Не детский калибр

Тема в разделе "Первая Мировая. Общий раздел", создана пользователем Серый 345, 20 апр 2019.

  1. Offline

    Серый 345 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 сен 2014
    Сообщения:
    331
    Спасибо SB:
    2.365
    Отзывы:
    60
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Амурская область
    Интересы:
    Монеты
    .16 декабря 1916 года на станции Еловка, что находится под Двинском (ныне Даугавпилс), скопились кайзеровские войска, эшелоны с боевой техникой и снарядами. Вдруг на станцию обрушились десятки тяжелых снарядов, и через несколько минут от железнодорожных составов, военных складов остались дымящиеся обломки. Германское командование не могло понять, откуда взялись русские крупнокалиберные орудия. А все было просто: восемь орудий, в том числе 305-мм осадные гаубицы 19-го армейского корпуса скрытно выдвинули на позицию в 10—12 км от станции. Расчеты, воспользовавшись данными разведки, открыли огонь без пристрелки — сразу на поражение.
    Начиная с XVII—XVIII веков тяжелую армейскую артиллерию подразделяли на осадную и крепостную. Крепостная размещалась в фортах. Осадная должна была разрушать крепости противника. Поэтому та и другая оснащалась дальнобойными, крупнокалиберными орудиями.
    Такие орудия часто ставились на бес- колесные станки. Они и воспринимали энергию отдачи (например, осадные русская 305-мм гаубица Обуховского завода и французская 220-мм мортира). Снаряды подавались к казенной части краном, смонтированным на поворотной платформе или на самом
    станке. А вот расчет германской 280-мм осадной гаубицы подносил тяжелые снаряды на носилках, а пороховые полузаряды выстрелов раздельного заряжения — в корзинах.
    Многие орудия, например русская 152-мм тяжелая пушка, ставились на высокие лафеты, что позволяло артиллеристам вести огонь из-за укрытий. Существовали и подвижные, башенные установки, такие, как германская осадная 120-мм скорострельная пушка. Их вращающийся стальной колпак с амбразурой, закрывавшейся при обстреле бронезаслонкой, устанавливали на платформе, которая передвигалась вдоль позиции по рельсам.
    В начале века были сделаны попытки применить унифицированные артсис- темы. В частности, германская 150-мм пушка состояла на вооружении в полевой, крепостной и осадной артиллерии.
    В тот же период некоторые военные специалисты заговорили о том, что в маневренных войнах будущего тяжелые артсистемы не найдут применения. Другие, возражая, ратовали за их развитие, ссылаясь на то, что без крупнокалиберной артиллерии немыслим прорыв укрепленных позиций.
    Пока в разных армиях спорили на тему, быть или не быть тяжелой артиллерии, генерал Р. А. Дурляхов (в советское время видный конструктор артиллерийского вооружения) создал в 1913 году проект мощной 420-мм осадной мортиры, по тактико-техническим характеристикам не имевшей равных в мире. Однако заказ на изготовление этих орудий передали французской фирме «Шнейдер — Крезо», та его сорвала.
    Поэтому русская армия начала первую мировую войну лишь с новыми 152-мм осадной пушкой, крепостной гаубицей того же калибра, 203-мм гаубицей и 280-мм мортирой. Остальные артсистемы были уже устаревшими. Нехватку мощных орудий русская армия ощутила уже в 1914 году.
    Подобное положение сложилось в армиях Франции и Англии. Напротив, кайзеровская армия была обеспечена мощными, крупнокалиберными орудиями в достаточном количестве. В августе 1914 года германские войска, перейдя границу Бельгии, приблизились к крепости Льеж.
    Первые атаки пехоты были отражены огнем бельгийских канониров, укрытых бетонированными укреплениями. Тогда немцы подтянули к Льежу мощные орудия, в том числе 420-мм мортиры. После этого гарнизон крепости прекратил сопротивление.
    Опыт первых месяцев войны наглядно показал — на горьком уроке Льежа,— кто был прав в затянувшемся академическом споре стратегов. Как писал начальник Главного артиллерийского управления генерал А. А. Мани- ковский (с 1918 года — начальник Главного артиллерийского управления и Управления снабжением Красной Армии), «при создавшихся позиционных условиях войны без них (орудий крепостной и осадной артиллерии) немыслима никакая наступательная инициатива, требующая устройства так называемых «прорывов», то есть подавления на значительном участке неприятельского фронта не только всей живой его силы и уничтожения всей находящейся там артиллерии, но и быстрого разрушения тех заградительных и оборонительных сооружений, которые возводились по правилам и средствами «долговременной» фортификации, то есть были исключительной прочности».
    Уже в сражениях 1914—1916 годов на Марне и под Верденом широко применялись артсистемы крепостного и
    осадного типа, неделями долбившие тяжелыми снарядами форты и полевые укрепления.
    В Генеральном штабе русской армии родилась идея собрать в подвижный «кулак» орудия крепостного и осадного типа, чтобы мощным огневым ударом взломать оборону противника.
    Формирование батарей большой и особой мощности шло при Офицерской артиллерийской школе, и к январю 1917 года была создана Тяжелая артиллерия особого назначения (ТАОН), или «48-й корпус». В состав ТАОН — кстати, послужившей прообразом советской артиллерии Резерва Главного Командования, — входило 6 бригад с 388 орудиями, самыми мощными из которых были новые, 305-мм гаубицы Обуховского завода образца 1915 года. Их снаряды, начиненные 79 кг тротила, обладали огромной разрушительной мощью, которую кайзеровские солдаты и узнали под Еловкой.
    К этому времени в русской армии было 1430 тяжелых орудий, тогда как у кайзеровской — 7862. Не было в ТАОН и артсистем, подобных германским 380-мм пушкам и 420-мм мортирам.
    ...Весной 1917 года англо-французское командование наметило прорыв неприятельского фронта. Для обеспечения наступления только французская армия генерала Р. Невилля, сосредоточенная северо-западнее города Реймс, на реке Эн, получила более 5500 орудий, в том числе 1900 особой мощности. 5 апреля французские артиллеристы начали двухдневную пристрелку, а 9 апреля — девятисуточную (!!!) артиллерийскую подготовку. На германской передовой земля, по свидетельству очевидцев, стала походить на изъеденную кратерами поверхность Луны.
    Но когда французские стрелки двинулись вперед, их внезапно встретил плотный пушечно-пулеметный огонь. Наступление захлебнулось, французская армия понесла большие потери.
    Оказалось, что длительная пристрелка насторожила кайзеровское командование и оно успело отвести войска на вторую линию обороны. А генерал Невилль превращал в лунный пейзаж только передний край...
    195. Английская 305-мм гаубица системы Виккерс. Масса снаряда — 344 кг, начальная скорость снаряда — 363 м/с, дальность стрельбы— 10 300 м, угол вертикальной наводки -j-65°, масса орудия — 58,9 т.
    196. Германская 280-мм осадная мортира системы Круппа. Масса снаряда — 338 кг, начальная скорость снаряда — 335 м/с, дальность стрельбы— 12 000 м, угол вертикальной наводки до +60°, угол горизонтальной наводки 5°, масса орудия — 14,6 т.

    [​IMG][​IMG][​IMG]

    2019-04-20_180216.png
     
    Последнее редактирование модератором: 24 май 2019
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей