Староверы Смоленщины

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Кучеров, 20 фев 2009.

  1. eakSm
    Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    902
    Спасибо:
    116
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    РГАКФД, Красногорск
    Рубрика - Войны, военные, конфликты
    Тема - Города, освобожденные от оккупации
    Шифр 0-287339 и 0-287340
    Автор съемки Кинеловский В.С.
    Эти фото открыты для свободного просмотра :)
    С уважением, Елена
     
  2. kdkv
    Offline

    kdkv Приказный

    Регистрация:
    15 апр 2011
    Сообщения:
    24
    Спасибо:
    71
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    MO
    Спаси Христос за подсказку, нашел. )
     
  3. АЕБ
    Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.503
    Спасибо:
    1.200
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Церковь в г.Сычевка в 1961г., что ясно следует из подписи. Такой же восьмиконечный крест, да они и очень похожи между собой с предыщей на этой ветке. Что это за церковь,где находилась, как называлась, старообрядческая или православная?????

    daa5fa4b3597.jpg
     
  4. Colonel
    Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    2.817
    Спасибо:
    3.377
    Отзывы:
    100
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Церковь православная Свято-Никольская. Повторюсь - эта церковь находилась в самом центре города, там, где сейчас гаражи администриции или на месте разрушенного Собора. Рядом, справой стороны от нее школа (бывшее Сычевское уездное училише, что на берегу Вазузы), со двора которой и был сделан этот снимок. Объясняю подробно, чтобы сориентировать.

    Чтобы было совсем понятно где находилась эта церковь, приведу еще пару снимков.
    ca25c44c9231.jpg
    Этот снимок сделан в конце 40-х – начала 50-х годов. Обратите внимание на правую сторону – развалины, пустырь. Посмотрите на башню, по отношению к церкви.
    4fb8f282abc6.jpg
    Второй снимок середины 60-х годов (скорее всего 1966 или 1967, т.к. из этой серии – с плакатами 50 лет революции). На снимке бывший райком, а ныне здание администрации, что на площади. Обратите внимание, где была башня по отношению к этому зданию. Ориентируйтесь на окно на башне и слуховое окно (выступ) там же. Получается, что здание стоит почти на месте церкви. Так же говорят и старожилы, которые эту церковь разбирали.
     
    Последнее редактирование модератором: 27 июн 2015
  5. Colonel
    Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    2.817
    Спасибо:
    3.377
    Отзывы:
    100
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Представляю интересный документ (фото подлинника), датированный 1914 годом. Сычевский уезд.
    4e0b0f8fef69.jpg 18f0b9b1aab2.jpg
     
    belzanka, Юлиа и Любовь Н. нравится это.
  6. kdkv
    Offline

    kdkv Приказный

    Регистрация:
    15 апр 2011
    Сообщения:
    24
    Спасибо:
    71
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    MO
  7. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Вчера книгу видела "Староверы Калужской губернии" мельком просмотрела, выпуска 2013г.
     
    Wolf09 и Любовь Н. нравится это.
  8. Plekhanoff_K
    Offline

    Plekhanoff_K Полковникъ

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    123
    Спасибо:
    1.385
    Отзывы:
    91
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Друзья!
    Так как профильного раздела по раскольникам и старообрядцам нет, разместил отдельной темой в Церквях России:
    http://smolbattle.ru/threads/Книга-русской-инквизиции.51526/#post-860553

    Дублирую в этой теме ссылку, как в одной из немногих на форуме по староверам, может быть вам будет интересно
    Это книга 1726 года святителя Питирима, направленная на борьбу с раскольниками (еретиками).
    IMG_2990.JPG
    IMG_3020.JPG
     
  9. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Карта Сычевского уезда Смоленской губернии с показанием мест жительства раскольников (старообрядцев). Масштаб: в одном английском дюйме 5 верст. Датировка карты - 1897г. - указана приблизительно.
    http://www.etomesto.ru/map-smolensk_sychevskiy-uezd/?x=34.306869&y=55.829344

    info1.jpg

    info2.jpg
     
  10. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Карта Вяземского уезда с указанием мест жительства старообрядцев в конце XIX века
    http://www.etomesto.ru/map/base/67/vyazemskiy-uezd.jpg

