Самолёт Р-1 с эмблемой "кулак" 19-го Отдельного Авиационного Отряда ВВС РККА "дальневосточный ультиматум"
В начальный период войны, боевые самолёты Красной Армии крайне редко, а может быть и совсем не имели индивидуальных эмблем и рисунков. Самолёты были окрашены стандартно принятым по тем временам расцветкам с нанесением строго красной звезды и бортового номера. В редком случае можно встретить надписи "За ВКП(б)", "Смерть фашизму", "За Сталина". Со временем, в некоторых авиационных частя и подразделениях начали появляться знаки отличия принадлежности данного самолёта к конкретному лётчику или к эскадрильи, полку и т.д. Считается, что массово в авиации это произошло после первых крупных побед в 1943 году. Пилоты уже имели боевой опыт, появилась уверенность в победе, могли и "расслабиться". Гвардии старший лейтенант В. М. Дмитриев. Никаких правил по нанесению эмблем и рисунков не существовало. В каждом полку или эскадрильи были свои обычаи, поверия и правила. Из воспоминаний ветеранов: "... Незадолго до этого, в наш полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой командир позировал прямо возле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот один из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту нарисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился просто загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой командир и спрашивает: "А мне чёрта нарисовать можете ?". Оказалось, можно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах. Крупный чёрт получился, чуть ли ни с "метр на метр". И такого же на другом борту. Надо сказать, что через некоторое время мы поняли, что, закрасив рисунки, погорячились. Всё - таки для опознания своих самолётов в воздухе, рисунки весьма полезны. Ну, тогда и решили нарисовать что - нибудь "нейтральное" и общее для всех. Остановились на "червонном тузе". Рисовали на капотах, красное "сердце" в белой окантовке. С этими "червонными тузами" и пролетали до конца войны..." Лобанов А.В. из полка "Червонных тузов" Лётчику, сбившему немецкий самолет знаменитой эскадры, в некоторых эскадрильях или полках размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему немецкой эскадры или другой подобный символ. Самолёт Як-9Б подполковника Г. Когрушева На моторной части сердце пробитое стрелой Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, несли на бортах эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52. Изображение сердца под кабиной немецких пилотов было их отличительным знаком. Алексей Алелюхин Очень часто изображали животных и птиц. Особой популярностью пользовались простые символические изображения, стрелы и молнии. Из воспоминаний ветеранов: "...Камуфляжа у нас не было, и я никогда его и в других полках не видел. Камуфляж у немцев был. Номера были крупные, голубого цвета, в районе кабины радиста. На килях звезды. В районе кабины слева наносили эмблему летчика, у меня был «лев в прыжке». У кого-то «тигр». У Васьки Борисова была вообще интересная эмблема - бомба (лежит), на ней верхом медведь, пьющий водку из горла. Командир дивизии как прилетит, так: «Борисов, ну сотри ты эту гадость!» - так и не стер. Но вообще-то эмблемы разрешались. Эмблемы техники рисовали, там большие мастера были. Ребята про моего льва говорили, что «как живой, вот-вот спрыгнет».После войны я перевелся во 2-й полк нашего гвардейского корпуса. Там на кабинах, вместо эмблемы летчика, была эмблема полка – Гвардейский знак, с надписью наискосок – «Висленский»..." Алексей Закалюк Вячеслав Сиротин Георгий Баевский Георгий Урвачёв Иван Мейлус Фотий Морозов Мазан М.С. Килаберидзе А.Н. Юрий Щипов Леонид Гальченко ЛАГГ-3 Леонида Гальченко с чёрной кошкой и мышкой Елена Малютина Михаил Авдеев Николай Диденко Владимир Покровский Виктор Лукошков Иван Степаненко Экипаж "Пешки" Исключительно редкая, если не единственная для наших лётчиков индивидуальная символика в виде игральных карт, принадлежит боевому лётчику Филатову. На его истребителе три игральные карты - дама, семёрка и туз пик. Игральные карты или женщины были больше свойственны на самолётах союзников и Люфтваффе, но встречались и на наших фюзеляжах. Николай Прошенков
ЛА-5 ,лётчика Костылёва Сообщения объединены, 3 дек 2015, время первого редактирования 3 дек 2015 ....и ещё: Сообщения объединены, 3 дек 2015 ...и ещё:
Истребитель ЛаГГ-3, Северный Кавказ, лето 1943 г. В 88-м ИАП имелись самолеты, закупленные на средства трудящихся Грузии. На борту фюзеляжей этих истребителей по-грузински было написано «За Советскую Грузию» («Сабтчота Сакартвело»). Крайне необычен для советских ВВС трехзначный цифровой номер, равно как и место его нанесения — вертикальное оперение.
Мальта. 28 апреля 1943. Хайнц-Вольфганг Шнауфер. Бельгия. 18 февраля 1944. Полковник Фрэнсис Габреский. Франция. Королевские ВВС Boxted, Эссекс, Великобритания. 5 июля 1944. Королевские ВВС Bassingbourn, Великобритания. 7 июня 1943.
В общем-то наносить рисунки авиаторы стали практически с первых дней появления боевых самолётов. Официально считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки в 1913 году. В последствии нанесение рисунков на самолётах даже получило своё название или даже в своём роде направление в искусстве "Nose Art", которое особенно набрало силу во время ВМВ в американских ВВС. Как бы могла получиться отдельная тема. Но раз на броне, так на броне. Пронепоезда. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Интересная надпись на броневом щите "Сорокопятки" Сообщения объединены, 5 дек 2015, время первого редактирования 5 дек 2015 Несколько не в тему, но это так - расслабиться
Да, Микки Маус. Вот ещё: Обер-лейтенант Ганс Шмоллер-Хальди, пилот третьей эскадрильи 88-й группы ( 3.J/88) легиона "Кондор" за штурвалом такого-же Mессершмитт Bf.109E-3. Отдельная эмблема в виде пивной кружки, это персональная отметка пилота указывающая на его членство в некогда основанном в Бельгии, международном пивном клубе пилотов "CP" (Cardinal Paff). Испания, март 1939-го года. "Впервые фигурка Микки Мауса появилась на Не-51 в Легионе Кондор в Испании, где Адольф Галланд был командиром (1937- май 1938г.) 3./J88 эскадрильи. В мае 1938 года его сменил, прибывший в легион, Вернер Мельдерс. В дальнейшем эмблема с Микки Маусом ( видоизменённая, Микки Маус с сигарой) была на всех самолётах Галланда.."(с) http://www.historymania.info/view_post.php?id=132 (- ссылка довольно информативная).
бронирование автомобилей на Ижорском заводе: Сообщения объединены, 6 дек 2015, время первого редактирования 6 дек 2015 ...и всем давали имена... Сообщения объединены, 6 дек 2015 надпись на броне:"до сюда и не дальше" "ударная группа 122" Сообщения объединены, 6 дек 2015 "атаман Богаевский" и грустный Фюрер на борту.... Сообщения объединены, 8 дек 2015, время первого редактирования 8 дек 2015 шерман "блек джек" Сообщения объединены, 8 дек 2015 Александр Левицкий
самолёт ГСС А.Путина: Сообщения объединены, 10 дек 2015, время первого редактирования 10 дек 2015 Юрий Шитов:
Продолжая тему Микки-Маусов: Галланд Адольф Адольф Галланд (Adolf Galland). Всего побед - 104 (58 - Франция и "Битва за Англию", 46 Западный фронт, в том числе 4 4-х моторных бомбардировщика и 7 на Me-262). Первый бой : Испания, 1937 год. Всего вылетов: 425. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Многие историки считают Галланда величайшим из всех немецких экспертов. Его окончательный боевой счет (104 победы) не был, по немецким стандартам, выдающимся, даже несмотря на то, что всех этих побед он добился в боях против союзной авиации на Западном фронте, причем большинства из них -до ноября 194J года. Галланд представлял собой одну из самых незаурядных личностей в люфтваффе. Мастер подать себя в лучшем виде, он любил в жизни ее самые привлекательные стороны. Он был частым гостем в обществе очаровательных женщин и летал на единственном Bf 109F, в кабине которого на пульте управления имелась... зажигалка для сигарет. С внешней стороны кабины был нарисован его персональный отличительный знак - Микки-Маус с сигарой во рту, размахивающий пистолетом и ножом. Взгляд Галланда на действия истребительной авиации состоял в следующем: "Их (истребителей) задача - нападать, следить, охотиться и уничтожать врага. Только таким образом энергичный и искусный пилот может проявить свои способности. Поручи ему трудное и ограниченное задание, лиши его напрочь инициативы, и тогда ты заберешь у него все лучшие и наиболее ценные качества, которыми он обладает: агрессивный дух, радость действия и охотничью страсть". В начале 1941 года на счету Галланда было 58 побед. Затем, на протяжении нескольких месяцев, возможностей отличиться предоставлялось немного, и к середине июня его список увеличился всего на девять сбитых самолетов. Три из них были сбиты 15 апреля, когда в типичной для себя манере Галланд вместе с напарником "прошвырнулись" вдоль английского Побережья. В отсеке фюзеляжа истребителя Галланда находились ящик с шампанским и корзина с омарами... 21 июня Галланд повел эскадрильи своей 26-й эскадры на перехват британской "цирковой" формации в окрестностях Арка. "С высоты я спикировал, минуя истребительный заслон, прямо на английские бомбардировщики. С небольшого расстояния я открыл огонь по крайнему самолету самого последнего звена. "Бленхейм" сразу же загорелся. Экипаж начал покидать гибнущий самолет с парашютами. Тем временем мое соединение уже вступило в бой со "Спитфайрами" и "Харрикейнами". В этот момент я и мой ведомый были единственными из немцев, кто находился вблизи бомбардировщиков. Я немедленно приступил ко второй атаке. И вновь мне удалось проскользнуть мимо вражеских истребителей. На этот раз моей целью стал бомбардировщик из головного звена формации. Пораженный огнем моих пулеметов, правый двигатель машины был охвачен пламенем и клубами черного дыма". Наиболее интересно в этом сообщении то, о чем Галланд умолчал. Ему не только удалось при первой атаке избежать вмешательства британских истребителей, но он смог эффективно выйти из боя и занять позицию для новой атаки. Обычно между атаками проходило до четырех минут - довольно порядочный промежуток времени для воздушной схватки. По всей вероятности, после обстрела первого "Бленхейма", Галланд вышел из боя резким снижением, прежде чем снова занять исходную позицию. К этому моменту он уже лишил себя фактора внезапности и англичане на "Спитфайрах" ожидали его, и хотя вторая атака на бомбардировщики также увенчалась успехом, истребитель Bf 109 получил настолько сильные повреждения, что Галланд был вынужден посадить его на фюзеляж. Хегенауэр, ведомый Галланда, покинул свой горящий самолет с парашютом.Неудовлетворенный таким результатом дня, Галланд, едва возвратившись на базу, пересел на новый истребитель и после полудня вылетел (Хегенауэр к тому времени еще не вернулся в часть) на перехват очередного "Цирка". В результате внезапной атаки ему удалось сбить еще один "Спитфайр", который стал его 70-й победой. Но, спустя считанные мгновения, его самолет был обстрелян сзади другим "Спитфайром" и, получив попадания, загорелся. Легко раненый, Галланд едва успел выпрыгнуть с парашютом из своей обреченной на гибель машины. Непоколебимый сторонник стремительной атаки и преимущества в высоте, Галланд временами применял и более хитрые приемы. Под прикрытием облачности было намного легче проникнуть внутрь британской "цирковой" формации, и он, не задумываясь, бросался в эту авантюру, как будто там, в строю британских самолетов, у него было забронировано место. Когда небо пестрело десятками самолетов, четверку "Мессершмиттов" легко можно было принять за "своих", особенно если самолеты не делали каких-либо враждебных маневров. 13 ноября 1941 года Галланд вылетел вместе с Петером Герингом, племянником рейхсмаршала, против "... формации британских бомбардировщиков, следовавших под мощным истребительным прикрытием. Набрав высоту, мы миновали этот дьявольский "поезд с подарками". Британские истребители мы догоняли настолько нагло, что наш номер, похоже, удался...". Даже в состоянии набора высоты пара "Мессершмиттов" сумела нагнать англичан, так как истребительный эскорт, чтобы не удаляться от бомбардировщиков, вынужден был следовать рядом на довольно низкой скорости Но далее для немцев все пошло из рук вон плохо. Как только Петер Геринг начал стрелять, его самолет тут же был уничтожен ответным огнем одного из турельных пулеметов бомбардировщика "Бленхейм". В период с июня по ноябрь 1941 года, когда Галланд прекратил участвовать в боевых операциях, он записал на свой счет еще 27 побед - общее их количество достигло 94. На посту генерала истребительной авиации он время от времени совершал полеты, чтобы лично разобраться в военной обстановке. В январе 1945 года, освобожденный от прежней должности, Галланд сформировал соединение реактивных истребителей JV 44 и, летая во главе его, сумел еще увеличить число своих воздушных побед. http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilotg/galland.html
Бронепоезд построен на средства железнодорожников в октябре 1941-феврале 1942 года Сообщения объединены, 10 дек 2015, время первого редактирования 10 дек 2015 Последний "фердинанд",собранный на заводе Нибелунгверке 05.08.1943 : Сообщения объединены, 10 дек 2015 Фото