Случилось поднять в колхозном поле интересный знак. АВТОДОР.............как то сразу вспомнилась книга Ильфа и Петрова "Золотой телёнок". Так вот.Заинтересовала история данного общества.Собрал по крупицам информацию на просторах интернета и готов поделиться с вами. Автодор - добровольное общество содействия развитию автомобильного транспорта и улучшения дорог. Сформировалось в сентябре 1927 года и просуществовало до 1935 года, когда его функции взяло на себя ОСОАВИАХИМ. За время своей деятельности общество выпустило свыше тридцати жестяных знаков. Знак «За моторизацию пограничных войск СССР - вручался членам экипажей боевых машин, построенных на средства общества Автодор, а также активистам общества, которые занимались сбором средств на постройку бронетехники. Близким по своим задачам к оборонным обществам двадцатых годов было и Общество содействия развитию автомобилизма и улучшения дорог — Автодор. Организационно Автодор оформился 22 сентября 1927 г. Его создание диктовалось всем ходом начавшихся исторических преобразований в стране. Плохие дороги, отсутствие транспорта сдерживали строительство социализма. Привлечение к развитию автодорожного дела широкой общественности должно было способствовать ускорению темпов индустриализации. Наряду с чисто организационными вопросами развития автомобилизма Автодор проводил большую агитационно-массовую работу. Совместно с «Крестьянской газетой» и «Комсомольской правдой» общество организовывало агитпоездки на специально оборудованных автомашинах по городам и селам страны. Проводились также авто-мото, водо-моторные и аэро-санные испытательные пробеги. В 1933 г. Автодор объединял около двух миллионов членов и имел единый значок, а для отличившихся еще и наградной знак «За активную работу». Значки Автодора отличаются высоким качеством. Многие из них выполнены на серебре с богатой отделкой разноцветными эмалями. Известно более тридцати наименований значков, выпущенных обществом. Любопытен значок «Юный друг Автодора». Еще на одном значке запечатлен Всесоюзный мото-лодочный поход юных автодоровцев. Деятельность Автодора не ограничивалась только сушей. Она распространялась и на водные пути. Причем эта деятельность иногда осуществлялась совместно с Осоавиахимом. Известны два значка, на которых обозначены эти обе организации. Большое внимание Обществом уделялось оборонной работе. В 1931 г. Общество провело широкую кампанию по сбору средств на моторизацию пограничных войск. Было собрано свыше 10 млн рублей, и в начале января 1932 г. Автодор передал Главному управлению пограничных войск 24 танкетки, изготовленные на собранные средства. Обществом с целью сбора средств проводились лотереи. В 1929 г. Автодор совместно с Осоавиахимом провел серию агитмассовых оборонных походов по водным артериям страны. Походы совершались на шлюпках и моторных лодках. В ознаменование этого события был выпущен значок. Огромную помощь Автодор оказывал колхозам, МТС и совхозам, организуя авторемонтные бригады, передвижные автоколонны, готовя в многочисленных школах общества специалистов автомобильного и дорожного дела. В последние годы общество много внимания уделяло оборонной работе. С целью устранения параллелизма в работе общественных организаций в октябре 1935 г. общество Автодор было ликвидировано, а его функции переданы Осоавиахиму.
Перед вами — редчайшая фотография. Это 1932 год. Соборная площадь в Петрозаводске. На языке современных улиц – угол Куйбышева и площади Кирова. Фото из фондов Национального музея РК По мнению многих краеведов, эта фотография публикуется впервые. Своеобразный дебют. Включаем исторический микрофон: — Как остальные машины? — Отстали. Проколы, поломки, энтузиазм населения. Все это задерживает. — Вы в командорской машине? Клептунов с вами? — Клептунова я снял с пробега. — А профессор Песочников? На «паккарде»? — На «паккарде». — А писательница Вера Круц? Вот бы на нее посмотреть!.. Вот так Остап Бендер отбивался от назойливого жителя города Удоева из нетленного «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Этот диалог великолепно передает время. Время автопробегов и Автодора — существовавшего в СССР в 1927—1935 годах Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог. Над этим историческим документом надо поколдовать. Увеличивайте фотографию и внимательно прочитайте лозунги. Их обилие поражает воображение: «Вступайте в Автодор, помогайте осуществлять лозунг «Пятилетку — в четыре года!», «Красная Армия – друг Автодора!», «…лицом к лесу, заводам, цехам…» Рассмотрите внимательно одежду людей. Расслоение общества особо хорошо видно по женской одежде. Некоторые дамы одеты крайне бедно. Но часть вполне соответствует стандартам моды 30-х. Они в шляпках, пальто и в особо модных фильдеперсовых чулках. Мужчина в левом нижнем углу в