О нечисти, леших, водяных

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Хольт, 1 авг 2013.

  1. Хольт
    Offline

    Хольт Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2008
    Сообщения:
    2.837
    Спасибо:
    592
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Край сосновый
    Неведомое существо обитает на одном из озер Смоленского Поозерья

    Любое болотное озеро по-своему удивительно и неповторимо. Одно из таких озер есть в Смоленском Поозерье, в Демидовском районе, поблизости от деревень Протокина Гора и Приставки. На картах национального парка название водоема не обозначено, а местные жители называют озеро по-разному, чаще всего, Стретным, хотя в здешних краях есть еще два других Стретных озера.

    Дневник Пржевальского
    Кажется, Н. М. Пржевальский писал в своем дневнике, что собирается на рыбалку на Стретное. Знаменитого путешественника смутило лишь то, что, по рассказам местных жителей, в озере водятся одни лишь окуни, а охраняет их… леший. Впрочем, леший лешим, а озеро, скрытое густым лесом с одной стороны и с клюквенным болотом на другом берегу, – весьма привлекательное место как для туристов, так и для рыбаков.
    Итак, мы с друзьями вшестером направились на это самое озеро порыбачить. Людей собралось много, путь предстоял неблизкий, так что ехать решили на машинах. Конечно, такой туризм спортивным не назовешь, но зато в поход собралось много желающих: не всем по душе тяготы велосипедных или тем более пеших маршрутов.
    Не успели мы проехать и пяти километров по лесной дороге, как вдруг у обеих машин одновременно заглохли моторы. Никакие мыслимые и немыслимые манипуляции с техникой не помогали. В итоге, потеряв почти полчаса, мы были готовы бросить машины и отправиться дальше пешком, но, видимо, дело было не в грехах отечественного автопрома: автомобили завелись синхронно, так же, как и заглохли.
    Мы продолжили путь и, что очень странно, добрались до места без каких бы то ни было приключений или происшествий: дорога была вполне приличная, машины не ломались. Короче говоря, все шестеро, целые и невредимые, добрались к вечеру до места назначения. Впрочем, машины пришлось оставить в деревне по причине бездорожья. Прогуляться пешком несколько километров – дело неутомительное, так что мы скоро были на озере.

    Кикимора болотная
    Лагерь разбили на лесистом берегу, откуда открывался прекрасный вид на озеро. Развели костер, поставили кипятить воду. Вечерняя рыбалка не удалась: паре окуней, пойманных на удочку, пришлось даровать свободу, и потому на ужин мы готовили рис с тушенкой.
    После плотного ужина спать почти не хотелось. Лежа в палатке, мы стали вспоминать истории про перевал Дятлова и прочие туристические вылазки с трагическим концом. Наш разговор прервало зловещее хихиканье, раздававшееся откуда-то с болота. «Кикимора болотная», – пошутил кто-то. Звуки стали приближаться. Мы выскочили из палатки. Уверенность, что ни один известный нам зверь не может издавать таких звуков, усилилась. Подбросив дров в костер, мы легли спать, решив, что вшестером мы справимся с любым зверем, к тому же хихиканье не указывало на крупный размер болотного жителя.

    Пленник топей
    Под утро с берега потянуло сыростью, и в палатке стало прохладно. В предрассветной мгле не просматривался даже противоположный берег крохотного озерца. Над водой нависла густая дымка. Соседи по палатке не думали просыпаться, и я решил в одиночку сплавать на противоположный берег сфотографировать рассвет. Болотистая топь не останавливала меня: то тут, то там виднелись карликовые деревца, так что шанс выйти с лодки был вполне реален.
    Озеро я пересек минут через десять. Оставив лодку в небольшой бухточке, вытоптанной диким зверьем, приходящим на водопой, я вылез на мох. Мох качался и звенел. Каждый шаг отдавался чудной гаммой бурлящих, кряхтящих, сопящих звуков. Благодаря природу и судьбу за то, что я не вешу килограммов сто (этого наверняка было бы достаточно, чтобы отправиться на корм рыбам), я медленно прошел метров пять от берега, чтобы осмотреться и сфотографировать общий план озера.
    Стоило мне немного отдалиться от кромки воды, как стало ясно, что дорога назад потеряна: густой туман скрыл все кругом, следы в вязком мху исчезли, а лодки нигде не было видно. Кругом – ни звука, только бурление воды под слоем мха. В нос ударил сильный запах багульника.
    Вдруг из тумана раздались странные звуки, похожие на хихиканье, слышанное нами ночью. Кто-то смеялся на краю болота, у опушки леса. Хихиканье становилось громче. Вдруг в тумане стал просматриваться неотчетливый странный силуэт: как будто какой-то зверек прыгал на задних лапках. Приблизившись, метрах в тридцати тень скользнула под мох и пропала. Бурление воды под ногами резко усилилось, болотная почва начала дергаться и подвывать.

