где же и водиться рыбакам, как не в калязинских водных угодьях! http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html
    И мне придется теперь расширить и углубить экскурсию в прошлое Калязина, наслаждаясь историческими подробностями :)

    Нашествие монголо-татар

    Калязинская земля, как и многие другие, не избежала тяжелой участи в 30-е г.г. ХIII века - нашествия монголо-татар. Записи летописцев дают лишь краткое, схематичное описание событий тех далеких лет, в них нет яркого и ясного рассказа о том, как происходил захват 14 городов, множества слобод, погостов. В кратком летописном упоминании не ясно о том, как сражались жители края против захватчиков. Отсутствие подробных и ярких рассказов о борьбе наших далеких предков против монголо-татарского нашествия вовсе не означает, что русские люди тихо, мирно, без борьбы отдались на милость победителя. Известно, что в числе разоренных и сожженных мест и городков была Никольская слобода, возникшая около монастыря Никола на Жабне, а также слобода около монастыря Троица на Нерли.

    Иван Степанович Белюстин (о. Иоанн), будучи священником Николаевского собора в Калязине (1842-1887 г.), живо интересовался историей местного края, много путешествовал. Во время путешествий он делал записи об увиденном от местных жителей о далеком прошлом калязинской земли. В рассказах людей историческое прошлое перемешивалось с вымыслом, легендами, которые передавались из уст в уста, обрастали все новыми и новыми подробностями, яркими и необычными.

    В одном из своих путешествий И. С. Белюстин делает следующую запись: "…В верстах шести от Калязина есть местечко, называемое Язвицы, - пишет Белюстин. - В настоящее время (т.е. середина XIX в.) это пустырь, окруженный болотом и кустарниками, заметны остатки небольшого кургана; кругом его земля, вырытая на значительную глубину. Следовательно, местечко ничем не примечательное само по себе, - отмечает Белюстин, - но замечательное по своему названию, по преданию и по тому суеверному страху, с которым соседние крестьяне боятся и приближаться к нему, особенно если дело к вечеру...

    Вот предание слово в слово, как оно рассказывается в народе".

    "В старые времена, очень старые, - повествует И. С. Белюстин, - которые и прадеды не помнят, был монастырь на реке Жабне во имя святителя Николая. Богатый подвижниками и землями, он необыкновенно был богат утварью и серебром. Когда пронеслась молва, что татары идут по направлению к нему, разграбляя и сжигая монастыри, предавая злой смерти подвижников, монахи этого монастыря решились скрыть свои сокровища, но не в стенах и не вблизи, а выбрали место среди болот и зарыли их. Старца-монаха оставили стеречь зарытые сокровища, а все прочие возвратились в монастырь. Пришли татары, но напрасно допытывались они, куда монахи скрыли монастырское имущество, напрасно били и терзали их, они были безмолвны. Озлобленные враги окружили монастырь, зажгли его со всех сторон, и ни одному из подвижников не удалось спастись; все было превращено в пепел... Протекло много времени, оставшийся старец напрасно ждал известий из монастыря и, наконец, сам решил посетить его. Он нашел одни развалины да полуобгоревшие кости своих собратьев; собрал их и отнес в тот же подвал, где были сокровища. Кончив это дело, он привалил камень к отверстию подвала, после усердной молитвы возлег на этот камень и почил, положив близ себя посох, но не умер.

    Доселе мирно почивал он тут, невидимый никем, пока искатели чужих имуществ не нарушали его покой. Случалось и не раз, охотники попытались порыться: роют кругом - ничего, но лишь приблизившись к самому месту, монах встает и грозит посохом, и счастье, кто, испугавшись его угрозы, немедленно бросали свое дело; более дерзких он наказывал страшно: их находили без чувств и памяти; некоторые совсем лишались языка, другие, после долгого беспамятства, потом рассказывали, что от одного взгляда монаха оказывались как бы прикованными к одному месту, а потом он бичевал их своим посохом. Так и оставили все попытки добраться до закрытых тут сокровищ", — заключает И. С. Белюстин.

    Для верующих я и ссылку на Житие преподобного Макария размещаю —
    http://www.kalyazin.ru/pravoslavie/makariy.pdf

    Иконы и еще больше подробностей —
    https://tvereparhia.ru/publikaczii/tverskie-drevnosti/3047-prepodobnyj-makarij-kalyazinskij
    макарий икона.jpg икона 2.jpg икона 3.jpg

    О Макарии и Коляге

    "Житие преподобного Макария" - основателя монастыря - повествует следующее.

    Матвей Кожин, так звался в миру будущий о. Макарий, происходил из с. Кожино Кашинского уезда из боярской семьи. После смерти жены Матвей постригся в монахи, назвал себя Макарием и удалился в Кашинский Клобуков монастырь. Через несколько лет Макарий с семью другими монахами ушел из Клобукова монастыря и построил кельи в 18 верстах от города Кашина между двух озер вблизи левого берега Волги.

    По преданию, около 1444 года рядом с кельями Макария и других монахов была построена деревянная Троицкая церковь, давшая название новому монастырю. Рост монастыря, его известность привели в беспокойство Ивана Колягу. Чтобы приостановить рост монастыря, Иван Коляга решил убить Макария. Но замысел не удался. От какой-то моровой болезни погибла вся семья Ивана Коляги, сам же он тяжело заболел, явился к Макарию и постригся в монахи. С сего времени, говорится в "Житии преподобного Макария", и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино "от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его". Возможно, так оно и было, других свидетельств, подтверждающих это предположение, нет.
    Сообщения объединены, 28 ноя 2018, время первого редактирования 28 ноя 2018
    Цитирую все тот же источник — http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html
    Из благодарности к автору обязуюсь разузнать его имя, и Смолбатл пусть меня защитит, если автор обидится на обширное цитирование.
    Уж очень хорош материал! Живая история, талантливо рассказанная!
    Итак, продолжим читать.

