Усадьбы Подмосковья

Тема в разделе "Москва и Московская область", создана пользователем Юниор, 25 ноя 2014.

  1. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    10.434
    Спасибо SB:
    29.831
    Отзывы:
    474
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    [​IMG]

    Вот парк с пустынными опушками,
    Где сонных трав печальна зыбь,
    Где поздно вечером с лягушками
    Перекликаться любит выпь.

    Вот дом старинный и некрашеный,
    В нем словно плавает туман,
    В нем залы гулкие украшены
    Изображением пейзан….
    Н.Гумилев


    [​IMG]

    Ворота с полукруглой аркой.
    Холмы, луга, леса, овсы.
    В ограде - мрак и холод парка,
    И дом невиданной красы.

    Там липы в несколько обхватов
    Справляют в сумраке аллей,
    Вершины друг за друга спрятав,
    Свой двухсотлетний юбилей... ..

    Б. Пастернак


    Вот они - двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд... Образ очень поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству, но образ красоты уходящей и поэтому печальный...

    Русская усадьба... Это огромный пласт отечественной истории и культуры, с которым тесно связаны литература, музыка, живопись, различные виды искусств. Самоценность усадебного быта воспета в поэзии П.А.Вяземского, А.А. Фета, А.К. Толстого, автобиографических книгах Л.Н. Толстого, романах И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, драмах и повестях А. П. Чехова. И он принадлежит сотням дворянских усадеб, которыми Россия была украшена, как луг цветами. Но, к сожалению, для многих наших современников этим образом и ограничивается представление о русской усадьбе. А ведь этот мир удивительно богат и интересен.

    Давайте попробуем расширить это представление и разобраться в том, что такое усадьба, в чем ее смысл и значение и зачем нужно думать об этом сейчас.

    Древнерусское слово "усадьба" (сначала чаще говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землей, "сажали" их на землю. Образовались "усадьбы". Потом слово это стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в городах, сельских населенных местах и близ них. С начала XX века усадьбой нередко называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и поместий.

    Создание культуры классической русской усадьбы произошло в конце XVIII века. "Манифест о вольности дворянства" (краткое название указа Петра 3 от 18 февраля (1 марта) 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Однако по требованию правительства обязаны были служить в вооружённых силах во время войн, для чего возвращаться в Россию приходилось под угрозой конфискации землевладений. Основные положения указа Петра 3 были подтверждены законодательным актом Екатерины 2 от 21 апреля 1785 г. в известной «Жалованной грамоте дворянству 1785 г.»), освободивший дворян от обязательной государственной службы, и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству. Строителем же явился дворянин. не только почувствовавший тягу к независимой сельской жизни, но и воспитанный к тому времени на просветительских идеалах с их требованием разумного и естественного. Он верил в возможность создания прекрасного и совершенного мира, и в соответствии со своими представлениями о нем обустраивал собственную усадьбу. Причем обустраивал, будучи свободен от архитектурных норм и правил, действовавших в городах. Разумеется, эта усадебная модель идеального мира была глубоко противоречива, потому что основывалась на крепостничестве. Но усадьбы и ценны во многом тем, что стали вообще таким редким в России воплощением мечты об идеале.

    История подмосковной усадьбы уходит своими корнями в далекое прошлое. Начиналась усадьба с пригородных имений XYI столетия, которые давались в кормления и имели небольшое хозяйство. В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях – первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции – великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

    В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII – начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве.

    Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

    Что представляла собой классическая русская усадьба с архитектурной точки зрения?

    Прежде всего, для нее выбиралось красивое и выгодное место, на возвышенности у реки, при впадении в нее ручья. Ансамбль подчинялся планировочной оси, ориентированной перпендикулярно реке. На возвышенности главенствовал дом. поставленный на этой оси. В северных губерниях в остережении холодных ветров он нередко располагался пониже, на склоне. Дом, чаще двухэтажный, реже одноэтажный, одним протяженным фасадом обращенный к подъезду, а другим - к склону над рекой. Фасады эти украшались портиками с фронтонами. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. Его ограничивали по бокам флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. Двор получал регулярную планировку с подъездным кругом перед входом в дом и цветочными клумбами. Справа и слева от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, риги, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. Во многих усадьбах возводились церкви. В этих случаях хозяйственная зона располагалась с одной стороны от парадного двора, а церковь - с другой. На пологом склоне, спускающемся от дома к реке, устраивался парк. То, что сейчас называется английским словом "парк", до XX века почти всегда называлось "садом", даже если речь шла об очень крупной усадьбе. Вблизи дома, на небольшом участке, он был регулярным, состоял из прямоугольных боскетов, цветников и т.п., а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи и цепочка каскадных прудов с мостиками, образованная на основе ручья, располагались беседки, скульптуры, горки, руины и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах. Наконец, река у подножия усадебного склона превращалась в пруд свободных очертаний, а за ним нередко выстраивались деревеньки этого поместья.

    Значение усадеб для России трудно переоценить. Оно намного больше, чем значение усадеб для Англии, шато для Франции или вилл для Италии. На огромных просторах России усадьбы, которых насчитывались десятки тысяч, образовывали "каркас" жизни русского общества. В них рождалась русская мысль, рождалась и осуществлялась русская культура. Они служили источником распространения всевозможных знаний, школами хозяйствования и взаимоотношений с природой. Усадьба была наряду со столицей главным очагом, к которому традиционно тяготели художественные силы. Сколько гениальных строчек написал А.С.Пушкин в Михайловским и Болдине! М.И.Глинка творил в своем Новоспасском на Смоленщине, А.С.Грибоедов в Хмелите, Е.А.Баратынский и Ф.И.Тютчев в Муранове, И.С.Тургенев в Спасском-Лутовинове, А.Н.Островский в Щелыкове, Л.Н.Толстой в Ясной Поляне...

    Крупнейшее исследование усадеб Подмосковья было предпринято братьями В.И. и Г.И. Холмогоровыми. ( Холмогоровы В.и Г. Исторические материалы о церквах и селах XY – XYIII столетий.- М..1881. В.1 ). Они изучили и частично опубликовали так называемые исторические материалы практически по всем (за небольшим исключением) подмосковным селам и церквям, базирующиеся на документах XVI—XVIII вв., выявленных в Московском архиве Министерства юстиции.

    Здесь так же, как в трудах И.Е. Забелина и Д.О. Шеппинга, «усадебный материал» преобладает над остальным. Огромная роль в выявлении и популяризации наследия художественно значимых усадеб принадлежит журналам «Старые годы» и «Столица и усадьба». Их постоянные авторы: В.В. Верещагин, Н.Н. Врангель, Г.К. Лукомский, С.К. Маковский и др. — своими публикациями, по сути, сформировали дошедший до нас без существенных изменений круг так называемых известных усадеб.

    Первая попытка регионального обобщения усадебного материала, предпринятая как раз на примере Московской губернии, принадлежит Ю.И. Шамурину. Товариществом «Образование» в серии «Культурные сокровища России» в 1912—1914 гг. были выпущены его книги под общим названием «Подмосковные».

    В 1922 г. в Москве было организовано Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ). Его председатель В.В. Згура выдвинул даже термин усадьбоведение, подразумевая под ним исследование самого разнообразного материала. ОИРУ систематически изучало усадьбы, разбив страну на ряд регионов. Однако свет увидела только работа по усадьбам бывшего Московского уезда.

    Еще одна попытка обращения к усадьбе как явлению русской истории и культуры была сделана только в книге С.Б. Веселовского, В.Л. Снегирева и Б.С. Земенкова «Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры ХIV—ХIХ веков», выдержавшей два издания (в 1950-х и в начале 1960-х гг.).

    Представляет несомненный интерес двухтомник «Памятники архитектуры Московской области», изданный в 1975 г. К сожалению, опубликованный материал относится к середине 1960-х гг. и зачастую не отражает реального состояния памятников (то же можно сказать и о продолжающемся в наше время четырехтомном издании с аналогичным названием).

    Показывая каждую усадьбу на всем пути ее существования, мы пытались представить многообразие и богатство мира усадьбы в целом, выявить слагаемые усадебной культуры, которая дала блестящие образцы архитектурных и парковых ансамблей, искусства интерьера, плоды творческого вдохновения в поэзии, музыке, живописи, формы истинно культурного досуга и семейного общения, верность народным традициям и восприимчивость к лучшим чертам западной культуры. Всегда преломлявшаяся в личных вкусах, усадебная культура несла, таким образом, и себе общие и особенные черты.

    Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Отсюда внимание автора очерков к биографиям владельцев усадеб, образу их жизни.

    Пожалуй, главная особенность русских усадеб — их принципиальная неповторимость. Каждая из них отличалась своим жизненным укладом и своим способом хозяйствования, несла на себе отпечаток своих семейных традиций, своей истории. Но при всем их многообразии у дворянских гнезд, расположенных среди близких по духу и красоте ландшафтов, соединенных близким знакомством, а зачастую и родством их обитателей, не могло не быть общих черт.

    Мы пыталемся проследить судьбы усадеб и после того, как революция отменила и частную земельную собственность и изгнала их хозяев. Это грустные страницы, во многом обусловленные невежеством и бедностью крестьян, неумением понять важное место усадебной культуры в отечественном наследии.

    Культура русской усадьбы служит нам и сегодня. И чем больше и шире будет известна история наших усадеб, тем легче станет охранять их от посягательств "не помнящих родства" людей.

    История подмосковных усадеб, рассказанная на этих страницах, всего лишь крупица знаний о прекрасном и во многом еще загадочном для нас мире русской усадьбы. Хочется, однако, надеяться, что и благодаря ей у нас, жителей и гостей нашего края, пробудится интерес к русским усадьбам, которые очень нуждаются не только в изучении, но и в реальной помощи.

    Источники - http://history.ruza.ru и Википедия
     
    Последнее редактирование: 25 ноя 2014
    Roma-san, Юлиа, Seregas1979 и 5 другим нравится это.
  2. Offline

    sibiryachka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 ноя 2014
    Сообщения:
    714
    Спасибо SB:
    1.617
    Отзывы:
    69
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Оксана
    Интересы:
    Поиск по старине
    Юниор, по-моему, очень хорошая тема и хорошее начало.
    Только может ссылку на источник поместить?
    Для информации и для правильности :)
     
    Юниор нравится это.
  3. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    10.434
    Спасибо SB:
    29.831
    Отзывы:
    474
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ

    Сделал! :)
     
  4. Offline

    sibiryachka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 ноя 2014
    Сообщения:
    714
    Спасибо SB:
    1.617
    Отзывы:
    69
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Оксана
    Интересы:
    Поиск по старине
    Очень хорошо!

    Не знаю, как автор планирует развивать тему...
    Но очень хотелось бы увидеть фотографии всего того, что описано (я бы даже сказала расписано или нарисовано) в тексте, с небольшими пояснениями :)
     
    moposan нравится это.
  5. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    10.434
    Спасибо SB:
    29.831
    Отзывы:
    474
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Планирую рассказывать по многим усадьбам отдельно по мере своей информированности. Тема для меня не случайная - историей усадеб занимаюсь с 1993 года, собрал огромный материал по многим усадьбам Подмосковья. Тем более, что знаком с некоторыми сотрудниками провинциальных музеев и членами современного Общества Изучения Русской Усадьбы.
     
    Seregas1979 нравится это.
  6. Offline

    sibiryachka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 ноя 2014
    Сообщения:
    714
    Спасибо SB:
    1.617
    Отзывы:
    69
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Оксана
    Интересы:
    Поиск по старине
    Юниор, предполагала, что человек, не будет рассказывать о материале, если не знаком с ним изнутри и если эта тема ему не интересна.
    Так что будем ждать продолжения!
     
    Юниор нравится это.
  7. Offline

    Seregas1979 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 июл 2013
    Сообщения:
    1.741
    Спасибо SB:
    1.745
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московская область
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Поиск
    Юниор, Отличная тема!!!
    Ждем...
     
  8. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    10.434
    Спасибо SB:
    29.831
    Отзывы:
    474
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Он умирал… За окном его любимого дома зима, самое начало января 1834 года… Позади Рождество и Новый год… Позади вся его жизнь… Тишина…. И только большие напольные часы тихо и мерно продолжают отсчитывать секунду за секундой, неспешно помахивая огромным маятником. Тихо лежа в своей постели, он теперь, перед окончанием своей земной жизни вспоминал ее. И воспоминания яркой чередой проносились перед его глазами….

    Он родился далеко отсюда, от этих заснеженных русских просторов. Там, за тысячи верст отсюда, его Родина. Османская Империя… Уже не такая могущественная, как во времена Сулеймана Великолепного, но все еще грозная и наводящая ужас на своих соседей. Как его, 10-летнего мальчика, взяли в плен русские солдаты, которые в 1770-м году взяли штурмом крепость Бендеры. Он помнил тот ужас, кровь, трупы, крики… Повсюду дым, взрывы, пожары…. И он тогда и представить не мог, что его ожидает в будущем. Судьбе суждено было возвести пленного маленького турчонка на такую высоту, о которой он сам и помыслить не мог! На самый верх!

    Его в качестве подарка преподнесли молодому наследнику Российского престола Великому Князю Павлу Петровичу. И будущий император быстро сдружился с этим шустрым, веселым мальчуганом. Турчонка обучили русскому языку. И когда «пленник» подрос, послали его за границу - учиться. У самых лучших парикмахеров Берлина и Парижа постигал секреты юный Иван Павлович (так стали именовать юношу). И когда он вернулся в Россию, то своими знаниями и умениями он так очаровал Великого Князя, что тот сделал его своим камердинером.

    Время шло. Уже позади его женитьба на прелестной русской девушке – дочери богатого петербургского откупщика – Анне Петровне Резвой, которая родила ему впоследствии трех сыновей и трех дочерей.

    Anna_Kutaisova_by_Rokotov.jpg
    Анна Петровна Резвая. Портрет Ф. С. Рокотова.

    Позади смерть Екатерины 2 и коронация нового Императора – Павла 1.

    И с этого момента настал его звездный час. Он был фаворитом Императора, его личным брадобреем и парикмахером. Он, кому сам Царь огромной Империи доверял многие секреты и саму свою жизнь – все это он! Мог ли он помечтать об этом 30 лет назад? Титулы его сменяют друг друга с бешеной скоростью. Гардеробмейстер… Обер-шталмейстер… Барон…. Граф… Кавалер четырех российских орденов высших степеней… Владелец крепостных, он стал одним из богатейших людей при дворе Павла 1. Он помнит, как ненавидели его они все – русские дворяне. Они ненавидят его и теперь, когда он лежит на смертном одре! Те, чьи благородные корни уходили во тьму веков. Ему были неинтересны государственные дела. Ему была скучна политика. Его дело – быть при своем Императоре, при Дворе. Он ловко плел интриги, коим обучился в совершенстве. Он действовал исподтишка, уловками – и это ему удавалось в высшей степени! А чего стоила его связь с прекрасной Мадам Шевалье, которая была его официальной любовницей (и неофициальной самого Павла 1) и родила ему дочь.

    800px-James_Ward._Mad._1799.jpg
    Мадам Шевалье на сцене в 1792 году.
    Старинная гравюра 1799 года.


    Какое было время! Казалось, что так будет всегда! Но гроза надвигалась. Если бы он знал, что то письмо, которое он получил незадолго перед убийством своего Покровителя, было предупреждением! Если бы он только знал! Но он не вскрыл тот конверт, чем погубил и себя, и своего Императора.

    Он помнит, как после смерти Павла он бежал из Михайловского замка. Но был пойман. Помнит свой недолгий арест и отбытие заграницу. Помнит свое достаточно скорое возвращение. А в России уже все по-другому! Ему заказано появление в высшем свете. Да и что там делать? У него там нет друзей – всё враги! И тогда он решает купить участок земли и обустроить на нем усадьбу. Выбор пал на очень красивое место на берегу реки Истры. Древнее село, впервые упоминающееся в летописях в 1431 году, привлекло его внимание еще и тем, что было не проездным, в относительной близости от Москвы, в которой он поселился после своего возвращения из заграницы. Тихое, уютное, это место было создано для того, чтобы он мог провести остаток своей жизни вдали от всех, со своей семьей.

    В 1810 году он начинает постройку своей усадьбы. Без размаха, без блеска и пышности – все скромно. Обычная усадьба. Деревянный двухэтажный дом…


    [​IMG]
    Главный дом усадьбы. Старинное фото.

    Это уже после его смерти исследователи напишут о его творении:

    «…Прежде всего, заинтересовывает план сооружения. Это один из сложнейших планов подмосковных усадебных домов, наиболее ярко свидетельствующих об итальянских вкусах строителей подобного рода сооружений. При общей уравновешенности план Рождественского дома глубоко ассиметричен, в чем его принципиальная сущность. Не говоря об отсутствии бокового корпуса справа, который отвечал бы композиции левой стороны, все параллельные части как в наружных очертаниях, так и во внутренних членениях, обнаруживает значительные расхождения между собой. Центр плана занимает четырехугольник, приближающийся к квадрату, с колоннами портиками на двор и парк. Со стороны, обращенной к последнему, примыкают два корпуса, заканчивающиеся совпадающими в наружном контуре квадратами, выступающими из ровного течения линий продолговатых корпусов. Ширина корпусов заметно разнится, будучи справа на целых два аршина меньше, нежели на другой стороне. Следующий момент еще более отличен. С восточной стороны под прямым углом по отношению к указанному корпусу по направлению к двору следует другой корпус, на противоположной стороне отсутствующий. Композиция плана, однако, уравновешивается средством, которое придает главный эффект и впечатление дворового фасада. От центрального квадрата развернуты снаружи дугообразные открытые галереи из колонок; будучи вписана с востока в пространство между центром и поперечным корпусом, галерея с запада заканчивается сочным куском флигеля, который создает опорную точку для правой стороны...»

    Внутри дома, как и снаружи все было предельно просто, без пафоса и блеска. Все для уютной и тихой семейной жизни. Жилые комнаты располагались на втором этаже дома. На первом же самым торжественным местом был зал…

    От села к усадьбе вела аллея – «прешпект» (это название так и осталось в памяти местных жителей, которые и спустя 100 лет называли аллею «прешпектом»). По сторонам «прешпекта» он построил всевозможные постройки: оранжереи с диковинными растениями, погреба, конюшни. Завел образцовое хозяйство. Выхлопотал разрешение на постройку каменной церкви,

    upload_2014-11-29_13-28-0.png
    Церковь Рождества Христова. 1 четверть XIX века. Современное фото.

    которую возвели под его присмотром к 1823 году. Он повелел после своей смерти похоронить себя именно в ней.

    Воспоминания… Милые сердцу времена его тихой, НАСТОЯЩЕЙ счастливой жизни. Некуда спешить…

    Зачастую, выходя из своего дома в парк, он любил оглядывать окрестности. Там, за рекой, недавно возникла обитель.

    upload_2014-11-29_13-28-56.png
    Борисоглебский монастырь, современное фото.

    Ее основательница, игуменья Евгения, женщина набожная и богобоязненная, выстроила небольшой монастырь в честь Бориса и Глеба (и в память о своем муже) на месте бывшего своего имения, разграбленного и сожженного французами в 1812 году. Ее муж, князь Борис Мещерский, умер практически сразу после их свадьбы и княгиня Мещерская (так она именовалась до пострига) всецело посвятила себя воспитанию их единственной дочери, которая родилась через несколько месяцев после смерти мужа. А еще она приходилась теткой известному русскому писателю Федору Ивановичу Тютчеву.

    Матушка Евгения была очень дружна с его супругой, графиней Анной Петровной. Они даже решили между собой, что дочь бывшей княгини, княжна Анастасия, сразу после совершеннолетия станет женой сына графини, графа Александра Ивановича.

    Сын, его сын…

    800px-Kutaisov.jpg

    Граф Александр Иванович, сын. Картина из Военной Галереи Зимнего Дворца.

    Он так редко бывал здесь, всецело отдавая себя службе в армии. С самых юных лет он был приписан к Лейб-гвардии Конному полку вахмистром. В 22 года он был уже генерал-майором. В войне 1806-1807 гг. он зарекомендовал себя отличным командиром конной артиллерии. Отличился во многих сражениях. А после окончания боевых действий, ощущая недостаток образования, сын едет в Европу. Но не парикмахерское искусство он осваивал там, как когда-то его отец. Его влекли точные науки и военное дело, кои он постигал с большим рвением и успехом. В войне 1812 года сын назначен начальником артиллерии 1 Армии. А потом, при Бородине, молодой граф, будучи начальником всей артиллерии, бросается в бой за батарею Раевского, и погибает… Ему было всего 28 лет…Тело сына после боя так и не было найдено. Он остался там навсегда, вместе со своими солдатами, на том поле Русской Славы… Поэт Жуковский посвятил сыну несколько строк в своей знаменитой оде «Певец во стане русских воинов». Княжна Анастасия, получив известие о гибели любимого друга, лишилась чувств.

    А как любил он спускаться к быстрой Истре! Здесь, в тенистых аллеях парка, было одно из его любимых мест – грот.
    [​IMG]
    [​IMG]

    Он любил бывать здесь, снова и снова вспоминать свою бурную жизнь при Дворе, которая уже так далеко… Временами кажется, что это просто сон. Что все это ему приснилось или это происходило не с ним, а с кем-то другим. Быть может, с кем-нибудь из персонажей многочисленных книг из его усадебной библиотеки. И все же это была ЕГО жизнь! И пусть современники презирали его, ненавидели, но он был счастлив в браке и в этом тихом уголке – убежище от суеты, спешки, чужих взглядов..

    Он умер 9 января 1834 года.

    Оставил завещание, по которому все имение должно было перейти к его дочери, Надежде Ивановне – жене князя Александра Голицына (из недалеко расположенного имения «Петровское»). А себя похоронить в недавно отстроенной церкви. Все так и было сделано. А через 20 лет рядом с ним была похоронена и его жена. Так и после земной жизни они оставались неразлучны. Вместе они и сейчас, после реставрации церкви.

    После этого усадьба перешла к дочери Голицыных, графине Александре Толстой, а потом – к дочери Александры – Надежде Танеевой.

    Так вспоминала дочь Александры пребывание свое в усадьбе:

    Шесть месяцев в году мы проводили в родовом имении Рождествено под Москвой. Соседями были родственники — князья Голицыны и великий князьСергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали великую княгинюЕлизавету Федоровну, которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили ввеликокняжеское имение Ильинское и они приезжали к нам — на длинных линейках — со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке.

    В 1920-е гг. ценителей старины восхищали беломраморные вазы на четырёхугольных поставцах, расставленные по сторонам аллеи: «обвитая диким виноградом, каждая из них как бы является готовым мотивом для элегической виньетки, украшающей страницу старинного альманаха»]. Внутри дома сохранялись «довольно эффектная зала с прекрасными карнизами и написанными пилястрами, мило убранные комнаты, по-видимому, середины XIX столетия».

    Тем не менее, в 1936 году бревенчатый дом был разобран и на его месте выстроен кирпичный дом отдыха «Снегири» (ныне в ведении Управления делами Президента Р.Ф.). Сильно разрушенный за годы войны, в конце 1940-х он был реконструирован.

    Из остатков усадьбы, уничтоженной Советским государством, на государственную же охрану были поставлены усадебный парксгротом, больница и школа. При церкви сохранился дом причта.
    И сейчас ЕГО усадьба притягивает внимание исследователей, как и его род, его потомки.
    ОН – это князь Иван Петрович Кутайсов, фаворит Павла 1 и основатель рода Кутайсовых.

    upload_2014-11-29_13-45-36.png upload_2014-11-29_13-46-46.png


    Потомки ЕГО многое сделали для блага России. ЕГО имение – усадьба Рождествено Истринского района Московской области. И в память о прежних владельцах и в ознаменовании их заслуг бюст графа Александра Ивановича Кутайсова был установлен перед домом.

    Материалы из «Википедии», http://anosinomonastir.ru/, Общества Изучения Русской Усадьбы (ОИРУ), temples.ru
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2014
    Хомяк, Seregas1979, sibiryachka и 2 другим нравится это.
  9. Offline

    sibiryachka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 ноя 2014
    Сообщения:
    714
    Спасибо SB:
    1.617
    Отзывы:
    69
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Оксана
    Интересы:
    Поиск по старине
    Юниор, интересно читается! Как художественная литература.
    Спасибо!
     
    Юниор нравится это.
  10. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    10.434
    Спасибо SB:
    29.831
    Отзывы:
    474
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    - Feuer! – скомандовал немецкий офицер и батарея 8.8-сантиметровых зениток «Флак» отозвалась дружным громким залпом. Четыре ствола были направлены в Его дом. Четыре снаряда, выпущенные из орудий, вонзились в стены и клубы пыли, поднятые взрывами, окутали дом.
    - Это тебе за Берлин! – подумал офицер. И по его приказу батарея залп за залпом посылала снаряды, которые кромсали толстые стены Его дома. Но дом выстоял! Искромсанный разрывами, с обвалившимися кое-где стенами, но выстоял! Было это поздней осенью 1941 года…

    …А село то древнее! По летописям постарше Москвы будет! Сын Владимира Мономаха считается его основателем. В 16-17 веках здесь был охотничий домик русских царей и сам Алексей Михайлович приезжал сюда, чтобы поохотиться. А чуть позже сюда сослали пленного украинского гетмана, перед этим бывшего Вятским воеводой.

    Petro_Doroshenko_19.jpg
    Портрет гетмана Дорошенко.


    У потомка гетмана в 1717 году Его отец, сподвижник Петра 1, купил половину села у наследников гетмана. Это часть живописно расположено на высоком берегу реки Ламы. Плавный спуск к реке был самой природой предназначен для основания здесь дворянской усадьбы.

    Grigoriy_Chernyshev.jpg

    Отец Его – Его гордость и предмет подражания. Бывши в денщиках у молодого великого князя Петра Алексеевича, он проявил себя как человек деятельный.

    4d1ebdf81904.jpg
    Портрет Императора Петра 1.

    В 17 лет он уже стольник в Симбирске, потом в Астрахани, потом в других городах. В 1695 году принимает участие в Азовском походе. Участвует во всех крупных сражениях Северной войны: взятие Нарвы, Полтавская баталия, взятие Выборга, став его первым губернатором.
    После окончания Северной войны Его отец занимает многие высшие должности: губернатор Воронежской и Лифляндской губерний. В числе первых 18 человек становится кавалером ордена Св. князя Александра Невского.

    Nev-18-19.jpg StAlexanderS-1820.jpg
    Орден и звезда ордена Святого Благоверного Князя Александра Невского

    Дважды Его отец дважды удостаивается лично из рук Императора Петра Великого получить высшую награду того времени – портрет Царя с бриллиантами. Это чуть позже высшей наградой Российской Империи стал орден Андрея Первозванного.

    1258667178_02.jpg
    Наградной портрет ПетраI с бриллиантами

    В 1710 году Его отец был поженен на любовнице Царя – девице Авдотье Ивановне Ржевской. Об этом событии сохранились записи отца:

    «По взятии Выборха и по прибытии оттуда в Питербурх, в 1710 году, [я] женился (38-ми лет), взял Иванову дочь Ивановича Ржевского, девицу Авдотью; венчали в крепости, в деревянной церкви, во имя святых апостолов Петра и Павла; от церкви ехали в государеве буере, кой называется «Фаворит», а прочие присутствующее при том особы в других буерах, вниз Невою, на Васильевской остров, в дом его светлости генерала-фельдмаршала князяАлександра Даниловича Меншикова…»

    100163910_CHernuyshyova_Avdotya_Ivanovna_Neizvestnuyy_hudozhnik_XVIII_veka.jpg
    Евдокия (Авдотья) Ржевская. Портрет середины 18 века.

    У Его родителей было 8 детей.

    После смерти Петра Его отец занимает многие важные посты в государстве. Он и Азовский генерал-губернатор, и Московский генерал-губернатор. В Москве по повелению отца впервые были установлены фонари на улицах. Отец за труды свои удостоился стать кавалером Ордена Святого Андрея Первозванного и получить титул графа. В 1742 году отец Его умер.

    standrew_all.jpg
    Знак с цепью и звезда ордена св.Андрея Первозванного. ГИМ


    Он родился 18 марта 1722 года. Его крестным отцом был сам Петр 1. В 1735 году был записан в гвардию. В 1741 получил звание капитана гвардии. В начале 1740-х годов он едет в Вену. Там, помогая русскому послу, учит иностранные языки и другие науки. По возвращении, в 1744 году, назначен камер-юнкером при наследнике престола Петре Фёдоровиче и получил чин полковника.

    За несколько лет, пока Он и Его два брата состояли при «молодом дворе», Они приглянулись Великой Княгине Екатерине Алексеевне. Много позже, при реставрации одной из Его усадеб, в стене был найден тайник, где хранились любовные письма 18 века. Как было определено, переписка велась между Екатериной Алексеевной (Будущей Императрицей Екатериной 2).

    Вот текст одного из писем, написанного рукой Екатерины:


    «Первый день, как будто ждала вас, так вы приучили меня видеть вас; на другой находилась в задумчивости и избегала общества; на третий смертельно скучала; на четвертый аппетит и сон покинули меня; все мне стало противно: народ и прочее... на пятый полились слезы... Надо ли после того называть вещи по имени? Ну вот: я вас люблю!»

    Императрица Елизавета Петровна узнала об их связи и Его отправили на военную службу. Меж тем приближалась Семилетняя война (1756-1763гг.). С самых первых дней и до ее окончания Он отличился во многих крупных битвах. Коллинская битва, где австрийцы разбили пруссаков. Цорндорф – и его гренадеры несколько раз шли в атаку под его руководством. Потом плен и обмен пленными. И, наконец, 1760 год – взятие Берлина - и ЕГО корпус под стенами столицы Пруссии. Он писал тогда в журнале боевых действий:

    "Неприятель, собравшись со всех сторон и с толиким поспешением на защищение столичного города и составляя армию около 2000 человек и более, не оставит оный на жертву, но во что бы то ни стало до последней крайности обороняться и город защищать станет".

    Он с восхищением доносил Главнокомандующему Русскими войсками:

    "Невозможно довольно описать, с. какою нетерпеливостью и жадностью ожидали войска сей атаки; победа у каждого на лице обозначалась..."

    Но штурма города не потребовалось – пруссаки вывели войска из города и русские войска заняли Берлин. Берлин был сдан тайно, заранее, но не ЕМУ, а его "помощнику", подошедшему к городу днями ранее - немцу по национальности и по совместительству прусскому шпиону. ЕГО такой поворот событий не устроил, и ОН также ввел свои войска в город. Заняв Берлин, Его войска захватили различные военные трофеи, включая артиллерию; оставив в неприкосновенности имущество жителей, он взял с города контрибуцию в 50 тысяч талеров. По получении сведений о том, что к городу двинулся с основными силами Фридрих II – король Пруссии, русский корпус ушел из Берлина в направлении к Франкфурту. Вот как описывается в литературе взятие Берлина:

    27285.jpg
    Взятие Берлина в 1760 году. Картина середины 19 века

    Захват Берлина в военном отношении не представлял особенного успеха, но он имел большой политический резонанс. Все европейские столицы быстро облетела фраза, многозначительно произнесенная графом И. Шуваловым, фаворитом Елизаветы: "Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно".

    Ключи от Берлина были привезены в Петербург на ВЕЧНОЕ ХРАНЕНИЕ и находятся там и поныне в Казанском соборе.

    0_142e5_1406282_L.jpg
    Ключи от Берлина.

    Много позже Адольф Гитлер пытался захватить Ленинград, чтобы вернуть те ключи. Не смог. В итоге русские второй раз взяли Берлин.

    zachitim_leningrad_poster.jpg 1335754827_znamya-pobedi-nad-reihstagom-1280x1024.jpg

    Но это будет позже, а пока…

    …А потом была смерть Елизаветы Петровны, восшествие на престол Петра 3 – фаната Фридриха. Новый царь отдал все завоевания русской армии своему кумиру и тем самым спас армию прусского короля от неминуемой гибели.

    Но недолго продолжалось время правления Петра 3. 28 июня император был арестован взбунтовавшимися гвардейцами и помещен под стражу. Причина его смерти до сих пор не ясна.

    0b2fd7012f6d5960b9c6aceb70e6094a.jpg
    Портрет Петра 3.

    И в тот же день - 28 июня 1762 года, на престол взошла Его бывшая любовница, а теперь Государыня Императрица Екатерина 2.

    14.jpg
    Портрет Екатерины 2.

    Начался «золотой век» русской истории. ОН был на коронации царицы верховным церемониймейстером и удостоился в тот день высшей государственной награды – Ордена св. Андрея Первозванного. В том же году назначен вице-президентом Военной коллегии, а через год стал ее президентом. За более чем 10 лет своего управления Коллегией ОН способствовал лучшему административно-хозяйственному управлению русской армией в войнах с Турцией и Польшей. Ему удалось добиться проведения ряда мер, укрепивших централизм в военном управлении: были приняты новые штаты Военной коллегии, главной канцелярии артиллерии и фортификации, управления комиссариатских учреждений; при Военной коллегии учреждена типография. Были изданы положения, инструкции и учреждены штабы для полков. Самым важным мероприятием стало образование Генерального штаба, и на НЕГО было возложено непосредственное высшее заведование этим учреждением. В 1772 году принято новое положение о генеральном штабе, расширившее его полномочия.

    ОН вел бурную придворную жизнь. Конфликтовал с любимцами Екатерины Орловыми, затем – со Светлейшим князем Потёмкиным.

    22 сентября 1773 года был удостоен звания Генерал-фельдмаршала. После присоединения Белоруссии к России назначается губернатором новоприсоединенных земель. И здесь он со всей своей кипучей страстью берется за дело. Расширяются дороги, строятся присутственные места, православные храмы.

    В 1782 году становится Московским Генерал-губернатором. Это ЕГО дом на Тверской, 13 с того времени и поныне – резиденция московских градоначальников. Отодвинутый чуть вглубь от Тверской улицы и надстроенный двумя этажами, ЕГО дом, как и все прошедшее время – это центр управления жизнью столицы. Менялись названия – Дом Генерал—Губернатора, Моссовет, Мэрия, но суть оставалась одна.

    202272_original.jpg attach.jpg 70764537_1170255146.JPG 4819258.jpg
    Вид дома Генерал-Губернатора - Моссовета - Мэрии Москвы в разные времена


    За два года он сделал многое для выправления обветшавших улиц первопрестольной. При нём были отремонтированы стены Китай-города, закончена в Кремле постройка присутственных мест; построены каменные караульни у Варварских, Ильинских и Никольских ворот, расчищены от грязи рынки. Екатерина благосклонно выслушивала отчёты губернатора, удостоив ЕГО ордена Св. равноапостольного князя Владимира в самый день его учреждения. ОН спешил побольше успеть на своем посту. В памяти ЕГО всегда стоял образ отца. ОН чувствовал, что скоро умрет.

    Фельдмаршал скончался 29 августа 1784 года. Простой московский народ, если верить старожилам, ещё долго вспоминал ЕГО добрым словом: «Хотя бы он, наш батюшка, два годочка еще пожил; мы бы Москву-то всю такову-то видели, как он отстроил наши торговые лавки».

    Но это не конец, а лишь начало истории…
     
    PaulZibert, Владислав и Чегадай нравится это.
  11. Offline

    Ludmila16 Гость

    Отзывы:
    0
    Усадьба Абрамцево

    Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.
     
    Андрей Бутерман нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.385
    Спасибо SB:
    81.154
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Кусково

    topimg1.jpg

    Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

    В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». В настоящее время музей носит название «Музей-усадьба «Кусково».
    Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.

    Фотографии Ивана Васильевича Авдонина.
    1900-е.


    Зверинец в запрудной части парка

    1.jpg

    В усадьбе Кусково

    2.jpg

    В усадьбе Кусково

    3.jpg

    4.jpg

    6.jpg

    Вид на пруд, дворец и Церковь Спаса Всемилостивого (Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня)

    7.jpg

    Вид с колокольни на павильон Грот

    8.jpg

    Гуляющие перед фасадом дворца

    9.jpg

    10.jpg

    Дворец

    11.jpg

    Дворец, или Большой дом

    12.jpg

    Дети у постамента обелиска в честь Екатерины II

    13.jpg

    Интерьер павильона Грот. Архитектор Федор Аргунов

    14.jpg

    Канал

    15.jpg

    Обелиск в честь Екатерины II

    16.jpg

    У постамента обелиска в честь Екатерины II

    55.jpg

    Павильон Грот

    17.jpg

    В парке

    31.jpg

    Парк

    18.jpg

    20.jpg

    19.jpg

    Статуя Вакха в регулярном парке

    21.jpg

    Воздушный шар перед зданием зверинца

    22.jpg

    24.jpg

    Павильон в зоологическом саду

    23.jpg

    Оранжерея

    25.jpg

    Группа людей в оранжерее

    51.jpg

    Церковь Спаса Всемилостивого

    26.jpg

    27.jpg

    На заднем плане — церковь Спаса Всемилостивого

    52.jpg

    Публика на берегу пруда

    28.jpg

    Крестный ход

    29.jpg

    У Большого дома

    30.jpg

    Мальчик в аллее парка

    32.jpg

    В парке

    33.jpg

    Слева — А. Н. Авдонина, жена фотографа

    34.jpg

    В парке

    35.jpg

    В парке

    36.jpg

    В парке

    37.jpg

    Лодка у моста

    38.jpg

    У причала

    39.jpg

    На берегу пруда

    40.jpg

    Пруд с лебедями

    41.jpg

    На берегу пруда

    42.jpg

    Дети на пруду

    43.jpg

    Дети в зимнем парке

    44.jpg

    На зимней дороге

    45.jpg

    46.jpg

    На прогулке

    47.jpg

    48.jpg

    Зимний парк

    49.jpg

    50.jpg

    56.jpg

    У Большого дома

    53.jpg

    У оранжереи

    54.jpg

    57.jpg

    В саду

    58.jpg
     
    Roma-san, Андрей Бутерман и Юниор нравится это.
  13. Offline

    oqulist Новобранец

    Регистрация:
    15 мар 2010
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Орел
    михайловском
     
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    17.385
    Спасибо SB:
    81.154
    Отзывы:
    1.215
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Остафьево

    1.JPG

    Остафьево — бывшая городская усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево.
    Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, предположительно по проекту зодчего Ивана Старова.
    Усадьба была литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии.
    С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы.
    В 1988 году усадьба получила статус федерального музея.
    В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Директором усадьбы является Анатолий Коршиков, который в 2017 году был отмечен советом Новой Пушкинской премии и получил диплом «За служение истории российской словесности».

    000.jpg
    1899 год. Усадьба Остафьево http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g2864


    Княжеское владение

    Место, где сейчас находится усадьба Остафьево, впервые упоминается в 1340 году в духовной грамоте Ивана Калиты.
    В XVII веке село носило название «Климово, Нечаево тож». В то время эти земли принадлежали Прокопию Ляпунову, который и основал усадьбу. Во второй половине XVII века её владельцем был князь Николай Львов и его наследники, в начале XVIII века — граф Петр Апраксин, затем — князь Яков Алексеевич Голицын.
    В 1751 году имение выкупил купец Козьма Матвеевич Матвеев.
    На рубеже 1750—1760-х годов он отстраивал Остафьево, созданный им ансамбль строений определил главные черты пространственной структуры композиции будущей усадьбы, которая была перестроена следующим владельцем Андреем Вяземским. Он снёс все старые постройки и на месте каменного дома построил дворец с флигелями. При нём в Остафьево гостили Иван Дмитриев, Василий Жуковский, Василий Пушкин. Двенадцать лет — с 1804 по 1815 год — в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери Андрея Вяземского. Для него был построен отдельный флигель, где были написаны первые восемь томов «Истории государства Российского».

    Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностию жизни, немало и грустили; там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвящённые семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных.

    — Николай Карамзин

    В настоящее время на месте флигеля установлен памятный знак в виде восьми бронзовых книг, а перед домом растут два «карамзинских дуба», посаженные во второй половине XIX века.

    Усадьба вошла в историю русской аэронавтики: 2 октября 1803 года на её территории приземлились Прасковья Юрьевна Гагарина — первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре, и Андре Жак Гарнерен. Остатки шара после полета долгое время хранились в Остафьво.

    В апреле 1807 года после смерти Андрея Вяземского владельцем имения стал его сын Петр Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. Он был поэтом и другом Александра Пушкина. Петр Вяземский посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых «Деревня» (1817), «Родительский дом» (1830), «Сельская церковь» (1856), «Приветствую тебя, в минувшем молодея…» (1857), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…» (1863). В его доме проходили собрания литературного общества «Арзамас», членами которого были Александр Пушкин, Константин Батюшков, Денис Давыдов и многие другие литераторы и общественные деятели. В память о Пушкине Вяземский сохранил вещи друга: жилет, перчатку, трость, букет под стеклянным колпаком, собранный им в Остафьево. Неоднократно посещал усадьбу Александр Грибоедов: играл на сцене домашнего театра Вяземских, читал «Горе от ума». В 1849 году Остафьево посетил Николай Гоголь. В 1865 году усадьба перешла сыну Петра Вяземского — Павлу, который также был литератором. Князь коллекционировал собрания живописи, графики, прикладного искусства. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал усадьбы, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит московскому Пушкинскому музею.

    После смерти князя в 1888 году имение унаследовал его сын Петр, который жил в Петербурге и практически не приезжал в Остафьево. Через десять лет он продал усадьбу мужу своей сестры Екатерины Павловны — графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву.

    Шереметев стремился сохранить для потомков дворянскую культуру. В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. В 1911 году по проекту Николая Панова Сергей Шереметев установил в парке памятник Николаю Карамзину, а в 1913 году — Александру Пушкину, Петру Вяземскому, Василию Жуковскому и Павлу Вяземскому.

    Советское время

    После октября 1917 года усадьбу национализировали, но музей сохранили. Его директором и хранителем стал граф Павел Шереметев.
    В марте 1918 года на музей была выдана охранная грамота.
    23 марта 1923 года усадьбу Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения».
    В 1927 году за дворянское происхождение Павла Шереметева сняли с должности заведующего музеем.
    До 1929 года он проживал с семьёй в Остафьево, затем был выселен.
    6 марта 1930 года музей был ликвидирован, в результате чего большинство произведений искусства и Остафьевский архив, который издавался с XIX века, были распределены по различным музеям и частично распроданы.
    Неизданные документы из Остафьевского архива находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки в Петербурге.
    После ликвидации музея усадьба переходила в ведомство различных учреждений: во время Великой Отечественной войны в усадьбе работал военный госпиталь, а с 1947 года располагался дом отдыха Совета министров СССР. Здесь останавливались и работали писатели Илья Ильф, Евгений Петров, Самуил Маршак.

    В 1950-е годы облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка дома, пристроена каменная балюстрада, застеклены колоннады, утрачены многие оригинальные детали композиции остафьевского парка.

    14.jpg
    Скульптура Сталина перед входом в усадьбу Остафьево ( снимок сделан, когда был дом отдыха Управления Делами Совета Министров СССР).
    Фото 1957 год (личный архив Гриненко Петр Иванович)


    15.jpg
    Работники Совета Министров СССР с семьями отдыхают в доме отдыха "Остафьево".
    1966-1968 гг. (личный архив Филимонов А.П.)


    5 декабря 1988 года усадьба Вяземских—Шереметевых вновь приобрела статус музея.
    Для музеефикации и воссоздания интерьеров дома работал фонд воспроизведения усадебных предметов, письменных и изобразительных материалов по истории усадьбы, хранящихся в других музеях и архивах. В феврале 1995 года указом президента России музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, а в 1996 году зарегистрирована во Всероссийском реестре музеев.

    8.jpg
    Боковая галерея. 1918-1928 гг.
    Галереи застеклили в 1950 году.
    М.Печерский. Остафьево. М., 1988


    В парке стояли также бюст А.С. Пушкина в память о его приездах в Остафьево работы Опекушина, бюст Петра Андреевича Вяземского и памятник Н.М. Карамзину. Бюст Пушкина позже был заменен. Памятник Карамзину некоторое время отсутствовал, а позднее каким-то образом возвращен. Павел Петрович (1820-1888) последний владелец Остафьева из Вяземских.

    9.jpg
    Памятник историографу Н.М. Карамзину в парке усадьбы Остафьевою 1935 год
    Постамент с барельефным портретом Н.М. Карамзина и фолиантами на постаменте, напоминающими о том, сколько томов Истории были написаны в Остафьеве.
    Архив П.В. Кислякова

    12.jpg
    Открытие памятника П.А. Вяземскому. 1913 год
    И.С. Ненарокомова, Знаменитые музеи-усадьбы России, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

    11.jpg
    Памятник князю Павлу Петровичу Вяземскому в парке усадьбы Вяземских Остафьево
    1935 год. Архив П.В. Кислякова

    Усадебный комплекс

    Усадьба Остафьево была построена на рубеже XVIII—XIX веков князем Андреем Вяземским предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. На участке был возведён двухэтажный дворец с двумя флигелями в стиле классицизма, соединённые открытой колоннадной галереей. Главным элементом фасада усадебного дома является шестиколонный портик коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. Он также был украшен бельведером, который позднее разобрали (воссоздан в 2012 году). При постройке комплекса был также разбит пруд и липовая аллея. Каждое поколение владельцев дома вносило незначительные изменения в планировку, но в целом она оставалась неизменной до середины 50-х годов XX века, когда здание капитально перестроили.

    В настоящее время комплекс музея состоит из главного дома с двумя флигелями и парком площадью 21 га с хвойной и берёзовой рощей, липовой аллеей, прудом, памятниками Николаю Карамзину, Павлу и Петру Вяземским, Александру Пушкину и Василию Жуковскому.
    По данным «OpenEconomy», музей посещают более ста тысяч человек в год.

    10.jpg
    Садовый фасад усадебного дома. 1960-1970 гг. М.А. Ильин. Подмосковье. 3-е изд. М., 1974
    В центре садового фасада, как в Архангельском, расположен полукруглый выступ, украшенный пилястрами. Он отмечает красивый овальный зал, над которым раньше возвышался бельведер.

    Интерьеры дома

    Овальный зал и вестибюль

    3.jpg
    Овальный зал главного усадебного дома. 1907 год

    Композиционным центром дома являются вестибюль и овальный зал. Зал предназначался для приёмов. Торжественность ему придавали шестнадцать коринфских полуколонн из искусственного мрамора, стены украшал декоративный фриз с изображением мифических существ и животных. С южной стороны над входом находилась ниша с хорами для оркестра. В 80-е годы XIX века Вяземский вместе с художником из Италии Сан-Джованни расписал плафон овального зала изображениями родных и знакомых, одетых в маскарадные костюмы. К овальному залу примыкала Парадная столовая, где сейчас размещается экспозиция, посвящённая Андрею Вяземскому.

    В зале стоят столики екатерининского времени и мебель стиля Людвига XV: стулья, банкетки, кресла. В вестибюле были представлены экспонаты искусства XV-XVI веков, памятники ранне-немецкой пластики XV—XVI веков, 90 картин старо-немецких и нидерландских мастеров и полотно неизвестного художника XVII века «Христос у Марфы и Марии». Помимо этого, здесь хранились гравюры Альбрехта Дюрера и рукописи на пергаменте.

    2.jpg
    Овальный зал усадьбы. 1966-1968 гг.
    В этот период усадьба была домом отдыха Сов. министров СССР.
    Филимонов А.П. (личный архив)

    Библиотеки

    13.jpg
    Библиотека в усадьбе. 1920-1930 гг.

    На первом этаже дома располагались три библиотеки: Андрея Ивановича, Петра Андреевича и Павла Петровича Вяземских. В кабинете основателя усадьбы стояли высокие книжные шкафы, кресло-кровать, круглый стол и стулья из красного дерева, на стенах висели портреты императоров и государственных деятелей России. На камине из жёлтого мрамора стояли часы французского мастера Тома, на книжных шкафах — бюсты Лафонтена, Мольера. Библиотека Андрея Вяземского содержала богатейшее собрание книг в кожаных переплётах XVIII века по разным отраслям знания, произведения Руссо, Вольтера и других популярных авторов, а также книги, принадлежавшие его отцу, Ивану Андреевичу Вяземскому и деду по линии матери, князю Долгорукому.

    Библиотека Петра Андреевича Вяземского насчитывала 5 тысяч томов сочинений поэтов и писателей пушкинской поры, большое количество журналов и альманахов, которые хранились в шкафах с витринами. В его кабинете стоял письменный стол, диван 1870-х годов с вышивкой его жены Веры Фёдоровны Вяземской, на стенах висели портреты семьи.

    В библиотеке Павла Петровича Вяземского, где устраивались домашние спектакли, были собраны книжные раритеты: инкунабулы, альдины, эльзевиры, рукописи жития XVI—XVIII веков. В ней также хранилось 10 тысяч гравюр второй половины XV — начала XVI века с религиозными сюжетами и гравюры XVIII века. Библиотека князя была обставлена высокими шкафами из красного дерева со шкафчиками внизу, стены украшали портреты государей, учёных и деятелей французской революции.

    Гостиная

    Гостиную украшали пятьдесят полотен итальянских художников разных эпох, мраморные бюсты императоров Клавдия и Нерона и барельефы Геннинга с произведений Рафаэля. Убранство гостиной составляли ларец-кабинет XVII века с пластинами из моржовой кости и ящичками, украшенными расписными эмалевыми вставками с библейскими сценами, два шкафчика, бюро из красного дерева, резные геридоны и изделия из бронзы, венецианское зеркало начала XVIII века.

    Большая столовая

    4.jpg
    Столовая. 1907 год.

    В Большой столовой стояли два монастырских шкафа XVII века с фигурами Богоматери и святых и сценами из Священного Писания. С ними сочетались старо-немецкие стулья, канделябры и стены, увешанные оружием разных народов. На шкафах хранились изделия из фарфора, хрустальные стаканы с росписью XVIII века, посуда из фаянса и глины ручной работы. Столовую украшала коллекция художественного металла, состоящая из двух медных блюд 1573 года с чеканным изображением Адама и Евы, подноса 1660 года, ступки 1695 года, персидских павлинов, самоваров, а также серебряных кубков и кружек начала XVIII века.

    1.JPG
    Столовая.1920-1930 гг.

    Комнаты второго этажа

    На втором этаже находились музейные и жилые комнаты. Сохранилось описание жилых комнат с 1889 года: они были с низкими потолками и широкими подоконниками, на стенах висели портреты мыслителей и писателей. В жилых комнатах преимущественно стояла мебель времён Николая I и старая остафьевская. В карамзинской комнате хранились реликвии Александра Пушкина: стол, камышовая трость, жилет, перчатка и его чугунный бюст. В комнате Андрея Ивановича Вяземского была симметрично расставлена мебель и развешаны гравюры французских и английских мастеров. В «образной» хранились произведения древнерусского искусства, собранные его внуком Павлом Петровичем, предметы крестьянского быта, издания Общества любителей древней письменности, основанного в 1877 году. В одной из верхних комнат Павел Вяземский собрал произведения русской живописи: эскизы Владимира Боровиковского «Св. Георгий» и «Неразумные девы», эскиз к картине «Покорение Казани» Карла Брюллова и др. В комнате Марии Аркадьевны Вяземской, жены Павла Вяземского, висели семейные портреты, стояли диван, столик и шкаф, кровать и комод с канделябром.

    7.jpg
    Комната Н. М. Карамзина. 1920-1930 гг.
    Двенадцать лет (с 1804 по 1815г) в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери Андрея Вяземского.
    Для него был построен отдельный флигель, где были написаны первые восемь томов «Истории государства Российского»

    5.jpg
    Комната Н. М. Карамзина. 1907 год

    6.jpg
    Комната Н. М. Карамзина. Письменный стол Пушкина. 1920-1930 гг.
    И.С. Ненарокомова, Знаменитые музеи-усадьбы России, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
     
    Последнее редактирование: 5 мар 2019
    Атася, PaulZibert и Воронино нравится это.

Поделиться этой страницей