Охота и крестьянские промыслы в дореволюционный период

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 12 июл 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    img3.jpg

    Охота и кустарные промыслы в Вятском крае


    Помимо земледелия и скотоводства крестьяне в Вятском крае занимались и такими промыслами как охота на зверя и птицу

    1.jpg

    2.jpg

    Важен был сбор грибов и ягод, ловля рыбы

    3.jpg

    Важным промыслом было пчеловодство

    4.jpg
    Старый пасечник. Воронежская губ., Задонский у. 1908 год

    По количеству пчелиных семей Вятская губерния занимала одно из первых мест в России: 14024 пасеки в среднем по десять ульев. Вначале пчеловодство было в форме «бортничества» - сбора меда диких пчел. Люди находили в лесу деревья с дуплом – «колоду» отпиливать и ставить поближе к дому. Из нескольких таких колод получалась «пасека». В конце XIX века появились рамочные ульи. Средняя доходность от колоды была 16,5 фунта в год, а от рамочного 26,5 фунта. Фунт меда стоил 22,5 копейки. Кроме того пчелы давали воск для изготовления свечей. Пчеловоды были зажиточными людьми. Для ловли рыбы использовали сети, бредни, удочки, острогу, «сак» (наметку). На реке делали запруду – «язовище» и ставили «морды» и «рукава» из ивовых прутьев. Этим способом можно было ловить рыбу и зимой, и летом. Для охоты на зверя и птицу использовали разные орудия и приспособления: сети, силки, петли, ловушки и так далее, а с появлением пороха и ружей, главным способом этого промысла стала ружейная охота с использованием охотничьих собак.

    В натуральном хозяйстве крестьян было много домашних кустарных промыслов: плели лапти и корзины, делали самодельные орудия труда, деревянную и глиняную посуду, берестяные бураки, занимались прядением и ткачеством, мастерили телеги и сани, сельхозинвентарь - соху, борону, грабли, вилы, лопаты, хомуты, седла, сбрую, варили деготь, гнали скипидар, драли ивовую кору для дубления кожи, катали валенки, вили веревки, делали рыболовные снасти и множество других занятий и дел.

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    Своими руками делали все, что требовалось для жизни.

    8.jpg

    Позднее, с переходом к товарно – денежному хозяйству некоторые нужные вещи стали покупать на базаре: разные промышленные товары, привезенные из других городов – хлопчатобумажные и шелковые ткани, металлические изделия, украшения, галантерею и парфюмерию, кондитерские изделия, фрукты, чай, сахар и так далее.

    9.jpg

    Крестьяне продавали на базаре продукты земледелия и животноводства, кустарные изделия.


    10.jpg

    Автор краевед: Александр Краев, Шабалинский район, село Новотроицкое, Вятский край

    Крестьянские промыслы

    Бондарь. 1900-е гг.

    01.jpg

    Сапожник. 1903-1905 гг. Фото С.А. Лобовикова

    02.jpg

    Плетение лаптей. Начало XX в. Уфимская губерния. Юрюзань

    03.jpg

    Плетение корзин и лукошек. Село Бор Нижегородской губернии. 1900-е

    04.jpg

    В столярной мастерской. Деревня Сивухино. 1900-е.

    05.jpg

    Гончар. Село Владимирское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

    06.jpg

    Затачивание ложек. Деревня Дьяково Семеновского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

    07.jpg

    Ложкари. 1897

    08.jpg

    Ложкарное производство в деревне Деяново. 1897 г.

    09.jpg

    Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г.

    010.jpg

    Ложкарный базар в городе Семенове. Конец ХIX – начало ХХ века (Нижегородская губерния)

    011.jpg

    Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г. (Нижегородская губерния)

    012.jpg

    Ложкарный базар в Семенове. 1897 год. (Нижегородская губерния)

    013.jpg

    Игрушечники. Начало XX в. Владимирская губерния

    14.jpg

    Изготовление глиняных игрушек. Вятская губерния. 1900-е.

    15.jpg

    Северорусский красильщик, красящий холст в деревянной бочке. Сибирь. Енисейская губ.

    16.jpg

    Мастерская по изготовлению валенок. Деревня Марвинская Вятской губернии. 1900-е

    17.jpg

    Ткацкий цех на дому

    18.jpg

    Крестьянские девушки лен дергают. Могилевская губ. 1903 г.

    19.jpg

    Вымачивание льна (слева – огороженное кольями мочило). Начало ХХ в

    20.jpg

    Обработка льна на мялках. Уфимская губ. 1911 г.

    21.jpg

    Вышивальщицы на лугу. Фото начала ХХ в.

    22.jpg

    Вышивальщицы. Село Лысково Нижегородской губернии. 1900-е

    23.jpg

    Девочка за вышиванием. Владимирская губ. 1914 г.

    24.jpg

    Девушка с самопрялкой.Начало ХХ в.

    25.jpg

    Красильня Олефировской ткацкой мастерской Миргородского уездного земства Полтавской губ. Начало XX века

    26.jpg

    Кружевная мастерица

    27.jpg

    Кружевница за работой. Россия

    28.jpg

    Ученицы Кукарской школы кружевниц. Вятская губерния. 1900-е

    29.jpg

    Набойная мастерская в с. Олефировке Миргородского уезда, Полтавской губ. Начало XX века

    30.jpg

    Полтавская губерния. Мастерская Решетиловского пункта. На широком станке три ткачихи работают «переборную» скатерть. Начало XX века

    31.jpg

    Полтавская губерния. Плахты, гардины и коврик из учебно-ткацкой мастерской Миргородского Уездного Земства Полтавской губ., в с. Олефировке

    32.jpg

    Полтавская губерния. Работы кустарей Решетиловского пункта

    33.jpg

    Полтавская губерния. Ткачиха-кустарка, работающая дома по заказу Решетиловского пункта, ткёт полотенца с переборными концами

    34.jpg

    Пряха за пряжей шерсти в избе. Фото Л.В. Костикова и А.Н. Павловича. Архангельская губ, с. Ворзогоры. 1910 г.

    35.jpg

    Тканье пояса «на дощечках». Эксп. В.К. Костко. Минская губ, Игуменский уезд, с. Капланцы. 1904 г.

    36.jpg

    Ловля рыбы. 1890-е. Фото А.С. Мазурина

    37.jpg

    https://www.fresher.ru/2013/07/21/krestyanskie-promysly/
     
    Последние данные обновления репутации:
    Duplik: 1 пункт (За интересные сведения!) 5 авг 2018
    РоманХ.Т.: 1 пункт (Спасибо!Отличная подборка.) 28 ноя 2018
    Кудасов: 1 пункт (Очень интересно....) 21 май 2019
    Кудасов, РоманХ.Т., BYVALYI и 20 другим нравится это.
  2. Offline

    СерыйЖук Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 сен 2016
    Сообщения:
    1.217
    Спасибо SB:
    7.971
    Отзывы:
    312
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Мядель
    Интересы:
    история родного края
    Классная тема!Прошу прощение автора,не много дополню по поводу пчеловодства.Те колоды , в которых пчёлки жужжат и медок складывают назывались Бортьями.И соответственно не пчеловодство было а бортничество.У бортников были даже свои клейма типа печатей или подписей.Ими они помечали и борти и свои участки.В литературе написано что бортничество совершенно умерло и было вытеснено пчеловодством,однако однажды на копе зашёл на старую деревню.От неё осталась липовая аллея,у каждого фундамента по дереву.И там на деревьях я увидел совершенно живые борти.С начала не понял ,что за хрени висят, а подошёл по ближе жужжат заразы.
    А по охотничьей теме у меня в коллекции вот такие артефакты имеются.Ружьё Павла Сушкина середина 19 века и медвежий капкан конца 19 века.
    Сообщения объединены, 12 июл 2018, время первого редактирования 12 июл 2018
    20180712-0001.jpeg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Red_s: 1 пункт (Интересно. Буду смотреть.) 13 июл 2018
    RW1AW: 1 пункт (Спасибо за тему!) 8 июн 2019
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мочение льна

    01.jpg

    02.jpg

    Способ сушки льна-долгунца

    777.jpg

    Мятье льна бочкой

    1.jpg

    Обработка льна на мялках. Уфимская губерния. 1911

    2.jpg

    Крестьянка мнет лен

    05.jpg

    Трепание льна в д. Якушкино (Лежская в. Грязовецкого у. Вологодской губ.)

    3.jpg

    Чесание и прядение льна в Карелии

    4.jpg

    Девушка за самопрялкой (д. Климово Грязовецкой в. Вологодской губернии)

    5.jpg

    Девушка за прядением

    ггг.jpg

    За отсеиванием зерна "на ветру"

    6.jpg

    Егор Егорович Филатов (73 года), плетельщик корзин и лаптей, за плетением лаптя

    7.jpg

    Крестьянка со связкой овса

    8.jpg

    Крестьянка, толкущая овес на муку

    04.jpg

    Торговец "гостинцами" в ожидании выхода крестьян из кладбищенской часовни в день Пантелеймона

    03.jpg

    Крестьянин, делающий косую изгородь из жердей

    06.jpg

    Челнок, выдолбленный из цельного ствола

    13.jpg

    Рыбачки ловят наживку в Коткозере

    оооо.jpg

    Сушка рыболовных мереж

    07.jpg

    Рыболовные принадлежности: сачки, мерда

    ккк.jpg

    Поднятие невода

    222.jpg

    Крестьяне в домотканной одежде

    08.jpg

    Крестьянка отправляется в поле на жатву

    333.jpg

    Жатва

    888.jpg

    ннн.jpg

    Две риги

    999.jpg

    Ячменные снопы

    09.jpg

    Старуха и молодуха (молодая замужняя женщина) на уборке урожая

    10.jpg

    Заготовка сена

    12.jpg

    Натягивание обода на колесо

    444.jpg

    Охлаждение обода для колеса в специальном корытце после того, как он натянут на колесо

    04444.jpg

    Специальный станок для гнутья полозьев мелких дровней и саней

    аааааа.jpg

    Специальный станок "лекало" для гнутья полозьев дровней и детских санок

    ллллллллл.jpg

    Плетение каната для невода и вожжей

    111.jpg

    Крестьянин, везущий навоз на поле

    000.jpg

    Женщина за ткацким станком

    ччччччч.jpg

    Возвращение с покоса

    пппп.jpg

    Обработка луба для изготовления ободов для сита и решета.

    777.jpg

    Семейный промысел. Владимирская губ., Покровский у. 1913

    888.jpg

    Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ., Уфимский у., с. Благовещенский Завод. 1912

    999.jpg

    Крестьянка за самопрялкой. Тульская губ., Богородицкий у. с. Ивлево. 1902

    444.jpg

    Девушки кружевницы за плетением узоров. Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913

    6666.jpg

    Мальчик скручивает нитки для изготовления серпянки. Рязанской губ., Касимовский у., с.Алексеево. 1913

    555.jpg

    Заготовка капусты на зиму. Южный Урал. 1914

    333.jpg

    Старик косарь правит косу горбушу. Архангельская губ., Онежский у., д. Порог. 1910

    15.jpg

    Коновал. Костромская губ., Солигаличский у. 1914

    16.jpg

    Кузнецы у деревенской кузни. Тверская губ., Тверской у., д. Изворотень. 1905

    17.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Valdis: 1 пункт 21 июл 2018
    RW1AW, Кудасов, РоманХ.Т. и 24 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Гончарный промысел в Дмитровском уезде

    Гончарный промысел распространен в Куликово с близлежащими деревнями. Посуду из глины делали на ножном и ручном гончарном круге.
    Изделия дмитровских мастеров почти не украшались росписью, использовались разнообразные поливы (глазури) и лощение гладким камешком.

