Смоляне в ополчении Минина и Пожарского

Тема в разделе "От истоков по XVII век", создана пользователем Кузьмич, 4 ноя 2008.

  1. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    976
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В честь нового праздника Дня народного единства размещаю материал в тему.

    СМОЛЯНЕ В ОПОЛЧЕНИИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО

    4 ноября Россия отмечает новый государственный праздник – День народного единства. Он приурочен к историческому событию, отстоящему от нас уже почти на четыре века, а именно, освобождению в 1612 г. Москвы от польских интервентов ополчением под руководством нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского.
    Существуют разные точки зрения на то, нужен ли нам этот праздник и правильно ли с исторической точки зрения выбрана его дата. Несомненно лишь одно: народное единство сегодня, как и во времена Минина и Пожарского, жизненно необходимо нашей стране. Вертикаль власти, которую довольно быстро и успешно отстроил за срок своего президентства В.В. Путин, укрепила государственное (бюрократическое) единство страны, до единения же национального (народного), как представляется, еще далеко.
    Однако вернемся к памятной исторической дате, тем более, что мы, смоляне, имеем к ней самое прямое отношение.
    Начало XVII века обернулось для России катастрофой гражданской войны, вошедшей в историю под названием «Смуты». Именно с этим узловым событием отечественной истории и связан праздник, который отмечает Россия 4 ноября. Прежде чем говорить о событиях Смутного времени необходимо разобраться в том, чем была вызвана первая гражданская война в России, глубочайший раскол общества и кризис государственности.
    За время правления великих князей Московских Ивана III и Василия III территория Московского государства выросла в несколько раз. Это объяснялось не только стремлением объединить русские земли, но и захватнической политикой Москвы. Еще в первой половине XV века опорой московских князей стал их «двор» (отсюда позднее – «дворяне»), то есть служилые люди, дети боярские. Их число стало быстро расти после создания в конце XV века поместной системы, при которой в качестве платы за государеву службу давали земельные владения – поместья. Интересы помещиков и государя совпадали: создав из них многочисленную боеспособную армию, он захватывал одну территорию за другой, а тамошние земли раздавал в поместье своим воинам. В сфере этой политики находилось и отвоевание Москвой у Великого княжества Литовского и Русского Смоленских земель: в 1493 г. была захвачена Вязьма, в 1500 г. – Дорогобуж, в 1514 г. – Смоленск.
    Таким образом, помещичье государство было запрограммировано на постоянное расширение: внешняя экспансия была обратной стороной экстенсивного экономического развития, ориентированного, прежде всего, на увеличение количественных, а не качественных показателей. Интенсивная обработка земли, повышение качества земледелия заменялись возрастанием запашки земель и земельных владений помещиков. Такой экстенсивный путь развития был во многом запрограммирован огромными просторами русских земель, их слабой заселенностью, а также отсутствием естественных границ на юге и востоке страны, куда постоянно шел отток населения.
    Значительное расширение территории страны привело к необходимости укрепления государственной власти, повышения ее эффективности. В середине XVI века правительство первого русского царя Ивана Грозного провело реформы центрального и местного управления, привело к единообразию церковную жизнь, упорядочило несение воинской службы дворянами.
    Длительная и сложная работа по созданию государственного аппарата, по укреплению централизации страны не устроила Ивана Грозного. Властолюбивый и подозрительный царь хотел немедленного укрепления государственной власти, которую он понимал как свою личную. Ускоренное движение к централизации власти могло проводиться только насильственными методами. Итогом такого нетерпения стала политика террора, проводившаяся в 1565-1572 гг. и получившая в истории название «опричнины». Она была направлена на ускоренное создание централизованного государства, но объективных оснований для этого не существовало. Таким образом, рождавшееся российское самодержавие изначально приобретало крайние деспотические формы, насилие стало главным инструментом государственной политики.
    Вся страна была поделена Иваном Грозным на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», «кроме» всей остальной «земли» – отсюда «земщина», или земское) царь выделил часть уездов страны и «1000 голов» бояр и дворян. В опричнине действовала своя Боярская дума, были созданы свои особые войска, ставшие орудием террористической политики первого русского царя.
    Опричнина утвердила в стране режим личной власти царя, подавила всякое инакомыслие и политическую независимость граждан. Опричный террор был тотальным. Он одинаково затронул и посадское население, и крестьянство, и дворянство, и княжескую знать, и духовенство. Такая террористическая политика самодержавного государства стала возможной при неразвитости гражданского самосознания населения России, пассивности общества.
    В годы опричнины вырос налоговый гнет. Уже в 1565 г. царь взял с земщины на свой «подъем» 100 тыс. руб. Для того времени это цена примерно 5-6 млн. пудов ржи или 200-300 тыс. рабочих лошадей. Разорительной для страны оказалась и затянувшаяся на 25 лет Ливонская война. К тому же, в 1570-1571 гг. на Россию обрушилась эпидемия чумы.
    В условиях непрестанных войн самодержавие увеличивало количество служилых людей – «детей боярских», записывая в их число выходцев из низших слоев общества и раздавая им за службу поместья с крестьянами. Уменьшение средних размеров феодальных владений приводило к возрастанию повинностей крестьян, а, следовательно, к их разорению.
    В конце XVI века раздувшееся самодержавное государство раздавило своей мощью российское общество, экономически и социально неготовое к такой безудержной эксплуатации. В России разразился тяжелейший экономический и социальный кризис. Российские деревни и села Центра и Северо-Запада запустели. Крестьяне убегали от налогового гнета и опричного террора на окраины страны, где влияние самодержавной власти было слабым.
    Приведу несколько примеров. По данным писцовой книги Вяземского уезда 1594-1595 гг., в поместье А.О. Плещеева, расположенное в Заднепровском стане, входили «погост, что село Белый Берег», и 5 деревень, из которых лишь одна была обитаемой. Всего в поместье жилыми были два крестьянских и один бобыльский дворы, а 11 дворов и 20 дворовых мест – пустыми. В находившемся по соседству поместье М.П. Кобякова все бывшие в нем 4 деревни с 6 дворами и 20 дворовыми местами были пустыми. В поместье А.Н. Ржевского в Красносельском стане входило сельцо, 3 деревни жилых и 9 пустых. И такая картина наблюдалась в то время повсеместно: пустоши вместо деревень, пустые дворы и дворовые места. Русская земля была опустошена, как после вражеского нашествия.
    Формирование самодержавного государства, рост числа помещиков привели к утверждению в России крепостного права. В 1592-1593 гг. был принят указ, запрещавший крестьянам переход от одного владельца к другому. В 1597 г. появился указ о пятилетнем сроке давности для поиска беглых крестьян. Таким образом, на пассивную форму протеста крестьянства в виде бегства от произвола помещиков и государственного налогового гнета самодержавие ответило еще большим усилением угнетения и окончательным бесправием населения. Расцвет Русской земли в XVI веке завершился тяжелейшим кризисом, затронувшим все сферы жизни и приведшим к жестокой гражданской войне – Смуте начала XVII века.
    Талантливый государственный деятель Борис Годунов, взошедший на престол в 1598 г., стремился умеренными реформами стабилизировать положение в стране, расшатанной безудержной эксплуатацией в эпоху Ивана Грозного. Однако выход из социально-экономического кризиса самодержавное государство и при царе Борисе видело в укреплении крепостного права, что не могло не вызывать протест крестьянства.
    Запустение центральных уездов страны, обнищание мелкопоместного дворянства приводило к пополнению рядов казачества, заселявшего южные окраины России. Казачья вольница мешала централизованной государственной политике, что привело в начале XVII века к появлению указа Бориса Годунова о запрещении казакам вести торговлю в пограничных русских городах и даже там находиться. Это не могло не вызывать возмущение казачества. Большое недовольство зрело и в среде мелкого южнорусского дворянства, терявшего земли в пользу московской знати.
    Окончательно стабильность в обществе подорвали три неурожайных года, обрушившиеся один за другим на страну с 1601 г. Голод, а вслед за ним народные волнения охватывали все большие территории. В стране назревал острый социальный кризис.
    В этот сложный период в Польше объявился беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием», сыном Ивана Грозного. Появление Григория Отрепьева в образе «истинного царя» Дмитрия встретило массовую поддержку населения, прежде всего, мелкопоместного дворянства и казачества, видевшего в новоявленном царе средство избавления от всех своих невзгод. На Лжедмитрия сделала ставку и польская шляхта, выступившая в поход на Россию под его знаменем и рассчитывавшая на отторжение части земель ослабевшего русского государства. Россия более чем на десятилетие погрузилась в череду народных бунтов, осад, грабежей, военных походов и братоубийственных битв.
    Гражданская война в России привела и к прямой иностранной интервенции. Фактическим безвластием в стране решил воспользоваться польский король Сигизмунд III, претендовавший на русский трон. В 1609 г. со значительной армией он вступил в пределы Российского государства, и лишь 20-месячная героическая оборона Смоленска не позволила осуществиться его планам.
    В годы гражданской войны и дворяне, и горожане Смоленщины не раз переходили из одного военного лагеря в другой. Были они и на стороне Лжедмитрия I, и в полках бунтовщика Ивашки Болотникова, верно служили Тушинскому вору – Лжедмитрию II, бились на стенах Смоленской крепости с польским королем Сигизмундом III, и присягали на верность его сыну Владиславу, которого сами же пригласили на русский престол…
    Смута, она и есть Смута. Народ потерял опору в своих нравственных и политических воззрениях. Разрушились устойчивые связи, скреплявшие россиян в единый народ и единое государство. Раздор и вражда поставили Россию на грань гибели. В Кремле хозяйничали поляки, а король Сигизмунд уже мечтал о присоединении Московского царства к Речи Посполитой.
    В это тяжелейшее время, когда государство Российское фактически прекратило свое существование, в народе нашем, истощенном войной, разоренном грабежами, истомленном поборами зародилось мощное гражданское и патриотическое движение. Русские люди смогли объединиться для спасения Отечества и отеческой веры от иноземных властителей.
    Первое земское ополчение возникло в 1611 г. К нему примкнули смоленские, вяземские и дорогобужские дворяне, вышедшие под Москву из своих разоренных уездов. Руководители ополчения дали смолянам поместья в Арзамасе, а вязьмичам и дорогобужанам в Ярополчи (ныне г. Вязники Владимирской области). Дворянам западнорусских уездов было позволено отправиться в свои новые поместья для обустройства. Тем временем, вражда между казаками и дворянами привела к расколу лагеря ополченцев, один из лидеров дворянства Ляпунов был убит казаками. Они же изгнали из Ярополчи вязьмич и дорогобужан, а смолян в Арзамасские поместья не пустили дворцовые крестьяне.
    Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде зарождается новое, второе ополчение. Организатором его стал земский староста Кузьма Минин, получивший поддержку от нижегородских воевод князя Василия Звенигородского и Андрея Алябьева. Отметим, что эти воеводы начинали свою службу с дорогобужских помещиков, а Василий Звенигородский даже заведовал в 1591 г. строительством Смоленской крепости.
    В конце года в Нижний Новгород прибыл известный воевода князь Дмитрий Пожарский, который перед этим залечивал раны в своем поместье. По пути в Нижний Новгород к князю Пожарскому примкнули потерявшие свои поместья смоляне, вязьмичи и дорогобужане. Они-то и составили ядро формирующегося второго земского ополчения. Так наши дворяне первыми откликнулись на патриотический призыв вождей второго ополчения и стали опорой земского воинства.
    В октябре 1612 г. ополчение Минина и Пожарского взяло Москву. Последние два польских полка, засевшие в Кремле, капитулировали 27 октября по старому стилю. В переводе на современный стиль получаем 7 ноября. Расхождение в дате окончательного освобождения Москвы от поляков и нового праздника, на мой взгляд, не имеет принципиального значения. В честь вхождения ополчения в Москву на Руси был установлен новый православный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Вероятно, список с почитаемого иконописного образа в войско Минина и Пожарского принесли ополченцы из Казани. С этим праздником и стали связывать окончательное освобождение Москвы от иноземцев. На Красной площади Москвы в память победы над польскими интервентами князь Дмитрий Пожарский построил собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь хранились главные реликвии ополчения – знамя и хоругвь.
    В феврале 1613 г. Земский собор избрал новым царем Михаила Федоровича Романова. Но волны Смуты были слишком высоки. Еще 5 лет продолжались походы, сражения, осады. Лишь заключенное в декабре 1618 г. между Россией и Польшей Деулинское перемирие формально завершило мрачную эпоху Смутного времени Российской истории.
    Результатом перемирия стало отчуждение от России в пользу Польши Смоленска, Дорогобужа, Рославля, других западнорусских городов. Лишь в 1654 г. потерянные земли удалось вернуть назад. Такова была тяжкая цена за внутреннее неустройство.
    Так что же мы будем праздновать 4 ноября? В чем смысл тех далеких исторических событий? Очень легко все свести к победе над иноземными ворогами, да заодно на них свалить все наши беды. Тем более, что нынешние отношения с Польшей нельзя назвать безоблачными.
    Но давайте будем честными перед собой. Не поляки были виновниками Смуты. Не поляки развязали братоубийственную войну. Не поляки терзали русские города и села опричниной, разоряли непосильными податями, обескровили страну Ливонской войной. Не поляки вводили крепостное право, притесняли крестьянство и казачество, дворянство и посадских людей.
    Смута стала результатом роста самодержавного бюрократического государства, раздавившего своей мощью хрупкий баланс интересов российского сословного общества. Уроком тех далеких лет должно быть осознание того, что не чиновник, не бюрократ – опора государства, залог его процветания. Сила государства в его гражданах. Воспитание гражданственности, свободная самореализация творческих сил общества – вот залог единства и могущества России.
    Ну, а нам, смолянам, в этот день стоит вспомнить добрым словом наших далеких предков, наших земляков, беззаветно защищавших Смоленск от иноземцев и выбивших их из Московского Кремля. Смоляне – самые верные защитники Отечества! Порукой тому героическая и трагическая история Смоленщины последних четырех веков…
     
  2. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    23
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Кузьмич @ 04 Ноября 2008 09:55)
    Вертикаль власти, которую довольно быстро и успешно отстроил за свой двухлетний срок президентства В.В. Путин, укрепила государственное (бюрократическое) единство страны, до единения же национального (народного), как представляется, еще далеко.

    Интересный материал. Где, если не секрет, он был опубликован? И - глаз зацепил несоответствие: Путин президентствовал с 2000 (2004), праздник впервые отмечали в 2005-м. Неясно, о каком именно двухлетнем сроке идет речь.

    Кстати, сегодня на массовом поле кормят кашей :) Людей много, но насчет того, что многие знают, какой сегодня праздник - сомневаюсь
     
  3. Ярослав
    Offline

    Ярослав «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    789
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Iva @ 04 Ноября 2008 13:29)
    Цитата(Кузьмич @ 04 Ноября 2008 09:55)
    Вертикаль власти, которую довольно быстро и успешно отстроил за свой двухлетний срок президентства В.В. Путин, укрепила государственное (бюрократическое) единство страны, до единения же национального (народного), как представляется, еще далеко.

    Интересный материал. Где, если не секрет, он был опубликован? И - глаз зацепил несоответствие: Путин президентствовал с 2000 (2004), праздник впервые отмечали в 2005-м. Неясно, о каком именно двухлетнем сроке идет речь.

    Кстати, сегодня на массовом поле кормят кашей :) Людей много, но насчет того, что многие знают, какой сегодня праздник - сомневаюсь
    Большинство тех кто смотрят форум знают, что сегодня за праздник! Кстати, каша отменная.
     
  4. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    23
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Да, и еще. На мой взгляд, с событием 1612 года, которое недавно вынули из старого чулана, вытряхнули и приказали всенародно отмечать, самым тесным образом связана оборона Смоленска 1609 - 1611 годов. Орловский по этому поводу в своем труде "Смоленская стена" писал:
    Цитата
    На целых 43 года Смоленск опять подпал под власть чужеземцев. Но велика заслуга его и его стен пред отечеством. Благодаря их крепости и мужеству смолян, король Сигизмунд, из-за одного гонора, сидел под Смоленском 20 месяцев, совершенно упустив из виду главную цель своего похода — Москву, которая поэтому справилась с небольшим польским отрядом и разными "ворами" без особенно тяжелого урона. Падение же Смоленска, совершенно отуманив радостью головы поляков, забывших про Москву, дало возможность Нижегородскому ополчению очистить Москву от врагов, первым следствіем чего было избрание царя из дома Романовых и конец смутного времени. Короче говоря, вопрос о том, быть или не быть Московскому государству под польским королем, разрешился отрицательно, благодаря Смоленску. Сам он пал, но Русь этим была спасена


    400 летие начала обороны - в следующем году.
     
  5. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    976
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Немного отредактировал свой материал. Устранил опечатку (имелись в виду, конечно, два президентских срока В.В. Путина) и ляпсус с иконой Казанской Божией Матери. Все-таки осенний праздник в ее честь был установлен как раз после освобождения Москвы от поляков, а не до того. Извиняйте, люди добрые, утром поторопился. Спешил к праздничку. :rolleyes:
    Добавлено: [mergetime]1225807842[/mergetime]
    Кашу на Массовом поле я не ел. Однако знакомые сказали, что в Смоленске на государственном празднике не были замечены не то, что первые лица нашей гос.власти, вроде губернатора или мэра Смоленска, но даже никого из замов губернатора не было. Вот вам и день народного единства. Народ отдельно, власть отдельно. А теперь перечитываем первый пост.
     
  6. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.226
    Спасибо:
    16.114
    Отзывы:
    266
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск, реконструкция
    Цитата
    Большинство тех кто смотрят форум знают, что сегодня за праздник! Кстати, каша отменная.

    Мы то понятно, по службе должны знать, а народ, а народу сделали новый праздник, вместо празднования годовщины октябрьской революции..., и совместили с Казанской иконой божьей матери, праздник, который несколько сотен лет омечали.
    А вообще идея праздника хорошая, + Кузьмич, спасибо за материал.
     
  7. vertitur
    Offline

    vertitur Приказный

    Регистрация:
    30 сен 2008
    Сообщения:
    16
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    где-то в россии
    Есть ли в Смоленске хоть один памятник защитникам города в 1610-1611 годах и втом числе воеводе Шеину? Что-то я таких памятников не знаю.
     
  8. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    976
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Вопрос поставлен правильно. Воеводе Шеину надо бы поставить памятник в Смоленске. Фигура легендарная и достойная.
     
  9. vertitur
    Offline

    vertitur Приказный

    Регистрация:
    30 сен 2008
    Сообщения:
    16
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    где-то в россии
    Конечно забыл про Успенский собор,построенный на месте Мономахова собора.
     
  10. Сафонькин
    Offline

    Сафонькин Новобранец

    Регистрация:
    5 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    8
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленская область, Сафоново
    Не кашей единой сыт человек! Хотя каша - это хорошо. Конечно, праздник - это традиция. Нельзя требовать, чтобы уже сейчас все знали и все понимали. Но ведь и до и после "бала"-праздника никто не ведет речь об активном и честном историческом прсвещении. История снова становится идеологией повернутой в прошлое... А праздник бюрократическим объяснением в любви Отечеству...
     
  11. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    23
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Кузьмич @ 05 Ноября 2008 10:21)
    Вопрос поставлен правильно. Воеводе Шеину надо бы поставить памятник в Смоленске. Фигура легендарная и достойная.

    Перед этим неплохо бы его реабилитировать - если такой инструмент вообще применим. А то как потом детям объяснять: "А вот это памятник легендарному воеводе Шеину, которого наше же Отечество казнило как изменника..."
     
  12. Сафонькин
    Offline

    Сафонькин Новобранец

    Регистрация:
    5 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    8
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленская область, Сафоново
    Памятник и будет в данном случае реабилитацией. В нашем-то Отечестве объяснять почему мы сами и казнили какого-то героя, увы, приходится довольно часто. Срвнительно недавно стал формироваться новый взгляд на белое движение. В эпоху Шеина, простите за невольный каламбур, получить по шее было легко и просто. Да и он, пожалуй, был человеком своего времени, не идеальным. Но факт обороны Смоленска и его роль в этих событиях явно недооценены и на Смоленщине, и в России!
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)