Советские памятники довоенного периода

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 2 мар 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Киев

    В 1911 году на Европейской площади в честь 50-ти летия отмены крепостного права был установлен памятник российскому императору Александру ІІ.
    История монумента закончилась спустя 7,5 лет после открытия. Уже вскоре после повторного взятия большевиками Киева, 8 апреля 1919 года, памятник Александру II был снесён.

    Сохранённый постамент памятника долгое время использовался большевиками в качестве инструмента пропаганды. В частности, уже в 1919 году на место царя установили изготовленную из фанеры восьмиметровую фигуру красноармейца в будёновке, шинели и с винтовкой в руках. Это произведение называлось памятником «Красноармейцу — защитнику народных масс».
    Через четыре года фанеру убрали и планировали построить на этом месте монумент Октябрьской Революции, но этого так и не произошло.

    Памятник открыт 1919 г., изготовлен из дерева, утрачен 1923 г.

    j5gjvryd2hpbx4sezd.jpg

    Red_Army_man.Kiev-1.jpg
     
    Юлиа, Юниор, ohranik и 4 другим нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    7 ноября 1918 года на Воскресенской площади Москвы (Она же площадь Свердлова, она же Революции) был открыт памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.
    Скульптор С.Мезенцев засунул двух теоретиков марксизма в высокую трибуну, казалось, что это два мужичка торчат из бочки, напоминая о банях, которые были на берегу Неглинки недалеко от этого места.

    ___3_20131023_1227073170.jpg
    В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, М.Ф.Владимирский и П.Г.Смидович на площади Революции перед открытием временного памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу.
    Москва, 7 ноября 1918 года


    104.jpg
    Ленин и Свердлов проверяют памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу на Воскресенской площади, 7 ноября 1918


    29.jpg
    Владимир Ильич Ленин произносит речь на открытии временного памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.
    Москва. 7 ноября 1918 года.


    z5v80zekbdyrpux9nf.jpg

    fb92080b40cd0296f45bc28be613a552.jpg

    Памятник простоял недолго именно из-за этих шуточек. А может быть потому, что в "те тяжелые для страны годы" памятники делали из очень непрочных материалов.
    В апреле 1961 года напротив Большого театра заложили памятник одному Карлу Марксу. Энгельса отправили на площадь Пречитенских ворот, где он приобрел имя "призрак коммунизма" (его на ночь оставили висеть на кране, а к утру кран замерз и он так там и раскачивался на кране под покрывалом), а Карл Маркс получил 200-тонную гранитную глыбу, которую Фаина Раневская назвала "холодильник с бородой". Архитектор Кербель высекал Маркса прямо на площади. 17 апреля 1961 года "Вечерка" писала: "Площадь Свердлова превратится в мастерскую скульптора Л. Кербеля. Рядом с глыбой поставят гипсовую модель памятника в натуральную величину.
    Ее высота около 8 метров. Такого же размера будет монумент из серого гранита."

    загружено.jpg
    Памятник Карлу Марксу в Москве (работа скульптора Л Кербеля)
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1 мая 1919 года - в РСФСР на Красной площади состоялось торжественной открытие памятника Степану Разину.
    На открытии с речью выступил Владимир Ильич Ленин.
    Первомайская демонстрация, огромное скопление народа на Красной площади, высокие гости…
    Около часа дня начался митинг, который открывал сам Конёнков — как автор скульптуры. Читали речи виднейшие большевики, представители донского, терского и оренбургского казачества.
    Но, несомненно, самым важным, кульминационным событием стала речь Владимира Ильича Ленина.

    Из статьи скульптора Конёнкова:

    «Никогда не забыть мне, как шёл Владимир Ильич к лобному месту. Он был без пальто, в своем обычном костюме.
    Ликующая толпа, словно по мановению волшебной палочки, расступилась перед ним, образуя широкий коридор через всю площадь».

    1qf53sarx2mfvqgo7l.jpg


    Вот такую речь прочитал Ленин:

    «Сегодня мы празднуем, товарищи, 1-е Мая с пролетариями всего мира, жаждущими свержения капитала. Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей… Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу.
    Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры… И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма!»


    image.jpg

    Закончился митинг хоровым пением «Интернационала». Очевидцы с гордостью сообщали, что Ленин пел вместе со всеми.

    Конечно, «Разин с ватагой» недолго простоял на Красной площади. Чуть выше вы уже читали, что Конёнков изначально предполагал размещение композиции в музее, а на Лобном месте был своеобразный предпросмотр.
    Уже 25 мая группа была убрана с Красной площади и передана в Первый пролетарский музей на Большой Дмитровке (теперь это Пушкинская улица).
    Позже «Разин с ватагой» переехали ещё раз — на этот раз в Ленинград (да, тогда этот город так назывался), в Русский музей. Там по сей день и находится.

    Скульптор С. Т. Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», 1919, Красная площадь

    3-8.jpg

    «Степан Разин с ватагой» в мастерской скульптора

    11-6.jpg

    Скульптор С. Т. Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», 1919, Красная площадь

    1-10.jpg
     
    Димсаныч, Юлиа, Юниор и 5 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Москва. Сентябрь 1918 года.
    Снос памятника Скобелеву

    2f378bd70545b2819e6db0509acb95f1.jpg

    3zo4b6cie80ngd3h7e.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Duplik: 1 пункт (За экскурс в историю (как это было)!) 3 июн 2018
    Юлиа, Юниор, ohranik и 4 другим нравится это.
  5. Offline

    Duplik Фельдфебель

    Регистрация:
    12 июн 2015
    Сообщения:
    53
    Спасибо SB:
    391
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ПФО
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    история без прикрас
    Нажал "Мне нравится", чтобы поблагодарить автора за выложенный интересный материал, раритетные фотки. Хотя проявления дикости и вандализма на государственном уровне мне совсем не нравится!
     
    Последнее редактирование: 3 июн 2018
    Андрей Бутерман и Wolf09 нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Открытка. Памятник В.И. Ленину в Кисловодске.
    1924 год.

    c6isu6i7t79g5kv2fv.jpg glb9ogpra1p7h0j35d.jpg

    Ленинград. 7 ноября 1926 г.
    Открытие памятника Ленину у Финляндского вокзала.

    111.jpg 222.jpg

    fc31ntal402ocibfng.jpg

    Ленинград 1927-1928 гг.
    Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала

    333.jpg

    Ленинград. 5 ноября 1941 г.
    Снятие одной из скульптурных групп П.К.Клодта "Укрощение коня" с Аничкова моста для укрытия от бомб и снарядов.

    7.jpg

    Кострома. 1927 год
    Гигантская статуя В. И. Ленина , выполненная студентами ВХУТЕМАСа по заказу Костромского губисполкома.

    2ce4js5xgpdxu8b164.jpg
     
    Юлиа, Юниор, Duplik и 3 другим нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Газета "Правда" от 09/11/1922:

    Около мостков для гостей Коминтерна высится белый монолит двухсаженной вышины с изображением рабочего у наковальни. С шапкой в руке, которой он приветствует приближающуюся демонстрацию.
    Это работа скульптора Лехта, блестяще проведенная при исключительно неблагоприятных условиях, в морозное время, когда для того, чтобы производить лепку статуи, приходилось работать под брезентом, отепляя окружающую атмосферу и отогревая на огне замерзшую воду...

    92632-9dc24-29432928-m750x740.jpg

    Статуя «Рабочего» – скульптора Ф. Лехта и красочная мемориальная доска - скульптора С. Коненкова на Сенатской башне Кремля были центром композиции ансамбля памяти павшим героям Октябрьской революции.
    С размахом выполнялся ленинский план монументальной пропаганды.
    Монументальная пропаганда известна была еще Греции, Риму, Великой Французской революции. Колосс Родосский – одно из чудес света, Статуя Свободы – потомок того Колосса…
    Этот идолопоклоннический тип монументализма, в котором сакрализованная ценность гигантской фигуры намного превышает ценность окружающего его пространства, требует слишком большой веры в идею и слишком больших материальных затрат.

    erm6wosmxc7mrwecax.jpg 92632-d339f-29440480-m750x740.jpg

    Этой верой в идею обладал молодой художник Фридрих Лехт. Его скульптура «Рабочего» установлена на Красной площади к V годовщине Октября. Открытое волевое лицо, пиджак на распашку, резко вознесенный в небо натруженный кулак, прислоненный к ногам тяжелый молот. Все - порыв силы и торжество победы. А мимо идет ликующая демонстрация победителей.
    Мемориальная доска работы Коненкова была торжественно открыта Лениным раньше, 7 ноября 1918 г.
    Невысокий подцвеченный цементный рельеф, изображающий аллегорическую крылатую фигуру Славы с пальмовой ветвью в руке и приспущенными к ее ногам вишнево-красными знаменами, на которых читались слова:

    «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

    «Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция, - писал, поддавшись энтузиазму тех лет, Александр Блок. – Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать…»

    c5a409d4602188c41b61a427c5b37591.jpg

    Но умер Ленин, и в 1924 г. убрали творения Ф. Лехта и С. Коненкова.
    Если слава Коненкова не забыта, то скульптора Лехта редко кто помнит. А ведь надо было завоевать право, чтобы поставить гигантскую скульптуру на том месте, где через два года встанет мавзолей Ленина – знаменитая усыпальница и партийная трибуна.

    Как принято сейчас говорить, диктатуру пролетариата заменили диктатурой партии. Сменили и их монументальные символы.
    Скажут, многие наспех сооруженные громадные памятники из ленинского списка монументальной пропаганды быстро убрали.
    Но такое явление, как скульптура «Рабочего» Ф. Лехта на Красной площади, «забыто», видимо, по велению свыше. Некорректно спорить из-за места с Мавзолеем вождя. (Остались лишь фотокадры, где рядом с цементным «Рабочим» началась стройка деревянного Мавзолея).

    Косвенно подтверждают значимость скульптуры Ф. Лехта «Рабочий» разгоревшиеся весной 1929 г. страсти вокруг проекта Мавзолея. «Возмутителем спокойствия» оказался Владимир Маяковский. Он, по записям Щусева, не хотел примириться со статическим памятником Ленину, настаивал на сооружении динамичного, сверхсовременного памятника вождю. Оказывается, Маяковский обладал тогда огромным авторитетом и, зная об этом, стучался во все инстанции. Он предлагал поставить на Красной площади «исполинских размеров фигуру Ленина, призывающего пролетариат на смертный бой с капитализмом. Таким он должен остаться там навсегда», - писал Щусев. Почему не предположить, что Маяковский вдохновился установленной ранее на Красной площади огромной фигурой «Рабочего»? «Первому русскому архитектору» Щусеву пришлось выигрывать новый Всесоюзный конкурс, в результате которого правительство решило «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит».

    Кто же такой Ф. Лехт? И почему так мало о нем известно?
    В каноническом «Списке русских художников», составленном С.Н. Кондаковым, есть и его имя: «Лехтъ Фридрих-Вольдемар Карлович род. 6 апреля 1887 г. Вольнослушатель Акад. Художеств с 1909 г. по 1914 г. 31 октября 1914 г. – звание художника за скульптуру «Похищение сабинянки».
    (А внуки Лехта и не знали, что у деда было двойное имя Фридрих-Вольдемар).
    На эту выпускную работу вдохновила Ф. Лехта выставленная среди скульптурных шедевров лоджии Синьории многофигурная мраморная композиция скульптора Джамболоньи "Похищение сабинянок" (копия, оригинал находится в Галерее Академии). Искусствоведы считают это произведение эталоном "маньеризма". Стержнем скульптурной группы является мощная фигура римлянина, в руках которого бьется обнаженная сабинянка. У его ног отчаявшийся от беспомощности ее муж сабин.

    Ф. Лехт дал свое решение классическому сюжету. В его скульптурной группе – только мужественный римлянин в стремительном наклоне несет на спине вырывающуюся упругую сабинянку. Борьба мужского вероломства против женской верности.
    Как известно по легенде, рассказанной Титом Ливием, при основании Рима в городе было мало женщин. Чтобы миром уладить "женский вопрос", Ромул разослал послов по окрестным племенам "просить для нового народа союза и соглашения о браках". Но тщетно, - велико было презрение соседей к «темному и низкому люду», сбежавшемуся в Рим. Тогда Ромул пригласил соседей принять участие в торжественных играх в честь Нептуна Конного (Консуалиях). Ближайшие соседи пришли из любопытства на праздник, а племя сабинов явилось почти в полном составе, с женами и детьми.
    Когда подошло время игр, которые заняли собою все помыслы и взоры, - пишет Тит Ливий, - по условному знаку римские юноши бросились похищать девиц. Хватали без разбора, какая попадется…
    Скульптура Ф. Лехт «Похищение сабинянки» засвидетельствовала рождение художника.
    А по документам, родился Фридрих Карлович Лехт, эстонец по национальности, в г. Тарту в семье рабочего-садовника. Первоначальное художественное образование получил в Петербурге (куда вскоре после его рождения переселилась семья) в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и завершил его в Академии художеств.
    Первым самостоятельным произведением Лехта была многофигурная скульптурная композиция «Труд» (1906 г.). Это оказалось символичным в его творческой судьбе. По окончании Академии художник отдается сначала почти исключительно живописи. Произведения этого периода проникнуты пессимистическим настроением.
    Грянули трагические события. Первая империалистическая война – работал на авиационном заводе, от чертежника до помощника управляющего. Февральская революция – избран комиссаром Коломяжского района в Петрограде. Октябрьская революция и Гражданская война – в 1919 г. стал коммунистом и добровольцем вступил в ряды Красной Армии.
    Все эти события, конечно, мешали Лехту вплотную заниматься живописью. Хотя уже в первую годовщину Октября живописные панно Ф. Лехта (совместно с Н. Герардовым) украшали фасад Рождественского совдепа на Суворовском проспекте Петрограда. Хотя в первые революционные годы среди мастеров политического плаката в «Истории русского искусства» тоже значится имя Ф. Лехта.
    Нынешнему поколению имя этого человека вряд ли о чем говорит. (Даже служители фонотеки Музея архитектуры им. Щусева и библиотеки Третьяковской галереи не знали Лехта, пока не нашли в своих картотеках).
    Но кто жил и работал на ниве искусства в революционные годы, тот знал о его академической эрудиции, безудержной энергии, упорной трудоспособности, многогранном таланте, неожиданных для человека из простой рабочей среды. Естественно, поэтому он был востребован. Ему доверяли ответственные посты, один другого важнее. Художник Ф. Лехт попал в номенклатуру «ведающих искусством». С другой стороны, скульптура обладала важным для новой власти качеством – монументальностью.
    По причине новаторского характера своего творчества многие известные художники в то время заняли ключевые посты в художественной жизни страны. Во главе ИЗО при Наркомпросе был Д. Штеренберг, члены художественной коллегии – Н. Альтман, Н. Пунин, В. Маяковский, О. Брик. Преподавателем ИНХУКа был В. Кандинский, директором его Петроградского отделения – К. Малевич. Комиссаром искусств губернского отдела народного образования - М. Шагал.

    И Ф. Лехт с 1921 г. занимал большие должности в органах Наркомпроса, который возглавлял А. Луначарский.
    Лехт был заведующим секцией изобразительных искусств Московского отдела народного образования. (Тогда и поставлена его гигантская скульптура «Рабочего» на Красной площади).
    Лехт был заместителем заведующего Комиссией по контролю за вывозом за границу предметов искусства и старины в Главнауке Наркомпроса. (Только сейчас стало можно говорить об ответственности этой комиссии перед народом, обкраденным услужливыми Хамерами).
    Лехт был директором театров К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Тогда шел процесс объединения Музыкального театра Немировича-Данченко и Оперного театра Станиславского. И Лехт причастен к созданию в 1926 г. музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
    В 1927-1932 гг. Лехт был заместителем директора Государственной Третьяковской галереи. В это время быстрый рост коллекции остро ставил вопрос о расширении ее помещений, и при Лехте начали разрабатываться первые проекты реконструкции Третьяковской галереи.
    Одновременно Лехт был членом правления и директором выставочного управления «Всекохудожник». Он входил в состав художественного жюри и в Художественно-техническую комиссию Дворца Советов. (Мертворожденного мифа монументального искусства).

    Творческий талант помогал ему в делах службы, придавая неординарность его служебным решениям. Отсюда – почет, уважение, премии и награды. Но служба мешала развиваться его таланту художника, отнимала драгоценное время и силы в годы самого расцвета его художественного таланта. И если бы не адское трудолюбие, не совесть и внутренняя порядочность, советская номенклатура убила бы в нем художника. Но Фридрих Лехт выжил как художник.
    В 1923 г. он поступил в художественную организацию – Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и возобновил свою творческую работу, активно участвуя почти во всех выставках и в работе президиума АХРР. Ядро этой Ассоциации составляли бывшие «передвижники», к ним примкнули и никому неизвестные «реалисты». Они выдвинули лозунг: «Героический реализм!» Они заявили в своей первой декларации: «Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документально запечатлеть величайший момент в истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления…» Эти слова легли на душу художнику – выходцу из рабочей семьи, создавшему еще до революции скульптуру «Великий сеятель». Вскоре Лехт стал одним из учредителей АХРР, потом возглавил малочисленную партийную группу этой организации.
    Он сделал свой выбор в художественной жизни страны. Но это было непросто.

    В первые годы существования АХРР на одной из дискуссий в Политехническом музее по теме «Мы и лефы», увидев в зале художника Федора Богородского, бывшего футуриста, Маяковский крикнул ему:
    - Федя, зачем ты с ними, с АХРР? Зачем? Ведь ты же наш, наш!
    Богородский, вскочив с места, парировал:
    - Я уже, Володя, не ваш, не ваш!
    В 1925 г. на выставке в Царицыно участвовали члены различных художественных творческих объединений: «передвижники», «Союз русских художников», «Мир искусств», АХХР, «Общество станковистов» (ОСТ - объединение молодежи ВХУТЕМАСА), «Бытие», «Жар Цвет», «Общество художников московской школы» и др. Но только АХРР превратился в самую массовую художественную организацию России. Со временем открылось не менее 40 ахрровских филиалов по всей стране, подобная ассоциация художников возникла в Германии.
    Демьян Бедный написал дружеское приветствие VII выставке АХРР «Революция, быт, труд»:

    Отложив на часик политику,
    Пускаюсь в «художественную критику».
    Знатоки найдут в ней много банальности,
    Но ведь я пишу не по своей специальности.
    А пишу потому, - хоть писать не с руки, -
    Что молчат «знатоки».
    Объявились такие архаровцы,
    - Виноват – «ахраровцы»!
    Художники новые,
    Люди очень бедовые,
    Ударившиеся со всех четырех копыт
    В революционно-советский быт…

    И далее, расхвалив картины этой выставки - «Что за лица! Герои! Титаны!», - Демьян Бедный высмеял (как он считал) академических художников, «Для дворянского сердца родных, упоительных».
    Да, пришли другие «знатоки». И не только неофиты, но и более эрудированные, как Президент Академии художеств П.С. Коган.
    В приветствии участникам следующей, VIII выставки АХРР «Жизнь и быт народов СССР», в 1926 г. он призвал ахровцев следовать примеру художников Возрождения: «Как маляр, как простой маляр, висел Микеланджело в тележке и там, в будущей Сикстинской капелле, разрисовывал потолок. Эти художники не возвышались над массой, разрыва между прямым заказом и непосредственным ответом на него не существовало. Это не мешало им быть гениальными. Напротив, этим определялся грандиозный размах их творчества. Таков был метод работы художников, таким он должен быть и в наши дни. Принимая заказ рабочего и крестьянина, новых строителей земли, АХРР следует, в сущности, методам величайших мастеров».
    Более 100 художников командировал президиум АХРР весной 1925 г. во все союзные и автономные республики. В результате, для VIII выставки было отобрано около 2 тыс. экспонатов, являющихся первой попыткой отражения жизни и быта народов СССР. Ф. Лехт был командирован в Башкирию. И на выставке экспонировалось, как никогда, много работ Ф. Лехта (35), в основном сделанных в творческой командировке. Большая часть - портреты руководящих работников и колхозников-выдвиженцев Башкирии. В том числе, первая большая многофигурная композиция Ф. Лехта «Бетонщики» (1926 г.). В этой картине художник стремился отойти от академических и натуралистических тенденций.
    Возглавлял АХРР Александр Герасимов, который во многом способствовал процессу идеологизации этой организации. Правительство всячески одобряло художников АХРР. Покровителями были Троцкий, Буденный, Ворошилов. Крупская назвала деятельность АХРР «продолжением передвижничества». В 1928 г. X выставку АХРР посетил И.В. Сталин вместе с Политбюро ЦК в полном составе. Такой чести не удостаивалась, ни до, ни после, ни одна художественная выставка.
    Художники АХРР тяготели к четкой повествовательной «объективности». Особое значение придавалось картине-плакату, пригодной для тиражирования. Даже была создана для этого производственная группа АХРР, в которую входил и Ф. Лехт.
    Однако к 1932 г., наряду со всеми артгруппировками, АХРР распался, хотя и вошел в историю как модель будущего единого Союза художников СССР. Ф. Лехт вступил в МОСХ. И там он занимал руководящие должности, и в Союзе художников, и Художественном фонде СССР.
    Самой плодотворной стала для Лехта творческая командировка на строительство Березниковского химкомбината. Вся история создания индустриального гиганта, начиная с первых ударов лопатой и кончая пуском предприятия, запечатлена художником в ряде живописных полотен и многочисленных рисунков. Восемь картин из этой серии вошли в I том Уральской советской энциклопедии. Среди удач - пейзаж «Вид Березниковского химкомбината со стороны Камы».
    (И в наше время, на сайте интернета можно увидеть его картины о Березниках и прочитать слова благодарности художнику: «Понятно, что в буднях великих строек не оставалось времени на то, чтобы писать хронику. Этот пробел восполнил художник Фридрих Лехт. Из-под кисти, карандаша и пера этого столичного творца, командированного в начале 1930-х годов в Прикамье, вышла настоящая "сюита" строительства Березниковского химкомбината. Художником было создано более 100 графических листов и этюдов на данную тему. Ф. Лехта по праву можно назвать прародителем "республики химии", который с восхищением наблюдал и запечатлел ее рождение»).
    За «березниковским периодом» - у Лехта был «транспортный период» творчества. Два года работы в командировке на магистрали Москва – Донбасс. На строительстве железнодорожного моста у Каширы через Оку Ф. Лехт не только «отразил в картинах все разнообразие прекрасных конструкций», но помогал оформлению мостов, засучив рукава, работал со строительными бригадами.
    «С 1857 г. существует кессонный способ укладки устоев, - писал Лехт в журнале «Творчество», - но нет ни одной картины, отображающей этот процесс. Мое решение написать картину «Кессонщики» было встречено с необычайным сочувствием». Он предложил украшать мосты скульптурными фигурами строителей - и НКПС приняло решение впредь все строящиеся мосты по магистрали Москва - Донбасс украшать четырьмя скульптурными фигурами: шахтера, кессонщика, строителя мостов и инженера.
    И на выставку «Художники на транспорте» Лехт привез в Москву целую поэму о мостах. Лучшей считалась картина «Каширский мост на Оке».
    Этапной стала совместная выставка художников Ф.К. Лехта и Б.Ф. Рыбченкова в 1935 г.
    Уже сама афиша вызвала недоумение. Прошлое творчество этих художников диаметрально противоположно - и по мировоззрению, и по художественным методам, - писал взыскательный современник. - Путь Рыбченкова неумолимо вел его, казалось бы, к формалистическому тупику… Ему было скучно и тоскливо. Он существовал на отшибе от действительности, одиноким лириком-пессимистом. И вот художник словно выздоровел, как бы второй раз родился.
    А художник Лехт прошел суровую трудовую жизнь. Ему не свойственна была элегичность и размагниченность. Он всегда твердо знал, чего хочет, и методически работал над собой, как художник. И проводил одновременно большую партийную и общественную работу. Скромно и выдержанно делал свое дело художника-общественника. Но всегда бросалось в глаза, что Лехт – график превалирует над Лехтом – живописцем: его рисунки были полноценнее картин, а его картины были в известной мере сухи и протокольны. В них не было живописной атмосферы, они рисовались как бы вне учета воздуха и его влияния на очертания и локальный цвет объектов.
    И вот на этой совместной выставке продемонстрирован очень большой рост Лехта в завоевании качества подлинной живописности. Его «Ивгрэс», 1935 года рядом с «Березниками» кажется картиной другого художника. Это - большая и ответственная работа. К завоеванию живописности он пришел, как всегда, упорной и добросовестной работой. Это мнение подтверждали представленные на выставке многочисленные пейзажные этюды Лехта.
    О том, каких результатов достиг Лехт, говорили не только картина «Ивгрэс», но и натюрморт «Цикломен на зимнем окне», сложная композиция живых цветов на фоне «мертвого» зимнего пейзажа.
    Может быть, в завоевании живописности Лехту во многом помогла совместная товарищеская работа с Рыбченковым? А может, просто человек дошел до цели. (Понял, что прыжок от элитарности искусства к массовости вел к обеднению самой культуры?)
    Плодотворно работал Ф. Лехт также в области монументально-декоративной живописи. Для павильона Московской области ВСХВ (ВДНХ) он совместно с художниками Бордиченко и Покровским сделал три панно и расписал плафон вводного зала. Принял участие в оформлении станций Московского метро (единственного, может быть, шедевре из громады поделок монументальной пропаганды). Станцию метро «Автозаводская» (быв. «Завод имени Сталина») с 1941 г. украшают выполненные Ф.К. Лехтом совместно с художниками В.Ф. Бордиченко и И.С. Ефимовым восемь мозаичных панно на сюжеты, связанные с темой защиты Родины и героического труда в годы Великой Отечественной войны. Художники, создавая мозаичные панно, позировали друг другу. А при сооружении станции метро «Измайловская» Лехт делал скульптуры женщины и мальчика - с сестры и племянника (Шушканова).
    (- Я тоже была натурщицей в первом классе, - вспоминает внучка художника Т.Е. Лехт. - Кацман рисовал с меня картину «Отличница», - в подарок Сталину. Она висела в Третьяковской галерее. Еще Кацман с меня рисовал картину «Я хочу мира» - девочка стоит у окна с голубем. Тогда голубя признали символом мира.)
    Ф. Лехт был всегда верен и первой художественной страсти – скульптуре. Среди скульптурных работ художника, помимо «Рабочего», можно отметить скульптуры «Нищий», «Великий сеятель», «Женщина до Октября».
    Известен созданный Лехтом надгробный памятник Н.Э. Бауману на Ваганьковском кладбище в Москве. Скромный памятник из железобетона. Две небольших колонны, увенчанные знаменем. Колонны переплетены двумя мраморными щитами с портретом Баумана и мемориалом: «Тов. Бауман, вождь большевиков в борьбе за освобождение трудящихся, погиб от руки черносотенца…»
    Высокую оценку современников заслужили и другие его скульптурные работы: памятники К. Либкнехту и Р. Люксембург, памятник-трибуна с барельефом «Конная армия на страже независимой освобожденной Белоруссии», барельефы портретов Бош и Станиславского…
    Ф. Лехт выполнил скульптурное оформление портала над сценой Концертного зала им. П.И. Чайковского (бывшего театр им. Вс. Мейерхольда). Создал композицию для Музея Революции, скульптурную группу «Ленин на броневике», фонтаны на ипподроме в Москве…
    В годы эвакуации Ф.К. Лехт был начальником отдела искусства Иссык-Кульской области Киргизии. В г. Пржевальске прошла одна из интересных персональных выставок Ф.К. Лехта. Были у художника и военные командировки. В 1944 г. в творческую командировке на Волге он собирал материалы для картины «Бой парохода «Сократ» с немецко-фашистскими самолетами под Сталинградом. А потом на Днепре – собирал материалы для картины «Форсирование Днепра».
    После Великой Отечественной войны Ф. Лехт посвятил себя в основном педагогической деятельности. Дебютировал еще в 20-е годы, когда начали функционировать на Волхонке Центральные курсы АХРР, созданные на базе бывшей студии И.И. Машкова. И продолжал эту деятельность в разных учебных заведениях в области скульптуры, рисунка, перспективы, пластической анатомии и основ архитектуры. Был деканом факультета ваяния и зодчества Московского художественного института им. Сурикова, а, начиная с 1949 г. до конца своей жизни, - директором Государственного художественного института Эстонской ССР. Ф.К. Лехт считался опытным педагогом и высококвалифицированным специалистом по многим специальностям, крупнейшим знатоком в стране в области линейной перспективы и теории теней. В 1951 г Ф. Лехт получил звание профессора по самым высоким рекомендациям. Президент Академии художеств СССР А. Герасимов характеризовал Ф.К. Лехта как виднейшего общественного деятеля, художника, скульптора и деятеля советского искусства, как одного из самых лучших педагогов по перспективе. Эту оценку поддержали и народные художники СССР, действительные члены Академии художеств СССР В. Иогансон и В. Мухина, знающие К.Ф. Лехта еще с 1923 г, характеризуя его как прекрасного художника скульптора, хорошего педагога и отличного перспективиста.
    Эстонский период Ф.К. Лехта был самым трудным в его жизни. Брат художника И.К. Лехт пишет: «Ему было уже 62 года, и он имел право уйти на пенсию по возрасту, а ему было предложено принять должность директора Таллинского института прикладного искусства. Не смотря на преклонный возраст и незнание эстонского языка, он выехал работать в Эстонию». (А может быть, это была почетная ссылка «героического реалиста»? В стране, после смерти Сталина, наступала «оттепель».)
    Эстония была «горячей точкой». Художественная жизнь шла в разных направлениях. Старейший художник Лайпман считался Нестором эстонского искусства. Получив хорошую академическую выучку в Дюссельдорфе, он имел исключительное влияние на организацию художественной жизни Эстонии. Первые очаги художественного преподавания, первые выставки – все это было связано с его именем. Сверстник Лайпмана - Христиан Рауд представлял другое крыло эстонского искусства. В его художественных приемах соседствовали элементы фольклора, неизжитые приемы модерна и уклон в символизм. Среднее поколение эстонских художников складывалось под воздействие Петербурга. Более молодое поколение было отзывчиво на веяния из Парижа, мучаясь в поисках самобытного стиля. Наконец, в Эстонию вернулась группа эстонских мастеров изобразительного искусства, которая в годы Великой Отечественной войны основала в Ярославле Союз эстонских художников. В их творчестве отразился патриотический подъем военных лет. Все эти взаимно перекрещивающиеся тенденции создавали противоречивую картину разнообразия эстонского искусства.
    После освобождения Эстонии от фашистских оккупантов (1944 г.) шло объединение творческих сил и перестройка художественной жизни.
    Не прекращалась борьба «лесных братьев» с советской властью, которую иные считали временным явлением в Эстонии. Проявления национализма. Депортации. Балтийский вопрос начал прокладывать путь в мировую политику.
    Все это отражалось на творчестве студентов в учебном процессе. Все же Лехту удалось наладить работу института, реорганизовав его, на базе объединения с институтом г. Тарту, в Государственный художественный институт Эстонии. Профессору Ф.К. Лехту было присуждено звание Заслуженного деятеля искусств ЭССР. В Эстонии прошла наиболее полная персональная выставка художника. О заметном вкладе Ф. Лехта в эстонскую культуру говорит тот факт, что в современном «Энциклопедическом справочнике» Эстонии (в отличие от России) о нем есть биографическая статья. Проработав в Эстонии 10 лет, Ф.К. Лехт передал институт своему бывшему ученику и в 72 года ушел на персональную пенсию.
    Дальше судьба Ф.К. Лехта сложилась драматически. Через месяц он серьезно заболел (второй инфаркт). У него была поражена центральная нервная система, он потерял речь, ослеп на один глаз, перестал владеть правой рукой, нарушилось сознание. После долгих месяцев лечения физическое состояние художника улучшилось, и его перевезли из Таллинна в Москву. Постепенно нарушенные органы стали действовать. Не вернулась только речь. Ему постоянно не хватало слов для разговора, его мало кто понимал. Этот недуг морально убивал его - в полном сознании и физически достаточно крепким он был лишен возможности включиться в деятельность организаций, «ведающих искусством».
    Лишь творчество не оставляло его. В 1960 г. он написал две новые картины, и все мечтал организовать выставку своих произведений, созданных в Эстонии. МОСХ обещал.
    В конце 1960 г. Лехт потерял уверенность в себе, до того ослаб, что перестал выходить на улицу и посещать свою художественную мастерскую
    20 января 1961 г. он встал утром, как обычно. Настроение его было подавленное. От завтрака отказался. Сидел на кровати и смотрел в окно на летящий снег. И думал. О чем?
    О своих детях? Их было двое. Он держал их в строгости, в силу своего сурового характера. Они вышли в люди…
    Может быть, Лехт думал о своих постах? Везде он был на хорошем счету. Но слишком уж ярко в нем выражался художник, чтобы уютно чувствовать себя в высоких кабинетах. Он рвался в свою мастерскую, в творческие командировки, на художественные выставки.
    После своих пессимистических ранних работ он с радостью окунулся в романтику революции, когда многое воспринималось в торжествующих тонах и красках. Даже если он ошибался, все равно был счастлив. Он отрабатывал предоставленный ему властью шанс. Такое было время, такие были герои этого времени. И художник должен быть точным в изображении жизни – в этом чуть ли ни главное его предназначение.
    Может быть, Лехт подытоживал свои достижения в искусстве, за которые он награжден двумя орденами Трудового Красного знамени и медалями? Его произведения приобретены музеями страны: «Березниковский содовый завод» - Третьяковской галереей; «Рабочая демонстрация в Петербурге» и «Серго Орджоникидзе в Запорожье» – Музеем Революции. Картины о войне - в Музее Красной Армии. О стройках - музеями Свердловска, Березников, Киргизии, Эстонии. Его работы демонстрировались на главных выставках страны и за рубежом – в США, Германии, Китае …
    А сколько невостребованных работ хранится по кладовкам тысяч художников? Сколько порушенных? Как деревянная скульптура Коненкова «Степан Разин с дружиной» на Красной площади, как гигантская скульптура «Рабочего»? (Что там произведения Коненкова или Лехта? Когда в римскую эпоху прекрасными мраморными скульптурами в качестве камней укрепляли боевые стены!)
    Вспомнилась ли тогда Лехту его скульптура «Похищение сабинянки»? Может быть, он пожалел, что в его скульптурной группе нет сокрушенного сабина – важного продолжения классической легенды? Ведь сабины потом захватили Рим. И столице Ромула грозила неминуемая гибель, если бы на поле брани не вышли "похищенные сабинянки» (см. картину Жака Луи Давида «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами», Лувр, Париж). Женщины смогли не только остановить кровавую бойню, но помирить и породнить враждующие народы. (Уже тогда, наверное, неправедный Рим дал трещину? Не эта ли изначальная неправедность и предрешила падение великой империи?)

    В 11 часов утра Лехта нашли неподвижно лежащим на спине на том месте, где он сидел. Так закончилась жизнь неутомимого борца за реалистическое искусство.
    Он выполнил свой долг художника.

    http://www.proza.ru/2009/06/23/1108
     
    Duplik, volic, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Памятник Владимиру Ленину на Алом поле

    eamvyzfk0yftaefs_1024.jpg
    Дата съемки: 1925–1929 гг.

    Памятник-мавзолей В. И. Ленину — памятник В. И. Ленину в парке Алое поле города Челябинска. По форме напоминает мавзолей египетского стиля с элементами восточных мотивов, сложное двухэтажное архитектурное сооружение из уральского гранита. От центрального входа в мавзолей ведут две боковые лестницы на второй этаж. На балконе второго этажа, между двумя колоннами оформлена ниша, где установлен бронзовый бюст В. И. Ленина. Этот монумент является первым памятником Ленину на территории Урала.

    23 января 1924 года состоялось экстренное заседание Челябинского городского Совета рабочих и крестьян, на котором было принято решение о строительстве памятника-мавзолея. Из протокола заседания:

    «Алое поле переименовать в поле имени товарища Ленина и приступить к сбору пожертвований на оборудование памятника тов. Ленину на том же поле.»

    Первый камень был заложен 27 января 1924 в 18 часов 5 минут по местному времени синхронно с траурной церемонией погребения в усыпальницу Ленина в Москве.

    02.jpg
    Строительство памятника Владимиру Ленину на Алом поле. Каменотесы за работой
    март - май 1925

    В Ленинграде на заводе «Монументскульптура» был отлит бронзовый бюст В. И. Ленина, выполненный скульптором Ленинградской Академии художеств Василием Козловым с посмертной гипсовой маски усопшего. Ходом работ руководила Вера Мухина.

    03.jpg
    Строители памятника Владимиру Ленину на Алом поле
    23 апреля 1925

    Торжественное открытие памятника состоялось 15 июля 1925 года, в шестую годовщину освобождения Челябинска от армии Колчака. После открытия памятник-мавзолей служил общественной библиотекой, где были представлены труды В. И. Ленина, и трибуной во время проведения митингов. В годы Великой Отечественной войны общественную читальню закрыли. Ранее на памятнике над центральным входом крепилась табличка: «Учиться по Ленину». Позднее была установлена доска из белого мрамора со следующим текстом: «Памятник В. И. Ленину сооружён в 1925 году на средства трудящихся г. Челябинска».

    Памятник-мавзолей_В.И._Ленину_на_Алом_поле.JPG
     
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Митинг на открытии памятника русскому поэту Ивану Никитину
    Дата съемки: 3 ноября 1918. г. Москва
    Был открыт 3 ноября 1918 года на Театральной площади у Китайгородской стены.
    Демонтирован в августе 1919 года.
    Скульптор - Александр Блажиевич.

    1.jpg

    Сергей Есенин выступает на митинге на открытии памятника Алексею Кольцову
    Дата съемки: 3 ноября 1918 г. г. Москва

    2.jpg
     
    Duplik и Дождевой Земляк нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Хоть Владимир Ильич никогда и не был в Кисловодске, первый памятник ему на КМВ появился именно в Кисловодске.
    Ещё в 1924 году два студента любителя Владимир Ингал и Рубен Шхиян в одной из скал Красных камней вырубили горельефный портрет вождя мирового пролетариата.
    Красный песчаник, по их мнению, как нельзя лучше подходил для памятника ушедшего в том году Ленина.

    000.jpg 001.jpg

    На открытии памятника в том же 1924 году приехали Н. К. Крупская, М. И. Ульянова.


    Сотрудники ВЧК у одного из первых памятников Ленину в Кисловодске
    г. Кисловодск.
    1924 год

    1.jpg

    Вот только песчаник Красных камней оказался не лучшим материалом для памятника.
    Из за дождей, ветров и перепадов температур очень быстро рыхлый песчаник стал отслаиваться.
    А землятресение окончательно уменьшило портретное сходство.

    002.jpg

    В 1926 году памятник решено было полностью видоизменить.
    В скале была высечена пятиконечная звезда, а в её центре установлен бронзовый барельеф Ленина, созданный скульптором В. Андреевым

    003.jpg

    1928 год

    777.jpg

    1930-е

    888.jpg

    С тех пор это место находится в практически неизменяемом виде.

    Карточка 1947 года

    004.jpg

    Карточка 1954 года

    005.jpg

    1960-е

    999.jpg

    Карточка 1971 года

    006.jpg

    Карточка 1986 года

    007.jpg

    январь 2017 года

    008.jpg
     
    Юлиа, Duplik, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Памятник Владимиру Ленину в Ашхабаде
    Открыт в 1929 году
    Скульптор Е. Р. Трипольская, архитектор Андрей Карелин, керамист Н. И. Назаров. Бронза. Майолика.

    efg2la5gwxbderpr_1024.jpg

    Памятник Владимиру Ленину
    Узбекская ССР, г. Андижан
    Дата съемки: 1920-е

    yyrxqxakwdddsbva_1024.jpg
     
    Юлиа, Duplik и Дождевой Земляк нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Севастополь в дни обороны
    Дата съемки: 1942 год
    Памятник был открыт в 1932 году.

    rlmujf1juq9ia8uh_1024.jpg

    ht9jr5qrstzfu7qm_1024.jpg
     
    Юлиа, PaulZibert, Duplik и ещё 1-му нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Домохозяйки работников Ижорского завода у скульптуры Анны Андреевой-Петошиной «С. М. Киров на Апатитах»
    Дата съемки: ноябрь 1938 год
    Скульптура экспонировалась в Музее С. М. Кирова в бывшем особняке Матильды Кшесинской с 1938 года, в 11 зале.

    111.jpg
     
    Юлиа, Duplik и Дождевой Земляк нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Памятник Свободы на Советской площади
    г. Москва
    Дата съемки: 1930 год
    Монумент советской конституции находился на Советской (ныне Тверской) площади напротив здания Моссовета (ныне здание Мэрии Москвы) в 1918—1941 годах, не сохранился. Скульпторы Николай Андреев и Борис Лавров, архитектор Дмитрий Осипов.

    00111.jpg

    00222.jpg

    b1l52b314a218a69_1024.jpg
     
    Юлиа, Duplik и Дождевой Земляк нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Всемирная выставка 1937 года (Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne) проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». Участие во всемирной выставке приняли 47 стран со всех континентов мира. Территория выставки охватывала пространство от Дома Инвалидов, мимо Эйфелевой башни, через пересекающий Сену мост Йены до Трокадеро. На этой территории разместились десятки специально построенных дворцов и павильонов, большинство из которых принадлежало принимающей стороне, включая специально построенный дворец Шайо вместо дворца Трокадеро. Павильон СССР, по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом. Напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. Открывавшийся с террасы Трокадеро пейзаж поражал посетителей грандиозностью размаха.

    Старая почтовая открытка 1937 года

    4.jpg


    Монтаж скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже
    Дата съемки: январь 1937

    tk852ed25d7654dd_1024.jpg

    421954_21_b00000970.jpg

    2.jpg

    3.jpg
     
    barukanec77, Юлиа, Duplik и ещё 1-му нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    ЖУРНАЛ «ИСКРЫ» № 18, Воскресенье, 14 мая 1917 г.

    Памятник труда.


    Во время празднования 1-го мая в Одессе был построен оригинальный памятник.
    Посреди площади гордо красовался живой памятник труда, олицетворяющий собой освободителей России, на котором водружен был красный стяг.
    Живую группу составляли солдат и матрос с ружьями, а среди них представитель рабочей массы в своем рабочем костюме.
    Втроем они дружно держались за стяг и замерли в своих позах.
    Вокруг пьедестала находились те же освободители России — сапожник за верстаком, кузнец с молотом над наковальней, портниха и чулочница у своих машин, столяр за работой и др.
    Этот памятник живой мощи и силы России приковывал взоры всех и величественно царил над всей толпой.
    У памятника за все время шествия стояли представители исполнительного комитета совета рабочих и солдатских депутатов. Бесконечной полосой тянулись мимо памятника рабочие и солдаты, представители различных политических партий, организаций и профессиональных союзов.
    Перед памятником труда знамена склонились, и оркестр играл марсельезу. Громовое «ура» раздавалось в ответ. И снова бесконечная лента солдат, рабочих, матросов, казаков, работниц и красных знамен.
    Картина была грандиозная, величественная.
    Живыми штрихами действительности была выявлена всеобъемлющая сила великого русского народа, мощного в своем движении, могучего в единении.

    Первомайский праздник в Одессе. Живой памятник труда на площади.

    SWScan142_800.jpg
     
    barukanec77, Юлиа, Duplik и ещё 1-му нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Открытие памятника В.И.Ленину
    Калуга. 5 июля 1925 года
    Церемония открытия памятника В.И.Ленину на бывшей плац-парадной площади (ныне сквер Ленина).

    1.jpg

    Надпись на фотографии содержит ошибку: открытие памятника состоялось 5 июля 1925 года

    2.jpg

    3.jpg

    Бронзовый монумент был открыт 5 июля 1925 года, скульптор В.В. Козлов.
    К 22 апреля 1942 года памятник, разобранный в период фашистской оккупации, был восстановлен на своем историческом месте – в сквере на первоначальном постаменте.
    10 октября 1984 года памятник поставили на новый пьедестал и передвинули из сквера к фасаду нового здания Обкома КПСС (ныне - здание администрации Калужской области).
    Фото 1981-1982 гг

    4.jpg
     
    Юлиа, Duplik, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Скульптура Рабочего для Памятника Борцам Революции 1905 года (в город Саратов)
    Скульптор Борис Королёв. Скульптура высотой 4,4 м из розового шведского гранита на территории 1-й Московской артели "Гранит".

    Москва. 1924-1925 гг (на территории 1-й Московской артели "Гранит".)

    111.jpg

    000.jpg
    Борис Королев

    Скульптура Рабочего установлена в декабре 1925 года в Саратове

    Саратов 1925 год

    222.jpg 333.jpg

    Саратов 1973 год

    444.jpg
     
    Юлиа, PaulZibert и Duplik нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Согласно Ленинскому плану, опубликованному декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 г., в Москве и Петрограде был демонтирован ряд монументов, созданных в период Российской империи, и возведены памятники, прославляющие новый государственный строй. Новая власть решила в сжатые сроки поставить памятники своим «героям». 30 июля 1918 г. был утвержден список лиц, которым предполагалось воздвигнуть памятники, включивший 66 имен революционеров, философов, ученых, писателей, художников, артистов, музыкантов всех времен и народов. Первым из них 22 сентября 1918 г. был открыт памятник «дворянскому революционеру» А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд), символически размещенный в проломе ограды Зимнего дворца. 6 октября такой же бюст был установлен в Москве на Триумфальной площади.

    "С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде — 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево и пр.). Другие являли собой пример откровенной халтуры" (из "Истории искусств")

    «На открытии памятника присутствовали комиссары Северной Коммуны: Зиновьев, Луначарский, Позерн и другие. Луначарский обратился к собравшимся с речью, в которой отметил: «Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые социал-революционеры и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками-тиранами. И ему первый дар русской революции. Мы заставили, – продолжает тов. Луначарский, – Зимний дворец посторониться, чтобы дать место тому, кого он некогда задавил. Мы обращаем Зимний дворец в центр питания 50 тысяч человек, мы обращаем его в грандиозный детский клуб, а залы, созданные Растрелли в угоду царей, будут служить для ежедневных концертов государственного оркестра. Мы пробили в Зимнем дворце брешь и сделали его резиденцией трудового народа».

    «После этих слов, вызвавших бурные аплодисменты, красная завеса с бюста была сдернута, военные оркестры грянули «Интернационал» и все обнажили головы. Солнце залило монумент. Перед взором собравшихся предстал с гордо откинутой назад головой, с глазами, устремленными на запад, бюст великого русского революционера. Постаментом ему служит высокая колонна из искусственного камня, а подножием – бутовая плита. Ни подписей, никаких других украшений.» (Петроградская правда 208, 24 сентября 1918 г)

    Памятник писателю Александру Радищеву, установленный у Зимнего дворца Петрограда в 1918 году.
    Дата съёмки 24.12.1918

    1.jpg

    Памятник вскоре развалился от сильнейшего ветра.
    Красноармеец, дежуривший около памятника, доложил: "Во время моего дежурства тов. Радищев, не выдержавши сильного ветра, развалился!"

    1.jpg

    1.jpg

    Памятник Чернышевскому работы Т. Залькална
    Довольно редкое изображение не сохранившегося памятника Чернышевскому работы Т. Залькална, установленный 17 ноября 1918 года на Сенатской площади, в рамках реализации плана монументальной пропаганды.
    Из книги: Красный Петроград. Вторая годовщина Великой пролетарской революции. Пг., 1919.
    Фото 1919 года

    1.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Duplik: 1 пункт (За вновь и вновь интересную информацию !) 18 янв 2019
    Юлиа и Duplik нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.449
    Спасибо SB:
    81.458
    Отзывы:
    1.224
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Открытие памятника Карлу Марксу в Калуге (г. Калуга, ул. Ленина)
    1921 год

    1.jpg
     
    Юлиа, Duplik и PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей