Харьков во время оккупации

Тема в разделе "Оккупация. Фотографии городов во время оккупации", создана пользователем Wolf09, 17 июл 2014.

  1. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Рапорт о захвате Харькова
    Из 57-й немецкой пехотной дивизии

    prm_41.jpg

    Захват Харькова был следующей целью LV Армейского корпуса после Полтавы.

    Приказ Командования от 21.10 для 57-ой пехотной дивизии:
    " 57-я дивизия наносит удар в направлении южной части Харькова до его окраин, занимает и прочно удерживает южную часть города. "

    Короткая команда, которая требовала от подразделений многого, так как речь шла о захвате города с 800.000 жителей, который защищается врагом.
    Прежде всего, дивизия должна была подготовить себе трамплин для захвата Харькова. Этим дивизия занималась в промежутке времени между 20.10 и 23.10.1941 г.
    Авангард под руководством майора Ballerstedt занялся образованием предмостного укрепления западнее п.Гуки в пригороде Харькова. Скорым и элегантным ударом это удалось ей 20.10. к 16:00 ч. Важный мост через Уды к северу от Гуки попал в наши руки неповрежденным. Предмостное укрепление образовано было в ночь на 21.10.
    1. Batl./I.R.199(1-ый батальон 199-го пехотного полка), Kp. Pz. Jg. Abtl(рота противотанкового артиллерийского дивизиона). и 1 Battr. A.R.157 (1-ая батарея 157-го артил. полка) усиливали и расширяли его в течение 21.10. Захваченные в расплох русские 22.10 предпринимали безуспешные попытки атаковать нас из казарм в западной части города. Уже раньше они попробовали это, по эту сторону Уд из Новой Баварии, против станции Рыжов, пытаясь безуспешно отрезать нас от Удянского моста. Не смотря на атаки при поддержке танков (четырех средних и двух тяжелых), нападение не удавалось. 5 из 6 танков были подбиты, последний все же ускользнул с сильным креном. Нашим противником по состоянию на утро 23.10 была уже знакомая нам дивизия:

    Против нас в Харькове держала оборону 216-я дивизия, штаб которой располагался в доме молодежи в северо-восточной части города. Полевые позиции в лесу у Григоровки и в западной части города, хорошо развитые и сильно укрепленные. Три опрных пункта. Артиллерийские батареи стреляли из середины города.

    Против этой дивизии 57 Div. выставила:
    217 полк с I. и III. Batl.

    I.Batl. наступал в ночь с 22 на 23.10 от Уд по обе стороны улицы.
    III.Batl. справа чуть позади от него
    199 полк с I. и III.Batl.

    I.Batl. севернее большой улицы
    III.Batl. в лесу западнее Залютиного Яра.

    Обоим полкам были приданы по одной батарее штурмовых орудий, бронетранспортеру инженерной роты и подчиненному зенитному орудию, чтобы давать в руки им все для уличных боев, поисков мин, имея необходимые бронированные средства борьбы. Кроме того, весь состав дивизии был готов поддерживать наступление обоих полков. Артиллерийскому полку A.R.157 удалось подтянуться вопреки периоду распутицы и зимней непогоды а также благодаря наличию тяжелых тягачей.

    Находящаяся справа 100-я дивизия должна была сильными штурмовыми поисковыми группами наступать вдоль течения Уд, однако была остановлена в районе Баварии.

    Действующая слева 101-я дивизия должна была захватить северную часть Харькова. Разграничительная линия на севере пролегала вдоль большой, проходящей с запада через северную границу центра города улице, и оттуда к выводящей на восток железнодорожной линии. От обоих соседей Div. во время захвата города не имела информации. Лишь 24.10 она получала сообщение, что 101-я Div. должна была находиться в северной части.

    22.10 в 11:00 ч. Командир дивизии еще раз дал команду обоим командирам полка на движение – наступать и атаковать. Чтобы избегать больших потерь в уличной борьбе, подразделения должны были продвигаться по частям, всегда под защитой тяжелого оружия и штурмовых орудий. В качестве цели наступления на 23.10 для обоих полков была определена дорога с севера на юг.

