Холодное оружие

Тема в разделе "Поисковая жизнь", создана пользователем 13v, 11 фев 2009.

  1. 13v
    Offline

    13v Завсегдатай SB

    Регистрация:
    2 дек 2008
    Сообщения:
    169
    Спасибо:
    75
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
  2. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В 1872-73 гг. археолог Д.Я.Самоквасов раскопал в Чернигове огромный курган Черная Могила, содержащий погребение с богатым набором оружия.1 Два шлема, кольчуги, два меча, сабля, более десятка копий, наконечники стрел, топор, стремена, удила — все это впервые позволило представить полный комплекс
    вооружения знатного воина эпохи становления державы Рюриковичей.
    Погребение датируется концом X в., временем, непосредственно предшествующим крещению Руси. В кургане похоронены два воина, один из которых очень молод — почти подросток. Размеры кургана
    и большое количество найденного оружия свидетельствуют о высоком социальном статусе погребенных. То что в захоронении была найдена фигурка бога Тора (расчищенная недавно) указывает на их скандинавское или балтское происхождение.
    Из обнаруженных в Черной Могиле шлемов, до наших дней сохранился только один.
    Он сфероконическом формы, склепам II:I четырех железных частей: передняя и задняя находят на боковые и имеют по краям волнообразные нарезы, в центре каждого из которых находится заклепка. Все четыре части шлема обтянуты медным листом. На боковых частях приклепано по одной четырехугольной розетке с небольшим шипом посередине, а на "челе" — три фигурные полосы, из которых центральная, возможно, переходила в наносник. В местах стыка пластин, а также вокруг боковых розеток и налобного трезубца проходила медная золоченая окантовка с двойным рядом небольших выпуклостей, декоративно оформлявшая эти детали. Навершие шлема снабжено втулкой для крепления султана ил конского полоса или перьев. Снизу шлем стягивался железной полосой, к которой крепилась кольчужная бармица. Шлемы этого типа в Х-ХI вв. были широко распространены. Они известны по находкам и Польше, Восточной Пруссии. Венгрии, неоднократно встречаются на территории Древней Руси. Происхождение их несомненно восточное, что доказывают находки из погребения у села Манвеловки, оставленное видимо древними уграми в IX-X вв., и курганом Ка-рапаево в Башкирии того же периода.
    Кольчуги из Черной Могилы спеклись под воздействием времени в одну общую массу, и покрой их выяснить пока по удалось. Вероятно он был стандартным для тех времен: без воротника, с небольшим разрезом на груди, рукавами до локтя и подолом до середины бедер. В полотне кольчуг видны медные кольца — это декоративная оторочка, известная нам по хорошо сохранившимся более поздним экземплярам. Кольчуги, как и любой другой доспех, надевались поверх плотной стеганой кур-
    тки, называвшейся «подклад».
    Щиты можно представить по многочисленным аналогам. В те времена большинство щитов были круглыми, диаметром около метра, набранными из дощечек и обтянутыми кожей. В центре щита пропиливалось круглое отверстие, прикрывавшееся умбоном, крепившимся на заклепках. С внутренней стороны имелась деревянная или металлическая планка - рукоять.
    Мечи, найденные в общей груде оружия, относятся к каролингскому типу, распространенному по всей Европе, от Испании до Урала. Всего такие мечи насчитывают, различаясь по рукояти, около сорока типов. Рукояти обоих мечей роскошно украшены: первый, имеет рукоять с серебряной насечкой: второй – из позолоченного серебра с гравированным орнаментом. Мечи носились в деревянных, об-
    клеенных кожей ножнах, украшенных в нижней части бронзовым наконечником, покрытым рельефным орнаментом.
    В захоронении найдено более десяти наконечников копий. На нашей реконструкции изображен наконечник довольно крупного размера, ланцетовидной формы, ромбовидный в сечении.
    Из всей конской сбруи, находившейся в Погребении, сохранились только удила и стремена. Поэтому в реконструкции художник использовал близкие по времени гарнитуры из курганов Гаевки и Гнездово.
    1 Сомоквасов Д.Я. Могильные древности Северян-
    ской Черниговщины. M..1916. С.4-35.
    2 Кирпичников Л.Н. Древнерусское оружие. Вып.3.
    Л.. 1971. С. 25
    3 «Советская археология» 1984. № 4. С.263
    4 Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV в; М.,
    1977. С.198.
    5 Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Вып.1
    М.-Л.. 1966. С.34.
    6 Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхо-
    вого коня на Руси. IX-XIII вв. Л., 1973 С.28
    Tбл.VII.
    [​IMG]
     
  3. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Позволю себе немного распоэзиться, уж больно тема мне интересна, информации о древнерусском оружии прилично накопилось...тем более что автор представленной статьи опирается в том числе и на находки в гнёздовских курганах..

    М. Горелик Воины Киевской Руси 9-11 веков

    Представление о комплексе защитного и наступательного вооружения воинов Киевской
    Руси сложилось достаточно давно - еще по раскопкам конца XIX - начала XX вв. В изучении
    этого вопроса нашли свое отражение все этапы развития, исканий и ошибок нашей исторической науки, да и зарубежной археологии и русистики.
    Последним по времени подступом к данной теме были соответствующие разделы трехтомного труда А.Н.Кирпичникова «Древнерусское оружие», издан-
    ного в 1966-1971 гг. За период, прошедший со времени появления этой работы, достижения отечественной археологии и оружиеведения позволяют по новому осветить целый ряд, казалось бы, решенных вопросов, или же надежно подтвердить некоторые предположения.
    Первоначальные сведения о древнем славянском оружии появляются вместе с достоверными
    сведениями о самих славянах - в середине 1 тыс.н.э. Византийские и арабские источники вплоть до IX в., говоря о вооружении славянских воинов упоминают дротики, небольшие луки с отравленными стрелами и большие тяжелые щиты, подчеркивают отсутствие шлемов, панцирей и мечей. Такая картина подтверждается и материалами раскопанных погребении этого периода в Среднем Поднепровье - территории формирования древнерусского государства. Правда, византийские авторы сообщают, что нападавшие на Византию и захва-
    тывавшие ее территории славяне быстро перенимали прекрасное оружие побежденных, однако полное отсутствие такового среди находок в поднепровских памятниках заставляет усомниться в этой информации. Тем не менее, нам известны единичные комплексы, где представлены и другие виды оружия. Так, на городище Хотомель в Белоруссии, в слоях VII-IX вв. найдены прямоугольные продолговатые железные пластины с отверстиями - остат-
    ки панциря ламеллярного типа - доспеха, составлявшегося из таких пластинок, соединенных между собой ремешками или тесьмой. В богатейшем Мартыновском кладе серебряных изделий, найденном в Поросье и датируемым VII в. обнаружены оковки рукояти и ножен палаша - рубище-колющего оружия с длинным прямым клинком. В обоих случаях —
    перед нами заимствование из арсенала аварских воинов, которые были вооружены ламеллярными панцирями, палашами (а также круглыми щитами, шлемами, мощными луками и т.д.), что дружно подтверждают письменные, археологические и изобразительные источники. И это заимствование неслучайно: целый ряд славянских племен находился
    в вассальном подчинении у аварских ханов, поставлял многочисленную пехоту в их войско, где сами авары служили в легкой или тяжелой коннице.

