Обувь в РИА и на флоте в период ПМВ

Тема в разделе "Россия. Русская Императорская Армия", создана пользователем zunder1, 27 окт 2014.

  1. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.583
    Спасибо:
    33.659
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Солдаты были обуты в высокие сапоги черного цвета из юфтовой (яловой) кожи; голенища сапог были более высокими, чем носят теперь солдаты, с большим количеством складок. У пехотинцев голенища были низкими, имели ровный (прямой) обрез

    У кавалеристов голенище было выше и имело т. н. козырек, доводящий спереди до колени Кроме того, на кавалерийских и сапогах каблук был меньше по площади, чем у пехотинцев Это делалось для того, чтобы можно было надеть шпоры, так как широкий каблук потребовал Бы удлинения вилки шпор.

    Казаки носили сапоги пехотного образца, потому что козырек был неудобен для заправки шаровар, а также и потому, что казаки шпор не носили, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский.

    В 1915-16 гг. в армию были призваны большие контингенты запасных и новобранцев, из-за чего ощущалась нехватка обмундирования, и в пехоте подвились ботинки и обмотки (бинты). Солдатские ботинки делались из грубой черной кожи; фасон колодки был как и у высоких сапог. Вместо шнурков использовались сыромятные ремешки. Ботинки были цельными, без пришивного носка.

    Обмотки изготовлялись из плотной хлопчатобумажной ткани защитного или серого цвета. Они пропускались сквозь катаное ушко на заднем шве ботинок, навивались вокруг ноги почти до колена и завязывались двумя тесемками на конце обмотки. Кроме солдат-запасников и вновь призванных, ботинки носили также некоторые кадровые солдаты, причем нередко поверх ботинок надевались голенища от старых сапог вместо обмоток! В 1917 г. появились английские коричневые ботинки и английские же шерстяные обмотки горчичного цвета, которые широко применялись в пехоте в годы гражданской войны.

    Основным типом офицерской обуви были высокие сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и были разнообразных фасонов как по колодке, таи и по форме голенища. Фасонов колодок было три: узкие, круглые и появившиеся во время войны т. н. "бульдоги" (с возвышением на носке). Голенища были на мягкой, обычно замшевой, подкладке, и твердом футере, т. е. с прокладной из жесткой кожи, идущей от верха голенища до гармошки. Верх голенища был прямым, либо с козырьком. Голенища были очень узкие - между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец, поэтому надевание и снятие сапог было весьма длительным и мучительным делом. Надевались сапоги при помощи специальных крючков, зацепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальке или канифоль. Снять же сапоги офицер обычно не мог без помощи денщика и специального приспособления а виде дощечки с вырезом для каблука. При помощи дощечки нога выходила из голенища сапога, но застревала в подъеме голенища. Денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика и постепенно сапог снимался.

    Сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров армии Любопытно, что в мирное время для участия параде офицеры заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. Снять такие сапоги было невозможно, и поэтому голенища распарывались на ноге после парада. В отличие от современных высоких сапог, офицерские сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы (для этого делались специальные колодки для голенищ - на правую и левую ногу). Во фронтовых условиях офицерские сапоги оказались крайне неудобными. Сапоги на твердом футере вообще перестали носить, а голенища сапог на мягкой подкладке стали делать с застежкой на два ремешка (сзади или сбоку) или на шнуровке. Такие сапоги хорошо сидели на ноге, их легко было надеть и снять. Офицерские сапоги имели небольшой по площади, довольно высокий, сзади скошенный каблук Скошенность давала возможность шпоре "падать" с каблука, что считалось шиком. При высоких сапогах шпоры носились только на ремешках

    Также при брюках на выпуск носили черные штиблеты на резинке. Во время войны они почти вышли из употребления. Носили их преимущественно военные врачи и чиновники. Штиблеты имели цельную головку (без пришивного носка) Шпоры на штиблетах носили т. н. винтовые или накаблучные. Они прикреплялись к задку каблука при помощи специального острия, находящегося внутри вилки шпоры, а концы вилки привинчивались к бокам каблука. Шпоры на ремешке со штиблетами не носили,

    В 1916-1917 гг. появились и широко распространились ботинки с крагами. Сначала их носили офицеры авиации и автоброневых войск, а потом стали носить и штабные и пехотные офицеры, чиновники разного рода военизированных учреждений, а также гражданские лица, носившие бриджи. В крагах, например, ходил и глава Временного правительства России - А.Ф.Керенский. Ботинки с крагами были на шнуровке, часто с носком фасона "бульдог". Краги представляли собой как бы точный слепок икры. Делались они из толстой кожи или из хрома, наклеенного на толстую кожу. Спереди имели разрез, застегивались при помощи специальных железных пластинок, вшитых в кожу, и, кроме того, затягивались наверху ремешками на пряжке. Был еще тип краг, поверх которых обвивался ремень, стягивающий крагу на ноге. В 1917 г-стали появляться краги коричневого цвета (их носили с коричневыми ботинками). Шпоры при ботинках с крагами не носили

    В то же время появились высокие ботинки на шнуровке. Они были распространены гораздо меньше краг. Носили их преимущественно офицеры авиации, автомобильных и мотоциклетных войск. Ботинки были черные и коричневые. Носы ботинок были пришивные, чаще всего фасона "бульдог", некоторые ботинки имели по верху голенища пришитый кожаный манжет, застегивающийся на два ремешка с пряжками, назначением которого было закрыть завязки шнурков С высокими ботинками шпор не носили.

    Зимой на фронте офицеры носили теплую обувь, чаще всего это были фетровые валенки кофейного или белого цвета, с обшитыми коричневой кожей носками и задниками. Валенки были и цельные и сшитые из войлока. В таком случае спереди и сзади они обшивались по шву кожаным узким ремешком. Носили также бурки - кавказские теплые сапоги, сшитые из черного войлока с начесом (из такого войлока делались кавказские войлочные плащи без рукавов - бурки, отсюда название перешло на обувь). Головки бурок обшивались поверх войлока черной мягкой кожей. Валенки и бурки носили при бекеше, реже при шинели.

    Уставной обувью матросов были высокие сапоги пехотного образца, нa корабле матросы носили сапоги под брюки навыпуск. В строю, на суше (парады, десант) брюки вправлялись в сапоги. В тех случаях, когда матросы надевали робы, вместе с ними надевались грубые ботинки без пришивного носка. Ботинки на шнуровке у матросов появились после Февральской революции 1917 г.

    Офицеры военного флота при брюках на выпуск носили либо черные штиблеты на резинке, либо Ботинки на шнуровке с пришитым носком при белых брюках были парусиновые белые полуботинки - туфли. На суше (на парадах или при десантных операциях) носили высокие сапоги пехотного образца с прямым обрезом голенища. Если флотский офицер ехал верхом, то на сапоги надевались шпоры. В пешем строю шпор не носили.

    Носить высокие сапоги на шнуровке и ботинки с крагами у морских офицеров было не принято.

    Перед 1-й Мировой войной в русской армии циркуляром Главного штаба №103 от 6 мая 1309 г, был введем новый тип сапог, так называемого "образца 1908 г.". Высота голенищ нового образца была установлена: для гвардии - 49 см, а для армии - 45 см, считая от верхнего края каблука, то есть, уменьшена по сравнению с прежним образцом 1399 г Каблук полагался прямой, высотой около 2 См; покрой был изменен: в новом образце голенища стали сшивать одним швом сзади (в предыдущем они имели два шва по бокам). Спереди, на месте сшива голенища с передом, появился мысок или "стрелка" (раньше на этом месте был простой шов, либо перед был тянутым заодно с передней половинкой голенища - такие сапоги назывались "крюки" и особенно ценились в простонародье). Значительно были повышены требования к качеству сапожного товара, в первую очередь для увеличения прочности и долговечности сапог. Внутри верхней части голенищ была установлена подшивка из тонкой юфтевой кожи высотой 22 см). В результате вместо двухшовного сапога с довольно тонкой подошвой и мягкими голенищами, образующими многочисленные "сборы" или "гармошку", солдатский сапог именно с этого времени принял фасон, продержавшийся с незначительными изменениями до наших дней.

    Однако имевшиеся на интендантских складах запасы сапожного товара старого образца, разумеется, выдавались до полного израсходования, и поэтому в войсках могли соседствовать в одно и то же время сапоги различных фасонов.

    Кавалерийский сапог, согласно описаний 1899 и 1909 гг. различался с пехотным незначительно: если в пехоте вторая, короткая подошва (попуподошва или стелька) подшивалась поверх длинной, то в кавалерии - под ней, между подошвой и передом; кроме того, на заднике прикреплялся нашпорник - кусочек подошвенной кожи, выступающий на 5-6 мм. Высота голенища в 1909 г. равнялась 45 см Сапоги для гусарских полков шились по особому образцу.

    Начиная с 1907 г. войсковые части должны были прекратить пошив обмундирования и обуви своими силами и полностью перейти к получению готовых "мундирных вещей" от Интендантства. Сделано было лишь одно исключение - пошив сапог в кавалерии по-прежнему должен был осуществляться в полках, из товара, купленного на выданные для этой цели деньги Эта "лазейка" давала возможность улучшить качество пошива сапог по сравнению с пехотой, но она же могла способствовать появлению многих не узаконенных официальными документами особенностей (более высоких каблуков и голенищ, голенищ с козырьками и т.п.)

    Высота голенищ могла варьировать еще и по другой причине: при поступлении на службу солдат получал 2 пары сапог и в каждой - запасные стельки и переда (до 1906 г - только к одной паре); понятно, что переда и подошвы снашивались быстрее голенищ, а при замене их на новые высота голенища уменьшалась как бы "естественным путем".

    Ну и конечно нельзя сбрасывать со счетов законное желание солдата выглядеть как можно более щеголевато, особенно при "увольнении со двора". Изучение фотоматериалов позволяет утверждать, что пошив нижними чинами особых "выходных" сапог за свой счет был вовсе не редким явлением, причем официально утвержденного фасона при этом могли и не придерживаться.

    В военное же время наблюдалось явление, а некотором смысле обратное Многие современники утверждают, что сплошь и рядом солдат из двух полученных пар сапог одну по дороге на фронт продавал, в расчете что в случае надобности ему все равно выдадут новые. Известный генерал А.А.Брусилов писал: "... к 1917 г. ...чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах... Такую денежную операцию некоторые искусники умудрялись делать 2-3 раза". Это и было одной из причин нехватки обуви в Действующей армии Интендантские склады начинают требовать непременной сдачи сношенных сапог при получении новых. Уже в начале 1915 г узаконена выдача войскам чиненых сапог, сапог с брезентовыми голенищами и ботинок с обмотками (например, приказ Главнокомандующего Западным фронтом №1158 от 1915 г. со ссылкой на Высочайшее соизволение от 13 января).

    Что касается фасона сапог, то главным интендантом дважды, 28 сентября 1914 г. и 24 июля 1915 г. утверждались изменения в описании шитья сапог образца 1908 г., не менявшие, впрочем, главных их особенностей, а сводившиеся к упрощению шитья, снижению требований к качеству товара и уменьшению числа размеров Этим мыслилось облегчить задачу многочисленных мелких кустарных и частных мастерских и цехов, привлеченных в военное время к срочному обеспечению обувью все разраставшейся армии. Несмотря на это, уже летом 1916 г. в приказах армиям Западного фронта указывалось: начальник штаба Верховного главнокомандующего пришел к заключению, что сапоги изготовленные кустарями и так называемыми общественными организациями вообще не соответствуют установленным интендантством условиям, пошиты попросту, как Обыкновенный рыночный товар и из среднего, а то и низкого качества кожи (приказ №3683 от 7 июня), В связи с этим подобные сапоги предписывалось выдавать для носки летом и осенью, дабы сапоги лучшего качества оберечь на зиму. Войсковым частям вообще запрещено было браковать и возвращать сапоги и ботинки, и указывалось, что с изданием приказа по Военному ведомству №553 от 1914 г. (отменявшего сроки носки вещей и вводившего принцип снабжения "по потребности) браковка потеряла свой смысл. Следовало брать, что дают, носить, сколько получится, а затем, по освидетельствовании негодным вещей командиром дивизии, получать взамен новые. При этом напоминалось, что ввиду возрастающей нехватки кожевенного сырья " ..необходимо мириться с вещами среднего качества .."

    Все большее распространение в войсках получают ботинки, в том числе, носимые с крагами. Особенно часто этот вид обуви использовался на завершающем этапе войны (а первую очередь среди офицеров), но появились Ботинки с крагами в армии раньше, еще в мирное время. При утверждении формы одежды для авиационных частей (приказ по Военному ведомству №4 от 3 января 1914 г.) эта обувь официально была введена для офицеров-летчиков, причем даже при парадной форме.

    Порядок им изготовления с приложением чертежей подробно изложен в приказе войскам: Юго-Западного фронта №1642 от 6 октября 1916 г

    Нехватка сапог вновь поставила на повестку дня вопрос об употреблении войсками вне строя и какой-либо легкой обуви "в подспорье сапогам", для вящего сбережения как их самих, так и солдатских ног. В мирное время этот вопрос поднимался неоднократно, но окончательно решен не был. Во время войны во многих частях стали использовать шкуры порционного скота дня изготовления примитивных кожаных лаптей, подобным тем. какие наши солдаты употребляли во время похода в Болгарию 1677-78 гг. в подражание местным крестьянам, под названием вопанка. Именно так они названы в приказании по 48-Й пехотной дивизии от 28 декабря 1914 г. Однако в другом описании с подробным чертежом, разосланным по войскам летом 1916 г., они называются и каламанами - легкой кавказской обувью, проектом интенданта 20-й пехотной дивизии подполковника Асатиани, одобренном Военным министром и начальником штаба верховного главнокомандующего. В других документах они названы "котами" туфлями и т.д. Кроме этого, войска плели на отдыхе обычные лапти из лыка, опорки, изготавливали деревянные башмаки и т. п. В тыловых частях и запасных батальонах изготавливали и носили сапоги и ботинки на деревянной подошве.