    Троицкий Калязинский монастырь вместе с Троице-Сергиевым монастырем и другими занимал очень удобное положение на дальних подступах к Москве, прикрывая ее дороги с севера.

    В 1466 году монастырь посетил тверской купец Афанасий Никитин на пути в Индию. Вот что он записал в своей книге "Хожение за три моря" (Эттеров список XVI в.): "...поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной... и у игумена благословив у Макария... И с Колязина поидох на Углеч... на Кострому..."

    Троицкий Калязинский монастырь, со временем став прочной опорой самодержавия на Руси, пользовался благоволением местных и московских князей.

    Тверской князь Борис Александрович в 1461 году приписал монастырю Николу на Жабне с его землями, другой князь подарил село Константинове. Царь Иван IV в 1553 году приписал село Городищи со всеми деревнями и пустошами, в другой приезд - рукописное Евангелие.

    Позднее монастырь посещали цари Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр I со своими «потешными походами» и другие царственные особы. В 60-е годы XVIII века в монастыре останавливалась Екатерина II. И каждый раз цари и их приближенные не скупились на богатые пожертвования из золота, серебра, предметов из парчи, а главное, дарили села и деревни с крепостными крестьянами. Царь Борис Годунов в 1599 году подарил серебряную раку, в которую тогда же были перемещены из деревянной раки останки игумена Макария.

    Калязинскому монастырю принадлежали 13 сел и 200 деревень: Константинове, Васильевское, Карабузино, Пирогово, Спасское, Крутицы, Красное, Семендяево, Спирово, Городищи, Введенское, Чагино и многие другие. Он владел четырьмя водяными мельницами на реках (Жабня, Нерехта, Нерль, под селом Спасское) и 7 подворьями: тремя в г. Кашине, по одному в Дмитрове, Угличе, Твери, Москве. Во всех селах и деревнях насчитывалось 2303 двора, в них 12 тысяч крестьян. Большой доход монастырь получал с хлебной запашки, сборов с арендных земель, рыбной ловли, оброка с крестьян деньгами и натурой. Московские государи освободили монастырь от повинностей и налогов, предоставили право самому судить своих крестьян не только в делах духовных, но и в мирских, закупать беспошлинно для монастырского употребления запасы, собирать на ярмарках пошлины на нужды монастыря. Все эти получаемые богатства позволили монастырю расти, расширяться, богатеть, отстраивать новые храмы, другие помещения и белокаменную ограду.

    Калязинские крестьяне, принадлежавшие как духовным, так и светским феодалам, беспощадно эксплуатировались. В ответ на это они поднимались на борьбу, организовывали бунты. Многие из них бросали свои дома и убегали от монастырского и боярского гнета в низовья Волги, на Дон, Украину, вступали в отряды Ивана Болотникова, Степана Разина и других предводителей крестьянских восстаний.

    В "смутное" время по калязинской земле два раза прошли поляки.

    Героем защиты монастыря и калязинских слобод был князь М. В. Скопин-Шуйский.

    0007-007-knjaz-Mikhail-Vasilevich-Skopin-SHujskij.jpg img23.jpg
    (Кадры презентаций учителей истории, доступные в интернете)

    В "Житии князя М. В. Скопина-Шуйского" рассказывается, что воевода князь М. В. Скопин-Шуйский, пройдя по городам против польских и литовских людей, одних "мечу предает, других в бегство обратил и таборы их искоренил". Придя в Калязинский монастырь, он занял его. Навстречу ему со стороны Переславля пришли польские полки Сапеги и Зборовского и захватили село Пирогово. М. В. Скопин-Шуйский послал своих воевод Семена Головина, князя Борятинского, Давида Жеребцова на Волгу, чтобы перейти в Никольскую слободу и не дать польским войскам занять речку Жабню по обоим берегам. Полки поляков и литовцев бросились на русское воинство. Произошла жестокая битва, которая закончилась победой русских воинов... "Русские же полцы гнаша литовских людей до Рябова монастыря, и многих литовских людей побили и изранили д нарочитых панов многих живых поймали и с великой победой и одолением возвратившаяся под Калязин монастырь и со многою корыстью 118 году" (1609 г.), - рассказывается в "Житии князя М. В. Скопина-Шуйского", под чьим руководством была одержана победа.

    Памятник князю М.В.Скопину-Шуйскому в Калязине — https://i-podmoskovie.ru/php/podmos...voboditeli-k-400-letiyu-smutnogo-vremeni.html
    1_2.jpg

    Через несколько месяцев польский воевода Лисовский со своим многочисленным отрядом неожиданно напал на монастырь. Защитников монастыря было всего 68 человек во главе с воеводой Давидом Жеребцовым. Поляки ворвались внутрь монастыря, подожгли его. Защитники крепости были захвачены в плен и все до единого убиты, в том числе и Давид Жеребцов. Овладев крепостью, поляки разграбили ее, мощи игумена разбросали по территории монастыря, серебряную раку, подарок Бориса Годунова, изрубили на части и увезли. После ухода поляков остались сожженные монастырские деревянные стены и пепелище на месте жилых домов и деревянных церквей. Только в центре монастыря стоял разоренный каменный Троицкий храм — свидетель бесчинств захватчиков.

    Через несколько десятилетий усилиями русских мастеров Троицкий Калязинский монастырь был заново отстроен. Отец Марк и сын Иван Шарутины в 1644-1648 гг. перестроили монастырскую ограду. Высота ограды 5 саженей (более 10 м), длина по периметру 326 саженей (около 700 м). угловые башни и входные ворота не только украшали монастырскую ограду, но и играли роль оборонительных сооружений. На территории монастыря было 5 храмов: Троицкий соборный храм 1521, 1654 гг. постройки. Сретенская церковь (1530 г.), церковь преподобного Макария (1617 г.), Алексеевская церковь (1655 г.), Успенская церковь (1884 г.). Из пяти храмов первое место занимал Троицкий соборный храм, с двумя приделами: с южной стороны - Нерукотворного Спасителя и с северной - Рождества Богородицы. Этот Троицкий храм был третьим. Первый Троицкий был деревянный, построенный в середине XV века при игумене Макарии, второй - каменный, построенный в 1521 году на месте ветхого деревянного. Второй сильно пострадал во время польского разорения 1610 года. Поэтому на его месте в 1654 году был сооружен третий, просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением в 1940 году.

    Над кровлей Троицкого храма возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава украшена золочеными звездами. Храм внутри был оштукатурен и расписан фресками на библейские темы, пол устлан чугунными плитами (1656 г.), но в 1883 году плиты были заменены деревянными половицами. Иконостас четырехъярусный, один из примеров замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения (1748 г.). В центре монастыря возвышалась четырехъярусная колокольня, высотой 29 саженей (около 62 м). Она была заложена на месте прежних двух (XVI в. и 1636 г.) в 1818 году и окончена в 1822. На колокольне размещались 12 колоколов. Первый большой колокол был весом 1038 пудов (16608 кг), второй колокол весом 514 пудов (8224 кг), третий колокол весом 257 пудов (4112 кг). Остальные девять колоколов весили от 70 до 1 пуда.

    Внутри монастыря были три жилых корпуса: настоятельский - келья настоятеля, канцелярия, кухня, кладовая; наместничий корпус — келья наместника, казначея и две братские кельи; братский корпус -двухэтажный дом у южной ограды длиной 37,5 саженей, шириной 6 саженей (соответственно около 89 м и около 13 м). Корпус построен 1641 году. На верхнем этаже - монашеские кельи, на нижнем - братская кухня и знаменитая трапезная, построенная еще в первой половине XVI века ростовским мастером Григорием Борисовым. Калязинские резчики по камню, живописцы, каменщики были хорошо известны. Они строили храмы, каменные монастырские ограды в с. Рябове, в Новоторжском и Новогородском монастырях, в Тверском кафедральном соборе.

    Помимо религиозно-нравственного воспитания, которое распространялось среди местного населения, монастырь оказывал и практические услуги самодержавно-крепостническому государству. Не раз в течение многих лет (1633-1671 гг.) монастырь снаряжал ратников с лошадьми, оружием на нужды российского государства, доставлял хлеб, платил ратные, стрелецкие, ямские повинности. Например, в 1633 г. монастырь послал 300 человек с лошадьми, ружьями, в латах под Смоленск на войну против польских панов. Он не раз отправлял своих ратников и в последующие годы.

    В 1764 году при утверждении штатов Калязинский монастырь был признан первоклассным монастырем в Тверской епархии.
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2018
    P/o Bibirevo, Юниор, Wolf09 и ещё 1-му нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    0.jpg

    0123.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    7.jpg

    16.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg

    14.jpg

    15.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    Субботник в Калязине
    1932 год

    6.jpg

    Калязин. Затопленная колокольня
    1960-1970 гг.

    000.jpg

    Церковь Богоявления
    Фото 1980 г.
    С 1940 года в храме располагается Краеведческий музей

    777777777777.jpg

    Улица Вагжанова
    Фото 1980 г.

    88888888.jpg
     
    Юниор и Любовь Н. нравится это.
  7. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Part20949.jpg

    Гравюра найдена здесь — http://www.hellenicaworld.com/Art/Paintings/en/Part20949.html


    «Калязинская челобитная»


    Семидесятыми годами XVII века датируется "Калязинская челобитная" - литературный памфлет, сатирически изображающий монастырскую жизнь и чрезвычайно популярный в посадских и крестьянских кругах.

    Слово "челобитная" означает бить челом, то есть кланяться до земли, делать письменные просьбы. Челобитная монахов Троицкого Калязинского монастыря была написана его обитателями не ранее 1679-1681 гг.

    Троицкий Калязинский мужской монастырь во второй половине XVII века, благодаря царским дарам в виде деревень с крестьянами, золотых и серебряных украшений, превратился в крупнейшего феодала, эксплуатировавшего тысячи крепостных окрестных сел и деревень. Монастырь промышлял винокурением и пивоварением. Благодаря своему выгодному географическому положению на перекрестке торговых путей по Волге и с юга на север, монастырь стал форпостом на севере московских земель и превратился в один из богатейших монастырей России. Вместе с ним росли, богатели Подмонастырская и Никольская слободы и село Пирогово. В них развивались ремесла, которые стали определять экономический облик нашего края. В монастырь часто наезжали и подолгу здесь останавливались царские особы. Число обитателей монастыря не превышало пятидесяти человек, включая монастырское руководство. В 1679 году игуменом монастыря стал архимандрит Гавриил, переведенный из Суздаля. На него и жаловались монахи архиепископу Тверскому и Кашинскому. Они в сатирической форме пишут, что архимандрит Гавриил ввел очень жесткие порядки. Заставляет пономарей - плутов "не вовремя в колокола звонить, в доски колотить" - "покою не дают", в полночь "нашу братию будить" заставляет. "У монастырских ворот поставлен с шелепом (плетью - Н. С.) кривой Фалалей, нас, богомольцев твоих, за ворота не пускает, в слободы ходить не велит"...

