Ордыновская пустынь сегодня. Возрождение

Тема в разделе "Тверская область", создана пользователем belzanka, 22 дек 2014.

  1. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Ордыновская пустынь (Ордынок) находилась в старину на территории Бельского уезда. После передела территорий - это Жарковский район Тверской области. Дважды бывала там. Место действительно намоленное, с особой аурой. Территорию выкупил состоятельный москвич. На собственные деньги восстанавливает бывшую пустынь. Храм действующий. Отец Александр живет в поселке Жарковском. Из Смоленска можно доехать следующим образом. После п. Озерный Духовщинского района свернуть на д. Гороватку. И далее... Не так и далеко. Чуть более 100 км. Есть гостиница на территории бывш. монастыря. Вполне комфортабельная. Живописные места!

    CIMG7821 - копия.JPG CIMG7822 - копия.JPG CIMG7823 - копия.JPG CIMG7832 - копия.JPG CIMG7837 - копия.JPG CIMG7840 - копия.JPG CIMG7842 - копия.JPG CIMG7847 - копия.JPG CIMG7848 - копия.JPG CIMG7850 - копия.JPG CIMG7851 - копия.JPG CIMG7852 - копия.JPG CIMG7856 - копия.JPG CIMG7859 - копия.JPG CIMG7865 - копия.JPG CIMG7862 - копия.JPG CIMG7866 - копия.JPG CIMG7863 - копия.JPG CIMG7808 - копия.JPG CIMG7826 - копия.JPG CIMG7813 - копия.JPG CIMG7825 - копия.JPG CIMG7831 - копия.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 22 дек 2014
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    belzanka, возможно путаю, но задётся что монастырь был на территории Поречского, а не Бельского уезда.

    [​IMG]

    http://hram-tver.ru/ordinskporeshskpustm.html

    Ордынская Поречская заштатная (с 1764 года) общежительная мужская пустынь (почтовое отделение при пустыни) на левом берегу реки Межи, при впадении реки Ордынки, в 4 верстах от ближайшей деревни Закеевой, в 100 верстах от уездного города Поречья Смоленской губернии.
    Время основания с точностью неизвестно; по одним преданиям, она основана в половине XV века укрывшимися сюда от нападения ордынцев иноками; затем была разорена разбойниками; возобновлена была около 1700 года.
    Храмов три: 1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году); 2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии; 3)каменный во имя Николая Чудотворца. В монастыре храниться местночтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершаются крестные ходы в приписной Предтеченский скит, а 23 июня бывает крестный ход вокруг монастыря. В правом приделе Софийского собора, в каменном склепе, покрытом чугунною плитою, покоится тело архиепископа смоленского Тимофея († в 1862 году).
    Пустынь владеет 696 десятинами земли и рыбными ловлями на озерах Щучьем и Сошенском.
    Игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 2, монахов 3, послушников 76.

    При пустыне:

    Предтеченский Ордынский мужской скит, основанный игуменом Палладием в 1857 году, в 1 версте от пустыни. Храм каменный двухэтажный: внизу во имя св. Иоанна Предтечи, а вверху во имя св. Тихона Задонского. Церковно-приходская школа с ремесленным отделением (с 1892 года).

    В 12 верстах от пустыни, на земле, пожертвованной купеческою вдовой Ираидою Маковою, во владении пустыни находится, построенный Маковой, каменный храм во имя Святой Троицы.

    Ркп. свед. (1901г.); игумен Паисий, летопись Поречской Ордынской пустыни, изд. 3, СПБ. 1880, стр. 1 - 8; свящ. Александр Гальковский, Краткия сведения об Ордынской пустыни Поречского уезда, Смоленской губернии (из № 14 Смол. Еп. Вед. за 1897 г.), стр 1 - 17; Зверинский, т. II, № 1028, стр. 225; Любинецкий, стр. 28; Ведомость, стр. 98 - 99.


    (По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908.)


    Ордынская-Богородицкая или Орденская и Ардынская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Смоленской губ., Поречского у., в 78 вер. от Поречья и в 4 вер. от самой ближайшей дер. Закеевой, расположена среди вечно зеленеющих лесов и болот, на левой стороне р. Межи, при впадании в нее рч. Ордынки. Начало её неизвестно; пo одним преданиям, она основана в XV ст. иноками, укрывшимися от нашествия Ордынцев в 1451 г; по другим же — начало положил ей в XVII ст. известный дипломат царя Алексея Михаиловича Афан. Лавр. Ордын-Нащокин, принявший иночество в Новгороде под именем Антония и построивший здесь церковь, в которую поставил и до сего времени находящуюся здесь чудотв. икону Владимирской Бож. Матери. Следы старых построек не изгладились и по сие время. Достоверно же известно, что пустынь уже существовала в начале XVIII ст., когда она находилась в краинем упадке, так что некому было совершать богослужение, почему протоиерей села Устья и двор. Никифор Поплонский, церковный ктитор, взяли в свою церковь чудотв, икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом, Поплонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахатные и сенокосные угодья на 3 кв. вер. по рч. Ордынке. В цветущее состояние пустынь приведена в 1844-1866 г. трудами игум. Палладия, погребенного здесь рядом с благотворительницей м-ря вдовою шт.-кап. Глазовой. В пустыни с 1859 г. находился на покое архиеп, Смоленский Тимофей, скончавшийся в 1862 г. и погребенный в каменном склепе в приделе Казан. Бож. Матери Софийского собора. В 2 вер. от м-ря находится Предтечевский скит.

    Ордынская пустынь Смолен. епархии. Спб., 1873 г.; Ист. Росс. Иер., III, 259; V, 601; Ратшин, 594; Опис. монаст., 1817 г., 19; Воен. стат. обозр. Смол. губ., 127; Цебриков, Смолен. губ., 404; Памятн. кн. Смол. губ., 1862 г., Отд. II, 35; Извл. из oтд. Об.-Прок., 1853 г., 18 (разреш. постр. церковь); Смол. губ. в., 1853 г., № 20 (Н. Е., Ордын. пуст.); Ист. стат. опис. Смол. епар., 352 (опис. м-ря), 373 (слово преосвящ. Тимофея), 376 (слово преосв. Антония); Строев, Спис. иер. и настоят., 604 (основ. 1720 г.; строит. Александр, 1737 г.); Чтения в И. Общ,. ист., 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 301 душ. крест.).


    (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892.)


    За всё время своего существования Ордынская Поречская пустынь переживала периоды как наивысшего расцвета, так и глубокого упадка...
    И то, и другое происходило под влиянием крупных исторических событий и было тесным образом связано с определённой деятельностью людей. В 1451 году два инока одного московского монастыря, страшась появления татар под Москвой и надеясь найти себе другое, более спокойное и надёжное пристанище, удалились из города, взяв с собой в благословение большую Владимирскую икону Божией Матери. Они ушли в леса за 600 вёрст от Москвы и поселились у речки Жидовки, впадающей в Межу.
    Сначала пустынники жили в шалашах и пещерах, потом, когда слух об их подвижнической жизни, трудах и усердной молитве привлёк в наши места других, ищущих уединения и безмолвия, они построили деревянную церковь, в которой и поставили святую икону. Чудодейственные её свойства стали привлекать тех, кто плавал на судах, барках, плотах по Меже. Желая получить покровительство и небесную помощь, купцы оставляли щедрые приношения, из которых и устроился монастырь. Впоследствии он был разграблен и сожжён разбойниками. После их поимки вся местность досталась господам Поплонским. При них монастырь был перенесён на другое, более удобное место. Речка Жидовка, вероятно, по причине страха перед ордынцами, была переименована в Ордынку, а от неё получила название и сама пустынь.
    Около 1720 года Никифор Поплонский, смоленский дворянин, выделил обители в вечное владение лесные дачи и достаточное количество пахотной и сенокосной земли, всего на три версты в длину и столько же в поперечнике по реке Ордынке. Принимая ревностное участие в устройстве Ордынской пустыни, он же был одним из главных жертвователей при постройке каменного храма и келий. Усердием его была воздвигнута соборная церковь. Нижний этаж её освящён в 1725 году в честь Рождества Богородицы, а верхний — в 1731 году в честь Сошествия Св. Духа. Впоследствии к этой церкви была пристроена небольшая каменная церковь Владимирской иконы Божией Матери.
    Подробных описаний как и чем жила Ордынская пустынь с 1739 по 1844 год, в источниках не сохранилось. Известно одно: к середине 19-го века она оказалась в плачевном состоянии. Настоятели в ней сменялись один за другим. Пустынь стала ссыльным местом для подначальных лиц духовного звания за проступки по должности. Внешний вид монастыря был самый жалкий: вместо ограды - какая-то изгородь, трёхпридельная церковь, близкая к разрушению снаружи и внутри, поражавшая своей бедностью, требовала капитальных исправлений. Кельи настоятелей и братии, хотя и каменные, скорее походили на развалины, чем на жильё. О прочих же постройках, в том числе ветхих лачугах для рабочих людей, и говорить нечего. Монастырские поля поросли лесом и кустарниками из-за нехватки рук для их обработки. Хозяйство было запущено и не приносило выгоды.
    Архиепископ Смоленский, преосвященный Тимофей, желал восстановить Ордынскую пустынь, но в то же время видел, что в его епархии нет человека, который мог бы это сделать. Тогда он пригласил из Белобережской пустыни Орловской епархии иеромонаха Палладия, известного своей энергией и добродетельной жизнью.
    Отец Палладий, в миру Пётр Коровьев, уроженец города Волоколамска, въехал в Ордынскую пустынь 12 июля 1844 года. При его управлении пустынь не просто пришла в порядок, а основательно обновилась и расширилась. Прежде всего, отец Палладий положил начало правильному общежитию, приучив иноков к труду и послушанию, приохотил их к внимательному и благоговейному отправлению церковного богослужения, взяв за образец богослужебный чин от Белобережской пустыни и святой горы Афонской, для чего сам лично посетил Афон и Иерусалим. Устроил училище, основал монастырскую библиотеку.
    В 1845 году, разобрав верхний храм Рождества Пресвятой Богородицы и оставив от него только северную и южную стены, начал сооружать каменный двухэтажный храм, вместительнее и великолепнее прежнего. В то же время на средства вдовы штабс-капитана Александры Артемьевны Глазовой он соорудил каменный пятиглавый храм во имя Софии Премудрости Божьей. Этот почти квадратный храм, просторный и светлый, с арками, колоннами и большим куполом внутри, имел очень большое сходство с Успенским Смоленским собором. Вместо прежней изгороди, окружавшей обитель, отец Палладий начал обносить её каменной оградой с башнями по углам и церковью Св. Николая, на избранном для кладбища месте заложил церковь во имя св. Иоанна Предтечи.
    В 1846 году о. Палладий устроил большой деревянный корпус на каменном фундаменте, где поместил настоятельские и братские кельи. Через два года выстроил для посетителей постоялый двор, ещё через год — трапезную.
    Когда число богомольцев умножилось, о. Палладий выстроил обширную гостиницу. Для склада товара во время трёхдневной ярмарки, в праздник Владимирской Божьей Матери 23 июня, он устроил в монастыре особый гостиный двор.
    Все эти многочисленные сооружения о. Палладий возводил, не имея средств. Окрестные жители жертвовали хлебом, холстом и другой продукцией сельского хозяйства, купцы дарили деньги и товары. По старанию иеромонахов Аполлония и Паисия, которые впоследствии стали преемниками отца Палладия, обитель приобрела многих благотворителей в столице и других городах. Благодаря им, усилиями неутомимого о. Палладия и его последователей Ордынская пустынь выжила и процветала до 1917 года.
    Октябрьская революция в один миг разрушила привычный ход жизни. Не сразу, но всё же перемены пришли в наши края. Становление и укрепление советской власти проходило тяжело и болезненно. Под защиту монастырских стен потянулись сначала потерявшие свои имения помещики, потом белогвардейцы. Неудивительно, что это «гнездо» было ликвидировано, и в начале 30-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль и производство стало расширяться. Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые варварским образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки…
    Стулья, комоды, шкафы, выпускаемые Ордынским промкомбинатом, пользовались большим спросом. Мебель охотно покупали местные жители, но большая её часть уходила за пределы области. Перед началом войны в промкомбинате работало около 300 человек. Прибывающим туда людям надо было где-то селиться, и монастырские постройки, как нельзя кстати, подходили под общежитие.
    В 1941 году предприятие приступило к строительству нового цеха. Он должен был дать первую продукцию в январе следующего, но началась война.
    По воспоминаниям очевидцев, в конце августа 1941 года по старинному большаку через Ордынок отступали на восток колонны смертельно уставших, потрёпанных в боях красноармейцев. На машинах, повозках, носилках и плащ-палатках везли и несли раненых. В Ордынке развернулся полевой госпиталь. Путь же красноармейцев лежал на Жарковский — Пречистое — Духовщину. Там в спешном порядке выстраивалась новая линия фронта.
    Чтобы отрезать пути отхода наших частей на восток, моторизованные части немцев неожиданно нанесли по Ордынку удар. Завязался бой. Было принято решение отправить раненых на противоположную сторону Межи, где немцев ещё не было. С риском для жизни бойцов переправляли под огнём противника. Нашим частям удалось сдержать натиск врага. Однако в ходе боя Ордынок был сметён с лица земли артиллерийским огнём. Сохранились только часть жилого фонда за речкой и здание сельсовета, защищённое высокими стенами монастыря. От последнего остались только кирпичные коробки. Деревянные конструкции сгорели. Позднее и эти коробки были разобраны на кирпич. Он пошёл на кладку печей.
    20 мая 1945 года в целях наилучшего обеспечения трудящихся района предметами широкого потребления промышленный комбинат в п. Ордынок вновь возобновил свою работу. В эксплуатацию были введены по две точки швейного, сапожного, столярного, бондарного, кожевенного производств. Через месяц начали делать колёса, а ещё через месяц вступили в строй кузнечное, слесарное, рыболовецкое производства. В 1949 году было принято решение о строительстве лесопильного цеха.
    В январе 1955 года Ордынский промкомбинат объединился с промартелью имени Дзержинского. С развитием Жарковского деревообрабатывающего комбината производственная деятельность в Ордынке постепенно прекратилась. Резко сократилось и число проживающих в посёлке.
    О том, что Ордынская земля когда-то была святым местом, из которого распространялись лучи духовного просвещения, долгие годы напоминали только остатки кирпичных ворот полностью разрушенного монастыря. Благодаря возрождению Православной России в целом, участию в подвижническом деле семьи Ивановых, А.В. Носко, П.М.Белявского и всех других неравнодушных людей, на наших глазах в истории посёлка Ордынок начинается новая страница. И пусть она будет не менее содержательной, чем предыдущая.

    Наталья МЕДВЕДЕВА,
    заведующая архивным отделом
    администрации Жарковского района
     
  4. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Знаете, какое-то время территория принадлежала Бельскому уезду, а потом отошла к Поречью. Что-то в этом роде. Мы всегда так считали. Попробую завтра найти. У меня папка на работе. Три пустыни было у нас: Красногородищенская, Ордыновская и Пустоподлесская.
    Сообщения объединены, 22 дек 2014, время первого редактирования 22 дек 2014
    Монах Варлаам, 24 года, пострижен в Ордынской пустыни, что в Бельском уезде, 4 декабря 1727 года. Вот например доказательство того, что так и было.
     
  5. Offline

    AVIA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    1.163
    Спасибо SB:
    3.141
    Отзывы:
    165
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сафоново
    Интересно, что с Списках монастырей за 1817 г., 1825 г., 1829 г. описание следующее:

    Ардынская пустыня.jpg

    и везде расстояние от Смоленска указано - 50 верст.
    ..........
    (немного не в тему)
    belzanka, если у Вас есть информация по Богородице-Рождественскому женскому монастырю, просьба поделиться в какой-нибудь из тем.

    Бельский Богородице-Рождественский женский монастырь.jpg
    /Православные монастыри Российской Империи, Москва, 1908 г./
     
    Последние данные обновления репутации:
    belzanka: 1 пункт 22 дек 2014
  6. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Да, конечно, есть! Завтра постараюсь выложить! До сих пор цело одно из монастырских строений , там сейчас мастерские совхозные.
    Сообщения объединены, 22 дек 2014, время первого редактирования 22 дек 2014
    А еще Виктор Иванович Котов восстанавливает в с. Комары церковь. Вот такая красота!
    И еще хотела спросить! Никому не встречалась информация о Михайло-Архангельском монастыре под Белой? Монастырь точно был в 16-17 вв. Это я нашла в источниках. Но дальше того дело не двигается.

