Ну раз уж пошел разговор про смоленский транспорт, нельзя не упомянуть о трамвае, который в начале века отметил 100-летнее пребывание в Смоленске. И так! Трамвайное движение в городе Смоленске было открыто в 1901 году. Ширина колеи, принятая на трамвайной сети Смоленска, первоначально составляла 1000 мм. С 1947 года ширина колеи составляет 1524 мм. По данным на 2008 год, трамвайная сеть остаётся действующей, но находится в плохом состоянии (как и большинство трамвайных сетей в нынешней России). Трамвайное движение два раза останавливалось: с 1919 по 1922 из-за гражданской войны и с 15 июля 1941 до 6 ноября 1947 из-за Великой Отечественной войн Вопрос о создании в губернском городе Смоленске системы городского рельсового транспорта был впервые поднят в 90-х годах 19 века. В отличие от многих других городов России, использование в Смоленске городской конно-рельсовой дороги ("конки") не представлялось возможным из-за пересечённого рельефа местности. 26 марта 1899 года Смоленская городская Дума предоставила "Русскому электрическому обществу "Унион" права на строительство электростанции, необходимой для создания городской электрической железной дороги. "Русское электрическое общество "Унион" являлось компанией с преобладанием бельгийского капитала. Почти сразу же после предоставления прав на строительство электростанции началось сооружение городской электрической железной дороги (трамвая). Первые линии пролегали по направлению железнодорожный вокзал - центр города. Линии были однопутными, имели разъезды. Почти одновременно строилась и линия в северном направлении - вверх на Покровскую гору до земской больницы. 7 (20) октября 1901 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения. “Смоленский вестник” анонсировал это событие: “Сегодня, около двух часов дня, последует открытие трамвая для общественного пользования по линиям: “Вокзал – Никольские ворота” и “Вокзал – губернаторский пролом”. Движение же на Покровскую гору начнется через неделю”. Правда, первый же день омрачился печальным событием. Газета об этом писала: “Вагон, потерпевший крушение, шел от вокзала и, миновав новый мост, повернул на Троицкое шоссе, где и остановился на 2-м разъезде снизу, ожидая встречного вагона. В это время соскочил с проволоки ролик рычага, вследствие чего ток прекратился, а вагон, не будучи заторможен, пошел назад по уклону, причем быстрота движения его все время усиливалась, так что вагон в нижней части Троицкого шоссе летел, как стрела. Затем, достигнув закругления к мосту, вагон сошел с рельсов и, пройдя некоторое пространство по мостовой, свалился, описав дугу, уперся одним углом в городскую стену. В то время, как вагон несся по уклону, некоторые пассажиры начали выскакивать, причем они падали, получая повреждения. Но травм не было”. К счастью, это дорожно-транспортное происшествие не изменило планов городских властей насчет развития трамвайного движения. И уже в 1903 году “Смоленский вестник” сообщал: “Постройка трамвайной ветки в Офицерскую слободу в скором времени будет закончена. На днях будет окончена укладка рельсов. От дома Варвавского до Никольской улицы линия уже готова, рельсы уложены, профиль спланирован. Столбы для подвески проводов установлены и окрашены; в настоящее время подвешиваются провода. Арка в крепостной стене, рядом с Никольскими воротами, для пропусков вагонов трамвая уже совсем закончена”. То есть город вовсю обрастал трамвайными маршрутами. Плата же за проезд была вполне демократическая: “По 5 коп. с каждого человека за один перегон, кроме чинов полиции, которые пользуются правом бесплатного проезда. Учащиеся учебных заведений, если они в форменной одежде или с установленными для этих заведений знаками, платят за каждый перегон по 3 коп.”. Это, конечно, не гроши, но все-таки дешевле, чем поездка на извозчике. Вместе с тем формировалась новая смоленская элита – вожатые вагонов. В то время это была новая, весьма почетная и хорошо оплачиваемая профессия. Требования к вожатым предъявлялись строгие. Вот, например, характеристика, данная одному из трамвайных пионеров в 1915 году: “Удостоверение. Дано сие удостоверение Афанасию Михайловичу Холстинову в том, что он состоял на службе в Смоленском электрическом обществе в должности вагоновожатого с 7 октября 1901 года по 18 августа 1915 года. Поведения был трезвого и тихого, возложенные на него обязанности исполнял аккуратно, с полным знанием своего дела. Службу в обществе оставил ввиду выбытия на действительную воинскую службу” Первое депо трамвая с момента открытия и до 1960-х годов находилось на левом берегу Днепра, немногим восточнее "деревянного" моста через Днепр, по которому пролегала первая трамвайная линия. По состоянию на 2008 год, от этого моста остались только береговые устои, здания бывшего депо сохранились - в них находятся различные мелкие предприятия. В 1918 году трамвайное хозяйство было национализировано. В течение некоторого времени плата за проезд "вниз" (из центра города в сторону вокзала) и "вверх" (от вокзала в сторону центра города) была различной. Из номера газеты "Рабочий путь" за 23 января 1922 года известно, что "С 1 января тариф для проезда в трамвае установлен в следующем размере: по направлению вверх - 120 рублей, по направлению вниз - 100 рублей." Для половины рабочих и служащих на каждом предприятии устанавливалась 50-процентная скидка. Информация о работе трамвая в 1924-1925 годах: протяжённость пути - 6,39 км, выпуск вагонов на линию - 6 единиц, резерв вагонов - 3 единицы, в ремонте - 5 единиц. Среднесуточная продолжительность работы вагона - 17,1 часа, средняя скорость движения - 9,5 км/час. В 1930-х годах протяжённость трамвайных линий значительно возросла, на многих участках были уложены вторые пути. По состоянию на 1936 год, имелось 22 вагона, протяжённость пути составляла 13 километров. На 1941 год было запланировано начало реконструкции трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). Осуществить реконструкцию помешала Великая Отечественная война. В ходе ожесточённых боёв за город трамвай был почти полностью разрушен. В период оккупации Смоленска (с 16 июля 1941 года по 25 сентября 1943 года) трамвайное движение не осуществлялось, контактная сеть была вывезена в Германию. В 1947 году было принято решение о восстановлении трамвайного хозяйства. Летом 1947 года началась прокладка новых путей, имеющих широкую колею (1524 мм). 31 октября 1947 года состоялся пробный пуск трамвая, 7 ноября года было открыто регулярное движение. В течение нескольких последующих лет уцелевшие остатки узкоколейного пути заменялись ширококолейными линиями. Мост через Днепр в створе улицы Большая Советская был восстановлен лишь во второй половине 1950-х годов (ориентировочно в 1958 году). До этого времени, по неподтверждённым данным, линия по Большой Советской улице использовалась как служебная. В 1989 году Смоленский трамвай достиг пиковой точки своего развития - 6 ноября была открыта линия значительной протяжённости, вдоль улицы Маршала Еременко от конечной станции "Авиазавод" до новой конечной станции "Ситники". Эта линия была проложена вне проезжей части и была пригодна дли движения с высокой скоростью. В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату - была закрыта линия на главной магистрали города - Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки "Дом офицеров" пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами. В настоящее время в эксплуатации находятся следующие модели трамваев: - РВЗ-6М2(выпускался Рижским вагоностроительным заводом. Вагоны этого типа работали на линиях города до середины 90-х годов. Сейчас почти все они отправлены на слом, осталось лишь несколько экземпляров, в числе которых и показанный на снимке, который используется для проверки и ремонта контактной сети.) - КТМ-5М3 (одна из самых массовых в бывшем СССР - выпускалась в уральском городе усть-Катаве. В Смоленске такие трамваи впервые появились в 1988 году, и до настоящего времени они составляют основу парка) - КТМ-8 (Более новая модель того же завода, выпускается с 1989 года. В Смоленске - с 1994 года) - КТМ-8М (Модернизированный вариант КТМ-8 с улучшенным дизайном. Трамваи этого типа выпускаются в Усть-Катаве до настоящего времени. В Смоленске работает 5 вагонов этой модели, причем последний приобретен городом совсем недавно, к 100-летнему юбилею городского трамвая) - ЛМ-93 (Выпускается в Санкт-Петербурге, на заводе ПТМЗ. Угловатые формы достались этой модели в "наследство" от вагонов, производившихся еще в 60-е годы) - ЛМ-99 (Одна из последних разработок ПТМЗ. Представляет собой обновленный вариант предыдущей модели, выпускаемый малыми сериями. Этот вагон также был приобретен к 100-летию смоленского трамвая) Добавлено: [mergetime]1243526935[/mergetime] Картинки "как это было" Добавлено: [mergetime]1243526981[/mergetime] Продолжение... Добавлено: [mergetime]1243526995[/mergetime]
"В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату - была закрыта линия на главной магистрали города - Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки "Дом офицеров" пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами." В 2010 новая утрата - по проспекту Гагарина больше не будут ходить трамваи.
Цитата(Cлавентий @ 16 Октября 2010, 15:39) "В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату - была закрыта линия на главной магистрали города - Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки "Дом офицеров" пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами." В 2010 новая утрата - по проспекту Гагарина больше не будут ходить трамваи. Похоже трамвай в скором времени совсем покинет улицы города
Цитата(STEH @ 18 Октября 2010, 10:16) Цитата(Cлавентий @ 16 Октября 2010, 15:39) "В 2001 году трамвайное хозяйство и весь город Смоленск понёс тяжелейшую утрату - была закрыта линия на главной магистрали города - Большой Советской улице, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. Эти линии пролегали в историческом центре города, вблизи основных городских достопримечательностей. Однопутная линия вблизи остановки "Дом офицеров" пересекала стену Смоленского кремля через аркообразный проём, сделанный рядом с Никольскими воротами." В 2010 новая утрата - по проспекту Гагарина больше не будут ходить трамваи. Похоже трамвай в скором времени совсем покинет улицы города в таком виде в котором сейчас находятся трамваи их не жалко...
Отказ городских властей от использования трамвая - вопрос очень спорный. Во-первых, КАК это было сделано (в случае с демонтажем путей по проспекту Гагарина), во-вторых - альтернативы не предлагается. А убрать трамвай в Смоленске воообще - невозможно, потому что, например, на улицу 12 лет Октября троллейбус не поднимется, именно по этой же причине не пустили троллейбус по ул. Большая Советская в 2001 году.
Цитата(Анюта @ 18 Октября 2010, 10:42) Отказ городских властей от использования трамвая - вопрос очень спорный. Во-первых, КАК это было сделано (в случае с демонтажем путей по проспекту Гагарина), во-вторых - альтернативы не предлагается. А убрать трамвай в Смоленске воообще - невозможно, потому что, например, на улицу 12 лет Октября троллейбус не поднимется, именно по этой же причине не пустили троллейбус по ул. Большая Советская в 2001 году. Что говорить, сделали как всегда под шумок, никого не спросив.
Вот именно, что так делать - нарушение всех законов и регламентов. Если в двух словах - то без проведения публичных слушаний изменили генплан города. Потому что в соотвествии с генпланом, трамвайные пути на Гагрина должны были продлить и каким-то образом закольцевать с теми путями, которые на Киселевке.
Цитата(Анюта @ 18 Октября 2010, 15:00) Вот именно, что так делать - нарушение всех законов и регламентов. Если в двух словах - то без проведения публичных слушаний изменили генплан города. Потому что в соотвествии с генпланом, трамвайные пути на Гагрина должны были продлить и каким-то образом закольцевать с теми путями, которые на Киселевке. Закольцуют маршрутками, а по Б Советской тоже тролейбус не поднимется... и ничего - нормально живём. а еще кто-то трамвайную ветку в Красный Бор мечтал проложить.... зы если честно - на трамвае подъезжаю раза 2-3 в год... offtop
Цитата(STEH @ 18 Октября 2010, 14:06) Закольцуют маршрутками, а по Б Советской тоже тролейбус не поднимется... и ничего - нормально живём. а еще кто-то трамвайную ветку в Красный Бор мечтал проложить.... зы если честно - на трамвае подъезжаю раза 2-3 в год... offtop Неважно чем закольцуют. Я о вопиющем беспределе наших городских властей... Я сама трамваем раз в два-три года пользуюсь, но дело в том, что есть люди, для которых этот транспорт нужен и маршрутками его никак не заменить. Но о людях у нас подумали, как всегда, в последнюю очередь. Если подумали вообще. Впрочем, не буду уходить в эти грустные размышлизмы о политике по-смоленски.
Цитата(Анюта @ 18 Октября 2010, 15:08) Цитата(STEH @ 18 Октября 2010, 14:06) Закольцуют маршрутками, а по Б Советской тоже тролейбус не поднимется... и ничего - нормально живём. а еще кто-то трамвайную ветку в Красный Бор мечтал проложить.... зы если честно - на трамвае подъезжаю раза 2-3 в год... offtop Неважно чем закольцуют. Я о вопиющем беспределе наших городских властей... Я сама трамваем раз в два-три года пользуюсь, но дело в том, что есть люди, для которых этот транспорт нужен и маршрутками его никак не заменить. Но о людях у нас подумали, как всегда, в последнюю очередь. Если подумали вообще. Впрочем, не буду уходить в эти грустные размышлизмы о политике по-смоленски. Не согласен, посмотрите сколько человек добираются в трамваях - полупустые вагоны стоят в пробках по несколько раз в течение дня (ветка одна - вокруг не крутанешь... пока не было маршруток - трамвай был рабочей лошадкой, перевозившей большую часть населения города...
Цитата(STEH @ 18 Октября 2010, 14:14) Не согласен, посмотрите сколько человек добираются в трамваях - полупустые вагоны стоят в пробках по несколько раз в течение дня (ветка одна - вокруг не крутанешь... пока не было маршруток - трамвай был рабочей лошадкой, перевозившей большую часть населения города... А сколько людей пользуются льготными проездными и проездными вообще? Теперь им придется в маршрутках платить по 11 рублей за поездку. Не надо забывать о тех, кто имеет доход 6-7 тысяч рублей в месяц. Это раз. Попирание законов и устава города - тоже причина для возмущения. Это два.
Цитата(STEH @ 18 Октября 2010, 15:14) Не согласен, посмотрите сколько человек добираются в трамваях - полупустые вагоны стоят в пробках по несколько раз в течение дня (ветка одна - вокруг не крутанешь... пока не было маршруток - трамвай был рабочей лошадкой, перевозившей большую часть населения города... Трамваи стоят в пробках гораздо меньше маршруток. Вечером весь город стоит, - и маршрутки, и автобусы, и троллейбусы, а трамваи хоть ездят !!! А за одну-единственную ветку тоже "спасибо" администрации, которая собственно и является "истинным владельцем" маршруток
сегодня видел новый трамвай))) а старые - зимой холодно очень, "дружелюбные" кондуктора, летом жара и пыль...
Много Клименко для города сделал...зато теперь пытаются для города делать благодарные потомки из властьимущих......"Я видел секретные карты, я знаю куда мы плывем...."(С) P.S Такое ощущение что каждый год пресс сдавливают все сильнее и сильнее....Знают не подымимся...и не подымимся пока такая диферинцация. Нелюблю про политику, уж извините не сдержался.
Прошлым годом, летом, довелось прокататся по Смоленску на трамвае....может мне просто не повезло, но по ходу казалось что он вот-вот рассыпится, дребезг, лязг, скрежет.....ну и цена правда соответствовала