    В Дмитровском уезде производство глиняной посуды в ХIХ веке было сосредоточенно в двух районах – Куликово-Глазачевском Рогачевской волости и в с. Прокошеве Дмитровской волости, которые разнились между собой техникой ее изготовления.

    Представители знаменитого «Куликовского Куста», а кроме самого Куликова это деревни Глазачево, Клюшниково, Дядюхино, Тимофеево и Давыдково, работали на круге-«скамейке». Прокошевские же мастера работали на ножном гончарном круге.

    Гончарным делом занимались по окончании полевых работ, и работали всю осень и зиму. Добывать глину начинали к концу лета. Куликовцы добывали её почти с поверхности, содержащей много песка.

    В Прокошеве глина залегала достаточно глубоко; там устраивали примитивные шахты, до 11 метров в глубину. Эта глина, в отличие от куликовской, очень жирная, обладала высокой пластичностью и связностью.

    Добытую глину привозили к себе в огород и раскидывали с осени по грядкам. В нужный момент от пласта отрезали необходимое количество и привозили в избу. Для лучшего перемешивания глину повсеместно мяли ногами – «плясали на ней кругом», и утрамбовывали деревянными колотушками. Добившись необходимого состояния глиняной массы приступали к работе.

    photo_03.jpg
    Перемешивание глины

    Торговали готовыми изделиями на местном базаре, и по деревням, снабжали хозяек Синьковской и Почерковской слобод, доезжали до Твери, Талдома и Клина, ездили в Кашин.
    На лошадях, переложив соломой гору посуды, груженую на подводу, или мешками несли товар на себе.

    В деревне Клюшниково лучшим мастером считался Бычков Андрей Кириллович (1877-1937гг.), но в промысле так же был его брат с сыновьями. Занималась гончарством семья Бардеевых, Коленцевы, Петушков. В самом многочисленном гончарном центре в д. Глазачево, было коло 60 гончаров. Известны были в своем деле семьи Андрияновых, Коровиных, Родионовых, Груздевых. Воробьев Иван Павлович (1860-1930гг.) и его жена Ульяна Тимофеевна (1879-1949гг.) считались искусными мастерами.

    photo_01.jpg
    Гончар за работой

    Крестьяне села Куликова Абрамов, Сидоров, Ульяновы, Шушпанов сбывали свои изделия по окрестным селениям в обмен на хлеб.
    Крестьяне д. Малое Прокошево с осени начинали развозить свой товар по деревням Владимирской губернии и продавать на базарах Дмитрова и Клина.
    Это были целые династии гончаров – Балашовых, Патрикеевых, Селезневых, Сорокиных, Щекотуровых.
    Все кустари работали сами на себя, артели не устраивались.

    photo_02.jpg
    Обжиг изделий

    http://dmkray.ru/goncharnyj-promysel.html


    Железное дело Нижегородчины

    Кузнецы всегда выделились из общей массы народа и обычно были уважаемыми, достаточно обеспеченными людьми. Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также украинские Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко, польские Ковальский, Ковальчик, английские, немецкие, французские, испанские – Смит, Шмидт, Ферран, Эрреро...

    1.jpg
    Якорная кузница. Село Бор Семеновского уезда Нижегородской губ. Фото А.Вильборга, 1890-е.

    2.jpg
    Ковка гвоздей в селе Красная Рамень Семеновского уезда Нижегородской губ., 1890-е.

    О краснораменских гвоздарях рассказывает М.А.Плотников.

    1july.jpg

    3.jpg
    Краснораменские гвоздари., 1890-е.

    Крупными центрами кустарной металлообработки были села Безводное Нижегородского уезда (ныне Кстовского р-на) и Павлово Горбатовского уезда (ныне одноименный город).

    Безводное специализировалось на производстве цепей, крючьев, рыболовных уд, тканье металлического полотна и вытягиванию проволоки.

    Производство цепей и рыболовных уд, крючьев является стариннейшим промыслом с. Безводного. Производство одежных крюков является уже как бы побочным, потому что крючки приготовляются из металлических остатков от производства уд и цепей. Позднее уже, в пятидесятых годах, развилось, наряду с вытягиванием медной проволоки, тканье медных и железных полотен, приготовление сит, решет и цедилок для молока и чаю. Занесенное в село Безводное местным крестьянином А. Проскуряковым из-под Москвы, вытягивание медной проволоки и тканье металлических полотен скоро распространилось по селу и заняло место преобладающего ремесла, тайну которого жители села Безводного долго скрывали от соседей. Так, они тщательно остерегались выдавать девушек своего села за женихов соседней деревни и, насколько возможно, не брали оттуда девушек в замужество и даже не раз пытались составить приговор в волостном правлении, чтобы передавшего это мастерство в другое селение подвергать наказанию.

    Таким образом, зимою все население Безводного и прилегающих деревень, начиная с детей 8 — 10 лет и кончая старцами и убогими, с утра до ночи стучит, точит, кует, скоблит, ткет и т. п., снабжая своими изделиями самые отдаленные окраины России, вплоть до Каспийского и Черного морей. Кроме ручного труда в железо-тягольных заведениях применяются также конные вороты. Для тканья металлических полотен употребляются обыкновенные ткацкие станки различной величины, только с особыми железными бердами и с особым челноком.

    4.jpg
    Ковка цепей в селе Безводное., 1890-е.

    5.jpg
    Вытягивание металлической проволоки. С.Безводное Нижегородского уезда., 1890-е.

    6.jpg
    Тканьё металлического полотна. С.Безводное., 1890-е.

    Село Павлово было знаменито своими слесарными промыслами. Здесь изготовляли замки, ножи, ножницы, вилки, бритвы, хирургический инструмент, художественно оформленные металлические изделия.

    7.jpg
    Мастерская производства ножниц в селе Павлово., 1890-е.

    8.jpg
    Ножевое заведение в с.Павлово., 1890-е.

    9.jpg
    Производство медных замков. С.Павлово., 1890-е.

    Производства в Безводном и Павлове постепенно индустриализировались, приобретали характер фабричных. Но эти сёла ждала разная судьба. В Безводном промыслы исчезли, а в Павлове, напротив, трансформировались в промышленное производство. Сейчас Павлово – крупный центр машиностроения и металлообработки.

    https://salik.biz/articles/46066-etnograficheskii-obzor-rossija-vtoroi-poloviny-xix-veka.html
     
    RW1AW, Кудасов, РоманХ.Т. и 15 другим нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Будаки

    Будаками называли тех, кто занимался изготовлением поташа (карбоната калия). Это белый зернистый порошок, он добывался из древесной золы.
    В лесу вырубали деревья определенных пород (в основном дуб), сжигали их, а полученную золу весной замачивали, обмазывали ею поленья и вторично сжигали в больших кучах — «будах» (от чего и получилось слово «6удак»). Получали поташ, который применялся при производстве стекла, жидкого мыла, при окраске тканей и имел широкий сбыт за границей. Будаческим промыслом занимались в основном выходцы из Белоруссии.

    1.jpg
    Будаки. Фото Максима Дмитриева, 1895.

    О выработке смолы и скипидара

    Технология смолокурения кратко описана в сборнике «Кустарные промыслы в Нижегородской губернии» 1896 года (составитель М.А.Плотников).

    Гонят смолу в железных казанах, кирпичных кубах, чугунных котлах. Последний тип выработки, будучи наименее совершенным, исчезает, наиболее совершенным приемом является комбинация куба и казана, которые за 7 месяцев смолокурения дают 1500 пудов смолы и 500 пудов скипидара.
    Тотчас же по окончании полевых работ начинается подготовка материала, корчевание и своз пней, подготовка дров для выгонки смолы. Корчевание пней, как работа, требующая особой, поистине медвежьей силы, а также специального умения, поручается обыкновенно особым рабочим, которым платится в неделю на хозяйских и притом обильных харчах от 2 до 3 рублей. Облюбовавши известный пень, такой рабочий окапывает и очищает заступом его корни, обрубает их и затем выворачивает пень обыкновенным рычагом-ломом.

    С Михайлова дня (8 ноября) начинается собственно смолокурение. На высоком берегу реки или просто на возвышенном холме ставится завод, т. е. обыкновенный сарай с крышей, двумя сторонами, обшитыми досками, и двумя открытыми. Внутри его ставится сруб, в котором помещается громадный чугунный котел с печкою, так называемый „смольник". Из-под смольника под землею, на протяжении 10 — 20 саж., идут трубы, состоящие из просверленной осины, и выходят к скату холма или берега, где ставится шалаш с деревянным чаном для стока смолы. Курят обыкновенно по двое: один приготовляет пеньки, другой курит, т. е. озабочен непрерывным поддержанием огня.

    Гонка смолы идет беспрерывно, рабочий спит и ест урывками. Тут же, шагах в двадцати от места работы, устраивается обыкновенно небольшая избушка — „зимница", для помещения смолокура и его рабочих. В летнюю пору (небольшая часть населения работает круглый год) смолокуры, спасаясь от комаров, спят не иначе, как на „подкурах": врывают в землю толстые жерди вышиною сажени по три и мостят на них для спанья настил из ветвей, под которым раскладывают на земле огонь: курево отгоняет комаров, которыми так изобилуют болотистые места и заросшие лесом берега пустынной Ветлуги.

    Кустарные промыслы в Нижегородской губернии, сост. М.А.Плотников, 1896.

    2.jpg
    Смолокурение на Ветлуге, Макарьевский уезд Нижегородской губ., 1890-е.

    Промыслы домашние, семейные

    Начнем с самых простых, не требующих ни замысловатого оборудования, ни дополнительных помещений.
    Вот что пишет об одном из таких промыслов уже упомянутый мной М.А.Плотников:

    «Плетение лаптей, составляющее по деревням обычное занятие стариков и убогих, местами приобретает промышленное значение, привлекая к себе труд взрослых работников наряду со всеми членами семьи. Выгодность промысла основывается исключительно на отсутствии дорогих орудий производства, на крайнем удлинении рабочего дня и на совместном труде всех сил семьи. Дети с 8 лет вьют веревочки, с 10 учатся плести, с 16 работают как следует. Вместе со всеми встают они в 12 часов ночи зимою и с непродолжительными отдыхами работают до 6-7 часов вечера». Несложным и не требующим больших капитальных вложений промыслом считалось и плетение корзин, чем в основном занимались женщины и подростки.

    3.jpg
    Плетение лаптей, с. Спасское, Семеновский уезд Нижегородской губ., 1890-е.

    4.jpg
    Плетение корзин, с. Бор, Семеновский уезд Нижегородской губ., 1890-е.

