Членский знак АВТОДОРА

Тема в разделе "РСФСР и СССР", создана пользователем Wolf09, 4 авг 2013.

  1. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.893
    Спасибо:
    51.532
    Отзывы:
    728
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Случилось поднять в колхозном поле интересный знак. АВТОДОР.............как то сразу вспомнилась книга Ильфа и Петрова "Золотой телёнок".
    Так вот.Заинтересовала история данного общества.Собрал по крупицам информацию на просторах интернета и готов поделиться с вами.[​IMG]

    Автодор - добровольное общество содействия развитию автомобильного транспорта и улучшения дорог. Сформировалось в сентябре 1927 года и просуществовало до 1935 года, когда его функции взяло на себя ОСОАВИАХИМ. За время своей деятельности общество выпустило свыше тридцати жестяных знаков. Знак «За моторизацию пограничных войск СССР - вручался членам экипажей боевых машин, построенных на средства общества Автодор, а также активистам общества, которые занимались сбором средств на постройку бронетехники.
    Близким по своим задачам к оборонным обществам двадцатых годов было и Общество содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог — Автодор. Организационно Автодор оформился 22 сентября 1927 г. Его создание диктовалось всем ходом начавшихся исторических преобразований в стране. Плохие дороги, отсутствие транспорта сдерживали строительство социализма. Привлечение к развитию автодорожного дела широкой общественности должно было способствовать ускорению темпов индустриализации.
    Наряду с чисто организационными вопросами развития автомобилизма Автодор проводил большую агитационно-массовую работу. Совместно с «Крестьянской газетой» и «Комсомольской правдой» общество организовывало агитпоездки на специально оборудованных автомашинах по городам и селам страны. Проводились также авто-мото, водо-моторные и аэро-санные испытательные пробеги.
    В 1933 г. Автодор объединял около двух миллионов членов и имел единый значок, а для отличившихся еще и наградной знак «За активную работу». Значки Автодора отличаются высоким качеством. Многие из них выполнены на серебре с богатой отделкой разноцветными эмалями. Известно более тридцати наименований значков, выпущенных обществом.
    Любопытен значок «Юный друг Автодора». Еще на одном значке запечатлен Всесоюзный мото-лодочный поход юных автодоровцев.
    Деятельность Автодора не ограничивалась только сушей. Она распространялась и на водные пути. Причем эта деятельность иногда осуществлялась совместно с Осоавиахимом. Известны два значка, на которых обозначены эти обе организации.
    Большое внимание Обществом уделялось оборонной работе. В 1931 г. Общество провело широкую кампанию по сбору средств на моторизацию пограничных войск. Было собрано свыше 10 млн рублей, и в начале января 1932 г. Автодор передал Главному управлению пограничных войск 24 танкетки, изготовленные на собранные средства. Обществом с целью сбора средств проводились лотереи.
    В 1929 г. Автодор совместно с Осоавиахимом провел серию агитмассовых оборонных походов по водным артериям страны. Походы совершались на шлюпках и моторных лодках. В ознаменование этого события был выпущен значок.
    Огромную помощь Автодор оказывал колхозам, МТС и совхозам, организуя авторемонтные бригады, передвижные автоколонны, готовя в многочисленных школах общества специалистов автомобильного и дорожного дела.
    В последние годы общество много внимания уделяло оборонной работе. С целью устранения параллелизма в работе общественных организаций в октябре 1935 г. общество Автодор было ликвидировано, а его функции переданы Осоавиахиму.

    avtodor.JPG vint.JPG avtodor.jpg avtoprobeg.jpg Za_rulem_1934_g..jpg chlen_Avtodora.jpg chlenskiy_bilet.jpg Lotereya_Avtodora.jpeg yuniy_drug_Avtodora.jpg znaki.jpg Za_rulem_1935_g..png
     
    Мастеровой, Юниор, ohranik и 2 другим нравится это.
  2. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.222
    Спасибо:
    16.039
    Отзывы:
    263
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Wolf09, замечательная тема и интересное исследование ! Алексей спасибо !
     
    Wolf09 и Дождевой Земляк нравится это.
  3. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.893
    Спасибо:
    51.532
    Отзывы:
    728
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Спасибо Егор [​IMG]
     
  4. Slava()
    Offline

    Slava() Полковникъ

    Регистрация:
    15 янв 2012
    Сообщения:
    135
    Спасибо:
    4.113
    Отзывы:
    122
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Интересы:
    Нумизматика
    Фото находок по теме.

    DSCN5583.JPG DSCN5582.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 28 дек 2014
  5. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.893
    Спасибо:
    51.532
    Отзывы:
    728
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Перед вами — редчайшая фотография. Это 1932 год. Соборная площадь в Петрозаводске. На языке современных улиц – угол Куйбышева и площади Кирова.

    Sobornaya2.jpg
    Фото из фондов Национального музея РК

    По мнению многих краеведов, эта фотография публикуется впервые. Своеобразный дебют. Включаем исторический микрофон:

    — Как остальные машины?

    — Отстали. Проколы, поломки, энтузиазм населения. Все это задерживает.

    — Вы в командорской машине? Клептунов с вами?

    — Клептунова я снял с пробега.

    — А профессор Песочников? На «паккарде»?

    — На «паккарде».

    — А писательница Вера Круц? Вот бы на нее посмотреть!..

    Вот так Остап Бендер отбивался от назойливого жителя города Удоева из нетленного «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Этот диалог великолепно передает время. Время автопробегов и Автодора — существовавшего в СССР в 1927—1935 годах Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог.

    Над этим историческим документом надо поколдовать. Увеличивайте фотографию и внимательно прочитайте лозунги. Их обилие поражает воображение:

    «Вступайте в Автодор, помогайте осуществлять лозунг «Пятилетку — в четыре года!»,

    «Красная Армия – друг Автодора!»,

    «…лицом к лесу, заводам, цехам…»

    Рассмотрите внимательно одежду людей. Расслоение общества особо хорошо видно по женской одежде. Некоторые дамы одеты крайне бедно. Но часть вполне соответствует стандартам моды 30-х. Они в шляпках, пальто и в особо модных фильдеперсовых чулках. Мужчина в левом нижнем углу в знаменитых кожаных сапогах и кожаной кепке – ну вылитый Адам Казимирович Козлевич с его «Эх! Прокачу!»

    Собралось много народу, кругом дети. Парад чудо-техники! Тут и автомобили, и тракторы, и дорожно-строительная техника, автобус. Конечно, все это было невидалью.

    Первый автобус в Петрозаводске появился в 1927 году. Маршрут был Соборная площадь – вокзал (только старый, сейчас товарный).

    Присмотритесь к архитектурным изыскам. На угловом здании, сохранившемся по сей день, был опоясывающий балкон с удивительной красоты металлическими кронштейнами. Париж отдыхает!

    Все эти прелести соседствуют с обилием мусора. С уборкой города явно были проблемы. Может, не до этого было? Тут такое творится: «Железный конь идет на смену ветхой крестьянской лошадке!». Не до чистоты.

    Судя по эмблеме, автомобили — это, скорее всего, ГАЗ–А. С определением марки трактора дело обстоит сложнее.

    Автодор проводил свою лотерею. Вот образец билета:

    билет.jpg
    http://old.rk.karelia.ru/blog/vse-v-avtodor/

    Аэросани являлись сезонным зимним транспортом, пребывая около полугода в бездействии, поэтому тематика ЗиМВТ не ограничивалась только их разработкой. Важной составляющей работ коллектива являлось проектирование глиссеров. При этом география их применения была весьма обширна.

    111.JPG

    Организации секции ЗиВМТ «Автодора» непосредственно предшествовало появление в «Осоавихиме» инициативной группы, занимавшейся вопросами скоростного судостроения. Данной группой совместно с ЦАГИ был проведен пробег глиссеров института из Москвы в Ленинград. К зиме 1927-1928 гг. группа приняла решение о проектировании глиссера, пригодного для изготовления низовыми ячейками «Осоавиахима». Конструктором глиссера, названного ДМ-1 , стал т. Мещерин.