    Комплекс же собственно древнерусского вооружения сложился в конце IX-X вв. - период формирования, расширения и культурного расцвета Киевской державы - многоплеменной империи Рюриковичей. Становление раннесредневекового государства всегда сопровождалось активной военной деятельностью - покорением родственных, но отчаянно сопротивлявшихся племен, подавлением сепаратистских сил внутри самого «домена», дальними походами, направленными не только на получение дани-выкупа, но и имевшими далеко идущие стратегические цели. Разумеется, при этом следовало учитывать вооружение противника, соответствующим образом трансформируя свое. Принимая во внимание специфическое положение Руси на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, наличие многих
    и разных культурных традиций в эпоху становления древнерусской культуры, многие исследователи допускают серьезную ошибку при оценке раннесредневекового вооружения - коль скоро Русь на северо-западе имела тяжеловооруженного противника, а на юго-востоке - маневренных, легких, бездоспешных всадников, то и был выработан у нас некий средний, универсальный вариант доспеха: полегче западного и потяжелее восточного, притом
    выгодно отличавшийся от того и другого. Однако, здесь следует учитывать не обобщенного, а каждого конкретного противника. С одной стороны – это бездоспешные, снабженные только щитами, в основном пешие, отряды балтийских, северо-восточных славянских племен, которые использовали копья, топоры, реже мечи и большие боевые ножи;
    отряды скандинавов, приходивших с севера; племенные ополчения волжско-окских финнов, чьи земли служили основным объектом колонизации. С другой — это тяжелая латная конница в многоплеменном войске Хазарского каганата, защищенная шлемами, кольчугами, ламеллярными панцирями (подчас обоими доспехами одновременно), поножами, наплечниками, копьями и саблями, действующая вместе с массами легковооруженных лучников. Не забудем и дружины мадьярских племенных предводителей и, наконец, все мыслимое многообразие родов войск и комплексов вооружения византийских армий. При этом из представителей части упомянутых народов - славян, восточноевропейских финнов, скандинавов - состояло само киевское войско. Степняки: хазары, болгары, мадьяры были
    не только постоянными соседями, многие из них просто жили в Киеве, о чем свидетельствует раскопанный там (но пока не опубликованный) могильник «салтовского типа» (то есть погребение представителей «салтовской культуры» - культуры Хазарского каганата).
    [​IMG]
    Именно на основе этого многообразия наступательного и оборонительного оружия потенциальных противников и союзников, под влиянием самых разных культурных традиций, а вовсе не в связи с абстрактным геополитическим положением Киев-
    ской державы складывался оригинальный древнерусский комплекс вооружения.
    Набор вооружения киевского воина включал в качестве наступательного оружия меч, саблю, боевой топор, кистень, копье, дротик, лук и стрелы. Защитным вооружением служили шлем, щит, панцирь из металлических колец или пластинок. Меч был главным и самым почетным оружием профессионального воина.
    [​IMG]
    1. Меч из Карабичева.
    Рукоять
    европейско-русского
    типа, орнаментика
    византийского типа.
    1-я пол. XI в.
    2. Меч из Фощеватой.
    Рукоять
    скандинавского типа,
    на клинке русская
    надпись. X в.
    3. Меч из погребения
    дружинника на
    Владимирской улице в
    Киеве. X в.
    4. Меч скандинавского
    типа с днепровских
    порогов. X в.
    5. Сабля мадьярского
    типа. Гочево. X в.

