Погибшие корабли Второй Мировой

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Wolf09, 3 сен 2017.

  1. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.592
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    История с гальюном

    Немецкая подлодка U 1206 стала известна благодаря истории о том, как её командир погубил свой корабль при помощи гальюна. Она появилась на свет в конце 50-х годов прошлого века и стала популярна, так как выдуманная версия часто охотнее воспринимается на веру, чем события, в действительности имевшие место. Где грань, за которой заканчивается реальная история несчастливой лодки и начинается байка?

    Подводная лодка U 1206

    Эта подлодка была построена на верфи «Шихау» в Данциге, оказавшись одной из последних представительниц серии VIIC, построенных в Германии в годы войны. 16 марта 1944 года она вступила в строй кригсмарине.
    Первым командиром лодки стал обер-лейтенант цур зее Гюнтер Фритце (Günther Fritze). На протяжении следующих 10 месяцев U 1206 числилась в составе 8-й учебной флотилии подлодок.
    За это время на ней сменился командир – в июле 1944 года корабль принял 26-летний капитан-лейтенант Карл-Адольф Шлитт (Karl-Adolf Schlitt).

    2-32415c0fc03b1714c7b2a976f3479a99.jpg
    Немецкая субмарина U 1206

    Шлитт пришёл на флот в апреле 1937 года. В 1939 году после окончания курсов подготовки офицеров молодой лейтенант выбрал службу в морской авиации.
    В дальнейшем он проходил службу в качестве пилота бортовых самолётов тяжёлых кораблей «Шарнхорст» и «Адмирал Шеер». В августе 1943 года Шлитт перешёл в подплав.

    В феврале 1945 года оборудованную «шнорхелем» U 1206 зачислили в состав 11-й флотилии подлодок, базировавшейся на Берген.
    Получив боезапас и провизию, 28 марта лодка покинула Киль и спустя двое суток прибыла в Норвегию. 6 апреля 1945 года она вышла из Кристиансанда в первый боевой поход для действий у восточного побережья Шотландии.

    При попытке использовать «шнорхель» для зарядки аккумуляторной батареи в подводном положении выяснилось, что правый дизель неисправен. В результате U 1206 не смогла атаковать встретившийся ей конвой, так как ей не хватало электроэнергии для манёвров под водой. Шлитт принял решение лечь на грунт и заняться ремонтом дизеля.

    В ночь с 13 на 14 апреля, когда U 1206 лежала на 80-метровой глубине на дне Северного моря, а её экипаж осуществлял ремонт, в носовой части началась сильная течь.
    Вода попала в трюм, и аккумуляторная батарея стала выделять хлор. В итоге инженер-механик продул весь балласт, и лодка всплыла на поверхность.

    U 1206 оказалась в полностью небоеготовом состоянии: хлорный газ заполнил её помещения, и один из дизелей не функционировал. Ввиду того, что субмарина находилась рядом с вражеским берегом, и в любой момент могли показаться корабли или самолёты противника, Шлитт решил, что спасти корабль невозможно. Он отдал экипажу приказ покинуть U 1206 в надувных лодках, чтобы добраться до берега.

    Опасения Шлитта оправдались. Вскоре к месту гибели субмарины прибыли английские вспомогательные тральщики, которые стали свидетелями гибели лодки. Тральщики приняли на борт 22 подводника и доставили их в Абердин. 14 немцев с третьей надувной лодки подобрало рыбацкое судно «Рипер» (Reaper). Четвертая лодка достигла берега, но сильный прибой перевернул её, и из воды сумели выбраться не все.
    Трое подводников утонули.

    Так закончилась короткая история U 1206. Вероятно, о ней бы мало кто и помнил, если бы не Йохен Бреннеке (Jochen Brennecke), который «прославил» и лодку, и её командира.
    Выставив последнего неудачником, потерявшим свой корабль из-за проблемы с гальюном, он сделал его мишенью для острот на долгие годы.

    Версия Бреннеке

    В 1956 году в Германии вышла книга «Охотники – жертвы: немецкие подлодки 1939–1945» (Jager – Gejagte: Deutsche U-Boote 1939–1945), автором которой был Йохен Бреннеке.
    Это был сборник рассказов немецких подводников Второй мировой войны, которые автор излагал со слов очевидцев событий. Они рассказывали свои истории именно так, как они их видели или считали, что видели.

    Сам Бреннеке представил своих героев как небольшую группу людей, рок которых заключался в том, что они ходили под смертью в каждом походе или задании.
    По авторской концепции, сначала они были героями-охотниками, сражавшимися с союзниками по антигитлеровской коалиции, а затем преследуемыми жертвами, потерпевшими поражение.

    4-4a1f26dfeeb39b7b8b0dae1a4f056c1a.png
    Слева командир U 1206 Карл-Адольф Шлитт, справа обложка книги Бреннеке «Охотники – Жертвы» издания 1956 года, в которой был опубликован миф о командире, погубившим свою лодку с помощью гальюна

    Стоит отдать должное Бреннеке – у него это хорошо вышло. Явное удивление вызывает изложенная им история гибели U 1206, которая явно не вписывается в концепцию книги. Согласно автору, инцидент с U 1206 представляется как проблема человеческого фактора на подводной лодке. Бреннеке пишет о том, что субмарина была оборудована новой фановой системой, которая позволяла пользоваться гальюном на любой глубине.

    По версии Бреннеке, когда лодка находилась на грунте во время ремонта дизеля, командир U 1206 пошёл по нужде в гальюн и решил сам испытать это устройство, не прибегая к помощи специально обученного матроса:

    «Через какое то время Шлитту пришлось приводить технику в действие. Он прочёл инструкцию к аппаратуре, которую дали на каждую лодку, – нормальную корабельную инструкцию соответствующего объёма. Но Шлитт не стал рисковать и перечитал инструкцию вторично. «А, всё просто», – подумал он.

    Однако всё оказалось не так просто, как он думал. Шлитт, должно быть, действовал неуклюже. Он старался, ворчал, чертыхался, но ничего не получалось. И подумал, что, пожалуй, лучше послать за гальюнных дел мастером – человеком, который проходил на базе курсы по обслуживанию системы. Пока Шлитт боролся с рычагами и вентилями, дверь неожиданно открылась. Механик забеспокоился, не случилось ли чего, и послал за Мёбиусом, тем самым специалистом, чтобы тот пришёл на выручку командиру. Бедный парень не знал, конечно, что командир не закрыл задвижку, которая отсекала бак высокого давления от отсека, и в желании услужить командиру тут же открыл клапан эжектора. Столб воды шириной в ногу с шумом и пеной вырвался вверх, вначале окатив командира и Мёбиуса отнюдь не ароматным содержанием нижнего бака, а затем каскадом солёной воды. Вода била с такой страшной силой, что обоих отбросило.

    – Закройте эжектор! – выкрикнул Мёбиус. – Закройте эжектор!

    Он сам попытался остановить миниатюрный смерч и бросился вперёд. Ослеплённый водой, он тщетно шарил в поисках клапана. Море продолжало врываться в лодку с такой силой, что Мёбиуса снова и снова отбрасывало назад. Лодка находилась в тот момент на глубине 90 метров, и с соответствующей силой вода врывалась внутрь лодки через хитроумное изобретение».

    Далее по тексту в дело включился инженер-механик лодки, который без приказа поднял лодку до перископной глубины, где командир и Мёбиус смогли перекрыть поступавшую воду, так как забортное давление стало ниже.
    Но вода уже проникла в батарею, и хлор распространился по отсекам, став причиной смерти нескольких подводников. В результате Шлитту пришлось отдать приказ всплывать на поверхность, где лодку поджидали два английских самолёта, которые атаковали субмарину и нанесли ей серьёзные повреждения. После этого командир отдал приказ покинуть лодку.

    3-a0850883a6d53a3adeb2003b475dbbcb.png
    Карточка U 1206 из «Архива немецких подлодок» Хорста Бредова с пояснениями Шлитта о произошедшем инциденте на борту его лодки 14 апреля 1945 года

    Стоит отметить, что приведённая цитата взята из русскоязычного текста книги Бреннеке, изданной в 2003 году под названием «Охотники за охотниками» и являющей собой перевод не немецкого текста, а его сокращённой англоязычной версии. В результате, «Охотники за охотниками» имеют большие расхождения с оригинальным текстом, хотя общие детали этой «истории» совпадают.

    Версия Шлитта

    Как оказалось, далеко не все были готовы принять версию Бреннеке на веру, поэтому нашлись исследователи, захотевшие докопаться до истины. Одним из первых, кто выступил в защиту Шлитта, был бывший офицер-подводник и владелец частного музея «Архив немецких подлодок» (Ubootarchiv) Хорст Бредов (Horst Bredow).

    Он попросил бывшего командира U 1206 дать пояснения о его роли в гибели лодки, и Шлитт согласился. В результате, в «Архиве немецких подлодок» появилась карточка с его кратким рассказом, из которого следовало, что ни в каком гальюне командир не был и в момент инцидента вообще находился в дизельном отсеке, где наблюдал за починкой дизеля. Причин появления течи изначально он не знал, поскольку события развивались так быстро, что на их выяснение не было времени. Акцентируя внимание на этом, Шлитт добавил:

    «Как мне удалось позже выяснить, вода просочилась через забортный клапан, когда торпедист [Mechaniker] пытался починить унитаз в носовом гальюне. Я бы сказал (хотя у меня нет доказательств), что предположительно либо указатель положения забортного клапана давал неверные показания, либо он был установлен неправильно».

    Однако это объяснение не получило широкого распространения, и с ним могли познакомиться даже те, кто посещал музей Бредова или сотрудничал с ним.
    Сам же Шлитт мемуаров никогда не писал, но его краткие воспоминания о своей карьере офицера кригсмарине в историческую литературу все-таки попали.

    5-35c0966f8d17cdc6ebffda551665b887.jpg
    Гальюн на однотипной U 1206 лодке VII серии U 995

    В 2002 году в Германии вышла книга Олафа Розе «U 751: Триумф и трагедия немецкой подводной лодки». (U 751: Triumph und Tragödie eines deutschen U-Bootes). Эта работа является сборником различной информации об этой лодке, её командире Герхарде Бигальке и экипаже. Предисловие и послесловие к ней написали два бывших командира-подводника: подводный ас Райнхард Хардеген и Карл-Адольф Шлитт.

    Благодаря этому, теперь есть возможность изложить историю гибели U 1206 устами очевидца, предоставив слово самому Шлитту (перевод И. Борисенко и автора):

    «Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80 м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 года я наблюдал в корме за работой над дизелем, когда началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось. В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор нежданно принятому водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься, и примерно через две минуты мы были на поверхности. Однако U 1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как в таком состоянии мы в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U 1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль».

    Рассказ командира U 1206 практически не отличается от его пояснений, данных Бредову ранее, за исключением упоминания причины поступления воды, которую Шлитт выяснил уже после гибели лодки. Впрочем, в этом нет ничего странного – он попросту не стал использовать книгу о своём коллеге как площадку для оправданий.

    Кто прав?

    Теперь, когда нам известны обе версии гибели U 1206, можно попытаться разобраться, где ложь, а где правда. Для этого стоит обратить внимание на некоторые детали истории от Йохена Бреннеке.

    7-3c009f906b9e39523888c197072048b2.jpg
    Карл-Адольф Шлитт в качестве мэра города Ольденбург (Восточный Голштейн), которым он управлял с 1964 по 1970 гг.
    Во время его работы город и прилежащие земли активно развивались, а Шлитт пользовался доверием и уважением местных жителей.


    Во-первых, весьма странно выглядит описание посещения командиром лодки гальюна, куда тот якобы зашёл справить нужду. Автор всё излагает так, как будто он сам находился там вместе со Шлиттом.
    Такие детали ему мог сообщить только сам командир, но Шлитт этого никогда не говорил, утверждая, что на момент аварии находился в дизельном отсеке.
    Это даёт основания предполагать, что данный момент Бреннеке мог просто выдумать.

    Во-вторых, Бреннеке называет фамилию члена экипажа U 1206, который являлся «гальюнных дел мастером» (в немецком тексте WC-Akademiker) – матроса-машиниста Мёбиуса (Möbius).
    Однако в списках экипажа лодки такого подводника обнаружить не удалось, что позволяет предполагать об ещё одной выдумке автора «Охотников – Жертв».

    В-третьих, Бреннеке добавил ярких красок в финал U 1206. Согласно его описанию, после всплытия на поверхность лодка была сразу атакована двумя английскими самолётами, которые сбросили на неё бомбы.
    В результате лодка была сильно повреждена и не могла погружаться, после чего командир отдал приказ покинуть её. В реальности не было никакого нападения самолётов на U 1206 – это ещё одна небылица.

    В-четвертых, в рассказе Бреннеке указывается, что «не всем членам команды удалось покинуть лодку. Хлор унёс несколько жизней». Это неправда – всем членам экипажа удалось покинуть лодку, но три подводника утонули во время высадки на шотландский берег: торпедист Эмиль Кюппер (Emil Küpper), штурман лодки Ганс Беркхауэр (Hans Berkhauer) и машинист Карл Корен (Karl Koren).
    Тело последнего было захоронено на одном из кладбищ в Англии.

    1-1ee43c4bbbc85a3eff1098970d248295.jpg
    Встреча командира U 1206 Карла-Адольфа Шлитта (крайний слева) и капитана рыболовного судна «Рипер» Алека Джона Стифина( крайний справа) в 1987 году.
    Стифин и его судно спасли часть экипажа лодки 14 апреля 1945 года.


    Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что версия гибели U 1206 от Йохена Бреннеке не соответствует действительности. Кроме этого, Бреннеке – вторичный источник, в отличие от Карла-Адольфа Шлитта, который является источником первичным как очевидец событий. Поэтому рассказ командира U 1206 вызывает к себе доверия куда больше, чем фантазии писателя.

    Командир подлодки на её борту является не только старшим офицером, но и лицом, ответственным за всё, что происходит с ней и её экипажем. В боевой обстановке командир не должен подвергать свой корабль и подчинённых людей неоправданной опасности. Не вызывает сомнений то, что в момент, когда лодка лежит на дне и её экипаж ремонтирует двигатели, командира должна интересовать только эта проблема, а не опыты со сложной системой гальюна, которые могут привести к гибели лодки и команды. Поэтому слова Шлитта о его нахождении в дизельном отсеке на момент аварии вызывают мало сомнений.

    Всё это вызывает вопрос – зачем Бреннеке выставил Шлитта на посмешище? Как оказалось, определённый мотив мог быть.

    Удар пропаганды

    Йохен Бреннеке широко известен своей беллетристикой о кригсмарине, в том числе и работами о немецких подводниках, о которых он в период с 1956 по 1987 год издал четыре книги.
    Однако немногие помнят, кем был на самом деле их автор. Некоторые подробности его биографии стоит осветить подробнее.

    Как оказалось, при нацистах Бреннеке был одним из пропагандистов доктора Геббельса, работавших над имиджем кригсмарине. 9 мая 1941 года в Берлине состоялась премьера художественного пропагандистского фильма «Подлодки на Запад!» (U-Boote Westwarts!), который был снят студией «Уфа». Съёмки фильма проводились на Балтике на настоящей субмарине U 123.

    По мнению канадского профессора-германиста Майкла Хадли, детально разбиравшего биографию Бреннеке в своей книге, последний сыграл в фильме одну из главных ролей – вахтенного офицера лодки лейтенанта фон Бенедикта (von Benedikt). Однако есть также версия, что актёр был лишь однофамильцем будущего автора «Охотников – Жертв» и не имел к написанию книг о кригсмарине никакого отношения.

    В 1943 году в Берлине вышла первая книга Бреннеке о подводниках под названием «Наша лодка и мы в Средиземном море: Походы немецкой подводной лодки в словах и картинках» (Unser Boot und wir im Mittelmeer: Die Feindfahrten eines deutschen Unterseebootes in Wort und Bild). Стоит отметить, что во время войны её автор на флоте не служил, но имел звание артиллерийского старшины запаса и должность военного корреспондента.

    После окончания Второй мировой войны Бреннеке вновь взялся за перо, чтобы продолжить работу над имиджем «серых волков». Но в отличие от других подводников, которых он воспевал, бывший пропагандист сделал из Карла-Адольфа Шлитта горе-командира, который погубил свою лодку безответственным поступком. Это может вызвать удивление, если бы не один факт.

    8-7421d2edc9550b3f5ef971a7f99c6819.jpg
    Хозяин частного музея о подводниках и подлодках Хорст Бредов, сыгравший важную роль в истории гибели U 1206.

    После войны появилась ещё одна версия о причинах гибели U 1206, высказанная одним из родственников члена её экипажа. Согласно ей, Карл-Адольф Шлитт был пораженцем и хотел сдаться в плен союзникам, а история с гальюном была лишь прикрытием его истинных намерений. Впоследствии этот миф был развеян английским историком и подводным археологом Иннесом Маккартни (Innes McCartney), но свою роль в истории Шлитта он сыграл.

    Можно предположить, что автор историй о немецком подплаве Йохен Бреннеке знал об этом и решил включить выдумку в свою книгу. Возможно также, что бывший пропагандист решил наказать «пораженца», оставив о нем в истории славу горе-командира, искупавшегося в фекалиях, или просто пересказал её словами «очевидца», обогатив выдуманными подробностями.

    В данном случае, наиболее объективным сторонним мнением о «туалетной» истории и роли в ней Карла-Адольфа Шлитта будет информация от американского историка Клэя Блэйра, который при написании своего труда работал как с книгой Бреннеке, так и с отчётом о допросе экипажа U 1206 после его пленения англичанами:

    «На следующий день, 14 апреля, на U 1206 случилась ещё одна поломка, на этот раз приведшая к трагическим последствиям. Забортный клапан унитаза в носовом гальюне протёк, что привело к затоплению носового отсека. Шлитт был не в состоянии бороться с течью из-за неисправности трюмной помпы и другого вспомогательного оборудования. Перед лицом смертельной опасности он отстрелил торпеды из аппаратов и привёл в негодность запасные, также уничтожил все секретные материалы, а затем всплыл для эвакуации экипажа и затопления корабля. Трое погибли, но 36 человек были спасены местными лодками, а ещё 10 достигли берега Абердина на плотике. Всех 46 немцев немедленно перевезли в британские лагеря военнопленных для допроса».

    В завершение хотелось бы сказать о таком важном моменте, как техническое состояние немецких подлодок конца войны. Нехватка нужных материалов и квалифицированных рабочих привела к тому, что некоторые узлы и детали на немецких субмаринах были ненадлежащего качества. Кроме этого, привлечение к работе на верфи иностранной рабочей силы вело к ухудшению качества сборки лодок и порой приводило к актам саботажа. Как писал в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер, подводники во время войны даже имели свой рейтинг хороших и плохих верфей, строивших субмарины.

    Очевидно, построенная в 1944 году U 1206 была лодкой плохого качества, пострадавшей от указанных факторов.
    Проблема с одним из дизелей в первом же походе лишила её способности быть полноценным боевым кораблём, а проблема с гальюнной системой окончательно погубила субмарину.

    http://warspot.ru/9598-istoriya-s-galyunom
     
    WildWind нравится это.
  2. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.592
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В Волгограде подняли со дна Волги затонувший бронекатер

    В акватории Волги напротив Волгограда подняли часть затонувшего в Сталинградскую битву бронекатера БК-31.

    2-z77-b55a6c59-d053-43ed-a5aa-f2dc0b432d6d.jpg

    Как сообщает V1.ru, специалисты, отвечающие за подъем судна, заранее укрепили тылы и на подмогу плавкрану-2066 подогнали более мощный БК-714.

    — Корпус затонувшего бронекатера БК-31 сильно поврежден, — уточнил директор ООО «МонолитСтрой-Холдинг» Дмитрий Ильин. — Большая пробоина обнаружена в корабельной части в моторном отсеке.
    Многочисленные повреждения водолазы нашли и в других частях судна. Тонущий экипаж забивал пробоины деревянными чопиками.
    После взрыва на судне случился пожар — специалисты увидели обожженные предметы быта, пробитые солдатские каски и человеческие останки.

    Предыстория

    Любители подводного плавания наткнулись на затопленный напротив центра Волгограда бронекатер еще летом прошлого года.
    Полузанесенный песком и илом бронекатер лежал на относительно небольшой глубине и, судя по повреждениям, был расстрелян и затонул во время Сталинградской битвы.
    Находкой пловцов заинтересовались в музее-заповеднике «Сталинградская битва» и компании, занимающейся подъемом затонувших судов в Волге и прилегающих затонах.
    Удалось выяснить и судьбу пролежавшего 75 лет на дне Волги корабля и его героического экипажа.

    Историки установили, что затопленный корабль — это бронекатер БК-31, погибший ровно 75 лет назад — 9 октября 1942 года.
    Вместе с кораблем погиб и его капитан, которому было всего 23 года.

    — Уходящее теплое бабье лето осени 1942 года дополнялось красно-желтыми красками и жаркими протуберанцами горящего Сталинграда.
    Немцы освоились в самом центре города, прорвавшись к Волге, получив возможность обстреливать прямой наводкой сталинградские переправы, — рассказывает V1.ru о событиях осени 75-летней давности историк.
    — Маленькие боевые корабли Волжской военной флотилии не могли представлять серьезной угрозы для фашистских захватчиков. Напротив.
    И днем, и ночью в свете осветительных снарядов и бомб они являлись легкими целями для матерых, опытных немецких артиллеристов.

    Бронекатер №31 попадал в сектор обстрела немецкой артиллерии в обоих случаях — выходил он на траверз набережной из Сталинградского затона или из-за прикрытия лесистого Голодного острова.

    — В 1942 году, как и в наши дни, вход в воложку Куропатку был довольно узким, и совершать маневры уклонения было попросту негде, — говорит историк речного флота.
    – Немецкий снаряд, судя по лопнувшему металлу над машинным отделением, взорвался где-то в районе кормы. Броневой пояс борта, толщиной 6–8 мм, оказался разорван, и внутрь корпуса хлынула волжская вода.
    Стрелок главного калибра развернул башню вправо до упора. Похоже, что бронекатер вёл огонь по неприятелю или готовился к нему, выполняя боевую задачу до самой последней секунды.

    2-z54-428c4727-8978-4e28-9a6a-369ff80a78d5.jpg

    По словам специалиста, исследователям удалось установить точную дату гибели судна и имя его командира — 23-летнего саратовца Павла Никитина.
    Вместе с ним были убиты старшины Колегов и Аникеенко и краснофлотец Черных. Ранено было пять человек.
    В обнаруженных документах указано, что БК-31 получил пробоины в районе кормы, рубки и машинного отделения. Он сел на отмели острова Голодного, и из-за сильного обстрела не было возможности его снять.

    2-z55-7c3d8989-c6e6-4cec-93d9-d7828f024012.jpg

    Постепенно погибший бронекатер затянуло в песок отмели. После войны, когда по всей Волге поднимали затонувшие суда, найти его под слоем песка не удалось. Всё это время БК-31 пролежал на отмели между Волгоградом и Краснослободском, в верхней части острова Голодного, где в 70-е годы был пляж. Только сейчас, когда образовалась разделившая отмель на две части протока, на него наткнулись водолазы.
    Но даже сейчас песка в нем настолько много, что даже рубка рулевого засыпана им под самый потолок.

    Первоначально историки считали, что затонувший бронекатер относится к проекту 1125 – такому же, как БК-13, установленный у подножия музея-панорамы «Сталинградская битва».
    Примечательно, что бронекатера имеют «зеркальные» номера.

    — Но нас смущает то, что в списках потерь личного состава Волжской военной флотилии под номером 31 указан бронекатер проекта С-40. Такие корабли оснащались двумя двигателями по 500 лошадиных сил, что даёт в сумме 1000, — размышляет историк речного флота. — Корабли этого проекта предназначались для реки Аму-Дарья, хотя после были очень востребованы как раз в европейской части СССР. В отличие от катеров проекта 1125 они были двухвинтовыми. Но в документах по судоподъёму за вторую половину 1940-х годов указано, что двигатель погибшего БК-31 имел 1200 лошадиных сил. Это позволяет предполагать, что бронекатер всё-таки относится к проекту 1125.
    Впрочем, внешне катера проектов 1125 и С-40 очень похожи. И в любом случае идентифицировать проект БК-31 получится лишь после проведения работ на месте его гибели.

    2-z77-03dfd0c2-4c1d-42d8-bd8e-47ef9d57ecbf.jpg

    — По предварительным оценкам вес бронекатера вместе с песком может составлять 150 тонн — это при собственном весе БК-31 в 30 тонн. Сейчас главное — бережно его поднять, – говорит эксперт. – Работы будут проходить при помощи судоподъёмного плавкрана. Если тянуть бронекатер на тросах к берегу, как это часто делают, его можно полностью разрушить за счёт большого веса находящегося внутри песка. Поэтому плавкран спустит на дно полотенца – три узкие металлические пластины, позволяющие поднять бронекатер бережно, равномерно распределив вес на каждую стрелу грузоподъёмностью 50 тонн каждая. БК-31 поставят аккуратно на баржу и отправят для восстановления на завод в Красноармейском районе Волгограда. А потом, после восстановления, его планируется установить на Мамаевом кургане.

    2-z69-53783595-8edf-4371-8b00-eb37747d0918.jpg

    Напомним, еще один бронекатер, БК-13, стоит на постаменте на центральной набережной Волгограда.
    Бывший непосредственным участником обороны Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года, он был спасен группой ветеранов речного флота от сдачи на металлолом и установлен в мае 1995 года.

    Бронекатер на дне Волги:



    2-z55-9d975d9c-adf9-40bc-b94e-d5abf4728a74.jpg

    Несмотря на полную готовность, собравшиеся откладывали подъем бронекатера на 14:00. Планировалось, что самое эпичное и зрелищное действие развернется на глазах у вспомнившего про судно губернатора Андрея Бочарова.

    2-z65-bd6f68a8-d644-4acd-b00c-4e33a82e669f.jpg

    Вскоре затонувшее 75 лет назад судно приподняли над поверхностью воды. Кормовая часть бронекатера переломилась и осталась в воде. Работы были временно приостановлены.

    2-z83-4f5239ae-8ba4-4713-b301-89a1a2a77ba5.jpg

    Пока специалисты решали, как аккуратно поднять со дна кормовую часть, коллеги осмотрели извлеченную со дна Волги часть бронекатера. По словам директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, из военного судна они достали сохранившийся пулемет, револьвер, солдатскую посуду, каски и багры.

    — Многие вещи сохранились в идеальном состоянии, — уточняет Алексей Васин. — Судя по всему, от коррозии их спас пролившийся мазут и «подушка» из скопившегося за 75 лет песка.

    2-z67-ed38d8e1-8d84-42f6-8532-ee74175a7a0d.jpg

    По словам Алексея Васина, работы по спасению исторического судна продолжатся в акватории Волги завтра.
    Поднятые останки бронекатера, на котором погибло пять советских солдат, погрузят на баржу и отвезут на судоремонтный завод в Красноармейском районе.
    На месте части БК-31 очистят от скопившегося песка.

    2-z69-fb0800ce-8e39-4f77-94f0-3983dcdc0c32.jpg

    — Специалисты действуют очень аккуратно и филигранно, — уточняет Алексей Васин.
    — Они стараются не навредить судну с поврежденным корпусом и сохранить ценные реликвии, открывшиеся нам лишь спустя 75 лет.

    2-z69-e84b74d1-0086-496e-9b4d-66d236ce7a27.jpg

    Напомним, что бронекатер БК-31 ушел под воду 10 октября 1942 года после немецкого обстрела.
    Лишь спустя 75 лет водолазы на большой глубине обнаружили военное судно, которое успело почти полностью зарасти песком и илом.

    2-z79-b705b465-1a31-4d8a-8252-180f75e8c361.jpg

    Перед подъемом судна в акватории Волги напротив Волгограда на месте работал плавучий подъемный кран, который при помощи грязечерпалки убрал от бортов бронекатера наносы песка и ила.

    Спасение бронекатера может занять от нескольких часов до нескольких дней. Специалисты учитывают плохое состояние корпуса судна, течение и погодные условия.
    Вызволенный со дна бронекатер погрузят на баржу и отправят на судоремонтный завод Красноармейского района. По мнению одних специалистов, отреставрированное «эхо войны» следует установить на Мамаевом кургане.
    Другие убеждены, что поднятое судно заслуживает покоя в консервации.

    2-z51-4d922360-cb64-44c2-a855-93651bfd60c4.jpg

    Волнующий процесс подъема бронекатера засняли также на видео:



    http://v1.ru/text/album/352294080397312.html
    http://v1.ru/text/culture/362010533773312.html
     
    Юниор и vitaly_cn нравится это.
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.592
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Минный заградитель "Дооб"

    doob.jpg

    Построен в 1926 г. Переоборудован в минный заградитель , и 6.07.1941 года вошел в состав ЧФ.
    Водоизмещение - 150т, длина - 24,4м, ширина - 5,3м, осадка - 2,9м, дизель 120л.с., скорость - 9 узлов, дальность хода 300 миль, вооружение: 2 х 45 мм орудия , 2 х 7.62 мм пулемета
    Минный заградитель "Дооб" погиб 11.02.1942 г. около входа в Камышевую бухту Севастополя от подрыва на мине. Согласно сведениям источников координаты гибели судна 44°35'9"N 33°25'3"E.
    По данным координатам на грунте объекта нет. При обследовании данного района гидрографами обнаружено два объекта на расстоянии 730 метров и 1300 метров от ранее полученных координат.
    Первый объект отмечен как "подводное препятствие". Координаты "препятствия" 44°35.916'N 33°24.767'E . Глубина около 25 метров возвышение 8 метров. Второй объект "затонувшее судно" с координатами 44°36'N 33°25'E
    Глубина около 50 метров возвышение 8 метров. Есть сведения , что в 2002 году останки минзага обнаружили аквалангисты. По их описанию "Дооб", найден на глубине около 25 метров лежащий с небольшим креном.
    Сильные разрушения в центральной части судна.

    000.jpg

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg
     
    Юниор нравится это.
  4. Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    6.962
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    259
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп


     
    Wolf09 нравится это.
  5. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.465
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    На борту поднятого бронекатера БК-31 найдено большое количество оружия

    На борту поднятого со дна Волги бронекатера БК-31, обнаружили много оружия, а также свидетельства героической гибели моряков, сражавшихся до последнего. Рычаг управления катером находился в положении "полный вперед", рядом с пулеметом обнаружили останки двух человек и большое количество стреляных гильз.

    10589645.jpg

    Кроме того на судне нашли 11 винтовок, 8 автоматов ППШ, 60 гранат и порядка 10 000 патронов. С этим оружием экипаж бронекатера мог продержаться очень долго, если бы успел причалить, но судно пошло ко дну.

    10589647.jpg

    В книге «В аду Сталинграда» немецкого артиллериста обер-лейтенанта Виганда Вюстера, сражавшегося в составе 171 артполка вермахта в Сталинградской битве в октябре 1942 года, скорее всего, описана гибель именно этого катера. Немецкий офицер, командовавший батареей 150-миллиметровых гаубиц, писал о героическом сопротивлении экипажа катера БК-31.

    10589648.jpg

    Найденное на борту судна оружие передали сотрудникам МВД, которые проведут его демилитаризацию, после чего оно станет музейными экспонатами. Вскоре в Волгограде откроют выставку, посвященную подвигу экипажа бронекатера. Судьба самого БК-31 пока еще решается, но, вероятнее всего, он станет памятником.

    10589650.jpg

    https://novostivolgograda.ru/news/s...ya-polon-oruzhiya-kotoroe-issleduyut-eksperty
     
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  6. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.592
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Находки с поднятого БК-31

    Пулемет и другое оружие с бронекатера БК-31

    10591908.jpg

    Ремень моряка и личные вещи

    10591914.jpg 10591987.jpg

    10592011.jpg

    10592015.jpg

    Бинокли

    10591921.jpg

    10591942.jpg

    тушенка из камбуза

    10591948.jpg

    10592109.jpg

    10591972.jpg

    Пуговицы принадлежащее членам экипажа Бронекатера №31

    10592117.jpg

    1.jpg

    bp2of9-Gbjg.jpg

    d9nXiqNFRog.jpg
     
    Irvin, Юниор, Зяблик и 2 другим нравится это.
  7. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.036
    Спасибо SB:
    39.634
    Отзывы:
    665
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Wolf09 нравится это.

Поделиться этой страницей