Русско-Японская война 1904-1905г.г.

Тема в разделе "Другие периоды", создана пользователем РОСОМАХА, 26 мар 2011.

  1. pak 43
    Offline

    pak 43 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 окт 2009
    Сообщения:
    275
    Спасибо:
    504
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смол.обл.
    Много интересного в книге- крейсер "Рюрик",и из этой серии.
     
  2. Pavel
    Offline

    Pavel -

    Регистрация:
    31 авг 2009
    Сообщения:
    554
    Спасибо:
    147
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Москва
    Интересы:
    История Поречского уезда
    Цитата(Cлавентий @ 22 Июня 2011, 21:59)
    А как же Камчатка? Там также были японские десанты.

    Cлавентий, согласен, были. beer Но привел пример Сахалина только потому, что джапанам удалось таки в результате этой войны откусить южную половину острова. И только осенью 1945 года все встало на свои места.
     
  3. владимир1
    Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    6.722
    Спасибо:
    8.604
    Отзывы:
    211
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    7 августа 1904 года.
    Японские войска обстреляли передовые позиции русской армии у Порт-Артура.
    Началась осада города.
     
  4. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.674
    Спасибо:
    1.574
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Многим неизвестна история этих мест.
    Потерянный Россией Порт-Артур был возвращён усилиями нашей армии в1945 году.Но,политый кровью наших солдат в двух войнах,он был возвращён Хрущёвым китайцам в 1955году!Это что - предательство,или головотяпство?В этом случае,думаю,последнее.Уверовал Хрущ в вечную дружбу - "русский с китайцем - братья на век!"Не учит нас история,часто вчерашний друг в одночасье становится врагом (как в 1941 с Германией).А ведь Китай сама жизнь может заставить воевать,уж очень их много - остро нужна территория и ресурсы!
    Тут нельзя не вспомнить по-тихому оставленные 10лет назад Путиным базы в Лурдосе (Куба,нужнейшая база радиоэлектронной разведки,75 проц. военной инф. о США поступало оттуда,в т. числе о ракетной программе,мыс Канаверал рядом!) и авиа- и морской базе во Вьетнамской Камрани,бывшей шилом в жопе натовцев - стратегические бомбардировщики и атомные лодки ремонтировались и пополняли ресурсы там.
    Генерал Стессель,оставивший Порт-Артур ,был приговорён к смертной казни (правда,прощённый затем царём),а ЭТИХ деятелей история,надеюсь, наградит достойно.
     
  5. владимир1
    Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    6.722
    Спасибо:
    8.604
    Отзывы:
    211
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Цитата(RAUS @ 09 Августа 2011, 13:34)
    Многим неизвестна история этих мест.


    Тема очень интересна, но не формат форума.
     
  6. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.674
    Спасибо:
    1.574
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Лурдос и Камрань может быть ,и не в тему,но дальнейшую судьбу Порт -Артура люди должны знать!Не думаю,что пара слов об этом захламила тему.
     
  7. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
  8. владимир1
    Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    6.722
    Спасибо:
    8.604
    Отзывы:
    211
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Как я в детстве тащился от "Порт-Артура" Степанова!!!
     
  9. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    [​IMG][​IMG] http://keu-ocr.narod.ru/Steregushchy/

    О подвиге экипажа миноносца "Стерегущий" картина "бой Стерегущего" художник Г.Филипович, есть книга "Стерегущий" написана двоюродным братом А.С.Сергеевым - тоже участником обороны Порт-Артура.
     
  10. RAUS
    Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.674
    Спасибо:
    1.574
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Интересна история создания знаменитой песни о "Варяге":
    ****************************************
    Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag”», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е. М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

    Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы Первой мировой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. И об авторе песни тоже постарались забыть.

    После Гражданской войны многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом Великой Отечественной войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о «Варяге».

    Наверх, вы, товарищи, все по местам,
    Последний парад наступает.
    Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
    Пощады никто не желает!

    Все вымпелы вьются и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимая,
    Готовятся к бою орудия в ряд,
    На солнце зловеще сверкая!

