Наверное, самые интересные музеи в Иркутске - это музеи декабристов Волконского и Трубецкого. Начну с музея Волконского Краткая информация Князь Сергей Григорьевич Волконский, потомственный дворянин, гвардии-майор, участник Отечественной войны 1812 года, был одним из лидеров тайного общества существовавшего в России с 1816 года. Целью общества было демократическое преобразование России путем принятия конституция и отмены крепостного права. После поражения выступлений заговорщиков в Санкт-Петербурге и Украине 14 и 30 декабря 1825 года, С.Г. Волконский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Решением Верховного уголовного суда от 13 июля 1826 года Волконский, в числе других своих товарищей, лишенный титула, дворянства, состояния и наград, был приговорен к пожизненной каторге в Сибири. Сибиряки стали называть ссыльных дворян декабристами. Каторгу С.Г. Волконский отбывал в Иркутской губернии на Николаевском винокуренном заводе (осень 1826), Благодатском руднике (1826—1827), в Чите (1827-1830) и Петровском заводе (1830-1835). В январе 1827 года к мужу в добровольное сибирское изгнание приехала княгиня Мария Николаевна Волконская. По истечении каторжных работ, в марте 1837 года С.Г. Волконский, его жена, дети Михаил и Елена, родившиеся в Сибири были отправлены на поселение в село Урик в 32-х верстах от Иркутска. На средства, присланные родственниками супруги декабриста, к началу декабря 1838 года был выстроен этот дом, с которым связаны 17 из 30-ти сибирских лет семьи Волконских. В 1845 году дети декабристов получили право поступить в учебные заведения, я Волконским было позволено перебраться в губернский центр. Дом, перевезенный из Урика в Иркутск был заново отстроен близ Спасо-Преображенского храма к весне 1848 года. Вплоть до отъезда из Сибири в 1855 году официальной владелицей дома была М.Н.Волконская, позже, дочь Волконских, Елена. В 1864 году дом был приобретен иркутским купцом И.СХаминовым и пожертвован городу для устройства ремесленной школы для детей-сирот, просуществовавшей с 1868 по 1911 годы С 1914 по 1917 годы в доме располагались казачьи казармы, а с 20-х по 70-е годы XX века дом и усадебные постройки занимали коммунальные квартиры. Реставрация дома, начавшаяся в 1974 году, закончилась 10 декабря 1985 года открытием музейной экспозиции. Экспозиция этой комнаты посвящена женам декабристов. По приговору «о деле 14 декабря» в Сибирь были отправлены 124 декабриста. До восстания женатыми были 24 декабриста. В 1826 г. две дамы стали вдовами: 13 июля был казнен К.Ф.Рылеев; 5 сентября умер И.Ю.Поливанов. Решением Верховного уголовного суда и с одобрения церкви жены осужденных были освобождены от брачных отношений, могли повторно выйти замуж. Б.В.Фаленберг единственная из всех жен декабристов, которая воспользовалась политической смертью супруга, чтобы сразу вторично выйти замуж. В Сибирь приехали 11 женщин, 9 жен и 2 невесты-француженки и в полной мере разделили с мужьями их тяжелую участь. Первой из жен государственных преступников» с просьбой о разрешении последовать за мужем в изгнание обратилась к Николаю I кн. Е.И.Трубецкая. «Его величество не одобрял следования молодых жен за мужьями, — писала кн. М.Н.Волконская в своих «Записках», — этим возбуждалось слишком много участия к бедным сосланным. Так как последним было запрещено писать родственникам, то надеялись, что зтих несчастных скоро забудут в России, между тем как нам, женам, невозможно было запретить писать и тем самым поддерживать родственные отношения». «Высочайшее позволение» было получено, но иркутскому губернатору И.Б.Цейдлеру дано особое указание: Обручальные кольца, выкованные из кандалов Волконского С.Г.