    Самая главная жалоба монахов - Гавриил "старых пьяных разогнал"... Дошло до того, "некому пива варить..., а на деньги вина покупать... А если бы нам, богомольцам, власти не помешали, — пишут далее калязинские монахи, — и мы бы не пожалели, и колокола бы отвязали, да в Кашин сослали и на вино б променяли..." Ради разгульной и пьяной жизни монахи готовы на все, лишь бы иметь вино, пиво и свободно гулять по слободам. Однако архимандрит требует от монахов добросовестно трудиться, "вить веревки, ходить по утру в церковь". Он "долго есть не дает, а заутрени и обедни всегда не едчи поем" (как и положено по монастырскому уставу - Н. С.). Есть заставляет репу пареную да редьку вяленую, кисель, щи и квасом угощает. Монахи же требуют, чтобы и в постные дни им давали вязигу, икру, белую рыбицу, уху стерляжью, пироги, блины с маслом и молоком, а в братины наливали не кисель, а пиво настоящее. Монахи не раз обращались к своему монастырскому владыке с просьбой: если хочешь "в Калязине побольше побыть, а с нами... в совете пожить... ты бы почаще пиво варил, да нашу братию допьяна поил, а в церковь бы пореже ходил и нас бы не томил". Если же архимандрит не изменит своего отношения, то монахи советовали: "не лучше ли ему прочь от нас? А на его место охочих будет много". Конечно, из их пьяной среды. Они обещают: "в амбарах простору прибавим, рожь и ячмень в солод израстим, пива наварим, на деньги вина прикупим, прикажем колокола отвязать, велим в Кашин сослать и на вино променять". Вот так, не больше и не меньше, пьяному и распутному ничего не жаль, готов все свое имущество спустить, только было бы вино и пиво и ничего ему больше не надо... Как только монахи прогонят лихого архимандрита Гавриила, а "доброго добудут", вот будет раздолье: "будут прибыль чинить, вино в чары наливать, пиво и вино пить и в церковь не ходить, пономарей вышлют "в слободу жить", прикажут "им почаще в монастырь ходить, из недели в неделю в год по единожды". Наконец, монахи, истомленные архимандритом Гавриилом, просят архиепископа Симеона пожалеть их, богомольцев своих, и сменить им архимандрита. А если "перемены не будет, и мы богомольцы твои, ударим об угол да ложки, а в руки возьмем по сошке, да ступим по дорожке в иной монастырь, а где пиво да вино найдем, тут и поживем, а когда тут допьем, в иной монастырь пойдем". А когда с "великие кручины назад в Калязин пойдем и в житницах и в амбарах все пересмотрим"...

    Последняя строка челобитной примечательна тем, что монахи, хотя и просят дать им волю, однако добавляют: "у бога милости просим, да и молися, не плоши", или по современному означает: "на бога надейся, а сам не плошай".

    Вместе с тем челобитная свидетельствует о социальном неравенстве среди обитателей монастыря: "архимандрит просторно живет, нашей братве в праздники и в будни на шеи большие цепи кладет, да об нас батоги приломали шелепы (плети) порвал... "Жестокий и жадный архимандрит "сам во нраве один живет, с горя сухой хлеб жует и воду пьет". Монахи считают: "у нашего архимандрита вдруг ума не стало: мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем". Они недовольны, что архимандрит с ними мало пьет, "да долго бьет", а "с похмелья нас оправляет метельным комлями (вениками) да ременными плетями". Что из того, если они, богомольцы, утрудятся да "у пивного ведра засидятся, а поутру не поспеют к церковной службе. Так архимандрит этого не понимает, "монашескому житью не навычен". Но монахи все-таки гордятся своим монастырем. Они пишут: "Обитель немалая, казна большая, после мору старых лет в запасе немало осталось".

    Таким образом, монахи, понимая свою безысходность, решаются на социальный протест, считая, что другого пути улучшения своего положения нет.

    За внешним балагурством пьяных монахов в повести скрыта народная ненависть к монастырям, к церковным феодалам. Основное средство сатирического обличения — язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков... сохранила народная память в форме мифов, легенд и преданий. Однако сквозь толщу времени в мифах и легендах можно видеть и исторические очертания нашего далекого прошлого. Сохранившиеся исторические свидетельства тому подтверждение.

    Источник прежний — http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html

    Тут я не могу не добавить, что выдающийся филолог, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев посвятил "Калязинской челобитной" главу в своей книге и назвал ее так: "Смех в Древней Руси". Он и перевел челобитную с церковнославянского на современный русский язык.
    Даже хочется привести этот текст.

    КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ

    СПИСОК С ЧЕЛОБИТНЫЕ, КАКОВА ПОДАНА ВЪ 185 (1677) ГОДУ КАЛЯЗИНА МАНАСТЫРЯ ОТ КРЫЛОШАН НА АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА ВЪ ЕГО НЕИСПРАВНОМ ЖИТИИ СЛОВО В СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СИМЕОНУ, АРХИЕПИСКОПУ ТВЕРСКОМУ И КАШИНСКОМУ

    Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомольцы твои, Колязина монастыря крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарыщами.

    Жалоба, государь, нам, богомольцам твоим, того же Колязина монастыря, на архимарита Гавриила. Живет он, архимарит, не гораздо, забыл страх божий и иноческое обещание и досаждает нам, богомольцам твоим. Научил он, архимарит, понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить, и оне, плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, и три доски исколотили, шесть колокол розбили, в день и ночью нам, богомольцом твоим, покою нет.

    Да он же, архимарит, приказал старцу Уару в полночь з дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братью будить, велит часто к церкве ходить. А мы, богомольцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то, что к церкве часто ходить и в книги говорить. А как он, архимарит, старца к нам присылает, и мы, богомольцы твои, то все покидаем, ис келей вон выбегаем.

    Да он же, архимарит, монастырскую казну не бережет, ладану да свечь много прижог. А монастырские слуги, теша обычай архимаричей, на уголье сожгли четыре овина. И он, архимарит, во уголье ладан насыпает и по церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и кадило закоптил, и нам, богомольцам твоим, от того очи выело, горло засадило.

    Да он же, архимарит, приказал в воротах с шелепом

    стоять кривому старцу Фалалею, нас, богомольцев твоих, за ворота не пустить, и в слободу не велит сходить, и скотья двора присмотрить, чтоб телят в хлев загнать и кур в подполье посажать, благословение коровнице подать.

    Да он же, архимарит, приехав в Колязин, почал монастырской чин разорять, пьяных старых всех разганял, и чють он, архимарит, монастырь не запустошил: некому впредь заводу заводить, чтоб пива наварить и медом насытить, и на достальные деньги вина прикупить и помянуть умерших старых пьяных. И про то, государь, разорение известно стало на Москве началным людям, и скоро по всем монастырем и кружалом смотр учинили, и после смотру лучших бражников сыскали — стараго подьячего Сулима да с Покровки без грамоты попа Колотилу, и в Колязин монастырь для образца их наскоро послали, и начальныя люди им приказали, чтобы они делом не плошали, а лучшия бы ковтаны с плечь сложили, а монастырского бы чину не теряли, а ремесла своего не скрывали, иных бы пить научили и нашу бы братью, крылошан, с любовию в монастрь к себе приимали, и едину б мысль смышляли: как бы казне прибыль учинить, а себе в мошну не копить и рубашки б с себя пропить, потому что легче будет ходить. А если бы нам, богомольцам твоим, власти не мешали и волю бы нам подали, и мы б колокола отвязали да в Кашин на вино променяли: лутче бы спать не мешали.

    Да он же, архимарит, проторно живет, в праздник и в будень нашу братью кует. Да он же об нас батоги приламал и шелепы прирвал, и тем казне поруху учинил, а себе он корысти не учинил.

    Да в прошлом, государь, годе весна была красна, пенка росла толста. И мы, богомольцы твои, радев дому святому, меж собою присоветовали, что ис тое пенки свить веревки долги да толсты, чем ис погребов ночью бочки с пивом волочить да по крылоским кельям возить, а у келей бы двери завалить, чтоб будильника не пустить, не мешали б нам пива пить, а к церкве б нам не ходить. А как мы пиво допьем, так и к церкве скоро пойдем. И он, архимарит, догадался, нашего челобитья убоялся, приказал пенку в веревки свивать да вчетверо загибать, да на короткие палки навязать, а велел их шелепами называть, а слугам приказал высоко подымать, а на нас, богомольцев твоих, тежело опущать, а сам, стоя, конархает и нам, богомольцам твоим, лежа, и кричать не поспеть, потому что за плечми телу нужно, а под шелепами лежать душно. И мы, богомольцы твои, от тое его, архимаритовы, налоги поневоле в церковь ходим и по книгам чтем и поем. И за то он нам ясти не дает, а заутреню и обедню не едчи поем, и от тое мы изморы скоро помрем.

    Да он же, архимарит, великой пост вновь завел земныя поклоны, а в наших крылоских уставах того не написано. Написано сице: по утру рано, за три часа до дни, в чесноковик звонить, за старыми остатки «часы» говорит, а «блаженна» ведре над вчерашним пивом, на шесть ковшов, «слава и ныне», до свету на печь спать.

    Да он же, архимарит, нам, богомольцам твоим, изгоню чинит: когда ясти прикажет, а на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом да посконная каша на вязовой лошке, шти мартовские, а в братины квас надевают да на стол поставляют. А нам, богомольцам твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем. По нашему слову ходил, лучши бы было для постных же дней вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одне бы с маслом, а другие с медом, пшонная бы каша да кисель с патокою, да пиво б подделное мартовское, да переварной бы мед. И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не спросится, сам во нраве своем один живет, а з горя один хлеб жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И мы, богомольцы твои, тому дивимся, что у нашего архимарита вдруг ума не стало: мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем. И мы, богомольцы твои, архимариту говорили и добра доводили, и к пиву приводили, и часто ему говорили: будет, архимарит, хочешь у нас в Колязине подоле побыть и с нами, крылошаны, в совете пожить, и себе большую честь получить, и ты б почаще пива варил да святую братию почаще поил, пореже бы в церковь ходил, а нас бы не томил. И он, архимарит, родом ростовец, а нравом поморец, умомо колмогорец, на хлеб на соль каргополец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, а сам не смыслит, мало с нами пьет да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метиолными комлями да ременными плетями, и та нам у него была честь ведра во всю спину ровна, и кожа с плечь сползла.

    А коли мы, богомольцы твои, за правилом к вечеру утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся и на утро встать не можем, где клобук с мантиею, не вспомним, и тогда мы немножко умедлим и к девятой песни поспеем, а иные к росходному началу. И он, архимарит, монашескому житию не навычен, крылоское правило и всенощное пиво ни во что вменяет, за то нас не смысля, крепко смиряет. А Колязина обитель немалая: после мору осталося старых лет запасов по подлавечью в хлебне — стулья да чепи, в мукосейне — по спицам шелепы да плети да сита частыя, в караулне, под лавки — снопы батогов, в кузнице по грядкам — кандалы да замки. У нас, богомольцев твоих, от слез очи мятутся, а за плечами кожи вертятся, и ночью не спится. И мы, богомольцы твои, тому дивимся, что он, архимарит, по се время в Колязине живет, а по нашему пить не учится, а нашу братью бить горазд. Не лучше ли ему плыть от нас: на его место у нас много будет охочих великого смыслу. И на пусте жить не станем, и в анбаре простору прибавим: рожь да ячмень в солоды обростим да пива наварим, брашки насидим, а чево не станет, и мы вина накупим, учнем крестьяны нарежать колокола отвязать, и велим в Кашин провозжать да на вино променять, а так они ж нам много зла учинили, от пива отлучили и нищими всех нарядили. А как мы архимандрита избудем и доброго добудем, который горазд лежа вино да пиво пить, а к церкве бы пореже ходил и нас бы, богомольцев твоих, почаще на погреб посылал, учнем радеть, а ему, архимариту, добра хотеть, а монастырю прибыль чинить, вино в чарки наливать да старое пиво допивать, а молодое затирать, и иное станем на дрожжи наливать, да тогда и к церкви пойдем, когда вино да пиво допьем. В колокола не будем звонить, а на погреб и без звону в полночь готовы ходить; ладану да свечь не будем жечь, пиво да вино и с лучиною пьем; уголью и смети не будут, ризы да книги вынесем в сушило, церковь замкнем, а печать в лупки обогнем, пономарей вышлем в слободу жить, а прикажем им почаще ходить да вино нам подносить, да велим им звонить с недели на неделю в год по одножды.

    Милостивый великий господин преосвященный Семион, архиепископ Тверской и Кашинский, пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в колоколах да в чепях весом, что он ис колокол много меди иззвонил и с чепей много железа перебил, кладучи на нас, богомольцев твоих, а в уголье мерою, колоты да доски числом, и в той утерной казне отчот дать и свой милостивой указ учинить, чтоб наши виновати не были, потому что ему, архимариту, безчестье немалое, а платить нам нечем: крылоские люди живут небогато, а нажитку у себя имеют только лошка да плошка. А буде ему, архимариту, впредь мы надобны не будем, и мы, богомольцы твои, ударим об угол плошку да покладем в мешок лошки, да возмем в руки посошки, пойдем из монастыря по дорожке в ыной монастырь, где вино да пиво найдем, тут и жить начнем, пиво да вино допьем, и въ иной монастырь пойдем и поживем по разсмотрению с похмелья да с тоски да с третьей брани и великия кручины; в Калязин монастырь зайдем погулять в житницах и в погребах и во всех монастырских службах в правду совершенно до смерти, буде есть у чего быть, по-прежнему в Колязине монастыре жить неотходно начнем.

    Смилуйся, пожалуй!

    :t0801::t0801::t0801:


    ****************************************

    Теперь уже думаю, что это не просто блог неведомого летописца Калязина, а его книга http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html :p0126.gif:
    Продолжаю вас с ней знакомить.

    Местоположение Калязина как приволжского города определило его социально-экономическое развитие: по Волге через город товары шли крупными партиями в Москву и Петербург, в отдельные годы проходило до нескольких миллионов пудов хлеба, мяса и других товаров.

    Весной и в начале лета после сильного паводка Волга была судоходной, грузы по ней перевозились на плоскодонках. Везли их порой от самой Твери в основном до Рыбинска, где осуществлялась перевалка на крупные баржи, круглогодично курсировавшие от Рыбинска до Астрахани.

    Два раза в год здесь устраивались ярмарки, купцы приезжали из Углича, Переславля, Устюга. В городе и уезде широкое распространение получили многие промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Накануне первой мировой войны в уезде было 126 артелей, в которых трудилось около 25 тыс. кустарей.

    Наиболее крупными предприятиями в конце XIX - нач. XX вв. были сапоговаляльные фабрики Виноградова в с. Поречье (90 чел. рабочих с годовым производством 45 тыс. пар валенок) и Кубышкиных в д. Василево (85 чел. рабочих с годовым производством 34 тыс. пар валенок). Среди крестьян Калязинского уезда вследствие малоземелья, низкой урожайности полей было распространено отходничество, то есть выход крестьян на заработки после окончания осенне-полевых работ. Большое число кустарей-отходников составляли валяльщики.

    В. И. Ленин в работе "Развитие капитализма в России" писал: "В Калязинском уезде Тверской губернии мы видим, с одной стороны, домашнюю работу на "фабрикантов"..., а с другой стороны, именно этот уезд - гнездо "кустарей"-валяльщиков: их выходит из этого уезда до 3000 чел...." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч. т. 3, с. 393). В 1914 году кустарей-валяльщиков в уезде насчитывалось почти 8 тыс. человек.

    В конце XIX в. в Калязине проживало 8243 жителя (3794 мужчины и 4449 женщин).

    Сельское хозяйство в Калязинском уезде было на самом низком уровне. Население уезда в начале XX века - 133,4 тыс. человек, в том числе 64,7 тыс. мужчин и 68,7 тыс. женщин, в основном это были крестьяне. Им принадлежало 65,8% земли в наделе, остальная земля (34,2%) была частновладельческая. Средний размер надела на душу надельного населения только 1,4 десятины, а на одно крестьянское хозяйство по уезду - 7,8 десятины. Средний урожай по уезду в начале XX в. и накануне первой мировой войны составлял: ржи 30-40 пудов, овса 40-50 пудов, ячменя 50-60 пудов, картофеля 80-90 пудов. Таким образом, перед революцией у крестьян было мало земли, скота и хлеба.

    Промышленность в городе была развита слабо: фабрик и заводов 17. Из них 2 водочных и 5 крахмальных заводов, 1 маслобойня, 1 мыловаренный завод, 2 воскобойно-свечных мастерских.

    В XVIII веке получили широкое распространение Калязинские изразцы, они продавались на ярмарках во многих городах: Угличе, Ростове, Кашине, Бежецке и прочих.

    Калязинские изразцы

    Калязинский краеведческий музей хранит в себе редкое собрание старинных цветных изразцов XVII века местной калязинской работы. Цветные изразцы занимали почетное место среди произведений народного искусства ХVII-ХVIII веков.

    В душе русского человека всегда жила любовь к прекрасному. Она выражалась в разнообразных проявлениях жизни простого человека: резной наличник окна, делавший неповторимый вид крестьянского дома, фигурный светец для лучины, шитый золотом и серебром кокошник россиянки, который придавал юной красавице величавость и красоту. Особенное внимание русские люди уделяли внутреннему убранству дома. Печи украшались поливными кафелями с изображением фантастических цветов, сказочных драконов, птиц, зверей с человеческими лицами. На изразцах писались старинные русские пословицы и поговорки, веселящие душу хозяина и гостей. Калязинские изразцы получили широкое производство в XVIII в., их выпускалось до 78 тыс. штук в год. Изразцы продавались на ярмарках в Угличе, Ростове, Кашине, Бежецке и других городах. Делали их из местной глины вблизи монастырского бора.

    В XVII- XVIII вв. изразцами украшали не только внутренние покои дворцов, церквей и городских зданий, но и наружные стены. Они производили при солнечном освещении непередаваемое впечатление. Известно, что стены Троицкого собора Калязинского монастыря и Петровского дворца, построенного для приема Петра I на территории монастыря, были украшены снаружи и внутри изразцами. Собрание изразцов Калязинского музея - одно из богатейших среди музеев в области.