знаменитых кожаных сапогах и кожаной кепке – ну вылитый Адам Казимирович Козлевич с его «Эх! Прокачу!» Собралось много народу, кругом дети. Парад чудо-техники! Тут и автомобили, и тракторы, и дорожно-строительная техника, автобус. Конечно, все это было невидалью. Первый автобус в Петрозаводске появился в 1927 году. Маршрут был Соборная площадь – вокзал (только старый, сейчас товарный). Присмотритесь к архитектурным изыскам. На угловом здании, сохранившемся по сей день, был опоясывающий балкон с удивительной красоты металлическими кронштейнами. Париж отдыхает! Все эти прелести соседствуют с обилием мусора. С уборкой города явно были проблемы. Может, не до этого было? Тут такое творится: «Железный конь идет на смену ветхой крестьянской лошадке!». Не до чистоты. Судя по эмблеме, автомобили — это, скорее всего, ГАЗ–А. С определением марки трактора дело обстоит сложнее. Автодор проводил свою лотерею. Вот образец билета: http://old.rk.karelia.ru/blog/vse-v-avtodor/ Аэросани являлись сезонным зимним транспортом, пребывая около полугода в бездействии, поэтому тематика ЗиМВТ не ограничивалась только их разработкой. Важной составляющей работ коллектива являлось проектирование глиссеров. При этом география их применения была весьма обширна. Организации секции ЗиВМТ «Автодора» непосредственно предшествовало появление в «Осоавихиме» инициативной группы, занимавшейся вопросами скоростного судостроения. Данной группой совместно с ЦАГИ был проведен пробег глиссеров института из Москвы в Ленинград. К зиме 1927-1928 гг. группа приняла решение о проектировании глиссера, пригодного для изготовления низовыми ячейками «Осоавиахима». Конструктором глиссера, названного ДМ-1 , стал т. Мещерин. В связи с организацией общества «Автодор» все разработки зимнего и водно-моторного транспорта должны были сосредоточиться в данной организации. По смете «Осоавиахима» стоимость «глиссера для кружковых организаций» составляла 5800 руб. На тот момент времени вновь организованный «Ав-тодор» еще не располагал необходимыми денежными средствами, поэтому в январе 1928 г. по предложению инженера Бойкова работы заморозили. Только в январе 1929 г. принимается решение о начале постройки глиссера ячейкой «Автодора» №89 при ВХТИ (Высшем художественно-технологическом институте). Учитывая, что коллектив ВХТИ имел требуемые производственные возможности и квалифицированный техперсонал было признано необходимым выделить 500 руб. для оплаты рабочей силы, задействованной в постройке глиссера. Столь существенное снижение стоимости работ по глиссеру объяснялось тем, что в данную сумму не входила оплата труда проектировщиков, а строители трудились практически на чистом энтузиазме. В августе 1929 г. в «Автодоре» был заслушан доклад о глиссере коллектива №89, в результате рассмотрения которого приняли решение назначить комиссию «по выяснению вопроса о глиссере». Комиссии поручалось: «выяснить возможность серьезного испытания глиссера в навигацию 29 г. и составить смету на необходимые для этого доделки и оборудование глиссера». В следующем месяце обсуждался вопрос об испытании глиссера ДМ-1, в связи с чем в «Автодоре» приняли решение «выделить на ремонт 200 руб., командировочные 200 руб., на непредвиденное 200 руб. Просить УВВС РККА отпустить авиационное горючее и смазочное, потребное для испытаний. В комиссию выделить тт. Бойкова, Емельянова, Елагина, Карпова, Мещерина, Неверова». Глиссер ДМ-1, как первая разработка «Автодора», был переименован в «Автодор-1» или А-1. В дальнейшем глиссер участвовал в «Первом звездном походе», выставке и во многих других мероприятиях. Следующим типом стал пассажирский глиссер «Автодор-2» (А-2) с именем «Андрей Лежава», построенный на заводе №39. Глиссер А-3 конструкции Н.М. Андреева разрабатывался уже для военных целей, хотя проектировался и строился энтузиастами на привлеченные внебюджетные средства. А-3 имел аналогичные А-1 габариты, но отличался килеватостью днища (А-1 был плоскодонным), более мощной силовой установкой и наличием вооружения - пулеметной турели. Вновь построенный глиссер участвовал в совместно с А-1 в «Первом звездном походе», а потом был отправлен на маневры Днепровской речной флотилии. От «Автодора» наблюдать за ходом маневров был командирован инженер А.А. Бойков. В октябре 1930 г. Бойков в отчете о командировке писал: «Я ездил в Киев в штаб начальника Днепровской флотилии из Черкасс; как раз совпавшие с моим приездом в Киев были устроены маневры специально для глиссера. Он нападал на эскадру, стреляя в нее ракетами и боевыми патронами из пулемета по мишеням, поставленным на берегу. Стрелял глиссер также и бомбами с удушливыми газами. Атака отражалась флотилией стрельбой из пушек и пулеметов по мишени, которую глиссер волочил за собой. Перевес пока оказался на стороне глиссера. Попадания с глиссера имели больший процент, чем с эскадры. Флотилия думает развивать этот тип глиссера с некоторыми малыми усовершенствованиями для разведки, нападения, связи и пр. [...] В Гомеле после демонстрационных поездок глиссера Гэрсовет Автодора, 37-я стр. дивизия согласились выстроить 5 глиссеров при условии получения чертежей и моторов из центра. На банкете, устроенном ввиду прибытия флотилии, в Гомеле мне пришлось говорить о глиссерах. Для Киева, Днепростроя, Гэмеля мною были написаны статьи в газеты ввиду большого интереса, проявленного к нам местным населением. Начальник флотилии и весь состав просили об оставлении глиссера в их распоряжении и даже о полной передаче его им. Для подготовки кадров по моему настоянию инженер Андреев согласился поехать на Днепрострой и подучить за это время их механиков и водителей езде на глиссере и обращению с мотором». Успешное участие в маневрах и походах глиссеров «Автодора» показало, что ЗиМВТ является вполне сложившимся коллективом, способным решать сложные инженерные задачи военного и народно-хозяйственного характера.Развитием конструкции А-3 стали военные глиссеры А-17 с мотором 220 л .с., А-18 с мотором 175 л.с. и ряд других. В общей сложности в ЗиМВТ «Автодора» спроектировали 24 типа глиссеров различного назначения. Своей производственной базы (С 1 января 1932 г. начала функционировать вновь введенная в строй судоверфь Московского водно-моторного клуба «Автодора», однако ее производственные мощности были недостаточны) у «Автодора» первоначально не было, поэтому постройка образцов осуществлялась силами низовых ячеек, что предоставляло коллективам известную автономию и позволило им в дальнейшем обрести самостоятельность. Так, к осени 1931 г. при НИИ ГВФ под эгидой «Автодора» организовался Отдел опытного строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА). В 1933 г. из-за внутренних противоречий произошло разделение коллективов «Автодора» на две независимые группы: собственно ОСГА во главе с Н.М. Андреевым (заместители по снегоходным машинам И.Н. Ювенальев и по водно-моторному транспорту В.А. Гартвиг) и коллектив при ОСВОДе во главе с АА Войковым. Глиссеры «Осоавиахима», «Автодора», ОСГА и ОСВОДа участвовали в многочисленных слетах и походах, проведение которых освещал в прессе писатель и журналист Лев Кассиль. Впечатления от участия в походах послужили основой для написания повести и впоследствии сценария к фильму «Вратарь». Изделия ОСГА имели двойную нумерацию - индекс по сквозной нумерации «Автодора» и собственный индекс ОСГА. При этом по индексации ОСГА глиссеры получали нечетные номера, а аэросани - четные. В связи с этим глиссер «Автодор-10» именовался также ОСГА-1. Оба наименования встречаются как в документах, так и в литературе. Например, в фундаментальном труде Емельянова и Крьюова, вышедшем в 1947 г., глиссер именуется «Автодор-10». ОСГА-1 («Автодор-10») был построен небольшой серией. В 1932 г. изготовили десять, а в следующем году - еще пять глиссеров. Производственные возможности ОСГА были незначительными, и для изготовления также привлекался завод №39. Более подробно http://alternathistory.org.ua/transport-dlya-rossiiskikh-prostorov-ekspress-v-budushchee Название значка из каталога АВЕРС № 8, страница 303, №1487a. Знак вручался членам экипажей боевых машин, построенных на средства АВТОДОРа, и активистам общества,проявившим себя при сборе средств на постройку бронетехники. Жетон кружечного сбора на создание фонда моторизации пограничных войск. 1931 год. Билет 2-й всесоюзной лотереи "Автодора". СССР, 1930 год.
Добрый вечер ! Извините что подымаю данную тему на обсуждение, не знаю правильно ли я делаю, но если что не судите строго... я тут новый участник и не хочется нарушить правила с первой же сообщение... Скажите пожалуйста, есть в наличие такой знак... Как часто встречается и на сколько он интересен ? За ранее благодарен...
Может знающие люди подскажут что нибудь про этих зкаках ? Не уверен относится они к автодору или нет ?.
Сегодняшняя находка. "Автодор - Аэросанный пробег" 1931 год. Качество не фонтан Хотел узнать поподробнее о нем, кроме ценника на ауках ничего толком и не нашел.
Кардонский Соломон Борисович 1-я тюменская окружная конференция Общества "Автодор" и дорожных работников 25.11.1928 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20560469 1-й выпуск шоферов автомобильных курсов «Автодор». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22708256 «Автодор". 31 июня 1932 года. Курсанты: В 1-ом ряду 3-й сидит Нестеров Иван Николаевич, рядом Сахаров Иван, начальник 3-го отдела военкомата,Санин Александр, Калмыков https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23016927 Курские курсы шофёров Облсовета. Автодор. 1934 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22117560