    Из пристани верной мы в битву идем,
    Навстречу грозящей нам смерти,
    За Родину в море открытом умрем,
    Где ждут желтолицые черти!

    Свистит и гремит, и грохочет кругом.
    Гром пушек, шипенье снарядов,
    И стал наш бессмертный и гордый «Варяг»
    Подобен кромешному аду.

    В предсмертных мученьях трепещут тела,
    Гром пушек, и дым, и стенанья,
    И судно охвачено морем огня,
    Настала минута прощанья.

    Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
    Кипящее море под нами!
    Не думали, братцы, мы с вами вчера,
    Что нынче умрём под волнами.

    Не скажут ни камень, ни крест, где легли
    Во славу мы Русского флага,
    Лишь волны морские прославят одни
    Геройскую гибель «Варяга»
    ****************************
    Многие не знают дальнейшую судьбу "Варяга"."Корейца" наши моряки взорвали,а его ,почему-то - нет, только затопили ,что дало возможность японцам поднять и поставить его под свой флаг! :angry: А через 10 лет мы уже были с ними союзниками...Политика - странная вещь! :blink:
    ****************************
    В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

    Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

    В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[11]. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.[11] В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.[11]

    По случаю 50-летия подвига у Чемульпо, Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

    13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии[12], связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг”. Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже[13]. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.

    После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.
    **************************************
    В конце советской эпохи на верфях г.Николаева достраивался новый авианесущий крейсер,которому уже было дано гордое имя - "Варяг".Но великая держава начала распадаться,и история повторилась - корабль оказался в неприятельском государстве.Но на этот раз Родине было наплевать на него.Предатель Ельцин разрушал армию и флот...Итог - "Варяг",практически достроенный,был продан на металлолом китайцам.
    P.S.А вообще,за всю историю нашего флота более 20-и (!) кораблей носили имя "Варяг".И сейчас на тихоокеанском флоте есть ракетный крейсер "Варяг"(Бывшая "Червона Украина" - переименован,такие метаморфозы ...)
     
  11. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    Статья с инета о миноносце " Страшный" Команда миноносца "Страшный" повторила подвиг "Стерегущего"
    Выполняя поиск японских транспортов, "Страшный" обнаружил 4 миноносца и 2 легких крейсера. Один крейсер был поражен торпедой. После полутора часового боя "Страшный" затонул «Страшный» был одним из большой серии миноносцев с хорошо запоминающимся четырехтрубным силуэтом, построенный Невским заводом. При водоизмещении 240 т его длина составляла около 58, ширина чуть больше 5,5 и осадка 3,5 м. В двух кочегарках размещались восемь котлов. Две вертикальные машины тройного расширения могли развивать общую мощность 3800 л. с., что позволяло развивать скорость до 26 узлов. Артиллерийское вооружение миноносца состояло из одного 75-мм орудия, установленного на носу, и трех 47-мм пушек, поставленных по бортам и на корме. Минных аппаратов было два: носовой и кормовой — оба на поворотных щитах.
    Командиром «Страшного» был назначен только что произведенный в капитаны 2-го ранга сорокалетний Константин Константинович Юрасовский, который прибыл из Кронштадта в Порт-Артур в день начала войны, 9 февраля 1904 года. Немногим раньше инженером-механиком миноносца стал Павел Михайлович Дмитриев. Это под его руководством собирались и испытывались машины, так безотказно работавшие в бою. За две недели до начала войны штурманским офицером на «Страшный» был переведен двадцатилетний мичман Андрей Михайлович Акинфиев.
    8f70d578a742t.jpg
    Последним из офицеров на эсминец пришел лейтенант Ермий Александрович Малеев, который стал исполнять на корабле обязанности артиллерийского и минного офицера. Он единственный из всех прослужил на Дальнем Востоке несколько лет и обладал боевым опытом.
    ...Вот уже несколько дней эскадра адмирала Того не показывается у мрачных берегов Квантуна. Только по ночам японские миноносцы снуют по рейду Порт-Артура, забрасывая его минами. По городу ползут слухи о скорой высадке японцев. В штаб адмирала Макарова поступают аналогичные агентурные сведения. Они подтверждаются телеграммой нашего консула из китайского порта Чифу, в которой говорится о скоплении японских транспортов с войсками в Корее.
    Командующий флотом понимает, что, несмотря на урон, который понесла русская эскадра, высадку японцев допустить нельзя. Взвесив все «за» и «против», Макаров решает произвести в направлении островов Эллиот ночной поиск миноносцев для неожиданной атаки и уничтожения неприятельских транспортов. Если поиск даст благоприятные результаты, тогда весь флот выйдет в море и навяжет японцам бой.
    12 апреля 1904 года восемь наших миноносцев, среди которых был и «Страшный», под брейд-вымпелами капитанов 2-го ранга Елисеева и Бубнова в сгущающихся сумерках вытянулись в две кильватерные колонны и взяли курс на острова Сапшантау.
    Погода стояла тихая, ночь обещала быть темной. Но к 22 часам небо стало заволакивать, пошел моросящий дождь, перешедший затем в сильный. При такой видимости возникла угроза столкновения с противником лоб в лоб.
    На «Страшном» приняты все меры предосторожности. Прислуга находится у заряженных орудий и торпедных аппаратов. Сигнальщики, рулевой и штурман мичман Акинфиев с напряженным вниманием всматриваются вперед.
    К полуночи отряд вошел в группу островов. Мгла настолько сгустилась, а непрерывно ливший дождь образовал столь плотную завесу, что миноносцы едва различали друг друга.
    В начале первого часа ночи видимость окончательно испортилась. Возникла реальная опасность заблудиться в островах. После переговоров со штурманом Юрасовский решил повернуть обратно и взял курс на Порт-Артур.
    Около двух часов ночи сигнальщики со «Страшного» заметили в море отличительные огни и силуэты шести судов. Это могли быть свои, но с таким же успехом и чужие. Юрасовский решил выждать, не теряя корабли из виду. Едва лишь забрезжил рассвет, на «Страшном» подняли позывные. В тот же миг с кораблей, обрисовавшихся в редеющем тумане, грянул залп. Сомнений не оставалось: впереди были враги. Четыре японских миноносца и два двухтрубных крейсера, развернувшись веером, начали осыпать «Страшный» градом снарядов.
    Силы были неравны. Отчетливо сознавая это, Юрасовский приказал развить самый полный ход и открыл огонь по японским кораблям. Оставалась слабая надежда прорваться в Порт-Артур, и командир «Страшного» решил использовать этот шанс. Однако на стороне противника было и численное преимущество, и превосходство в мощи артиллерийского огня, и большая скорость хода.
    Японцы настигали «Страшный». Первым же шестидюймовым снарядом, попавшим в миноносец, был убит Юрасовский, уничтожено носовое орудие. Крупнокалиберные снаряды японских крейсеров быстро разрушали миноносец, но его машины, несмотря на отдельные повреждения, продолжали работать на полную мощность. «Страшный», не меняя курса, по-прежнему шел на прорыв. Комендоры продолжали вести огонь.
    Лейтенант Малеев, принявший командование миноносцем, энергично распоряжается действиями команды. Его видят повсюду — то на корме, то на носу. Напряжение боя заставляет его забыть о себе. Пораженный осколком, падает мичман Акинфиев; все меньше и меньше остается боеспособных людей.
    Малеев, улучив удобный момент, посылает из носового аппарата торпеду в японский крейсер. На «Страшном» раздается громкое «ура!». Цель поражена. Крейсер осел на корму, запарил и отстал. На помощью нему подошел другой. Положение значительно улучшилось. Теперь только четыре вражеских миноносца преследуют русский корабль.
    Воодушевленный успехом, бросается к кормовому аппарату минер Черепанов, но в этот момент торпеда взрывается в аппарате от попавшего в нее снаряда. Результаты взрыва ужасны. Палуба проломлена и исковеркана. Убита почти вся прислуга торпедного аппарата и кормового 47-мм орудия. Разворотило цилиндры обеих машин и перебило главную паровую магистраль. Взрывом убит инженер-механик Дмитриев. Оставшиеся в живых машинисты и кочегары вышли наверх и приняли участие в бою, заменив у орудий убитых и раненых.
    Истекающий кровью мичман Акинфиев укладывал в мешок секретные карты и сигнальные книги, чтобы бросить их за борт. Но неприятельский осколок попал мичману в голову. Работу закончил рулевой Баракович.
    Японские корабли подошли к стоящему миноносцу на расстояние 70-80 м и стали расстреливать его в упор.
    Лейтенант Малеев, убедившись, что спасения и помощи ждать неоткуда, что минуты «Страшного» сочтены, отдает последний приказ: «Погибнем, но не сдадимся!» Подбежав затем к пятиствольной митральезе, снятой в свое время с японского брандера, Малеев открыл беглый огонь по неприятелю, разбив мостик одного японского миноносца и разворотив трубу другого. Но спасения уже не было: «Страшный» начал быстро погружаться и в 6 час. 15 мин. утра пошел ко дну. Бой продолжался без малого полтора часа.
    Внезапно японские миноносцы прекратили огонь и начали спешно отходить: со стороны Ляотешаня шел полным ходом русский корабль. Это был крейсер «Баян», спешивший на помощь. Но над «Страшным» уже сомкнулись волны. Удалось поднять из воды только пятерых матросов...
    В память о героической гибели миноносца и в честь доблестно погибших при исполнении долга командира и офицеров корабля их именами были названы четыре новых миноносца: «Страшный», «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев».
    " Ещё один представитель Болховского дворянства капитан 2 ранга Константин Константинович Юрасовский вошёл в историю Русско-Японской войны. Командуя миноносцем «Страшный» 31 марта 1904 года у Порт-Артура он принял неравный бой с 5-ю мноносцами противника. Командир и практически весь экипаж погиб, но не спустил Андреевского флага. Вскоре после войны в память о герое один из новых эскадренных миноносцев Российского Императорского флота получил имя «Капитан Юрасовский». На этом корабле во время гражданской войны погиб сын К.К.Юрасовского Константин, другой его сын – георгиевский кавалер Дионисий служил мичманом на Беломорской флотилии Северного Фронта генерала Миллера и умер в эмиграции в Брюсселе в1962 году." Константин Грамматчиков . Интересно узнать у ребят из Орловской области -помнят ли там о Юрасовском? С уважением Влад.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 мар 2014
  12. Pavel
    Offline

    Pavel -

    Регистрация:
    31 авг 2009
    Сообщения:
    554
    Спасибо:
    147
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Москва
    Интересы:
    История Поречского уезда
    В составе экипажа кресера "Варяг" 9 февраля 1904 года был уроженец Смоленской губернии - машинист 2-й статьи Дмитрий Петрович Александров, родившийся 21 октября 1877 г. в селе Самуйлово Лионовской вол. Дорогобужского уезда. Александров Д.П. оставил дневники о событиях 1901-1905 гг.
    http://www.portal-slovo.ru/history/35625.php
     
  13. Славентий
    Offline

    Славентий «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    1.234
    Спасибо:
    2.724
    Отзывы:
    44
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Вячеслав
    Интересы:
    Краеведение, Сталинское время
    ""Потерянный Россией Порт-Артур был возвращён усилиями нашей армии в1945 году.Но,политый кровью наших солдат в двух войнах,он был возвращён Хрущёвым китайцам в 1955году!""


    Но он всегда был только арендован

    "В ходе начавшегося раздела Китая империалистич. державами царское пр-во по конвенции с Китаем 15 (27) марта 1898 получило в аренду на 25 лет часть Ляодунского п-ова с Порт-Артуром,.........
    По Портсмутскому мирному договору 1905 арендные права на Порт-Артур перешли к Японии, и он стал осн. базой япон. агрессии в Китае. В 1923 срок аренды истек, но Япония не вернула Порт-Артур Китаю. Во время 2-й мировой войны 1939-45, 14 авг. 1945 между СССР и Китаем было заключено соглашение о совместном использовании Порт-Артура в качестве воен.-мор. базы в течение 30 лет. 23 авг. 1945 сов. войска освободили Порт-Артур. В февр. 1950 было заключено соглашение между СССР и КНР о совместном использовании воен.-мор. базы Порт-Артур в течение 3 лет, продленное в 1952. После прекращения войны во Вьетнаме и Корее в окт. 1954 было заключено соглашение о выводе сов. войск из Порт-Артура, к-рое было завершено в мае 1955, и все сооружения крепости и воен.-мор. базы были переданы КНР."(Советская историческая энциклопедия)
     
  14. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    Здравствуйте. Интересный сайт о Варяге, много литературы.

    http://cruiserx.narod.ru/

    [​IMG]

    Открытка тех времён.
     
  15. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    Wolf09 нравится это.
  16. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    Наконец разобрали половину сигнала: «Советую Вам сдать Ваш корабль...».* [* РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3595. Л. 124.] «Ну, а продолжение и разбирать нечего,— сказал В. Н. Миклуха,— долой ответ, открывайте огонь». По воспоминаниям Н. Н. Дмитриева, в боях 14 и 15 мая командир был на редкость спокоен.

    [​IMG][​IMG]

    ББО"адмирал Ушаков", В.Н.Миклуха.

    http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ush...p5.html#chap5_4
     
  17. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    [​IMG]

    Куропаткин Алексей Николаевич — русский генерал. В январе 1898 г., после Ванновского, поставлен во главе военного министерства; в 1901 г. ген.-от-инфантерии, в 1902 г. — генерал-адъютант. 13 февраля 1904 г. назначен командующим русскими сухопутными силами на Дальнем Востоке; главнокомандующим еще раньше был назначен генерал-адъютант Алексеев. 15 марта К. прибыл в Ляоян. Ход военных действий с первых же дней обнаружил крайнюю неподготовленность России и в чисто военном отношении; ответственность за это падает отчасти на К., как на военного министра. Дальше последовали и стратегические ошибки в ведении войны. За поражение генерала Засулича в битве у Тюренчена (18 апр. 1904) целиком отвечают те, кто либо не знал о взаимном отношении сил русских и японцев перед этим боем, либо, зная о нем, самонадеянно допустил бой, в котором поражение русских было неизбежно. Движение генерала Штакельберга на выручку Порт-Артура с недостаточными силами, окончившееся поражением при Вафангоу 2 июня, было тоже несомненной ошибкой. В каких пределах ответственность за эти ошибки падает на К. — сказать с уверенностью трудно. С самого начала сухопутных военных действий стали распространяться слухи, что между К. и Алексеевым существует борьба, что последний стоит за наступление во что бы то ни стало, тогда как первый еще до поездки на театр военных действий выработал следующий план: отдать японцам Порт-Артур и весь юг, быстро отступить к Харбину и затем, собрав силы, начать наступательную войну. План этот был забракован, и тем не менее его автор отправлен на театр военных действий приводить в исполнение чужой план, с которым он был совершенно не согласен. Судя по тем же слухам, К. приказал Засуличу отступить, но тот получил от Алексеева противоположный приказ; движение Штакельберга также было совершено против воли К. Слухи эти поддерживались и в печати (в особенности "Новым Временем"). Из иностранных газет органом борьбы за К. против Алексеева стала газета "Berliner Tageblatt", военный корреспондент которой, полковник Гэдке, постоянно восхвалял К. Благодаря всему этому целый ряд жестоких неудач мало подорвал авторитет К. Однако, и в России, и за границей слышались обвинения против К. Страшный бой при Ляояне 11 — 21 августа окончился полной неудачей для русских; 21 августа К. очистил Ляоян. Поражение объяснялось тем, что русские не заметили своевременно переход японской армии Куроки через р. Тайдзыхе (16 авг.), что дало возможность Куроки укрепиться и двинуться в обход К. Если это является несомненной и роковой ошибкой К., то совершенное им без чрезмерных потерь отступление представляет столь же несомненную его стратегическую заслугу. В сентябре была организована 2-я маньчжурская армия (Гриппенберга), и значение К., как командующего 1-й армией, фактически пало: из командующего всеми сухопутными силами он обратился в равноправного Гриппенбергу командира лишь одной их части. 18 сентября К. отдал приказ своим войскам, в котором объяснял, что после "вероломного" нападения японцев на русских 27 января отступление было безусловной необходимостью. "Я приказывал вам отступать с горестью в сердце, но с непоколебимой верой, что отступление наше на подходящие подкрепления было необходимо для одержания над врагом, когда наступит для сего время, решительной победы... Теперь настало желанное и давно ожидаемое всей армией время идти самим вперед навстречу врагу. Пришло для нас время заставить японцев повиноваться нашей воле, ибо силы маньчжурской армии ныне стали достаточны для перехода в наступление... Мы должны идти вперед бестрепетно с твердой решимостью". 27 сент. — 3 окт. происходил упорный бой на р. Шахэ. Он не был так несчастен для русских, как все предыдущее и в особенности бой при Ляояне; обе стороны удержали приблизительно свои позиции, но во всяком случае победы одержано не было. Этот бой, в связи с неудачным приказом, почти совершенно подорвал авторитет К. в глазах русского общества. 12 окт. К. назначен вместо Алексеева главнокомандующим всех русских сухопутных и морских сил на Дальнем Востоке. Назначение было несомненной уступкой требованиям общественного мнения, но уступкой запоздалой; оно было сделано тогда, когда о вере в К. не могло уже быть и речи. Более 4-х месяцев армии К. и японская стояли на северном берегу р. Шахэ друг против друга, ничего решительного не предпринимая. В первых числах февраля 1905 г. японцы перешли в наступление; бой, сосредоточившийся в окрестностях г. Мукдена, длился почти месяц и все ближе и ближе подходил к Мукдену. 25 февраля русские очистили Мукден; 2 марта они, как гласила телеграмма К., "прошли мимо Телина". Бой окончился полным разгромом русской армии. Вчерашние поклонники К. стали всю вину взваливать на него лично. 2 марта К. был отставлен от должности главнокомандующего и заменен командующим 1 -й армией Линевичем, место которого занял К. После уничтожения русского флота при Цусиме в мае 1905 г. К. вместе с Линевичем посылал телеграммы Императору, убеждая его продолжать войну и настаивая на том, что дух армии бодр, что на победу можно рассчитывать с полной уверенностью. Несмотря на эти телеграммы, мир был заключен. Кроме общих сочинений по истории японско-русской войны (библиография — в доп. т., Японско-русская война), см. D. Story, "The campaign with Kuropatkin" (Л., 1904); Е. H. Мартынов, "Из печального опыта русско-японской войны" ("Молва", 1905, № 7; яркая, крайне отрицательная характеристика К., как стратега).
     
  18. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    [​IMG][​IMG] Сражение под Мукденом
    сравнимо с битвами 1 и 2 мировых войн. В начале февраля 1905 г. Маньчжурская армия, насчитывала свыше 300 тыс. человек, Японская армия 300 тыс. войск, сражение продолжалось с 21 февраля по 10 марта. потери русской армии около 100 тыс. убитыми, ранеными и взятыми в плен. Потери японской армии составляли 68 тыс.http://r2russia.far.ru/page/stu3_13.html
     
  19. Влад Сибиряк
    Offline

    Влад Сибиряк Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 авг 2010
    Сообщения:
    458
    Спасибо:
    711
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иркутская область
    Интересы:
    1812 год,ПМВ, РККА
    Последнее редактирование модератором: 22 мар 2014
  20. Славентий
    Offline

    Славентий «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    1.234
    Спасибо:
    2.724
    Отзывы:
    44
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Вячеслав
    Интересы:
    Краеведение, Сталинское время
    Как вы думаете в чем же причины поражения России в Русско-японской войне?
    На мой взгляд - это:
    1) Просчеты Императорского двора в отношении Японии.
    2) Нежелание научных исследований Северного пути.
    3) Военное руководство.
    4) интендантство
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)