    О сетковязальном промысле

    Особенностями сетковязального промысла является преимущественное участие в нем женщин и детей, они ведут собственно вязание сетей, тогда как мужчины занимаются только ссучиванием пряжи при помощи нехитрых деревянных или лубочных колес. Промысел имеет по преимуществу семейный характер, но работа идет обыкновенно по заказам, получаемым крестьянами от так называемых „сеточников", т. е. торговцев сетями, которые снабжают вязальщиков необходимым материалом и принимают от них уже готовые изделия. Пряжа, употребляемая при изготовлении сетей, бывает пеньковая и льняная, главным образом первая. Несложность и малоценность инструментов значительно облегчают производство промысла: это — вязальные иглы, доски для меры величины сеточных ячеек, развилки, за которые задевается нитка. Вязальщица и вязальщик, самые искусные, при 14 — 16-часовом труде, не в состоянии заработать более 6 коп. в день, 8 — 10 к. в самую горячую пору. Что же касается сеточников, их заработок по самому скромному расчету равен ежегодно 700 рублей.

    Кустарные промыслы в Нижегородской губернии, сост. М.А.Плотников, 1896.

    5.jpg
    Плетение рыболовных сетей, дер.Решетина, Балахнинский уезд Нижегородской губ., 1890-е.

    „Строчевенный" промысел

    Место пришедшего в упадок кружевного промысла занял в начале 80-х годов другой промысел — „строчевенный". Сущность этого промысла заключается в выдергивании из полотняной ткани по известному узору ниток, причем на полотне получается сквозной рисунок, и затем в обметывании этого сквозного рисунка нитками. Все молодое женское население с. Катунок и окрестных селений, до детей включительно, занято этим производством. Это занятие дает единственное средство к их жизни. Но и этот промысел, несмотря на свое недавнее происхождение, находится в кабале у местных скупщиц, сбывающих вышитые вещи: платки, простыни и проч. на Нижегородскую ярмарку, в Москву, Владимирскую губернию, в Закавказье и Закаспийский край.

    С 7 лет начинают работать девочки, рано теряя живость движений и приобретая сутуловатость фигуры и предрасположение к чахотке. За утомительную 15 — 18 часовую работу строчеи получают 12 — 15 коп., которые, благодаря расплате продуктами и материалом для строчки: нитками и полотном, понижаются до 10 коп. в день.

    Кустарные промыслы в Нижегородской губернии, сост. М.А.Плотников, 1896.

    6.jpg
    Вышивание узоров по полотну, с.Катунки, Балахнинский уезд Нижегородской губ., 1890-е.

    Нижегородская губерния была в целом, наверно, наиболее «продвинутой» в плане промыслов, а что касается промысла ложкарного – тут нижегородцам, а точнее, жителям Семеновского уезда не было равных по всей России.

    7.jpg
    Ложкарное производство, дер.Деяново Нижегородской губ. Фото М.Дмитриева, 1897.

    В Семеновском уезде Нижегородской губернии находится центр производства деревянных ложек не только для Нижегородской губернии, но и для всей России. В означенном уезде, как в самом городе Семенове, так и в волостях, примыкающих к нему, зимою почти все могущее работать население занимается в той или иной отрасли этого промысла: мужчины, женщины, дети.

    Долга и сложна бывает история той незатейливой осиновой или березовой ложки, которую вы можете встретить в любой русской избе. Вот, в зимнюю пору старик-отец купил в глухом лесу участок, нарубил крупные баклуши и привез на двор. При тусклом свете зимнего дня, смотрящего через полузамерзшие оконницы избы, собрались все члены семьи за общей работою, расположившись среди стружек и щепы, кто на полу на маленьких скамеечках, кто на нарах, а кто и на печи.

    Ребята лет 10 раскалывают на чурбан баклуши топором на несколько равных частей и обтесывают их на манер ложки. После этого обтесанная баклушка „теслится", по выражению ложкаря, т. е. долбится теслом — особого рода изогнутым резцом. Эту часть работы выполняют подростки 10 — 15 лет. Выдолбленная баклушка переходит из детских рук в опытные руки взрослого рабочего, большею частью самого домохозяина. Он сначала резцом скоблит, чистит, строгает внутреннюю сторону ложки, потом ножом ровняет и обрезает её края, наконец округляет черенок и „коковку", т. е. головку черенка, или же вместо „коковки" вырезает двуперстное сложение, отчего такие ложки называются „крестовыми" и особенно расходятся в среде раскольников. Это третий прием ложкарного производства. Из рук коренного работника-ложкаря не гладкая, еще шероховатая ложка переходит в бабьи руки. Те скоблят ложку с затылка, сглаживая её неровности. А у самого окна, поближе к свету, сидит девочка-подросток лет 12 и гусиным пером наводит на внутренней стороне ложки чернилами или клеевыми красками из сурика и зеленого крона наивные узоры и рисунки цветов, домов, деревьев, колоколен… Это называется „писать", „кропить" ложку. И за общей дружной работою ложки одна за другою летят в заранее подставленный короб. Смеркнется короткий зимний день, но при свете керосиновой лампы, привешенной к потолку, работа идет почти до полуночи.

    Кустарные промыслы в Нижегородской губернии, сост. М.А.Плотников, 1896.

    8.jpg
    Обтачивание черенка ложек, д. Дьяково, Семеновский уезд Нижегородской губ. Неизв.авт., 1890-е.

    9.jpg
    Разрисовывание ложек, с. Хвостиково, Семеновский уезд., 1890-е.

    Помимо деревянных ложек, семеновские мастера занимались изготовлением деревянной посуды, игрушек.