    Авторы: С. Прищепа, рисунки В. Павлова. Использованы материалы Я. Ривоша

    000.jpg 00.jpg 0.jpg
     
  2. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.738
    Спасибо:
    16.276
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    Вот, из музея есть ботинки

    DSC05371.JPG DSC05370.JPG

    Написано было что это ботинки нижних чинов пехоты из коричневой кожи, времен Николая II и на ПМВ..
    На редкость добротно скроены. В них наверное, хоть сейчас на танцы можно.
     
  3. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.583
    Спасибо:
    33.659
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Последнее редактирование: 28 окт 2014
  4. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.583
    Спасибо:
    33.659
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Ботинки с обмотками

    000.jpg 00.jpg 0.jpg



    Об описании сапог образца 1908 г.


    (Циркуляр Главного Штаба № 103, от 6 мая 1909 года).

    Главный Штаб, по приказанию Военного Министра, объявляет по военному ведомству описание сапог, для нижних чинов, образца 1908 года, в дополнение описания одношовных сапог с передами, пришитыми мыском, а также из цельнотянутых вытяжек (циркуляр Главного Штаба 1906 года за № 421) и в отмену описания двушовных сапог (циркуляр Главного Штаба 1899 года за № 178).

    Практика изготовления сапог образца 1906 года указала на необходимость: а)некоторого изменения типа самого сапога в сравнении с прежними образцами такового и б)усовершенствовании деревянных колодок.

    С этой целью были запрошены сведения от строевых частей войск, которые указали на недостатки сапог образца 1906 года; независимо сего, при Техническом Комитете Главного Интендантского Управления неоднократно состоялись совещания по вопросам об обуви, с участием специалистов и представителей от строевых частей войск, а также были рассмотрены различные типы обуви, выработанные гвардейскими частями.

    Результатом означенных работ является прилагаемое при сем описание сапог образца 1908 года, которое отличается от одношевных сапог образца 1906 года нижеследующим:

    • Сапоги образца 1908 года изготовляются с пришитыми передами, 10 номеров по длине и 3 номера (А,Б,В) по ширине ступни (вместо прежних 14 номеров по длине ноги и подразделений А и Б по ширине ее), так как опыт изготовления сапог 14 номеров указал на то, что первые 4 (самые меньшие) номера сапог почти не требуются, а поэтому означенные меньшие размеры в сапогах образца 1908 года исключены.

    • Деревянные, машинного изготовления, колодки изменены так, чтобы они возможно приближались к действительной форме ступни ноги человека, для чего: а) пятки и носки колодок несколько сужены; б) кроме сего, носки немного скошены по направлению от большого пальца к мизинцу.

    Благодаря этому изменению в форме колодок, сапоги приобретают более правильную и красивую форму.

    • Подошва пришита к переду и к стельке круговым дратвенным швом.

    • К сапогам прибиты двумя рядами деревянных шпилек прочные подметки.

    • Длина голенищ увеличена для гвардии до 11 вершков, для армии до 10 вершков.

    • Длина кожаной под голенища подшивки увеличена на 5 вершков (вместо 3 вершков), как для гвардии, так и для армии.

    Изготовление сапог образца 1908 года должно производиться по деревянным колодкам, вполне отвечающим: а) по форме – проверенным и утвержденным образцам, разосланным распоряжением Главного Интендантского Управления всем обмундировальным мастерским и контрагентам интендантства, и б) размерам - табели мер колодок, при сем прилагаемой.

    В виду того, что согласно описанию сапог, каблуки, задники, стельки, подошвы и подметки, для достижения однообразной работы, обязательно должны вырезаться особыми металлическими резаками, вменяется в обязанность обмундировальных и сапожных мастерски, изготовляющих обувь для нужд армии, производить выкрой означенных выше частей обуви исключительно машинным способом, т.е. резаками, изготовленными вполне правильно, согласно выработанных Техническим Комитетом Главного Интендантского Управления в натуральную величину чертежей. Означенные чертежи своевременно разосланы, но, если в таковым оказалась надобность – за высылкой надлежит обращаться в Главное Интендантское Управление.

    Если бы, по местным условиям, обмундировальные мастерские или контрагенты интендантства встретили затруднение в получении правильно изготовленных сапожных колодок для сапог образца 1908 года и измерительных досок, то им следует иметь в виду, что означенные предметы изготавливаются на Балтийской фабрике колодок и деревянных изделий в г.Риге (2-я Вагонная дамба, № 21).

    Что же касается изготовления кавалерийских сапог, то соответствующие указания даны в прилагаемом при сем «кратком описании шитья кавалерийских сапог».





    «Утверждено Военным Советом»

    21 марта 1909 года.

    Подписал: Начальник Канцелярии Военного Министерства

    Генерал-Лейтенант Забелин,

    Верно: Управляющий делами Технического Комитета, Генерал-Майор Пославский.



    ОПИСАНИЕ
    Шитья гвардейских и армейских сапог с одношовными голенищами с передами, пришитыми мыском.

    1. Сапоги изготовляются личные двух видов: гвардейские и армейские. Они шьются одинаковым способом на косую колодку на 30 мерок, означенных ниже в таблице мер. Гвардейские отличаются от армейских только размерами голенищ, как указано ниже. Шитье сапог должно быть «машинное», но при изготовлении их не в обмундировальных мастерских, а при посредстве земств, с привлечением к этой работе кустарей, допускается ручное шитье.

    2. Перед постройкой переда должны быть надлежащим образому вытянуты. Для производства этой операции товар в случае надобности в мере действительной потребности простругивается, отнюдь не допуская перестружки и утончения краев, подшиваемых к стельке. Затем товар смачивается водой и засаливается, т.е. обильно смазывается смесью говяжьего сала с ворванью, в равных частях. Смесь должна быть чистой, светлой, прозрачной и без осадка.

    Форма переда должна быть вытянута правильно, с надлежащим закруглением в сгибе, соответственно форме ноги в этом месте, без резких перегибов. Посадка переда должна производиться в надлежащей полноте до совершенной разгладки складок и морщин, но без излишнего растяжения кожи и с сохранением надлежащей плотности. Подкраивание передов производится после просушки.

    3. Перед пришивается к голенищу предварительно подкроенный машинным или ручным швом (мыском). Для сшива перед накладывается на голенище на 1/4 вершка. Сшивка переда с голенищем производится двойной строчкой, на расстоянии одна от другой около 1/8 вершка, затем пришитой к переду край голенища от нижней строчки срезается на нет и тщательно заглаживается для избежания его загиба при снимании сапога.

    4. Голенища имеют длину в готовом сапоге в гвардии 11 вершков, а в армии 10 вершков, считая его подошвы. Ширина голенища указана в табели.

    Голенище сшивается сзади строчкой с прокладкой прошвы с прочным закреплением вверху. Сшивку голенища следует производить аккуратно, с тщательной зачисткой краев, обращенных внутрь.

    Голенище вверху срезается прямо, после чего верхний край его загибается внутрь на 3/16 – 1/4 вершка. Подшивка плотно прикладывается к загибу голенища и прострачивается двойным швом; излишняя кожа подрезается кругом. Верхняя (правая) строчка должна идти у самого края голенища. Сверх того следует подрезывать излишнюю кожу в изгибе у верхнего края по долевому шву голенища, чтобы толщина кожи в этом месте была не более, чем в остальном загибе. Загиб и пришив должны делаться вполне ровно и гладко, с некоторым утонением сшиваемого края, если это требуется по толщине кожи.

    5. Верхняя часть голенища снабжена подшивкой, имеющей длину как в гвардии, так и в армии 5 вершков. На подшивку идет тонкая, не плотная кожа (юфтевая или конина), смазанная клейстером у пришива. Для предохранения сапог от порчи жучками, в мучной клейстер прибавляются: а)буры, полагая 5 золотников ее на 1 фунт муки и б)0,1 % медного купороса. Подшивка пришивается к верхнему краю голенища машинным швом, как указано в пункте 4. Нижняя часть подшивки пришивается одним швом.

    6. Задник делается двойной: из двух пластов плотной кожи. Средний пласт прилегающий к голенищу, выкраивается из плотного стойкого хорошего мяздренного мостовья. Внутренний пласт делается из тонкого мостовья. Оба эти пласта выкраиваются машинным способом резаками, отвечающими по наружной форме и размерам установленным чертежам.

    Средний пласт несколько ниже внутреннего, с утончением по краям, смазывается клейстером с обеих сторон и прикрывается внутренним пластом, который приметывается через край и пришивается в строчку к голенищу и к переду. Закаблучье сапога имеет две строчки, параллельные заднему шву голенища, проходящие через заднее голенище и оба пласта задника. Прострочки эти идут в равных расстояниях от шва голенища и в расстоянии 3/8 вершка одна от другой. В готовом сапоге задних должен иметь правильную посадку, то есть иметь прямое или несколько отклоненное назад положение соответственно отклону задника в колодке, и отнюдь не иметь наклона к носку сапога или бокового наклона. Задник должен быть вышиной: сзади (считая от подошвы до шва задника) 1 1/4 – 1 1/2 вершка, а спереди 1 – 1 1/8 вершка.

    7. Стельки выкраиваются соответственно установленных табелью №№ мерок из хорошего мостовья, которое должно быть плотное, умеренно вальцованное или выколоченное и не пухлое, в противном случае пришив подошвы к сапогу будет непрочен. Вес стельки (установленной выкройки) при 13 % влажности должен быть не менее для сапог: №№ 1 до 5 - 10 золотников, а для №№ 6 – 10 не менее 11 золотников. Стелька кладется лицом внутрь сапога и пригоняется ровно по колодке. По затяжке переда и подшивке его дратвою стелька смазывается с бахтармы смоляным варом. Для заполнения пустого места, между краями переда и задника кладутся 1-2 отрезка кожаного лоскута или бересты, которые должны заполнить пустоту ровно и аккуратно; сверх того, под взъемом (в еленке) кладутся еще несколько обрезков для образования в этом месте выпуклости посередине.

    Допускается при механическом производстве сапог затяжка передов на колодки машинным способом помощью мелких металлических шпилек, но при условии, чтобы эти шпильки заколачивались на металлические колодки или деревянные, но с металлической накладкой, чтобы концы шпилек сплющивались и образовывали бы на стельке шляпки, не могущие натирать ногу.

    8. Сапоги имеют двойную подошву, т.е. одну длинную подошву и подметку. Подошва и подметка делаются из подошвенного товара установленного качества и должны выкраиваться машинным способом резаками, отвечающими по своей форме и размером установленным образцам. Подошва у больших номеров (№№ 6 – 10) может быть составная по длине (под каблуком). Надставки, допускаемые по длине подошвы (под каблуком), должны иметь некоторый напуск, для чего края косо срезаются и находят один на другой на 1/4 – 3/8 вершка. Надставки должны быть не длиннее 3/4 вершка в №№ 6, 7 и 8, а в №№ 9 и 10 – не длиннее 1 вершка, причем край подошвы должен накрывать край надставки, а не обратно. Прикрепление подошвы к сапогу производится двойным способом – шпильковкой и пришивкой. Шпильковка должна быть машинная. Ручная шпильковка допускается при ручном шитье сапог. Она должна быть вполне правильная и ровная, с равным между шпильками расстоянием.

    Подошва сначала прибивается к переду и стельке одним рядом деревянных шпилек, имеющих длину от 1/2 до 9/16 дюйма, на расстоянии 5/16 вершка от края подошвы, за исключением в еленках, где идут два ряда шпилек, причем наружный ряд отстоит от края на 4/16 вершка. Расстояние между рядами 1/8 вершка. После этого концы шпилек внутри сапога счищаются, затем подошва окончательно прикрепляется дратвой, пропитанной смоляным варом, вокруг всей подошвы, пришивкой строчечным швом на расстоянии от 1/16 до 1/8 вершка от края. Для этой цели в подошве делается аккуратно и осторожно небольшой надрез (желобочек), чтобы дратва была защищена от трения о твердые предметы при носке сапога; означенный надрез (желобочек) должен иметь лишь такую ширину и длину, которые необходимы для помещения в нем шва. После шитья надрез заглаживается так, чтобы дратвы не было вовсе видно.

    Подметка должна быть срезана со стороны противоположной носку косо, как указано на чертеже, и иметь размеры согласно табели. Она прикрепляется к подошве двумя рядами шпилек, идущими вокруг всей подметки и имеющими длину 11/16 – 3/4 дюйма, чтобы они могли пройти сквозь обе подошвы. Ряды шпилек спереди и с боков подметки должны идти на расстоянии от края подошвы: первый (наружный ряд) на 3/16 вершка и второй (внутренний) ряд на 7/16 вершка так, чтобы подошвенный ряд шпилек приходился между ними посередине. Подбивка подметки у среза, к стороне взъема, делается двумя рядами длинных шпилек, расположенными один ряд от другого на 3/16 вершка, причем наружный ряд отстоит от края на 1/8 вершка. Если они не будут ближе к краю, то при перегибе подошвы, они могут разрезать подметку. У взъема подметка пришивается с обеих сторон не менее 3 стежками дратвы, пропитанной смоляным варом. Стежки эти помещаются в надрезах (желобках), делаемых в подметке между шпильками. Шпильки каждого ряда, как подметки, так и подошвы, должны быть одна от другой на 3/32 – 1/8 вершка (в каблуках 1/16 вершка), считая расстояние между центрами дырочек.

    При машинной шпильковке, концы шпилек, торчащие, после прибивки подметки, внутри сапога, срезаются автоматически самой машиной во время шпильковки; остающиеся после этого неровности сглаживаются гладильной машиной, которая одновременно разглаживает подошвенный шов внутри сапога и полирует наружную поверхность подметки.

    При ручной шпильковке следует иметь, во время шпильковки, деревянные колодки, снабженные металлической пластинкой, которая не допустит деревянные шпильки пройти внутрь сапога. При таком способе не потребуется счистки концов шпилек внутри сапога.

    9. Каблуки у сапог должны быть прямые, т.е. почти одинаковой ширины, как вверху, так и внизу, вышиной: у среза посередине от 1/4 до 3/8 вершка, а сзади в косом направлении (с подошвой) от 3/8 вершка до 1/2 вершка. Каблуки делаются из подошвенного лоскута, не более как из трех цельных пластов, не считая кранца и набойки. Пласты каблука обязательно выкраиваются машинным способом резаками и крепко сжимаются под прессом. Кранец должен быть из плотного и толстого мостовья или из подошвенной кожи, а набойка – из лучшей подошвенной кожи.

    Вес набойки, при 13-процентной влажности, полагается не менее 7-9 золотников, соответственно №№ мерок. Каблуки прикрепляются к сапогам, при ручной работе, толстыми деревянными шпильками, а при машинном производстве железными шпильками. Набойка прибивается к каблукам железными машинными шпильками двумя рядами: одним полным рядом по всей закругленной части каблука, а другим не полным, несколько недоходящим до прямой его линии, край которой прибивается шестью шпильками. Кроме того, вбиваются 3 шпильки, несколько отступя от последних, и 2 по углам. Всего железных шпилек полагается на один каблук от 50 до 65. Каблук должен быть гладко обрезан и отполирован механическим или ручным путем.

    При сапогах полагаются ушки, из льняной кипорной тесьмы шириной 3/4 вершка. Тесьма для ушков изготавливается из двупрядной льняной нитки. Она должна иметь: а)по основе 125 нитей, по утку в одном дюйме – 24, б) вес погонного аршина 4 золотника и в) разрыв не менее 300 фунтов. Ушки пришиваются внутри голенищ по бокам с обеих сторон, на расстоянии около 3/4 вершка от верхнего края, двумя строчечными машинными продольными швами длиною 1 1/4 – 1 1/2 вершка, на расстоянии 5/8 вершка один от другого, и одним поперечным, идущим между верхними концами продольных швов. Ушки в отделке должны выходить за верхний край сапога на 3/4 вершка.

    При шитье сапог необходимо соблюдать, кроме всего вышеизложенного, следующие указания:

    1) Шитье сапог должно быть производимо ровно и аккуратно, употребляя для сшивки голенищ и пришивки передов тройную льняную нитку, а для остальных частей сапога дратву. Нитка и дратва должны быть хорошо пропитаны смесью из смоляного вара и сала, для чего при швейных машинах должны быть подогревательные лодочки, чтобы состав не застывал и нитка (дратва), им пропитанная, легко проходила через иглу и кожу. Число стежков на протяжении одного вершка должно быть: а)при дратве от 7 до10, б)при тройной нитке от 14-16.

    2) При сшивке переда с голенищем следует обращать особое внимание на возможно тщательное исполнение этой работы, чтобы этот шов не мог беспокоить ноги при носке сапога. Загиб голенищ под каблуком делается длиною около 1/2 вершка, а по верхнему краю от 1/4 до 3/16 вершка.

    Раскрой подошвы посредством резаков следует производить тщательно, не допуская в раскрой порочных мест.

    3) Переда до вытяжки (после простружки) следует умеренно намачивать в воде и обильно смазывать салом с ворванью. Ворвань для смазки передов должна быть чистая, светлая и прозрачная, без осадка. После просушки, вытянутые переда следует подкраивать для придания им вполне правильной формы.

    4) Голенища должны быть выкраиваемы и подкраиваемы так, чтобы в готовом сшитом виде они имели надлежащую форму и размеры согласно табели.

    5) При затяжке на колодку передов, с пришитыми к ним голенищами, следует наблюдать, чтобы кожа облегала плотно колодку и чтобы подшитые к стельке переда и закаблучья составляли возможно ровную поверхность; в противном случае пришив подошвы не будет прочен.

    6) На прокладку, между подошвой и стелькой, могут быть употребляемы безразлично кожаный лоскут или старая кожа. На эту же прокладку может быть употребляема береста, но отнюдь не лубок.

    7) Сшитые готовые сапоги должны быть вполне высушены на колодках (чтобы впоследствии они не теряли своей формы).

    После вынутия колодок из сапог, выступающие концы шпилек внутри сапог должны быть обязательно сбиты и вычищены гладко по всей окружности стельки, за чем следует строго следить при освидетельствовании сапог до их приема.

    8) Сапоги должны быть изготовляемы по табели.

    9) Деревянные колодки для шитья сапог должны быть машинного изделия, из сухого березового дерева, содержащего не более 11 % влажности. Они должны в точности отвечать по наружной форме – утвержденным образцам, а по размерам – табели, без всяких отступлений в меньшую сторону, в большую же сторону отступления не должны превышать 0,1 сантиметра. При изготовлении колодок следует обращать особое внимание на сухость дерева, так как колодки из недостаточно сухого дерева, после некоторого времени, усыхают и несколько меняют свои размеры, вследствие чего сшитые по ним сапоги могут быть маломерны.

    10) Сапоги должны изготавливаться только на колодках, предварительно проверенных приемными комиссиями при Интендантских вещевых складах, причем на колодки, отвечающие образцам и описанию, налагаются приемные клейма. В обмундировальных мастерских все употребляемые колодки должны быть предварительно заклеймены приемными комиссиями.

    11) Указанные в табели размеры длины ступни в готовом сапоге должны служить руководством к определению правильности размеров сапога, лишь при невозможности проверки их правильно изготовленными колодками.

    12) Употребляемые на изготовления сапог выкроенные резаками подошвы, стельки, задники и каблучные набойки должны быть, до их употребления в обмундировальных мастерских, тщательно пересмотрены и, по одобрении, заклеймены приемными комиссиями и лишь с такими клеймами употребляемы в дело. Руководством при определении качества обозначенных предметов должны служить их образцы и настоящее описание.

    13) Качество шитья сапог и всех употребляемых для сего материалов: ниток, дратвы, шпилек, тесьмы для ушков и проч. Должно быть поверяемо в мастерских во время самой работы, приемными комиссиями, наблюдающими также за правильным исполнением выколачивания, вальцовки и выкроя подошв, стелек и проч.

    14) Сапоги, заказываемые земствам и изготовляемые кустарями-ремесленниками, могут быть ручного шитья, но заготовка для этих сапог материалов делается таким же образом, как при «машинном» шитье сапог, т.е. выкрой закаблучьев, стелек, подошв и проч. Должен обязательно делаться резаками механическим путем. Разница «ручного» шитья сапог от «машинного» состоит лишь в том, что шпильковку и шитье допускается производить ручным способом, а не машиной, с соблюдением указанных в описании условий. Во всем остальном, а равно и в отношении качества шпильковки, сапоги ручного шитья должны отвечать всем вышеозначенным условиям.

    00 (Small).jpg 0 (Small).jpg
     
    Jager, МишкO, Wolf09 и 8 другим нравится это.
  5. WildWind
    Offline

    WildWind Вечный Индеец

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    2.045
    Спасибо:
    4.402
    Отзывы:
    129
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Прерии
    Интересы:
    нумизматика
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.908
    Спасибо:
    46.217
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЛДАТ РУССКОЙ АРМИИ САПОГАМИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

    В области удовлетворения потребностей русской армии в сапогах, мы опять видим все те же старые проблемы, о которых говорили ранее: опять неучтенные размеры потребностей, превзошедшие предполагаемые, опять тыл «не поспевал за фронтом», опять из рук вон плохо организованное производство и снабжение.

    Головин отмечает: «Такого острого кризиса, как в снабжении обувью, в прочих видах снабжения не приходилось переживать. Но общая картина остается та же. В кампанию 1914 г. и в первую половину 1915 г. происходили растрата всех запасов и бессистемные попытки восстановления их. Военное министерство никак не может уяснить себе размеры потребностей, а также, что и как можно получить из страны. Для Сухомлинова (военный министр Российской империи – прим.) и его сотрудников все возникает «неожиданно для всех». Поэтому говорить о каком-либо предвидении не приходится».

    Вот что, как раз, пишет в этой связи один из таких сотрудников – генерал Лукомский:

    «С самого начала войны главный интендант предвидел, что требования армии превзойдут все нормы, определенные в мирное время, и принял меры для заготовки крупных запасов интендантского довольствия, дабы иметь возможность удовлетворить требования, которые могут поступить с фронта. Но и он ошибся в размере этих требований, и Интендантству также пришлось обратиться с заказами за границу на различные предметы снабжения. В том числе пришлось уже в 1915 г. сделать очень крупные заказы на обувь - преимущественно в Англии и в Америке. Эти заказы обошлись казне очень дорого; были случаи крайне недобросовестного их выполнения, и они заняли очень значительный процент тоннажа судов, столь драгоценного для подвоза боевых припасов.

    Невозможность удовлетворить потребности армии средствами отечественной промышленности определилась как-то неожиданно для всех, не исключая и интендантского ведомства. Оказался недостаток кож, недостаток дубильных веществ для их выделки, недостаток мастерских, недостаток рабочих рук (сапожников). Но все это произошло от отсутствия правильной организации.

    На рынке кож не хватало, а на фронте сгнивали сотни тысяч кож, снимавшихся со скота, употреблявшегося в пищу для армии.

    В некоторых уездах местные уездные полицейские чины, получив распоряжение губернаторов о привлечении к работе в земских и интендантских мастерских сапожников из районов, не занятых работой на армию, решили вопрос просто — приказали всех сапожников, находившихся в селениях и других населенных пунктах уездов, собрать и, как арестованных, под конвоем чинов полиции доставить в уездные города».

    Генерал Головин резюмирует: «вышеприведенная выдержка рисует картину полной несостоятельности Военного министерства в деле снабжения. Оно «предвидит», но не учитывает размеров; оно делает заказы обуви за границей, занимает «драгоценный тоннаж» и не развивает производства в стране вследствие «отсутствия правильной организации» и т.д.

    Особенно характерна фраза:

    «Невозможность удовлетворить потребности армии средствами отечественной промышленности определилась как-то сразу...»

    Но к этой несостоятельности военного министерства присоединилась еще общая неподготовленность государства к ведению современной большой войны, требующей участия в борьбе не только армии, но и всех сил народа. И как это ни покажется странным с первого взгляда, даже в вопрос о снабжении армии сапогами примешивалась политика».

    И Головин здесь абсолютно не преувеличивает! Проблема обеспечения русской армии сапогами решалась не в кабинетах чиновников военного ведомства, в чьи непосредственные обязанности входило решение этого вопроса, а на самом верху властного олимпа царской России.

    Подумайте только! В конце 1914 года главнокомандующий русской армии Великий князь Николай Николаевич во время приезда в Ставку председателя Государственной думы Родзянко говорит ему о том, что «его вынуждает к временной остановке военных действий отсутствие снарядов, а также недостаток сапог в армии», и просит того:

    «Вот вы имеете влияние. Вам доверяют. Устройте мне как можно скорее поставку сапог для армии».

    Получается, что главнокомандующий русской армии, член императорской семьи, не может добиться для армии сапог! Его влияния недостаточно! Это же нонсенс!

    Идем далее в этой истории. Родзянко пообещал Великому князю помочь - привлечь к работе по обеспечению армии сапогами общественные организации и земства. «Проблема была в том, что в одних губерниях были кожи, а в других дратва, подметки, гвозди, а еще в какой-нибудь — дешевые рабочие руки, кустари-сапожники. Лучше всего было бы созвать съезд председателей губернских земских управ и с их помощью наладить дело».

    Родзянко сделал все от него зависящее, чтобы такой съезд состоялся. Он обсудил этот вопрос в Думе, запросил циркулярно председателей управ и городских голов о их возможностях в плане пошива сапог. «Многие тотчас же откликнулись. Прислали нужные сведения, а некоторые, не дожидаясь приглашения, сами приехали в Петроград. Затем стали поступать ответы из земств, что заказы уже даны кустарям и мастерским, скупаются кожи и что работа идет вовсю. Одно из земств, ввиду недостатка дубильных веществ, послало своего человека в Аргентину. Даже некоторые из губернаторов и те откликнулись и писали, что вполне сочувствуют привлечению земств к военным поставкам».

    Но, такое нужное начинание, как съезд председателей губернских земских управ, так и не состоялся! Дело в том, что вмешался министр внутренних дел Маклаков, углядевший в провидении такого съезда антиправительственную «политику» и «от имени» Совета министров (а по сути обманом), поставил на этом деле большой и жирный крест. Так хорошее и нужное начинание было успешно похоронено.

    Это привело к тому, что в 1915 году в армии начал ощущаться «сапожный» кризис.

    «Все мерзавцы кругом! - возмущался царь в начале все того же 1915 года,- сапог нет, ружей нет - наступать надо, а наступать нельзя» (Яковлев «Последняя война старой России»). Согласитесь, такое признание русского монарха, это своего рода, роспись в собственной беспомощности и беспомощности всего государственного аппарата царской России, а учитывая ранее приведенную (в части «ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУССКОЙ АРМИИ ВИНТОВКАМИ») цитату Головина, относящуюся именно к 1915 году о том, что «Только часть бойцов, находящихся на фронте, была вооружена, а остальные ждали смерти своего товарища, чтобы, в свою очередь, взять в руки винтовку», понимаешь, что царь, говоря о ружьях и сапогах, не преувеличивал.

    Головин приводит личные воспоминания по поводу «сапожного» кризиса.

    «Из личного опыта могу засвидетельствовать о той трагедии, которую испытала пехота VII армии в декабре 1915 г. Эта армия, начальником Штаба которой я был назначен в октябре 1915 г., предназначалась для десантной операции против Болгарии с целью помочь Сербии. Ввиду крайне подозрительного поведения в этом отношении Румынии эта десантная операция не могла состояться, и VII армия была перевезена в конце ноября в Галицию, в состав Юго-Западного фронта.

    Высадившись с железной дороги, части этой армии должны были пройти 4–5 переходов, чтобы занять назначенные на фронте места. Это походное движение совпало с осенней распутицей, и пехота потеряла свои сапоги. Тут начались наши страдания. Несмотря на самые отчаянные просьбы о высылке сапог, мы получали их столь ничтожными порциями, что пехота армии ходила босая. Такое катастрофическое положение длилось почти два месяца».

    Что тут можно сказать?

    Во-первых, малое поступление сапог в войска – это, безусловно, проблема тыла. О причинах этого я писал выше.

    Во-вторых, сапоги, которые не выдерживают 4-5 переходов в условиях осенней распутицы, качественными я бы не назвал. Подрядчики, поставлявшие сапоги для армии, часто воровали, как и многие, кто, так или иначе, был причастен к вопросам снабжения армии. Некачественная кожа, плохая подошва и каблук давали возможность ловким дельцам экономить на материалах для сапог и наживаться на таких поставках. Подобное не было какой-то редкостью в те времена.

    В-третьих, причиной такого положения вещей было небрежное отношение к военному имуществу среди солдат. Но тут следует обязательно привести уточнение генерала Головина о том, что «небрежность и мотовство происходили преимущественно в маршевых командах и тыловых частях; по мере приближения к боевой линии порядок и бережливость возрастали; таким образом, ввиду того, что вещевое снабжение растрачивалось, главным образом, в тылу, войска, дравшиеся на фронте, часто страдали от недостатка в нем».

    Более-менее нормальное положение с обеспечением русской армии сапогами наступило лишь в 1916 году. В этой связи, генерал Головин отметил:

    «С началом 1916 г, положение улучшилось, и потребности армий в обуви стали удовлетворяться; за весь 1916 г. в армии и на их тыловые склады было выслано до 29 миллионов пар обуви, большая часть которой была изготовлена в России».

    При этом, к сожалению, генерал вынужден был констатировать, что «…все-таки настоящей организации, которая позволила бы получить максимум снабжения при наименьшем напряжении страны, не было нигде. Начавшийся же с революцией развал тыла отражался во всех отраслях снабжения армии».

    http://skaramanga-1972.livejournal.com/tag/Первая мировая война
     
    Куликов и ohranik нравится это.
  7. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.908
    Спасибо:
    46.217
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    0_ce243_849c3b15_XXXL.jpg 0_ce243_849c3b15_XXXL.jpg

    Что такое обмотки и почему русской армии пришлось переобуваться на дорогах Великой войны

    «Сапог русского солдата» — за века отечественной истории это выражение стало почти идиомой. В разные времена эти сапоги топтали улицы Парижа, Берлина, Пекина и многих других столиц. Но для Первой мировой войны слова про «солдатский сапог» стали явным преувеличением — в 1915–1917 годах большинство солдат Русской императорской армии сапог уже не носили.

    Даже далекие от военной истории люди по старым фотографиям и кадрам кинохроники — причем не только Первой мировой, но и Великой отечественной войны — помнят диковинные для XXI века «бинты» на ногах солдат. Более продвинутые помнят, что такие бинты именуются обмотками. Но мало кто знает, как и почему появился этот странный и давно исчезнувший предмет армейской обуви. И почти никто не знает, как их носили и зачем они были нужны.

    Сапог образца 1908 года

    На мировую войну армия Российской империи пошагала в так называемых «сапогах для нижних чинов образца 1908 года». Его стандарт был утвержден циркуляром Главного штаба № 103 от 6 мая 1909 года. Фактически этот документ утвердил тот тип и покрой солдатского сапога, который просуществовал весь XX век и поныне, уже второе столетие все еще состоит «на вооружении» российской армии.

    Только если в Великую отечественную, Афганскую или Чеченские войны этот сапог шился, в основном, из искусственной кожи-«кирзы», то в момент своего рождения он делался исключительно из яловой кожи или юфти. Накануне Первой мировой войны химическая наука и промышленность еще не создали синтетические материалы, из которых делается значительная часть нынешней одежды и обуви.

    Пришедший из далекой древности термин «яловый» в славянских языках обозначал не дававших или еще не давших приплод животных. Яловая кожа для солдатских сапог изготовлялась из шкур годовалых бычков или еще нерожавших коров. Такая кожа была оптимальной для долговечной и удобной обуви. Более старые или молодые животные не годились — нежная кожа телят была еще недостаточно прочна, а толстые шкуры старых коров и быков, наоборот, слишком жестки.

    Хорошо обработанная — тюленьим салом (ворванью) и березовым дегтем — разновидность яловой кожи именовалась юфтью. Любопытно, что это средневековое русское слово перешло во все основные европейские языки. Французское youfte, английское yuft, голландское jucht, немецкое juchten происходят именно от русского термина «юфть», заимствованного восточнославянскими племенами, в свою очередь, от древних булгар. В Европе «юфть» часто именовали просто русской кожей — еще со времен Новгородской республики именно русские земли были основным экспортером выделанной кожи.

    К началу XX века Российская империя, не смотря на все успехи промышленного развития, оставалась прежде всего сельскохозяйственной страной. По статистике 1913 года, на просторах империи паслось 52 миллиона голов крупного рогатого скота и ежегодно рождалось около 9 млн телят. Это позволяло полностью обеспечить кожаными сапогами всех солдат и офицеров русской армии, которых накануне Великой войны по штатам мирного времени насчитывалось 1 млн 423 тысяч человек.

    Кожаный сапог русского солдата образца 1908 года имел голенище высотой 10 вершков (около 45 сантиметров), считая от верхнего края каблука. Для гвардейских полков голенища были на 1 вершок (4,45 см) длиннее.

    Голенище сшивалось одним швом сзади. Это была новая для того времени конструкция — прежний солдатский сапог шился еще по образцу сапог русского средневековья и заметно отличался от современного. Например, голенища у такого сапога были более тонкими, сшивались двумя швами по бокам и по всему голенищу собирались в гармошку. Именно такие сапоги, напоминавшие обувь стрельцов еще допетровской эпохи, были популярны у зажиточных крестьян и мастеровых в России на рубеже XIX-XX веков.

    Солдатский сапог нового образца при соблюдении всех технологий был чуть более прочным, чем прежний. Неслучайно эта конструкция, сменив лишь материалы на более современные, сохранялась практически до наших дней.

    Циркуляр Главного штаба № 103 от 6 мая 1909 года строго регламентировал изготовление и все материалы солдатского сапога, вплоть до веса кожаных стелек — «при 13 % влажности» в зависимости от размеров они должны были весить от 5 до 11 золотников (от 21,33 до 46,93 гр.). Кожаная подошва солдатского сапога крепилась двумя рядами деревянных шпилек — их длину, расположение и способ крепления так же по пунктам регламентировал Циркуляр № 103.

    Boots_1_450.jpg
    Каблук был прямой, высотой 2 см, он крепился железными шпильками — от 50 до 65 штук — в зависимости от размера. Всего же устанавливалось 10 размеров солдатских сапог по длине ступни и три размера (А, Б, В) по ширине. Любопытно, что самый маленький размер солдатского сапога образца 1908 года соответствовал современному 42 размеру — сапоги носились не на тонкий носок, а на почти исчезнувшую из нашего быта портянку.

    В мирное время за год рядовому выдавалось пара сапог и три пары портянок. Поскольку в сапоге изнашивается прежде всего подметки и подошвы, то их на год полагалось два комплекта, а голенища менялись только раз в год.

    В теплое время года солдатские портянки были «холщевые» — из льняного или конопляного холста, а с сентября по февраль солдату выдавались «суконные» — из шерстяной или полушерстяной ткани.

    Полмиллиона на гуталин


    Оптом на закупку кожаного сырья и пошив одной пары солдатских сапог накануне 1914 года царская казна тратила 1 рубль 15 копеек. По уставу сапоги должны были быть черного цвета, кроме того, натуральная сапожная кожа при интенсивной эксплуатации требовала регулярной смазки. Поэтому на чернение и первичную смазку сапог казна выделяла 10 копеек. Итого по оптовой цене солдатские сапоги обходились Российской империи в сумму 1 рубль 25 копеек пара — примерно в два раза дешевле, чем стоила пара простых кожаных сапог в розницу на рынке.

    Офицерские сапоги были почти в 10 раз дороже солдатских, отличаясь и фасоном, и материалом. Шились они индивидуально, обычно из более дорогой и качественной козлиной «хромовой» (то есть особым образом выделанной) кожи. Такие хромовые сапоги, по сути, были развитием знаменитых в русском средневековье сафьяновых сапог. Накануне 1914 года простые офицерские хромовые сапоги стоили от 10 рублей за пару, парадные — около 20 рублей.

    Кожаные сапоги тогда обрабатывали ваксой или гуталином — смесью сажи, воска, растительных и животных масел и жиров. Например, каждому солдату и унтер-офицеру в год полагалось 20 копеек «на смазку и чернение сапог». Поэтому только на смазку сапог «нижних чинов» армии Российская империя ежегодно тратила почти 500 тыс. рублей.

    Любопытно, что, согласно Циркуляру Главного штаба № 51 от 1905 года, для смазки армейских сапог рекомендовалась вакса, производившаяся в России на фабриках немецкой фирмы Фридриха Баера — это химическая и фармацевтическая фирма и ныне хорошо известна под логотипом Bayer AG. Напомним, что до 1914 года почти все химические заводы и фабрики в Российской империи принадлежали немецкому капиталу.

    Всего же накануне войны на солдатские сапоги царская казна тратила ежегодно порядка 3 млн рублей. Для сравнения, бюджет всего Министерства иностранных дел был лишь в 4 раза больше.

    http://rusplt.ru/ww1/history/voyna-bez-sapog-15175.html
     
    Последнее редактирование: 8 янв 2016
    zhulkov нравится это.
  8. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.908
    Спасибо:
    46.217
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    плен.jpg
    Солдат из Русского экспедиционного корпуса во Франции с союзными солдатами.
    плен 2.jpg
    обувь.jpg
    обувь 111.jpg обувь 222.jpg
    обувь.jpg
    Безымянный.jpg Безымянный.jpg

    ops52b3063088a3c_1024.jpg ops52b3063088a3c_1024.jpg
    267-й пехотный Духовщинский полк. В окопе в минуту отдыха. 1916 год.

    mx852b3063777d75_1024.jpg
    267-й пехотный Духовщинский полк. 1916 год.

    ofk52b306369f7d0_1024.jpg
    267-й пехотный Духовщинский полк. Поручик Сергей Аннин



     
    Последнее редактирование модератором: 5 апр 2017
    PaulZibert, zunder1, kotov и 2 другим нравится это.
  9. allesandra
    Online

    allesandra Команда форума

    Регистрация:
    26 окт 2014
    Сообщения:
    264
    Спасибо:
    1.137
    Отзывы:
    18
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СПБ
    Интересы:
    Реконстукция и коллекционирование
    Это американские ботинки поставлявшиеся по ленд-лизу во вторую мировую...
     
    Последнее редактирование: 5 апр 2017
    Дождевой Земляк нравится это.
  10. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.738
    Спасибо:
    16.276
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    allesandra, благодарю за уточнение! Но тот ленд-лиз на ПМВ хоть, или как?
     
  11. allesandra
    Online

    allesandra Команда форума

    Регистрация:
    26 окт 2014
    Сообщения:
    264
    Спасибо:
    1.137
    Отзывы:
    18
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СПБ
    Интересы:
    Реконстукция и коллекционирование
    Не было "ленд-лиза" в ПМВ, и ботинки в ПМВ были другие, Trench boots 1918 это не единственная модель, но даже ботинки с отрезными носами (1904 Russet Service Shoes) всеже отличаются
    trench-boots.jpg 1904russettshoes.jpg
     
    Последнее редактирование: 14 янв 2017
    zhulkov и Дождевой Земляк нравится это.
  12. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.738
    Спасибо:
    16.276
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    allesandra, ни чуть не сомневаюсь в ваших познаниях и правоте. Уверен, что за вами правда. Поражает лишь некомпетентность музейных собраний такого уровня. Причем это уже не первый предмет совершенно несоответствующий его описанию. А находились эти ботинки буквально в соседней витрине от мерлушковой шапки с шишачком, фотографию которой вы уже однажды публиковали здесь..
    DSC05381.JPG
    Ещё раз, огромное спасибо за правильное замечание. С Ув!
     
  13. allesandra
    Online

    allesandra Команда форума

    Регистрация:
    26 окт 2014
    Сообщения:
    264
    Спасибо:
    1.137
    Отзывы:
    18
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СПБ
    Интересы:
    Реконстукция и коллекционирование
    Я не претендую на истину в последней инстанции, возможно я и ошибаюсь с датой, но это точно не российские ботинки периода ПМВ.
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  14. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.738
    Спасибо:
    16.276
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    А и я про что. Вживую они выглядят просто бесподобно. Перфорация, швы и вообще.. ну не солдафонская это обувка, слишком уж вычурная.:dumi:
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)