    Царево-Займищенская волость временно-обязанных крестьян - место поселения раскольников
    info3.jpg

    vyazemskiy-uezd.jpg
     
  11. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
  12. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Старообрядцы в Смоленской губернии в 1912г.
    Всего старообрядцев в сектантов в Смоленской губернии 22 225 душ обоего пола. Большинство в Сычевском уезде - 10 988 чел., далее следуют Гжатский — 8901 чел, Бельский - 1859 и Юхновский— 477 чел. Из всего всего числа австрийского толка 14 083 чел., беглопоповцев—6526 чел., безпоповцев—1568 чел., сектантов - 48. Сравнительно с прошлыми годами число старообрядцев мало увеличилось, благодаря только естественному приросту. Живут они очень редко отдельными деревнями, больше же всего в перемежку с
    православными. Управляет австрийцами епископ Иона, смоленский и калужский, дер. Малой Холмины Воронцов. вол., проживает здесь постоянно и в его доме устроена моленная с куполом и колокольней. При Ионе живет священник, просфорня и служки, кроме того под его управлением еще 14 попов в других уездах. Попы их ничем не отличаются от православных священников: длинные волосы, подрясники и ризы, священнич. облачения те же, что и у православных. К своим "попамъ" старообрядцы относятся снисходительно, не требуя от них богословских познаний У беглопоповцев своего попа нет, а когда требуется, призжает "поп Максим из Москвы". В отсутствие попа религиозные нужды обслуживают уставщики и "чернички".
    Беспоповцы Федосеевцы —бракоборы живут совершенно особо. Учение их поддерживают свои "отцы и наставники"; в г. Сычевке находится их моленная и скит; беседы с православными ведут неохотно, но выражают внимание и любезность, что нельзя сказать про прочих.
    Сектантов мало, в Рославльском и Краснинском уездах большинство; в Гжатском уезде в 1899г. возникло "духоборчество", но последователи исчисляются единицами; рабочие из Москвы занесли штунду в приход с. Николаевское Гжатскоего уезда.
    В 1911г. в православие из старообрядчества перешло 10 мужчин и 21 женщина, а отпало от православия 8 и все они объясняются браками со старообрядцами.
     
    belzanka, moposan, Wolf09 и ещё 1-му нравится это.
  13. moposan
    Online

    moposan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 апр 2013
    Сообщения:
    393
    Спасибо:
    1.360
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Интересы:
    Разносторонние.
    Юлиа, Здравствуйте нет ли какой нибудь информации по старообрядческой гуслице ,московской области.
     
  14. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.568
    Спасибо:
    6.783
    Отзывы:
    162
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    По Гуслицам вообще много информации, село известное. На прошлой неделе книгу видела по старообрядцам Гуслиц. Если бываете на Белорусском вокзале, зайдите в храм, у них много литературы продается, может, что-то в журналах и газетах попадется, у них хороший выбор литературы
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2017
    moposan нравится это.
  15. moposan
    Online

    moposan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 апр 2013
    Сообщения:
    393
    Спасибо:
    1.360
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Интересы:
    Разносторонние.
    Спасибо.
     
  16. MikeGorby
    Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    1.970
    Спасибо:
    3.285
    Отзывы:
    120
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    На территории пограничья Калужского и Смоленского края в своё время было много старообрядцев-поклонников «древнего благочестия».

    К числу причин, способствовавших укоренению раскола в калужских пределах архимандрит Леонид (Кавелин) относил
    «дух населения края, который служил долгое время приютом для вольниц всякого рода, бродяг и даже преступников, не подвергавшихся здесь преследованию, с политической целью образовать из них ратных людей для защиты границы.
    Население это так сроднилось со своеволием и праздношатанием, легкою добычей и скорым разорением, что раскол, как новая форма противления законной власти - духовной и гражданской - нашел здесь самую благоприятную для себя почву».