    В 12:00 ч. Артиллерия дивизии начала огневой налет на полевые позиции и особенно на казармы и на Партийные здания. Огонь велся весьма эффективно. После налета начала жесткий бой пехота. Сначала должны были взяты полевые позиции на опушке леса. Пехота обоих полков затоптала эти позиции в первой атаке, однако, противник, находящийся в непосредственно расположенных на городской окраине казармах и в большом белом партийном здании и находившемся за ним жилом квартале оказал более сильное соротивление I.R.217 полку по сравнению с I.R.199. Широкий и глубокий котлован препятствовал продвижению штурмовых орудий. Противник оказал упорное сопротивление. Огнь остановил пехоту. Саперами был создан проход и штурмовые орудия снова двинулись за пехотой.

    После захвата казарм и жилого квартала передние батальоны продвинулись вперед дальше в город.

    Внутренняя часть города была превращена русскими в крепость. На каждой улице, на каждом углу улицы, на каждой площади баррикады должны были задерживать наше продвижение, частично они действительно представляли искусные полевые позиции, расположенные по всей длинне улиц. Противотанковые рвы и минные поля должны были препятствовать продвижению вперед танков. Поисковые группы поразделений из состава полков, состоящие из бойцов, имевших уже очень хороший опыт, полученный при захвате Черкасс и Полтавы, продвигались вперед. Впереди шли с миноискателями саперы, за ними 2 гранатометчика, расчет легкого пулемета МГ, за ними стрелки пехотицы с плотно следующими вместе с ними штурмовыми орудиями и тяжелыми пулеметами. Беспрерывно батальоны пробивались вперед. Гражданское население также участвовало в борьбе и стреляло из окон и слуховых окон чердаков. Два вражеских разведывательных бронеавтомобиля и средний танк обстреливали атакующую пехоту на главной улице и были подбиты штурмовыми орудиями.

    217 полк, поддерживаемый фланговым огнем со стороны Григоровки, продвигался и к югу от главной улицы. Здесь наступал III. / I.R.217 батальон.
    Оба батальона выполнили свое дневное задание и остановились при наступлении темноты:
    23.10 вечером
    III.Batl. в южном конце улицы Семинарской
    I.Btl. расположился в духовной семинарии и в западной части Карповского городского сада

    I.Batl. батальон 199 полка достиг перекрестка около тюрьмы, там еще продлжался огонь, в том числе из танков, из местности мост 213(холодногоский путепровод см. схему) по местности в районе тюрьмы. Там же была произведена стыковка с I.R.217 батальоном 217 полка. III.Batl. батальон стоял слева с поворотом в обратную сторону от главной улицы и I.Batl. батальон севернее главной улицы.

    Батальоны готовились на ночь к обороне. Напротив, вдоль дороги, за котлованом, стоял враг с танками и минными полями. Штабы пришли в движение и были пемещены в город.
    О достигнутых целях, располагавшихся слева подразделений 101. Lei. дивизии не было известно. Стыковки с ними не существовало. Правый сосед (100. Lei. дивизия) взяла Новую Баварию.
    Результат дня:
    200 пленников, 3 танка уничтожено, захвачено два 7,5 см. орудия

    После анализа хода событий 23.10 можно было считать, что Харьков окончательно будет взят 24.10. Штаб дивизии решился дать команду дойти 24.10 до юго-восточного края Харькова. В качестве целей выделялись:
    I.R.217 полку -мосты через Лопань и вокзал 53(жд станция Левада см. схему)
    I.R.199 полку мосты через Лопань и мосты через р. Харьков
    II. / I.R.179 полк обеспечивал защиту от угрозы с флангов I.R.217 полку, подчинялся ему и был в состоянии готовности к выступлению. В 08:00 ч. нужно было наступать. Дивизия получила приказ о безостановочном прохождении по городу с гарантированной зачисткой 2-х центральных улиц. Эта команда служила основой для последующих действий дивизии.

