О судьбе человека и крейсера

Тема в разделе "Библиотека коллекционера и историка", создана пользователем Питер, 8 янв 2019.

  1. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    700
    Спасибо SB:
    4.136
    Отзывы:
    221
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    В парадной моего старого петербургского дома у Театральной площади идет большое ремонт.
    Строители на двери одной из квартир обнаружили закрашенную табличку кого-то из прежних жильцов. Они отчистили ее от краски и показали мне. Конечно, захотелось выяснить, кто был этот человек.
    Удача улыбнулась, удалось это выяснить.
    1табличка Григорьев Н В.jpeg

    Николай Васильевич Григорьев (19 января 1890—1937) — военный инженер кораблестроитель, строитель первых гражданских судов в СССР, главный строитель крейсера «Киров», профессор, начальник кафедры корабельной архитектуры Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, военинженер 2-го ранга. Репрессирован в 1937 году.

    Был на службе в императорском флоте России с 1908 года. В 1911 году после окончания кораблестроительного отделения Морского инженерного училища в Кронштадте был произведён в подпоручики, и назначен в конструкторское бюро Адмиралтейского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. В 1912 году находился в командировке в Англии в составе комиссии по приёмке крейсера «Рюрик». По возвращении из командировки в 1913 году работал помощником строителя В. И. Невражина на постройке линейных крейсеров «Бородино» и «Наварин». 8 ноября 1915 года был награждён орденом Святого Станислава 3 степени. С 1917 года стал строителем минных заградителей «Урал» и «Демосфен».
    После Октябрьской революции перешёл на Балтийский судостроительный завод, где заведовал судостроительным отделом. С 1919 года без отрыва от работы на заводе, преподавал курс корабельной архитектуры в Морском инженерном училище.

    С 1925 года был главным строителем первых советских лесовозов. В 1927 году сдал Госторгфлоту лесовозы — четыре судна с паровыми машинами «Товарищ Сталин», «Григорий Зиновьев», «Михаил Томский», «Товарищ Красин». Затем строил первые теплоходы типа «Абхазия» Крымско-Кавказской линии.
    Продолжал преподавательскую работу. Был профессором и начальником кафедры корабельной архитектуры в Высшем военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского, преподавал в Ленинградском кораблестроительном институте.
    В июле 1934 года военный инженер 2 ранга Григорьев был назначен главным строителем крейсера «Киров», корабль был объявлен стахановским объектом.
    Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. Опытного конструктора Н.В. Григорьева в 1935 году сменили на нового главного строителя – молодого инженера В. Л. Бродского. 30 ноября 1936 года крейсер был спущен на воду. Штатный экипаж - 44 офицера, 124 старшины и 566 краснофлотцев — всего 734 человека.

    При строительстве корабля применялось много технологических новинок. 7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море (из Кронштадта по «Маркизовой луже»). Однако в ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Н. В. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли в том же 1937 году. Н. В. Григорьев был женат на Ольге Ивановне Иловайской — дочери казацкого старшины из станицы Старочеркасской. Сведений о судьбе жены найти не удалось.
    Другого главного строителя В. Л. Бродского тоже арестовали 12 мая 1937 года, осудили на 20 лет заключения в исправительно-трудовом лагере, позже реабилитирован (попутно выяснил и его судьбу, но это уже не по теме).
    Ответственным сдатчиком корабля после ареста В. Л. Бродского стал главный инженер завода B.C. Боженко. В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был арестован председатель комиссии по приемке корабля А. К. Векман.

    Всего было построено в СССР 6 крейсеров типа «Киров». Головной крейсер «Киров» в период Второй мировой войны был активным участником боевых действий в Балтийском море. Участвовал в советско-финской войне, в Таллиннском переходе, в обороне Ленинграда. Давая объективную оценку крейсеру, специалисты отмечали, что у него были слабые стороны: корабль не имел противоторпедной защиты, очень слабое и неэффективное зенитное вооружение. В апреле — мае 1942 года крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание. Возник сильный пожар, в том числе в артиллерийских погребах, часть из которых пришлось затопить во избежание взрыва. Были повреждены многие надстройки, запасной командный пункт корабля, часть помещений и трубопроводов. На крейсере погибло 86 человек, 46 было ранено. 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения. С ноября 1949 года по апрель 1953 года проходил ремонт и модернизацию. В 1961 года переквалифицирован в учебный корабль.
    Всего же служба первенца советского крейсеростроения продолжалась 36 лет. Исключен из состава флота в 1974 году, разобран на металл.

    В середине 70-х было решено поставить его на вечную стоянку подобно крейсеру «Аврора». Но проект не был утвержден. Ограничились установкой на Васильевском острове недалеко от гостиницы «Прибалтийская» (на Морской набережной, 15-17) Памятного знака Морякам эскадры КБФ и экипажу Краснознаменного крейсера «Киров» - две башни главного калибра и два гребных винта. Памятник открыт 30 сентября 1990 года.
    1крейсеру Киров памятник.jpg

    В 2005 в г. Шлиссельбурге в Парке Победы установлены 9 зенитных орудий с крейсера “Киров”, отреставрированные на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. И как символ боевого братства Казахстана и Ленинграда одно 100-мм орудие крейсера , в расчете которого в годы войны были казахстанцы, навечно установлено в аллее Боевой славы в г. Алматы.

    Память о крейсере сохраняется. А вот главный строитель Николай Васильевич Григорьев давно забыт. Он был моим соседом по парадной.
     
    Последнее редактирование модератором: 8 янв 2019
    WildWind, Plekhanoff_K и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей