Образ Богоматери Купятицкой

Тема в разделе "Беларусь", создана пользователем Alexmak, 27 июн 2012.

  1. Alexmak
    Offline

    Alexmak Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 фев 2012
    Сообщения:
    496
    Спасибо:
    321
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Несвиж
    Интересы:
    Металлопластика
    [SIZE=14pt]Эту легенду, к своему стыду, я услышал совсем недавно от уважаемого мною форумчанина Сергея-Стэфана по форуму "Наша спадына", за что ему огромное - СПАСИБО. Решил поделиться с Вами, думаю, что будет интересна многим.
    [/SIZE]

    Речь пойдет о почитаемой в Православном мире святыне, которая происходит из Пинского района Брестской области - Богоматери Купятицкой.

    bk_kievski.jpg

    Едва ли не исключительный случай, когда обнаруженный в окрестностях Пинска, повешенным на дереве в с. Купятичи, в 1182 г. бронзовый крест-энколпион был воспринят как чудотворная икона Богоматери, празднование которой впоследствии внесено в церковный календарь под 15 ноября. Сложное историческое будущее ожидало драгоценную находку, ставшую большой православной святыней, перемещенную затем в Киев, где она и закончила свое историческое существование, оставив его следы в гравюре и золотном шитье. Эта яркая страница духовной культуры Киева и вместе с тем Пинского Полесья во многих отношениях остается уникальной: изящный литой крест-реликварий с рельефными изображениями привлекает внимание исключительно как образ Богоматери, с усиливающейся популярностью, чему немало способствовали гравюры XVII в., надо сказать, своеобразно интерпретировавшие оригинал. Важно было и то, что реликвия находилась в киевском Софийском соборе, и, таким образом, оставалась доступной многочисленным паломникам.

    Основным источником исторических сведений о купятицком кресте-энколпионе является дополнение, озаглавленное как "Чудеса купятицкие", к сборнику "Тератургима", составленному иеромонахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским и напечатанному на польском языке в Киеве в 1638 г.Здесь подробно описаны чудеса от иконы, происшедшие с 1617 по 1636 г. Некоторые из них описаны также в книге иеромонаха Иоанникия Галятовского "Небо новое", напечатанной во львовской типографии Михаила Слезки в 1665 г,а изображение еще было помещено в книге архиепископа Лазаря Барановича "Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, прилучшееся в среду крестопоклонную року 1674", изданной в Новгороде-Северском в следующем 1675 г. Заимствованные из этих книг сведения, дополненные иными материалами, потом составили содержание большой статьи, напечатанной в неофициальной части "Минских епархиальных ведомостей" за 1891 г.

    По преданию, изложенному в приложении к книге Афанасия Кальнофойского, в очень давнее время шестилетняя крестьянская девочка по имени Анна, пасшая скот на месте полном "купин" или "купят" (терновника), увидела между зарослями необыкновенный свет, и, приблизившись, обнаружила на дереве небольшой крест, с Распятием на одной стороне и с Богоматерью с Младенцем Христом - на другой. Свою находку девочка отнесла домой и спрятала в сундук. Однако, вернувшись к стаду, снова обнаружила крест висящим на дереве, и, решив, что это иной, подобный первому, положила его за пазуху. Но, придя домой, не обнаружила его ни у себя, ни в сундуке. В сопровождении отца отправилась тогда на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился крест. Отец Анны рассказывал о чуде соседям. Расчистили место явления, и на нем была сооружена небольшая деревянная церковь. В 1240 г. ее сожгли татары, а местные жители так и не смогли отыскать на пожарище почитаемый крест-энколпион. Только в XV в. реликвия была обнаружена монахом-паломником Иоакимом, привлеченным "светлостью великой". Во вновь сооруженной церкви он стал пономарем. В 1495 г. княгиня Мария церкви в Купятичах пожаловала дворище.

    Во второй половине XVI в. купятицкая церковь обновлена Диримунтом Войной и отдана им во владение своему племяннику - брестскому каштеляну Григорию Войне, который в конце того же столетия капитально перестроил сооружение, дал средства для постройки жилых и хозяйственных помещений для клира, заказал образ своего патронального святого и "устроил подобающую раму для чудотворного образа". Сам же образ в это время был прикреплен к квадратной позолоченной доске, вставленной в упомянутую раму. В 1617 г. был пойман вор, обокравший церковь в имении Войнов, и, по завершении судопроизводства, сожжен как святотатец. Позже, по настоянию своей матери Аполлонии Воловичевны Войниной, Купятичи и иные имения Войнов в Пинском уезде купил Василий Копец. В 1628-1629 гг. при Купятицкой церкви основан мужской монастырь. Игумен Свято-Духова монастыря в Вильне Иосиф Бобрикович дал в настоятели Иллариона Денисовича, который вскоре собрал около тридцати человек братии. Инвентарь монастыря от 1631 г. дает представление об имуществе и церковной утвари. Записки этого первого купятицкого игумена, помещенные в приложении к "Тератургиме" Афанасия Кальнофойского, немало способствовали популярности образа.

    Но монастырский храм успел обветшать, о чем доносил монах купятицкой обители Макарий Токаревский киевскому митрополиту Петру Могиле6. Игумен сбор денег поручил своему наместнику Афанасию Филипповичу и послушнику Онисиму Волковицкому. Составленная Афанасием Филипповичем история его путешествия с этой целью в Москву была вместе с изображающей купятицкую икону гравюрой в марте 1638 г. поднесена царю Михаилу Федоровичу7.

    Что же представлял крест-энколпион как художественное произведение? Н.Закревский, исключительно внимательный к древностям, при описании Софийского собора в Киеве заметил: "это небольшой медный и складной, литой крест. Специально к изучению купятицкой находки, однако, обратился только Н.И. Петров, сопоставивший ее с иными древнерусскими крестам и энколпионами.По заключению исследователя, "Купятицкая икона Богородицы принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения, относящихся, по времени, к первому киевскому периоду русской истории".Н.П.Кондаков признавал, что "самым любопытным по значению его для русской древности является бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери".Общую классификацию крестов-энколпионов этого типа осуществил В.Н.Зоценко. Затем было предпринято монографическое изучение самого купятицкого креста-энколпиона, одного из самых качественных образцов металлопластики, имеющих стилистические признаки конца XII в.В частности, это массивность фигур, при весьма искусной пластической моделировке. В связи с этим нельзя не обратить внимание на судьбу произведения и на эволюцию его оформления.

    Поднесенный Афанасием Филипповичем в марте 1638 г. царю Михаилу Федоровичу в Москве типографиский оттиск с изображением Купятицкой Богоматери был идентичным гравюре, приложенной к "Тератургиме", напечатанной в Киеве. Следовательно, по пути в Москву, уже в русских пределах, игуменский посланец служил молебен, поместив на столе именно этот "паперовый" образ Купятицкой Богоматери, который "того року перший раз зъ друку киевского".
    Крест-энколпион здесь воспроизведен гравером с заметными упрощениями, вписанный в барочный овальный картуш и окруженный держащими реликвию четырьмя ангелами, в руках у которых раскрытые свитки с текстами, соединив которые, можно прочесть: "Радуйся, Обрадованная Марие, Господь е Тобою".Не исключено, что воспроизведено реально существовавшее обрамление, хотя настаивать на этом предположении не приходится, поскольку композиция могла быть сочинена и гравером. В изображении самого креста-энколпиона нет явных признаков следования оригиналу: упрощен даже абрис изделия, видоизменены изображения в медальонах, увеличено расстояние между ними и центральной фигурой, но при этом заботливо воспроизведены неизвестно когда появившиеся на металлических створках отверстия. Конечно, очертания креста-энколпиона могли оказаться закрытыми рамой, устроенной Григорием Войной, когда "образ был прикреплен к квадратной позолоченной доске". Эта гравюра явно способствовала популярности образа Богоматери Купятицкой, причем даже в демократической среде, которой были недоступны книги с упомянутым воспроизведением.

    Между тем назревали печальные события. Афанасий Филиппович, ставший игуменом Брестского Симеонова монастыря, 5 сентября 1648 г. принял мученическую смерть.Затем, судя по инструкциям пинской шляхты делегатам сеймов и королевской грамоте от 1650 г., встал вопрос об обращении Купятицкого монастыря в унию. Принято считать, что в связи с этим крест-энколпион тогда перенесен был в Киев. Угрозы унии уже до того звучали в инструкциях пинской шляхты делегатам сеймов 1645 и 1646 г. Существует также версия о перенесении образа из Купятичей в Киев в 1722 г.Но в таком случае было бы непонятным свидетельство источников не только об усилившемся в Киеве почитании Богоматери Купятицкой, но и о существовании его вещественных памятников, о которых здесь еще будет сказано. Не исключено, что принимали за оригинал имитацию, которая до настоящего времени остается в приходском храме в Купятичах. И подобный риторический вопрос, не эта ли икона подлинная, возникал еще в XIX в.

    В действительности сохранившийся резной деревянный крест представляет рельефное воспроизведение реликвии, выполненное на основании использования в качестве образца уже упомянутой гравюры 1638 г., а не бронзового оригинала XII в. Доска-пластина, украшенная гравировкой и накладным венцом, имеет гнездо, по форме и размерам соответствующее именно деревянному кресту. Судя по всему, для него она и была изготовлена. Если учесть то обстоятельство, что венец, как известно, был снабжен датой - 23 июля 1658 г., то киот к указанному времени уже существовал, и, конечно, позже неоднократно обновлялся. Квадратная серебряная пластина, размером 15,5х15,5 см, обрамлена валиком. К оправе прикреплена круглая (диаметром 10,5 см) крышка-створка серебряной панагии, украшенной с внешней стороны гравированным изображением Богоматери Купятицкой,, окруженным кольцевой надписью, а с внутренней стороны - изображением Святой Троицы. Как следует из гравированной памятной надписи, изделие изготовлено для монастырской Введенской церкви18. Это относится к позднейшему дополнению, тогда как крышка киота если не первой трети ХVII в., то современная киевской гравюре 1638 г., с которой чрезвычайно схожее ее изображение. Все это укреплено на прямоугольной пластине больших размеров - 38,5х26,0 см. В инвентаре церкви в Купятичах от 1631 г. есть запись: "образ цудовны, оправны з обеих сторон сребром золочеными".Здесь явно речь вдет о более раннем оформлении.

    Начиная с 1638 г. изображение Богоматери Купятицкой по временам воспроизводится в гравюре различных изданий. Особенно показательным является его помещение в напечатанном в Киеве в 1659 г. "Постановлении от его Царского величества з Войском Запорозким року 1659", где оно представлено уже как киевская святыня.Иной вариант иконографической схемы, с Богоматерью в короне и с князьями Борисом и Глебом по сторонам креста, можно обнаружить в напечатанном в 1674 г. в Новгороде-Северском "Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы" черниговского архиепископа Лазаря Барановича, стилистически отличающийся от предыдущего.Не отражены ли здесь особенности оформления, появившегося на новом месте, в Киево-Софийском соборе?

    Перенесенный в Киев крест-энколпион теперь постоянно привлекает к себе внимание митрополитов. Так, в "тестаменте" киевского митрополита Гедеона Святополк-Четвертинского, скончавшегося 6 апреля 1690 г., сказано: "В туюж Свято-софийскую церковь отказую на чудотворный образ Купятицкой Пресвятыя Богородицы зависите португал от 10 червоних золотых". Известно, что при митрополите Варлааме Ясинском (1690-1707) образ оставался прикрепленным к квадратной серебряной позолоченной доске, вероятнее всего привезенной вместе с ним из Купятичей, пока в 1700 г. не была этим иерархом устроена серебряная вызолоченная крестообразная "шата", на поперечных оконечностях которой были изображены Иоаким и Анна23. Киевский митрополит Евгений Болховитинов (1822-1837) утверждал, что икона перенесена во второй половине ХVII в., когда бенедиктинцы, а потом униатские монахи завладели Купятицким монастырем.По завещанию наследников Василия Копца купятицким имением владел Городищенский бенедиктинский монастырь. Известно, что в 1659 г. жена Януша Радзивилла, Мария, дочь молдавского господаря, завещала тысячу золотых на неугасимую лампаду перед чудотворным образом Богоматери. К 1667 г. накопилось так много пожертвований, что полоцкий воевода Иван Карл Копец обязывал настоятеля монастыря составить подробную опись украшений. В Киеве, в Софийском соборе реликвия была помещена в особом киоте на западной галерее близ Андреевского придела.
    На сегодняшний день известно несколько произведений золотного шитья, несомненно, киевского происхождения, скорее всего выполненных в мастерской Вознесенского Печерского монастыря, славившейся своей исключительно высокого художественного уровня продукцией. Это прежде всего два воздуха, которые могли служить и подвесными пеленами к иконе, со стилистическими признаками первых десятилетий ХVIII в. Один из них хранится в Черниговском историческом музее, другой - в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее в Подмосковье. Они схожи по общей композиционной схеме и отличаются преимущественно в деталях, а также индивидуальной манерой исполнения. Важно, однако, то, что образцом для центрального изображения остается уже упомянутая гравюра 1638 г. То же можно сказать и о двух шитых палица (эпигонатиях), одна из которых оказалась в частном собрании в Германии, а другая, в фрагментированном виде, обнаружена в Анастасиевской церкви в Глухове и ныне хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве26. Есть еще одна, совершенно иная по манере исполнения палица, с более усложненной иконографией, в собрании Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, выполненная явно по индивидуальному эскизу киево-печерской лаврской ризнице сохранилась едва ли не единственная в своем роде фелонь середины ХVIII в., на оплечье которой нашито золотное воспроизведение Богоматери Купятицкой.

    Если соотнести известные исторические факты, то оказывается, что в местных купятицких преданиях наиболее отчетливо запечатлелись время явления образа, его утрата и обретение. В Киев же крест-энколпион возвращается, где был изготовлен, в ХVII в., уже как широко почитаемая реликвия. И именно здесь начинается период его художественной интерпретации, преимущественно в гравюре и золотном шитье. Остается надеяться, что со временем могут быть выявлены пока неизвестные воспроизведения, в частности в металлопластике. В приведенных случаях трудно не обратить внимание на как бы подсознательное игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией, что особенно показательно для иконописных воспроизведений Нового времени.

    На выполненной по заказу киевского митрополита Варлаама Ясинского "шате" была гравирована пространная надпись, с указанием на перенесение иконы в Киев в 1655 г. и на выполнение этого оклада в 1700 г., в виршованной форме29. А позже, по указанию митрополита Арсения Могилянского (l757-l770), западная стена и стены галереи собора были заполнены стихами на украинском языке, с поэтическим повествованием о чудесах иконы. При реставрации сооружения в 1843-1853 г. все это уничтожено.

    Именно в указанное время, в 1852 г. прихожане Купятицкой Николаевской церкви предприняли безуспешную попытку ходатайствовать перед Синодом о возвращении чудотворной иконы, несмотря на то, что она была поддержана архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом. Отказ был мотивирован тем, что икона "принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 г., а монастырю, ныне уже не существующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами около 200 лет назад".Кто знает, возвращенная в Купятичи реликвия, возможно, и не погибла бы, тогда как в Киеве она исчезла бесследно. Споры вокруг церковного наследия редко имели счастливый исход, и его передел навсегда лишил наших современников возможности видеть древние святыни. Многие иконы исчезли, не получив качественных списков и фотоснимков. В итоге утраты не документированы.

    Образ Богоматери Купятицкой имел более счастливую судьбу. О нем сегодня напоминают подобные кресты-энколпионы, гравюры и шитье. Благодаря этому он сохранился в памяти многих поколений.
     
    CrazyFrog и Любовь Н. нравится это.
  2. Мирумир
    Offline

    Мирумир Фельдфебель

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    50
    Спасибо:
    108
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    поиск родных
    Это фото я увидела недавно в "Одноклассниках"

    киimage.jpg
     
    CrazyFrog, PaulZibert и Wolf09 нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)