Печной изразец

Тема в разделе "Бытовая утварь", создана пользователем Остап Бендер, 5 ноя 2014.

  1. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.906
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Здравствуйте!
    Нашелся Импортный Изразец с Буквами.
    Сопутка монеты до середины 17 века.
    Мнение есть,что Мстиславской школы работа мастеров...

    DSC_0810.JPG

    DSC_0810.JPG
    DSC_0810.JPG
    DSC_0811.JPG
    DSC_0813.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 3 апр 2018
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо SB:
    3.531
    Отзывы:
    146
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
  4. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Дима, поливные зеленые (их еще называют муравленными) изразцы с латинскими буквами - обычная находка для Смоленщины. Местные помещики были ведь выходцами из польской шляхты (за исключением восточных уездов), несколько поколений продолжали говорить и писать по-польски, вплоть до конца 18 века. Предположительно, в центральной части твоего изразца был родовой герб, а буквы обозначают инициалы владельца герба и, возможно, должность. Говорить о том, что они "Мстиславской школы", вряд ли, верно. Подобного типа изразцы были распространены как на Смоленщине, так и в белорусских городах - Кричиве, Витебске, Орше, Минске, Могилеве, Полоцке и других. Я думаю, что абсолютное большинство смоленских изразцов делали на Смоленщине.
     
    LIR 75, Duplik, Юниор и 3 другим нравится это.
  5. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.906
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Юра Большое Спасибо!!!
    Такая печь могла ли быть в Церкви?
     
  6. Offline

    redflag рядовой запаса

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    6.966
    Спасибо SB:
    15.639
    Отзывы:
    525
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Belarus
    Запросто. Изразцы 18 века встречал в деревенских домах довоенной постройки. Ценная они и красивая вещь.
     
    Юниор нравится это.
  7. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В теплых церквях (т.е. с отоплением, были еще холодные, без отопления), конечно же, были печи. Их старались украсить изразцами. Видел большое разнообразие изразцов (в том числе муравленных и даже с гербом и латинскими буквами) от печей двух смоленских монастырей. Печи были в храмах.
     
    Юниор нравится это.
  8. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Вот уж печки так печки!
    IMG_0123.JPG IMG_0125.JPG
     
    RedisKo_Sun, LIR 75, бетман и 7 другим нравится это.
  9. Offline

    Минай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 фев 2013
    Сообщения:
    369
    Спасибо SB:
    695
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Имя:
    Дмитрий
    Интересы:
    История Смоленского края
    Вижу про печные изразцы тема не продвигается, а ведь наверняка каждому из нас встречался изразец или его фрагмент. Хочу выложить школьную работу моего сына для общего обзора. Проект на тему: «Память всегда жива».
    Стихи на печных изразцах
    Когда в снегу завеянной тропой
    Идёт хромец тяжёлою стопой,
    Когда окно в плетенье ледяном
    И календарь на тридцати одном,
    И сторож тёмной шкурою оброс.
    Когда глотнул крепчающий мороз
    Крепчающий настой крутой зимы –
    Всех стен и всех камней вернее мы.
    Нас не равнял ваятеля резец,
    Но ровным жаром дышит изразец.
    И в новогоднем сумраке седом
    Единой печью держится весь дом.
    Благословен отныне и навек
    Слагатель очага и дровосек.

    Д.С.Усов. 2 января 1927г.

    Введение

    Мой отец, Дмитрий Александрович Володин, в узких кругах Рославля и Смоленской области, известен как коллекционер старинных дореволюционных кирпичей [1]. Да и можно смело заявить, что среди людей увлечённых данной тематикой, мой отец известен на уровне Российской Федерации и соседних государств Белоруссии и Украины, как смоленский коллекционер. Учитывая, что к нему не однократно обращались с предложением обмена или в помощи организации поискового маршрута по Смоленщине из различных городов (от Санкт – Петербурга и до Владивостока). Так же ежегодно к нам заглядывает в гости Алексей Алексеевич Чистяков коллекционер из Белоруссии [2].
    В июле 2013 года мой отец впервые совершил выезд в составе рославльского литературно - краеведческого клуба «Библиотечная среда», с этого дня и я стараюсь всюду сопровождать отца, разделяя его увлечения [3].
    С годами наша коллекция пополнялась, но с нею пополнялась и другая коллекция – печных изразцов. К сожалению, по своей прочности они горазда уступают кирпичам и найти цельный изразец так же сложно, как найти клад. Но даже маленький фрагмент изразца зачаровывает своей художественной росписью.
    Данной работой, я хотел бы показать, что даже в маленьком осколке печного изразца хранится память яркого явления русского декоративно – прикладного искусства.
    В моей работе использованы фотографии с изображениями смоленских изразцов из нашей коллекции. Путеводной звездой моей работы будет бесценная книга авторов Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков [4].

    Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Наглядный примерздания бывшего офицерского собрания на пересечении улиц Маяковского и Коммунистической в городе Смоленске. В настоящее время известен, как дом Петра Андреевича Будникова, который основал в 1877 году собственное керамическое производство - изразцово-кафельный завод в Смоленске [5]. Сохранившийся изразцовый декор дома Будникова представляет большой художественный интерес как памятник декоративно-прикладного искусства. Во внешнем убранстве фасадов широко применены поливные многоцветные изразцы разных размеров и форм. Окна тоже различаются: на первом этаже имеют лучковые перемычки, на втором представляют собой большие арочные окна, а на третьем увенчиваются щипцовым верхом. В декоре стилизованы древнерусские формы: поребрик, ширинки, кокошники, наборные полуколонки с кубовидными капителями, балясины, изразцы (фото №1).

    DSCN0556.JPG

    1. Общий вид здания бывшего офицерского собрания (дом П.А. Будникова). Смоленск. Фото 2014 г.


    Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей (фото №2). Стиль, материалы и сложность узоров зависели не только от богатства заказчика, но и от его вкуса. Люди понимали, что это один из тех факторов, из которых складывалась общая эстетика помещения.

    IMG_3685.JPG

    Фото №2 Изразцовая печь из историко-архитектурного комплекса "Теремок". Флёново. Смоленский район. Фото 2014 г.


    Предмет исследования: печные изразцы.
    Цель моей работы: сохранить историко – культурное наследие наших предков.
    Задачи исследования: изучить историю возникновения и развития изразцового производства на Смоленщине.
    Методы исследования: анализ, наблюдения, сбор информации с разных источников.
    Актуальность: мы стараемся окружить себя максимальным комфортом, обустраивая свои помещения, порой варварски уничтожая изразцовые печи из – за ненадобности.

    Что такое изразец


    Собственно изразец – глиняная обожженная плитка с румпой (фото №3) для крепления в стене или печи – известен в России с XVI века. В отличии от кафельной плитки изразец имеет более сложную форму за счёт румпы, которая в печном изразце служит элементом крепления. На румпе имеются отверстия для крепёжной проволоки. На печке изразцы вяжутся, то есть соединяются между собой проволокой или специальными креплениями. Такая связь изразца надёжно удерживает форму внешнего корпуса печи независимо от процессов происходящих на внутреннем контуре изразцовой печи.

    Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером около 20х20 см, окаймленные широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамочными. Большие размеры лицевых пластин дали им еще и второе название – изразцы «большой руки». Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Лицевые поверхности красных широкорамочных изразцов богато орнаментировались. Высота рельефа изображений колебалась в пределах 0,3-0,8 см и, как правило, была несколько ниже высоты рельефа контурной рамки.В это же время вырабатывались изразцы «малой руки», с квадратной лицевой пластиной размером около 14х14 см и широкой контурной рамкой. Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки выделывались поясовые изразцы прямоугольной формы (фото №4). Они имели высоту около 10 см, коробчатые румпы и широкие рамки по длинным сторонам изразца.В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки (фото №5). Они имели полукруглую форму с рельефным рисунком и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Верх печей обычно завершался рядом «городков» фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями (фото №6). Из этих основных пяти типов изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи (фото №7).

    image (3).jpg

    Фото №3 Изразец – глиняная обожженная плитка с румпой.


    image (7).jpg

    Фото №4 Поясновый глазурованный рельефный печной изразец
    с четырьмя рельефными выступами (с двумя полными и с двумя неполными по краям изразца выступами). Середина – вторая половина XVIII века. Размер 20,0 х 7,0 см. Красная глина. Зелёная глазурь.

    image (4).jpg

    Фото №5 Изразцы – перемычки. Середина XVIII века.
    В верхних углах фрагменты полихромных гладких расписных печных изразцов – перемычек. Красная глина. Местами сохранены элементы белой эмали с росписью.

    image (12).jpg

    Фото №6 Глазурованные изразец – городок
    XIX века фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями.

    image (14).jpg

    Фото №7 Набор изразцов из изразцовой печи
    разобранной последними владельцами дома по улице Софьи Перовской, Рославль,

    История изразцового искусства в Смоленской губернии


    Изразцы как искусство появились в нашем регионе на рубеже XVI-XVII веков, когда Смоленск принадлежал Речи Посполитой. Именно польско-литовские мастера и дали начало украшению печей изразцами на нашей земле. До них у нас не было мастеров этого дела. Но я хочу отметить, что это не умаляет достоинства России, напротив — взаимопроникновение разных культур, обмен опытом и традициями в искусстве очень важны для каждого народа». Сейчас уже можно говорить о том, что смоленская изразцовая школа отличается от всех остальных центров производства изразцов, будь то Москва, Ярославль или Новый Иерусалим. Главная особенность — именно западное влияние, что проявляется в используемых технологиях, орнаментике, встречающейся католической символике [6].

    В первой трети XVII века, после включения Смоленска в состав Речи Посполитой, в городе началось массовое производство «коробчатых» печных изразцов. Подавляющее большинство изразцов XVII века выполнено в технике «муравления» - покрытие монохромной зелёной глазурью. Излюбленным мотивом растительного орнамента, в особенности для раппортных четырёхчастных композиций изразцового орнаментального декора печи было изображение васильков, в том числе в виде цветков в вазе. Встречаются и экземпляры с сочетанием растительного и геометрического орнаментов или букет в вазе, помещенный в двойную фигурную рамку (фото №8).

    Для облицовки печей XVII – XVIII веков использовались два вида изразцов – терракотовые (не глазурованные) и глазурованные («муравленые»). Муравленые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени. В XVIII - XIX под термином «муравленые» подразумевают уже всякую глазурь и эмаль. И всё более широкое распространение получили рельефные полихромные изразцы.

    К концу XVII – началу XVIII веков исчезает обрамляющая лицевую пластинку рамка. То есть изразцы становятся безрамочными, хотя узор на них в Смоленске продолжает ещё оставаться рельефным вплоть до середины XVIII столетия (фото №8). Использование безрамочных изразцов позволяло выполнять изразцовое убранство зеркала печи по принципу «коврового» орнамента, когда целостный орнаментальный мотив – например, цветок, - составлялся из нескольких (чаще четырёх) состыкованных вплотную друг к другу изразцов.

    Все смоленские изразцы – как терракотовые (фото №9), так и поливные (глазурованные) сформованы из красножгущейся глины.

    В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.Первые гладкие расписные изразцы, несмотря на иноземное влияние, особенно в сюжетах, остаются все же русскими изделиями. Здесь мы вновь наблюдаем уже известное нам явление, когда русские мастера, заимствуя иноземную технику как более совершенную, не отходили от установившихся традиций своего искусства и оставались художниками своей родины.Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Четко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными подписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью. Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей. В своих поздних изделиях мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону (фото №10). В последней четверти века эта роспись приобретает очень упрощенный характер, а вскоре и совсем пропадает.

    image.jpg

    Фото №8 Стенной глазурованный безрамочный рельефный изразец
    XVIII века с растительным орнаментом (мотив – «букет в вазе).

    image (1).jpg

    Фото №9 Стенной терракотовый печной изразец
    , с двойной рамкой, XVII – XVIII веков. Размер 21,5 х 24,5. Красная глина.

    image (11).jpg

    Фото №10 Полихромные глазурованные расписные изразцы XVIII – XIX веков.
    Приобретены в Смоленске 2016 году.

    Заключение


    Народные художники на всем протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своем искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Все это дает нам право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством.

    Я не искал истоки русского изразцового искусства, а просто постарался раскрыть искусство декоративно – прикладной керамики на Смоленщине.

    В заключении хочется отметить изумительное искусство мастеров - изразечников XVII – ХХ веков. Мне хочется, чтобы моя работа придала новый импульсместному собирательству печных изразцов, или научить сохранять изразцовое искусство, не разбивая печи кувалдой, ведь в большинстве случаев мы находим осколки изразцов в куче боя, когда хозяевам не нужна печь в доме. Я надеюсь, что усилится интерес и более рачительное отношение к изразцам со стороны краеведов иценителей исторических раритетов.

    Примечания:

    1. Смолянин коллекционирует кирпичи

    http://smolgazeta.ru/events/14182-smolyanin-kollekcioniruet-kirpichi.html

    2. Самая большая коллекция кирпичей в Беларуси

    https://fishki.net/1247415-samaja-bolshaja-kollekcija-kirpichej-v-belarusi.html

    3. Источник "Рославльская правда":Краеведение. Корсики.12.07.2013 г. Автор: И. Жарынцева. http://ropravda.ru/index.php/kraevedenie/714-korsiki
    4. Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков http://www.hamlet.ru/?view=item&id=25711
    5. Архитектурное наследие. Дом Будникова в Смоленске https://arch-heritage.livejournal.com/2190704.html

    6. Искусство за печкой. Как точечная застройка спасла историю Смоленска http://www.smol.aif.ru/society/history/950401

    Вот и всё. Надеюсь вам понравится.
    PS: Приобрету или возьму в дар изразцы и даже фрагменты печных изразцов найденных на территории Смоленской губернии. Пишите в личку. За ранее спасибо.

    К мародёрству архитектурных памятников и ценностей в виде печных печей не призываю. С вашего разрешения выложу ещё фото с изразцовыми печами.

    IMG_0432.JPG

    Алексино, Дорогобужский район.


    IMG_0404.JPG IMG_0405.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За статью!) 29 мар 2018
    Остап Бендер: 1 пункт (За Увлечение!!!) 30 мар 2018
    Последнее редактирование модератором: 29 мар 2018
  10. Offline

    Минай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 фев 2013
    Сообщения:
    369
    Спасибо SB:
    695
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Имя:
    Дмитрий
    Интересы:
    История Смоленского края
    Хочу отметить и поблагодарить Игоря Александровича Ходченкова за предоставленный ранее им подарок. Смоленск, 17.10.2014 г.

    IMG_3369.JPG
    Сообщения объединены, 29 мар 2018, время первого редактирования 29 мар 2018
    улица Ногина.JPG
     
    114mendel, Анна Гл, Тата63 и 5 другим нравится это.
  11. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.906
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Теракотовые? Начало 17 ВЕКА?
    Сообщения объединены, 30 мар 2018
    в дополнении http://smolbattle.ru/threads/Печь-конца-17-начало-18-века-Муравленые-печные-изразцы.59715/#post-972
     
    Тата63 и Дождевой Земляк нравится это.
  12. Offline

    Антон2 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 мар 2016
    Сообщения:
    244
    Спасибо SB:
    848
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    История, кафель, изразцы.
    Здравствуйте.
    Сообщения объединены, 30 мар 2018, время первого редактирования 30 мар 2018
    Здравствуйте. Минай, спасибо Вам и Вашему сыну за познавательную статью по интересной теме. С удовольствием её прочитал и посмотрел фотографии. С недавних пор сам стал интересоваться изразцами - раньше даже с ,,поля,, не забирал. Сейчас что то покупаю, что то принимаю в дар... Думаю, весной прогуляться по старым местам, где раньше находил но не забирал плитки.... Хотелось бы посмотреть на фото Вашей коллекции, может есть где в сети? И ещё, удивило фото печи в старом доме- изразцы не сняли и почти не побили- жалко будет, если их просто уничтожат.
    Остап Бендер, по моему мнению, плитка с последних
    фото Миная может быть как 17, так и 18 века(достаточно тонкая проработка рисунка)- точно сказать только по плитке не получится, нужно смотреть и на качество глины и обжига, а так же ,,сопутку,, . Вам спасибо за создание темы, глядишь, кто нибудь и зайдёт, напишет что то интересное.
     