    Древнерусские мечи широко известны и по находкам и по письменным источникам. В конце IХ -начале XI вв. они имели широкий (около 5 см) и
    обычно не длинный (около 90 см) клинок с параллельными лезвиями, широким желобом и часто закругленным концом - то есть предназначались только для рубки. Рукоять имела перекрестие в виде толстого ладьевидного бруска и грибовидное уплощенное навершие. Ручка обкладывалась деревом или рогом, а сверх того обтягивалась серебром, бронзой, или обматывалась ремешком либо крученой серебряной проволокой. Очень долгим был спор
    о месте производства мечей - то их считали скандинавскими, то русскими. Только тщательное исследование выявило подлинную картину, весьма сложную. Во-первых были расчищены клинки многих сотен мечей, хранящихся в некоторых европейских собраниях и в наших музеях. Выяснилось, что подавляющее их большинство выковано в нескольких мастерских, расположенных на Рейне, во Франкской державе. Рукояти же и ножны обычно
    изготовлялись на «месте употребления», в соответствии с местными вкусами. Многие древнерусские мечи имеют рукояти, сделанные скандинавскими
    мастерами или в скандинавском стиле. Но вот, меч, имеющий самую типичную скандинав-
    скую рукоять, снабжен клинком, на котором обнаружено имя русского кузнеца (рис. 2). Это подтверждает мысль о том, что клинки «франкского» типа могли ковать и на местах. А меч из погребения дружинника на Владимирской улице в Киеве (рис.3), будучи, казалось, классически европейским, имеет на ручке серебряную обкладку с типично мадьярской степной орнаментацией. В этом же погребении найдены славянский боевой топор, чисто скандинавская богато декорированная фибула —застежка для плаща и богатый набор гравированных серебряных блях, то ли от пояса, то ли от нагрудника, явно мадьярского происхождения.
    Сабля, заимствованная (вместе с названием) из хазаро-мадьярского арсенала, начала применяться только с последней трети X в. Она являлась оружием всадника. Ранние образцы, использовавшиеся на Руси обычно очень богато украшены, - это говорит о том, что их владельцы были представителями высшего дружинного слоя. Декор в технике чекан-
    ки, резьбы и позолоты по серебру, гравировки и золочения по стали выполнен в степном мадьярском стиле или же развивает традиции, сложившиеся к этому времени в Киеве и Чернигове (рис. Б, 5).
    [​IMG]
    Боевые топоры были трех основных типов. К первому относятся топоры скандинавского происхождения с большим трапециевидным лезвием, использовавшиеся тяжелой пехотой. Богатые их образцы украшены в соответствии со скандинавской традицией, тонким узором, инкрустированным серебрянной проволокой (рис. А, 6). Ко второму типу можно отнести универсального характера топорики с небольшой оттянутой вниз бородкой и коротким молотком на обухе, либо с гладким обухом. Такие образцы были популярны во всей
    Центральной и Восточной Европе, особенно у славян (рис. 7, 8). Наконец, оружием всадников можно считать топорики третьего типа, имевшие степное алано-хазаро-мадьярское происхождение -у них узкий трапециевидный клинок с коротким лезвием и довольно длинный обух в виде молотка, реже клевца (рис. Б, 9).
    [​IMG]
    6. Боевой топор со
    скандинавской
    орнаментикой. Углы. X
    - XI вв.
    7. Боевой топор
    славянского типа из
    погребения
    дружинника на
    Владимирской улице в
    Киеве. X в.
    8. Боевой топор
    европейско-
    славянского типа.
    Гнездово. X в.
    9. Боевой топор
    степного.
    хазаро-мадьярского
    типа. Вахрушева. X в.

    Из арсенала хазарских конников
    были заимствованы и кистени - металлические или роговые гирьки, соединенные ремешком с длинной деревянной рукоятью (рис. Б).
    Столь же разнородными были копья. Универсальные местные типы наконечников с довольно
    широким листовидным пером применялись наряду со скандинавскими: узкими ланцетовидными – для пробивания кольчуги и широкими плоскими ромбическими - для нанесения тяжких ран бездоспешному противнику. Всадники использовали копья с наконечниками степного типа - узкими, гранеными, которые применялись для пробивания любого панциря.
    Дротики были восточно-славянского происхождения. Наконечники их, черешковые или втульчатые, имели короткое или более вытянутое острие, снабженное довольно длинными, оттянутыми вниз жалами, чтобы попавший в тело противника дротик нельзя было безболезнено вытащить.
    Воины пользовались различными луками и наконечниками для стрел. На севере луки чаще были простыми, сделанными из одного куска дерева; на юге популярнее были сложносоставные луки восточного типа, из нескольких слоев и кусков дерева,
    с костяными накладками, очень гибкие, упругие и мощные. Наконечники стрел - ланцетовидные, пирамидальные, ромбические, долотообразные; для стрельбы по защищенному или незащищенному противнику, по близкой или дальней цели. Луки
    носили с надетой тетивой в кожаном налучье, крепившимся на ремне с левого бока (рис. В), стрелы - в берестяном колчане степного типа, имевшим вид длинного, узкого, овального в сечении короба, слегка расширявшегосяк низу. Он подвешивался за железные петли на левом боку устьем вперед и вверх; стрелы в нем лежали наконечниками вверх (рис. А, В).
    Ранние шлемы на Руси существенно различались в деталях. В Гнездовском могильнике под Смоленском были найдены два совершенно разных шлема. Первый (рис. А) склепан из двух половин, соединенных ободом внизу и такой же ширины полосой металла вдоль темени, обе полосы украшены чеканными с изнанки точками по краям. Шлем имел кольчужную бармицу. Все аналоги шлема изобразительные и вещественные - происходят из Центральной и Западной Европы, где они датируются VII—IX вв. Второй шлем (рис. В) был склепан из четырех подтреугольных пластин, соединенных навершием, ободом и четырьмя вертикальными полосами на стыках. Он имел надбровные выкружки, переходящие в наносник. Все скрепляющие полосы позолочены и по краю вырезаны зубцами и выкружками, имеют просечки в виде сердечка. По форме и характеру декора этот шлем ближе всего к центральноазиатским образцам VIII—IX вв., хотя мог быть изготовлен и в местах более близких к Гнездову. Его кольчужная бармица имела оторочку из бронзовых колечек. В Киеве был найден крупный фрагмент полумаски с золоченым узором – часть типично скандинавского шлема. Ко второму гнездовскому близки великолепные шлемы из Чернигова, относящиеся к последней четверти X в.- сфероконической формы, склепанные из четырех пластин, вырезанных по краям, с резным навершием, ромбическими розетками-накладками, с торчащими остриями по бокам и трезубой накладкой надо лбом. Пластины шлема обтянуты золоченой медью, накладки были, видимо, посеребренными (рис. В). О происхождении черниговских шлемов издавна шли споры, так как аналоги им найдены в Польше, Венгрии и Восточной Пруссии (Самбии).
    А.Н.Кирпичников справедливо усмотрел их истоки в Центральной Азии. Более того, схожие образцы есть и в Корее, и в Бохае (Китай). Но все же самые близкие аналоги найдены в кочевнических погребениях Приуралья и Нижнего Поднепровья, связанных с мадьярским этносом. Мадьярская струя вообще сильно чувствуется в черниговских древностях, так что шлемы могли быть и местными изделиями.
    Основным видом древнерусскогопанциря времен Киевской Руси была кольчуга. До сих пор существует заблуждение, что кольчуга – старинное восточное (иранское или даже ассирийское) изобретение, бытовавшее на Руси с IX в. и только в XI в. попавшее на Запад. На самом деле она была изобретена в IV в. до н.э. кельтами, и к середине I тыс. н.э. была распространена от Британии и Скандинавии до Аравии и Тянь-Шаня. Причем именно в
    Европе она была излюбленным и в IX—XII вв. практически единственным видом металлической брони. Видимо, на Руси ее изготовлением овладели
    не позднее X в. Наряду с кольчугой на Руси применялся и перешедший из хазаро-мадьярского арсенала ламеллярный доспех (рис. Б). Надо полагать, ламеллярные русские панцири, в отличие от своих прототипов, имели покрой не «корсетов-кирас», состоящих из наспинной и нагрудной частей, соединенных по бокам застежками, а удерживались на плечах лямками, или делались в виде «кафтанов» -с разрезом спереди. Вместо степных, восточных покроев, употреблялся скорее всего покрой, заимствованный у византийских бронников – наподобие «пончо», с разрезами на боках и одном плече, часто с обрамлением подола и рукавных пройм «бахромой» из рядов металлических пластин, нашитых на кожу или ткань (рис. В). Панцири византийского типа могли быть не только ламеллярными, но и чешуйчатыми, то есть с броней из металлических пластин, пришитых верхней частью к мягкой основе, располагаясь на ней внахлест по горизонтали и вертикали - чешуеобразно. Можно не сомневаться в том, что отборные конники княжеской дружины могли по хазаро-мадьярской традиции носить два панциря одновременно: кольчугу, и поверх нее -пластинчатый доспех (рис Б, В).
    Щиты были круглыми, диаметром 70-90 см. Делали их из дощечек толщиной до 1 см. Дерево могло обтягиваться толстой кожей. По краю часто набивали обоймочки, а в центре всегда прикреплялся «умбон» - полусферическое или сфероконическое железное навершие с полями. Рукоять была северо-западного типа - в виде деревянного бруса или железной пластины (для того, чтобы держаться за них в доске под «умбоном» делали круглый пропил), либо юго-восточного - в виде двух мягких петель, которые также держали кистью руки (рис.А, Б). Византийским заимствованием были распространившиеся на Руси с XI в. каплевидные щиты (чаще их называют миндалевидными, что не соответствует форме), крупные - длиной более 1 м (рис.В). Делались они из тех же материалов, что и круглые и также укреплялись «умбонами».
    [​IMG]
    Рисуя облик древнерусских воинов IX – начала XI вв., нельзя не упомянуть украшений - гривн, браслетов, фибул скандинавского и восточноевропейского типов, застежек кафтанов и поясов с металлическим узорным набором степного происхождения, которые завершали столь разнохарактерные, но этнически выразительные образы.
    Христианизация Руси повлекла за собой мощное византийское культурное влияние. Византийская орнаментика, наложившись на существовавшие уже на Руси орнаментальные системы скандинавского и степного происхождения, способствовала появлению оригинальной, неповторимой системы древнерусского декора.
     
