Смоленские монастыри

Тема в разделе "От истоков по XVII век", создана пользователем Кузьмич, 14 дек 2008.

  1. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В Дорогобужском Волочке, предположительно, в XVI веке возник монастырь. Крайние даты упоминания монастыря — 1586 и 1606 гг. «Волочецкий монастырь» поддерживал отношения с Болдиным монастырем, активно торговал, в том числе на Москве.
    В 1641 г. на месте обители упомянута пустошь Волочек, «где монастырь Микольский бывал» и его двор (пожалована польским королем Яну Кременевскому). В переписных книгах Дорогобужского уезда 1668 г. Волочек уже деревня, где прежде был монастырь Николы Чудотворца. Около 1707–1715 гг. был возобновлен Никольский храм, и Волочек стал селом. Тогда же на короткое время была восстановлена и обитель, о чем мы можем узнать из спорного дела 1706 г. игумена Никольского монастыря в Волочке Михаила Карловича с братией против шляхтича Ивана Кременевского. В 1701 г. отец Ивана, Самойла Иванович (сын Яна), дал игумену поступную запись на 8 деревень в округе Волочка, наказав сыну отдать деревни на помин своей души в монастырь. Иван отцовской воли не выполнил, в его же пользу закончилось и спорное дело. Возможно, свою роль могло сыграть то, что среди братии было немало отставных шляхтичей, потенциальных тайных католиков или униатов. Вскоре обители не стало, в полных списках сел и монастырей 1716 и 1722 гг. в Волочке показано только село.
     
  2. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В районе 1707–1712 гг. был выдан антиминс на устройство церкви Николая Чудотворца в Волочке. Около 1715 г. она была построена тщанием приказного И.А.Каржова и освящена, тем самым Волочек из деревни стал селом. Около 1764 года храм за ветхостью упразднили, в 1769 г. устроили уже каменную церковь Николая Чудотворца с приделами Великомученика Георгия Страстотерпца и Святителя Димитрия Ростовского, чему способствовал владелец села Д.А. Шепелев. В церкви имелась особо чтимая икона Николая Чудотворца. В Великую Отечественную войну храм был разрушен.

    [​IMG]

    Никольский храм в селе Волочёк Дорогобужского уезда.
     
  3. Voevod
    Offline

    Voevod Полковникъ

    Регистрация:
    3 сен 2008
    Сообщения:
    124
    Спасибо:
    341
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    А откуда это фото?
    И место, где он находился, это не те остатки фундамента на кладбище? Но там ведь лес кругом, кроме поля с одной стороны, где собственно и был Волочек. Ниже к озеру еще видели фундаменты деревенских домов пару лет назад.
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Voevod, у кладбища ты видел остатки именно этого шикарного сельского храма. Между прочим, слышал легенду, что в годах 1980-1990-х к руинам церкви приезжал какой-то потомок волочковского священника и якобы выкопал где-то у церкви клад. Но такие байки обычно рассказывают про каждую церковь. Верить им нельзя.
    А фундаменты храма шурфовали. Это точно. Сам видел проломы. Впрочем, такие шурфы есть, наверное, у всех храмов. Вероятно, народ ищет закладные монеты на месте престолов. Почему-то считается, что они обязательно должны быть. Насколько это соответствует реальности, не знаю. Но наше варварство неистребимо. Это точно.
     
  5. vladimir1
    Offline

    vladimir1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 май 2008
    Сообщения:
    419
    Спасибо:
    34
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смол. обл.
    Лет пять подряд он туда ездил на стареньком москвиче.Шурфы не глубокие от него остались. Потом перстал появляться, видать ничего не получилось. Шурфил не глубок ближе к центру по окружности, это в то время так выглядело. В такой церкви должны быть подвалы, припоминаю, что ничего подобного в то время небыло вскрыто. В подвалах сейчас вероятнее всего склад боеприпасов времен войны.Вокруг церкви еще в те времена (80-90) крестики поднимали.

    Цитата(Кузьмич @ 20 Декабря 2008, 18:50)
    Voevod, А фундаменты храма шурфовали. Это точно. Сам видел проломы. Впрочем, такие шурфы есть, наверное, у всех храмов. Вероятно, народ ищет закладные монеты на месте престолов. Почему-то считается, что они обязательно должны быть. Насколько это соответствует реальности, не знаю. Но наше варварство неистребимо. Это точно.

    Кузьмич,кого варварами назывешь?
    Батюшку, который шурфил (потомок был из служителей церкви).
    Людей, которые искали чудотворную икону Николая.(искали не монеты)
    Или тех, кто разрушил храм.
     
  6. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    По поводу шурфующего церковь батюшки вспомнился отец Федор из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова. Володя, церковь копать нельзя. Это варварство и богохульство, в рясе ты или в комбинезоне - не имеет значения. Байка про сына волочковского батюшки, искавшего какой-то мифический клад, это, на мой взгляд, чистой воды сказка. Скорее всего это был один из обычных кладоискателей. А назвать себя он мог хоть папой римским.
    По поводу иконы напишу отдельно. Раз уж затронули эту тему.
     
  7. Voevod
    Offline

    Voevod Полковникъ

    Регистрация:
    3 сен 2008
    Сообщения:
    124
    Спасибо:
    341
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 20 Декабря 2008, 21:50)
    Voevod, у кладбища ты видел остатки именно этого шикарного сельского храма.

    Да, как все там поменялось...
     
  8. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.370
    Спасибо:
    516
    Отзывы:
    20
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Немцы бомбили Волочек очень жестко ,там же штаб 24 армии стоял.Подвалы у церкви должны быть полюбому.
     
  9. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Хотя сведения о Никольской церкви села Волочка напрямую не относятся к теме волоков, но раз уж мы стали рассматривать историю этого места, то, думаю, что этот материал будет интересен и полезен.
    Описание храма из историко-статистического описания прихода села Волочка 1888 года:
    «Высота храма – 17 сажень (36 м 21 см), внутри ширина – 6 сажень (12 м 78 см), длина 18 сажень (38 м 34 см), пол каменный из белых плит, своды храма поддерживаются двумя каменными стенам и, отделяющими алтарь и настоящий храм, а своды в приделах поддерживаются четырьмя колоннами. Толщина стен и колонн около сажени (2 м 13 см), колокольня нераздельна с храмом, над трапезою, вышиною до 20 сажень (42 м 60 см), по обеим сторонам храма большие каменные крыльца с колоннами, крыша на храме, колокольне и крыльцах железная, окрашена медянкою, стены оштукатурены и побелены, а внутри храма раскрашены и расписаны. Иконостасы настоящего храма в 5 ярусов и 2 полуяруса, - приделов в 2 яруса и 1 полуярус, столярной работы, украшены позолоченною резьбою».
    В том же источнике, в разделе «Ценные и древние священные предметы в храме» говорится:
    «Прославленная резная из дерева икона святителя Николая во весь человеческий рост, во всем резном святительском облачении. Святыня эта… более 200 лет назад обретена на р. Осьме плывущею в стоячем положении. Свидетели нашествия французов рассказывали, что варвары, врываясь в церковь, были поражены смелостию лика святителя и, предполагая в иконе живого человека, ужасались и выходили из храма. Икона эта, по личному приказанию преосвященного Иосифа в 1875 г., закрыта деревянным щитом, на коем изображен тот же святитель».
    В Адрес-календаре Смоленской епархии, где сообщаются краткие сведения о церквях, приводятся такие сведения о чудотворной иконе из Никольского храма села Волочка: «Особо почитаемая икона св. чуд. Николая известна по многим исцелениям недужных. Икона эта резная из дерева, в рост человека, святитель в полном резном святительском облачении и бархатной митре. По преданию она найдена более 250 лет тому назад в р. Осьме и во время разорения 1812 г. осталась невредимою».
    История обретения иконы на реке Осьме носит, конечно, легендарный характер. Но время появления иконы – середина XVII века – примерно соответствует датировке создания этого образа.
    Чудом сохранилась фотография резного образа Николая Можайского в киоте в стенной нише Волочковской церкви. Она сделана в 1925 году директором Дорогобужского исторического музея Н.И. Савиным.

    [​IMG]

    Резной образ Николая Можайского из храма села Волочек Дорогобужского уезда. Фото 1925 года.

    Не совсем понятна история строительства Волочковского храма. Во всех источниках говорится, что его построил Дмитрий Андреевич Шепелев в 1769 году. В то же время известно, что Д.А. Шепелев умер в 1759 году. Таким образом, или в дату строительства храма вкралась ошибка, или Шепелев только начал строительство храма, а завершали стройку уже после его смерти.
    Строитель Волочковской церкви – личность очень известная в российской истории. Шепелев Дмитрий Андреевич (1676-1759) – генерал-аншеф, член высшего суда и обер-гофмаршал двора императрицы Елизаветы Петровны, выдающийся государственный деятель и неординарная личность. Служа в гвардии, Дмитрий Андреевич приобрел расположение Петра I своей честностью и в 1716-1717 гг. сопровождал его во время второй поездки за границу, исполняя должность гофмаршала. Приближению Шепелева ко двору и возвышению его еще больше способствовал его брак с Дарьей Ивановной Глюк, родственницей пастора И.Э. Глюка, в доме которого жила будущая императрица Екатерина I до прибытия в Россию. Особо жаловала Шепелева императрица Елизавета. В день ее коронации он был произведен в полные генералы, в 1743 г. награжден орденом Андрея Первозванного, а в 1744 г. получил чин обер-гофмаршала. Д.А. Шепелев был членом генерального суда, принимал участие в следствии и судебных заседаниях по важнейших делам. По поручению Елизаветы Петровны Шепелев строил Зимний дворец, одно крыло которого было названо его именем. В царствование Петра I, Екатерины I, Елизаветы ему было пожаловано в потомственное владение много деревень и сел в разных губерниях и уездах. Его дом считался в то время одним из выдающихся в Петербурге и по богатству, и по изяществу архитектуры, и при Екатерине II был куплен и переделан во дворец. Отличаясь благочестием, Шепелев не жалел средств на постройку и украшение церквей. Он восстановил Козельскую Оптину Введенскую пустынь. На его средства в 1740 г. была построена соборная Николаевская церковь Оптиной пустыни. В ней он и был погребен в 1760 г. В Оптиной пустыне было записано предание, что Шепелев «построил в разных местах по городам, монастырям и своим вотчинам до 70-ти церквей». Не имея детей, Шепелев завещал все свое богатство жене Дарьей Ивановне и племяннику генерал-поручику Амплею Степановичу Шепелеву.
    Помимо Волочковского храма Д.А. Шепелев в 1737 году построил большой и красивый каменный храм в селе Следневе Ельнинского уезда, расположенном неподалеку от села Волочка.
    По Генеральному межеванию 1776-1779 гг., обширное Шепелевское поместье, куда входило село Волочек, принадлежало уже другому неординарному человеку – Иродиону Александровичу Кошелеву. Он был известнейшим русским мистиком-масоном, главой мартинистов Санкт-Петербурга, членом Госсовета, обер-гофмейстером Двора его императорского величества, действительным камергером.
    Таким образом, в XVIII веке выдающимися владельцами села Волочек были люди высочайшей духовной культуры. Первый из них восстановил Оптину пустынь, ставшую в XIX веке одним из главнейших духовных центров России, а второй стоял во главе масонского движения России, которое стало идейной основой для развития светской культуры Эпохи Просвещения.
     
  10. Южный ветер
    Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    715
    Спасибо:
    131
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    более 200 лет назад обретена на р. Осьме плывущею в стоячем положении то-есть плыла в вертикальном положении? Чудо?
     
  11. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Чудо чудное и диво дивное. :rolleyes:
     
  12. vladimir1
    Offline

    vladimir1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 май 2008
    Сообщения:
    419
    Спасибо:
    34
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смол. обл.
    Цитата(Кузьмич @ 21 Декабря 2008, 19:26)
    Чудо чудное и диво дивное. :rolleyes:

    Куда она сокрылась (икона)?
     
  13. Bergman
    Offline

    Bergman Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    243
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Цитата(vladimir1 @ 22 Декабря 2008, 2:26)
    Куда она сокрылась (икона)?

    Даже если она даже полностью утрачена, как это случилось с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Серпухова, то утраченным окажется только её "физическая оболочка", но не чудодейственные свойства.
    Первоначальный явленный образ этой иконы был утерян в начале XX века. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях.
    Причем они были выполнены как раз с одного единственного уцелевшего черно-белого изображения, но оба обладают чудодейственными свойствами, присущими первоначальной, ныне утраченной иконе.
    В нашем случае дело за малым, необходимо восстановить храм, и сделать список с любезно предоставленного Кузьмичем изображения... ;)

    Список из Серпуховского Владычнего женского монастыря:

    [​IMG]

    Список из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря:

    [​IMG]

    Если интересно, то подробне о Владычнем, и о Высоцком монастырях, и чудотворных иконах в них.
     
  14. vladimir1
    Offline

    vladimir1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 май 2008
    Сообщения:
    419
    Спасибо:
    34
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смол. обл.
    Цитата(Bergman @ 27 Декабря 2008, 15:25)
    ...В нашем случае дело за малым, необходимо восстановить храм, и сделать список с любезно предоставленного Кузьмичем изображения...


    У этого прихода не будет дохода.
    Не в том месте стоит, народу мало в округе.
    Для церковников, так думаю, это главное.
    А для души, не сложно найти храм небесный,не привязываясь к тому что имеет тлен.
     
  15. Bergman
    Offline

    Bergman Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    243
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Цитата(vladimir1 @ 27 Декабря 2008, 22:57)
    У этого прихода не будет дохода.
    Не в том месте стоит, народу мало в округе.
    Для церковников, так думаю, это главное.

    Позволь с тобой не согласиться.
    Если исходить из твоих слов, то срочно нужно застроить церквями центр Москвы, Черноморское побережье Кавказа, и вообще пристроить церковь к каждому гипермаркету и оптовке...
    А восстанавливают, на самом деле Болдинский монастырь, в который иногда, кроме как на УАЗике не проедешь, Соловецкий монастырь, (сам знаешь где находится), и многие другие...
    Какая в них прибыль?

    Хочешь веровать внутри себя - веруй, тебя никто не осудит. Но в таком случае и не осуждай тех, кто верует в Церкви и с Церковью.
    "Не суди да не судим будешь" (с)
     
  16. vladimir1
    Offline

    vladimir1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 май 2008
    Сообщения:
    419
    Спасибо:
    34
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смол. обл.
    Болдинский полностью с землей не сравнивали. Он под Дрогобужем и проезд нормальный(и лет двадцать назад проезжали,правда были колдобины). Спонсор под боком.Людям легко добираться,дорогу Дрогобуж-Вязьма сделают нормальной (почему бы не заехать.
    А нашу церковь еще Серафим Саровский осудил (только надо его читать внимательно). Он указал, какие церкви в Росси не будут под пятой козлиной.(когда знаешь и молчишь - это еще худший грех, чем осуждение).
    Не буду я о смоленской епархии... не благодарное это дело.
     
  17. Bergman
    Offline

    Bergman Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    243
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Серафим Саровски жил давно, и не мог судить о нынешнем положении дел. :rolleyes: А мы с тобой его (положение) доподлинно не знаем, да и знать не можем, т. к. видим только его надводную часть. Поэтому позволь считать спор исчерпанным.
    Просто хочется надеяться, что когда-нибудь, либо у РПЦ, либо у простых мирян, дойдут руки и до восстановления и этой церкви, как бы далеко она не находилась. А приход - дело наживное. Паломники на святое место и за 1000 вёрст поедут.
     
  18. Южный ветер
    Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    715
    Спасибо:
    131
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    Bergman !Очень надеюсь что никого не обижу (особенно тебя)если с тобой не соглашусь!На данный периуд времени Церковь неся слово Божие не забывает о (как -бы помягче выразится?) материальных благах.В Москве ситуация примерно такая как ты и сказал,В супермаркете,в отделе галантерея стоит церковная лавка,это конечно не церковь но...Я тоже думаю что строить церковь в нерентабельном месте никто не будет.А писать о ценах на церковные обряды и не буду-дорого.Извени если задел !

    без обид
     
  19. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.370
    Спасибо:
    516
    Отзывы:
    20
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Мужики да не спорте вы о РПЦ,время само все поставит на место.Мыльные пузыри лопнут как лопнула КПСС когда вера в светлое будущее исчезла а остались одни партбилеты.Высотского вспомните-"Кто верит в магомета,кто в алаха кто в исуса,кто невочто не верит даже в черта назло всем ..." Самое главное лишбы(как говорят людоеды)человек хороший попался. :D :D :D :D
    С настапающим!!!
     
  20. Bergman
    Offline

    Bergman Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 май 2008
    Сообщения:
    243
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Цитата(андерсон @ 28 Декабря 2008, 12:29)
    Мужики да не спорте вы о РПЦ,время само все поставит на место.

    Андерсон, золотые слова! :)

    Аndr067, да вовсе не обидел ты никого. Ты и обидного-то ничего не сказал. Просто церковь это как раз тот случай, когда "Свита НЕ делает короля", какой бы она не была. Верим-то мы в Бога, а не в РПЦ... :rolleyes:
    Всех с наступающим! :)
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)