  13. Offline

    Минай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 фев 2013
    Сообщения:
    369
    Спасибо SB:
    695
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Имя:
    Дмитрий
    Интересы:
    История Смоленского края
    Добрый день. Есть маленькая подборка клейм из Могилевской губернии Гончаровых, собранное мною по Рославльскому району. Сейчас выложу.

    IMG_1436.JPG IMG_1437.JPG IMG_1438.JPG IMG_1439.JPG IMG_1440.JPG IMG_1441.JPG

    6 клейм из них К Гончоров и Гончаров, А Гончорова и Илья Гончоров.
    Антон, если вы имеете инфо по династии Гончаровых, то поделитесь её пожалуйста, а то в поисковике практически о них не слово.
    Добавлю малость и другими клеймами
    IMG_1429.JPG

    Одним из крупнейших производителей печной керамики в Российской Империи в конце XIX – начале ХХ вв. являлся завод Б.Я.Лисовского в Витебске. Витебский изразцово-майоликовый завод был основан в 1877 г.[1] дворянином Брониславом Яковлевичем Лисовским. Сохранившиеся до сегодняшнего дня корпуса завода находились на улице Кафельной (ныне улица Смоленская, территория воинской части). Число рабочих, занятых на предприятии, быстро росло. Если через семь лет после открытия работало только 12 человек, то в 1908 – уже 78, а в 1913 -118. Предприятие отличалось и высокой по тем временам технической оснащенностью. В 1895 г. здесь работали два конных и газовый двигатели мощностью в четыре лошадиные силы. В 1908 г. уже имелся паровой двигатель мощностью в 85 л.с. В это время предприятие выпускало 75 тысяч печных изразцов в год[2]. Накануне 1-й мировой войны завод принадлежал акционерному обществу с капиталом в 600 тысяч руб. Свои магазины предприятие имело не только в Витебске, но и в Варшаве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и Николаеве. Продукция витеблян неоднократно получала медали на различных промышленных выставках. На фирменном банке 1911 г. их изображено семь. Печные изразцы завод выпускал до 1914 г. (далее сведения о предприятии Б.Я.Лисовского отсутствуют).
    Материал взят:
    http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=35773

    Была печь 20 лет назад буквально у моих соседей из данной плитки, голубой эмалью. Единственная плитка сохранилась во дворе и то без эмали. На вопрос куда дели, получил душераздирающий ответ: - Ушла боем в ямки перед домом. Как то так ... Одни эмоции.
    IMG_1433.JPG

    Кстати, Антон, более половины печи сохранилась. Печь разобрали около 5 лет назад у нас в Рославле. Ниже фото упоминалась в работе, как раз из этой печи.
    image (14).jpg IMG_1434.JPG IMG_1435.JPG Ш.М.Яхнин.JPG

    Смоленский изразец - наследие Речи Посполитой

    http://okeramike.ru/news/item/f00/s03/n0000393/index.shtml

    Представляю 3 вида клеймения Петра Андреевича Будникова

    IMG_0897.JPG IMG_0896.JPG IMG_1442.JPG

    Дом Будникова в Смоленске
    https://yarodom.livejournal.com/1572813.html

    2014-07-29_191142.png IMG_0895.JPG

    Кафельные заводы Будниковых. Витебская энциклопедия.

    http://www.evitebsk.com/wiki/Кафельные_заводы_Будниковых

    Изразцовые печи П.А.Будникова в главном доме усадьбы Алексино

    http://pallada-afina.ru/press-czentr/publikaczii/1509-izraztsovye-pechi-v-glavnom-dome-usadby-aleksino
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За отличный материал!) 4 апр 2018
    zhulkov: 1 пункт (За Пропойск) 4 апр 2018
    Последнее редактирование модератором: 4 апр 2018
  14. Offline

    Антон2 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 мар 2016
    Сообщения:
    244
    Спасибо SB:
    848
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    История, кафель, изразцы.
    Минай, здравствуйте. Спасибо за фото, коллекция впечатляет! По Гончарову поищу информацию, если что то попадется- сообщу. Пропойск- старое название г. Славгорода, небольшого городка в Могилевской области. Добавлю несколько фото клейма на изразцах:

    20180403_210419.jpg

    Это изразцовый завод Песельника из г. Копысь, МОГИЛЕВСКОЙ Губ. Крупный центр по изготовлению майолики. Изразцы для печей выпускали в Копысе и в СССР. А еще- там родился Лукашенко А.Г.- тот, который правитель Беларуси на данный момент.

    20180403_210329.jpg

    Это клеймо завода братьев Лейтнейкеров из Новогрудка. Так же крупный центр по производству изразцов и печных товаров. Это клеймо, я думаю, до 1882 г, Т.к. в 1882 братья со своим товаром участвовали в Московской выставке, после чего на их клейма появились медали с этой выставки. Фото клейма на следующей вкладке.

    Позже покажу пару новых приобретений- сейчас в стадии небольшой чистки.

    20180403_210243.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 4 апр 2018
    LIR 75, Duplik, Жульковъ и 3 другим нравится это.
  15. Offline

    Минай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 фев 2013
    Сообщения:
    369
    Спасибо SB:
    695
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Имя:
    Дмитрий
    Интересы:
    История Смоленского края
    Найдены в бое после очередного варварства над изразцовой печи по улице Свердлова, Рославль.

    image (8).jpg

    Так же два изразца, правда из другого боя.

    image (9).jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 4 апр 2018
    LIR 75, NEMO, Duplik и 4 другим нравится это.
  16. Offline

    Антон2 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 мар 2016
    Сообщения:
    244
    Спасибо SB:
    848
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    История, кафель, изразцы.
    Да, очень красивая печь была...строители видимо не из ценителей красоты)))
    Четкое клеймо "Въ Копысь, Ляховича" но изразцу - конец.
    Еще один.
    Клеймо, оставленное мохнатым мастером.
    Не смог пройти мимо. Где-то видел тему по таким клеймам- не нашел.
    Так что выставлю тут.

    20180405_093648.jpg 20180405_093602.jpg 20180405_093548.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Андрей Бутерман: 1 пункт (За клеймо мохнатого.) 5 апр 2018
    Последнее редактирование модератором: 5 апр 2018
    LIR 75, ohranik, NEMO и 5 другим нравится это.
  17. Offline

    Антон2 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 мар 2016
    Сообщения:
    244
    Спасибо SB:
    848
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    История, кафель, изразцы.
    Попался такой изразца. Центральная вставка для печи. Конец 19, начало 20 века.

    20180407_112104.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Тата63: 1 пункт (Шикарно!) 7 апр 2018
    Последнее редактирование модератором: 9 апр 2018
    LIR 75, ohranik, NEMO и 9 другим нравится это.
  18. Offline

    Минай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 фев 2013
    Сообщения:
    369
    Спасибо SB:
    695
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Имя:
    Дмитрий
    Интересы:
    История Смоленского края
    Ишь ты, сам Пушкин.
     
  19. Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    2.350
    Спасибо SB:
    16.474
    Отзывы:
    564
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История
    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли этот обломок плитки отнести к печному изразцу? Найден глазами после боронования перепаханного поля. С обратной стороны три буквы "С", "А" и третья непонятна. Размер, примерно 10 на 15 мм. Сопутка - чешуя Михаила Фёдоровича.

    Плитка 1.JPG
    Плитка 2.JPG
     
  20. Offline

    Антон2 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 мар 2016
    Сообщения:
    244
    Спасибо SB:
    848
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    История, кафель, изразцы.
    Здравствуйте. Мое мнение, это не печной изразец- 100%. (И по форме- нет так называемой коробки, и по материалу- не керамика) Это , возможно плитка для пола.Судя по фото это не глина- что то на основе цемента с песком. Я бы предположил, что это не очень старый осколок, хотя могу ошибиться... Возможно наоборот- очень древний.
     
    Минай и NEMO нравится это.
  21. Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    2.350
    Спасибо SB:
    16.474
    Отзывы:
    564
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История
    Скорее всего для пола. Рядом найдены чешуя, пуло "сирена"

    27.JPG
    28.JPG ,

    крест "пропеллер" 18 века. Кстати, на том же поле была найдена дарственная табличка А. Г. Лопатину.
     
    Тата63 и Антон2 нравится это.

Поделиться этой страницей