  4. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Кому интересно, могу порекомендовать книжку Эварда Окшотта "Археология оружия"
    от бронзового века до эпохи Ренессанса....могу на почту скинуть
     
  5. Lock
    Offline

    Lock Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 окт 2008
    Сообщения:
    202
    Спасибо:
    22
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    1812
    Раз уж зашла тема об оружии.
    Вот кистень и гирька от боевой плети найдено под Смоленском.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  6. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Новгородские воины времён Куликовской битвы
    одним из наиболее ценных материалов для реконструкции облика эпохи являются изобразительные источники. К сожалению, изображения русских воинов периода средневековья встречаются крайне редко. Нагляднее всего облик воинов той поры передают фрески.
    Храм Успения Богородицы в селе Волотово под Новгородом, построенный в XIV веке и уничтоженный фашистами во время войны, был одним из самых интересных памятников культуры периода расцвета Новгородской республики. Удивительные росписи этого храма дошли до нас только благодаря стараниям целого поколения исследователей в виде не слишком многочисленных, но достаточно полных
    зарисовок и фотографий. Некоторые из них предоставляют нам исключительного значения материал по костюму эпохи, манере его ношения, быту, реалиям повседневной жизни и по облику воинов новгородских земель времен Куликовской битвы. В частности, уникально геральдическое изображение на щите сотника Лонгина на фреске ≪Распятие≫. Большая ценность данного фрагмента обусловлена тем, что о русской геральдике этого периода сведения крайне скудны. Обращает на себя внимание и довольно характерная манера ношения плащей перекинутыми через плечо или в скатках.
    Конечно же, достаточно трудно лишь на материале данного источника уверенно создать реконструкцию облика новгородских воинов. В целом на волотовских фресках мы видим элементы вооружения и костюма, вполне характерные и для других русских земель. В то же время заметно значительное западное
    влияние, особенно в формах шлемов, часто близких к ранним бацинетам, а также восточное (например,расписные фигурные щиты на фреске ≪Воскресение Христово≫). И то, и другое понятно, учитывая значительные в этот период связи Новгорода с Северной Европой и неизбежное влияние Золотой Орды.
    [​IMG]
    Значительное количество европейского и восточного вооружения не только приобреталось при торговом обмене или попадало в качестве трофеев, но и могло быть изготовлено по их типу с небольшими модификациями.
    [​IMG]
    Новгородский ополченец. На нем стеганый доспех с короткими рукавами
    и стеганый подшлемник из крашеного льна. Шлем клепаный четырех частей и без бармицы. Щит круглый, расписной. Ополченец вооружен копьем,топором
    [​IMG]
    Конный воин новгородского тысячного полка
    (Реконструкция на основе фрески неизвестного Святого воина)
    Защитное вооружение этого воина включает в себя длиннорукавную западноевропейскую кольчугу, чешуйчатый панцирь (типа ≪пончо≫) с пристяжными оплечьями и пристяжной кожаной юбкой. Доспех спереди и сзади усилен зерцальными пластинами. Верх панциря закрывает кожаное ожерелье, а шею — стеганый воротник. Шлем куполовидный, поверх него надет расписной кожаный чехол. Щит круглый, с двухсторон богато расписан. Воин вооружен полутороручным мечом, западноевропейским кинжалом и булавой. Плащ заправлен за зерцальные ремни по обычаю того времени.

    [​IMG]
    Пеший сотник новгородского ополчения
    (Реконструкция на основе фрески ≪Распятие≫ с изображением сотника Лонгина )
    Нa сотнике одет медненый железный чешуйчатый панцирь с пристяжными рукавами и юбкой без разреза спереди, что характерно для пехотного доспеха. Шлем — высокий металлический сфероконус с пристяжной бармицей, близкий к западноевропейским образцам. Щит — большой миндалевидный
    с уплощеным верхом, обтянут кожей и украшен геральдической фигурой в виде вороньей лапы с крылом и оградительной молитвой на греческом языке по краю. Воин вооружен мечом,восточным кинжалом и шестопером. За спиной сотника крепостные стены Изборска.
    [​IMG]
    Пеший ратник новгородского ополчения
    (Реконструкция на основе фрески ≪Воскресение Христово≫)
    На ратнике мягкий кожаный доспех с фестончатой юбкой (такие доспехи называли ≪пернатыми≫) и пристяжными кожаными оплечьями, поверх которого одета короткая тканевая безрукавка. Шлем — высокий четырехчастевой сфероконус из железных пластин с пристяжной чешуйчатой бармицей, уси-
    ленной стальной пластиной вокруг лица. Щит — большой миндалевидный, обтянутый холстом и украшенный по канту оградительной молитвой на греческом языке. Воинский плащ скатан и переброшен через левое плечо. Ратник вооружен мечом, топором и кинжалом.
     
  7. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    "Змеи Крови."
    Копье можно смело назвать одним из древнейших видов холодного оружия. История его длится от знаменитой палки, с которой проделывала эволюции вошедшая в историю дарвиновская обезьяна. С того самого момента, когда прачеловек ошутил необходимость придать одному из оконечий этой палки большую прочность и для этого обуглил его и началась история копий в человеческой судьбе.
    Техника работы копьем разительно отличалась от бытовавших в древности преимущественно ударно-дробящих видов вооружения широтой приемов. Конечно, преимущественно она состояла из колющих ударов, однако, включала в себя и массу рубящих, режущих и тычковых - все зависело от формы наконечника и длины древка. Эволюция копья, равно как и любого оружия, неразрывно связана с развитием защитного снаряжения той или иной эпохи и географического ареала. Эффективность - вот то самое conditio sine qua non любого вида вооружения- от дубины до СС-20. Викинги предпочитали самое эффективное из современных им орудий. Копья не были исключением.