    Другой причиной усиленного распространения раскола в Калужской земле считается тот факт,
    что в XVII веке этот пограничный край был покрыт дремучими лесами, входившими в систему Московской сторожевой линии.
    Леса эти считались заповедными, то есть было строго запрещено их рубить и велено беречь от огня.
    Эти-то глухие лесные просторы и притягивали к себе раскольников из других мест.

    В 1666 - 1667 гг. в монастырской тюрьме Пафнутьево-Боровского монастыря содержали на воде и хлебе, не позволяя выйти на воздух по нужде, духовного вождя старообрядчества протопопа Аввакума. Монастырские власти первоначально в своем рвении забили двери и окна темницы Аввакума.
    «К счастью нашелся добрый человек, дворянин друг, Иваном зовут, Богданович Камынин, сын Калужского воеводы, вкладчик в монастыре, и ко мне зашел, и на келаря покричал, и лубье и все без указу разломал, так мне с тех пор и окошко стало, и отдух».
    Но строгости монахов хватило ненадолго - Аввакум мало-помалу в их глазах превратился в мученика.
    Аввакум же усердствовал в сеянии раскола, и притом на очень удачную почву: монахи, как более компетентные, по мнению народа, в решении богословских вопросов, стали на сторону расколоучителя, и они поддерживали сторону ревнителей старины, которые в Боровске были еще до Аввакума.

    Бурное становление старообрядческих приходов во второй половине XIX в., связано с восстановлением церковной иерархии,
    появлением старообрядческого духовенства.

    В первой половине 1870-х годов обер-прокурор Синода получил сведения, что старообрядцы в большом количестве печатают книги, необходимые при богослужении и для духовного чтения. Там значатся Псалтырь, Видение Св. Григория, святцы, канонники, скитское покаяние, творения Иоанна Златоуста, жития Иоанна Богослова, Андрея Цареградского, общая минея.
    По сведениям Синода, книги печатали в Медынском уезде Калужской губернии.
    По заключению цензурного комитета московской духовной семинарии книги оказались «обыкновенно раскольнического характера».

    В 1881 г. гжатский уездный исправник вышел на нелегальную типографию в д.Солопы Медынского уезда.
    Здесь в овчарне был обнаружен станок и 5 тюков с книгами.
    Они принадлежали медынскому мещанину Мартину Рогачёву и крестьянину из Мосоловки Иосифу Волкову.
    Рогачёв предлагал уряднику 50 рублей «за сокрытие дела», потом 100 и наконец, «сколько он хочет».
    Страж закона оказался неподкупным.
    В результате по приговору Калужского окружного суда Рогачёв заплатил в государственную казну 75 рублей штрафа.
    С Иосифа Волкова взыскали 100 рублей и подвергли на 5 недель аресту.
    Печатание книг в Солопах не производилось, станок был только-только привезён, не хватало каких-то деталей к нему.
    Так утверждали арестованные. Откуда у них оказался станок, сведений не обнаружено.

    Часть Медынского и Гжатского уездов представляла собою «типографский» регион — центр старообрядческого книгопечатания.
    Несмотря на административно-территориальные границы, разделявшие 2 губернии, старообрядцы обоих уездов поддерживали друг с другом тесные связи. Типографское оборудование переходило из рук в руки.
    Книгопроизводители имели каналы сбыта в разных городах, сёлах, деревнях.

    В конце 19 века по Калужской губернии ездили православные миссионеры, они стремились поколебать убеждения староверов.
    В присутствии христиан миссионеры вели беседы со староверами, дабы не допустить отступничества и с целью развенчать «правоту» раскольников.

    В 1890 году священник Михаил Дударев,кстати, сам перешедший из старообрядчества в христианскую веру, встретился с жителями с. Ореховня.
    Острый диспут прошел с Ореховенским старовером П.Ионовым. Беседа длилась несколько часов, однако поколебать убеждения старверов ему не удалось.
    В ореховенском приходе, по данным 1915 года, старообрядцев проживало под тысячу человек (155 дворов).
    Несмотря на усилия, предпринимаемые Калужской епархией по подрыву старобрядчества, так называемые раскольники, притесняемые властями, в противовес им становились более ярыми приверженцами собственной веры.
    Даже в середине 1920-х годов общее число прихожан в ореховенском приходе, по-прежднему, превышало тысячу человек.

    На территории волостей, как правило, было по нескольку церковных приходов.
    Например, на территории Ореховенской волости, приход Покровской церкови небольшой деревеньки Остролучье,
    почти полностью населенной старообрядцами, входил в приход господствующей церкви села Ореховни.

    В приход церквей входило несколько окрестных деревень. Одна деревня отстояла от другой в среднем на 2-а - 3-й километра.
    Родственники, жившие в близлежащих деревнях, ходили в гости друг к другу, по престольным праздникам устраивали массовые гулянья

    Церкви округи:
    •село Ореховня, церковь в честь Преображения Господня, (деревянная до 1782г),
    каменная, построена в 1811 году, в нее был перенесен алтарь 1778 года .

    •в с. Матренино храм в честь Николая Чудотворца
    (недалеко от д. Мочальники у р. Истра; построен в 1726г.: деревянный);

    •село Матренино (Ново-Матренино), церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.
    Церковь Преображения Господня, каменная построена в 1733 году на средства господина Редикина.

    •д. Остролучье Покровская церковь. Община в Острой Луке была зарегистрирована 5 ноября 1907 года.
    Ходатайствовал об этом избранный на общем сходе крестьянин Кирилл Павлович Лебедев,
    он же просил и о разрешении построить в деревне церковь.
    Тогда же, в ноябре, строительство было разрешено. Храм освятили во имя Покрова.

    Количество земли, принадлежащей церковным причтам (1874г.)

    III благочиния сел:
    Ново – Матрёнино [Матрёнина тож] 80 дес.
    Ореховня 39 дес.


    Нынешнее село Износки Калужской области было значительным центром старообрядчества.
    Впервые деревня Износки упоминается в Указе Екатерины II в составе Медынского уезда Калужского наместничества в 1776 году.
    В XIX веке Износки были в составе Дороховской волости.
    В 1924 году село стало центром волости, образованной из Бебелевской, Дороховской и Ореховенской волостей, в 1927 году включено в состав Мятлевского уезда.
    С 12 июля 1929 года Износки — центром района в составе Вяземского округа Западной области.
    С 1944 года с образованием Калужской области Износковский район вошёл в состав Юхновского и Медынского районов.
    15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета был образован Износковский район с центром в посёлке Износки.

    В 1894—1904 был построен храм в честь Алексия, человека Божьего.
    После 1905 года была построена старообрядческая деревянная церковь, рядом с нынешним зданием районной администрации, до сегодняшнего момента не сохранилась.
    Об тогдашнем износковском священнике о.Иоанне Афанасьевиче Вишнякове есть данные чисто биографические.
    Он родился 8 мая 1863 года по старому стилю (в этот день отмечается память святого Иоанна Златоустаго).
    В иных источниках указывается 1865 год. Детство священника прошло в деревне Бокшино того же Медынского уезда (приход села Пречистого), затем судьба занесла его в Санкт-Петербург, где Вишняков обучался у старообрядческого дьячка грамоте.
    В северной столице будущий священник прожил десять лет и, вернувшись в Бокшино, занялся крестьянским трудом.
    Вскоре он стал известным начетчиком в округе.

    В 1893 году приходской священник с.Пречистого Николай Луганский писал о Вишнякове в консисторию:
    «Он очень любит побеседовать и особенно порисоваться своим якобы многознанием...
    В 1888 году я с миссионером о.Дударевым ездил в Бокшино на собеседование с раскольниками, по окончании беседы миссионер стал раздавать полемические брошюры и предложил одну Ивану Афанасьеву.
    На это последний ответил: «Я все знаю про старую веру и мне нечего читать по вашим книжкам про нее» и не взял брошюры»
    (1).​

    Вишняков не принял «Окружного послания». В сан его рукополагал глава противоокружников епископ Иов в 1907 году или около того. Отец Иоанн отправился тогда служить в Иваново-Вознесенск, в храм святителя Николы. Вскоре, однако, о.Иоанн признал власть Рогожской архиепископии.
    В 1911 году он уже священствует в Калуге, в храме Рождества Христова, что в Кожевенной слободе. Через два года епископ Павел перевел его в Малоярославец. Оттуда Вишняков переехал в Износки, но когда - неизвестно. Очевидно, в связи с окончанием строительства церкви там.

    В декабре 1929 года о.Иоанн был арестован вместе со священником из деревни Фокино Маркеллом Крюковым.
    Следствие пыталось установить причастность епископа Калужско-Смоленского Саввы к их делу о контрреволюционной агитации, но священники не оговорили ни себя, ни его.
    Тем не менее 18 января 1930 года особым совещанием при коллегии ОГПУ Вишняков и Крюков приговорены были к трем годам ссылки на Север.
    18 июля 1930 года о. Иоанн Вишняков умер от сыпного тифа в селе Усть-Цильма на Печоре. Так свидетельствует справка из его следственного дела (2).

    1.ГАКО. Ф.ЗЗ. Оп.З. Д.1901. Л.38об.
    2.Следственнос дело о.Иоанна Вишнякова - архив УФСБ по Калужской области. П-8177.

    В 1,5-2 километрах на юго-запад от районного центра и станции Износки расположена Шатринская гора.
    Край этот имеет богатое историческое прошлое, которое, к сожалению, пока не изучено. Между тем стоянка древнего человека у д.Вязищи, находки орудий палеолита у д.Шатрищи свидетельствуют о том, что люди издавна населяли эту местность.
    О богатстве и сравнительно высоком культурном уровне местных сёл говорит наличие в них в 1917 году более двух десятков церквей, причём более половины из них относились к XVIII, а несколько даже к XVII веку. По данным дореволюционного краеведа П.Добромыслова, в построенной в 1755 году в деревне Агафьино церкви Иоанна Предтечи в начале XX века имелась икона письма Андрея Рублёва, являющаяся шедевром древнерусского искусства. Во время пожара в 1901 году она уцелела, однако её судьба неизвестна. По предположению Добромыслова, оба этих сокровища древнерусского искусства, вероятнее всего, могли очутиться в захолустной деревенской церкви из ранее существовавшего поблизости Шатрищегорского монастыря. История этого монастыря, как и места, где он находился, уходит в глубину веков и окутана романтической тайной.
    П.Добромыслов в своей статье «Шатрищи», опубликованной в начале XX века в «Известиях Калужской ученой архивной комиссии», приводит версию истории деревни Шатрищи и монастыря. С его слов, по местному преданию, монастырь был разорен татарами в 1293 году, но затем заново отстроен и заселён монахами. Заново отстроенный монастырь был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а так как образ Казанской Божией Матери явился в 1579 году при Иоанне Грозном, то дата основания возрождённого монастыря должна быть не ранее этого года, хотя случаи переосвящения храмов имели место во все времена.

    Во время чумы, постигшей Россию в 1771 году, большая часть монахов и крестьян умерла. Осталось лишь 3-4 монаха и два крестьянских двора. Пришедший в упадок монастырь был причислен к Юхновскому Казанскому монастырю, а так как и тот не отличался многолюдьем и вскоре сам был приписан к Мещовскому Георгиевскому монастырю, то его администрация не посчитала возможным поддерживать разрушающиеся постройки Шатринской обители. Все это привело к их обветшанию и разрушению, чему способствовали и местные крестьяне, разобравшие последние строения. Однако само место, где стоял монастырь, продолжало считаться священным и привлекало к себе многочисленных паломников. По этой причине там была построена часовня, при которой жил старец для сбора подаяний от богомольцев.
    К середине XIX века на месте бывшего монастыря остались только бугры и ямы да следы старого монастырского кладбища, на котором к началу XX века появилось множество новых могил с крестами и надгробными плитами. Кладбище было облюбовано старообрядцами, которые издавна нашли себе прибежище в дремучих лесах на северо-западе Медынского уезда. Население прилегающих к Шатрищам и соседних с ними волостей твердо придерживалось старообрядчества, жило в неладах с православным духовенством и с преследовавшими их по наущению последнего властями.

    В царствование Николая I, когда были изданы новые строгие распоряжения в отношении раскола, Шатринское кладбище было закрыто, и старообрядцам приходилось совершать погребения только тайно по ночам. По поводу таких похорон возбуждались «дела» в Духовной консистории.

    Однако чем больше воздвигалось препятствий при похоронах старообрядцев, тем больше они стремились на Шатринскую гору, так как там они могли отпеть покойника по старому чину и в любое время отслужить по покойнику панихиду, тогда как на православном кладбище это запрещалось законом 1883 года. Старики поэтому брали со своих детей и внуков «великое заклятие», чтобы их похоронили на Шатринской горе, чего бы это ни стоило. На этой почве разворачивались не раз драмы, когда православные перехватывали покойников на пути к Шатринской горе или на самой горе у свежевырытой могилы и водворяли на узаконенное место, несмотря на слезы и мольбы. Старообрядцы вынуждены были прибегать к разным ухищрениям, прятали покойников под хворостом, сеном, соломой и т.д., возили по глухим оврагам и лесам, а хоронили непременно темной ночью, оплачивая в большинстве случаев молчание местных властей.

    Благодаря этим обстоятельствам в глазах местного населения Шатринская гора приобретала особенное мистическое значение. Говорили, что по ночам на горе над некоторыми могилами горят ровным немигающим светом огоньки, свидетельствуя о праведной жизни погребенных, о покоящихся в земле нетленных мощах древних иноков бывшего монастыря, о зарытых в горе и ее окрестностях несметных сокровищах.

    С конца 80-х годов XIX века тайные похороны на Шатринской горе происходили все реже и реже. Свою роль в этом сыграло бурное развитие новых экономических отношений в России, разрушавших вековые устои общества. Применительно к территории современного Износковского района толчком к таким переменам послужила прокладка Сызрано-Вяземской железной дороги, которая прошла в непосредственной близости от Шатринской горы. Под влиянием пришедших с дорогой переселенцев, принесших с собой новый образ жизни, старообрядческое религиозное «одушевление» значительно ослабло.

    Тайные похороны стали отмирать и по причине ужесточения полицейского надзора в связи с появлением в непосредственной близости от Шатрищ железнодорожной станции и выросшего при ней крупного поселка Износки. Обычай хоронить покойников на Шатринской горе возродился вновь в полном объеме после издания манифеста 17 апреля 1905 года, уравнявшего наконец старообрядцев в правах с остальными православными. На горе вновь соорудили часовню, в которой совершалось отпевание, на кладбище появились богатые памятники, принадлежавшие купечеству и другим зажиточным старообрядцам. Однако до нашего времени эти памятники на могилах не сохранились.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юлиа: 1 пункт (Интересный материал!) 27 фев 2017
    Последнее редактирование: 27 фев 2017
    Юлиа и Любовь Н. нравится это.
  17. Любовь Н.
    Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    1.625
    Спасибо:
    2.796
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Интересы:
    родословная, природа и храмы Руси
    Церковнослужители при заступлении на любой церковный пост (пономарь, дьячок, диакон, священник) обязаны были включать в текст прошения о должности клятву, что с расколом бороться будут, раскольников явных и тайных укрывать не станут. Вот фрагмент такого документа, отправляемого в духовную консисторию.

    IMG_1767 - копия.JPG

    "Таковых впредь чрез удаление от святой Евхаристии или другие какие приметы усмотрит
    оных не будет укрывать но будет доносить в консисторию..."(ГАТО, док-т 18-ого века).
     
    Дождевой Земляк и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)