Народное православие

Тема в разделе "Россия", создана пользователем Виднокрай, 13 янв 2012.

  1. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    хотелось бы в этой теме увидеть фотографии обрядности народного православия, в котором многое осталось от дохристианских верований и может описания какие нибудь, сам поделюсь тем, что у меня есть

    Троица
    [​IMG]

    Царь Иван Васильевич в 1551 г. предъявил церковному собору (названному по количеству статей в итоговом описании его действий "Стоглавым") целый ряд претензий, связанных с плохой деятельностью духовенства. Среди его замечаний некоторые касались своеобразных разгульных поминок на кладбищах.

    Вопрос 23

    "В троицкую субботу по селам и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры и они, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманыцики и мошенники".




    похороны Костромы 19 век.лубок
    [​IMG]


    статуя Николы( 16 век). родина моих предков, Волоколамский район. (фотка не моя)
    [​IMG]

    21-22 марта 2008 года в музее Бугрово отмечался праздник народно-православного календаря «Сороки». В этот день, по народным приметам, прилетают 40птиц, принося на своих крыльях весну. В музее были проведены мастер-классы по созданию игрушечных птиц из соломы, керамики и теста. Созданные детьми и преподавателями изделия заняли почетное место в экспозиции крестьянской избы. Дети читали стихи А.С. Пушкина, Я.П. Полонского, пели и, «как в старину», выкрикивали фольклорные заклички.
    После этого участники праздника развесили оставшихся тестяных жаворонков на деревьях и крышах музейных построек. Гостями праздника стали участники областного библиотечного семинара.
    http://www.museum.ru/N33564

    [​IMG]
     
  2. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    люди Руси, исповедовавшие народное православие
    Рязанский народный костюм. крестьянка. кажется 19 - начало 20 века, Касимовский район
    [​IMG]
     
  3. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Старообрядцы Севера

    [​IMG]



    старообрядцы Карелии
    [​IMG]
     
  4. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    "....этнографические данные и некоторые письменные источники говорят о домовинах («театрах смерти») - погребальные постройки на развилках дорог, где хранились урны с прахом. Внешне они иногда напоминают «избушку на курьих ножках» Бабы Яги русских сказок, а сама Баба Яга рассматривается иногда как жрица, осуществлявшая кремацию......"


    Старообрядческие домовины в Резекне (Латгалия)

    [​IMG]


    Старообрядцы Русского Севера и их домовины на кладбищах

    [​IMG]

    виды домовин на территории России

    избушки на курьих ножках помните?

    [​IMG]


    а это кладбище калашей-язычников
    ("Калаши (название на нуристанских языках kasivo;
    название «калаш» происходит от названия местности) —
    индоарийская народность в Пакистане, проживающая
    в высокогорных районах Гиндукуша (Нуристан).


    [​IMG]
     
  5. eakSm
    Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    902
    Спасибо:
    116
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ну вот её и сожгли. Чучелку было чуть жалко. В основание кострища люди клали свои домашние прошлогодние куколки - масленицы, а еще записки со своими проблемами и недостатками. Все плохое - гори огнем !

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  6. FELSEN
    Online

    FELSEN «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    28 ноя 2009
    Сообщения:
    534
    Спасибо:
    2.195
    Отзывы:
    94
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Металлопластика
    Ув. Виднокрай, немного не в тему. А эти мысли не Рыбаков ли Вам навеял? Очень интересная тема, поскольку как раз сейчас убиваю время чтением его язычеств. И если так, то в эту тему можно помешать фото и народных обрядов, детских игр, народных праздников рубежа веков и более старые рисунки?
     
  7. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.015
    Спасибо:
    164
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ну нужно ввести тогда понятие, что есть народное православие. Я считаю, как такового его нет. Есть неверное понимаение, незнание, есть сектанство. Вот. Если с канонической точки зрения подходить, то вот например Троицкая родительская суббота - одн из главных дней поминовения усопших. И плохо нет ничего, что люди приходили и плакали на могилах, плохо то - что это веселились. Но опять же, это скорее не народ виноват а вот эти потешники, которые по кладбищам ходили.

    "этнографические данные и некоторые письменные источники говорят о домовинах («театрах смерти») - погребальные постройки на развилках дорог, где хранились урны с прахом. Внешне они иногда напоминают «избушку на курьих ножках» Бабы Яги русских сказок, а сама Баба Яга рассматривается иногда как жрица, осуществлявшая" ----Мне кажется, этот текст плохо стыкуется с приведенной ниже фотой, потому что старообрядцы погребали успоших НЕ КРЕМИРУЯ. На фото, кстати, хорошо видно, что на домовинах написано ТЕЛА погребены, а не прах, не пепел. О каких развилках дорог говорится, не знаю, но на фотографиях - обычные кладбища страообрядцев, не на каких не на развилках. Старообрядцы, кстати, известны своими случаями сожжения в знак протеста, скажем. Так вот, именно в таких домовинах они и сжигали себя, забирались туда все, запирали дверь. Вообще, домовины можно считать скорее предшественниками или аналогами склепов, чем языческим символом. Традиция возведения сооружений на местах погребения внеконфессиональна. На Украине, например, до недавнего времени была традиция хоронить умерших родственников у себя во дворе, могилы заравнивать и ходить по ним...примерно так.
    По масленице, она была не совсем той до революции, скажем, чем сейчас, и, конечно, отличалась в зависимости от местности. Сама масленичная идея вовсе не противоречит православию и гулянья масленичные вполне уместны. Основное отличие современной Масленницы от старой - сейчас это повод оторваться как следует, а до революции это была и подготовка к Великому посту, несла в себе духовный смысл. Чучело же было забавой...потехой, скорее, чем чем-то сакральным.
     
  8. Савва
    Offline

    Савва «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    21 мар 2009
    Сообщения:
    2.238
    Спасибо:
    536
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Планета
    Тема правильная! Увы не было тогда у меня "мыльницы" цифровой..а на плёнку снимать...увы конечный результат долог.староверческие погосты это нам не православные...будет время и фото техника обязательно доеду и сниму..там просто дух другой.
     
  9. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Савва, было б интересно увидеть,буду ждать фоток,там действительно архаикой веет

    FELSEN, Рыбаков это признанный авторитет,как без него то)) к прочтению обязателен, после него легче знакомиться с другими материалами,сравнивая, а так,да и игры и обряды и праздники, если будет чем поделиться,отлично)

    eakSm, кстати где то загадывают желания и привязывают к чучелу, а в Вашем примере видим что записывают негативное и сжигают

    Шмяк, термины "народное православие", "обрядоверие", "двоеверие" придуманы не мной,они есть и используются исследователями и учёными, в том числе не только современными, поэтому говорить что его нет,всё таки думаю некорректно, к тому же если подходить с канонической точки зрения, то по словам диакона Кураева,например, хождение на кладбище к родственникам на Пасху является "культом предков,язычеством", но вот бабушкам от этого его мнения ни холодно ни жарко,они ходят,да и не только пожилые собственно, "народное правослвие" во всей красе
     
  10. drug
    Offline

    drug Приказный

    Регистрация:
    16 янв 2012
    Сообщения:
    18
    Спасибо:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Пустоши рядом с Дорогобужем.
    Цитата(Виднокрай @ 29 Февраля 2012, 23:38)
    FELSEN, Рыбаков это признанный авторитет,как без него то)) к прочтению обязателен, после него легче знакомиться с другими материалами,сравнивая, а так,да и игры и обряды и праздники, если будет чем поделиться,отлично)


    Борис Александрович Рыбаков дает в своих трудах объяснение сказанному. Мало того, доказывает, предоставляет факты. Фундамент его работ археология, история, языкознание. Этим и ценны его книги. В них очень много правды в отличие от книг современных авторов, которые в основной своей массе несут, честно говоря, откровенную ахинею.
    Виднокрай, что думаешь о поговорке “Первый блин - комом”? Я когда про себя повторяю эту фразу, у меня получается комАм. А тут еще и белорусские Комоедицы с ритуальной гороховой кашей. Б. А. Рыбаков пишет о “комедиях”. Мне все же кажется, что это медведей кормили блинами на языческую масленицу.
     
  11. Андрон
    Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.403
    Спасибо:
    373
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Лопатинскiй садъ
    Интересы:
    эзотерика
    Цитата(Савва @ 27 Февраля 2012, 19:34)
    доеду и сниму..там просто дух другой...

    Валера, а где это?
     
  12. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.676
    Спасибо:
    1.568
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    'Виднокрай' date='15 Февраля 2012, 9:31' post='2
    а это кладбище калашей-язычников
    ("Калаши (название на нуристанских языках kasivo;
    название «калаш» происходит от названия местности) —
    индоарийская народность в Пакистане, проживающая
    в высокогорных районах Гиндукуша (Нуристан).


    Цитата(Виднокрай @ 15 Февраля 2012, 9:31)
    [​IMG][/url]

    Оттуда и идут эти свастики ,как в наряде вышеприведённой крестьянки?
     
  13. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    RAUS,не, свастики же это древний общий символ индоевропейских и даже в некоторых случаях неиндоевропейских народов, калаши, одна из частей того мира, причём на переферии. фотку привёл в другом контексте, мы видим их домовины, а ведь они последние язычники своего региона, отсюда вывод- домовины старообрядцев соотносить только с влиянием христианства некорректно, всё гораздо сложнее.

