Фотографии Смоленска

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем SM18, 14 ноя 2009.

  1. SM18
    Offline

    SM18 Фельдфебель

    Регистрация:
    14 окт 2008
    Сообщения:
    69
    Спасибо:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Сергей Михайлович Прокудин-Горский (31 августа 1863, Муром, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — известный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии.


    Биография

    Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора (ныне этот населённый пункт не существует). По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

    Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1898 Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

    2 августа 1901 года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

    В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучается в фотомеханической школе в Шарлотенбурге (около Берлина) под руководством доктора А.Мите. Последний в том же 1902 г. создает свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

    13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите[1], а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

    В 1904 Прокудин-Горский снимает цветные фотографии Дагестана (апрель), Финляндии (май, август-сентябрь) и Лужского уезда (декабрь).

    В апреле-сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по России, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с общиной Святой Евгении. Однако, из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса, договор был расторгнут в том же 1905 году и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

    С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводит много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине.

    В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправляется в Туркестан для фотографирования солнечного затмения в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями (1 января 1907 года). Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский делает много цветных снимков Самарканда и Бухары.

    В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных им фотопортрета Ф.И. Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

    30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

    Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

    Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.

    В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В 1910-1912 г.г., в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути, совершает большое путешествие по Уралу.

    В последующие годы, в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

    Летом 1916 года Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию — фотографирует недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.

    Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского (1904-1916 гг.)

    Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден уже после отъезда Прокудина-Горского за границу (декретом от 9 сентября 1918 г.). В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце. В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул РСФСР. Благодаря удачному стечению обстоятельств, в 1923 году первой жене Прокудина-Горского удалось вывезти из Советской России во Францию часть его коллекции фотопластин (не менее 2300 негативов). При вывозе были конфискованы фотографии некоторых стратегических объектов (мостов, шлюзов, Пермского пушечного завода). Судьба остальной части коллекции (от одной до трех тысяч фотопластин) до сего дня остается неизвестной.

    Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.


    Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.





    Технология


    В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика — профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

    Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

    Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражирования снимка. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

    Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины.

    Совместно с С. О. Максимовичем Прокудин-Горский работает над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по его методу и производит съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками учреждается акционерное общество «Биохром», которому передаются имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Сергей Михайлович продолжает исследования и добивается новых успехов. Он патентует в Германии, Англии, Франции, Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии.

    В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.

    Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 г. в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПБ., 1913) было напечатано 22 высококачественных цветных репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остается неизвестным.

    Смоленск. Никольские ворота
    [​IMG]
    Смоленск. Вид на Крепостную стену из Лопатинского сада.
    [​IMG]
    Общий вид северной части с колокольни Успенского собора. г. Смоленск.
    [​IMG]
    Смоленск. Памятник 1812 г.
    [​IMG]
    Сев.-вост. часть г. Смоленска с крепостной стеной.
    [​IMG]
    Смоленск. Часть крепостной стены на Казанской горе.
    [​IMG]
    Кафедральный Успенский собор с Казанской горы. Смоленск.
    [​IMG]
    Смоленск. Успенский собор с северо-востока.
    [​IMG]
    Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии в Успенском соборе.
    [​IMG]
    Богоматеринская церковь. Смоленск.
    [​IMG]
    Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии в Богоматеринском храм
    [​IMG]
     
  2. SM18
    Offline

    SM18 Фельдфебель

    Регистрация:
    14 окт 2008
    Сообщения:
    69
    Спасибо:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Граница Московской и Смоленской губ.
    [​IMG]
    Вид на Днепр с башни Веселуха. Смоленск.
    [​IMG]
    Заднепровская сторона Смоленска от башни Веселуха.
    [​IMG]
    Крепостная стена с башней Веселуха. Смоленск.
    [​IMG]
    Смоленск. Крепостная стена.
    [​IMG]
    Смоленск. Крепостная стена.
    [​IMG]
    Смоленск. Вид из Лопатинского сада.
    [​IMG]
    Авраамиевский монастырь, г. Смоленск.
    [​IMG]
    Смоленск. Петропавловская церковь XII() [знак вопроса в альбоме карандашом] века.
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)