    Пропавшая лодка
    Минут через пятнадцать туман исчез, и я увидел вдалеке озеро. На берегу ждал не очень приятный сюрприз: лодка исчезла. Возвращаться на стоянку пришлось пешком: сначала по топям, а потом по твердой почве. Надежда, что лодку отогнало волной куда-нибудь в другое место, была ничтожно мала: на озере был полный штиль. Вернувшись на стоянку, я рассказал друзьям о своем приключении. Конечно, моего рассказа всерьез никто не воспринял. «Так вон твоя лодка, на том берегу стоит!»– и я не поверил своим глазам. Действительно, лодка стояла в том месте, где я оставил ее утром и где она пропала таинственным образом.
    За лодкой мы пошли втроем, чтобы, если кикимора или кто бы там ни был проявят себя в очередной раз, удостовериться, что это не болотный дурман. Видимо, таинственный обитатель здешнего болота испугался встречи с группой людей или просто не захотел быть сфотографированным в отсутствие тумана. Так или иначе, мы не увидели и не услышали никого и вернулись к стоянке на не пострадавшей после исчезновения лодке. А через час уже ехали в направлении дома, вспоминая местную кикимору и обижаясь на нее за похищенную лодку и незавидный улов.

    Комментарий эксперта
    Андрей Максимов, доцент СмолГУ, специалист по славянской демонологии:
    – Кикимора – один из наиболее загадочных персонажей славянской демонологии. Контакты с ней у человека происходят гораздо реже, нежели с домовыми, водяными, лешими. Поэтому и рассказов об этом существе исследователями зафиксировано гораздо меньше, чем о других духах.
    На Смоленщине, судя по трудам этнографов того времени, о них мало что было известно уже в конце XIX века. Многие сегодня знакомы с образом кикиморы, но в массовом сознании он закрепился под влиянием художественных произведений, кинематографа, мультипликации, эстрады, а не путем передающихся из поколения в поколение, от стариков к детям, рассказов. А уж истории о том, как в настоящее время люди где бы то ни было встретили кикимору, – вообще редкость.
    Традиционно кикимора предстает как домашний дух, вопреки устоявшемуся у наших современников убеждению, что это существо, связанное исключительно с природными объектами, – «кикимора болотная». Представления о домашней кикиморе распространены широко. Хотя в этнографических источниках встречается и указание на лесных и болотных кикимор, но известно о них меньше и не столь детально, как о домашних. Как бы то ни было, кикиморы ведут происхождение от «нечистых» покойников женского пола (детей, проклятых в утробе матери или родившихся мертвыми, умерших некрещеными детей, утопленниц и т. д.), проклятых, похищенных нечистой силой девочек и девушек.
    Считается, что вторая часть слова «кикимора» – «мора» – связывает ее со смертью, злыми силами и свидетельствует о недоброй сущности. Образ домашней кикиморы по сравнению с болотной более разработан. Но нахождение кикиморы в доме – это не норма, а ЧП. Поэтому все же это существо, так сказать, из внешнего мира. Известны разные варианты того, как она проникает в жилище человека, иногда ее «насаживали» недоброжелатели.
    Для изгнания кикиморы использовались особые заговоры, сопровождаемые специальными действиями, для чего хозяевами дома приглашались «знающие» люди. От кикиморы старались избавиться, и это понятно, так как она становилась виновницей болезни скота, несчастья, неурядицы в доме. Крестьяне домашнюю кикимору представляли как безобразное, с растрепанными волосами, очень худое и маленькое существо женского пола, в лохмотьях. У кикиморы весьма дурной характер: поселившись в доме, она наводит страшный беспорядок, не дает спать по ночам, шумит и гремит. Особенно сильно вредит курам.
    Как и все прочие демонологические персонажи, кикимора обладает способностью к оборотничеству, может принимать вид ребенка, мужчины, свиньи, собаки и другие облики. Если домашняя кикимора считалась иногда женой домового, то болотную кикимору представляли женой лешего. Это также безобразное существо маленького роста, но со специфическими деталями – опутанное тиной, болотными травами, покрытое мхом. Живет такая кикимора в топях, скрытых в глубине лесов, людям показывается редко (как, впрочем, и домашняя). Обычно слышен ее громкий устрашающий крик. Она гораздо опаснее своего домашнего «аналога».


    Автор: С. Прохоров
    _________________

    Делитесь страшными байками аль не байками)))
     
    fantom1 и VladV нравится это.
  2. bamks
    Offline

    bamks ЙОЖЫГ

    Регистрация:
    4 сен 2008
    Сообщения:
    1.580
    Спасибо:
    1.538
    Отзывы:
    45
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    мракобесие
    Может нам тоже на Стретное сгонять,а то и рассказать особо нечего...
     
    VladV нравится это.
  3. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.897
    Спасибо:
    7.606
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Леонова-Ломиани Екатерина "Кикимора" (http://samlib.ru/l/leonowa_l_e/kikimora.shtml)

    В канун праздника Перуна съезжаются на Гамаюнщину родноверы. И не только они, а множество интересующихся языческой традицией людей. В этом году мы услышали интересный рассказ о Кикиморе, которую неожиданно повстречал калужанин Андрей Тимашёв, возвращаясь из Смоленской области, неподалёку от деревни Слободка. Мало того, что невиданный зверь не испугался машины и света фар, он ещё дал себя разглядеть, медлительно пересекая дорогу.
    Выглядел он, по словам очевидцев, так: ростом с крупную собаку, небольшая голова на слегка изогнутой, довольно длинной шее, толстые, "слоновьи" ноги, и хвост, волочившийся по земле, тоже длинный, сужающийся к концу. Зверь тяжело шёл, медленно переставляя лапы. Покровов его не разглядели, но всё его тело было покрыто будто бы засохшей грязью, а на боку явно различалась не то подпалина, не то свалявшаяся шерсть, отличающаяся более светлым цветом. Глаз также видно не было, они были или скрыты веками, или же очень малы.
    Но что самое любопытное, криптозоологи полагают, что это настоящая "кикимора болотная", то есть существо, живущее в болоте, и никогда его не покидающее. Заинтригованный А.Тимашёв стал расспрашивать смолян и калужан по поводу "невиданного зверя" и услышал рассказ одного из стариков, что, во время войны, в 1942 году, в Смоленских лесах группа партизан видела целое стадо подобных существ. Они уходили в болото, и с ними были даже детёныши. Разумеется, партизаны, почти все, были люди из деревни, но так и не смогли понять, что это за животные.
    Несомненно, наши предки славяне, одухотворяя силы природы и создавая свою мифологию, руководствовались не только досужим вымыслом, а и вполне реальные персонажи и явления создавали целый пласт их духовного мировоззрения. Кто такая Какимора - невымерший зверь из "тёмных веков", или неизвестный науке вид, или мутант - это остаётся загадкой, которые иногда подбрасывает нам Природа.

    Когда уже верстался этот номер, история с диковинным зверем получила неожиданное продолжение. Андрей Тимашёв, один из участников первой встречи, сообщил о любопытной находке. В начале октября сего года, при сборе археологического подъёмного материала в земле, в месте, перепаханном кабанами, была найдена глиняная игрушка. Произошло это в Угранском районе Смоленской области в урочище "Старая Заворонь". В 40 верстах к юго-западу от места первой встречи с загадочным животным.
    Каково же было удивление Андрея, когда, подняв глиняную свистульку, он увидел, что игрушка была слеплена по "образу и подобию" того неведомого существа.
    По словам Андрея, Владимир Александрович Ткаченко, научный работник калужского "Музея ремесла, архитектуры и быта", на базе которого работает Школа мастеров промысла глиняной игрушки города Калуги, датировал находку началом XVIII века.
    И добавил, что "данный сюжет в глиняной игрушке никогда не встречался".

    От себя могу добавить, что данный сюжет очень часто встречался в сказках.
    Кикимора болотная
    "Жуткое русское создание, живущее в болотах и топях. Принимает внешность старухи, закутавшейся в ряднину, сотканную из мха и водорослей. Однако мало кто из живых видел кикимору, потому что она невероятно скрытна - на болотах в лучшем случае можно услышать ее вой.
    Заблудившихся на болотах людей кикимора криком зазывает на трясину, откуда нет возврата. Поверхность трясины, состоящая из спутавшихся мхов, неожиданно раскрывается... и появляется кикимора, чтобы любоваться жуткой агонией медленно погружающегося в топь несчастного..."
     
    fantom1 и VladV нравится это.
  4. Dr.Wood
    Offline

    Dr.Wood Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 сен 2011
    Сообщения:
    1.619
    Спасибо:
    3.305
    Отзывы:
    108
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Северо-Восток
    О кикиморах и прочих суевериях, тема отдельная, а вот вполне реальные, :blink: неведомые "лютые звери" официально отмечены средневековыми источниками в озерах и реках. К примеру в своей небольшой статье о ящерах (крокодилах) А.К.Богданов отмечает,что:- цитирую..."в Псковской летописи за 1582 год. «В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». О какой именно реке идет речь, остается гадать. Приведенное упоминание о «коркодилах» содержится в так называемом Архивском 2-м списке, писанном разными почерками середины XVII века. Известия, представленные этим списком, как полагал публикатор академического издания псковских летописей А. Насонов, частично записаны по устным показаниям современников составителей списка. Запись о «коркодилах» в других списках не дублируется и не дает разночтений. В монографии Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» вышеприведенная запись была истолкована как документальное свидетельство. По мнению академика, речь в данном случае идет о «реальном нашествии речных ящеров», культ которых якобы существовал в дохристианской славянской культуре. Хотя упоминаний о культе ящера, как о том с сожалением упоминает автор, нет «ни в летописях, ни в основных поучениях против язычества, ни в волшебных сказках, являющихся рудиментом мифа», их отсутствие не должно нас смущать: культ реконструируется на основе археологических находок, данных топонимики и, самое главное, из «правильного» прочтения текстов, упоминающих о каких-то крокодилообразных водных чудищах, водившихся на озерном севере Руси. Надлежащему прочтению и посвящена отдельная глава исследования. Основными письменными текстами, призванными служить реконструкции культа ящера, и более того — доказательством существования ящеров в средневековой Руси Рыбакову послужили три текста: вышеприведенный фрагмент Псковской летописи с сообщением о нападении «коркодилов» на людей; «Записки о Московии» австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна (1485—1566) и новгородская легенда о сыне Словена Волхве (Волхе), превращавшемся в крокодила («коркодела»), известная в летописных записях XVII века.

    Пассаж из путевых записок Герберштейна. В разделе о Литве Герберштейн упоминает о неких местных идолопоклонниках, «которые кормят у себя дома, как бы пенатов (домашних духов-охранителей), каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей в длину и называемых гивоитами (живоитами). В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписываются тому, что божество-змея было плохо накормлено». Итак, заключает исследователь (попутно укоряя зоологов в том, что «современная зоология плохо помогает в поиске прообраза ящера»), у нас есть основания думать, что до XVI века в Восточной Европе водилась огромная крокодилообразная ящерица"...[​IMG]
     
    VladV нравится это.
  5. gav.viktor67
    Offline

    gav.viktor67 Приказный

    Регистрация:
    15 окт 2013
    Сообщения:
    24
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    0
    Из:
    ярцево
    Интересы:
    разные
    Прошу прощения -но все это сказки для( блондинок) Я больше 40-лет увлекаюсь охотой особенно ночной и к тому же я охотник одиночка. Поверьте мне на слово всему происходящему есть обьяснение втом числе звукам.движениям.шорохам и прочему.У страха глаза велики Мое мнение самый страшный-не предсказуемый- опасный-зверь это ч е л о в е к
     
    Мишко и VladV нравится это.
  6. voron
    Offline

    voron Фельдфебель

    Регистрация:
    14 янв 2013
    Сообщения:
    30
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Согласен gav.viktor67 полный бред,но бывает всякое,но на том озеро были с другом лет 5 подряд и ничего там сверхъестественного нет
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)