Будуар Марии Николаевны Волконской Дочь известного героя 1812 года, Н.Н. Раевского , она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала князя С.Г. Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства. "Никто (кроме женщин) не смел показывать участия, произнести теплого слова о родных и друзьях... Одни женщины не участвовали в этом подлом отречении от близких". Так определяет общественное настроение после 14 декабря Герцен . Николай I , тотчас после казни пяти декабристов, писал: "Этих женщин я больше всего боюсь", а много лет спустя сказал: "Они проявили преданность, достойную уважения, тем более, что столь часто являлись примеры поведения противоположного". Но в разгар преследования декабристов император был крайне недоволен этой преданностью. Вопреки закону, разрешавшему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из них должна была добиваться отдельного позволения, причем безусловно запрещалось брать с собой детей. Волконская обратилась с письмом прямо к государю и получила от него собственноручную записку, где сквозь вежливость сквозят угрозы. Оставив сына у сестры Волконского, она в декабре 1826 г. пустилась в путь. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание "употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россию жен преступников". Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу, где было сказано: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женой ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ними участь, себе подобной". Это было напрасное запугиванье, так как за все время своего двадцатидевятилетнего пребывания в Сибири Волконская если и подвергалась оскорблениям, то никак не со стороны уголовных каторжан, которые относились к декабристам и к их семьям с глубоким уважением. Гораздо страшнее отречения от прав был краткий второй пункт подписки: "Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне". Но у этих первых героинь русской истории XIX в. хватило мужества пренебречь и этой угрозой, которая, впрочем, никогда не была приведена в исполнение. В Нерчинске от Волконской была отобрана вторая подписка, отдававшая ее в распоряжение коменданта Нерчинских заводов. Он не только определял ее встречи с мужем, но наблюдал за ее личной жизнью, прочитывал всю ее переписку, имел реестр ее имущества и денег, которые выдавал ей по мере надобности, но не свыше сначала 10000 рублей ассигнациями в год; потом эту сумму сбавили до 2000. Никакие трудности и внешние унижения не могли сломить энергии, питавшейся глубокой религиозностью, героическим чувством долга и сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной глуши не только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует на облеченное безграничной властью начальство. Барон Розен в своих записках так характеризует Волконскую: "Молодая, стройная, более высокого, чем среднего роста, брюнетка с горящими глазами, с полусмуглым лицом, с гордой походкой, она получила у нас прозванье дева Ганга. Она никогда не выказывала грусти, была любезна с товарищами мужа, но горда и взыскательна с комендантом и начальником острога". Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе с своей подругой, княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке. Бодро и стойко исполняли они свой долг, облегчая участь не только мужей, но и остальных узников. К концу 1827 г. декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чистить конюшни, молоть зерно на ручных жерновах. В 1830 г. их перевели на Петровский завод, где нарочно для них был выстроен большой острог; там разрешили поселить и жен их. Камеры были тесные и темные, без окон; их прорубили после долгих хлопот, по особому Высочайшему разрешению. Но Волконская была рада, что может жить там с мужем, в их каморке, которую она украсила, чем могла; по вечерам собирались, читали, спорили, слушали музыку. В 1837 г. Волконского перевели на поселение в село Урик, под Иркутском, а в 1845 г. ему позволили жить в самом Иркутске. Эта вторая половина ссылки была бы гораздо легче первой, если бы не постоянная тревога за детей. Из четверых, родившихся у нее в Сибири, остались в живых только сын и дочь, и их воспитание наполняло ее жизнь. В 1847 г., с назначением генерал-губернатора Н.Н. Муравьева , их положение улучшилось. По восшествии на престол Александра II последовала амнистия; Волконский с семьей вернулся на родину. В 1863 г. Волконская умерла от нажитой в Сибири болезни сердца. (источник - http://www.peoples.ru/family/wife/volkonskaya/) В углу на комоде - музыкальная шкатулка. Швейцария. 