    10.jpg
    Окрашивание деревянной посуды, с. Мериново, Семеновский уезд Нижегородской губ., 1890-е.
     
    RW1AW, Кудасов, BYVALYI и 15 другим нравится это.
  6. Offline

    volic Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 апр 2015
    Сообщения:
    874
    Спасибо SB:
    1.631
    Отзывы:
    59
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Протвино
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    Ищу ответы на вопросы
    Поправка: лён не "дёргают", а "берут".
     
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Станок "панин" для гнутья рабочих низких запряжных дуг ("вемель"), изготовляемых обычно из ветвей черемухи

    1480795468_235-feje5zj8emk.jpg

    Крестьянка мнет лен

    2.jpg

    Мочение льна

    3.jpg

    Крестьянин за обдиркой семян льна

    4.jpg
     
    RW1AW, Кудасов, -HUNTER- и 8 другим нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Тимофей Демьянович Костыков (59 лет) за плетением рыболовных сетей (Дер. Яковлевка Лоянской волости)

    1480795524_250-oqe36ttt04s.jpg

    Рыболовные принадлежности: верша, мережа

    1480795466_248-divep18ysp4.jpg
     
    RW1AW, Кудасов, BYVALYI и 10 другим нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Жизнь и быт сибирского крестьянства

    Ангарский охотник с собакой. Д. Яркина Енисейского уезда.
    1911 год

    1.jpg

    Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда.
    1914 год.

    2.jpg

    Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд.
    1911 год.

    3.jpg

    Мятье льна в Енисейском уезде.
    1910 год.

    4.jpg

    Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда

    5.jpg

    Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

    6.jpg

    Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда

    7.jpg

    Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии. Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов).
    Начало ХХ в.

    8.jpg

    Уборка табака в Минусинском уезде.
    1916 год.

    9.jpg

    Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье

    10.jpg

    Крестьянин, отправившийся на охоту.
    1911 год

    11.jpg
     
    RW1AW, Кудасов, РоманХ.Т. и 9 другим нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    С мордовских селений
    1914. Мордовское село Вечканово в канун Великой Войны


    Обмолот зерна

    обмолот 1.jpg

    обмолот.jpg

    Мордовская деревня Борискино

    Женщина за изготовлением ремней

    9999.jpg

    Берестяной короб

    777.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Зяблик: 1 пункт (Спасибо! Обалденная подборка интересных фотографий!) 21 июл 2018
    Кудасов, Valdemar, svi-yura и 7 другим нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Н. А. Шабунин «Путешествие на север», 1906 г.

    Молодой, безвременно скончавшийся (27 февраля 1907 г.) художник Николай Авенирович Шабунин был тихий, непритязательный, в глубоком смысле слова "симпатичный", чисто русский человек.
    Он был серьёзный труженик, прекрасный живописец, выделенный чистою струёю художественного творчества, родником высоких мотивов.
    Русское искусство потеряло в нём едва начавшего слагаться творца, а русская жизнь искреннего, скромного, но настойчивого деятеля, который в избранной им среде мог получить большое значение.

    Уроженец Архангельской губернии, Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков, с любопытными эскизами деревянных церквей, погребённых под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев.
    Всё это осталось весьма начатым, не исполненным и даже не законченным. Николай Шабунин был сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ. Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры.
    Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg

    15.jpg

    14.jpg

    34.jpg

    1.jpg

    2.jpg
     
    Кудасов, РоманХ.Т., Valdemar и 9 другим нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский
    "За пряжей. В деревне Изведово"

    1111111.jpg
     
    RW1AW, Valdemar, -HUNTER- и 5 другим нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1912 год

    0_e4d1a_11f81343_XXXL.jpg
     
    Воронино, Valdemar, -HUNTER- и 3 другим нравится это.
  14. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    2.585
    Спасибо SB:
    8.516
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    Немного дополню тему,а точнее пару подътемок.Первая- "О сетковязальном промысле".Как-то довольно давно ,мой отец вешил связать себе сеть.Но некоторые особенно упёртые рыбаки имели такие сетки-лично видел их пацаном.Но сушить их приходилось после каждой ловли.А если при сушке это видел участковый,то его визит к рыбаку не заставлял себя долго ждать вместе с рыбоохраной...Купить её тогда было нельзя,китайцы ещё не вышли тогда на наш рынок.;)Он нашел рисунок плетения,сделал пару челноков правильных и самое главное-купил для работы нитей льняных!Правда хватило его не надолго,слишком муторное это занятие в принципе.Так что нить плавно перекочевала в закрома Родины и использовалась при подшиве валенок до определённого момента,пока не появились нитки из искусственных материалов,которые практически не гниют.
    Затем эту нить уже приватизировал я лет 5 назад и использую её при пошиве кожи по правильному.А так выглядит эта нить . IMG_20180724_111608.jpg

    Ну и ещё по теме,а точнее про изготовление деревянных ложек.Их изготавливали повсеместно.От одного этапа производства ложки и происходит моя фамилия.После того,как подходящий чурбачок разбит на "баклуши" он обтёсывается грубо на манер ложки.В нашем селе,где много народа занималось именно работами с деревом, эта заготовка имела название "ЖУЛЁК".По этому при создании моей фамилии Жульков ,буква "Ё" по правилам русского языка выпала и была замещена мягким знаком!А не как любят меня называть на слётах некоторые Валеры Саввы и другие Админы...:mad-23:
     
    Кудасов, Воронино, -HUNTER- и 4 другим нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Андрей, так тож без злого умысла ;) Мы все тебя обожаем и уважаем :m1005::bamks1:
     
    Andrey.ya.83, -HUNTER- и zhulkov нравится это.
  16. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    2.585
    Спасибо SB:
    8.516
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    К Вам,Алексей претензий нет!А вот Валерка научил юного Админа ругаться.Наверное он его и пить и курить научил,да и по девкам бегать...
     
    -HUNTER- нравится это.
  17. Offline

    2bellum Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 сен 2015
    Сообщения:
    2.703
    Спасибо SB:
    7.825
    Отзывы:
    232
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    коп
    Кстати по поводу ложек. Как-то пообщался с одним товарищем насчет покраски оных под хохлому. Оказывается никакой бронзовой или алюминиевой краски при этом не используется - ложка натирается глиной поверх масляными красками рисуется всякая фигня, покрывается все олифой и в печь. Золото на ложках - это олифа поверх глины!
     
    Duplik и zhulkov нравится это.
  18. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    2.585
    Спасибо SB:
    8.516
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    Здесь главное-знать температуру печи,когда нужно пихать туда готовые заранее ложки.Если не угадаешь температуру-ложка очень сильно потемнеет или наоборот будет бледной.Всё приходит опытным путем.Отличная статья была в журнале "Юный техник",там как раз и говорилось про "золото" деревянных ложек.:)
     
    Последние данные обновления репутации:
    Duplik: 1 пункт (За дельный совет начинающим ложкарям!) 5 авг 2018
    Duplik и 2bellum нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.371
    Спасибо SB:
    81.076
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Радуют глаз хохломские ложки. О них разговор особый.
    Хохломская роспись со свойственными ей технологией, колоритом и орнаментом возникла на рубеже ХVII-ХVIII веков на севере Нижегородской губернии, в нынешних Семеновском и Ковернинском районах. Родиной хохломы считают поселок Семино Ковернинского района. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома Нижегородской губернии, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений - Семино, Большие и Малые Хрящи, Новопокровское и др.

    До того как попасть в руки художника, деревянная посуда проходила сложный и оригинальный путь подготовки, присущей только хохломской росписи. Сначала резное "белье" натирали жидким раствором глины ("вапом"). Когда глина подсыхала, изделие смазывали льняным маслом. Пропитанный маслом тонкий слой глины создавал прочную оболочку, которая закрывала поры древесины и препятствовала проникновению внутрь олифы и лака, используемых в дальнейшей обработке. На следующем этапе посуду несколько раз олифили и просушивали. Последний, обычно четвертый, слой олифы сушили до стадии "мягкого отлипа", чтобы на поверхности изделия мог удержаться слой грунта под роспись. Изначально этот слой состоял из серебряного порошка, потом его заменило олово, а ему на смену в наше время пришел алюминий. Этот порошок называют полудой, а сам процесс нанесения его на изделие - лужением. После просушки луженые формы, похожие на серебряные, расписывали, затем покрывали тонким слоем лака, раскладывали на противни и, как пироги, сажали в жарочные шкафы, где температура достигала 250 градусов. Пройдя такую "закалку", изделия приобретали искристый блеск, серебряные детали под лаком становились золотыми.

    Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/9499/ (Наука и жизнь, ЧУДО-ЛОЖКИ ИЗ СЕМЕНОВА)

    Хохлома, Хохлома, Волжская сторона

    ... Я помню груды (piles) чёрно-золотистых мисок, продаваемых на шумных базарных площадях возле толкотни (bustle) волжских пристаней. Как искрились на солнце золотистые узоры посуды, ярче которой, наверное, ничего не было в маленьком, небогатом среднерусском городке!

    Никогда не забуду, как в нашем гвардейском батальоне во время Великой Отечественной войны служил рядовой Степан Иванович Рассохин...

    Получив порцию аппетитной, вкусно пахнущей гречневой каши (buckwheat porridge), он неторопливо доставал деревянную ложку. Ах, что это была за ложка: ручка золотистая, по тёмному черенку (handle) были рассыпаны цветы - лепестки золотые, венчики (corollas) красные, по краям ободка были нанесены (were painted) алые рябиновые ягоды и листочки.

    Рассохинская ложка как-то сразу полюбилась всем. Глядя на неё, солдаты вспоминали о далёком доме, о родных местах, где такое широкое приволье (wide open spaces), где цветы и радость, где их ждут самые близкие - матери, жёны, дети. В минуты откровенности Степан задушевно и неторопливо рассказывал: "Ложкарь (spoon-maker) я... И батя (pop. father), и дед, и прадед в семёновских местах ложкарили (made spoons). Была у нас такая присказка (saying): наша ложка узка, таскает по три куска, надо б ложку развести (to make larger), чтобы таскала по шести (six spoonfuls)..."

    Когда раненого Рассохина санитарки ((hospital) nurses ) понесли на носилках к санитарной машине, ребята положили ему под голову вещевой мешок (kit). Степан чуть приподнял русую голову и спросил: "Ложку-то, ребята, не забыли?" Все по-доброму заулыбались и закричали: "Нет, в мешке она..." Рассохин развязал узел мешка, достал ложку и сказал спокойно и серьёзно:

    - На память, ребята. Лихом не поминайте (remember me kindly!)!

    Несколько месяцев спустя мне писали из батальона, что рассохинской ложкой, сделанной в Семёнове, в Заволжье, они ели гречневую кашу, сваренную в походном котле на далёких военных дорогах...

    Книги и старожилы (old residents) рассказывают о зарождении в Заволжье искусства хохломской росписи. В старину всё население употребляло только деревянные ложки и деревянную посуду. Поэтому её производили во многих местах... Художественной отделке посуды придавалось немалое значение. Недаром её дарили послам (ambassadors) и знатным иностранцам.

    Почему именно "золото" пришлось по душе (had a liking for) мастерам? Разве мало других весёлых, радующих глаз цветов?Золото всегда было олицетворением (symbolised) счастливой, богатой жизни, довольства. В народе говорили: "золото не говорит, а чудеса творит (gold doesn't speak but it works wonders)", "золото веско, а кверху тянет (gold is heavy but makes you rise in the world)", "живут, золото весят" (то есть живут в полном достатке).

    Крестьянин собрал свадебный пир (wedding party). Бедной была деревенская обстановка. Как приятно было поставить на стол в крестьянской семье отливающую (shot with gold) золотом посуду, украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.

    На реке Унже в Макарьеве собиралась всероссийская ярмарка. На неё везли деревянные изделия из заволжских лесов: лопаты, совки (scoops), ложки, корыта (wash-tubs), вёдра, блюда, миски. Отсюда пошла слава местных изделий. Их отправляли не только по всей России, но и грузили (loaded) этим ходовым товаром (in great demand) волжские суда, чтобы отправить его в Среднюю Азию и в далёкую Персию.

    Между тем история несла гибель огненной хохломё. Деревянная посуда уходила из обихода (was going out of use) населения. Стекло и металл шли на смену дереву. Да и запасы сырья стали иссякать (were being exhausted). Мастера в восьмидесятых и девяностых годах XIX века всё больше впадали в нужду (were falling into poverty).

    Знаток народного быта этнограф С. Максимов отмечал широкую популярность изделий волжских умельцев: "Они мастерят ложку, которой вся Русь ест крутую кашу и щи, не обжигая губ... Здесь же точат и те круглые расписные чаши, в которых бухарский эмир и хивинский хан подают почётным гостям вкусный плов и в которые бывшая французская императрица Евгения бросала визитные карточки знаменитых посетителей роскошных салонов".

    Тогда попытались сделать свой вещи более декоративными, зная интерес к хохломё коллекционеров и любителей. Заволжские изделия начали продавать в модных магазинах. Известные художники стали присылать мастерам образцы. И в хохломё привычный ковшик стал похож на голову дракона, солонка - на змею, а спинка кресла - на лошадиный череп. Поклонникам моды это казалось "обновлением".

    Классический строгий хохломской почерк с его травами в орнаменте стал пропадать.

    Возрождение хохломы началось в тридцатые годы. Государство оказало мастерам существенную помощь. Стало ясно, что успех дела зависит от восстановления хохломских традиций.

    Вот тут-то пригодились (proved useful) знания и опыт старых мастеров, они стали обучать молодёжь, которая полюбила яркую цветовую гамму хохломы.

    По Е. Осетрдву. Фрагменты из книги "Живая Древняя Русь"

    http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st005.shtml

    Хохломская технология

    Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.

    Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

    Однако имеются документы, согласно которым технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне город Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.

    Существует и народная легенда, объясняющая появление хохломской росписи. В ней повествуется о выдающемся иконописце Андрее Лоскуте, который был недоволен реформой патриарха Никона и бежал из столицы. Поселившись в глухих заволжских лесах, он стал писать иконы по старому образцу и расписывать деревянную посуду. Однако кто-то донес патриарху о местонахождении Андрея Лоскута, и он послал за ним солдат. Спасаясь от преследования, Андрей добровольно сжег себя в огне, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

    Дороговизна привозного олова долгое время тормозила производство хохломской посуды, ведь только очень богатый заказчик мог снабдить мастеров оловом. И таким заказчиком выступил Троице-Сергиев монастырь. Документы монастыря свидетельствуют о том, что крестьян из сел Хохлома, Скоробогатово и около 80 других селений по рекам Узоле и Керженцу с XVII века привозили для работы в мастерских Лавры. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что именно эти села и деревни стали родиной «золотой» росписи, а их жители по сей день сохраняют секреты своего мастерства.

    Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками – разрывами лаковой поверхности.

    Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».

    После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа — мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

    Следующий важный этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало — достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

    Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время — алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления — куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

    В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.

    К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.

    https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu
     
    Valdemar, Duplik и zhulkov нравится это.
  20. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    2.585
    Спасибо SB:
    8.516
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    А недалеко от нас есть село Хлуднево.Вот там производили игрушки.Само село расположено на месте,где залегают глины.И не только всем известная красная из которой делают обычные кирпичи,но белая.Вот из такой глины и изготавливали знаменитые Хлудневские игрушки.Чаще всего это свистульки.http://dmkaluga.ru/xludnevskaya-igrushka

    Помню в советское время в конце сентября ,чаще всего в "бабье" лето проводились так называемые "Праздники урожая".Вот на них и приезжали хлудневские мастерицы,ведь лепили игрушки чаще женщины.Продавали они как раскрашенные,так и не раскрашенные.Цена при этом на свистульки была вдвое дешевле.К примеру ,свистулька с одной головкой-50 копеек,а не крашенная-25.Дальше цена поднималась в зависимости от сложности игрушки.Помню продавались полные композиции,где присутствовали и кони и на них всадники или даже всадницы!А самая распространенная-женская фигурка,которая держала на руках детей.Чаще 2,но были по 4 или даже 6 детей.Думаю,что это отголоски прошлого-Макошь...
    Как же мне нравились эти игрушки!А какие зазывающие присказки выкрикивали женщины при этом! "Петушки ,да курочки-разные хвягурочки!" и много всего другого.А вот мужчины зимой часто подрабатывали ,выпуская столь необходимые крынки и другую глиняную посуду.
    Сообщения объединены, 24 июл 2018, время первого редактирования 24 июл 2018
    Кстати Хлудневскую игрушку мы с супругой видели в Русском музее!
     
    RW1AW, -HUNTER-, Duplik и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей