Старая Смоленская дорога

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Iva, 4 мар 2009.

  1. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    22
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Воодушевленный словами Кузьмича,пообещавшего выложить материалы по Старой Смоленской дороге, даю для затравочки :)Прошу дополнять у кого что есть - тема давно интересует

    Старая Смоленская дорога

    Первыми туристами, побывавшими на Смоленщине, можно считать многочисленных послов-иностранцев. Нескончаемым потоком они хлынули в Россию в XVI веке. Дипломаты из европейских государств проезжали Польшу и Литву, откуда в Москву вело две дороги. Одна из них, более длинная, но наименее трудная, шла через Ливонию (территория современных Латвии и Эстонии) на Новгород. Другая, кратчайшая, но, как писали современники, «сопряженная с величайшими трудностями» вела как раз через Смоленск. Сегодня она называется Старой Смоленской дорогой, а в XVI веке ее именовали не иначе как Посольским трактом.
    Вслед за послами в Россию из Европы направились купцы. В дошедших до нас путевых записях описываются непроходимые леса, обилие в них дикого зверя и многочисленные опасности в долгой дороге. Средняя скорость, с которой передвигались иностранцы, составляла четыре-пять миль в сутки. Лишь изредка путешественникам попадались деревни, состоявшие из трех-четырех хижин. А между Вязьмой и Можайском сплошной лес простирался на 130 верст, и на всем этом расстоянии было лишь одно селение – Царево-Займище. Чешский путешественник Франциск Таннер в конце XVII века по дороге от Смоленска до Москвы насчитал 533 моста. Большинство из них делалось из толстых бревен, небрежно связанных между собой - переезд по ним на тяжелом экипаже был очень опасен (вероятно, именно на таком сломалась карета полумифического графа Калиостро). Через большие реки были настелены плавучие мосты. При проезде польского посольства в 1678 году по такому мосту в Дорогобуже экипажи погружались в воду до половины.
    В начале XVIII века дорогу оборудовали почтовыми станами, а в середине того же века на ней появились полосатые верстовые столбы. Тракт оставался трудно проходимым. Одна из попыток привести дорогу в порядок привела к большому скандалу, закончившемуся отставкой смоленского губернатора и заключением нескольких высокопоставленных чиновников в тюрьму. Реконструкция тракта планировалась в качестве своеобразной помощи жителям губернии после крупного неурожая и эпидемии холеры 1833 – 1834 гг. Центральная власть предоставила губернии крупный кредит, который надо было отдать в более благополучные времена.
    Первоначально вести линию шоссе правительство предполагало через Дорогобуж и Медынь к Малоярославцу, но, по ходатайству смоелнского губернатора Н.И. Хмельницкого, осенью 1836 года Николай I дал согласие на строительство дороги через Вязьму и Гжатск. К лету следующего года, согласно отчетам смоленских властей, был проложен участок шоссе протяженностью немногим более 40 верст – от Смоленска до Соловьева перевоза. Каждая верста дороги обошлась примерно в 35 тысяч рублей, что было на порядок дороже, чем в среднем по европейской части России. Дороговизна объяснялась гористым рельефом и сложным профилем дороги, требовавшим «больших выемок и насыпей». Несмотря на то, что смета была утверждена самим правительством, известно высказывание Николая I по этому поводу, что «дешевле обошлось бы вымостить эту дорогу серебряными рублевиками, чем камнем».
    Однако дорога от Смоленска до Соловьева перевоза оказалась построенной только на бумаге. Изменение направления шоссе произошло тогда, когда строительные работы шли уже полным ходом, и многие участки уже готового шоссе подвергались новой съемке и насыпи. Но даже построенные участки дороги «не пережили» весеннего половодья 1838 года. Особая правительственная комиссия нашла множество других злоупотреблений при строительстве шоссе. По итогам работы комиссии Николай I повелел передать строительство шоссе «в непосредственное распоряжение Главного управления путей сообщения и публичных зданий».
    Проехать по Старой Смоленской дороге сегодня можно от поселка Красный на западной границе области до города Дорогобужа. Остальные ее участки на территории области не предназначены для движения автомобильного транспорта.
     
  2. Nikolaj
    Offline

    Nikolaj Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    8.703
    Спасибо:
    661
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ива, вы хотите сказать,что западнее Красного дорога проходила на Ляды не в том месте где находится современная?
     
  3. Brama
    Offline

    Brama просто - джива

    Регистрация:
    30 авг 2008
    Сообщения:
    2.154
    Спасибо:
    111
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    болтать чепухой
    Извините за ОФФ, но меня смущает вот это-
    Проехать по Старой Смоленской дороге сегодня можно от поселка Красный на западной границе области до города Дорогобужа.
    Iva!В каком году это написано? :blink:
     
  4. Андрон
    Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.403
    Спасибо:
    373
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Лопатинскiй садъ
    Интересы:
    эзотерика
    Цитата(Iva @ 04 Марта 2009, 21:57)
    Через большие реки были настелены плавучие мосты. При проезде польского посольства в 1678 году по такому мосту в Дорогобуже экипажи погружались в воду до половины.

    Лето 1812 года...Французы подходят к Смоленску. По Ст.Смоленской дороге двигаютсяобозы с провиантом и боеприпасами для армии, на восток-подводы с ранеными и толпы беженцев от чужеземцев. А на Соловьевом перевозе - один-единственный паром, вмещающий до 30 человек и несколько лошадей...
    На берегах Днепра скопилось великое множество повозок и людей, ожидавших своей очереди на переправу.
    Нужен энергичный и разворотливый человек, который смог бы наладить переправу через Днепр. Выбор пал на Ивана Николаевича Глинку.Он служил в должности исправника Духовщинского уезда.
    Вот что писал очевидец этих событий позднее:
    "Быстрина и глубина реки на Соловьевом перевозе препятствовала строить мост обыкновенным образом. Собрав тотчас же крестьян соловьевских и др.деревень, Глинка объяснил им настоятельную нужду в построении плавучих мостов и прибавил, что кроме леса для сего необходимо большое количество железа, чтобы надежно укрепить середину мостов. Усердный сотский Соловьева (по прозванию Масей),сказал:"С помощью Божией справимся и исплним приказание. У нас по деревням лежат якори, которые по сказкам наших дедов служили в прошлые века Литве для переправления мостов через Днепр.Тотчас все соберем...Помним любовь твоего родителя, помним твою любовь и рады с тобою трудиться."
    Тотчас же свезены были бревна и вековые якоря...В двое суток поспело ДВА моста и утвердились с помощью якорей....Тогда раздался восхитительный крик:"Ступайте с Богом!Мосты готовы!"
    Немедленно началась переправа.
    Иван Глинка отходил вместе с войсками, учавсьвовал заем в Бородинском сражении, был ранен. После изгнания неприятеля возвратился в родной уезд, где опять служил исправником.
     
  5. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    22
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(brama @ 04 Марта 2009, 22:20)
    Извините за ОФФ, но меня смущает вот это-
    Проехать по Старой Смоленской дороге сегодня можно от поселка Красный на западной границе области до города Дорогобужа.
    Iva!В каком году это написано? :blink:

    Три года назад. Проехать - в смысле на легковом автомобиле со стандартным клиренсом в 10-14 см. Что-то изменилось, проехать теперь уже можно?
     
  6. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Честно говоря, несколько озадачен маршрутом Старой Смоленской дороги, который у нас постепенно вырисовывается. Может быть, я ошибаюсь, но классическое понимание Старой Смоленской дороги: от Смоленска до Москвы или в обратном порядке. Никакого Красного и Ляд. Это уже другие дороги и другая история.
    Про посольскую дорогу на запад от Смоленска есть инфа. Но, повторюсь, это другая дорога, не Старая Смоленская.
     
  7. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Размещаю обзорный материал по Старой Смоленской дороге. В нем высказаны некоторые предположения по истории возникновения и развития важейшего пути сообщения Смоленщины.

    СТАРАЯ СМОЛЕНСКАЯ ДОРОГА

    В жизни людей дороги всегда играли большую роль. По ним ехали гонцы и путешественники, шли войска, перевозились грузы, товары. Для России при ее бескрайности и дремучести дороги имели особую значимость. Дорожные пути тонкой нитью связывали огромные российские пространства в единую страну.
    Старая Смоленская дорога – легендарная дорога Смоленской земли. Сколько по ней хожено, езжено, сколько путников нашло упокоение на ее обочинах? Сколько врагов двигались по ней в сторону Москвы? Сколько неприятелей сложило здесь головы?.. Дорога нашей памяти.
    Старая Смоленская дорога по историческим меркам не так уж и стара. В том виде, в каком мы ее знаем сейчас, она возникла не раньше XVI века. Самая древняя сухопутная дорога, соединявшая Смоленск еще с Ростово-Суздальской землей шла вдоль реки Угры. Ее существование можно обнаружить в письменных источниках, по крайней мере, начиная с XII века. Возникла же она, вероятно, гораздо раньше. От верховьев Угры к Смоленску путь шел через Ельню и древнее село Долгомостье.
    Здесь необходимо сказать, что в древности, в условиях малой заселенности и при обилии лесов основными дорогами в среднерусской полосе были реки. По речной глади шли водные пути, по луговой пойме – сухопутные дороги. Множество рек и речек прорезали лесные массивы, что позволяло использовать их как естественные пути расселения, сообщения, торговли. Прямоезжие дороги появились относительно поздно, когда укрепилась государственность, выросла численность населения лесной полосы, ведь кому-то необходимо было постоянно поддерживать в порядке дороги, ремонтировать мосты, перестилать гати.
    По мере роста населения и торговых связей, политического развития русских княжеств начало происходить оформление прямого пути от Смоленска на Москву. Первой возникла дорога Дорогобуж-Вязьма, она начала активно использоваться не позднее XIII века, когда выросли роль и значение Вязьмы. Между Дорогобужем и Вязьмой существовала тесная политическая связь. Они, вероятно, были объединены в единое Вяземско-Доргобужское княжение. Сухопутный путь от Вязьмы к Дорогобужу шел вдоль реки Осьмы, по ее левобережью. Он проходил через Семлево, Калпиту, Городок (Самцовский), Волочек. После Волочка дорога поворачивала к Дорогобужу и шла также вдоль Осьмы. Скорее всего, она пролегала через Теплянку, Секарево, Староселье, Четово. Судя по данным археологии, здесь находились древнерусские поселения XII-XIII веков.
    О том, что дорога вдоль Осьмы была достаточно оживленной, говорит факт нахождения здесь городка Мстиславца, который упомянут в числе 10 смоленских городов, содержащихся в перечне русских городов конца XIV – начала XV веков.
    Дорога вдоль Осьмы была оживленной на протяжении многих веков. Не случайно в XVI веке при выезде из Дорогобужа в сторону Волочка возникла Ямская слобода, в которой жили ямщики – служилые люди, занимавшиеся перевозкой людей и грузов. В ходе Смоленской войны в 1633 г. польские войска пошли из-под Дорогобужа к Вязьме через Волочек. В XIX веке этот путь получил название объездного тракта на Вязьму. К тому времени он стал прямее и проходил уже через Березовку и Бражино.
    Участок Можайск-Вязьма, вероятно, начал активно использоваться только со второй половины XV века. Именно в это время усиливается давление Москвы на Смоленскую землю и начинается борьба за отторжение Вязьмы от Литовско-Русского государства. Первое сообщение о прямом пути из Можайска в Вязьму содержится в описании дороги, по которой в 1495 г. ехала в Литву дочь великого князя Московского Ивана III Елена, выданная замуж за литовского великого князя Александра. Вязьма за два года до этого была присоединена к Московскому государству, что также стало дополнительной причиной развития прямой дороги Можайск-Вязьма.
    Участок Дорогобуж-Смоленск сложился позже других. Причем путь от Дорогобужа до Усвятья, идущий по днепровской пойме, наверняка, был наезжен уже в самые древние времена. К западу от Усвятья начинался большой дремучий лес с множеством речек и ручьев. Можно предположить, что до XVI века дорога от Усвятья поворачивала на северо-запад и шла в обход чащобы, выходя через Староселье-Василево в пойму Днепра. Далее по пойме дорога вела к древнему приднепровскому селу Сверколучью и Соловьевой переправе. По крайней мере, в 1495 г. посольство Ивана III ехало к великому князю Литовскому Александру от Дорогобужа именно через Сверколучье.
    Прямоезжий путь от Усвятья к Соловьевой переправе через лесные дебри был проложен, вероятно, только после присоединения Смоленска к Московскому государству в 1514 году. Тогда же, скорее всего, был спрямлен путь от Вязьмы к Дорогобужу. От Семлева он пошел через Чеботово, Славково, Благовещенское (Полибино). Только государственная необходимость, связанная с ведением войн и укреплением западных рубежей Руси на завоеванных смоленских землях, заставили выполнить тяжелую работу по прокладке наиболее коротких дорог.
    В 1570 г. Иван Грозный установил государеву ямскую службу, и дорожное сообщение для государственных нужд стало более упорядоченным. Все это и привело к окончательному закреплению прямоезжей Смоленской дороги. Только тогда она была не старой, а новой.
    На новом участке дороги в 1530 г. возник и быстро стал богатеть, в том числе за счет взносов знатных путешественников, Болдин монастырь. Позднее в селе Полянове (ближе к Вязьме) возник еще один монастырь.
    Что собой представляла Старая Смоленская дорога в начале XVII века можно судить из записок поляков, ехавших в Москву. В 1606 г. в столицу ехала Марина Мнишек для венчания с новым русским царем Дмитрием Иоанновичем, которого мы больше знаем как Лжедмитрия. Вот строчки из ее дневника: «26 апреля. Ночлег в Дорогобуже. Дорога поправлена, а по лесам вымощена… 28 апреля. Ночлег в Колпите. Дорога прегадкая: одних мостов было 45».
    Самым слабым местом всей Старой Смоленской дороги стал участок под Дорогобужем, где в Днепр впадает Осьма. В этом месте находится большая низменная пойма, которая заливается в половодье. Это создавало большие проблемы, как местным жителям, так и проезжающим по тракту. В 1766 г. дорогобужские дворяне в своих наказах Комиссии по составлению нового уложения (Свода законов) в числе своих главных нужд назвали и «дорожную» проблему: «Дорогобужским уездом лежит большая дорога к Смоленску через многие реки и неудобные места. А особливо в вешнее и в мокрое время воды разливаются от рек Днепра, Осьмы и Ведуги верст до пяти и шести так, что недели по три и по четыре совсем способу нет ездить». Такие паводки, по словам дворян, бывают в год «раза по три и более». В этих случаях «как казна, так и амуниция, и полки, и тому подобное» должны были подниматься вверх вдоль Днепра до деревни Молодилово, где издревле был перевоз. Кстати, здесь сохранялась паромная переправа вплоть до 1960-х гг. Дворяне жаловались, что их крестьяне после паводка должны «починкою исправлять, а в протчих местах и совсем вновь мостить мосты, которые всегда не токмо попорчены, но и совсем снесены водою бывают». Для того чтобы уменьшить свои убытки, дворяне предложили перенести маршрут дороги «от Вязьмы с села Семлева в левую сторону через село Волочек, а из того села Волочка в город Дорогобуж в Ямскую слободу». То есть, они хотели восстановить старое направление Смоленского тракта. Но их просьба осталась без ответа.
    Во второй половине 1930-х гг. велось широкомасштабное строительство автомагистрали Москва-Минск. Возводилась она в основном руками заключенных. Практика социалистического строительства показывала, что без дармового труда узников ГУЛАГа коммунизм не построить. В 1941 г. автомагистраль с булыжным покрытием, протяженностью 701 км в основном была построена. Асфальт укладывали уже после войны. Так появилась Новая Смоленская дорога, а прежняя стала Старой.
    В послевоенный период Старая Смоленская дорога продолжала свою жизнь и по-прежнему самым проблемным ее участком оставалась пойма при впадении Осьмы в Днепр. В своем очерке «Неюбилейные размышления» руководитель реставрационных работ в Болдинском монастыре А.М. Пономарев так рассказывает о попытках решить эту проблему: «В 1960-е гг. пойму будоражили бульдозеры, нагребая дамбу для полотна дороги, и в начале 1970-х гг. оно было бы готово, но по авралу отряд районных дорожников был переброшен на строительство дороги Дорогобуж-Алексино. Готовились к приезду высокопоставленного чиновника ЦК КПСС на могилу своего родственника, погибшего в 1943 году под Алексином. Обычная практика советских времен – одно незавершенное дело заброшено, но зато Алексино было облагодетельствовано высшей властью и получило всепогодную связь с районным центром.
    Еще один всплеск активизации дорожных работ на осьменских лугах наблюдался в 1977 году. К юбилейной дате – 60-летию Октября – собирались сдать в эксплуатацию мост через Осьму, а на месте стариц заложить железобетонные трубы. Так планировалось преодолеть основные дорожные препятствия. И в начале октября дорожники ставили уже перекрытия пролетов над водной преградой, но очередной судьбоносный поворот событий не только приостановил дорожные работы, но даже изменил трассу древнего пути.
    В данном случае свою лепту в изменении исторического облика Дорогобужской земли очередной раз внесла наша «непобедимая и легендарная», которая как известно, в достопамятные времена имела просто неограниченную власть… В Дорогобуже эта власть проявила себя в установке шлагбаума на восточном выходе Московской дороги из города. Видимо, руководству военной части, призванной обслуживать строящийся танкодром, предписано было всеми средствами блюсти секреты…
    Строительство моста через реку Осьму было прекращено в угоду ретивым шпиономанам, а дорогу, которая связывала с городом всю восточную часть района, дорожники вынуждены были перекинуть на правый берег Днепра по скороспелому мосту в Полибине и протащить ее по отхожим местам гиганта отечественной химии».
    В 1990-е гг. возникла идея о превращении дороги Москва-Минск в платную скоростную трассу. По правилам в таких случаях необходимо иметь альтернативную бесплатную автодорогу, менее комфортную, но, достаточно. Вот тогда был предложен проект восстановления движения по Старой Смоленской дороге. Реконструкция заброшенной автодороги требовала немалых финансовых вложений. Из федеральных средств были выделены значительные суммы. От Смоленска до Дорогобужа дорогу привели в довольно приличное состояние, а далее строительство застопорилось. Областная администрация, руководимая А.Д. Прохоровым, использовала «на нецелевые нужды» 300 миллионов рублей. Начались долгие судебные разбирательства.
    Любопытно, что из-за строительства этой же дороги пострадал еще один губернатор. В 1837 г. смоленский губернатор Н.И. Хмельницкий оказался под следствием по обвинению в хищении средств, выделенных на прокладку «Московского шоссе», т.е. все той же Старой Смоленской дороги. Дорога от Смоленска до Соловьева перевоза оказалась построенной только на бумаге, при этом каждая верста обошлась в 35 тысяч рублей, что было на порядок дороже, чем в среднем по европейской части России. Известно высказывание Николая I по этому поводу: «Дешевле обошлось бы вымостить эту дорогу серебряными рублевиками, чем камнем».
    После прихода к власти губернатора В.Н. Маслова строительство Старой Смоленской дороги вступило в новую стадию. Осталось достроить участки от Дорогобужа до Полибина и от Васина до Семлева.
    Традиционно самые большие трудности связаны с участком Дорогобуж-Полибино. Как вести дорогу – по старому маршруту, вдоль левобережья Днепра или перейти на правый берег? Районная администрация пыталась отстоять исторически устоявшийся путь через Днепровско-Осьмянскую пойму. Главные проблемы здесь – дорогостоящие строительные работы и необходимость изъятия земель Гослесфонда, относящихся к 1-й группе и находящихся в пользовании Министерства обороны РФ.
    Попытки отстоять вариант прохождения дороги через пойму Осьмы закончились ничем. Проектная организация ДП ФГУ «СоюздорНИИ» в начале 2000-х гг. разработала проект строительства обходного маршрута на участке Дорогобуж-Полибино. Дорога пройдет через новый мост, окраину деревни Мамыркино, деревни Пушкарево и Елисеенки. От восточной окраины Елисеенок дорога повернет в пойму Днепра, где будет возведена дамба. Далее через Днепр планируется строительство нового моста. В районе стариц будут положены большие трубы для пропуска воды во время паводка.
    По мнению проектантов, этот маршрут прохождения дороги является самым дешевым. Строительство же по старому тракту, с точки зрения «СоюздорНИИ», очень дорогостоящее. Необходимо сделать большую выемку торфа, затем требуется произвести засыпку грунта и устройство дамбы, высотой в 2,5-3 метра. Для того чтобы дамба не размывалась во время паводка, ее откосы нужно укрепить бетонными плитами.
    Не мне судить о правильности экономического обоснования выбранного маршрута, но если бы видели по каким «замечательным» окрестностям он пройдет. Перечисляю по порядку: первый мелоотвал ОАО «Дорогобуж» (огромная меловая гора!), силосная яма, Пушкаревская свалка металлолома, второй мелоотвал ОАО «Дорогобуж». Впечатление жутковатое…
    Для сравнения приведу начало рассказа «Дороги» И.С. Соколова-Микитова, в котором он описывает свой путь по Старой Смоленской дороге из Дорогобужа в Болдино в 1927 г.: «Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелится молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.
    Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой невыкошенных низинах без устали «дерут» коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок – наша райская птица. Тишина, утро, простор…»
    Что увидит нынешний путешественник на нашей новой дороге, какие запахи он будет ощущать, вы можете догадаться сами. Грустно…
    Реализация проекта «СоюздорНИИ» застопорилось. Денег нет, и непонятно, когда они появятся. Правда, прошедшим летом смоленские дорожники построили мост через речку в деревне Чеботово, тем самым соединив Старую Смоленскую дорогу и трассу М1 проезжим трактом. Думаю, многие об этом факте не знают. Есть фотографии моста. Если нужно, размещу.
     
  8. Абр
    Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо:
    26
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Попалась в инете ствтья В.Емельяненко про Ст.См. дорогу. Она вобщем про современные проблемы, но с интересными экскурсами в историю.
    Ямщик, угони «BMW»
    А вдоль дороги...

    Легендарная Старая Смоленская дорога, которую федеральная трасса "Москва - Минск" обходит стороной, давно стала историей. И вот местные власти решили на воспеваемом прошлом заработать. И хотя от «Смоленки», веками связывавшей Россию с Европой, осталось бездорожье и закатанные в асфальт лишь около 100 километров из 460-ти на участке Смоленск – Дорогобуж, власти начали реконструкцию. И вот эти 100 воссозданных км решил проехать корреспондент «Белой полосы».


    Как и много веков назад забытый тракт начинается с ямщицких станций 16-17 веков - Надва, Лубино и Пнево. Вблизи от них сосредоточена многовековая история – Ставка Наполеона и жемчужины средневековья - Болдинский 1522 года мужской монастырь и Свято-Дмитриевский женский монастырь; воспетая Твардовским переправа 1942 года через Днепр и рядом – «Соловьев перевоз» 1812 года; один и первых русских городов, - Дорогобуж и бывший фашистский концлагерь под деревней Кардымово, памятник первой «Катюше» и разбросанные по краю усадьбы именитых дворян, оставивших после себя архитектурные шедевры.

    Правнучки ямщиков

    Но от Надвы осталось лишь кладбище, заросшее репейником, и почти разобранный на дачи фундамент церкви 18 века. В Лубино, где были ставка Наполеона и бой на Ватутиной горе в 1812-м, тоже некого спрашивать о прошлом. Правда, неподалеку, за каменными заборами возвышаются башенки коттеджей и застилают небо буйным ростом яблони и груши. И лишь в Пнево, где когда-то было до ста дворов, теплится придорожная жизнь. Там на пять домов живут две старушки - Ольга Лашкевич и Тамара Расторгуева.


    Остальные дома заколочены. В жилых дворах, с покосившимися избенками, спрятанными за деревьями, признаки жизни подают куры, перекопанные на зиму огороды и две бойких бабушки.


    - Никакой это не Новомосковский тракт, - показывает на узкую ленту асфальта Ольга Лашкевич, по старинке называя Смоленскую дорогу Новомосковской, - это спрямленная дорога, а настоящая огибала все излучины рек и удлиняла путь в Москву раза в два.


    В доказательство своей правоты бабушки вспоминают рассказы дедов и прадедов и предлагают спеть ямщицкую песню. Первой что-то заунывное как дорога, разбитая дождями, затянула Тамара Расторгуева.


    - Не тот мотив, - перебила ее Лашкевич, и те же слова переложила на вызывающе звучный лад. "Это ты неправильно поешь", - разозлилась ее соседка. Слово за слово и правнучки ямщиков разругались в пух и прах. Когда разобиженная соседка оставила двор, Лашкевич не расстроилась:


    - Прибежит. Они холопские такие, все делают не так.


    Себя бабушка причисляет к ямщицким, - вольным крестьянам-поселенцам, избежавшим крепостного права и, создавшим славу Старой Смоленской дороге. Это вольные ямщики сохранили предание о том, что кто бы не строил тракт на Москву, их всегда обвиняли в растрате казны не по назначению, а потом их именами называли ямщицкие и почтовые станции. Так было с царскими инженерами Соловьевым и Никитиным.



    Соловьиная трель

    Но деревня Никитино не дожила до ХХI века, а Соловьево сегодня - туристический центр тракта. Въезд в село - словно въезд в историю. Справа в полусотне метров - та самая переправа через Днепр, где были исторические сражения 1812 и 1941-42 годов. Сзади, километрах в 15-ти, ближе к не менее музейным ямщицким станциям, стоит бывший фашистский концлагерь. В нем снова, как и в XIX веке, располагается аптека села Кардымово. Литые решетки на окнах отбивают интерес к истории - в старину умели делать окна в толстую клеточку. Каменные стены такой мощи, что их пять метров ширины кажутся пятью годами заключения. И хотя бывшая лагерная территория превращена в шелестящую березовую рощу, один взгляд на аптеку – бывшую комендатуру концлагеря, заставляет оглядываться по сторонам. Впереди - начало Смоленского партизанского края, а по округе разбросаны усадьбы Грибоедовых, Глинки, Гедеоновых.


    После того, как «Смоленка» утратила роль сквозной магистрали в Европу, местные власти несколько раз пытались из истории извлечь доход. И вот в 1999-м, затеяв реконструкцию, они захотели сделать трассу платной и превратить ее в 100-километровый музей с туристическими центрами в Соловьево и Дорогобуже, основанном в 1150 году. Но в крае о реставрации, идущей десятый, слагают легенды. Здесь шутят, что если в царские времена строители воровали щебень и цемент, но дорогу все же строили, то их последователи много хитрее. Они крадут деньги, делая их не целевыми. Когда до Соловьево дошли слухи о том, что средства, выделенные на строительство в их селе гостиницы и туристического центра, «ушли» на пополнение гаража «BMW» и «Мерседесов» областной администрации, остряки родили горькую шутку: «Ямщик, угони «BMW».



    Приезжий дом

    Есть в селе чудаки, наперекор всему, сохраняющие историю. Участник переправы через Днепр 1941 года, санинструктор Василий Соломко похоронил здесь многих однополчан. После войны, пожив на родной Украине, с семьей вернулся на Соловьеву переправу. И с тех пор его небольшой домик, метрах в двухстах от Днепра и переправы, где солдат был ранен, стал местом паломничества. Его, как в старину ямщицкие гостиницы, так и зовут в деревне - приезжий дом.


    Неугомонный ветеран, используя архивы и переписку с однополчанами, развернул поисковую работу по установлению имен погибших. Вот и едут к нему из Средней Азии, Сибири, с Урала, Кавказа и отовсюду дети и внуки тех, кто погиб здесь в 1941-42 годах. Поскольку остановиться в деревне негде, в гостиницу каждую весну-осень превращается дом Василия Соломко.


    - Я привык, - говорит Василий Григорьевич, - мы с женой Альбиной Михайловной тревожимся, если по полмесяца наши три комнаты пустуют.
    Супруги Соломко даже не подозревали, что примерно через полгода в их деревне приезжих должен принимать туристический центр на 35 - 40 мест. «Но у нас никто ничего не строит», - удивляются они.



    Соловьева переправа

    В доказательство своих слов ветеран ведет к братской могиле солдат, погибших на переправе в 42-м. Мемориал ухожен, всюду полевые цветы. Но еще недавно ни на одной из восьми могильных плит невозможно было прочесть фамилии погибших защитников Днепра. Памятник Неизвестному солдату был не серебряным, как вначале, а из-за нароста пыли и грязи, земляным. "Из Москвы ко мне приезжали Владимир Викторович Баулин, у него здесь похоронен отец, и его дочь, - рассказывает Соломко, - мы поехали с ними в Смоленск, купили краски, кисти. День мыли и чистили памятник и мемориал, а два дня красили".


    До Баулиных точно так же за мемориалом ухаживали дети погибших из Смоленска, Орла, Ташкента, Брянска, Минска. Еще раньше все свои пенсионные сбережения на мемориал потратил Василий Соломко.


    К самой переправе, это метров триста от мемориала, мы пробирались до получаса. Накануне прошел легкий дождь и проселочная дорога превратилась местами в глиняную жижу.


    - Скорей бы к нам добрались те, кто восстанавливает тракт, - говорит Василий Григорьевич, - вот только не навредили бы нам строители в поисковой работе.
    И Соломко направляется в школу. Главным поисковиком неизвестных могил оказался худой паренек, десятиклассник Сергей Глинкин. Он прошлым летом нашел пять захоронений солдат Великой Отечественной.


    - Когда я увидел первые кости, а потом каску, - рассказывает Глинкин, - страшно стало, потом привык.



    Именные медальоны, их он нашел три, передал в Смоленск, а останки погибших - во временные захоронения - в братскую могилу-мемориал на Старой Смоленской дороге. Как и Соломко, паренек хочет чтобы туристический центр у них построили поскорее, но говорит, что сначала надо по-человечески похоронить погибших.


    - Захоронений еще много будет, - уверен Сергей, - мы даже не раскрывали целую пачку карт. Их нашли в прошлом году.


    Золотая пыль

    Захоронений другой переправы - 1812 года - уже не восстановить. Тогда она называлась "Соловьев перевоз". Война, хотя и первая Отечественная, стерлась в памяти смолян, осталась быль о перевозе. Он долго не пускал французов на Москву. А столица - Петербург, видно, надеясь на мировую с Наполеоном, дала необычный приказ: пропускать через перевоз все подводы с пиявками, идущими в Европу.


    Тогда кровососы особенно полюбились французам и петербуорцам, увлеченным модным видом лечения – пиявками. До 1812 года из 100 млн. пиявок в год, которые экспортировала Россия, до 400 тысяч приходилось на Францию. И вот во время войны обе армии оставляли коридоры на Соловьевом перевозе. Через них на Париж и шли обозы смоленских ямщиков, груженных пиявками, уложенными во влажный торф и мох.


    То, какой ценой ковался достаток ямщиков, аукнулось им века спустя: в память о перевозе ничего не осталось. Скромную часовню в честь 1812 года разрушили большевики в 1919-м. Столичный концерн "Бабаевский", купивший акции местного Кардымовского молочно-консервного комбината, собирается восстанавливать часовню. Но мистика какая-то: краеведы и ученые не могут найти ее чертежи.


    - У нас была и французская переправа? - удивляется школьница Лена Струговец. На занятия она приходит из соседней деревушки Усвятье, где в 1812-м было крупнейшее сражение с французскими войсками и от него не осталось ни памятного знака, ни церкви, выстроенной здесь в 1814-м. Зато дорога до Дорогобужа, что ни на есть европейского класса - ровная настолько, что усыпляет. Правда, в Дорогобуже - развилка. Налево - поворот на федеральную трассу "Москва - Минск", направо - то, что осталось от «Смоленки» – грунт до Семлево. За ним - болота, проселки, снова грунт до Вязьмы, бездорожье, заболоченные участки, а потом - Москва. Между ними затерялись жемчужины - церкви 1778 и 1835 годов, дворянская усадьба 18 века архитектора Жилярди, Свято-Дмитриевский женский монастырь, Болдинский 1522 года мужской монастырь. В хорошую погоду, когда нет дождей или не раскис снег, частным извозом по святым местам промышляют дорогобужские таксисты.


    - Я летом обеспечиваю себя зарплатой на полгода вперед, - рассказывает таксист-частник Александр Хвостанцев, - так что, когда здесь восстановят дорогу и пойдут экскурсии, я не останусь без сезонного заработка.


    - Дорогобужские они особенные, - говорит директор краеведческого музея на Старой Смоленской дороге Валентина Мацкевич и рассказывает старую ямщицкую легенду, больше похожую на мечту. Жил в Смоленске ямщик, который однажды перевозил золото в Москву. По дороге, догадавшись что везет, мужик на привалах сверлил отверстие в грузе и "заимствовал" часть поклажи так, чтобы никто ни в чем его не заподозрил. Иногда он оставлял на дороге золотую пыль. Возвращался, сдувал золотые пылинки и клал их себе в карман. В Дорогобуже он решил, что "заработанного" золота хватит и ему, и внукам. По легенде, так и случилось.


    Сегодня имя того ямщика никто не помнит. Но вот гримаса истории: сохранился именно тот участок дороги, на котором вор просыпал золото. Реставраторы тракта тоже замахнулись на то, чтобы превратить вышедшую на покой Старую Смоленскую дорогу в туристический рай. Но и на них нашлись современные "ямщики". В отличие от своего предка они "просверлили" такую дыру в бюджете, что от дороги даже пыли может не остаться.
    Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКО
     
  9. Vanoid
    Offline

    Vanoid Новобранец

    Регистрация:
    1 мар 2009
    Сообщения:
    9
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Я вот что хочу спросить: судя по картам конца 18в (точнее- планы генерального межевания)- эта дорога от Смоленска на Москву шла вовсе не так, как идёт сейчас, а немного южнее: километров на пять- десять. По крайней мере- до Соловьёвой переправы (дальше я не посмотрел). С чем это связано? Был ли это перенос дороги после 1812 года?
    Сегодня можно найти деревни и местность, по которой шла "старая- старая Смоленская дорога", часть деревень существуют и сегодня. Причём очень легко будет найти места переправ через речки: зачастую там стоят современные автомобильные мосты, значит рядом будут остатки старых...
    PS Планы генерального межевания можно качнуть с http://kartoved.com/pgm/pgm/
     
  10. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    22
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В 1830-х годах, если не ошибаюсь, это случилось - при строительстве шоссе в бытность губернатора Хмельницкого
     
  11. Voevod
    Offline

    Voevod Полковникъ

    Регистрация:
    3 сен 2008
    Сообщения:
    124
    Спасибо:
    339
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Прошлым летом проехали от Вязьмы примерно до Болдино по тракту.
    Асфальт резко закончился:
    [​IMG]
    Несколько лет назад мы видели тут строительную технику, асфальт был новенький, свежая разметка.
    Удивились мосту у Чеботово:
    [​IMG]

    А что это за строящийся танкодром? Не про Лысую горку речь?
     
  12. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.112
    Спасибо:
    14.783
    Отзывы:
    233
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Цитата(Voevod @ 05 Марта 2009, 20:29)
    А что это за строящийся танкодром? Не про Лысую горку речь?

    Да нет, там просто мост новый построили как раз.
    [​IMG]
     
  13. Voevod
    Offline

    Voevod Полковникъ

    Регистрация:
    3 сен 2008
    Сообщения:
    124
    Спасибо:
    339
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Да я про цитату из рассказа выше. На Лысой был же какой-то полигон, вот я и подумал. И Косой брод через Осьму - местные говорили именно танковый брод. Вот я и связал эти моменты.
    Вот еще цитата:
    ...В конце семидесятых годов местный гарнизон столь активизировался, что ретивый командир полка перегородил даже большак на выезде из города Дорогобужа шлагбаумом...
    Про шлагбаум есть похожая информация выше.
     
  14. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Вообще-то, история появления самого понятия "Старая Смоленская дорога" или даже "Смоленская дорога" неизвестна. Дело в том, что в старину дороги обычно называли по ближайшему городу. Вот поэтому дорога от Москвы до Смоленска в принципе не могла иметь общего названия "Смоленская". Такое название, на мой взгляд, появилось где-то в веке XIX, не ранее.
    Для подтверждения своих предположений приведу кусочек одного старинного документа.

    Акты Московского государства, изданные Императорскою академиею наук. Т. 1. СПб., 1890. С. 149.

    126 года (1618 год) июля в 1 день приехали из подъезду подъезчики: Улан Щепин, Федор Голенищев, Богдан Тушин.
    А в роспросе сказали: ездили они по Можайской дороге по большой до реки до Полти, от Москвы 60 верст... (дальнейший рассказ опускаю, но подъезчики после всех приключений вернулись в Москву)

    То есть дорога от Москвы до Можайска называлась Можайской большой дорогой. Наверняка, от Можайска до Вязьмы дорога называлась Вяземской.
     
  15. smolalex
    Offline

    smolalex «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    1.299
    Спасибо:
    786
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    1812
    Да практически во многих деревнях где раньше проходила хорошая дорога,а сейчас заросла,называют их старой Смоленской.
     
  16. Южный ветер
    Offline

    Южный ветер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    26 июл 2008
    Сообщения:
    714
    Спасибо:
    131
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    Вот такое пособие для тех кому негде копать. Кстати здесь поясняется почему дорога ушла севернее.СМОЛЕНСКАЯ ДОРОГА – одна из старейших смоленских дорог, возникновение которой относится к ХIV–ХV вв. Вначале она была сухопутно-водной. Ее описывает австрийский посол С. Герберштейн в своих "Записках о Московитских делах" (Вена, 1557 г.). В последующие годы дорога постепенно спрямляется и становится "прямоезжей". Контуры ее можно проследить по разрядным столбцам 1654 г., где описан Смоленский поход царя Алексея Михайловича с указанием мест ночлегов и расстояния между ними. Сведения о дороге даны в книгах А. Мейерберга "Путешествие в Московию" (1661 г.) и "Сказание Адольфа Лизека о посольстве в Россию" (1675 г.), а также в "Путевом дневнике" стольника П.А. Толстого, отправленного в 1697 г. из Москвы на учебу за границу. К середине ХVIII в. дорога окончательно оформилась, была застолблена и оборудована почтовыми станциями и постоялыми дворами. Старая Смоленская дорога на протяжении веков была кратчайшим сухопутным путем в Европу. В 1812 г. по ней отступали русские войска до Москвы, а затем шло преследование отступающей наполеоновской армии. Через 100 лет, в 1912 г., по ней состоялся крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери Одигитрии от Смоленска до Бородинского поля, повторивший путь Иконы с русскими войсками в 1812 г. Сохранилось описание маршрута с указанием всех населенных пунктов и расстояния между ними. Дорога проходила по пяти уездам Смоленской губ. Смоленский уезд – Волчейка, Козино, Лубино, Лешино, Бредиха, Кузино, Любково, Слотово, Кунцево; Духовщинский уезд – Пнева Слобода, Скрышево, Красная ель, Макеевская, Соловьево; Дорогобужский уезд – Коровники, Челновая, Дубки, Михайловка, Быково, Гончарово, Усвятье, Хатычка, Шагирки, г.Дорогобуж, Кузяево, Митюшино, Благовещение, Болдин монастырь, Щербинино, Васино, Славково, Чеботово, Прудище, Зарубежи; Вяземский уезд – Башуково, Лаптево, Станище, Семлево, Дягилево, Замарацские дворы, Ново-Троицкое, Поляново, Старое Поляново, Ечеистова Слобода, Юренево, Гулино, Лукьяново, г.Аязьма, Мясоедово (Гурки тож), Федоровское, Лежные дворы, Теплуха, Царево-Займище, Красная Слобода; Гжатский уезд – Семешкино, Ломы, Колокольня, г.Гжатск, Ивашково, Старое, Поляниново, Жулево, Свистово, Дурыкино, Халево, Дровнино, Григорово, Дорофеевка. Через две версты начинается Можайский уезд Московской губ. Общая протяженность более 250 верст. В 1830-е гг. была сделана попытка шоссировать Старую Смоленскую дорогу, но из-за дороговизны и злоупотреблений подрядчиков шоссе было устроено только на участке Смоленск – Соловьево. Прошло оно не по старой дороге, а по указанию начальника путей сообщения генерала К.Ф. Толя через Гедеоновку, Сеньково, Кардымово и т.д. Генерал Толь в 1812 г. был квартирмейстером 1-й армии, войска которой при отходе из Смоленска по Старой Смоленской дороге были обстреляны артиллерией противника из-за Днепра, откуда хорошо просматривалась дорога; чтобы избежать этого в последующих возможных ситуациях, дорога была проложена севернее, по пересеченой местности.
    А.Я. Трофимов
     
  17. smol 76
    Offline

    smol 76 .

    Регистрация:
    29 дек 2008
    Сообщения:
    3.756
    Спасибо:
    1.299
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .Смоленск
    Интересы:
    .Российская Императорская армия
    На межевалке Большая дорога после Соловьёвой переправы (в сторону Дорогобужа) уходила на юг, и шла параллельно современному асфальту в 2-2,5км. И через Дубки и Михайловку не проходила. Через эти деревни проходили более мелкие просёлочные дороги ( по ним и проложена современная ). А Большая дорога исчезла в дремучем еловом лесу к югу от асфальта. Однако всем известен "бой егерей" в 1812г. у деревни Михайловка (т.е. получается в стороне от большака на более мелкой проёлочной дороге), что думаю неудивительно, т.к. такая большая армия скорее всего использовала все возможные пути и направления для продвижения.
     
  18. Leon67rus
    Offline

    Leon67rus Новобранец

    Регистрация:
    29 апр 2010
    Сообщения:
    2
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    ?
    А кто нибудь проезжал дальше по дороге где асфальт закончился? просто интересно узнать по ней вообще можно проехать?
     
  19. Brama
    Offline

    Brama просто - джива

    Регистрация:
    30 авг 2008
    Сообщения:
    2.154
    Спасибо:
    111
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    болтать чепухой
    Цитата(Leon67rus @ 29 Апреля 2010, 19:53)
    А кто нибудь проезжал дальше по дороге где асфальт закончился? просто интересно узнать по ней вообще можно проехать?

    Не совсем понял . :unsure:
    Какой отрезок пути ,Вы имеете ввиду?
     
  20. kott900
    Offline

    kott900 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 мар 2009
    Сообщения:
    302
    Спасибо:
    15
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г вязьма
    Интересы:
    1941-1945
    С большим трудом.Особенно ближе к Семлеву. С уважением kott900.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)