Процесс смоленских церковников

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем Iva, 17 ноя 2008.

  1. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    21
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Областной архив переиздал книгу Николая Каржанского (корреспондента "Рабочего Пути" в 1920-х гг.), выпущенную по итогам громкого смоленского дела в конце 1922 года под названием "Процесс смоленских церковников".

    В двух словах об этом деле


    Цитата
    Утром 28 марта 1922 года Успенский собор, Троицкий и Вознесенский монастыри в Смоленске были окружены цепью курсантов и красноармейцев. План изъятия ценностей из храмов города власти продумали до мелочей. В монастырях работы по описанию и изъятию церковной утвари начались беспрепятственно. Казалось, ничто не предвещало печальных событий, которые последовали, когда в главный храм Смоленска пытались войти члены комиссии. Но не заладилось с самого начала: у настоятеля собора почему-то не оказалось ключей, двери открывали отмычкой, затем разбирали баррикаду. В это время собравшаяся около собора толпа стала теснить красноармейские цепи, в которые полетело все, что попадалось под руку, - лед, смерзшийся снег, камни. Началась стрельба, несколько человек было ранено, одна женщина погибла. Тем не менее остановить начатое властями дело уже было невозможно. Комиссия приступила к работе в Успенском соборе в два часа того же дня.

    О событиях, произошедших 28 марта 1922 года в Смоленске, Дмитрий Александрович Булатов узнал из телеграммы, которую получил на ХI съезде РКП(б) в Москве. Срочно были приняты меры по обеспечению сохранности церковного имущества по всей губернии. К тому же расследование и судебный процесс над организаторами и участниками сопротивления были нацелены на то, чтобы переломить общественное мнение. Церковь и церковников старались представить смолянам как обрядоверцев, далеких от истинной веры. Суд приговорил четырех зачинщиков беспорядков к расстрелу, остальные осужденные получили различные сроки тюремного заключения, группе верующих, закрывшихся в соборе, и епископу Филиппу объявили общественное порицание.

    С 28 марта по 2 апреля из собора изъяли кресты, архиерейские посохи, серебряные царские врата, священные книги в дорогих окладах, с икон сняли серебряные ризы... В главном храме Смоленска была конфискована золотая и серебряная утварь, которая, по подсчетам комиссии, весила более 22 пудов. Всего из церквей губернии в 1922 году было изъято и отправлено в Москву около 350 пудов серебра и золота, более шести пудов меди, более трех фунтов шитья с драгоценными камнями...


    Полностью статья инициатора переиздания книги И. Лышковской, опубликованная в "Рабочем пути" два года назад, тут: http://www.rabochy-put.ru/history/111-izja...-dve-sudby.html

    Вышедшая книга неоднозначная. С одной стороны, она показывает, как работали "киллеры от пера" в первые годы советской власти - Каржанский - своеобразный "Доренко" 1920-х, отрабатывавший заказ губисполкома по перелому общественного мнения своими репортажами из залы суда. Кстати, интересно, что эпиграммки к его статьям-репортажам писал Михаил Исаковский, которые раньше нигде не встречал. В приложении к книге даны интересные архивные документы тех лет - секретные телеграммы, сводки работы по изъятию ценностей, и т.д.

    С другой стороны - хоть и написано в аннотации к книге, что она ориентирована на "широкий круг читателей", читатель ее должен быть мало-мальски подготовлен к ее восприятию. Вот, к примеру, выдержка из заключительного слова епископа Смоленского Филиппа, (прочитав которую полностью, весьма критически начнешь относиться к описанию событий в энциклопедии или, к примеру, в школьном учебнике "Основы православной культуры"):

    "Как ни странно, но теперь, после всего того, что произошло после изъятия ценностей, я должен заявить: я благословляю все происшедшее... Несомненно, многие представители духовенства и масс верующих поняли, по какому гибельному пути вели русскую церковь наши верхи, видим теперь то гибельное политиканство, которым занимались наши верхи. Мы начинаем с отвращением смотреть на прошлое наших верхов, - наступил глубокий и решительный перелом в сторону нового настроения. Теперь, несомненно, многие епископы и представители белого духовенства и огромных масс русского народа должны будут признать, что та социальная революция, которая произошла у нас в России, есть не только восстановление прав человека, но начало восстановления на земле правды Христовой, правды евангельской... Я счастлив в том отношении, что я высказывал и высказываю сейчас эти мысли не вследствие человеческого страха, не вследствие отстуствия мужества, не из желания понравиться и угодить Трибуналу. Я высказываю то, что я долгие годы выносил в своей душе".

    Епископу по итогам процесса было объявлено порицание. Другим - четверо - к расстрелу, десять - к тюремному заключению, еще десять - к общественным работам.

    Напоследок - одно из стихотворений Исаковского по "иноформсопровождению" этого дела, на мой взгляд, достаточно мощное

    Если в желудке пусто -
    Скверное, видно, житье.
    Голод - прегадкое чувство,
    Рад, что оно не мое!

    Пишут, что голод гонит
    Тысячи жертв на тот свет;
    Я ж умирать не намерен:
    Чувства такого нет!

    -Что? Серебро против смерти?
    (камень сказавшему в рот!)
    Нет серебра на голодных!
    Чувство мое не дает!
     
  2. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Вчера купил эту книжку. Почитаю.
    Iva, я не понял, к чему надо начинать критически относиться, прочитав заключительную речь епископа Филиппа? Голод в Поволжье был использован лишь как повод для удара по Православной церкви. Куда пошло изъятое церковное серебро и золото - это вопрос. Не готов сейчас дать исчерпывающий ответ, но думаю, что значительная часть пошла на мировую революцию, а не голодным детям Саратова и Царицына.
    Епископ Филипп после этого процесса арестовывался еще раз пять, был в ссылке. Слава богу пережил лихолетье и умер своей смертью уже после войны. Но хлебнул немало.
    В 1922 году многие люди еще воспринимали социалистическую революцию как освободительную и гуманистическую. Заблуждались люди. 1930-е годы эти мифы окончательно развеялись.
    А книжка интересная. Защитниками церкви оказывались люди из разных слоев общества: и рабочие, и дворяне, и мещане. Недавно читал отчет Ярцевской партконфереции 1923 года. В рабочем городе Ярцеве было собрано 3 тыс. подписей за открытие церкви. Открыли? Нет, конечно. Усилили работу организаций воинствующих безбожников.
     
  3. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    21
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Критически надо относиться к попыткам кого-то идеализировать, сделать мучеником. Люди всегда оставались людьми - почитай, Кузьмич, как большинство обвиняемых юлило, стремилось переложить ответственность друг на друга. И, кстати, председатель губисполкома Булатов, бывший также председателем комиссии по изъятию ценностей, тоже хлебнул, но, в отличие от Филиппа, умер не своей смертью, а был расстрелян.

    То, что били по Церкви - факт, две религии не могли ужиться.
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Iva, а кого хотят "сделать" мучеником? Не понимаю таких обтекаемых намеков. Говори конкретнее, если есть что сказать. Обобщать не нужно.
    К лику мучеников "за веру пострадавших" РПЦ причисляет священнослужителей и мирян, отдавших своих жизни за свои религиозные убеждения. Таких мучеников 20 века в Русской Православной церкви много. И это факт исторический. Священники погибали в массовом порядке. Кто там юлил или не юлил перед лицом смерти, не берусь судить, пусть Бог судит, не людское это дело.
     
  5. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    21
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Я говорю исключительно об елее, что льется последние лет 20 на колеса и колесики сложного и древнего механизма под названием РПЦ. История Церкви неотделима от истории государства - вот что я хочу сказать, не более.
     
  6. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    История церкви неотделима от истории государства - это аксиома.
    Про елей - опять какой-то тонкий намек на толстые обстоятельства. От того, что человек одевает рясу и крест, он не становится ни лучше, ни хуже. Вера и мораль должны быть в душе. В Русской православной церкви, как в любой другой организации, достаточно подлецов, жадных и глупых людей. И что с того?
    На мой взгляд, надо научиться четко разделять веру и религиозную организацию. Вера - в душе, это небесное, а организация - это земное, плотское. Церковь как организация - это не рай небесный, это лишь земной путь к спасению души верующего, и путь этот тернист.
    В чем истина? Это главный вопрос веры и главный вопрос философии. Надо ли смиряться? Надо ли восставать? Как научиться владеть собой? Вопросы можно множить. Верующий человек, на мой взгляд, это человек ищущий истину. И процесс этот бесконечен.
     
  7. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.008
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ива, вообще-то история государства неотделима от истории Церкви. Рекомендую внимательно разобраться, что есть причина и что есть следствие. Кроме того, если тебе не нравится РПЦ, прошу, у нас есть иудеи скажем, есть еще масса конфессий и сект, выбор за тобой. Зачем тут на себе волосы рвать и пепел раскидывать, совершено не владея вопросом. Кроме упомянутого тобою епископа Филиппа, есть еще документы, которые на первый взгляд выглядт спорными, по признанию Церковью Советской власти. В условиях массовых антицерковных репрессий в конце 20-х годов фактически именно своего рода соглашательство с Советами (конечно, не в ушерб канонам) спасло Церковь от уничтожения. Тебе не нравится позиция епископа Филлипа по данному вопросу? Так этот от того, что ты в чекистском лагере не был, а сидя у компа легко быть столь смелым. Практикуя твой подход я могу совершенно аргументированно заявить, что мне не нравится тот елей, который уже 20 лет разливается по поводу Тухачевского, поскольку он даже будучи по следствием не уставал клясться в любви и верности не только большевитскому режиму, но и т.Сталину лично.
    Под особистским прессом очень многоие люди еще и не такое писали. Не нужно столь категоричным быть, тем более, сама-то Церквоь Филиппа не осудила вроде. Да и о его канонизации я, например, не знаю( как и остальные посетители форума). Поэтому к показаниям епископа вообще вопрос канонизации можно привлекать только если сам епископ присоединен к сонму Новомученников (а далеко не все носители сана и миряне, погибшие в годы реперессий канонизированы как Новомученники, если мне ошибаюсь) Вобщем, не нужно столь категорично и поверхностно
     
  8. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    21
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Согласно официальной трактовке и не оспариваемым Православной Церковью историческим фактам, от образования Руси до ее крещения прошло 126 лет. Рассуждения о первозначении христианства в образовании государства в духе Фомы Аквинского, но отнюдь не в духе православия. Для меня переиздание книги Каржанского - знаковое событие, потому что она напоминает о возможных путях выхода из тупика во взаимоотношениях Церкви и государства. А он, на мой взгляд, не был преодолен в 90-х годах прошлого века. И сейчас для меня активная позиция Церкви - лакмусовая бумажка, свидетельствующая не столько об ее возрождении после десятилетий гонений, сколько о слабости государства.
    По Сталину - эта личность не есть зло в абсолюте с точки зрения Церкви - в том числе, благодаря его позиции по незапрету деятельности открытых на оккупированной территории Советского Союза церквей. Вот и сейчас, пока пишу эти буквы, по НТВ сюжет идет о том, что изображение Сталина на иконе Матрене Московской появилось, и православные молятся.. Вот, поискал, информация об этом прошла в газете "Завтра" http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=179276 Не думаю, что игумен решился бы на публичное изложение своих мыслей, не будучи на это благословленным.

    Напоследок - "одной строкой" - про канонизацию епископа Филиппа я ничего не писал, в чекистских лагерях он не был, репрессии против Церкви начались в начале (а не конце) 20 годов прошлого века, а лекции одного из крупнейших исследователей истории Церкви в 20 веке Ольги Васильевой имел честь слушать вживую. Это не оправдание, это приглашение к диалогу, уважаемый Шмяк, и просьба в дальнейшем воздержаться от перехода на личности.
     
  9. ОМИ
    Offline

    ОМИ Приказный

    Регистрация:
    10 янв 2010
    Сообщения:
    27
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 18 Ноября 2008, 7:44)
    Вчера купил эту книжку. Почитаю.
    Iva, я не понял, к чему надо начинать критически относиться, прочитав заключительную речь епископа Филиппа? Голод в Поволжье был использован лишь как повод для удара по Православной церкви. Куда пошло изъятое церковное серебро и золото - это вопрос. Не готов сейчас дать исчерпывающий ответ, но думаю, что значительная часть пошла на мировую революцию, а не голодным детям Саратова и Царицына.
    Епископ Филипп после этого процесса арестовывался еще раз пять, был в ссылке. Слава богу пережил лихолетье и умер своей смертью уже после войны. Но хлебнул немало.
    В 1922 году многие люди еще воспринимали социалистическую революцию как освободительную и гуманистическую. Заблуждались люди. 1930-е годы эти мифы окончательно развеялись.
    А книжка интересная. Защитниками церкви оказывались люди из разных слоев общества: и рабочие, и дворяне, и мещане. Недавно читал отчет Ярцевской партконфереции 1923 года. В рабочем городе Ярцеве было собрано 3 тыс. подписей за открытие церкви. Открыли? Нет, конечно. Усилили работу организаций воинствующих безбожников.

    Друзья, у вас весьма нескладное представление о теме "голод -большевики-Православная церковь". Пишу это, как специалист, изучающий историю Церкви и ее взаимоотношения с советской властью и обществом в XXв. Причем, вы судите по сегодняшним конъюнктурно-идеологическим агиткам, переламывающим в свою пользу историческую правду. Хотя она все равно, рано или поздно, станет общепринятой. Надо только, чтобы прошло еще века два. Могу если, действительно, хотите сначала знать, а потом судить, скинуть ссылку на свою страницу в Интернете,где много чего висит от моего имени на эту и подобные темы. Кстати, у Филиппа была впереди длинная и очень интересная судьба.
     
  10. Анюта
    Offline

    Анюта Штабс-ротмистр Команда форума

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    1.346
    Спасибо:
    627
    Отзывы:
    50
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    ОМИ, будьте любезны, пришлите мне ссылку в личку.
     
  11. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    ОМИ, выкладывайте ссылку. Хотелось бы увидеть и Ваше "складное представление" о теме "голод-большевики-православная церковь". Не совсем понятно, что Вы имеете в виду под "нескладным представлением".
     
  12. ОМИ
    Offline

    ОМИ Приказный

    Регистрация:
    10 янв 2010
    Сообщения:
    27
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 29 Января 2010, 18:31)
    ОМИ, выкладывайте ссылку. Хотелось бы увидеть и Ваше "складное представление" о теме "голод-большевики-православная церковь". Не совсем понятно, что Вы имеете в виду под "нескладным представлением".

    Только то, что каждый из нас может быть на коне только там. где явялется специалистом. Во всех других случаях мы пользуемся наработками кого-то. И вот здесь-то проблема: всегда ли нам удается прочитать то, что приближается к реальности или нам подсовывают то, что есть реальностью только в сознании автора. И, вообще, надо уважать ушедших. Они жили и творили так, как считали для себя правильным и возможным. А гроздья гнева созрели не при большевиках, а задолго до них. И там, в предыстории, и лежат ответы на вопросы. Видел ссылку на О. Васильеву. Хорошая она женщина, но не Истина. Каждый должен самостоятельно искать Истину, но, повторяю, сначала обрасти знаниями, а потом выносить вердикт. Хотя, помните - Не судите...
    Добавлено: [mergetime]1264795413[/mergetime]
    Друзья!
    Для всех, кому интересны проблемы завязавшегося разговора. Хотя это и "рассекретит" меня. Но что не сделаешь ради "всеобщего братания"
    !http://www.rusoir.ru/president/works/
     
  13. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Спасибо, конечно, за ссылку, но Ваша позиция по процессу "смоленских церковников" осталась "в тумане". Тема-то этому посвящена.
    То, что реквизия церковных предметов советской властью была направлена против Русской православной церкви - это факт. Эта акция была сугубо политической. А повод для удара по Церкви был использован по-большевистки демагогический и циничный - борьба с голодом. Кстати, Русская православная церковь готова была добровольно помогать голодающим и помогала, но была против изъятия предметов культа, которые использовались непосредственно при богослужении. Это же напрямую подрывало церковную организацию, чего собственно и добивались большевики. Попытки верущих и духовенства отстоять независимость Церкви были жестко подавлены и затем использованы опять же в политических и идеологических целях для дискредитации Русской православной церкви.
     
  14. ОМИ
    Offline

    ОМИ Приказный

    Регистрация:
    10 янв 2010
    Сообщения:
    27
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 29 Января 2010, 23:20)
    Спасибо, конечно, за ссылку, но Ваша позиция по процессу "смоленских церковников" осталась "в тумане". Тема-то этому посвящена.
    То, что реквизия церковных предметов советской властью была направлена против Русской православной церкви - это факт. Эта акция была сугубо политической. А повод для удара по Церкви был использован по-большевистки демагогический и циничный - борьба с голодом. Кстати, Русская православная церковь готова была добровольно помогать голодающим и помогала, но была против изъятия предметов культа, которые использовались непосредственно при богослужении. Это же напрямую подрывало церковную организацию, чего собственно и добивались большевики. Попытки верущих и духовенства отстоять независимость Церкви были жестко подавлены и затем использованы опять же в политических и идеологических целях для дискредитации Русской православной церкви.

    Это Вам так кажется. А все было значительно сложнее, потому и дал сноску: прочитайте статьи, повященные этому периоду. Не знаю, чтобы придумали Вы, окажись в той реальности голода?! Деньги, вырученные от изъятия, а его-то по существу так и не довели до конца, даже на 25%, ни на что не хватило бы. И спасли голодающих простые люди, собиравшие свои копейки, а также, как это не покажется в сегодняшних условиях странным, но...ведь, так было...спасли усилия государства. Есть же масса опубликованных источгников по тому, сколько голодало, сколько и кто собрал на спасение. Кстати, общественное мнение, говоря сегодняшним языком, в том числе и церковное, было на стороне изъятия. Мне, читавшему не один документ по этой странице нашей истории, и больно, и страшно, и стыдно временами за отдельных "героев"...А что до процесса над "смоленскими церковниками", так ничего особенного в нем не было - один из ряда других и не более. Для ушешего времени он был "правильным" для абсолютного большинства, для нас сегодняшних - возможны варианты. Но размышлять-то об истории надо не с высоты прошедшиз лет, а снизу, опускаясь в историю и пытаясь на себе прочувствовать что было, почему было, и как к этому относились тогда, а не сйечас. Всякая оценка на расстоянии - это уже политика. а не история. И "сегодняшние политики" всегда клеймили и будутт клеймить прошлое, ибо зачастую "возвыситься" им чем-то доугим не представляется возможным.
    Но... лучше побольше почитать и самостоятельно помыслить, чем просто повторять штампы сегодняшних мнений.
     
  15. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Уважаемый ОМИ, размышлять об истории нужно именно с высоты прошедших лет, что совершенно не исключает принцип историзма при осмыслении событий прошлого. В противном случае, мы опускаемся именно на уровень конъюктурной "политической целесообразности", исходя из которой и действовала советская власть. К сожалению, у меня нет никакой физической возможности зарываться в фактологическую часть данной большой темы. Приведу лишь "установочные указания" вождя мирового пролетариата и руководителя советского государства В.И. Ленина.
    Из ленинского распоряжения от 1 мая 1919 г., адресованного руковдителю ЧК Ф.Э. Дзержинскому: "...необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады".
    А вот знаменитое письмо В.И. Ленина В.М. Молотову об изъятии церковных ценностей. Поводом к написанию письма стало сопротивление верующих рабочего города Шуи (текстильные фабрики) по поводу изъятия церковных ценностей, которое было подавлено частями ЧОНа и красноармейцами (5 убитых, 15 раненных). Подробное описание событий в Шуе (на основании документов) смотрите здесь: http://history.machaon.ru/all/number_01/pe...vent/index.html
    Почитайте внимательно, в письме Ильич с упоением говорит о том, что у Церкви нужно отобрать миллионы или даже миллиарды золотых рублей, но ни слова ни говорит о том, что нужно спасать голодающих. Для него голод - это лишь удобный момент для изъятия церковных ценностей в пользу советского государства.

    ЛЕНИН – МОЛОТОВУ

    (19 марта 1922 г.)

    Товарищу Молотову для членов Политбюро
    Строго секретно
    Просьба ни в коем случае копий не снимать,
    а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже)
    делать свои пометки на самом документе.

    Ленин.

    По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим тоном борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20 марта, то поэтому я изложу свои соображения письменно.
    Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА переслало в газеты не для печати, а именно сообщение о подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей.
    Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании Патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.
    Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. Событие в Шуе лишь одно из проявлений этого плана. Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.
    Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечивало бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием церковных ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.
    Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов, то есть эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в данный момент, именно в связи с голодом проведем с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.
    Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом:
    Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин. Никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.
    Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно поэтому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).
    В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков, представителей местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.
    Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно.
    На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКО и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
    Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на съезде, то есть на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина, без всякой публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение всей этой операции было обеспечено и проводилось в общесоветском и общенародном порядке. Назначить особо ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых лаврах, монастырях и церквах.

    19 марта 1922 г.

    Ленин.

    Прошу т. Молотова постараться разослать это письмо членам Политбюро вкруговую сегодня же вечером (не снимая копий) и просить их вернуть Секретарю тотчас по прочтении с краткой заметкой относительно того, согласен ли с основою каждый член Политбюро, или письмо возбуждает какие-нибудь разночтения.

    Ленин.

    Публикацию секретного письма Ленина в "Вестнике РХД" (Париж, № 97, 1970) Н.А. Струве предварил следующими словами: "Подлинность его вне сомнения: на него есть прямая ссылка в "Полном собрании сочинений Ленина", т.45, М., 1964, с.666-667. "Март 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦКРКП(б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 об изъятии церковных ценностей в целях получения средства для борьбы с голодом. (В "Архиве" имеет шифр ЦПАИМЛ, ф.2.0.1, ед.хр.22947). Но бдительные цензоры ленинских писаний не посмели включить это письмо в так наз. "Полное собрание сочинений", насчитывающее 55 томов".

    Ленин знал и открыто писал, что хлеб в стране есть: "Недалеко от Москвы, в губерниях, лежащих рядом: в Курской, Орловской, Тамбовской, мы имеем по расчетам осторожных специалистов еще теперь до 10 млн.пудов избытка хлеба" (ПСС, Т.36, с.369). Вопрос стоял не о продовольствии, а только о политике: "Нам надо не только сломить какое бы то ни было сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационных государственных рамках. Мы имеем средство для этого... Это средство – хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность" (Там же, с.269). "Потому что распределяя его (хлеб), мы будем господствовать над всеми областями труда" (там же, с.449). Одним из проявлений политики был и вопрос об "изъятии церковных ценностей".

    По неполным данным, в течение 1922 года было уничтожено 8100 духовных лиц, кроме того тысячи людей погибли, защищая святые иконы и священные сосуды от комиссий по изъятию церковных ценностей (Журнал "Слово", № 5, 1991, М.).
     
  16. ОМИ
    Offline

    ОМИ Приказный

    Регистрация:
    10 янв 2010
    Сообщения:
    27
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Дорогой Генерал-лейтенант!
    Вы просто выдергиваете документы из контекста событий и придаете им то значение. которое Вам сегодня(!)кажется верным. И тем самым производите "обрезание" истории. Я же Вас призываю рассматрвиать все в контексте реальностей тогопериоа, о котором идет речь. вы просто повторяете нынешний официоз. А про Шую и вообще спорить не о чем, почитайте опубликованные мною документы об этом событии.Кстати о Троцком в них немало напсиано. Что касается лксики и прочего во всех этимх докусментах, то Вы не задумывались в каких словах г. Ельцин призывал расстреливать парламент?
    Поймите, события тех лет давным-двано должны рассмтариваться именно как история. Вы же вослед за частью других (понятны их интересы, но Вам-то они чужды)делаете историю частью современной политики. Что касается жонглирования цифрами, то это в данном случае не аргументы, ибо в ответ я могу вывалить Вам на стол (форум) иные, ничем не менее трагичные.
     
  17. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.008
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Если говорить о голоде в начале 1920-х годов, как и и голоде в начале 1930-х годов, нужно прежде всего затрагивать причины. А голод спровоцировали сами большевики, это очевидно. И помощь голодающим была наполовину фикцией...поскольку собранные средства шли отнюдь не только на помощь нуждающимся. А на цели распространения большевизма, к примеру, который голод и спровоцировал...такой простой круг. ОМИ прав в том, что голод, как и любое лихолетье, вытягивал на себе народ. И Церковь ,которая была неотделима от народа, как это ни пытаются передернуть сейчас. Примеров хватает, от времен Смуты до танковой колонны "Димитрий Донской".

    Изъятие церковных ценностей, как и вообще гонения на Церквоь были не политической, а религиозной акцией. Церковь вне политики стояла и стоит.

    Еще вот что хочу сказать...большинство, едва ли не подавляющее, по-моему, церковных историков советского и постсоветского периода, людей, позиционирующих себя на близких специализациях, в реальности обладают крупным пробелом в знаниях, граничащих с невежеством. Этот пробел - незание церковного уклада, понятий, позиций...вобщем все то, что отделяет человека верующего от неверующего. Получается анекдот, увы, печальный. Человек не знает даже элементарных сведений о том, что есть Православная церковь ,но выдвигает очень смелые (и, часто, громкие) постулаты. Но можно ли быть военным историком, не зная военного дела? по-моему нельзя. Так и нельзя быть церковным историком, вообще сколь-нибудь серьезно работать над связанными с Церковью вопросами, хотя бы в общих чертах не будучи осведомленным о позиции, о понимании тех или иных вопросов самой Церковью. По сути подобные работы, какие бы серьезные не были, антинаучны, поскольку основаны не на сопоставлении позиций, а на предвзятом изложении одной позиции. Нередко человек просто настроен против церкви(характерная мотивация " мне не нравится" соверешнно не научна) и эту свою личную позицию преподносит как научную. Я не о ком конкретно, без намеков на личности, я о явлении как таковом.

    Показателен пример с канонизацией. Очень и очень многие считают, что канонизируют за какие-то гражданские заслуги. Поэтому, к примеру, канонизация последнего Императора - фикция. Но канонизируют да исповедывание веры Христовой! И это не под спудом лежит, любой желающий может обратиться к церковным материалам и обнаружить за что канонизируют в действительности, что есть миссия Церкви в обществе вообще и иные вопросы.

    тема как-то расплывать немного начала, мне кажется. Если брать процесс смоленских церковников, то очевидна его репрессивная направленность. Если брать выступление еп.Филиппа (в редакции Ивы), то есть достаточный пример правильной трактовки подобных позиций. Патриарх Тихон сам, если не ошибаюсь, не отрицая антинародной сути большевизма, тем не менее, просил паству воздерживаться от открытого сопротивления власти. Этому есть евангельское обоснование. После его смерти Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Старгородский), если не путаю, сам выступал неоднократно в ключе еп.Филлипа. Есть хорошая малотиражная книга "Кровью убеленные" (кажется так), там досточно сказано. Согласно христианской традиции, происходящей из первых веков христианства, в храмах возглашались здравницы правителю, был он православным или врагом Православия. Позиция мит.Сергия оспаривалась, но никогда не была осуждена Церквью. Раз уж Церковь его не осудила, членом которой он был, то уже гражданскому обществу тем более подобную позицию критиковать нужно крайне осторожно.
    Поэтому что говорил еп.Филипп и как - тому есть масса причин, причин объективных. Главная его задача - сохранить церковную жизнь в епархии, а после подобного процесса можно было совершенно обоснованно ожидать крупных репрессий в отношении духовенства и мирян. Проявляя на словах лояльность к власти он спасл не себя ,он спасал сотни людей, над которыми уже висел топор.
    Прошу прощения за многословие.
     
  18. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    ОМИ, логика действий большевисткой власти абсолютно ясна. В письме В.И. Ленина она показана со всей очевидностью и без всяких прикрас, так как писалось это для ближайшего соратника по руководству страной, а не для публики, и лапшу на уши не нужно было вешать. Нет тут никакой современной политической конъюктуры, как Вы упорно пытаетесь мне приписать. Я не состою ни в одной партии, ни в одном органе власти. И вообще не занимаюсь политической деятельностью. Пытаюсь лишь понять судьбу своего Отечества.
    Никакого "выдергивания из контекста" в данном случае нет. В тот период шла борьба за умы и души народных масс, и церковь, естественно, понималась большевиками, как враг. Вот и использовались самые циничные методы борьбы с этим идейным врагом. Это суть событий. Все остальное уже частности.
     
  19. ОМИ
    Offline

    ОМИ Приказный

    Регистрация:
    10 янв 2010
    Сообщения:
    27
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Дорогой Генерал, как Вы неправы! Но как Вы прекрасны в обычном генеральском упрямстве и прямолинейности по-военному!
    Вы не хотите понять, что дело не в большевиках. а в неспособности бывших властей и царских, и Временных направить необходимые изменения для страны в эволюционное русло, а потому народ "взорвался". Да прибавьте к этому 6 лет войны, страдания, огромные людские потери, голод, бесперспектитвность жизни в разоренной стране, крах всяких надежд на человеческую жизнь...
    В лозунгах большевиков народ увидел возможность спасения и в кровавой гражданской войне отдал им свою поддержку; ну что ж тут спорить и не видеть очевидного?! Это видели и бежавшите белые, и кадеты, которые к чести русского человека отказались от второй вооруженной попытки свергнуть большевиков, заявив: "мужик сделал выбор и этот выбор не в нашу пользу. Он. мужик, не хочет ни власти царской, ни нашей". Большевики это не марсиане, а это наш с вами русский (российский) народ, изверившийся в прошлом и мучающийся настоящим, но мечтающий о лучшем будущем.Большевики спасли Россию, отринув первую в XX в. попытку уничтожить нашу страну. И в Великой войне народ был на их стороне, второй раз отдавая свои жизни за Отечество (а это понятие вбирает в себя и отношение к политической составляющей общества). Характер отношения большевиков к Церкви и религии был таким, каким он был в значительной части населения. Церковь, будучи частью отвергнутой политической системы, испытала на себе и гнев, и безразличие, и отверженность. Из Церкви ушел народ, отправившийся куда-то вне ее искать человеческое счастье, и встретились они только в годы Великой войны. Задам и крамольный вопрос: а за что народу-то в те времена любить и защищать Церковь (как социальный институт)? За то, что всегда была рядом с властью, преследовала всякое инакомыслие и инаковерие, не поднимала голос свой против скотского положения русского народа??? и множить-то вопросы можно долго-долго. Вы начали тему "голода" и все хотите свалить на большевиков. В этом Вы не оригинальны, эта позиция существовала задолго до нас с вами, и была бита, и сейчас у Вас шансов защитить её нет; если только спорить по делу, а не посредством штампов и нежеланием глазки раскрыть на реальность тогдашнюю и привлекать всю совокупностть документов, а не пользоваться какими-то агитками. Начало изъятия - в экономических проблемах - казна пуста, страна разорена, засуха лишила страну хлеба. Товарищи из-за рубежа давали, но только на золотой основе и потому-то от безысходности по всей стране стали искать все, что можно было обменять на продукты. искали не только в церкви, но в банках, складах, хранилищах, музеях. Но даже тогда, когда что-то собрали, продуктов не давали. Я могу с Вами говорить на эту тему долго, поскольку профессионально ей занимался и был одним из тех, кто первым ее вынес на страницы научных изданий.Вы же, чувствуется, считаете достаточным для себя опереться на какое-то одно мнение. Но, чтобы быть правым, это явно недостаточно. Сейчас пришли на ум два впечатления. Одно - в воспоминаниях одного иерарха есть рассказ о том,как белогвардейцы-врангелевцы праздновали победу в бою с красными. Пленного красноармейца раздетым положили на стол с водкой и закуской и тыкали в него вилками, и гасили папиросы, и били. били - пока так и не забили до смерти.И в тех же войсках, солдаты обратились к духовенству с вопросом, как же стрелять в красных, ведь, заповедь "не убий" запрещает. Поразителен ответ - стреляйте, убивайте душите, вешайте ибо это не люди, а отродье, нечеловеки, по отношению к которым
    все средства хороши...Что же Вы думаете, такое забывается и прощается?
    Мне странно читать Ваше признание, что есть принцип историзма, и одновременно видеть, что Вы не хотите следовать ему, обрекая себя самого на невозможность постижения истории Отечества.
    Последнее - изъятие наша общая боль и страдание. Нехорошо списать все это на кого-то одного и быть крепким "задним умом". Припомните Сима, Иафета и Хама - два подхода в отношении к Отцу (Отчизне, Отечеству,Родине. Что выбирем? Я за то, чтобы в страдающую Отчизу не вторгаться холодными и безразличными перстами, не насмешничать над ошибками ушедших поколений, а взять их прегрешения на свое сердце -сына или дочери -, любовью покрыть несовершенство их поступков, намерений, деяний и не пустить далее, уже в сердце своих детей волну ненависти, раздражения,обвинения и осуждения. Не суди, а сделай в срок тебе отпущенной земной жизни максимально доброго и светлого для Отчизны!
     
  20. Тракт
    Online

    Тракт Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 янв 2011
    Сообщения:
    350
    Спасибо:
    115
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Планы работы кружка по антирелигиозной пропаганде и материалы для докладчиков на тему "Церковный раскол"
    ф 1.оп.1.1922г.Н.Каплан.
    Церковный раскол.Материалы для агитаторов.
    Совершенно независимо от вопроса о религии,духовенство в вопросе об изъятии церковных ценностей разбивается на две группы:одна считает необходимым оказать голодающим помощь из церковных ценностей,а другая,явно антинародная,жадная и хищная выступает против оказания помощи умирающему с голоду крестьянству Поволжья.Эта вторая группа ведет сильную и организованную агитацию.
    При дворе Тихона свито черное гнездо..."
    Совершенно очевидно,что большевики,увлекшись разделом общества на "красных" и "белых" не мудрствуя излишне сделали то же и с церковью,благо для них,что исторические события оправдывали такой раздел общества.
    Но надо признать,что агит.пропаганда была великолепна,не чета нынешней рекламе.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)