    Калязинские кружева


    Кружевной промысел г. Калязина, то есть плетение узорной сетчатой ткани для отделки и украшений царской и великокняжеской одежды, известен с XV века. Кружево делалось золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. Оно одинаково носилось царями, купечеством и крестьянами. Кружевной помысел в Калязине был привнесен из Москвы в середине XVII века.

    Калязин в первой половине XIX века — город крахмала и кружев. Крахмальных заводов насчитывалось десятки, а кружевниц сотни. "Пройдите, — говорил один путешественник в первой половине XIX в., — днем или вечером по Заволжской монастырской части города и вы услышите звон коклюшек на улицах и в окнах домов. Мелькает белая лента кружева, слышится веселый звон и песня... И долго останутся в памяти от Калязина величавые башни и стены монастыря, темный могучий сосновый бор, звон коклюшек и тихий плеск волны".

    В Калязине, особенно на 1-й, Подмонастырской, части города, в производстве кружев принимало участие все женское население от семилетних девочек до женщин преклонного возраста. Рабочий день - 16 ч. в сутки, иногда доходил и до 18 ч. Заработки - 25-30 коп. в день. Плетение производилось льняными нитями, шелком. Расцвет калязинского кружевного дела падает на первую половину XIX в. Кружева сбывались в Москве, Петербурге, во многих приволжских городах, а оттуда за границу (Англия, Персия). Калязинские кружева отличались прочностью, оригинальностью, своеобразной красотой рисунка и были очень дешевы. Массовое плетение кружев в Калязине велось вплоть до Октябрьской революции. В 1897 г. до 800-900 калязинских жительниц занимались этим делом.

    Однако в начале XX века кружевной промысел приходит в упадок. В 1927 г., отмечает И. Ф. Никольский, — большой знаток калязинского кружевного промысла, — кружевниц было не более 200 человек. И он с горечью пишет: "Все меньше и меньше слышится в Калязине мелодичный говор коклюшек. Все реже и реже берутся в руки коклюшки. Сколки матерей и бабок, коклюшки выкидываются на чердаки и в чуланы, а прежние кружевницы предпочитают уходить внаймы или сдавать свои дома под дачи".

    В 80-е гг. XX столетия местные энтузиасты пытались возродить промысел, но заметного перелома в этом деле пока не произошло.

    Много художественных фотографий калязинских достопримечательностей —https://varandej.livejournal.com/712184.html
    Здесь я увидела и снимки из краеведческого музея — изразцы и кружева калязинские. А вот эти палочки и есть волшебные коклюшки. Волшебные в умелых руках кружевниц.

    0_ff25e_9dafdd06_orig.jpg 0_ff272_2783a354_orig.jpg 0_ff274_bbdcc952_orig.jpg 0_ff275_27e575be_orig.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2018
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  8. Offline

    KATI Старший политрук

    Регистрация:
    11 май 2010
    Сообщения:
    826
    Спасибо SB:
    1.838
    Отзывы:
    51
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, СССР
    Интересы:
    6 ДНО, 1941г
    По первоначальной схеме реконструкции Волги в 1932 году был намечен вариант строительства большой электростанции немного выше Ярославля (поселок "Волгострой" у села Норское).
    Этот вариант предусматривал затопление города Углича. Условия для постройки плотины были исключительно трудными, выходы грунтовых вод мешали работе и будущей прочности сооружений. Ярославская плотина должна была поднять воду в Волге до уровня 93м. При таком поднятии вод знаменитые луга между реками Мологой и Шексной подвергались потоплению и заболачиванию. Исследования почвенного института Академии наук показывали, что погибнет не только эта зона скотоводства, но и другие густонаселенные земли, в частности, выше Ярославля.
    В тот момент, когда расчеты по Ярославской гидростанции были закончены, и строительство уже велось, группа молодых инженеров представляет И.В. Сталину новый проект. По этому проекту, поднимающему уровень Волги ещё выше, чтобы в канал могли входить крупные пароходы, требовалось перенести строительство гидроузла из Ярославля в Рыбинск. Это было сделано и затопление произошло, но не в местах, указанных в первом варианте, в других. Исчезла старинная ярославская Молога, тверская Корчева, ушла в историю часть Калязина, оставив, как памятный крест затопленным городам, монастырскую колокольню в воде.

    Кому-то на радость, кому-то на горе
    Однажды возникло Московское море.
    Так миру опять доказал большевик,
    Что он непреклонен, упрям и велик.
    Спешила вода к разоренным домам
    По пашням, могилам, садам и лугам.
     
    Юниор, Любовь Н., Wolf09 и ещё 1-му нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Демонстрация артельщиков в период НЭПа
    1920-1929 гг.

    1.jpg

    2.jpg

    Вид на город с колокольни Вознесенского храма
    1930-1935 гг.

    l3hay1pg0b8y6lrhfy.jpg

    Вид на Калязинскую колокольню
    Август 1970 года

    ktkcmhbsmabpk9ntwc.jpg

    Краеведческий музей
    Музей размещен в здании бывшей Богоявленской церкви
    1957 год

    zy5u3372s30muif8qp.jpg

    Пристань
    Сентябрь 1957 года

    h4dhgzwnurlfiasn9w.jpg

    Церковь Введения. Вид с северо-запада с воротами
    1979 год

    6wu3qi23c2q5teg9mh.jpg

    Улица Вагжанова
    1986 год

    u3tvq7m28s0uhccic3.jpg
     
    P/o Bibirevo, Юниор и Любовь Н. нравится это.
  10. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Как много фотографий! Тема плодотворно развивается! :) KATI, Wolf09, спасибо!
    Завершу цитирование
    http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html

    Культура и достопримечательности

    В селе Спас-Угол Калязинского уезда родился знаменитый писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. В селе Губино Калязинского уезда родился А.С. Кожухов - партизан Отечественной войны 1812 г.В селе Воскресенском Калязинского уезда родился С.А. Юрьев - ученый, публицист, театральный деятель. С 1839 по 1890-ые годы служил в местной церкви, а затем в Николаевском соборе Калязина священник, публицист, педагог И.С. Белюстин. В городе бывали И.А. Крылов, Д.И. Фонвизин, В.А. Жуковский, А.Н. Островский, останавливался известный художник Н.К. Рерих, отдыхал народный художник РСФСР Е.А. Кацман, посетил Калязин и художник Э.Э. Лисснер.

    Калязин - родина художника Н.С. Крылова, ученика А.Г. Венецианова. Близ города в конце XVIII в. жил крепостной художник, впоследствии академик, Е.Д.Камеженков.

    В городе работает краеведческий музей, который имеет богатейшие коллекции ценнейших памятников истории и культуры. Современная экспозиция музея раскрывает интереснейшие страницы истории Калязинского края.

    Ложе Угличского водохранилища поглотило почти 2/3 города Калязина и 4 десятка населенных пунктов Калязинского района. Сегодня от прежнего города остались несколько улиц, 3 церкви, монастырские острова да колокольня Николаевского собора. Теперь каменная колокольня Николаевского собора - памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. Она была построена в 1800 году в довершение ансамбля Николаевского собора постройки 1694 г. Идея ее сооружения принадлежит полковнику Василию Федоровичу Ушакову, владельцу имения в селе Никитском Калязинского уезда Тверской губернии. Крепостные мастера полковника Ушакова, владельца села Никитского, брали "...всю работу по строительству, согласно... плану и фасаду" на себя. Архивные документы сберегли имена крепостных строителей. Это крестьяне деревни Карпово Василий Степанов, деревни Староселки Евдоким Иванов и деревни Авсергово Иван Иванов-Руделев с "товарищи". В случае, если колокольня покосится или даст трещину, крестьяне обещали за свой счет разобрать ее и вновь построить.
    Помимо неё из памятников архитектуры следует отметить церкви: Богоявления (1781), Вознесения (1787), Введенская (1882) а также жилые дома 18 - 19 веков.\

    0_ff26b_83fd25af_orig.jpg

    Фото — http://vobbler.narod.ru/pages/trips/kraeved/kalyazin.html
     
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    maxresdefault.jpg

    Колокольня затопленного Николаевского собора
    1977 год

    vjyfibul2vve6cw1x7.jpg

    Колокольня в 1958 году

    1.jpg

    Колокольня в 1964-1970 гг

    2.jpg

    Колокольня в 1971 году

    3.jpg
     
    P/o Bibirevo, Юниор и Любовь Н. нравится это.
  12. Offline

    KATI Старший политрук

    Регистрация:
    11 май 2010
    Сообщения:
    826
    Спасибо SB:
    1.838
    Отзывы:
    51
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, СССР
    Интересы:
    6 ДНО, 1941г
    upload_2018-11-28_16-40-11.png

    Из издания "Корчева на старых открытках" Каталог Издание 3-е, дополненное и переработанное Тверь, 2010
     
    Wolf09 и Любовь Н. нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    0_ff249_43210137_orig.jpg

    Карта затопления города Калязин. Голубым цветом помечена область затопления.
    1- Макарьев Троицкий монастырь, 2 - Никольский собор с той самой колокольней.

    75661d9c864d.jpg
     
    Любовь Н. нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Храм Вознесения
    1980 год

    fnb8krscc4vl99cq5f.jpg

    Угловая северо-западная башня житного двора Троицкого Калязина монастыря
    1930-1932 гг.
    Житный двор, примыкавший с севера к Троицкому Калязину монастырю, был обнесен стеной с двумя круглыми угловыми башнями, вероятно, в 1644-1648 гг.

    66n2p5meek204fsi05.jpg
     
    Любовь Н. нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Парашютная вышка на колокольне Николаевского собора
    1935-1940 гг.

    i8vtto46wo88pteumr.jpg
     
    Любовь Н. нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Калязинская колокольня
    1988 год

    rjl8dnkldoedmst0gy.jpg

    Калязинская колокольня в лесах
    1980-е

    ta5m7lm8ifadz7l4np.jpg

    Калязин и колокольня Никольского собора
    1964 год

    qhsbgkcw0l2x0ryw3w.jpg
     
    Любовь Н. нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Отправка валенок для Красной Армии со склада в г. Калязине.
    1920 год

    1.jpg

    Никольский собор в Калязине.
    1926 год

    1.jpg
     
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Калязинский район. Деревня Дыбулино
    На первом плане: лежит Рыкин Сергей Дмитриевич (после ранения в ВОВ).
    Стоят: верхний ряд 1-я слева Рыкина Нина. 2 ряд 3-я слева Рыкина Аксинья Афанасьевна.
    1947 год https://pastvu.com/p/1291321

    9kq0oygifmkj654qmj.jpg

    Деревня Дыбулино 1947 год
    Стоят: четвертая слева Рыкина Нина. Лежат: справа Рыкина Александра.
    https://pastvu.com/p/1291320

    voh2yzu3oxalrdpymt.jpg
     
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.868
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Участники кружка самодеятельности г. Калязина.
    Во втором ряду в центре – Фредерикс Павел Николаевич.
    1906 г.

    4622440.jpg

    Колокольня в г. Калязине, затопленная Московским морем.
    Калининская обл., г. Калязин
    1960 г.

    Безымянный.jpg

    Воскресник в Калязине.
    1920 г.

    4191555.jpg

    Дети после воскресника.
    1920 г. г. Калязин.

    4172933.jpg

    Обиняков Николай Александрович - руководитель Калязинского городского оркестра
    1945-1962 гг.

    4563910.jpg

    Эстрадный ансамбль Н.А. Обинякова на торжестве у памятника В.И. Ленину в городе Калязине.
    Нач. 1950-х гг.

    4548095.jpg

    Эстрадный ансамбль под руководством Н.А. Обинякова в городском саду города Калязина.
    Кон. 1950 - нач. 1960-х гг.

    4548087.jpg
     

Поделиться этой страницей