    В связи с организацией общества «Автодор» все разработки зимнего и водно-моторного транспорта должны были сосредоточиться в данной организации. По смете «Осоавиахима» стоимость «глиссера для кружковых организаций» составляла 5800 руб. На тот момент времени вновь организованный «Ав-тодор» еще не располагал необходимыми денежными средствами, поэтому в январе 1928 г. по предложению инженера Бойкова работы заморозили. Только в январе 1929 г. принимается решение о начале постройки глиссера ячейкой «Автодора» №89 при ВХТИ (Высшем художественно-технологическом институте).

    Учитывая, что коллектив ВХТИ имел требуемые производственные возможности и квалифицированный техперсонал было признано необходимым выделить 500 руб. для оплаты рабочей силы, задействованной в постройке глиссера. Столь существенное снижение стоимости работ по глиссеру объяснялось тем, что в данную сумму не входила оплата труда проектировщиков, а строители трудились практически на чистом энтузиазме. В августе 1929 г. в «Автодоре» был заслушан доклад о глиссере коллектива №89, в результате рассмотрения которого приняли решение назначить комиссию «по выяснению вопроса о глиссере».

    Комиссии поручалось:

    «выяснить возможность серьезного испытания глиссера в навигацию 29 г. и составить смету на необходимые для этого доделки и оборудование глиссера».

    В следующем месяце обсуждался вопрос об испытании глиссера ДМ-1, в связи с чем в «Автодоре» приняли решение

    «выделить на ремонт 200 руб., командировочные 200 руб., на непредвиденное 200 руб. Просить УВВС РККА отпустить авиационное горючее и смазочное, потребное для испытаний. В комиссию выделить тт. Бойкова, Емельянова, Елагина, Карпова, Мещерина, Неверова».


    Глиссер ДМ-1, как первая разработка «Автодора», был переименован в «Автодор-1» или А-1. В дальнейшем глиссер участвовал в «Первом звездном походе», выставке и во многих других мероприятиях.

    222.JPG


    Следующим типом стал пассажирский глиссер «Автодор-2» (А-2) с именем «Андрей Лежава», построенный на заводе №39. Глиссер А-3 конструкции Н.М. Андреева разрабатывался уже для военных целей, хотя проектировался и строился энтузиастами на привлеченные внебюджетные средства. А-3 имел аналогичные А-1 габариты, но отличался килеватостью днища (А-1 был плоскодонным), более мощной силовой установкой и наличием вооружения - пулеметной турели. Вновь построенный глиссер участвовал в совместно с А-1 в «Первом звездном походе», а потом был отправлен на маневры Днепровской речной флотилии. От «Автодора» наблюдать за ходом маневров был командирован инженер А.А. Бойков. В октябре 1930 г. Бойков в отчете о командировке писал:

    «Я ездил в Киев в штаб начальника Днепровской флотилии из Черкасс; как раз совпавшие с моим приездом в Киев были устроены маневры специально для глиссера. Он нападал на эскадру, стреляя в нее ракетами и боевыми патронами из пулемета по мишеням, поставленным на берегу. Стрелял глиссер также и бомбами с удушливыми газами. Атака отражалась флотилией стрельбой из пушек и пулеметов по мишени, которую глиссер волочил за собой. Перевес пока оказался на стороне глиссера. Попадания с глиссера имели больший процент, чем с эскадры.

    Флотилия думает развивать этот тип глиссера с некоторыми малыми усовершенствованиями для разведки, нападения, связи и пр.

    [...]

    В Гомеле после демонстрационных поездок глиссера Гэрсовет Автодора, 37-я стр. дивизия согласились выстроить 5 глиссеров при условии получения чертежей и моторов из центра. На банкете, устроенном ввиду прибытия флотилии, в Гомеле мне пришлось говорить о глиссерах. Для Киева, Днепростроя, Гэмеля мною были написаны статьи в газеты ввиду большого интереса, проявленного к нам местным населением.

    Начальник флотилии и весь состав просили об оставлении глиссера в их распоряжении и даже о полной передаче его им. Для подготовки кадров по моему настоянию инженер Андреев согласился поехать на Днепрострой и подучить за это время их механиков и водителей езде на глиссере и обращению с мотором».


    Успешное участие в маневрах и походах глиссеров «Автодора» показало, что ЗиМВТ является вполне сложившимся коллективом, способным решать сложные инженерные задачи военного и народно-хозяйственного характера.Развитием конструкции А-3 стали военные глиссеры А-17 с мотором 220 л .с., А-18 с мотором 175 л.с. и ряд других. В общей сложности в ЗиМВТ «Автодора» спроектировали 24 типа глиссеров различного назначения.

    333.JPG

    Своей производственной базы (С 1 января 1932 г. начала функционировать вновь введенная в строй судоверфь Московского водно-моторного клуба «Автодора», однако ее производственные мощности были недостаточны) у «Автодора» первоначально не было, поэтому постройка образцов осуществлялась силами низовых ячеек, что предоставляло коллективам известную автономию и позволило им в дальнейшем обрести самостоятельность. Так, к осени 1931 г. при НИИ ГВФ под эгидой «Автодора» организовался Отдел опытного строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА).

    В 1933 г. из-за внутренних противоречий произошло разделение коллективов «Автодора» на две независимые группы: собственно ОСГА во главе с Н.М. Андреевым (заместители по снегоходным машинам И.Н. Ювенальев и по водно-моторному транспорту В.А. Гартвиг) и коллектив при ОСВОДе во главе с АА Войковым. Глиссеры «Осоавиахима», «Автодора», ОСГА и ОСВОДа участвовали в многочисленных слетах и походах, проведение которых освещал в прессе писатель и журналист Лев Кассиль. Впечатления от участия в походах послужили основой для написания повести и впоследствии сценария к фильму «Вратарь».

    Изделия ОСГА имели двойную нумерацию - индекс по сквозной нумерации «Автодора» и собственный индекс ОСГА. При этом по индексации ОСГА глиссеры получали нечетные номера, а аэросани - четные. В связи с этим глиссер «Автодор-10» именовался также ОСГА-1. Оба наименования встречаются как в документах, так и в литературе. Например, в фундаментальном труде Емельянова и Крьюова, вышедшем в 1947 г., глиссер именуется «Автодор-10». ОСГА-1 («Автодор-10») был построен небольшой серией. В 1932 г. изготовили десять, а в следующем году - еще пять глиссеров. Производственные возможности ОСГА были незначительными, и для изготовления также привлекался завод №39.

    444.JPG

    Более подробно http://alternathistory.org.ua/transport-dlya-rossiiskikh-prostorov-ekspress-v-budushchee

    1487a.png
    Название значка из каталога АВЕРС № 8, страница 303, №1487a. Знак вручался членам экипажей боевых машин, построенных на средства АВТОДОРа, и активистам общества,проявившим себя при сборе средств на постройку бронетехники.

    post-316-1297281158.jpg
    Жетон кружечного сбора на создание фонда моторизации пограничных войск. 1931 год.

    IMG_4852.JPG
    Билет 2-й всесоюзной лотереи "Автодора". СССР, 1930 год.
     
    Последнее редактирование: 5 янв 2015
  6. Uss
    Offline

    Uss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 янв 2016
    Сообщения:
    213
    Спасибо:
    2.549
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Бурятия
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    изучение родного края
    Автодор дошёл до окраин. Бурятия.

    S2640002.JPG
     
  7. Роман Огнёв
    Offline

    Роман Огнёв Новобранец

    Регистрация:
    6 июн 2017
    Сообщения:
    1
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Шилка
    Интересы:
    Металлопоиск
    Найден в Забайкальском крае такой значок, 3 дня назад.
     
    PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)