Султан

Тема в разделе "Экипировка и обмундирование", создана пользователем KOYOT, 21 сен 2013.

  1. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Какое-то время назад решил попробовать сделать султан своими силами. И вот - свершилось! Более 10 000 узелков из конского волоса. Осталось провести чистовую стрижку. В результате нашей с супругой (особое спасибо ей) долгой и кропотливой работы вышла вполне презентабельная вещь как на вид, так и на ощупь:
    Султан_015__Копировать_.jpg
    Теперь могу с уверенностью сказать, что при плетении султана надо иметь просто невероятное, космическое терпение)))
    При изготовлении следующего экземпляра хочу сделать в этой теме описание процесса с поэтапным фото. Процесс уже пошёл)
     
  2. smol 76
    Offline

    smol 76 .

    Регистрация:
    29 дек 2008
    Сообщения:
    3.728
    Спасибо:
    1.210
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .Смоленск
    Интересы:
    .Российская Императорская армия
    Анатолий ! Отличная вещь ! thumbup
    Будем ждать мастер-класса ! :)
     
  3. Cibitis
    Offline

    Cibitis Завсегдатай

    Регистрация:
    12 янв 2011
    Сообщения:
    1.742
    Спасибо:
    160
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Lithuania
    Из:
    Ostpreußen, Memel
    Удивляюсь настойчивости и терпению! Я так понимаю, соблюдена оригинальная технология изготовления?
     
  4. Colonel
    Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    2.807
    Спасибо:
    3.353
    Отзывы:
    100
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Толя, внешне вполне и очень вполне достойно. А какая основа, стержень? Не можешь ли его взвесить, ведь вес, как оказалось, очень важен. Тяжелый султан, да еще при сильном ветре - не здорово, даже очень плохо. Так и думаешь, что голову оторвет, во всяком случае шею "погнет" :D Вес очень важен!
     
  5. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Цитата(Cibitis @ 21 Сентября 2013, 10:54)
    Удивляюсь настойчивости и терпению! Я так понимаю, соблюдена оригинальная технология изготовления?

    Изучив этот вопрос осмелюсь сказать, что технология изготовления соблюдена оригинальная. Сам лично видел два способа плетения султана, но именно этот все называли правильным. Правда, мне до сих пор сложно себе представить, как в то время делали эти султаны в больших количествах, т.к. на него уходит много времени.

    Цитата(Colonel @ 21 Сентября 2013, 12:21)
    Толя, внешне вполне и очень вполне достойно. А какая основа, стержень? Не можешь ли его взвесить, ведь вес, как оказалось, очень важен. Тяжелый султан, да еще при сильном ветре - не здорово, даже очень плохо. Так и думаешь, что голову оторвет, во всяком случае шею "погнет" :D Вес очень важен!

    В изготовлении основы мне пришлось отойти от аутентичности в пользу облегчения веса конструкции, в остальном всё как надо. В то время основой для султана как правило служил китовый ус, который отличался прочностью и упругостью, но не всегда представлял собой идеально ровное основание для султана. Т.к. достать китовый ус мне не представлялось возможным, в основу я решил заложить стеклопластиковый наконечник от удилища, который можно купить в любом рыболовном магазине за копейки. Повертев его в руках, я понял, что это именно то, что нужно: потрясающая прочность, упругость, невесомость, подходящий диаметр. Для того, чтобы скрыть стеклопластик на видимой части основы, я на эту часть основы посадил на эпоксидную смолу кусочек тонкой (6 мм) медной трубки. После этого всю часть основы, на которую будет наматываться волос аккуратно оклеил тонкой х/б тканью. По весу султан получился 168 грамм. Думаю, после чистовой стрижки вес будет грамм 155-160. По ощущениям скажу так: конечно нельзя сказать, что его присутствие на кивере никак не ощущается, но в целом вполне нормально. Знаю, что московские мастера плетения султанов в основу закладывают полностью алюминиевую трубку, а для более придирчивых в плане аутентичности клиентов они делают основу деревянную, в которую с двух сторон для армирования притоплена тонкая (2 мм) стальная проволока.
     
  6. Олегович
    Offline

    Олегович Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 мар 2012
    Сообщения:
    190
    Спасибо:
    15
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    У Леонова в последней толстой книге приводится цитата Малышева о том, что окончательную форму султану придавали отжигом кончиков о раскаленную форму. Пока не представляю как это делалось, но стрижка представляется более трудоемкой и самое главное-не обеспечивающей такую "гладкость" как у артефактов. Так, подумайте, раз уж столь хорошую основу сваяли. Будет обидно, если стрижка убьет ее...
     
  7. Cibitis
    Offline

    Cibitis Завсегдатай

    Регистрация:
    12 янв 2011
    Сообщения:
    1.742
    Спасибо:
    160
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Lithuania
    Из:
    Ostpreußen, Memel
    Кстати, способ обжига намного более привлекателен в качестве придания более точных форм. При стрижке всегда есть опасность выхватить часть волос на большую глубину. Сложность получить одеально округлую форму. В случае обжига о горячую поверность, достаточно зажать стержень основы в цанге вращяющегося на небольших оборотах станка, и при вращении аккуратно подровнять волоски. Разумеется, никакого биения султана быть не должно. Обороты не должны быть настолько высокими, чтобы при этом центробежная сила слишком приподнимала волоски. Но, и достаточными для того, чтобы коротким прикосновением производилась обработка по полной окружности. Причем, металлический предмет должен быть раскален, а не нагрет. Должно происходить сжигание кончиков волоса, а не опаливание.
    Стрижкой гладкости и точности в длине волосков не получить однозначно.
     
  8. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Цитата(Олегович @ 22 Сентября 2013, 15:06)
    У Леонова в последней толстой книге приводится цитата Малышева о том, что окончательную форму султану придавали отжигом кончиков о раскаленную форму. Пока не представляю как это делалось, но стрижка представляется более трудоемкой и самое главное-не обеспечивающей такую "гладкость" как у артефактов. Так, подумайте, раз уж столь хорошую основу сваяли. Будет обидно, если стрижка убьет ее...

    Согласен. Да, я слышал об отжиге кончиков волоса и даже думал как это реализовать практически. Именно поэтому я и не завершал стрижку, т.к. ещё прикидываю варианты "чистовой" обработки султана.
     
  9. Олегович
    Offline

    Олегович Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 мар 2012
    Сообщения:
    190
    Спасибо:
    15
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь
    Цитата(KOYOT @ 22 Сентября 2013, 22:41)
    Согласен. Да, я слышал об отжиге кончиков волоса и даже думал как это реализовать практически. Именно поэтому я и не завершал стрижку, т.к. ещё прикидываю варианты "чистовой" обработки султана.

    Будет интересно если решишься на реконструкцию аутентичнрго способа окончательной обработки султана
     
  10. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Цитата(Олегович @ 23 Сентября 2013, 20:09)
    Будет интересно если решишься на реконструкцию аутентичнрго способа окончательной обработки султана

    Честно говоря, я этого очень хочу. Однажды даже опробовал опаливание на уже остриженном волосе, но испытания на готовом султане пока опробоваю очень осторожно. Скажем так: подхожу к этому постепенно) Очень хочу разработать технологию окончательной обработки. Пока с трудом представляю опаливание султана через раскалённые формы. Если у кого есть реально воплощаемые идеи - с удовольствием рассмотрю, но с разумной долей риска для султана.
     
  11. Cibitis
    Offline

    Cibitis Завсегдатай

    Регистрация:
    12 янв 2011
    Сообщения:
    1.742
    Спасибо:
    160
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Lithuania
    Из:
    Ostpreußen, Memel
    Цитата(KOYOT @ 23 Сентября 2013, 23:49)
    Честно говоря, я этого очень хочу. Однажды даже опробовал опаливание на уже остриженном волосе, но испытания на готовом султане пока опробоваю очень осторожно. Скажем так: подхожу к этому постепенно) Очень хочу разработать технологию окончательной обработки. Пока с трудом представляю опаливание султана через раскалённые формы. Если у кого есть реально воплощаемые идеи - с удовольствием рассмотрю, но с разумной долей риска для султана.

    Как это сделать технически я описал в своем посте выше. Реально осуществимый и думается, достаточно эффективный способ. Раскаленный стальной стержень вполне может быть использован в качестве опаливателя. Если есть альтернативы - обсудим.
     
  12. Планше
    Offline

    Планше Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2011
    Сообщения:
    1.689
    Спасибо:
    1.183
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Батарея Раевского
    Интересы:
    наполеоника
    Цитата(Cibitis @ 24 Сентября 2013, 0:02)
    Если есть альтернативы - обсудим.


    Может делали пустотелую металлическую конструкцию по форме султана. Помещали (как минимум 2 способа) туда султан и нагревали. :bz: ИМХО
     
  13. Cibitis
    Offline

    Cibitis Завсегдатай

    Регистрация:
    12 янв 2011
    Сообщения:
    1.742
    Спасибо:
    160
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Lithuania
    Из:
    Ostpreußen, Memel
    Цитата(Планше @ 24 Сентября 2013, 19:28)
    Может делали пустотелую металлическую конструкцию по форме султана. Помещали (как минимум 2 способа) туда султан и нагревали. :bz: ИМХО


    Не пойдет. В пустотелой трубке султан сгорит весь. Во всяком случае - коллаген волос подвергнется термической деструкции. И осыпется как лиственница в ноябре... Только кратковременная обработка по краю вращающегося султана.
     
  14. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Итак, доброго всем времени суток. Как и обещал, выкладываю описание процесса изготовления султана с пошаговым фото.
    1. Нам понадобятся:
    а) Трубка медная диаметр 6 мм (в некоторых случаях, довольно часто, может понадобиться ещё и д.8 мм, но об этом позже)
    б) Стеклопластиковый наконечник от удилища (продаётся во всех рыболовных магазинах)
    в) Лейкопластырь
    г) Конский волос
    д) Льняная нить (диаметр где-то 1 мм, можно и чуть тоньше)
    е) Немного эпоксидной смолы
    1__Копировать_.jpg 2__Копировать_.jpg
    2. Начинаем делать основу:
    Наконечник удилища обрезаем под размер 45 см, отмеряя от более толстого конца Затем отрезаем кусок медной трубки длиной 3,5-4 см и на одном из её концов делаем продольный пропил по центру порядка 2 см. На каждой из образовавшихся половинок делаем отгибы ("ушки") длиной 4-5 мм. Обрабатываем все наши пропилы надфелями, щель немного расширяем, а отогнутые "ушки" заужаем где-то до 2-3 мм ширины. Должна получится примерно вот такая "рогатка":
    3__Копировать_.jpg
    После этого, берём длинную медную трубку и до предела насаживаем на более тонкий конец удилища. После этого обрезаем её отмерив от толстого конца удилища 50 см. Т.е. последние 5 см трубки у вас будут без стеклопластика внутри. Затем последние 5 см трубки вы заплёскиваете. Таким образом, у нас должен получиться вот такой набор для основы:
    4__Копировать_.jpg
    После этого все наши трубки мы насаживаем на эпоксидную смолу и получаем:
    5__Копировать_.jpg
    После этого получившуюся основу начинаем аккуратно обматывать лейкопластырем сверху вниз, но последние 10 см трубки внизу не заматываем. Получаем готовую основу:
    6__Копировать_.jpg 7__Копировать_.jpg
    8__Копировать_.jpg
    3. Приступаем непосредственно к самому плетению.
    Натягиваем льняную нить, предварительо завязавязав узелок на одном конце:
    9__Копировать_.jpg 10__Копировать_.jpg
    Берём в одном пучке 5 волосинок длиной 13-15 см и завязываем их узелком следующим образом:
    11__Копировать_.jpg 12__Копировать_.jpg
    13__Копировать_.jpg 14__Копировать_.jpg
    15__Копировать_.jpg
    Узелки плотно завязываются и плотно подбиваются друг к другу в сторону узла.
    Должна получится вот такая гирлянда длиной около 4,5 м (надо периодически наматывать на основу, прикидывая когда остановиться)
    16__Копировать_.jpg
    4. Производим предварительную стрижку гирлянды, сделав все волосы на ней длиной 7 см.
    5. Приступаем к намотке султана.
    Пропускаем узелок в нашу "рогатку". "Рогатку" слегка раздвинуть.
    17__Копировать_.jpg
    18__Копировать_.jpg
    И под натяжкой наматываем в "рогатке" гирлянду "восьмёрками", следя чтобы волос смотрел вверх. "Восьмёрок" обычно получается около 3-х. Но чем больше их получится сделать, тем гуще будет верх султана.
    19__Копировать_.jpg
    Должна получиться вот такая кисточка сверху:
    20__Копировать_.jpg
    Затем по спирали, под натяжкой плотно наматываем гирлянду вниз, ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДЯ чтобы волос смотрел вверх. Дадите волосу смотреть в стороны - говно получится.
    21__Копировать_.jpg
    Намотка волосяной части производится до тех пор, пока у вас намотан лейкопластырь, т.е. не доматывая 10 см до конца (тут надо рассчитать длину вашей гирлянды). Дальше 1,5-2 см вы наматываете просто голую нить гирлянды пропитанную клеем.
    Затем следует повторная стрижка. Обстригаете верх так, чтобы длина волосяной части составила 40 см. Скругляете верх. Далее стрижёте уже на глазок, работая ножницами не поперёк султана, а вдоль и прокручивая его начиная от верха. Кончики стригите по чуть-чуть, аккуратно, постепенно обстригая от верха к низу. Т.е. прокрутили обстригая верхнюю часть, затем спустились чуть ниже и опять прокрутили обстригая и т.д. до низа. И так в несколько заходов, пока не добьётесь нужной толщины султана и аккуратности в пострижке. Для ориентира: диаметр султана в верхней части где-то 6-6,5 см, в нижней - 4,5-5 см. Но повторяю, это ориентировочно и всё примерно на глаз.
    Пробовал метод опаливания. Однозначно НЕТ! Могу теперь с уверенностью сказать, что так постричь султан невозможно: 1. Кончики волос остаются опаленными и их потом приходится только состригать, т.к. окончательно портят весь вид султана 2. Слегка коническую форму султану придать невозможно.
    Только ручная стрижка с набитой рукой. Уже на втором султане вы будете неплохо чувствовать стрижку. Сделав второй экземпляр, я тут же перестриг первый. Вышло здорово.
    Теперь о медной трубке д. 8 мм. Она может понадобиться в том случае, если верхняя часть вашего стеклопластикового наконечника окажется намного толще нижней части. Т.е. в этом случае вы просто делаете верхнюю "рогатку" из трубки д.8 мм
    Вот на выходе очередной султан:
    22__Копировать_.jpg
     
    Дудук, tofan и PaulZibert нравится это.
  15. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Для наглядности очень интересно сравнить первоначальную неопытную стрижку моего первого султана в посте №1 и стрижку второго султана на последнем фото в посте №14. Разница очевидна. Хочу сказать, что первый султан был благополучно и без последствий перестрижен и ничем не отличается от султана №2. Всё с опытом. Ну и тем, кто решит попробовать проделать эти операции по изготовлению самостоятельно: сразу настройте себя на гигантское терпение, работа долгая и монотонная. А вообще, на мой взгляд, процесс плетения самой гирлянды из волоса больше пришёлся бы по душе женщинам, которые любят вязать (у меня почему-то возникли аналогии именно с этим процессом), можно поручить им выполнение этой части работы.
    Вот вроде и всё!
     
  16. smol 76
    Offline

    smol 76 .

    Регистрация:
    29 дек 2008
    Сообщения:
    3.728
    Спасибо:
    1.210
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .Смоленск
    Интересы:
    .Российская Императорская армия
    Офигеть ! Снимаю шляпу ! Вот это работа !!!
     
  17. Береза-9
    Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    4.030
    Спасибо:
    4.659
    Отзывы:
    75
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп.
    Да... Автор человек редкого терпения и мастерства!!! :t13503: Никогда не сталкивался с процессом изготовления, но лет 5 тому назад присутствовал при находке двух ржавых проволочек свитых между собой приметно так как у кухонного ершика. Между проволочками были видны остатки сгнившей щетины четного цвета. Длинна этих проволочек была примерно с величину султана. Я в то время имел немного другие увлечения, поэтому значения особого находке не придал, а вот моего приятеля она очень обрадовала и он сразу заявил, что нашли мы именно останки "султана". Он достаточно подробно, как мне показалось описал процесс его изготовления (точно не запомнил). На конечном этапе с его слов, заготовку с уже вставленным волосом продевали через раскаленное кольцо. Но вот как точно это было я уже не вспомню. Проволочки были найдены в районе где был бой в 1812. Возможно эта глупость натолкнет специалистов на выработку верного решения в процессе доработки изделия. Но уже сейчас очень красиво :m1050:
     
  18. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Спасибо) Без помощи супруги мне одному было бы очень сложно уделять много времени процессу плетения гирлянды. Я ей показал этот процесс, она увлеклась, ну а всё остальное - это уже плод нашей совместной работы. Что до находки останков султана... Я всё-таки тоже склоняюсь к мысли, что где-то процесс был упрощён посредством скручивания проволок между собой, но тем не менее присутствовал и факт применения китового уса в основе султана, что само по себе подразумевает именно такой способ плетения. Всё-таки думаю, оба способа плетения имели место в равной степени.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 ноя 2013
  19. Береза-9
    Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    4.030
    Спасибо:
    4.659
    Отзывы:
    75
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп.

    Я хотел обратить внимание не столько на способ плетения и основу, сколько на способ обжига кончиков волоса при помощи продевания через раскаленное кольцо. Помните обычный школьный штатив на уроке химии. Берем штатив как направляющую и три поперечки. Верхняя и нижняя закреплены жестко к вертикали, а средняя перемещается сверху в низ. На ней закреплено кольцо, строго по центру которого продета заготовка. Средняя поперечка находится в верху и строго по вертикали опускается в низ. При этом зажатое на ней кольцо на абсолютно одинаковом расстоянии от центра, обжигает волоски....
     
    Последнее редактирование модератором: 22 ноя 2013
  20. KOYOT
    Offline

    KOYOT Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 авг 2012
    Сообщения:
    182
    Спасибо:
    99
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Борисов
    Я понял посыл. Дело в том, что как оказалось, конский волос не разрушается после обжига полностью. Да, какая-то его часть обгорает, но сам кончик остаётся по виду обожжённым и не разрушается... В этом-то вся и проблема. Остаётся выбор: либо весь султан будет опаленного цвета, либо в итоге всё равно обстричь эти опаленные кончики. Другого не дано. И смею предположить, что если султан действительно пропускали через раскалённое кольцо, то это вероятнее всего было не совсем эстетичное изделие как по цвету, так и по форме, т.к. опаливание всё же не придаёт желаемой формы в виду того, что весь волос смотрит вверх, а не в стороны. Хотя кто его занет, может были ещё какие-то секреты, которые мы пока не знаем.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 ноя 2013

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)