    по фото крестьянки, это ж земля вятичей, думаю все знают их перстни со свастиками. правда моё мнение такое - эти перстни, скорее всего являются именно похоронным элементом, так как на крестьянке мы видим свастики иного расположения, логично предположить ,что она разместила на себе положительный сивмол

    drug, всё может быть, правда многие сомневаются, что эта поговорка связана с медведями)ещё можно вспомнить слово кум, известен русский девичий обряд кумления с берёзкой, похоже нынешнее значение кумовства вышло из архаичного почитания какого либо тотема и кумовства с ним, посредством обрядов
     
  14. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    интересный факт из Крестецкого уезда Новгородчины. 20 век)

    [​IMG]
     
  15. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    убранство Красных углов, легко представить сколько этой традиции лет...

    [​IMG]

    автор фото из Белгорода, а фото видимо с Украины
     
  16. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    и снова 20 век :russmile:

    " 16 (03) июля 1911 года
    В с. Елшанке. Лопатинской волости, существует давнишний обычай – в праздник «девятой пятницы» выходить в поле для молебствия. Среди икон и хоругвей несут и особого истукана, представляющего собой мужскую фигуру, грубо высеченную из дерева. Целый год этот истукан валяется на колокольне среди пыли и птичьего помета. :cl: А накануне «Девятой пятницы» его выносят, чистят, приготовляя для праздничного молебствия. В день молебствия перед ним ставят деревянную чашку, в которую усердные прихожане сыплят медяки за молебствие.
    Наиболее же ревностные увешивают идола платками, кусками холста, полотна и тому подобными приношениями, идущими в пользу духовенства. По окончании молебствия истукан снова запирается на колокольню, где и остается до будущего года.
    Когда духовенство, пытаясь бороться с обычаем, не выносило истукана в поле, прихожане не только не платили за молебен, но даже не посещали его. (Саратовский Листок, №141) "

    http://starosti.ru/article.php?id=28034

    1:_sbb
     
  17. SIMON
    Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    6 мар 2010
    Сообщения:
    2.448
    Спасибо:
    1.219
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Доводилось в наши дни сталкиваться с традицией пихать в карманы усопшего различные предметы обихода, бритву, курящему курево и спички, носовой платочек, деньги и т.п. По сути вряд ли найдется обычая старше. Видел реакцию служителя церкви, он вовсе не препятствовал, просто пояснил что в загробной жизни оно не потребуется.
    .
     
  18. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    ну местные батюшки всегда были ближе к народу и понятливее,чем официалы))
     
  19. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    ещё немного, теперь о поволжских православных черемисах, уводимых от христианства своими некрещёными сородичами
    22 (09) августа 1910 года

    "За последнее время черемисы-язычники и придерживающиеся языческого обычая обряда – стараются восстановить язычество среди своих сородичей. С этой целью они посылают воззвания во все черемисские края к ворожеям и «картам» и старикам-сновидцам. Вместе с картами и ворожеями отправляются на место языческого жертвоприношения, где и совершают их. На моления черемисы собираются верст за сто и более. Деятельность наших миссионеров слишком известна, чтобы удивляться этому..."
     
  20. Виднокрай
    Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    9 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Удивительный рассказ об идоле опубликовал С. В. Моряков.
    ...
    «…Даже в советский период в разоренной Троицкой церкви погоста Отолово Тверской области крестьяне продолжали поклоняться деревянной скульптуре «Матушке Пятнице». Местный благочинный архимандрит Нилово-Столобенской пустоши Вассиан немало сокрушался по поводу идолопоклонничества «Пятнице», но, будучи человеком мудрым, оставил свои претензии. И сегодня в возобновленном приходе, в теплой церкви, вы найдете разодетую статую. Матушке Пятнице несут платки, чулки, шерсть и другие женские подношения как покорительнице прях, ткачих, женского ремесла и торговли. Рядом с погостом у древнего камня-следовика ежегодно совершались молебны в связи с культом Пятницы». :russmile:

    Моряков С. В. О чем молчат камни древнего Верха / Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 18. М., 2000.

    немного о Морякове -
    МОРЯКОВ С. В. – руководитель Ржевского фольклорно-этнографического центра.

    Особое место в жизни С.В. Морякова занимают фольклорно-этнографические экспедиции по Тверской области, которые он совершает ежегодно. Сергей Моряков - знаток, собиратель и исполнитель народных песен, самобытный писатель и превосходный рассказчик, обладающий явным актерским талантом, замечательный педагог. Кроме того, он занимается пчеловодством, садоводством, огородничеством, ткет, шьет, кладет печи и камины, варит варенье, квас, пиво и печет хлеб по старинным крестьянским рецептам. Умеет делать изразцы, посуду (кринки, латки корчаги, горшки) и, конечно, глиняную игрушку, хорошо знает травы и владеет рецептами народной медицины.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)