Применение авиабомб в Первую мировую войну

Тема в разделе "Первая Мировая. Общий раздел", создана пользователем zunder1, 6 фев 2013.

  1. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    345.jpg
    Крупнокалиберные бомбы для "Ильи Муромца"

    Первая бомбардировка с самолета произошла 1 ноября 1911 г. в ходе итало-турецкой войны. В этот день лейтенант Гавотти сбросил 4 гранаты весом по 4,4 фунта (1,8 кг) на турецкие войска в Ливии. В последующие дни итальянцы стали сбрасывать 10-кг бомбы, снаряженные готовыми поражающими элементами - шариками от картечи. Турки не растерялись и заявили, что бомбардировки с воздуха - негуманный способ ведения боевых действий, и что итальянцы ухитрились разбомбить турецкий госпиталь.

    Однако применению авиабомб предшествовали довольно таки серьезные работы, которые велись в Италии до вйны. Лейтенант итальянской армии К. Ципелли одним из первых создал прообраз современной авиационной бомбы. Труднее всего оказалось разработать взрыватель. Он должен был обеспечить безопасность при погрузке, в полете и срабатывать до того, как авиабомба зароется глубоко в землю. Экспериментировали итальянцы с новым оружием на античном виадуке Альбоно. Взрыв одной из бомб стоил жизни самому изобретателю. Зато во время итало-турецкой войны в 1911 году итальянские пилоты смело сбрасывали со своих аэропланов начиненные картечью десятикилограммовые бомбы. И если потери турецких войск в живой силе от такого оружия были незначительны, морально-психологическое воздействие нового оружия компенсировало все издержки.

    В ходе балканских войн русские летчики, воевавшие на стороне славян, неоднократно производили бомбометания по турецким позициям. Понятно, что бомбы были кустарные, и эффект от их применения, в основном, был чисто психологический. Однако уже тогда новое оружие стало привлекать к себе внимание наиболее дальновидных специалистов Русской армии. После возращения на Родину С. Щетинин, бывший руководителем русского добровольческого авиаотряда, доложил о действиях этого авиаотряда на собрании Общества ревнителей военных знаний. По его мнению, болгарская армия могла бы оказаться в затруднительном положении, если бы турецкие войска имели хотя бы несколько аэропланов. Боеприпасы, снаряжение и провиант болгары подвозили своим войскам по единственному мосту через реку Марица. Разбомбить этот мост с воздуха не представляло никакого труда. В результате тылы болгарской армии оказались бы отрезанными от передовых войск.

    Однако к августу 1914 г. ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб.

    В 1914-1915 гг. в основном применялись самодельные бомбы цилиндрической и сферической формы, но со временем их вытеснили бомбы каплевидной формы.

    Во всех воюющих странах пытались также использовать в качестве авиационных бомб артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. В частности, в России в 1914 г. полковник Печенкин снабдил 42-линейные (122-мм) гаубичные снаряды специальной ударной трубкой. Для устойчивости в падении к снарядам прикреплялся стабилизатор. Но эти первые авиационные бомбы не отвечали требованиям воздушного бомбометания. Устойчивость бомбы была недостаточна, очень часто они падали боком, и поэтому взрыватели не действовали.

    В дальнейшем для снаряжения бомб, переделанных из снарядов, был сконструирован специальный взрыватель, действовавший при ударе бомбы о землю любой стороной. Однако с учетом стоимости артиллерийского снаряда, это было слишком дорогим удовольствием. Исключение представляла ситуация, когда в авиабомбы переделывались снаряды, снятые с артиллерийского вооружения.

    В любом случае, вопрос создания пригодных для вооружения самолетов авиабомб оставался открытым.

    Уже первые боевые полеты самолета "Илья Муромец" в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием бомб на военные объекты. Эти самолеты в то время брали 15- 20 бомб, в основном пудовых и 25-фунтовых. Возможности бомбометания ограничивало отсутствие авиабомб достаточной мощности и прицелов. Россия располагала разработанными капитаном Толмачевым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Но практика бомбометания показала, что для тяжелых самолетов типа "Илья Муромец" нужны авиабомбы крупного калибра. Военное ведомство поставило перед учеными и специалистами задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб. К разрешению этой задачи был привлечен и профессор Н. Е. Жуковский. А пока не появились специальные авиабомбы, практики летного дела осуществляли бомбардировки неприятеля с помощью примитивных авиабомб и специальных стрел.

    Полковнику Печенкину удалось разработать специальные ударные трубки и применить их к 42-линейным гаубичным снарядам, которые сбрасывались с аэропланов взамен авиабомб. Воздухоплавательное отделение ГВТУ отмечало, что это усовершенствование "дало возможность в первое время войны, когда других снарядов не имелось, производить бомбометание с аэропланов". Одновременно в мастерских авиационных отрядов началось изготовление специальных пуль для поражения кавалерии и пехоты противника. Эти пули применялись наряду с трофейными стальными стрелами. Пули и стрелы размещались в специальных кассетах, которые подвешивались под фюзеляжем самолета, и выбрасывались на цели из ячеек кассеты пачками. Падение пуль и стрел сопровождалось резким свистом, действовавшим на психику противника.

    Даже в 1917 г. военное ведомство в массовом количестве заготовляло такие пули. Акционерному обществу "Дека" (бывшее товарищество "Дюфлон-Константинович и К°") в начале этого Года было заказано 400 тыс. "пуль для метания с аэропланов" 2. Завод к июлю сдал этот заказ армии.

    Уже и начале воины русские летчики, имея на вооружен in. примитивные авиабомбы, нанесли военным объектам противник;: немалый урон. Например, в ноябре 1914 г. Брест-Литовский кре постной и 24-й корпусной авиаотряды сбросили на крепость, Перемышль 23 бомбы общей массой 470 кг 1. По сведениям, полученным штабом 11-й армии путем опроса пленных, выяснено, что бомбы причинили повреждения электрической станции, казармам уланского полка, обозам, попали в орудийный склад, склады снарядов, место расположения сферического аэростата, произвели много пожаров.

    Война показала эффективность зажигательных бомб. Их изготовлением занимались многие фронтовые летчики и военные инженеры. Одну из них изобрел подполковник Калиновский Неплохой зажигательный снаряд для метания с аэропланов удалось изготовить в 1915 г. прапорщику Голубу. Первые зажигательные бомбы изготовлялись с применением белого фосфора Острый дефицит этого химического элемента заставил искать заменители. Для самолетов "Илья Муромец" изобретатель П. А. Архипенко предложил зажигательный снаряд в виде бочки, наполненной бензином с прибавлением небольшого количества эфира которая, по мысли изобретателя, должна была подвешиваться на специальном тросе под самолетом. Предполагалось, что сброшенная на неприятельские колонны бочка с подожженной жидкостью разобьется и море огня от горящих газов бензина произведет в рядах неприятеля огромное опустошение и замешательство. Воспламенение бензина в этом снаряде обеспечивалось также с помощью фосфора. Это обстоятельство заставило военное ведомство отказаться от предложения изобретателя.

    Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в июле 1915 г. обратился к профессору Н. Е. Жуковскому с просьбой изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров. Для организации опытов1 ГВТУ отпустило в его распоряжение 1500 руб. К решению задачи Н. Е. Жуковский привлек своих учеников Б. Н. Юрьева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и других. В короткий срок в аэродинамической лаборатории МВТУ были изготовлены и испытаны зажигательные бомбы. 14 сентября 1915 г. Н. Е. Жуковский составил для военного ведомства отчет об этих испытаниях 5, к которому прилагались протокол испытания и два чертежа.

    Эти документы свидетельствуют, что ученым удалось создать весьма эффективные зажигательные снаряды. Из нескольких систем, испытанных при лаборатории, наиболее удачными были малые авиабомбы, спроектированные Б. Н. Юрьевым и Б. С. Стечкиным. Зажигательный снаряд прапорщика Б. Н. Юрьева "Стрела" состоял из тонкостенного сосуда и специального приспособления для разбрызгивания горючего. "Стрела" сбрасывалась с крыши МВТУ и, как свидетельствует Н. Е. Жуковский, давала большой радиус зажигательного района".

    Однако сбрасывание стрел с незначительной высоты не давало 1:олной картины испытаний. Н. Е. Жуковскому удалось добиться прикомандирования для проведения опытов летчика Гулевича с самолетом "Ньюпор" 1. После того как зажигательные снаряды были сброшены с самолета, Н. Е. Жуковский пришел к выводу, "что горючая жидкость, падая на землю с большой высоты в тонкостенных сосудах, сама весьма хорошо разбрызгивается, потому специальных приспособлений для разбрызгивания, как это было в стреле Б. Н. Юрьева, нет надобности применять".

    Зажигательный снаряд Б. С. Стечкина и Синягина состоял из бычьего пузыря, наполненного паклей, бензином и нефтяными остатками. Воспламенителем служили две стеклянные пробирки, вставленные одна в другую. В одной находилась серная кислота, в другой - вата, осыпанная марганцовокислым калием. При падении пробирки разбивались, и смесь воспламенялась. Как утверждал Н. Е. Жуковский, "при сбрасывании с аэроплана зажигательных бомб Б. С. Стечкина (около 20 штук) не было ни одного отказа"2. Снаряд студента А. А. Микулина относился к бомбам тяжелого типа. Он состоял из жестяного корпуса, наполненного паклей, нефтью и бензином. Бомба в своей верхней части была снабжена четырехлопастным стабилизатором. В нижней части находился ударный воспламенитель с предохранительной чекой и воздушным винтом, заимствованный из взрывателя, разработанного для фугасных авиабомб капитаном Орановским. При ударе снаряда о землю на жало ударника садился патрон с дымным порохом. Вспышка пороха воспламеняла содержание авиабомбы.

    Аэродинамическая лаборатория МВТУ изготовила 15 бомб системы Стечкина и 20 бомб системы Микулина для испытания в боевых условиях в авиаотряде, находившемся в крепости Иван-город. В испытаниях участвовал полковник Вегенер, командовавший там воздухоплавательной ротой.

    Технический комитет ГВТУ под председательством военного инженера генерал-лейтенанта Н. Л. Кирпичева 21 сентября 1915 г. Рассмотрел предложенные Н. Е. Жуковским зажигательные бомбы. Комитет отметил, что снаряд, разработанный Стечкиным и Синягиным, "является опасным в обращении, так как его воспламенитель при попадании в него пули может загореться на аэроплане". Что касается авиабомбы Микулина, то было принято следующее решение: "зажигательный снаряд студента Микулина своему назначению удовлетворяет и может быть допущен на снабжение авиационных частей.

    Таким образом, в результате работы коллектива МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского в короткие сроки создана зажигательная авиабомба большой мощности. Однако вопрос о зажигательные калибра не был решен, в них на фронте ощущалась нужда.

    Во 2-м армейском авиационном отряде, которым командовал Е. Н. Крутень, в ноябре 1915 г. была испытана зажигательная бомба, изобретенная подполковником В. И. Горчинским. Ее металлический корпус имел в головной части утяжеление из 1000-1200 г. свинца. Бомба наполнялась бензином. Взрывателем, смонтированным по принципу артиллерийского, служил фосфористый терочный состав. Снаряд имел массу 4 кг, был снабжен стабилизатором. На самолет брали 12-16 таких бомб. Летчик Шебалин при опытах c6pосил их с высоты 200-250 м. Испытание показало падении глубоко уходит в грунт, бензин не paспыляется по поверхности, а быстро сгорает в воронке. В отряде пришли к следующему заключению: "Бомба вполне безопасна и имеет надежный воспламенитель, но требует развития горючего состава для снаряжения и изменения наружной формы, после чего необходимо произвести еще испытание" .

    Командиры авиационных отрядов, пытаясь ускорить peшение вопроса о зажигательных бомбах небольшой массы оброщались в Авиаканцелярию, последняя ставила этот вопрос перед Военно-техническим управлением и Военно-промышленным комитетом.

    Промышленный комитет Москвы обратился к приват-доценту Московского университета Е. И. Шпитальскому с просьбой изыскать возможность получения белого фосфора из красно

    В результате упорного труда многочисленных изобретателей была найдена наиболее рациональная форма зажигательной бомбы. До конца войны на вооружении состояли различные типы таких бомб, проверенных в процессе боевой практики.

    Одновременно осуществлялось усовершенствование фугасных и осколочных бомб. В начале 1915 г. в штаб верховного главнокомандующего стали поступать сведения о немецких авиабомбах, дающих большое количество осколков. После одного из налетов эскадры самолетов "Илья Муромец" на аэродром в Яблонне генерал-майор В. Шидловский доносил в Ставку: "Наши бомбы, насколько позволил судить опыт последних бомбометаний, имея значительные фугасные действия, почти не дают осколков, что значительно уменьшает сферу поражаемого пространства". В. Шидловский особенно подчеркивал необходимость "снабжения воздушной эскадры снарядами, дающими большее количество осколков, и, наконец, желая еще больше развить активные боевые действия нашего воздушного флота, ходатайствую о присылке для опыта бомб с зарядами в 10, 15, 25 пудов тротила в бомбе, не менее двух снарядов каждого типа".

    Под давлением фронта ГВТУ приступило к срочной разработке специального типа авиационных бомб фугасного и осколочного действия. К середине 1915 г. капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение. Фугасные бомбы Орановского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила. Бомба снабжалась стабилизатором. Взрыватель донного типа с замедлением 0,13 с. имел ветрянку, которая предохраняла бомбу от преждевременного взрыва. После сброса бомбы ветрянка силою воздушного потока вывертывалась и освобождала ударник. Бомбы с таким взрывателем действовали безотказно.

    На фронте корпусные и армейские авиаотряды применяли фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг. Они сбрасывались в основном с самолетов "Вуазен" и "Фарман". Бомбы массой 48, 80, 160, 240 и 400 кг поступали в эскадру воздушных кораблей и сбрасывались на важные военные объекты противника. В начале 1916 г. на Балтийском судостроительном заводе были изготовлены авиабомбы массой 640 кг, предназначавшиеся для бомбардирования с самолетов "Илья Муромец" германской базы подводных лодок в оккупированной Либаве. Создание бомб такой массы было крупным достижением.

    Были созданы также и осколочные авиабомбы массой 4 и 10кг с взрывателем того же типа, что и для фугасных авиабомб. В носок снаряда ввертывался упорный стержень длиною около Уз м. на конце которого находилась круглая пластинка, препятствовавшая углублению бомбы в землю. Это обеспечивало поверхностный разрыв и хорошее рассеивание осколков.

    В лаборатории при МВТУ Н. Е. Жуковский орган и изучение аэродинамических свойств принятых на вооружение авиационных бомб. С этой целью проводились испытания и определение предельной скорости десяти типов бомб массой 409 кг. Активное участие в работах принимали К А Г. М. Мусинянц и Г. И. Лукьянов. Опыты показали, что скорость падения возрастает с величиной бомб. Для 409 кг. она составляла 296 м/с. При падении с высот, превышающих 800 м, колебания крупных бомб прекращаются. "Бомба, в вертикальном направлении, отмечал Н. Е. Жуковский, будет двигаться так, как будто бы она ниспадала по вертикальной линии". Этим самым было опровергнуто распространенное среди специалистов мнение, что колебания авиабомб служат причиной отказа ударных приспособлений.

    Свое исследование Н. Е. Жуковский представил в Технический комитет ГВТУ, который 16 ноября 1915 г. постановил:

    "1) исследование заслуженного профессора Жуковского о затухании колебаний больших аэропланных бомб принять к сведению;

    2) выразить профессору Жуковскому благодарность комитета за доставление интересного для военного воздухоплавания исследования".

    Выводы ученого позволили вскоре перейти к производству авиабомб нового типа с уменьшенным стабилизатором.

    Над усовершенствованием бомб в течение всей войны трудилась большая группа изобретателей. Особенно их занимала проблема дистанционного взрывателя. Изобретатель С. Ф. Дашкевич 25 сентября 1915 г. писал начальнику штаба Кавказского военного округа о том, что им изобретена "модель приспособления, при помощи которого каждая бомба, метаемая с аэроплана, может быть взорвана на желаемой высоте от места назначения независимо от высоты, с которой она брошена". К сожалению, чертежи этого приспособления обнаружить не удалось, но по некоторым данным можно предположить, что С. Ф. Дашкевич сконструировал прибор, действовавший по барометрическому принципу. Капсюль авиабомбы разбивался механизмом, срабатывавшим от анероидной коробки на заранее установленной высоте, независимо от высоты сбрасывания бомбы. Как утверждал изобретатель, предварительные испытания устройства дали удовлетворительные результаты. Проект "дистанционной аэрошрапнели" был разработан Н. Д. Анощенко.

    Благодаря исследованиям Н. Е. Жуковского и его учеников, работам Орановского, Калиновского и других изобретателей отечественная авиация получила на вооружение эффективные и надежные бомбы. Были изобретены также и термитные авиабомбы массой 8 кг и выше.

    Русское общество по изготовлению снарядов и военных припасов освоило на своих заводах изготовление крупнокалиберных авиабомб. Например, в начале 1916 г. оно сдало военному ведомству 57 аэропланных бомб, в том числе массой 160 кг - 25, 240 кг - 15, 400 кг - 15, 640 кг - 2. Военный приемщик доносил 7 апреля, что бомбы "приняты и как годные своему назначению приготовлены к отправке".

    Or_AB_10L_peq.jpg

    Or_fab_10L_peq.jpg
    (бомба ФАБ Орановского 10 фунтов 1914)

    Or_AB_25L_peq.jpg
    (бомба АБ Орановского 25 фунтов 1914)

    Or_FAB_2_PUDS_peq.jpg

    Ora_2_puds.jpg
    (бомба ФАБ Орановского 2 пуда 1914)

    Но в целом производство авиабомб отставало от потребностей фронта. Военным ведомством были установлены нормы "метательных снарядов с аэропланов". На каждый военный самолет армейского и корпусного типа полагалось 3200 кг бомб на год, на самолет "Илья Муромец" - 8000 кг. Общая потребность в авиабомбах в суммарной массе исчислялась на полтора года, начиная с 1 января 1917 г., в 3300 т. Между тем на складах было только 400 т бомб. Заводы срывали их поставку в установленные сроки. Все это ставило русские авиационные отряды в неравное положение по сравнению с противником, который не испытывал дефицита в авиабомбах.

    В целом производство авиабомб не являлось сложным для стран с развитой промышленностью, поскольку применялись дешевые материалы, простые технологии. Основные проблемы представляла отработка взрывателя и аэродинамики бомбы. Война всегда вызывает резкий скачок в развитии военной техники. К 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне "современный" вид.

    9061491.jpg

    Среди оригинальных разработок союзников стоит отметить появление в конце войны во Франции "двухкамерных бомб".
    Двухкамерные бомбы изготавливались весом 10, 15 и 20 кг с диаметром соответственно 120, 155 и 180 мм. Корпус бомбы состоял из двух частей, соединенных между собой по наибольшему диаметру. В плоскости стыков обеих частей была укреплена внутренняя перегородка из тонкой жести, делившая бомбу на 2 отдельные камеры. Нижняя камера наполнялась мононитробензолом, а верхняя - азотной кислотой.

    Стабилизатор бомбы состоял из четырех продольных лопастей. В донной части устанавливался взрыватель, снабженный крыльчатым предохранителем. В нижней камере бомбы была укреплена труба, в которой помещался ударник с сильной спиральной пружиной.

    Устройство 2-камерной бомбы дало возможность применять высокобризантное взрывчатое вещество без опасности взрыва при простреле бомбы пулей. Но вместе с этим бомба имела существенный недостаток - она не допускала продолжительного хранения, так как азотная кислота разъедала тонкую перегородку, и жидкости смешивались. Образовавшийся тринитротолуол представлял большую опасность из-за своей высокой чувствительности.

    0_a4170_a9610e9f_L.jpg
    Бомба Орановского найденая в Новом Аракчине
     
  2. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    док. фото.

    Aero.jpg

    13-4.jpg

    12-1.jpg

    15-3.jpg

    1006957-i_062.jpg

    bomby_05bombometanie_2012-05-24_09.20.49.jpg

    page_64.jpg

    820974_original.jpg
    "Аэро-бомба" Райли Скотта, 1911

    911824_original.jpg

    911229_original.jpg

    6eb8ec649ae33261552222a9e9e31931.jpg
     
  3. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Тактика бомбардировочных операций
    В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолеты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжелыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками "Илья Муромец") и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков "Цеппелин-Штаакен"
    Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.
    Помимо авиабомб, развивались и другие виды авиационного оружия. Так, всю войну аэропланами успешно применялись метательные стрелки-флешетты, сбрасываемые на пехоту и кавалерию противника. В 1915 году, английский флот впервые успешно применил во время Дарданельской Операции торпеды, запускаемые с гидросамолетов. В конце войны, были начаты первые работы по созданию управляемых и планирующих авиабомб.

    Флешетта

    Флеше́тта (также Флаше́тта, от фр. flйchette, нем. Fliegerpfeil, в русской печати 1910-х годов иногда именуется «Стре́лкой») — металлическая стрела-дротик размером с карандаш; особый тип авиационного оружия, разработанный в начале XX века и применявшийся ВВС противоборствующих сторон при атаках скоплений пехоты и кавалерии противника в боях Первой мировой войны, а также во время Гражданской войны в России.
    В начале XX века на вооружении ряда наиболее передовых в военном отношении стран появились аэропланы. Конечно, технические возможности той, весьма примитивной по сегодняшним меркам авиации были ограничены, однако идея поражения противника с воздуха будоражила умы военных. Почти сразу началась разработка разнообразного вооружения для самолётов, причём результаты работ варьировались от вполне перспективных до сюрреалистических. К последним военные чины Франции поначалу причислили и флешетты — новую разработку французских инженеров, небольшие металлические стрелки, которые предполагалось рассыпать над скоплениями противника с бреющего полёта. Первоначально разогнанная до скорости летящего самолёта и набирающая скорость в процессе падения, при подлёте к земле стрела обретала бы убойную силу.
    Тем не менее, во Франции особого признания «стрелки» не получили. Зато новым оружием заинтересовались кайзеровская Германия и Российская империя, военная разведка которых известила свои генералитеты о флешеттах. В итоге, к началу Первой мировой войны немецкими и русскими военными инженерами были созданы несколько типов флешетт, а также пуль для сброса с аэропланов.
    Наиболее удачная конструкция была создана в Германии и представляла собой металлический стержень круглого сечения размером немногим больше карандаша. С одного конца стержень заостряли, а с другого в теле стержня делали четыре продольных выемки, образующие своего рода оперение. Флешетты пачками или россыпью укладывали в специальные кассеты, подвешенные под фюзеляжем самолета. Стрелы применяли при атаке скоплений пехоты или кавалерии с бреющего полёта или пикирования. В нужный момент кассета раскрывалась и флешетты пачками сыпались на противника. Сброшенные с самолёта стрелы у земли обладали значительной пробивной способностью — в частности, легко пробивали деревянные доски толщиной до пятнадцати сантиметров. Кроме того, падение стрел сопровождалось резким свистом, действовавшим на психику противника и пугавшим его лошадей. В ходе боёв выяснилось, что данный вид оружия весьма эффективен против открыто расположенных скоплений пехоты и в особенности кавалерии.
    Интересно, что на некоторых флешеттах имелась надпись «Invention francaise, fabrication allemande» (фр. Изобретено во Франции, сделано в Германии) — своеобразный юмор немецких военных инженеров, символически возвращавших противнику его же изобретение.
    Помимо германской армии, в ходе боевых действий Первой мировой войны флешетты эпизодически применяли ВВС Франции, России и ряда других стран.

    Французская (на заднем плане) и немецкая (на переднем плане) флешетты времён Первой мировой войны.

    Flesheta.jpg

    Флешетты Швейцарского армейского авиационного корпуса, 1915 год.

    2.jpg

    Противодействие авиации.
    После начала войны стали появляться зенитные орудия и пулемёты. Сначала они представляли собой горные пушки с увеличенным углом возвышения ствола, затем, по мере возрастания угрозы, были разработаны специальные зенитные орудия, способные послать снаряд на большую высоту. Появились как стационарные батареи, так и подвижные, на автомобильной или кавалерийской базе и даже зенитные части самокатчиков. Для ночной зенитной стрельбы активно применялись зенитные прожектора.
    Особое значение приобрело раннее предупреждение о воздушном нападении. Время подъема самолетов-перехватчиков на большую высоту в Первую Мировую было значительным. Чтобы обеспечить предупреждение о появлении бомбардировщиков, начали создаваться цепи постов передового обнаружения, способных обнаружить вражеские самолеты на значительном расстоянии от их цели. К концу войны начались эксперименты с звуколокацией, обнаружением самолетов по шуму моторов.
    Наибольшее развитие в Первую Мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налетами на свои стратегические тылы. К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения. Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налеты на Лондон и Париж. Опыт Первой Мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе "бомбардировщик всегда найдет дорогу" ("The bomber will always get through").
    Противовоздушная оборона тылов Центральных Держав, не подвергавшихся существенным стратегическим бомбардировкам, была намного слабее развита и к 1918 году находилась, по сути дела, в зачаточном состоянии.

    Средства звукового наблюдения времен Первой мировой войны.

    Akustika.jpg
     
  4. В.Л.С.
    Offline

    В.Л.С. Фельдфебель

    Регистрация:
    3 июн 2014
    Сообщения:
    38
    Спасибо:
    157
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Kiev
    Интересы:
    Фото, открытки Русск.тур. и I Миров
    Фото Первой Мировой, на обороте от руки написано: -Бомба сбрасываемая с самолетов "Илья Муромец" = 5 пудов.
    Бомба для Ильи Муромца.jpg
    Архив В.Л.Святенко.
     
    Последнее редактирование модератором: 27 июл 2014
  5. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.738
    Спасибо:
    16.279
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    Офигенная тема! :new (10):
     
  6. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.676
    Спасибо:
    1.568
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Тема интересная, а фото ''авиапуль '' есть?
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  7. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
  8. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.676
    Спасибо:
    1.568
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Не увидел что-то авиапуль , лишь стрелы ...

    "Зато новым оружием заинтересовались кайзеровская Германия и Российская империя, военная разведка которых известила свои генералитеты о флешеттах. В итоге, к началу Первой мировой войны немецкими и русскими военными инженерами были созданы несколько типов флешетт, а также пуль для сброса с аэропланов"

    Что за пули такие, в чём отличие от стрел?
     
  9. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Думаю это одно и то же...
     
  10. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  11. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  12. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  13. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    бомба.jpg

    бомба 2.jpg
    Военные крепят 100-килограмовую бомбу к немецкому самолёту.
    (National Archives/Official German Photograph)
     
  14. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  15. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  16. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  17. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Думаю ,что на нижнем фото совсем не авиабомбы. Слева мина к бомбомёту,в середине х.з. что? (верно то же бомба бомбомётная) Справа арт. снаряд...
     
  18. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  19. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.926
    Спасибо:
    46.253
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg

    2.jpg 1.jpg

    4.jpg 3.jpg

    5.jpg

    6.jpg


    Безымянный.jpg
     
  20. zunder1
    Offline

    zunder1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    6.580
    Спасибо:
    33.650
    Отзывы:
    444
    Страна:
    European Union
    Из:
    *
    Интересы:
    *
    Не, в теории бомбомётные мины запросто могли использовать, как авиабомбы. На этом же фото "кукурузины" к миненверфер 16 прилажены к борту аэроплана.

    1916.jpg

    Но вот арт снаряды в ПМВ думаю всё не не кидали с этажерок...
    Пы.Сы. в ВОВ же наоборот была массовая переделка арт. снарядов в авиа бомбы (но этот так,к слову)
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)