    IMG_8540 - копия.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 23 дек 2014
  7. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    ОРДЫНОК ПУСТЫНЬ (2).jpg
    Сообщения объединены, 26 дек 2014, время первого редактирования 26 дек 2014
    Сообщения объединены, 26 дек 2014
    Богородице-Рождественский женский монастырь.
    Бельский уезд Смоленской губернии
    У Богородице-Рождественского женского монастыря, который располагался вблизи деревни Комары примерно в 22-х километрах от уездного города Белый Смоленской губернии.
    Семейство местных помещиков Гаузен понесло тяжелую утрату – скончался глава семейства генерал-майор Гаузен, а следом и его единственный сын. Вдова и безутешная мать Татьяна Васильевна решила закончить свою жизнь в молитвах и для укрепления себя в духовной жизни стала посещать святые обители.
    В одну из таких поездок она оказалась в Смоленске и встретилась там с Преосвещенным Антонием, которому предложила свой капитал и имение Феодоровское для обустройства общежития и богодельни для женщин. При этом обратилась к владыке с просьбой – не поручать ей заведовать женской общиной, поскольку считала себя к этому неспособной.
    Однако окружающие знали Татьяну Васильевну как женщину честную, волевую и хозяйственную, поэтому настоятельно рекомендовали Антонию убедить вдову принять на себя новые заботы. После долгих уговоров Т.В. Гаузен взялась за нелегкий труд по управлению и заведованию общиной.
    В 1862 году в общину поступила странница, принесшая с собой бесценное сокровище – чудотворную икону Почаевской Божьей Матери. Спустя год после этого события, в 1863 году, было поручено разрешение на устройство на месте женской общины монастыря. После чего была заложена церковь во имя Антония и Феодосия.
    Сестры сами выделывали кирпич, расчищали от зарослей леса место для будущего строительства, прокладывали к нему дорогу по болотистому лесу. Возведение храма было завершено в 1865 году. Преосвященный Антоний его освятил. Одновременно с храмом было открыто женское училище, завершено строительство общежития для сестер.
    В 1868 году была заложена вторая церковь – кладбищенская. В 1881 году общину преобразовали в женский монастырь. Ежедневное богослужение в нем проводили священнослужители села Комары, которым монастырь производил определенную плату – по 80 рублей в год каждому.
    Игуменья Мария, в миру Татьяна Васильевна Гаузен, возглавлявшая обитель с момента ее основания, скончалась в 1890 году. На ее место была определена игуменья Амвросия. Монастырь в конце 19 века был довольно большой. В нем постоянно проживало 150 сестер. Помимо ежедневных молитв они были заняты иконописью, переплетение книг, пошивом обуви и другими ремеслами, чем и обеспечивали себе пропитание.
    В конце 19 века в монастырской школе обучались свыше 30 учеников. Надо отметить, что образованию детей в Комаровском приходе уделялось большое внимание. Помимо школы при женском монастыре, где обучались как девочки, так и мальчики, действовали земская и церковно-приходская школы. А дьякон Комаровской церкви Яков Григорьевич Фил(им)онов был даже награжден «За труды по народному образованию» серебряной медалью.
    В Комаровской церкви была своя реликвия – серебряно-позолоченный крест с двенадцатью частицами мощей святых угодников Божьих. По преданию, он ббыл отбит у неприятеля во время Отечественной войны 1812 года и пожертвован в этот храм прапорщиком Новицким.
    Богородице-Рождественский женский монастырь прекратил свое существование в начале двадцатого века. Во всяком случае, в деле №5 Комаровской Волостной Земельной комиссии «О предоставлении отчетности: Наряд ведомостей о движении спорных земельных дел за 1923 год» упоминается притч села Комары, которому принадлежали земли по левую сторону большой дороги, идущей из села Комары в село Ленино, между постройками священника Александра Пляшкевича и Якова Фил(им)онова.
    (Муратова Г.И. Бельские моастыри. – Бельская правда, 2002, 9 ноября.)
     
    Последние данные обновления репутации:
    AVIA: 1 пункт (Спасибо за отзывчивость и знания) 26 дек 2014
  8. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Сообщения объединены, 27 дек 2014
    Спасибо, AVIA! Всегда рада помочь, если это в моих силах!
     
    Wolf09 и Ludkin нравится это.
  9. Offline

    svg Новобранец

    Регистрация:
    27 дек 2014
    Сообщения:
    10
    Спасибо SB:
    9
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Интересы:
    Историческая информатика
  10. Offline

    prus_yar Вольноопределяющийся

    Регистрация:
    13 май 2012
    Сообщения:
    81
    Спасибо SB:
    280
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прусохово
    Имя:
    prus_yar
    Интересы:
    Тверская Смоленщина
    Возвращаясь к напечатанному: все же Ордынская пустынь Поречская далеко не случайно.
    Эта территории - равно и расположенное к северу правобережье реки Межи издавна относились сначала к Поречской (Порецкой) волости Смоленского уезда. А вот с началом реформы территориального устройства империи Смоленское воеводство сначало, в 1708 г. стало огромной Смоленской губернией, поскольку к ней присоединили тверские, калужские, тульские уезды, потом, в 1713 г., превратилось в провинцию Рижской губернии. В 1726 г. Смоленская провинция была реорганизована в губернию, но как раз в этот период, до новой реорганизации 1775 г., она состояла из всего лишь пяти уездов, и пустынь какое-то время, видимо, была отнесена к относительно близкому городу Белый. А в 1775 г., с образованием наместничества, огромные уезды, как сказали бы во времена СССР, разукрупнили, и Одынок вернулся в родной Поречский уезд. Где и оставался, собственно, до 1944 г.
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За краеведческие записки!) 5 янв 2015
    Последнее редактирование: 5 янв 2015
  11. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Да, истина где-то рядом!
     
  12. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.905
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Добавлю фоток,если можно в теме...
    Бывали на Меже в экспедици.

    IMGP2510.JPG IMGP2509.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    belzanka: 1 пункт (Очень красиво!) 8 янв 2015
  13. Offline

    Pavel -

    Регистрация:
    31 авг 2009
    Сообщения:
    570
    Спасибо SB:
    275
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Москва
    Интересы:
    История Поречского уезда
    belzanka, отдавайте нам Ордынскую пустынь :ns1: (шутка, на самом деле спасибо за интересную тему :new (10):)
    «На протяжении почти пяти столетий этот монастырь являлся центром иноческой жизни Поречского края, неся свет Христова учения окрестному населению». У иеромонаха Рафаила (Ивочкина) в его великолепном издании (Поречская земля: Православные храмы. - Смоленск, 2007 - 184 с., ил.) целая глава посвящена истории Ордынской Богородицкой Поречской пустыни.
    Мои пять копеек из истории пустыни в XVIII в.:
    «О бывших в епархии пустынях, за рассматриваемый период времени, нет ни каких сведений, кроме того, что Ардынская пустынь служила местом покаяния и исправления виновных. В ней, например, содержался Авраамиева монастыря Иеромонах Олимпий, в кандалах до смерти и в черных трудах, с сохранением впрочем иеромонашества. Такому строгому наказанию от епархиального начальства сей иеромонах подвергся за то, что отправленный, по резолюции Преосвященного, в пустынь для отрезвления от пьянства черными трудами, сбежал оттуда. И вот, на основании царских указов и регламентов, наказанный прежде в приказе безщадно плетьми, возвращен в ту же пустынь на безвыходное послушание».
    Протоирей Александр Лавровский. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год// СЕВ – 16 – 1884.
     
    Последние данные обновления репутации:
    belzanka: 1 пункт 18 мар 2015
  14. Offline

    prus_yar Вольноопределяющийся

    Регистрация:
    13 май 2012
    Сообщения:
    81
    Спасибо SB:
    280
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прусохово
    Имя:
    prus_yar
    Интересы:
    Тверская Смоленщина
    Еще раз к отдаленности Ордынской пустыни:

    "Одним из первых шагов к появлению епархиальной богадельни стало открытие больницы при Ордынской Поречской пустыни в 1881 г. Для этого обитель выделила здание и церковь. На средства монастыря призревалось 15 престарелых женщин духовного ведомства. Деятельность больницы настолько успешно развивалась, что в 1887 г. Святейший Синод, по представлению епископа Нестора счел необходимым обратить монастырский скит в епархиальную женскую богадельню...
    Состоя в ведении и под наблюдением епархиального начальства, богадельня управлялась Попечительным Комитетом, в состав которого вошли настоятель, благочинный и казначей Ордынской пустыни. Фактическое открытие богадельни состоялось в июне 1888 г.
    В 1897 г., в память коронования императора Николая II и его жены Александры Федоровны, епархиальная богадельня была перенесена в Смоленск. Устав богадельни определял штат призреваемых в ней лиц. Это были немощные и престарелые вдовы, а также сироты духовного звания. (Ивочкин Демьян Анатольевич (иеромонах Рафаил). Из опыта просветительской деятельности Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX – начале XX вв.)

    Вы тоже подумали, что в Ордынке почти десять лет существовала епархиальная богадельня?!
    Ан нет!

    "Bсем известно печальное положение многихъ вдов и сирот священнослужителей. Духовенство Смоленской епархии не раз обсуждало вoпpoc о том, как облегчить положение старушек, на закате дней своих пepeнocящих иногда нищету и беспомощность c истиннo-евангельскимъ тepпением? Boпрос этот решался различно, но чаще всего высказывалось желание устроить епархиальную бoгaдельню. В 1888 г. была и попытка устроить дом призрения вдов и сирот духовного звания при Ордынской пустыни Поречcкогo yезда; но это доброе дело не имело желаемого успеха. В 1890 г. о. настоятель пустыни донес Смоленской консиcтopии, что, „по дикости и пустынности меcтoпoлoжeния“, не находится достаточного числа лиц для поступления в богадельню, и она закрыта. (Смоленские епархиальные ведомости, 1896. С. 369-370)
     
    Последнее редактирование: 17 мар 2015
  15. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Спасибо!!!
     
  16. Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    2.349
    Спасибо SB:
    16.471
    Отзывы:
    564
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История
    Ещё фото к этой теме добавлю

    SAM_2316.JPG
    SAM_2317.JPG
    SAM_2319.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 11 май 2015
  17. Offline

    Dassler Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 июл 2014
    Сообщения:
    203
    Спасибо SB:
    736
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нелидово
    Интересы:
    Краеведение
    Случайно удалось пообщаться с бывшем жителем одной из соседней исчезнувшей деревни. Воздержусь от упоминании ее/его имени, так как кому то может что то из сказанного не понравиться.
    У этого жителя в памяти осталось очень много воспоминаний о тех местах, о той красоте, послевоенной, не идущей ни в какое сравнение с современной Ордынкой. Тогда ведь и природа и ландшафт были совсем другими. Ее/его родители еще успели побывать в нетронутых храмах Ордынки и Троицкого. Существовала легенда, что во времена царской России со Смоленска в Ордынку везли золотой крест, но на подъезде к пустыни он куда то исчез. До сих пор его ищут по руслам рек, а сама легенда прочно ходит по округе.
    Так же до сегодняшних дней ходят рассказы о том, как те люди, что принимали участие в снятии колоколов с храмов Ордынки, умерли в молодости не своей смертью.
    После закрытия храмов, службы(отпевания, освящения) проводили местные бабки, ходя по домам округи.
    В начале войны, в тех местах проходила колонна с ценным грузом - банковским золотом. Машина подверглась обстрелу и вышла из строя. Ящик золота был спрятан в одной из многочисленных воронок. Схрон неизвестными был поднят лишь в наше время в 90х, вероятно по наводке из архивов.
    На одном из храмов Ордынки во время войны сидел снайпер (немец?) его долго не могли сбить, но все же в итоге сбили. При этом весь комплекс пустыни не был уничтожен, как утверждалось в работе местных краеведов.
    После войны, согласно словам старожилов, один из храмов, предположительно самый большой, двухэтажный стоял аж до кон.50х-нач.60х годов. Школота ходила в разоренный храм и любовалась красотой росписи на стенах.
    Мутные вещи здесь творились и в наше время, когда было принято решение восстанавливать комплекс. Было высказано предположение, что работы начались только после организации раскопок захоронений священнослужителей и распродажи(растаскивания) драгоценностей с тел усопших. Даже фигурировала цифра с останками в 7 мешков(или даже 17, позабыл) неизвестно куда пропавшими. Вроде бы даже и сама новая церковь стоит на бывшем кладбище. Когда приехал священник освящать новый храм, он выразил свое недовольство тем, каким образом были произведены работы по строительству храма.
     
    Последнее редактирование: 20 июн 2016
  18. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Проезжали недавно. Места крайне интересные!

    Жемчужина Ордынки.

    [​IMG]

    Деревянный мостик в деревне.

    [​IMG]

    Много кирпича, вероятно со старых построек.

    [​IMG]

    Спасибо тем, кто соорудил данную лавку недалеко от барского дома. Чисто и аккуратно, перекусили.

    [​IMG]
     
  19. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Сообщения объединены, 17 окт 2016
    Узнала, что В.И. Котов из Москвы, уроженец д. Комары, устроитель нового храма в деревне, краевед, облагородил территорию кладбища бывшего Богородице-Рождественского монастыря в д. Комары. И вот сегодня удалось там впервые побывать.
    IMG_0136.JPG
    Территория бывшего монастыря. Сохранилось здание монашеского общежития.

    IMG_0228.JPG IMG_0231.JPG

    Опять это же здание с другого ракурса.
    Сообщения объединены, 17 окт 2016
    На въезде на территорию монастыря - дуб. Их здесь несколько. IMG_0235.JPG

    Недалеко поставлен, полагаю, тоже Виктором Ивановичем Котовым, памятный крест. Вероятно, на месте бывшего храма. IMG_0225.JPG

    При монастыре был кирпичный завод. Монахини сами изготавливали кирпичи. Нам посчастливилось отыскать кирпичи с клеймом монастыря. Клеймо двух видов: вытисненная буква "М" и крест.
    IMG_0232.JPG IMG_0230.JPG




    А вот и монастырское кладбище. Оно огорожено сеткой - рабицей. Благоустроен подъезд к месту захоронения. Виктор Иванович заказал одинаковые металлические надгробия (для простых монахинь) и два памятника из черного гранита для игуменьей. Увиденное впечатлило нас. Мы бродили между могилами по ковру из опавших дубовых листьев. IMG_0138.JPG IMG_0210.JPG

    IMG_0150.JPG

    Аура на территории бывшего монастыря необыкновенная. Чувствовалось, что это место - намоленное, несмотря на то, что прошло почти сто лет, как монастырь прекратил свое существование, а в последние лет пятьдесят на территории располагалась машинно-тракторная мастерская.

    И, напоследок, выкладываю фото всех захоронений. Может быть, надписи на надгробиях помогут потомкам найти своих предков. На надгробиях указаны фамилия, имя, иногда и отчество; дата рождения, место прежнего проживания и социальный статус.


    IMG_0139.JPG IMG_0140.JPG IMG_0141.JPG IMG_0140.JPG IMG_0142.JPG IMG_0143.JPG IMG_0144.JPG IMG_0145.JPG IMG_0146.JPG IMG_0149.JPG IMG_0151.JPG IMG_0152.JPG IMG_0153.JPG IMG_0154.JPG IMG_0155.JPG IMG_0156.JPG IMG_0157.JPG IMG_0159.JPG IMG_0160.JPG IMG_0161.JPG IMG_0162.JPG IMG_0163.JPG IMG_0164.JPG IMG_0165.JPG IMG_0166.JPG IMG_0167.JPG IMG_0168.JPG IMG_0169.JPG IMG_0170.JPG IMG_0171.JPG IMG_0172.JPG IMG_0173.JPG IMG_0174.JPG IMG_0175.JPG IMG_0176.JPG IMG_0177.JPG IMG_0178.JPG IMG_0179.JPG IMG_0180.JPG IMG_0181.JPG IMG_0182.JPG IMG_0183.JPG IMG_0184.JPG IMG_0185.JPG IMG_0186.JPG IMG_0187.JPG IMG_0188.JPG IMG_0189.JPG IMG_0190.JPG IMG_0191.JPG IMG_0192.JPG IMG_0194.JPG IMG_0197.JPG IMG_0198.JPG IMG_0199.JPG IMG_0200.JPG IMG_0202.JPG IMG_0203.JPG IMG_0204.JPG IMG_0204.JPG IMG_0205.JPG IMG_0206.JPG IMG_0208.JPG IMG_0209.JPG
     

    Вложения:

    • IMG_0137.JPG
      IMG_0137.JPG
      Размер файла:
      3,5 МБ
      Просмотров:
      8
    Последние данные обновления репутации:
    AVIA: 1 пункт (Замечательные фото!) 18 сен 2018
  20. Offline

    Dassler Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 июл 2014
    Сообщения:
    203
    Спасибо SB:
    736
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нелидово
    Интересы:
    Краеведение
    1929 год. Безобразия в колхозе им. Карла Маркса (в бывшем монастыре Ордынка, Щучейской волости)
    1929,06,29 Ордынка.jpg
    1929 год. Ячейка Ордынской коммуны покрывала держиморду Иванова.
    1929,07,12 Ордынка.jpg
     
    Ellenna, irusya, PaulZibert и 3 другим нравится это.
  21. Offline

    Dassler Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 июл 2014
    Сообщения:
    203
    Спасибо SB:
    736
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нелидово
    Интересы:
    Краеведение
    1923 год. Житие "святого" епископа Филиппа Ставицкого.
    44 Ордынка.jpg
     
    belzanka, PaulZibert и NEMO нравится это.

Поделиться этой страницей