Пароходство в Смоленске

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем Кузьмич, 27 май 2009.

  1. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.537
    Спасибо SB:
    1.001
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Размещаю материалы собственные и Ивы по истории пароходства в Смоленском крае.
    Пароходство по Днепру началось с 1902 года, когда от Смоленска до Дорогобужа стал совершать регулярные рейсы частный пароход капитана Вирта "Отважный".
    Позднее парходов стало три («Отважный», «Благодать» и «Удалой»). Они ежедневно перевозили грузы и пассажиров на участке реки от Могилева до Дорогобужа. Пароходы находились в ведении Судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения.
    В 1903 году на месте бывшей купальни (левый берег Днепра) построили пристань, состоявшую из склада и двух комнат ожидания для пассажиров (на фото).
    Уже в советское время в Заднепровье была построена пристань «Смоленск» Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней – судоремонтная мастерская. Пассажиров тогда перевозили колесные пароходы «Пятилетка», «Советская Беларусь» и несколько речных трамваев, грузы – девять барж и буксирный пароход «Правда». В 1940 году речные суда перевезли 114 тысяч человек и свыше двух миллионов тонн различных грузов.
    В истории смоленского флота есть множество героических страниц. Так, 21 июля 1941 года разведкатер «Дзержинский», отправленный в уже оккупированный врагом Смоленск, собрал нужные данные и, прорвавшись через огненный заслон, сумел доставить их к месту назначения.
    После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от деревни Бовшево (расположенной на границе с Белоруссией) до Дорогобужа. За навигацию (с весны по осень) перевозилось до 125 тысяч человек. Особенно удобно добираться до Смоленска было жителям прибрежных деревень – Боровики, Лопино, Ратчино, Сырокоренье, Немыкари. Прогулочные рейсы теплоходами «Дон», «Енисей», «Десна» и «Днепр» совершались в Красный Бор и на Соколью гору. Судоходство по Днепру было закрыто местными властями в 1976 году. Официальными причинами этого тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству».

    Несколько фотографий начала XX века.

    Стоянка парохода у церкви Тихона Задонского во время половодья.
    [​IMG]

    Посадка на пароход.
    [​IMG]

    Пароход «Удалой» на Днепре. 1913 год.
    [​IMG]

    На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
    [​IMG]

    Окрестности Смоленска с палубы парохода, 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
    [​IMG]

    На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
    [​IMG]

    Окрестности Смоленска с палубы парохода, 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
    [​IMG]
     
  2. Online

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    7.449
    Спасибо SB:
    3.069
    Отзывы:
    72
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Кузьмич, спасибо за интересный материал!
     
  3. Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.438
    Спасибо SB:
    18.558
    Отзывы:
    328
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск, реконструкция
    В этом году начнётся возрождение судоходства. Это конечно не параходство но всё таки. Прогулочные катера тоже приятны.
     
  4. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.059
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Остатки какой-то то ли пристани, то ли моста видны летом, напротив Кловки, правда, это на левом берегу Днепра, а не в заднепровье. Хотя, может это просто свалка в реке...
     
  5. Offline

    Копатыч рядовой запаса Команда форума

    Регистрация:
    14 май 2008
    Сообщения:
    1.623
    Спасибо SB:
    758
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Восточный Мордор
    Интересы:
    Поиск
    Цитата(Шмяк @ 27 Мая 2009, 18:03)
    Остатки какой-то то ли пристани, то ли моста видны летом, напротив Кловки, правда, это на левом берегу Днепра, а не в заднепровье. Хотя, может это просто свалка в реке...

    Вы правы Шмяк, это пристань.
     
  6. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.059
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    А що за пристань тогда? та, что при Советах строили?
     
  7. Offline

    Копатыч рядовой запаса Команда форума

    Регистрация:
    14 май 2008
    Сообщения:
    1.623
    Спасибо SB:
    758
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Восточный Мордор
    Интересы:
    Поиск
    Цитата(Шмяк @ 27 Мая 2009, 19:41)
    А що за пристань тогда? та, что при Советах строили?

    Издавана там пристань была, ещё при царе-батюшке.
     
  8. Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    725
    Спасибо SB:
    143
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    А какова реальная причина закрытия судоходства?
     
  9. Offline

    Dimon Полковникъ

    Регистрация:
    9 июн 2008
    Сообщения:
    115
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленск
    Немного истории в тему, слегка позволю себе "расширить и углубить" Кузьмича на тему "...как это начиналось":
    Летом 1902 года в Смоленске открылось пароходное движение товаров и пассажиров по Днепру. Капитан парохода «Отважный» Фридрих Карлович Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход – «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Федоровичу Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из-за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев. В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для этих целей был выделен участок береговой линии (слева по течению Днепра) на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань была построена. Она располагалась выше старого моста и представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения. В одном из них хранились грузы, а два других были залами ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели.
    К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1-й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки наземных судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате их деятельности Катынские пороги были освобождены от огромных валунов, мешавших судоходству, и открыто движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья. В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилёвом пароходы судовладельца Маховера.
    Особенностью смоленского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобелянские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы.

    Литература по теме:
    1. Виноградова О. «Судоходство на Днепре» (журнал «Смоленск», №4 - 2003г.)
    2. Судоходство на Днепре в годы войны (сборник "…Все судьбы в единую слиты…")
    3. Смоленский этнографический альбом, часть 1 (если не ошибаюсь)

    Что касается реальной причины закрытия - насколько ведомо их несколько, объективных и субъективных, как то: обмельчание Днепра и нежелание (или невозможности) местных властей чистить русло, полный износ к середине 70-х годов матчасти, развитие автотранспорта и дорожного хозяйства (как следствие - потеря значимости реки как транспортной артерии, в первую очередь для грузоперевозок).

    Немного хотел бы уточнить по дате закрытия судоходства.
    В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 года запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 года №898 "Об усилении природы и улучшении использования природных ресурсов". Представляется, что Исполком преследовал цель в первую очередь ограничить судоходство для мощных и быстроходных судов в черте Смоленска из-за разрушения берегов. На судах типа "Москвич" пассажироперевозки не запрещались.

    А тут про возрождение пароходства 30 мая 2009 года.
     
  10. Offline

    Ulan Полковникъ

    Регистрация:
    3 дек 2008
    Сообщения:
    114
    Спасибо SB:
    20
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    история губернии и ближайших окрестностей
    Добавлю немного из своего архива. Середина 20 века. Расцвет судоходства в Смоленске (незадолго до его закрытия). Суда, ходившие по Днепру у Смоленска в конце 70-х переданы в БССР. Интересно, теперь оттуда их гонят опять к нам (по линии "Днепровский форватер"). Лишь бы не повторилась история "Возрождение Днепра". А вот набережной у нас нет. Просто нет... Куда причаливать будем?
    Судно Ока. 1963 г.
    [​IMG]
    Пристань в Смоленске 1966 г.
    [​IMG]
    то же
    [​IMG]
    то же
    [​IMG]
    Судно Заря 1972 г. (ходить ему осталось три года).
    [​IMG]
    И для разнообразия. Такие вот скутеры ходили в Смоленске в 1965 году.
    [​IMG]
    Судоходство было организовано еще на р.Сож до 1941г. (перевозка полезных ископаемых - фосфаритов на переработку в БССР), на р. Вопь (пассажироперевозки), на р. З.Двина (пассажироперевозки от Велижа до Риги, потом до Витебска, сплав леса).
    История этих путей не менее интересная.
     
  11. Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    725
    Спасибо SB:
    143
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    Интересно куда свозили грунт,ил,или что там вытаскивали? Было-бы интересно походить там!
     
  12. Offline

    Ulan Полковникъ

    Регистрация:
    3 дек 2008
    Сообщения:
    114
    Спасибо SB:
    20
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    история губернии и ближайших окрестностей
    andr067; Сырье фосфоритовое судами переправляли по р.Сож в Кричев на завод по переработке (разрушен в 1941 году немцами и не восстановлен). Запасы фосфоритов на территории Смоленской области по берегам Сожи до 10 млн. тонн. Шахты в наличии и на настоящее время (от д.Стайки до д. Вороновки по левому берегу). Народ лазит.
     
  13. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.537
    Спасибо SB:
    1.001
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(andr067 @ 28 Мая 2009, 22:29)
    Интересно куда свозили грунт,ил,или что там вытаскивали? Было-бы интересно походить там!

    Ulan, как я понял, Андрей имел в виду грунт, который вынимался после очистки форватера.
     
  14. Offline

    Ulan Полковникъ

    Регистрация:
    3 дек 2008
    Сообщения:
    114
    Спасибо SB:
    20
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    история губернии и ближайших окрестностей
    Понял. Форватер как таковой не чистился. Лишь подчищался. Земснаряд до недавнего времени стоял на правом берегу Днепра за Колхозной площадью. Второй переволокли на озеро Купринское. Еще один переволокли в Дорогобуж (где он благополучно притонул, потом, правда, достали). Поскольку в русле не было товарного песка, то очистка экономически не оправдывалась. Куда свозили всяко-разно - не ведаю. Но подозреваю, что на рекультивацию карьера у озера Скворцова дача (у ул. Госпитальной). Подтверждение, что не чистили радикально - куча военного мусора в русле. Последний раз были попытки чистить в 1992 году (в районе Катынь-Покровское - авиабомбы на месте переправы) и в 2000-2001г.г. (от Смоленска до Борка - металлоконструкции).
     
  15. Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    725
    Спасибо SB:
    143
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    На дне столько хлама должно быть-ужас,но можно найти что-то интересное! В прошлом году в Питере поисковики извелись когда на баржах вывозили грунт со дна Нивы!
     
  16. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.059
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Сомневаюсь, что грунт на Скворцову дачу возили, там Лермонтовский карьер рядом, гораздо проще.
    По земснаряду, что у автовокзала стоял, он там не стоит уже лет 5-8, порезан на лом, кстати сказать, многие его считают обычной баржей, чем он по-моему и являлся. Хотя, может ошибаюсь.
     
  17. Offline

    atwved Новобранец

    Регистрация:
    5 фев 2013
    Сообщения:
    7
    Спасибо SB:
    4
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Брянск, Россия
    День добрый участникам форума. Расскажите какая сейчас обстановка с удоходством на Днепре. Русло чистят, суда ходят ? Очень интересно, как там у вас. Мы в Брянске с группой единомышленников делаем, что в наших силах всё, чтобы Десна вновь стала полноводной. Обсаживаем обезлесенные берега разными породами деревьев весной и осенью.
     
    PaulZibert нравится это.
  18. Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.438
    Спасибо SB:
    18.558
    Отзывы:
    328
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск, реконструкция
    Очень интересно! Если будет время интересно было бы увидеть темку по вашим работам, так сказать отчёт из Брянска.
    С уважением, Егор
     

Поделиться этой страницей