    I.R.217 полку на следующий день были указаны следующие направления:
    Btl.(батальоны) имели цель:
    III.Btl. Мост через Лопань 185(ул. Основянская см. схему), поворотный треугольник южнее вокзала(жд станцияЛевады), городские бойни (пр. Гагарина).
    I.Btl. Мост через Лопань 187(Гончаровский), железнодорожный мост (южнее вокзала Левады), юго-восточный вокзал (Леваду)

    карта.jpg

    В 08:05 ч. все штурмовые подразделения полка под командованием майора Schmid, решительно перешли железнодорожную насыпь, которая проходит с севера на юг рядом с западным берегом Лопани. III.Btl.(3-й батальон) наносил удар в направлении моста, I.Btl.(1-й батальон) не смог перейти свой мост, так как он был сильно минируем и подготовлен к подрыву русскими. Оставив прикрытие из пулемета MGs и 2 танков, после коротких поисков батальон нашел в 400 м южнее расположенную небольшую пристань. Там удавалось под защитой плотного утреннего тумана переправить бронетранспортер 7-й инженерной роты. Но пришлось смириться с тем, что штурмовые орудия и другое тяжелое оружие пришлось оставить. Русская пехота, которая располагалась в близлежащих домах, а также грузовой автомобиль, привезший подкрепление, прибыли слишком поздно. Привезенные на автомобиле взрывные команды, в том числе политический комиссар и сопровождающие его женщины были арестованы. Захваченный врасплох противник отбрасывался с кровавыми потерями, он напрасно пытался закрепляться снова на многочисленных баррикадах. Батальон проходил через баррикады как лезвие. Ничего не подозревавшие русские кавалеристы проезжавшие в нескольких метрах от наших передовых частей были настолько поражены увидев нас, так как они посчитали батальон своим, русским, что остановились. Они были взяты в плен.
    В 08:35 ч. Btl.(батальон) перешел железнодорожный мост южнее вокзала. При последующем продвижении вперед в направлении юго-восточного вокзала усиливалось сопротивление. Все же батальон достиг к 09:00 ч. юго-восточного вокзала. Части батальона по достижении вокзала были разделены, одна часть с штабом полка оставалась на вокзальной территории, другая очищала здания от занимающих их русских вокруг вокзала. Весьма вероятным было предположение о нападении в ближайшем будущем с юга армейских частей, усиленных танками и минометами. Это могло вылиться в ближние бои в очень тесных жилых комплексах и очень запутанной заводской территории. Командование дивизии было в заботе о I.Btl., который находился под угрозой этого нападения с тыла. В штаб полка I.R.179, расположенного в Guki был отдан приказ о готовности к походу, чтобы помочь I.R.217 полку. Тем не менее, 12:00 ч. он получал сообщение, что положение при I.R.217 настолько укреплено, что вмешательство I.R.179 ненужно. Тем временем стало ясно,что III.Btl. застрял перед минируемым мостом, хотя находящийся южнее исправный железнодорожный мост уже захвачен. Это заставляло отступать еще имеющиеся в наличии вражеские силы. К 12:05 ч. батальон и вскоре после этого также штурмовые орудия прибыли в местность южнее штаба полка и готовились к обороне. II. / I.R.179(2-й бат 179 пех. полка) занял в 11:40 ч. территорию по обе стороны боен.

    В течение второй половины дня противник пробовал атаковать с юго-восточного направления в направлении юго-восточного вокзала, но атаки без труда были отбиты. Тем временем II. / A.R.157(второй батальон 157 арт. полка) также прибыл в район вокзала и мог поддерживать I. / I.R.217(1-й бат. 217 полка) в обороне от возможного вражеского нападения.

    У I.R.199(199-го пех. полка) события были следующие: I.Btl.(1-й батальон), усиленный необходимым тяжелым оружием, саперами и штурмовыми орудиями, должен был захватить Лопанские мосты. Для этого батальон быстро прошел в 08:00 захваченный днем раньше наполовину взорванный мост 213(Холодногорский мост), который позволял, тем не менее, какое-либо движение, и продвигался вперед при преодолении более слабого вражеского сопротивления вплоть до Лопанского моста 210 (мост в конце Полтавского шляха напротив УЗПИ), который был достигнут к 09:10. Здесь сопротивление врага усилилось существенно. Противник длительное время обстреливал мост из орудий и танков. Продвижение вперед было не возможно. Попытка подавлять вражеские орудия удавалось лишь частично, так как они были установлены очень искусно в ступенчатых отлогих домах за мостом, спрятанные в окнах. Предпринятая попытка батальона продвигаться вперед на север также не удалась - мост 209(спуск Халтурина) был взорван, а огонь врага из расположенных по ту сторону отлогих домов из всех видов оружия усиливался.

    Мост 210 был цел., он был одним из самых важных мостов города. Русские делали несколько попыток взрывать мост. I.Btl. предотвращал все попытки сбивая взрывные команды. Во второй половине дня вражеское сопротивление ослабело, I.Btl. захватил мост и образовал предмостное укрепление в центре города. Уже в этот день саперы извлекли 400 кг взрывчатого вещества из моста.

    Усиленный III.Btl. имел первоначально приказ пройти через центр города за I.Btl. в след. Когда I.Btl. не сумел захватить мост 210 , командир полка, полковник Дебои, приказал произвести разведку Лопани в южном направлении. При этом обнаружили мост 188 (по ул. Дмитриевской) целым. Теперь ком. полка приказал III.Btl. чтобы через этот мост он шел и взял центр города с юга. Btl.(батальон) обнаружил, что мосты 189 и 190, а также 192 и 193 разрушены, а северное побережье занято противником. Тогда командир батальона решил взять центр города с востока и захватить для этого мост 194(Харьковский мост). В 15:00 ч. когда передовые части батальона приблизились к мосту на 50 м, он взлетел в воздух.

    Команды русских подрывников, в том числе несколько комиссаров, одетые в униформу, скрытую под штатским пальто, были уничтожены огнем батальона. Батальон перекрыл центр города в районе всех мостов и зачистил район, расположенный южнее реки.

    II. / I.R.199(2-й батальон 199 полка), преодолев слабое сопротивление одиночного пулемета в районе трамвайного дэпо, в 15:00 ч. захватил вокзал в районе Плехановской и к 17:00 ч. подошел к железнодорожному мосту 221(пр.Московский, Красный Луч) и гарантировал контроль над выходной магистралью на восток. Поддерживающая I.R.199 (199-й полк) III. / A.R.157(3-я батарея 157 арт полка) следовала за ним в течение дня от района южнее тюрьмы. Батарея прошла с II.Btl.(2-м батальоном) вплоть до местности 24(Конный рынок).
    Итог 24.10: более 1 000 пленников, уничтожены 7 танков и 1 разведывательный бронеавтомобиль.
    В городе были разрушены ряд больших зданий, фабрик, ограблены и частично сожжены все магазины.
    24.10 вечером Дивизия доложила командующему о том, что дивизия выполнила приказ и взяла Харьков.

    В течение 25.10 центр города и южный район Харькова зачищались от разогнанных и отставших красноармейцев, саперный батальон приступил к систематическому демонтажу минных полей.
    Во время захвата города гражданское население любезно приветствовало и поддержало большей частью наши подразделения. Напротив, члены красных рабочих батальонов оказывали сопротивление и участвовали в боях.

    То, что выполнила военная часть, станет абсолютно ясно только тому, кто знает место сражений, город с соединящимися в центре города подъездными дорогами, с его запутанными пригородами и фабриками, которые искусно и коварно используются противником, особенно умелым в уличных боях, если иметь ввиду, что личный состав таял за счет потерь, что одежда изношена и личный состав еще не переобмундирован на зиму, и если представить, что захват Харькова представлял собой коронацию 14-дневной непрерывных наступательных боев, во время которых почти ежедневно должны были отражаться не только вражеские атаки при поддержке тяжелых танков, но и поддерживающую их непогоду: дожди, мороз, непроходимую грязь на дорогах, препятствующую продвижению вперед, которую могли преодолеть только тягачи и бронемашины.

    Если представить все это, то слова „ для немецкого солдата нет ничего невозможного “ более как применимы.

    Один красный командир корпуса, взятый нами в плен с его обоими офицерами и остатками корпуса говорил нашему командиру полка: „ Мы боролись, но это больше не имеет никакого смысла, вы - более сильные “

    Дивизия получила Харьков. Цена -150 мужчин, кровавые потери. В сравнении с тем, что было достигнуто, потери сносные.

    Командующий генерал направлял после захвата Харькова к дивизии следующий приказ по части:
    GeneralKdo LV.A.K.
    Откомандировавший генерал
    K.H.Qu. 25.10.1941

    Приказ по части корпуса номер 17

    Солдаты! Харьков, третий по величине промышленный город России, взят. Великий успех, которого Вы добились благодаря Вашей смелости. После Полтавы Вы имеете дело не только с жестоким и хитрым противником, котрого шаг за шагом вытесняют. Вы вынесли невзгоды погоды, дожди, снег и мороз. Вы провели вперед через грязь и болота ваши транспортные средства. Вы стойко перенесли невыразимые для вас трудности. Вы не уступили, до тех пор, пока противник не был разбит полностью.
    Солдаты, мы гордимся вами! Только более поздняя история полностью сможет удостаивать вашу славу. Вы имеете гордое сознание принять участие в ее создании.

    Я высказываю руководству и подразделению мою особенную благодарность и мое полное признание.

    подписано. Vierow
    Харьков 1941 - 1943 через немецкий объектив
    Фотографии сделаны немцами в период 22 месячной оккупации города.

    2.jpg 1.jpg 3.jpg 4.jpg
    5.1.jpg 5.jpg
    6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg 17.jpg
    18.jpg 19.jpg
    20.jpg 22.jpg 21.jpg 23.jpg 24.jpg 25.jpg 26.jpg 27.jpg 28.jpg 29.jpg 30.jpg 31.jpg 32.jpg 33.jpg

    http://dalizovut.narod.ru/okkup/57id/57id.htm
     
  2. Seregas1979
    Offline

    Seregas1979 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 июл 2013
    Сообщения:
    1.725
    Спасибо:
    1.589
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московская область
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Поиск
    Интереснейшая тема! Спасибо! Вот бы в определенных случаях при возможности делать современные снимки и сопоставлять со старыми. Вообще тема огонь была бы.
     
    Wolf09, NBAHOB, zunder1 и ещё 1-му нравится это.
  3. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1.jpeg
    Венгерские солдаты наблюдают за футбольным матчем в деревне Основа под Харьковом (в настоящее время в черте города Харькова).
    2.jpeg
    Солдат СС читает театральную афишу на улице оккупированного Харькова.

    3.jpeg
    Жители Харькова осматривают брошенный бронированный трактор ХТЗ-16.

    5.jpeg
    Немецкие офицеры фотографируются на подбитом и брошенном в районе Григоровки советском танке Т-35.
    Танк остался стоять на нынешней улице Тельмана города Харькова между домами 14 и 16. В 1941 году это было одно из предместий Харькова — Григоровка.
    Известно, что летом 1941 г. на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт, после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гранизона города Харьков. Машина была подбита в ходе боя с подраделением 57-й пехотной дивизии 22 октября 1941 года, но своим ходом сумела покнуть поле боя. Захвачена 24.10.41 5-й ротой 2-го батальона 179-го пехотного полка 57-й пехотной дивизии.
    Танк с цилиндрическими башнями, пулеметные башни без усиления, глушитель ранний, один люк в главной башне. Судя по этим признакам и по следам шести креплений антенны (ранний вариант), танк выпущен в 1934 году. Серийный номер танка №148-30.

    4.jpeg
    Немецкий военнослужащий фотографируется у советского танка Т-35, подбитого и брошенного в районе Григоровки.
    Танк остался стоять на нынешней улице Тельмана города Харькова между домами 14 и 16. В 1941 году это было одно из предместий Харькова – Григоровка.
    Известно, что летом 1941 года на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт, после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гарнизона города Харьков. Машина была подбита в ходе боя с подразделением 57-й пехотной дивизии 22 октября 1941 года, но своим ходом сумела покинуть поле боя. Захвачена 24.10.41 5-й ротой 2-го батальона 179-го пехотного полка 57-й пехотной дивизии.
    Танк с цилиндрическими башнями, пулеметные башни без усиления, глушитель ранний, один люк в главной башне. Судя по этим признакам и по следам шести креплений антенны (ранний вариант), танк выпущен в 1934 году. Серийный номер танка №148-30.
    Танк уже частично разобрали, сняв с него секции бортовых экранов и средние башни.


    333.jpg

    6.jpeg
    Советские граждане, повешенные немцами в первые дни оккупации Харькова на Сумской улице.

    7.jpeg
    Советские граждане, повешенные немцами в городе Харьков.
    Надпись на табличках — «Наказание за взрывы мин».

    8.jpeg
    Монумент Тараса Шевченко в оккупированном Харькове.
    На его фоне фотографируется итальянский военнослужащий.

    9.jpeg
    Начало Московского проспекта в оккупированном Харькове.

    10.jpeg
    Улица в оккупированном Харькове зимой 1942 года.

    11.jpeg
    Немецкие солдаты в оккупированном Харькове на крыше Госпрома.
    Вид на Домпроектострой (с 1960 года — университет) на площади Дзержинского

    12.jpeg
    Пролетарская площадь оккупированного Харькова.
     
  4. Clava
    Offline

    Clava Приказный

    Регистрация:
    8 окт 2013
    Сообщения:
    20
    Спасибо:
    36
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Xарьков
    Интересы:
    Каска
    Фотография с регулировщиком-не Харьков. Обсуждалась много раз и пришли к мнению что скорее всего Житомир.
     
    Последнее редактирование модератором: 4 авг 2014
    Wolf09, Остап Бендер и PaulZibert нравится это.
  5. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    111.jpeg 444.jpg
    Немецкие солдаты у витрины кафе «Кавказ» в Харькове.

    222.jpeg
    Жительница Харькова смотрит на пропагандистский немецкий плакат. Надпись на украинском гласит «За свободу народов».
     
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
     
    Clava и Дождевой Земляк нравится это.
  7. Игорь Рябинин
    Offline

    Игорь Рябинин Новобранец

    Регистрация:
    10 сен 2014
    Сообщения:
    9
    Спасибо:
    23
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Харьков
    Интересы:
    история
    [​IMG]
    Сообщения объединены, 8 мар 2015, время первого редактирования 8 мар 2015
    Последние обновленные1.jpg
    Сообщения объединены, 8 мар 2015
    Последние обновленные1 (2).jpg
     
  8. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотоальбом унтер-офицера вермахта Эрвина Аренца, проходившего службу водителем в 14-м тяжелом минометном полку (schweres Werfer-Regiment 14)

    0000.jpg
    Харьков, монумент Тарасу Шевченко.
    Памятник открыт 24 марта 1935 года, авторы монумента — скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард.
    30 августа 1943 года, после освобождения города от немцев, возле монумента состоялся первый официальный митинг при участии И.С. Конева и Н.С. Хрущева.


    001.jpg
    Харьков, здание Госпрома. Работы по строительству здания Дома Государственной промышленности по проекту Я.И. Кенского и А.Г. Молокина начаты летом 1925 года и закончены 7 ноября 1928 года.
    С 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины.
    На момент постройки здание Госрпома являлось самым большим зданием в СССР, его высота составляла 63 метра, объем – 347 000 квадратных метров, длина мостовых переходов над улицами – 26 метров.

    002.jpg
    Во время немецкой оккупации города в здании Госпрома, на первых этажах, была устроена конюшня, также в здании нашли укрытие обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом зоопарка.
    Немцы планировали взорвать здание перед отступлением, но этот план был сорван, тогда здание было подожжено.
    Восстановление здания Госпрома продолжалось три года и было завершено в 1947 году.
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  9. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.227
    Спасибо:
    16.124
    Отзывы:
    267
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск, реконструкция
    Увидев фотографию времен немецкой оккупации с действующим трамваем - удивился и заинтересовался.
    Нашёл в сети интересную статью, несколько ангажированную, тем не менее для себя можно интересную информацию почерпнуть.

    [​IMG]

    Трамвай в Харькове в период оккупации 1941-1943
    Автор - Роман Понаморенко.

    3 июля отмечается день харьковского трамвая. В связи с этим я подготовил небольшой очерк об истории трамвая в период немецкой оккупации города в 1941-1943 годах.
    Одним из наиболее малоизвестных и поэтому интересных вопросов в истории немецкой оккупации является функционирование в оккупированной нацистами Украине различных систем жизнеобеспечения больших городов, к которым относится и работа общественного транспорта. В советское время все эти вопросы замалчивались и только после того, как Украина стала независимым государством, архивы – рассекречены, ученые получили возможность объективно исследовать события трагических 1941-1945 годов. Одним из таких белых пятен истории является существование в оккупированном Харькове трамвая. Об этом факте не вспоминается ни в одной исторической работе, поэтому мы и решили восполнить этот пробел, опираясь на документы Государственного архива Харьковской области.
    После создания в оккупированном Харькове городской управы на повестку дня встал актуальный вопрос: «Как обеспечить жизнедеятельность большого города?». Одной из важнейших задач была организация в потрепанном войной Харькове движения общественного транспорта. Как нам кажется, при этом Городская управы руководствовалась следующим причинам: 1) показать населению, что жизнь постепенно входит в мирное русло; 2) при помощи общественного транспорта обеспечить доставку работников к рабочим местам; 3) заработать дополнительные средства.
    С этой целью 1 ноября 1941 года, то есть через 6 дней после захвата Харькова частями Вермахта, в городе было создано специальное Управление трамваев и троллейбусов во главе с М.М. Подхалюзиным. Главным бухгалтером нового управления был назначен О.И. Олейников. Управление размещалось по адресу переулок Пискуновский, 16.
    Свежесозданная контора сразу же приступила к работе. По предварительным планам предполагалось наладить эксплуатацию в городе и трамвая и троллейбуса уже в марте 1942 года. Однако по объективным причинам с троллейбусом не сложилось – не хватало горючего, а с пуском трамвая произошла трехмесячная заминка. По нашему мнению, ее причинами стали, во-первых – тактика «выжженной земли», которую применила Красная армия при отступлении из города. И действительно, во время отступления советских войск в Харькове были уничтожены телеграф, водопровод, АТС, бани, хлебозавод, мельницы и так далее. Система жизнеобеспечения не функционировала. Во-вторых – прифронтовой статус Харькова, вокруг которого как раз весной 1942 года развернулись боевые действия больших масштабов, а следовательно, городским властям было не до трамвая. Когда же боевые действия перенеслись дальше на Восток, под Сталинград и на Кавказ, то в городе воцарился временный покой, и можно было начать работать.
    Как бы там ни было, но пассажирское движение трамвая началось 13 июня 1942 года. Функционировал трамвай ровно три месяца, до 12 сентября 1942 года. За это время всего трамвай проработал только 66 дней, из которых 22 дня – ограничено (с 5 часов до 8, и с 15 до 18:30), исключительно для перевозки военных и рабочих заводов по льготным билетам.
    Это может показаться удивительным, однако организация трамвая в оккупированном Харькове в разгар тотальной войны не оказалась убыточным предприятием, хотя и больших прибылей тоже не принесла. Так, по предварительным подсчетам от эксплуатации трамвая планировалось получить 4393 тысяч рублей, а фактически Харьковская городская управа получила от этого 494,8 тысячи рублей чистой прибыли, что является очень неплохим результатом, учитывая то, что трамвайное движение было пущено на три месяца позже запланированного срока.
    Цена за проезд была неодинаковой для разных категорий населения: 1,50 рубля, 2 рубля, 2,5 рубля. Очевидно, что меньше всего платили работники, которые передвигались к рабочим местам и военнослужащие – и те, и другие имели льготные билеты.


    Трамвай.jpg

    Статистическая графическая сводка функционирования трамвая хранящаяся в архиве.


    В нашем распоряжении есть статистические данные, которые помогают выявить много интересных фактов о работе харьковского трамвая. Так, в 1942 году было перевезено 1 150 582 пассажира, и сделано при этом 205 196 вагонокилометров. В 1942 году было проведено капитальных работ на 378,2 тысячи рублей, из которых 377,4 потрачено на восстановление поврежденного трамвайного хозяйства. На 1 января 1943 года в трамвайном парке работало 158 человек, из которых рабочих– 144, инженерно-технический персонал – 6, служащих – 5, обслуживающий персонал – 3 человека. На заработную плату для этого персонала было потрачено 1062 тысяч рублей. Общие производственные траты составили 85,8 тысяч рублей, административно-управленческие – 59 тысяч рублей, зарплата руководителей Управления – 49,5 тысяч рублей. Всего трат было на 194,3 тысяч рублей.
    Интересно, что прямые убытки Управления трамваев составили 9776,8 рублей. Главною статьей этих убытков стали немецкие оккупационные организации и воинские части, которые в отдельных случаях забирали для своих нужд автотранспорт, запчасти и различное хозяйственное имущество. В некоторых случаях немцы компенсировали местным их убытки, однако часто воинские части срочно перебрасывали из Харькова на фронт (не нужно забывать, что Харьков был важным транспортным узлом Вермахта на Востоке) и поэтому местные не успевали получить компенсацию.
    С остановкой транспортного движения осенью 1942 года руководство города было заинтересовано в сохранении квалифицированных рабочих кадров. С этой целью Управление трамваев с 1 ноября организовало специальный отдел вспомогательных предприятий, который имел две мастерские, химический цех и столовую. На 1 января 1943 года в этом отделе работало 42 человека, а сам этот отдел принес чистой прибыли в 36,4 тысяч рублей.
    В феврале-марте 1943 года Харьков стал ареною боевых действий. 16 марта немцам усилиями Танкового корпуса СС удалось во второй раз захватить Харьков (подробнее об этом читайте здесь). Началась новая, почти пятимесячная оккупация города. Судя по существующим документам, в 1943 году общественный транспорт в Харькове не функционировал. Окончательно освобождение Харькова пришло 23 августа 1943 года.
     
    Дождевой Земляк, Seregas1979 и Wolf09 нравится это.
  10. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотоальбом унтер-офицера вермахта Эрвина Аренца, проходившего службу водителем в 14-м тяжелом минометном полку (schweres Werfer-Regiment 14)

    3236.jpg

    Харьков, монумент Тарасу Шевченко. Памятник открыт 24 марта 1935 года, авторы монумента — скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард.
    30 августа 1943 года, после освобождения города от немцев, возле монумента состоялся первый официальный митинг при участии И.С. Конева и Н.С. Хрущева.


    000.jpg
    Харьков, здание Госпрома.

    Работы по строительству здания Дома Государственной промышленности по проекту Я.И. Кенского и А.Г. Молокина начаты летом 1925 года и закончены 7 ноября 1928 года.
    С 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины.
    На момент постройки здание Госрпома являлось самым большим зданием в СССР, его высота составляла 63 метра, объем – 347 000 квадратных метров, длина мостовых переходов над улицами – 26 метров.

    Во время немецкой оккупации города в здании Госпрома, на первых этажах, была устроена конюшня, также в здании нашли укрытие обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом зоопарка.
    Немцы планировали взорвать здание перед отступлением, но этот план был сорван, тогда здание было подожжено.
    Восстановление здания Госпрома продолжалось три года и было завершено в 1947 году.

    001111.jpg
     
    PaulZibert, Seregas1979 и Atos нравится это.
  11. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    8865.jpg
    Харьков, 1942 г.
     
    Seregas1979 нравится это.
  12. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.198
    Спасибо:
    52.865
    Отзывы:
    749
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Bundesarchiv_Bild_183-L20582,_Charkow,_Strassenkämpfe.jpg
    Харьков, уличные бои

    Bundesarchiv_Bild_183-B13548,_Charkow,_Einmarsch_deutsche_Truppen.jpg
    Харьков,начало оккупации

    Bundesarchiv_Bild_183-J22454,_Charkow,_Schützenpanzerwagen_der_SS.jpg
    Харьков, ул. Сумская.
     
    PaulZibert и Дождевой Земляк нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)