    Условия, в которых приходилось сражаться северянам эпохи викингов, обуславливали и конструкцию их оружия. Во-первых - тактика корабельного боя, когда дело доходило до рукопашной схватки, сильно влияла на длину. Во-вторых отсутствие панцирных доспехов плана кирас и цельнометаллических нагрудников, пластинчатого доспеха, по цене на порядок превосходящего кольчугу и поэтому крайне редкого, практически исключало развитие пик, предназначенных для пробивания подобного рода защиты, но дало мощный импульс к разрабоке наконечников, способных рубить и резать, наносить практически незаживающие раны, при этом незатруднительно раздвигая звенья кольчуг, с чем прекрасно справлялись наконечники удлиненной треугольной формы. В-третьих пристрастие викингов к метательным техникам привело к пополнению их арсенала разного плана метательными копьями и дротиками. Показательно, что пристрастие к копью, как к основному оружию пехоты, привело к появлению так называемого норманского щита, отличающегося от простого каплевидного креплением ремнями к плечу, и позволявшего управляться с копьем двумя руками, не открываясь при этом ударам противника. Рассмотрим подробнее виды копий бытовавших в названное время у викингов.
    Отечественные историки, основываясь на археологических данных по находкам на территории расселения славянских племен, предлагают следущую классификацию, основыванную на делении наконечников на: ланцетовидные, как правило именуемые "типичные", наконечники удлиненно-треугольной формы с плавным переходом от пера к втулке, и так называемый "франкский тип" с "крылышками". Разного рода подходы к изучению данного вопроса варьируются, но, в основе своей, вращаются вокруг этих трех видов. Дабы не растекаться мыслью по древу, вернее, по древку, давайте обратимся к источнику не менее надежному чем раскопы археологов - к сагам, ставшим притчей во языцех благодаря своей достоверности.
    В сагах упоминаются различные типы копий помимо тривиального spjot, слова, которое может означать любой вид этого оружия. Такие как kesja ("классическая" модификация); hoggspjot (рубящее копье); gaflak (один из видов метательных копий); snoeris-spjot (дословно - "шнуровое" копье); pal-staf (с игловидным наконечником); skepti-fletta (древко с закрепленной на нем веревкой); atgeir (несколько напоминающее алебаду). Названные виды могут составить классификацию, основывающуюся в первую очередь на функциональности того или иного явления в данной области. Например, на чисто метательные копья, такие как gaflak, представляющий собой вариант утяжеленного дротика; snoerisspjot, которое металось при помощи шнура, как бы "с петли", что придавало несравнимо большое ускорение этому снаряду; skeptifletta с закрепленной за противоположное оконечье древка веревкой, позволявшей после броска подтянуть его к себе; полифункциональные плана kesja, которым было удобно работать и в контакте с противником и на дистанции, бросая его; и чисто предназначенные для ближнего боя, плана рубящего hoggspjot, подобия пики palstaf и копья с добавленным топориком atgeir. Соответственно, наконечник рубящего копья мог иметь и ланцетовидную, и удлиненно-треугольную, и обладать "крылышками", которые являются не чем иным как раскованной и отогнутой розеткой трубки, (если речь идет именно о "франкском" типе копья, который помимо своих ограничительных функций, не позволяя оружию слишком глубоко входить в тело (а в данном случае предотвратить протыкание насквозь), нес и боевую нагрузку, в качестве дополнительной ударной детали. Очень часто подобного рода выступы укрывались чехлами из кожи наравне с основным наконечником), в то же время для метательных копий естесственна форма затрудняющая извлечение из раны, или же обеспечивающая надежное увязание в щите ( как в случае с ангоном - наследником римского пилума, который втыкаясь в щит значительно затруднял работу с ним, оттягивая его вниз. Несколько ангонов, торчащих в щите, делали его практически безполезным, особеноо с учетом того, что северяне в подавляющем большинстве использовали щиты "кулачного" типа, удерживаемые за единственную поперечную рукоять). В данном случае речь идем о стреловидных наконечниках, или же гарпуноподобных, где наподобие остроги от центрального, обычно цилиндрического жала ответвляются изогнутые тонкие боковые острия, загнутые под угдом 30-45 градусов к древку.
    Длина древка так же всецело зависела от функциональной принадлежности. Метательные копья не обладали длинным древком, очень часто на нем закреплялось металлическое кольцо, или же вбивались мелкие гвозди, обозначавшие центр тяжести, что бы бросающий его мог быстро придать ему правильное положение в руке. Полифункциональные копья были снабжены средней длины древком, колеблщейся от полутора до двух метров, удобного для боя в замкнутом пространстве или условиях корабля, где излишне длинномерное оружие безполезно. Наиболее массивными и длинными были копья не предназначенные для броска - рубящие или исключительно колющие, но предназначенные для боя на суше. Длина hoggspjot могла достигать трех метров, длина же копья, предназначенного для строевого боя четырех с половиной - пяти метров. Однако надо заметить, что толщина их редко превышала два с половиной сантиметра в диаметре.
    В подавляющем большинстве древки изготавливались из ясеня, часто украшались резьбой, иногда - аппликациями серебром, золотом и бронзой. Тяжелые копья нередко оснащались пробойниками, или просто железной оковкой нерабочего оконечья древка.
    Типы насадок наконечников тоже были весьма разнообразны. Одним из наиболее древних, но к тому времени не самым распространенным, был способ насадки при помощи длинного заостренного хвостовика, вставляемого в пропил или расклин на древке. При таком способе часто употреблялись металлические кольца, охватывающие оконечье наподобие зажимов или манжет. Более редки случаи закрепления хвостовика в распиле с помощью заклепок, часто применялся смешанный вариант. Нередко использовалась веревочная обмотка, впоследствии просмаливаемая.
    Более распространенной была насадка на трубку, представлявшую собой раскованный и свернутый определенным образом хвостовик. Для большей прочности соединения испоьзовались металлические кольца обжимавшие трубку, часто нескованную и обладающую определенным зазором для большей плотности подгонки. Изредка трубка удерживалась заклепками, в этом случае она была цельной. Однако, отнюдь не все копья с подобным типом насадки обладали такими усилениями.
    Трубки нередко покрывались золотыми и серебрянными пластинами или аппликациями с различными узорами, чаще-"серпантинным" орнаментом, типичным для Севера.
    Манера украшать оружие была присуща викингам, пожалуй, более чем кому бы то ни было из европейцев того времени. А если учесть, что копье являлось наиболее распространенным видом вооружения среди северян, то несложно сделать вывод о богатейшем художественном материале, представленном в виде отделки копий. Копье для германца было не просто оружием. Оно было не менее сакрально нежели меч или боевой молот. Достаточно вспомнить Старшую Эдду - Меч Хеймдалля, Молот Тора, но старший бог германского пантеона, всеотец Один обладает именно копьем, копьем Гунгнир. Копья, подобно мечам, в скальдической традиции имеют многочисленные поэтические имена - кеннинги: "Щест Даррада (Одина)", "Змея трупов", "Летящий дракон ран", "Ядовитая плеть битвы", "Змея крови", "Змея щитов", "Хлыст ран" и многие другие. Поэтому отношение к этому оружию выказывалось в его отделке. В орнаментах преобладают солярные символы - свастики, символы стихии вихря, знаки льда и огня. Если на копье наносились руны, то это были особые руны, посвященные определенным силам и стихиям. Собственно, подобного рода было отношение и к мечу, символу воинской доблести. Топоры же, не менее распространенные, носят в своей орнаментовке больше геометрических и животных мотивов, кроме тех, что имели свои имена и считались магическими.
    В завершение нашего небольшого рассказа о копьях викингов, то есть оружия воинов северо-германских племен, которых на Руси называли Данами, Свеями и Мурманами, хотелось бы подчеркнуть, что мы не ставили своей задачей подробно углубиться в оружейный промысел тех лет, но лишь обозначить те вопросы, которые могли бы быть интересны в дальней дискуссии. К величайшему сожалению, оружие Эпохи Викингов мы в большинстве случаев можем лишь представить в реконструкции отдельных явлений того или иного вида вооружения. Однако, неоспоримым преимуществом в изучении именно Северо-германского ареала является наличие письменных источников, саг, довольно подробно описывающих и обьясняющих факты, недостающие для полного понимания явлений того времени, факты, которые археология, к величайшему сожалению, пока предоставить не может ...
    Материал взят с домашней страницы "Christobel & Peter's Homepage"
    http://www.ozemail.com.au/~chrisandpeter/
     
  8. Хан
    Offline

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    531
    Спасибо:
    529
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Древнерусский культ меча ( Нестеров Андрей )


    О культе меча в Древней Руси известно совсем немного, он не был так ярко выражен, как, например, в средневековой Японии. Но, тем не менее, существовал он и у нас, недаром в русских былинах обретение меча или обладание им обставлялось с особым пиететом. Существовали понятия как меч-кладенец, меч-самосек или саморуб, он же «меч-сто голов-с плеч», богатырский меч и пр.

    Древнерусский меч мало отличался от мечей Западной Европы, можно сказать, вообще не отличался. Размеры и вес были примерно одинаковы. Около 100 см. длиной и 1 кг. весом. Конечно были мечи и исполинского размера, но это редкость.

    Часто утверждается, что первые русские мечи были тупыми или вовсе не имели острия, думаю, подобные заявления вообще не заслуживают внимания. Колющий удар известен с незапамятных времён, техника фехтования немыслима без подобного удара. Тот же кожаный панцирь легче проткнуть, чем разрубить, если бы было иначе - ни древние греки, ни римляне не имели мечей с заточенным остриём. Некоторые «знатоки» утверждают, что римский гладиус не имел заточенного острия – это полнейшая чушь. «Самым целесообразным римляне считали колющий удар, потому что он требовал гораздо меньше времени и пространства, чем рубящий. Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу». Это же подтверждал Тацит, описывая войны римлян с сарматами. В исландских сагах воины совершали самоубийство, бросаясь на острие меча - «он воткнул рукоятку меча в лёд и навалился на острие». Ссылка на дошедшие до нас летописи, в коих пронзающий удар фигурирует с XIII века ничего не доказывает, летопись это всё-же не учебник по фехтованию. Подобные нюансы древних летописцев мало интересовали, главная задача данных документов это отражение общественно-политических событий.

