Топонимика деревень

Тема в разделе "Населенные пункты", создана пользователем Виднокрай, 12 янв 2012.

  1. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Небольшой экскурс для любознательных, тех кто любит копаться в названиях и тех, кто в теме:

    Про Ярилу знаете, расписывать не буду, подробней в нете, коротко ассоциации – природа, весна, молодость, праздник, костры, русалки, шум, гам, любовь, травы, козлы, волки и т.д.


    Топонимика интересна тем, что подчас существуют названия объектов, связанных между собой незримой нитью, которую на первый взгляд трудно найти, главное знать от чего отталкиваться.
    Рассмотрим некоторые примеры:


    Яри́лово (Ерилово)— деревня в Смоленской области России, в Демидовском районе.- соседствует с забавными весёлыми названиями, Красный луг, Зелёный луг, пустошь Коханово, Любавшина, Залюбище, Шумилова, речка Хвастливка, рядом христианские названия – Иноки, Пастырки

    Ерилово – деревня, Калужская (область) , Спас-Деменский (район) – на карте Шуберта соседствует с топонимом Красная гора , Предславина, река Болва


    Забавно, около Смоленского Ярилово деревня Сикиры , а у Калужского речка Секиренка)))
    И ещё:


    Яри́лово – деревня в Вологодском районе Вологодской области, соседние деревни – Козино, Волково, Маурино, христианские названия – Андреевское, Троица-подлесная…

    то есть сакральный момент проглядывается


    Свои наблюдения на подобную тематику, если есть, тоже выкладывайте, не стесняйтесь B)
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.406
    Спасибо SB:
    27.482
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Тема интересная, переименовал. Есть такая деревня Пушкари (Смоленский район), интересно в честь чего сложилось название, бм там жили промысловики которые занимались изготовлением Пушек ?
     
  4. Offline

    Хольт Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2008
    Сообщения:
    2.803
    Спасибо SB:
    685
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Край сосновый
    Цитата(PaulZibert @ 12 Января 2012, 14:48)
    Тема интересная, переименовал. Есть такая деревня Пушкари (Смоленский район), интересно в честь чего сложилось название, бм там жили промысловики которые занимались изготовлением Пушек ?

    А быть может там находились позиции артиллерии
     
  5. Offline

    Tempolary Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 ноя 2008
    Сообщения:
    1.299
    Спасибо SB:
    338
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(PaulZibert @ 12 Января 2012, 13:48)
    Тема интересная, переименовал. Есть такая деревня Пушкари (Смоленский район), интересно в честь чего сложилось название, бм там жили промысловики которые занимались изготовлением Пушек ?


    Может заготовкой "пушек", например собольих? (как вариант) Либо отставные пушкари там жили...
     
  6. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    продолжаем про Яриловы Красные горы

    смотрим анклав пунктов на северо-западе Брянщины, итак

    Красная гора, Щедрин, Любовша, речка Беседь
    помните Ярилово-Любавшино на Смоленщине?)) сплошные совпадения, просматривается чёткая тенденция наименований в определённых культовых местах

    так что я определённо говорю, это явно культовое место, и времён тех
     
  7. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    А про Ельнинское Ерилово что скажите?
     
  8. Offline

    koban83 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    17 фев 2010
    Сообщения:
    460
    Спасибо SB:
    305
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленск
    деревня Норичино Кардымовский район.
    На старых картах и в переписях " Наречино"
    Наверное из за того что стоит на берегу Днепра.
     
  9. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Цитата(jagd @ 12 Января 2012, 15:49)
    А про Ельнинское Ерилово что скажите?



    разве на Смоленщине есть ещё Ерилово, обозначьте пожалуйста место
     
  10. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Цитата(Виднокрай @ 12 Января 2012, 17:03)
    разве на Смоленщине есть ещё Ерилово, обозначьте пожалуйста место

    Ельнинский район в сторону Дорогобужа)
     
  11. Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    3.116
    Спасибо SB:
    6.446
    Отзывы:
    292
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Уважаемый Виднокрай! Мне кажется, что вы свалили все в одну кучу, без объяснения значений топонимов. А значения различны и причины возникновения названий селений тоже различны. Кроме того, вы смешиваете топонимы как славянского, так и не славянского происхождения (гидронимы), а данных случаях, вероятно, балтизмы.
    С солнцем связано все, любая жизнь на земле и человеческие эмоции в том числе. К этому можно привязать любой позитивный топоним. Но отдельно взятый топоним, это прежде всего, географическая особенность, характерная именно этому, а не другому месту. Если, конечно, рассматривать указанную вам группу топонимов, хотя среди них достаточно много и именного происхождения.
    Тема, безусловно, очень интересная. Спасибо, что вы подняли данную тему на SB. 1:_sbb
     
  12. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.691
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    У меня другая версия по поводу совпадения названий :
    Смоленщина не раз подвергалась опустошению за свою многовековую историю.И интересно то,что всякий раз заселение Смоленщины шло с востока,а не с запада,поэтому люди придя на новые места называли их по именам своим родных мест.Таких примеров совпадений по Смоленщине множество и уверен,что это никак не связано с культовыми местами,так как не понятно где искать это самое культовое место - то что западнеее или то что восточнее или оба вместе. Если оба вместе,то получается,что на Смоленщине было множетство отдельных,для каждого свой,культов.
    Так же еще добавил бы,что в названиях есть еще большая доля от финно-угорского языка.
     
  13. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    друзья, я конечно знаю про фино-угорский и балтский субстрат, собственно и святилища и даже порой городища предавались народами по наследству друг другу))

    безусловно я отдаю себе отчёт в том, что порой не всегда и даже чаще всего топонимы трудно собрать в какую то группу, но иногда это получается, для этого нужно чтоб их что то объединяло(культ света,радости, печали итд), древность окрестностей подтверждалась археологами т.п.

    критику дельную принимаю, я же не для себя стараюсь, но и прошу тех, кому интересно делиться наблюдениями

    всё таки примеры массивов деревень, которые указал выше достаточно интересны, по означенным выше причинам(явно прослеживается какой то общий культ светлого и радостного на определённой территории)

    все примеры рассматриваю на небольшой территории, в этом смысл

    по поводу переселений и перенесения своих родовых названий на новое место ещё одна чрезвычайно важная для меня тема, мечта- создать схему этих названий, с которой можно будет работать дальше...

    продолжение следует)
     
  14. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    опаньки, jagd, благодарю за наводку) я даже не удивился, когда в километре от этого Ерилово снова случайно нашлось Волково и Быково, а также Плешивцы)))


    немного о Яриле:

    Ярило - Волчий Пастух


    Ярило – покровитель волков, Волчий Пастух. На это также указывает огромное количество разнообразных фольклорных и этнографических свидетельств. Во множестве обрядовых песен и заговоров упоминается, что скачущего на коне Ярилу сопровождают волки (ряд европейских народов называет волков – «собаками Волчьего Пастуха», а эстонцы – «щенками Святого Юрия»). Известна поговорка: «У волка в зубах – Ярило дал». Одна из народных легенд, содержащая в себе мотив изначального подчинения Ярилой волков, гласит: «Ехал Ярило на коне, да ударил копьём волка, коий хотел ухватить коня за ногу. «Почто бьёшь меня, коли есть хочу?» - спрашивает волк. – «Есть хочешь – спроси у меня» - говорит Ярило; и продолжает – «Вон, возьми ту лошадь – хватит на несколько дней». В этом же контексте уместно будет упомянуть известное сказание «Егорий Храбрый» также содержащее мотив покорения и подчинения Ярилой диких зверей:



    Наезжал Егорий на стадо звериное,
    На стадо звериное, на рыскучее:
    Нельзя было Егорию проехати,
    Нельзя было подумати.
    Святой Егорий проглаголует:
    – Ой вы гой еси, звери лютые,
    Звери лютые, вы рыскучие!
    Разбегайтесь вы, звери, по всей земле,
    По всей земле светло-Русской,
    По крутым горам, по высокиим,
    По темным лесам, по дремучиим,
    Вы пейте поведенное, благословенное
    От святаго Егория Храбраго -
    По божьему все повелению,
    По Егориеву молению,
    Разбегалися звери по всей земли,
    По всей земле светло-Русскией,
    Они пьют-едят повеленное,
    Повеленное, благословленное
    "




    "Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. бrvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. 'Έρως; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке». Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом ярый «белый».

    По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.

    По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая.

    В христианстве, Ярило переходит в святого Георгия (Юрия)Егория
    ".

    Весенние празднества в честь Ярилы

    Начинается весь комплекс празднеств символическим «Приходом Ярилы» в Явный Мир.


    Непосредственно же в обряде, призванном служить отображением прихода Ярилы (сей праздник именуется Ярилой Вешним) участвует уже всё население – от мала до велика. Фольклорно этнографические записи так описывают этот праздник: из числа празднующих выбирается красивый парень, изображающий Ярилу. Он наряжается в обвешанную позвонцами, бубенцами и колокольчиками одежду, на голову водружает венок и, иногда пешком, иногда (что чаще) на коне возглавляет народное шествие к полю. По дороге народ песни поёт, в дуды дудит, в позвонцы звонит да в пляс пускается.

    Следующий этап чествований Ярилы связан с выгоном скота (в этот день, по народным поверьям, «Святой Юрий коров запасает», также по народным поверьям, если в этот день идёт дождь, то говорили что - «в этот год скот хорошо пойдёт»)

    Надо сказать, что очерёдность Прихода Ярилы и конкретно выгона скота здесь дана с определённой долей условности и не может быть приведена к одной общей дате из-за климатических различий по всему Славянскому миру. По этому поводу приведём цитату из Смоленского музыкально-этнографического сборника: «Ну, на Ягорья (им. ввиду 23 апреля – день св. Георгия по Православному календарю – прим. Ставр) никогда не выгонишь. Ешчо не вырастаеть трава. На то оно и говорится: «До Юрья – корми на дворе каждого дурня». Значит, ешчо ничого не вырастаеть до Ягорья…» [7]К комплексу обережных действ, связанных со скотиной, относится и запрет пастухам стричься начиная со дня Ярилы Вешнего, и троекратный обход скотины, стоящей в хлеву хозяином с топором за поясом (наряду с этим творился ещё и обход всего стада в поле, о чем ниже). Как свидетельствует рукопись сборника заговоров Олонецкой губернии XVII в., обережный обряд, творимый со скотом, в хлеву стоящим, состоит в следующем: нужно взять в руки рогатину, нож, либо топор, который «в звере бывал», трижды посолонь обойти хлев, чертя на земле круг оным топором либо рогатиной, который вмещал бы в себя хлев. Затем, не прекращая движения посолонь, читается заговор: «Пусть тын железной круг моего скота, колко в отпуске…». После чего

    приносится треба Яриле – чёрный тетерев, со словами: «Тебе, святый Ярило, чёрный боран от меня и от моего скота…». Ещё один способ обережного действа, известный в Могилевской губернии состоит в следующем: хозяин берёт хлеб-соль, заворачивает в рушник с соответствующей символикой, идёт на какой либо пригорок (обычно специально обустроенный для подобных действ), заложив руки назад троекратно кланяется на три стороны и произносит особый заговор либо обращение к Яриле.

    В эти же дни убирают подальше все острые предметы, хоть как то напоминающие волчьи зубы, при сём говоря: «Вовк и вовчица и вовченяты, ваши ноги повыломаты, ваши зубы позамыкаты…». Скотину из хлева выгоняют до восхода Солнца, по первому свету, проводя через топор, нож, шерстяной пояс, женский фартук с соответствующей символикой (также проводят через рогатину, малые камни, деревца – вербу либо рябину, через каравай хлеба, через посудину с мёдом). Как уже говорилось, творятся о сию пору обережные действа со скотом и в поле – обход стада, прогон стада через две части расколотого дерева (чаще – вербы), через два горящих огня, чтение обережных заговоров. В ряде случаев обход стада творится женщинами с серпами в руках, которые не только обходят скот, но и обжинают траву вокруг него. Такой же обход скота в поле производился и мужчинами – пастухами и/или хозяевами. Держа в руках секиру, нож либо рогатину и двигаясь посолонь читался заговор: «Ягорий батюшка, поставь железный тын, вереи булатные, ворота медные от земли на триста локтей до неба, от востока до запада, от лета до зимнего времени, от севера до юга, во всё лето красное, и от всех четырёх сторон на три поприща, на три версты, да замыкай тридесятью замками и тридесятью ключами и отдай ключи на седьмое небо…»


    Ярило Сильный (Ярило Мокрый) – наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года: «…множество мужей и жён старых и малых детей (…) собралось. Между сим множеством народ а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями…»[8]. По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника. В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства. По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие а пастухи играли на жалейках. В иных случаях – «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок - «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни
     
  15. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Названия нас. пунктов на протяжении времени претерпевали существенное изменение, что мы можем видеть, изучая старые карты.
    Пример: Было- Казаки -теперь Коски.
    Подонхай, позже Падыхпай, затем - Подопхай.
     
  16. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    и такое было, но не всегда, старообрядцы молокане из тамбовщины на кавказ, а с кавказа за океан переносили одни и те же названия

    порой переселение происходило вообще группами, например навскидку, сейчас в Московской области в одном месте есть деревни Рязань и Пронское, в другом Козельское и Серенское, по мне тут такие горизонты для исследователей, диву даёшься, почему этим никто не занимается, по крайней мере на эту тему не читал


    ну и в продолжение Ярилы и его христианских форм - Юрия, Егория, Георгия))

    посмотрите западнее Ельни, посёлочек один есть и теперь тем более нас не удивит его двойное название - Волково-Егорье)) по древности этого места остается добавить вот это:

    "д. Волково-Егорье
    133. Городище в 0,3 км южнее деревни.
    134. Курганный могильник (150 курганов) близ деревни."
     
  17. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Виднокрай @ 12 Января 2012, 14:44)
    Яри́лово (Ерилово)— деревня в Смоленской области России, в Демидовском районе.- соседствует с забавными весёлыми названиями, Красный луг, Зелёный луг, пустошь Коханово, Любавшина, Залюбище, Шумилова, речка Хвастливка, рядом христианские названия – Иноки, Пастырки

    [

    Скажите, Виднокрай, а откуда эта информация? Никогда не слышала о таких деревнях рядом с Ярилово. :huh:
     
  18. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Цитата(eakSm @ 12 Января 2012, 18:20)
    Скажите, Виднокрай, а откуда эта информация? Никогда не слышала о таких деревнях рядом с Ярилово. :huh:



    Шуберт))

    Исторический атлас Смоленской губернии: Масштаб 1:100 000. Спб.: Эндис (Тип. изд-ва), 2011. 174 с.: ил. 3000 экз.

    пока заканчиваем по Яриле рассказом Максима Горького "В людях"

    "...Жандармский ключ бежал по дну глубокого оврага, спускаясь к Оке, овраг отрезал от города поле, названное именем древнего бога - Ярило. На этом поле, по семикам, городское мещанство устраивало гулянье; бабушка говорила мне, что в годы её молодости народ ещё веровал Яриле и приносил ему жертву: брали колесо, обвёртывали его смолёной паклей и, пустив под гору, с криками, с песнями, следили - докатится ли огненное колесо до Оки. Если докатится, бог Ярило принял жертву: лето будет солнечное и счастливое...."
    вот так))всем добра
     
  19. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Не подумайте, что я к Вам цепляюсь. :) Мне казалось, что я немного знаю этот район. Хотя может у нас разное прочтение слова "соседствуют"
    [​IMG]
    В списке 1859 года в Поречском уезде я тоже не нашла названных Вами деревень
     
  20. Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    3.116
    Спасибо SB:
    6.446
    Отзывы:
    292
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Говоря о каких-то культовых местах, нужно отдавать себе отчет в том, что время зарождения указываемых селений разное. Большинство из них довольно молоды.
    Как уже говорилось, очень часто топонимы меняли свои названия, изменяясь до неузнаваемости. Вышедшие из обихода слова (названия) заменялись понятными созвучными, но смысл названия менялся.
     
  21. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.691
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Советую всем для общего развития и памяти предков :
    [06.12.2008] Терещенко Александр. Быт русского народа.
    Часть 1. Народность. Жилища. Домоводство. Наряд. Образ жизни. Музыка. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170744573/Tere...oda_01_1848.pdf
    Часть 2. Свадьбы. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170745547/Tere...oda_02_1848.pdf
    Часть 3. Времяисчисление. Крещение. Похороны. Поминки. Дмитриевская суббота. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170745849/Tere...oda_03_1848.pdf
    Часть 4. Забавы. Игры. Хороводы. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170746490/Tere...oda_04_1848.pdf
    Часть 5. Простонародные обряды: Первое марта. Встреча весны. Красная горка. Радуница. Запашка. Кукушка. Купало. Ярило. Обжинки. Бабье лето. Братчины. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170746825/Tere...oda_05_1848.pdf
    Часть 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170747223/Tere...oda_06_1848.pdf
    Часть 7. Святки. Масленица. 1848.
    http://rapidshare.com/files/170747816/Tere...oda_07_1848.pdf
     

Поделиться этой страницей