2-я половина XIX в. Принадлежала семье Волконских. Была прислана в Сибирь из Италии невесткой декабристки кн. З.А.Волконской. китайская раздвижная ширма. Китай, 2-я половина XIX в. Принадлежала семье Волконских Зимний сад Дальше - столовая Столовая в доме Волконских устроена в полном соответствии со старой дворянской традицией. Столовая располагалась вдалеке от передней (чтобы не было видно ни любопытствующих, ни прислуги), защищенная своим местоположением от холода и сквозного ветра. Окна обращены в сад. К столовой примыкает буфетная комната. Там хранились посуда и столовое белье. В буфетной, по традиции тех лет, перед обедом ополаскивали руки при помощи специального умывального прибора. После трапезы там полоскали рот. При многочисленных гостях в буфетной приготовлялся чай или кофе, который затем разносили гостям. На званых обедах там разливался по тарелкам суп дня подачи гостям. Большой стол-«сороконожка» раздвигался по центру столовой. Хозяин и хозяйка дома сидели друг против друга, а место по правую руку хозяина отводилось почетному гостю. Звучавшая во время обеда музыка "ласкала слух" гостей. Обед начинался в пять - шесть часов вечера и обычно состоял из семи -восьми "антре" (перемены блюд). После третьей перемены вставал наипочетнейший гость и возглашал тост за здоровье Государя Императора и всего Августейшего Царского Дома. Затем другой почетный гость желал здоровья и счастья хозяину, третий пил за здравие хозяйки, потом следовали другие тосты. Светский этикет предписывал гостям вставать из-за стола лишь после того, как это сделает наипочетнейший гость. Мужчины провожали своих дам в гостиную, куда подавали кофе и варенье, и отправлялись в кабинет хозяина к карточным столам курить трубки. Вежливость требовала пробыть, по крайней мере, час после сытного обеда. Гость уходил незаметно, не ставя в известность хозяев об уходе, а признательность за интересный вечер выражал визитом, который делался не ранее трех и не позже семи дней после обеда. Современники вспоминали, что декабристы любили лакомо покушать и многия умели сами готовить... на их дружеских обедах, сготовленных бывшими вельможами и петербургскими львами, за столом они же сами и прислуживали, особенно любил обноогтъ блюда и угощать Волконский. На стол подавались овощи с парников кн. С.Г. Волконского, в том числе дыни и арбузы. Из плодов облепихи Мария Николаевна делала вкуснейший ликер. Княгиня считала, что ягоды этого сибирского кустарника "имеют совершенно залах ананаса". У Волконских собиралось иногда до 25—30 человек. Среди них генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев, духовенство, местные чиновники (КККукель, Клейменов, Н.П.Моллер, М.С.Корсаков, НДСвербеев и др.), деятели ВСОРГО (ученый И.С.Сельский), художники, писатели, музыканты. За общим столом вели оживленные разговоры многие декабристы (кн. СЛ.Трубецкой, Н.А. и М.А. Бестужевы, А.В. и И.В.Поджио, П.А.Муханов, М.К и В.ККюхельбекеры, И.И.Пущин, И.ДЛкушкин...) и ссыльные поляки. Интересны обои в столовой, кабинете и гостиной. При реставрации дома были найдены куски первоначальных обоев и по ним Тульская бумажная фабрика изготовила по спецзаказу обои для музея Гостиная. Эта комната была "сердцем" культурной и общественной жизни Иркутска середины XIX века. Здесь воссоздана атмосфера, в которой проходили балы, маскарады, музыкальные, литературные и театральные вечера. Такие вечера и сейчас проходят в этой комнате
Продолжаем в музее Трубецкого, он находится неподалеку от дома Волконских Дом окнами на север: история дома Трубецких Первый иркутский дом Трубецких в Знаменском предместье - бывшая загородная дача гражданского губернатора Иркутска И.Б.Цейдлера - был приобретен матерью княгини Е.И. Трубецкой графиней А.Г Лаваль в 1848 г. В нем семья жила с 1845г. В 1851-1852 гг. Трубецкие пристроили к нему флигель. В 1856 г. в связи с отъездом из Иркутска дом был оставлен на попечение гувернера сына декабриста Ивана Трубецкого ПАХорбунова, который продал дом в 1866 г. Этот дом сгорел в 1908 г. Второй дом Трубецких по улице Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) был построен в 40-50-е годы XIX века для одной из дочерей Трубецких. В советскую эпоху в доме располагались коммунальные квартиры, в которых проживали более десяти семей. Первым шагом в создании историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» была реставрация этого дома в 1965-1970 гг. (автор проекта — архитектор ВПНРК Г.Г.Оранская) и открытие в нем Дома-музея декабристов 29 декабря 1970 г. в составе Иркутского областного краеведческого музея. Авторы первых экспозиций музея - научные сотрудники Н.С.Струк и Т.В.Налётова. Последняя реставрация дома началась в 2006 г. 12 сентября 2011 г. дом-Трубецких открыл свои двери для посетителей. В процессе реставрации дому был максимально возвращен его исторический облик. Сергей Петрович Трубецкой родился 29 августа 1790 г. в Нижнем Новгороде. Молодой князь был потомком вел. князей Литовских Гедимииов и грузинского царя Вахтанга VI. Как рассказывал сам С.П.Трубецкой, отец его был добрым, хорошим человеком, стремившимся воспитать в детях самые высокие чувства: любовь к Родине, честность и великодушие, благородное влечение делать добро. До 16 лет Трубецкой находился на попечении иностранных гувернеров и учителей. С 1807 г. Сергей слушал лекции в Московском университете, дополнительно занимался математикой и фортификацией. Следуя семейной дворянской традиции, Трубецкой избрал для себя военную карьеру и в 1808 г. поступил на службу в Семеновский полк. Отечественную войну С.П.Трубецкой начал в чине подпоручика, к 1822 году за усердную службу в Лейб-гвардии Семеновском полку был произведен в полковники. Происхождение, личные качества, успешная служба открывали перед Трубецким блестящую карьеру. Положение князя еще более упрочилось после женитьбы в мае 1821 г. на графине Екатерине Ивановне Лаволь, старшей дочери управляющего 3-й экспедиции Коллегии иностранных дел, камергера графа И.С.Лаваля. О будущем зяте он писал дочери Зинаиде накануне свадьбы: «Я поздравляю Каташу с прекрасным выбором и по своему сердцу. Русский, из хорошей семьи, добрейший характер, всеми уважаемый, образованный, стремящийся к общественной пользе, завладевающий полезными вещами через желание оставаться самим собой во времени, несомненных нравственных правил и, наконец, таков, что он сможет оценить нашу добрую и милейшую Каташу. Вот, главным образом, то, что радует мое сердце». Молодожены поселились в одном из лучших домов столицы, на Английской набережной Петербурга у родителей княгини. Интерьер этого дома был выполнен по проектам А.Н.Воронихина. Потолки, расписанные в стиле помлейских фресок, пол, выложенный мраморными плитами из дворца Нерона восхищал многих. Коллекция античных скульптур, старинных картин и гравюр была включена в путеводитель петербургских достопримечательностей. Великосветский салон графини А.Г.Лаваль был особо знаменит литературными вечерами. Здесь бывали Н.М.Карамзин, П.А.Вяземский, В.Л.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин. День, изменивший жизнь. Князь С.П.Трубецкой 14 декабря 1825 года С.П.Трубецкой - одна из ключевых фигур декабризма. Представитель знатного княжеского рода, ветеран Отечественной войны 1812 года, занимавший высокое положение в обществе, предпочел военной или светской карьере, личному семейному счастью «тайную деятельность во благо Отчизны». Трубецкой был ярким представителем не только своего сословия, но и поколения. Поколения «дней Александровых прекрасного начала», получившего европейское образование, прошедшего горнило 1812 года, воспринявшее как личное оскорбление унижение и притеснение русского крестьянства. С.П.Трубецкой стоял у истоков первых тайных союзов, был одним из лидеров Северного общества. Основными задачами, стоявшими перед обществом, были отмена крепостного права, уничтожение абсолютизма, ограничение власти царя конституцией и парламентом. Наличие общих устремлений позволяло рассчитывать на возможность организационного объединения Северного и Южного обществ. Осуществить свои цели северяне и южане намеревались путем восстания. Согласно плану, инициаторами выступления, назначенного на 1826 г., во время майского смотра 2-й армии должны были стать южане, а северяне обязывались их поддержать. Однако в силу изменившейся ситуации, вызванной неожиданной смертью Александра I и началом междуцарствия, сразу же возникла необходимость разработки и принятия нового плана. Для этого нужно было сосредоточить общее руководство в одних руках. На роль диктатора был назначен Трубецкой. Он стал и автором одного из программных документов общества - Манифеста к русскому народу. План самого восстания тоже был разработан Трубецким. Он состоял в принуждении правительства путем «вооруженного давления» принять Манифест. Однако осуществить задуманное не удалось из-за невыполнения основных элементов плана союзниками диктатора. Видя безнадежность сложившейся обстановки, Трубецкой понял, что восстание сорвано. Трубецкой не видел путей ни к победе, ни к спасению, а также понимал, что он единственный виновник всех бедствий и несчастной участи своих товарищей. Это стало для него настоящей трагедией. Он пережил не страх за себя, а ужас от сознания своей вины за начатое и обреченное на поражение восстание. 14 декабря 1825 г. попытка государственного переворота потерпела поражение. Начались аресты и допросы. Трубецкой был арестован утром 15 декабря на квартире свояка, австрийского посла гр. JLА.Лебцельтсрна. Следствие над декабристами закончилось 17 июня 1826 г.. 12 июля был объявлен приговор. Осужденные по первому разряду, к которому был отнесен Трубецкой, подлежали смертной казни отсечением головы, но при конфирмации приговора Николай I заменил смертную казнь пожизненной каторгой. Начался новый многотрудный период жизни С.П.Трубецкого: 13 лет каторги, 17 лет поселения в Сибири.
Иркутский областной краеведческий музей - один из старейших музеев России, был основан в декабре 1782 года по инициативе иркутского губернатора Ф.Клички, который призвал отцов города пожертвовать средства на строительство музея и первой книгохранительницы. Откликнулись местные купцы - Мельниковы, Дударовские, Медведниковы, Трапезниковы, Баснины, Сибиряковы и Бутины. Значительную сумму внес и сам губернатор Ф.Кличка. Организаторами и главными учредителями "музеума" и библиотеки стали корреспондент Академии наук натуралист Александр Карамышев, ведавший библиотекой, и почетный член Академии наук Эрик Лаксман. Во время своих путешествий по России Э.Лаксман собрал уникальные минералогические коллекции и гербарии, которые составили основу двух музеев - музея Петербургского горного института и Иркутского. В период 80-90-х годов Х1Х в. в музей поступили разнообразные коллекции из экспедиций Г.Потанина, Н.Бобыря, Л.Ячевского, Я.Прейна, В.Обручева, И.Савенкова и др. Коллекции Иркутского музея неоднократно представлялись на выставках в России и за рубежом: в 1868 г. музей экспонировал свои коллекции на сельскохозяйственной выставке в Иркутске, в 1877 г. - на археологической выставке в Казани, в 1879 г. на антропологической выставке в Москве, в 1898 г. экспонаты Иркутского музея были представлены на Всемирной выставке в Париже, а на Нижегородской всероссийской выставке в 1896 г. музею была присуждена высшая награда - диплом 1 степени. В 1920 г. музей ВСОРГО был национализирован и передан государству. (источник - http://kultura.irkutsk.ru/ru/museum/kraeved/) Эвены (устар. «ламуты») - сибирский тунгусо-манчжурскии народ родственный эвенкам. Самоназвание «ламуты» связано с поселением у моря, которое на их языке называлось «лам»; дословно «ламут» - «живущий у моря». Проживают преимущественно на востоке РФ, между pp. Индигиркой и Колымой, где обитают совместно с тунгусами и юкагирами. Основная масса располагается по правому берегу р. Большой Анюй и югу от Анюя до северных берегов Охотского моря. Общая численность - около 20 тысяч человек. Эвенкийский язык относится к тунгусо-манчжурской группе алтайской семьи, имеет более десятка говоров. Основное занятие - оленеводство, охота и рыбная ловля. Два типа жилищ: эвенкийский чум и чукотско-корякская яранга. Одежда этого народа подобна эвенкийской. По швам и краям одежды располагалась вышивка. Орнамент из геометрических узоров обладал сакральной силой, внушающей владельцу чувство уверенности и неуязвимости, придающей силу и мужество. Вероисповедание - шаманизм. После XVIII в. - православие. Юкагиры (самоназвания «деткиль», «одул», «ваду», «алаи») -восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири. Расселены, в основном, в бассейне р. Колымы, в Республике Якутия (Саха), Чукотском автономном округе и Магаданской области. В XV1II-X1X веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. На период 2002 г. численность юкагиров -1509 человек. Юкагирский язык относится к так называемым палеоазиатским, распадается на диалекты. Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство. Основным типом жилища зимой была землянка или юрта якутского типа, летом (с марта по сентябрь) юкагиры жили в конических чумах. Традиционной религией является родовой шаманизм, после XVII в. - православие.
Тофалары (старое название - карагасы). Самая малочисленная народность Восточной Сибири. Живут в Западной части Иркутской области (Нижнеудинский район). Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Основу хозяйства составляли таёжное кочевое оленеводство и охота. Подсобные промыслы - собирательство и рыбная ловля. Жили в конических чумах, покрытых выделанными оленьими шкурами. Вероисповедание тофалар - шаманизм. В настоящее время численность составляет около 800 человек. (прим. - по последней переписи населения) Немного из истории тофаларов начала ХХ века: Постановление: «Шаман Бухтурбаев Иннокентий Семенович. Принадлежит к северной группе по левой стороне р. Оки. В 1926 г. прибыл в восточную группу и за лето нашаманил себе 40 оленей. Активный агитатор против советской власти. Бухтурбаев И. С. лишен избирательных прав в 1929 г. как шаман. Сведений о занятии общественно полезным трудом нет. Кокуев Иннокентий Николаевич. Шаман. В 1929 г. убил свою жену. Занимался запугиванием, религиозным предрассудками отдельных колхознике». Из квартала в квартал не выполнял твердые задания. Отказать в просьбе лишенному Кокуеву И. Н. о возвращении ему гражданских прав». Заявление Кокуева И. Н.: «Женился в 1927 г. Через 1, 5 гона жена умерла пpи родах, когда вез ее в больницу в г. Нижнеудинск. План не выполнял, потому что нет оленей. В данное время имею только 3 оленя. Оленей конфисковали в 1932 г. Прошу вернуть 6 оленей.» Тофаларский национальный совет (бывшим Карагасский) Восточно-Сибирского края отказал в его просьбе. Материалы экспедиции Г. М. Зайцевой, О. Б. Мартыновой. 1970г. 1. Покрышка на чум. Ровдуга. Конец XIX в. 2. Лук. Дерево. Конец XIX в. 3. Ведерко берестяное. Конец XIX в. 4. Кружка из капа. Конец XIX в. 5. Ложка. Дерево. Конец XIX в. 6. Сумка хозяйственная. Береста. Конец XIX в. 7. Сумки для рукоделия. Береста, кожа, мех. Конец XIX в. 8. Наперсток в бересте. Конец XIX в. 9. Игольница. Кожа, мех, бисер. Конец XIX в. 10. Седло грузовое. Дерево. Конец XIX в. 11. Стремя. Дерево. Конец XIX в. 12. Соска для олененка. Дерево. Кожа. Конец XIX в. 13. Путы для оленя. Дерево. Конец XIX в. 14.Мешок кожаный. Конец XIX в. 15 Пальто мужское. Ровдуга. Конец XIX в. 16.Сумка для боеприпасов. Кожа. Конец XIX в. 17. Унты. Ровдуга, мех. Конец XIX в. 18 Труба-ревун. Дерево. Конец XIX в. Посмотреть вложение 42151
и вот она - мечта заветная «Чудо - часы» появились в г. Иркутске в 1910г.. Они были подарены музею Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества жительницей города В. Т. Кулябко. В отчете ВСОИРГО за этот год говорилось: «...Просить г.г. Центнерови В.В. и Богородского Н.Н. принять часы от владелицы, записать их в инвентарь, а госпожу Кулябко благодарить...» Варшавский часовщик и механик И.М. Гольдфаден работал над созданием «Чудо - часов» или «Часов - вокзала» с 1881 по 1887 г.г. Вот как они описаны в журнале «Природа и люди» за 1900 г.: «Часы были изготовлены из бронзы и меди, длина их 2,11 4 аршина и высота около 1.1\2 аршина. Внешне часы изображают русский железнодорожный вокзал со всеми постройками, а также телеграф. кассу и даже буфет...»
Спасибо Юлия интересная экскурсия! thumbup Единственная не стыковка, что сразу бросилось в глаза в доме Волконского я не увидел Православных икон. А без них, сложно представить дома того времени. В остальном все замечательно и отреставрировано с любовью, хорошо что в России сохранились такие дома не тронутые войной.
Буряты. Относятся к монгольской группе алтайской языковой семьи. Основная территория расселения - Прибайкалье и Забайкалье. К XVII в. находились на стадии формирования государства. Основой хозяйства было скотоводство. Наряду с ним развивались земледелие, охота, рыболовство. Умели добы»ь ь железную руду, знали кузнечное ремесло, которое считалось почетным занятием. Вели полуоседлый образ жизни. Основной тип жилища 4 - 6 - 8-угольная юрта и- древен или покрытая войлоком. Вероисповедание бурят - шаманизм (Прибайкалье) и ламаизм (Забайкалье). В настоящее время территория расселения та же. В Иркутской области (Усть-Ордынский бурятский округ) проживает 80 тыс. человек. Материалы экспедиций М. Н. Хангалова, шеретуя Цугольского дацана Гончин-Дамбо Оловянного Санкрия. 1911 г. 1. Удила. Железо, кожа, Начало XX в. 2. Седло. Дерево, металл. XIX в. 3. Путы. Железо, кожа. Начало XX в. 4. Чесалка для лошади. Начало XX в. 5. Бирки для счета скота. Дерево. XIX в. 6. Кожемялка. Дерево, железо. XIX в. 7. Коса. Дерево, металл. XIX в. 8. Чайник для тарасуна. Дерево. XIX в. 9. Колчан для стрел. Металл, дерево, кожа. Конец XIX в. Ю.Стрелы. Дерево, металл. Конец XIX в. И.Налучник. Кожа, металл, гравировка, кораллы. XIX в. 12.Халат мужской. XIX в. 13.Пояс. Металл, чеканка, гравировка, кораллы. Л!А в. 14.Унты. Кожа, сукно. XIX в. 15.Нож. Металл, дерево, кожа. Начало XX в. 16.Лук. Дерево. Середина XIX в. 17.Сеть из конского волоса. XIX в. Тарасунный аппарат. XIX век. Дерево, чугун Тарасун - молочная водка Долганы - один из наиболее «молодых» народов Севера и самый многочисленный из коренных жителей Таймыра. Первое упоминание о долганах относится к 1841г. Долган определяют как «объякученных тунгусов (эвенков)». Территория расселения — лесотундра. Хозяйственный комплекс имеет промысловую ориентацию* охотничий лроммсеп, оленеводство, рыболовство. Основные конструктивные тилы в одежде - тунгусские. Жилища: русская изба, якутский балаган, тунгусский чум. Долганы — оленеводы ислопьзуют в качестве мобильного жилища нартенный чум - балок - каркасное жилище, покрытое опеиьими шкурами, п оставленное на оленьи нарты. В религии определяются как «троеверцам» (культы природы, шаманизм, христианство).
Юля, очень подробно и интересно! Сразу вспомнился фильм "Звезда пленительного счастья", на который, когда он вышел в прокат, нас водила учительница литературы. Это было в 7-м или 8-м классе, не помню. Юля, спасибо!+