    Мечи, которыми владели древние русичи можно условно разделить на железные, стальные и булатные. Мечи из булатной стали тоже разделяются на две группы: булат литьевой и булат сварной. Слово «булат», возможно, происходит от области в Персии - Пулуади, которая была знаменита торговлей холодного оружия. Хотя лучший булат ковали в Индии, и только позднее в Персии, «дамасский» (название по месту торговли, истинный литьевой булат был индийским) литьевой или литой булат, который знаменит своей гибкостью, мало подходил для древнерусских воинов. Он плохо переносил низкие температуры, влажность и др. климатические факторы, поэтому большее распространение получил сварной булат. Клинки из которого ковали русские мастера. Доктор технических наук Ю.Г. Гуревич в своей замечательной работе "Загадка булатного узора" сделал вполне определенный вывод: на Руси испокон веков умели делать сварочный булат. Подобные мечи ценились как в Европе, так и на Востоке. Хотя они не обладали легендарной гибкостью «дамаска», зато были также остры и прочны.

    Самым известным из первых кузнецов стал Людота, мастер IX века ковавший булатные мечи. Видимо, это было одно из первых оружейных производств Древней Руси. А профессия кузнецов-мечедельцев считалась одной из самых почётных и вместе с тем была окружена мистическим ореолом. Ведь кузнецы издревле считались потомками Сварога, носителями сакрального знания. Только избранные моги ковать самые лучшие мечи, булатная сталь очень капризна, ни один меч не похож на другой. Перед тем как начать ковать новый меч кузнец приносил жертвы Сварогу, а жрецы освящали данное таинство и, лишь тогда, можно было приступать к работе.

    Мечи ковавшиеся под заказ конкретного владельца несли в себе отличительные особенности. Не только в размерах и весе, но и в отделке рукояти. Долы, которые иногда называют «кровоспуском», предназначались не столько для облегчения оружия, сколько для придания ему жёсткости, некоторые так и определяют их как рёбра жёсткости. Рукоять меча отделывалась либо цветными, либо драгоценными металлами, а также эмалью или чернью. Покрывались узорами мифологических сцен, имена мечам давались либо древних богов, либо тотемных животных: Руевит, Ламя, Индрик, Китоврас, Василиск, Горыня и пр.

    Особняком здесь стоят магические мечи, посредством которых осуществлялись определённые религиозные обряды. «Меч сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками». Подобные мечи покрывались руническими заклинаниями и использовались как инструменты магического нападения и защиты. Также у славян существовал обычай – класть перед новорождённым ребёнком обнажённый меч, как бы указывая этим, что он должен мечом добыть себе славу и богатство.

    Великий воин обладал знаменитым мечом, одно упоминание имени которого приводило в трепет врагов. Вспоминая древнерусских богатырей или исторических персонажей - апофеозом ратоборства всегда был поединок на мечах. Чистый звон булатного клинка уже сам по себе разрушал негативную энергетику противника, а опытная рука его хозяина довершала бой точным, разящим ударом. Когда владелец булатного меча погибал или умирал – меч тоже лишали «жизни», его ломали и хоронили в той же могиле. Мать-Сыра-Земля забирала магическую силу меча, поэтому мечи из курганов никогда не приносили удачи новому хозяину.

    Культ меча сохраняется даже тогда, когда широкое распространение получает огнестрельное оружие. Вспомнить тот факт, что существовали знаки доблести, которые носились исключительно на холодном оружии. Сакральный смысл меча вновь возрождается в знаменитом Мече Победы Великой Отечественной войны. Недаром, русский солдат-освободитель навечно замер с мечом в руках в немецком Трептов-парке, а Родина-Мать застыла с мечом на Мамаевом кургане. 13.06.2006.

    Литература:

    1. Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси.- МИА,. 1953, №32.

    2. Колчин Б. А. Оружейное дело древней Руси (техника производства).- В кн.: Проблемы советской археологии. М.: Наука, 1978.

    3. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 1.- САИ, 1966, вып. Е1-36.

    4. Каталог выставки XII Археологического съезда в г. Харькове, Отд. I. Харьков, 1902.

    5. Редин Е. К. Альбом выставки XII Археологического съезда в г. Харькове. М., 1903.

    6. Шрамко В. А. Древности Северского Донца. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1962.

    7. Беленицкий А. М. Глава «О железе» минералогического трактата Бируни;- КСИИМК, 1950, вып. 33.

    8. Колчин Б. А. Несколько замечаний к главе «О железе» минералогического трактата Бируни.- КСИИМК, 1950, вып.

    9. Тараторин В.В. История боевого фехтования. Минск. 1998.

    10. Тацит Корнелий. История. – Л. Наука. Т.2. с.42.
     
  9. NEMO
    Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    1.251
    Спасибо:
    5.815
    Отзывы:
    151
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История, поиск
    Цитата(Хан @ 20 Января 2010, 21:03)
    Древнерусский культ меча ( Нестеров Андрей )


    О культе меча в Древней Руси известно совсем немного, он не был так ярко выражен, как, например, в средневековой Японии. Но, тем не менее, существовал он и у нас, недаром в русских былинах обретение меча или обладание им обставлялось с особым пиететом. Существовали понятия как меч-кладенец, меч-самосек или саморуб, он же «меч-сто голов-с плеч», богатырский меч и пр.

    Древнерусский меч мало отличался от мечей Западной Европы, можно сказать, вообще не отличался. Размеры и вес были примерно одинаковы. Около 100 см. длиной и 1 кг. весом. Конечно были мечи и исполинского размера, но это редкость.

    Часто утверждается, что первые русские мечи были тупыми или вовсе не имели острия, думаю, подобные заявления вообще не заслуживают внимания. Колющий удар известен с незапамятных времён, техника фехтования немыслима без подобного удара. Тот же кожаный панцирь легче проткнуть, чем разрубить, если бы было иначе - ни древние греки, ни римляне не имели мечей с заточенным остриём. Некоторые «знатоки» утверждают, что римский гладиус не имел заточенного острия – это полнейшая чушь. «Самым целесообразным римляне считали колющий удар, потому что он требовал гораздо меньше времени и пространства, чем рубящий. Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу». Это же подтверждал Тацит, описывая войны римлян с сарматами. В исландских сагах воины совершали самоубийство, бросаясь на острие меча - «он воткнул рукоятку меча в лёд и навалился на острие». Ссылка на дошедшие до нас летописи, в коих пронзающий удар фигурирует с XIII века ничего не доказывает, летопись это всё-же не учебник по фехтованию. Подобные нюансы древних летописцев мало интересовали, главная задача данных документов это отражение общественно-политических событий.

    Мечи, которыми владели древние русичи можно условно разделить на железные, стальные и булатные. Мечи из булатной стали тоже разделяются на две группы: булат литьевой и булат сварной. Слово «булат», возможно, происходит от области в Персии - Пулуади, которая была знаменита торговлей холодного оружия. Хотя лучший булат ковали в Индии, и только позднее в Персии, «дамасский» (название по месту торговли, истинный литьевой булат был индийским) литьевой или литой булат, который знаменит своей гибкостью, мало подходил для древнерусских воинов. Он плохо переносил низкие температуры, влажность и др. климатические факторы, поэтому большее распространение получил сварной булат. Клинки из которого ковали русские мастера. Доктор технических наук Ю.Г. Гуревич в своей замечательной работе "Загадка булатного узора" сделал вполне определенный вывод: на Руси испокон веков умели делать сварочный булат. Подобные мечи ценились как в Европе, так и на Востоке. Хотя они не обладали легендарной гибкостью «дамаска», зато были также остры и прочны.

    Самым известным из первых кузнецов стал Людота, мастер IX века ковавший булатные мечи. Видимо, это было одно из первых оружейных производств Древней Руси. А профессия кузнецов-мечедельцев считалась одной из самых почётных и вместе с тем была окружена мистическим ореолом. Ведь кузнецы издревле считались потомками Сварога, носителями сакрального знания. Только избранные моги ковать самые лучшие мечи, булатная сталь очень капризна, ни один меч не похож на другой. Перед тем как начать ковать новый меч кузнец приносил жертвы Сварогу, а жрецы освящали данное таинство и, лишь тогда, можно было приступать к работе.

    Мечи ковавшиеся под заказ конкретного владельца несли в себе отличительные особенности. Не только в размерах и весе, но и в отделке рукояти. Долы, которые иногда называют «кровоспуском», предназначались не столько для облегчения оружия, сколько для придания ему жёсткости, некоторые так и определяют их как рёбра жёсткости. Рукоять меча отделывалась либо цветными, либо драгоценными металлами, а также эмалью или чернью. Покрывались узорами мифологических сцен, имена мечам давались либо древних богов, либо тотемных животных: Руевит, Ламя, Индрик, Китоврас, Василиск, Горыня и пр.

    Особняком здесь стоят магические мечи, посредством которых осуществлялись определённые религиозные обряды. «Меч сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками». Подобные мечи покрывались руническими заклинаниями и использовались как инструменты магического нападения и защиты. Также у славян существовал обычай – класть перед новорождённым ребёнком обнажённый меч, как бы указывая этим, что он должен мечом добыть себе славу и богатство.

    Великий воин обладал знаменитым мечом, одно упоминание имени которого приводило в трепет врагов. Вспоминая древнерусских богатырей или исторических персонажей - апофеозом ратоборства всегда был поединок на мечах. Чистый звон булатного клинка уже сам по себе разрушал негативную энергетику противника, а опытная рука его хозяина довершала бой точным, разящим ударом. Когда владелец булатного меча погибал или умирал – меч тоже лишали «жизни», его ломали и хоронили в той же могиле. Мать-Сыра-Земля забирала магическую силу меча, поэтому мечи из курганов никогда не приносили удачи новому хозяину.

    Культ меча сохраняется даже тогда, когда широкое распространение получает огнестрельное оружие. Вспомнить тот факт, что существовали знаки доблести, которые носились исключительно на холодном оружии. Сакральный смысл меча вновь возрождается в знаменитом Мече Победы Великой Отечественной войны. Недаром, русский солдат-освободитель навечно замер с мечом в руках в немецком Трептов-парке, а Родина-Мать застыла с мечом на Мамаевом кургане. 13.06.2006.

    Литература:

    1. Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси.- МИА,. 1953, №32.

    2. Колчин Б. А. Оружейное дело древней Руси (техника производства).- В кн.: Проблемы советской археологии. М.: Наука, 1978.

    3. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 1.- САИ, 1966, вып. Е1-36.

    4. Каталог выставки XII Археологического съезда в г. Харькове, Отд. I. Харьков, 1902.

    5. Редин Е. К. Альбом выставки XII Археологического съезда в г. Харькове. М., 1903.

    6. Шрамко В. А. Древности Северского Донца. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1962.

    7. Беленицкий А. М. Глава «О железе» минералогического трактата Бируни;- КСИИМК, 1950, вып. 33.

    8. Колчин Б. А. Несколько замечаний к главе «О железе» минералогического трактата Бируни.- КСИИМК, 1950, вып.

    9. Тараторин В.В. История боевого фехтования. Минск. 1998.

    10. Тацит Корнелий. История. – Л. Наука. Т.2. с.42.

    Интересно, чей это меч? Может местного, кустарного производства? Гарда из бронзы.
     

    Вложения:

    • ___22.JPG
      ___22.JPG
      Размер файла:
      25,8 КБ
      Просмотров:
      13
  10. Gedygold
    Offline

    Gedygold Фельдфебель

    Регистрация:
    10 сен 2011
    Сообщения:
    63
    Спасибо:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    Археология 13-15 вв., балты
    Цитата(NEMO @ 25 Января 2010, 21:11)
    Интересно, чей это меч? Может местного, кустарного производства? Гарда из бронзы.



    Фото ужасного качества, но впринципе видно, что это т. наз. "куршский тип" Т1 по классификации В. Казакявичуса - Т1 (по классификации А.Н. Кирпичникова - тип 1). Датируется он 12-13 вв. Клинки у них привозные (Рейн), а вот сборку рукоятей производили на месте. Одно недоделанное перекрестье такого меча нашли в Новогрудке (Беларусь).

    Ваша находка из России? Если не сложно - скиньте пару фото лучшего качества. Особенно интересуют фото перекрестья.

    С уважением, Евгений.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)