Школы и училища Бельского уезда в XIX —нач. XX века

Тема в разделе "Бельский уезд", создана пользователем Любовь Н., 21 май 2016.

  1. Offline

    ElenaG74 Приказный

    Регистрация:
    9 июн 2018
    Сообщения:
    18
    Спасибо SB:
    34
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Latvia
    Интересы:
    Генеалогия
    Я это нашла, но решила, что это архив только администрации района. В другом месте нашла архив с другим адресом, но заведующая та же Дубикова. Пока написала в отдел образования по электронной почте, сейчас продублирую в этот архив. Посмотрим, что ответят
     
    Юлия_84, PaulZibert и Любовь Н. нравится это.
  2. Offline

    fardibaka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 апр 2016
    Сообщения:
    153
    Спасибо SB:
    182
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов-на-Дону
    Имя:
    Елена
    Интересы:
    собираю информацию о своих предках
    Добрый день! Вот случайно нашла у Вас строчку : "23) Карская в Травинском приходе, открыта в 1896 г., заведующий и законоучитель священник Дмитрий Селезнев, учитель диакон Иаков Шалдыкин, помощник Стефан Солнцев, учащихся 37 человек." Про этого Солнцева не подскажете, где посмотреть..

    upload_2019-4-9_17-45-35.png

    Вот, мой Солнцев Павел Стефанович...Это 1870 год... Имеет ли он отношение к нему

    upload_2019-4-9_17-45-35.png
     
    Последнее редактирование модератором: 10 апр 2019
  3. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.806
    Спасибо SB:
    11.628
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    А что это за местность у Вас на сканах? Не признаю никак уезд и волость. Откуда этот текст?
    Кстати, Солнцевы — очень распространенная среди духовенства фамилия.
    И очень часто фамилия была не родовая, а давалась в епархиальных училищах и духовных семинариях.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2019
  4. Offline

    fardibaka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 апр 2016
    Сообщения:
    153
    Спасибо SB:
    182
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов-на-Дону
    Имя:
    Елена
    Интересы:
    собираю информацию о своих предках
    У меня Могилевская губерния.
     
  5. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.806
    Спасибо SB:
    11.628
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    О смоленских Солнцевых надо читать в СЕВ — Смоленских Епархиальных ВЕДОМОСТЯХ. Их где-то выкладывали онлайн.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2019
  6. Offline

    Кориолан Фельдфебель

    Регистрация:
    14 янв 2020
    Сообщения:
    63
    Спасибо SB:
    142
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Moscow
    Интересы:
    Да
    На сайте православное-духовенство.ру выложены почти все годы и номера)
     
    Юлиа нравится это.
  7. Offline

    P/o Bibirevo Поручикъ

    Регистрация:
    2 дек 2017
    Сообщения:
    91
    Спасибо SB:
    242
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Saint-Petersburg
    Интересы:
    genealogy
    Удостоверение

    Дано сие художнику Николаю Петровичу БОГДАНОВУ-БЕЛЬСКОМУ в том, что он состоит членом I-го профессионального Трудового Союза художников в Петрограде и едет в имение Островно, Вышневолоцкаго уезда, Тверской губер., Кузьминской вол., для писания картин и готовится к общей государственной выставке, а посему ему необходим для технических надобностей керосин в количестве 8 фунтов в месяц.

    Правление I-го профессионального Трудового Союза художников в Петрограде просит Кузьминский волостной комитет прийти т. Богданову-Бельскому на помощь в получении ежемесячно не менее вышеуказанного количества.

    Председатель

    Секретарь

    Петроград,

    4 декабря, 1918 года.

    ЦГАЛИ Ф.283, оп.1, д.167(1)

    Удостоверение.jpg
     
  8. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    СЕВ №8 1915г.

    ОТЧЕТЪ о состояніи церковныхъ школъ
    Смоленской Епархіи
    въ 1913—1914 учебном году,
    I.
    ШКОЛЫ ГРАМОТЫ

    Успѣхи учащихся по предметамъ школьнаго курса . Школь ная дисциплина. Заботы объ улучшеніи состава учащихъ .

    Благодаря постепенному заполненію уѣздныхъ сѣтей школами нормальнаго типа, школы грамоты, немногочисленныя и ранѣе, продолжали закрываться, оставаясь или возникая лишь тамъ, гдѣ не было и не предвидѣлось никакой другой школы; нѣкоторыя преобразованы въ церковно приходскія. Такъ, Бѣльскаго уѣ зда Татаринская школа была преобразована въ одноклассную, вновь открыта Заболотская, прихода села Щ ербатовщины/ въ'Г ж атском ъ уѣздѣ закрылась Барщуковская школа, Слащевская школа переименована въ одноклассную и вновь открыта Крутовская, прихода села Вырубова; въ Ельнинскомъ у. закрылись послѣднія оставшіяся 4 школы: Битяковская, Каменская, Леонидовская и Строинская. Въ Краснинскомъ уѣздѣ за крылась Плауновская школа, а школы Ж улевская, Колосовская, Любаничская и Чернышевская съ 1 января преобразованы въ церковно-приходскія. Въ городѣ Рославлѣ открыта Нижне-Лобыревская школа. Въ Сычевскомъ уѣздѣ школы: Машутинская, Михалкинская, Подосиновская, Ржавенская, Сосѣдовская и ТроицеСергіевская были преобразованы въ церковно-приходскія. Въ Юхновскомъ уѣздѣ закрылась Науменская школа.
    Такимъ обр. на 1 января 1914 года школъ грамоты было: Бѣльскаго у .— 1, Вязем скаго— 2, Гжатскаго— 6, Духовщинскаго— 1, Краснинскаго—5, Порѣчскаго— 14, Рославльскаго— 4, Смоленскаго— 1, Сычевскаго— 2 и Юхновскаго -4 , всего— 40. Обучалось въ нихъ 849 мал. и 359 дѣвочекъ, воего 1.208 человѣкъ; въ общ емъ на школу приходилось 3 0 человѣкъ. Но были и болѣе многолюдныя, напр. Бѣльскаго у. Заболотская школа (52 ч.), Гжатскаго— Иваниковская (47 ч.), Духовщинскаго Макѣевскэя (42), Краснинскаго: Колосовская (45), Чернышевская (48), Юхновскаго: Блохинская (40 ), Бѣляевская (45).
    Но кромѣ оффиціальныхъ школъ, судя по отчетамъ Вязем скаго и Рославльскаго Наблюдателей, были и неоффиціальныя, съ характеромъ домашнихъ. Такъ, по сообщенію Рославльскаго Н аблюдателя, съ января'7 были открыты Высоко-Слободская, Замощинская школы Ершичскаго прихода и Коростовецкая Барятинскаго, съ 82 дѣтьми обоего пола; но Отдѣленіемъ онѣ не были зарегистрованы, такъ какъ о нихъ не имѣлось въ школьныхъ листкахъ точныхъ свѣдѣній, хотя послѣ по годовымъ отчетамъ завѣдующихъ онѣ значатся существующими. Есть такія школы и въ Вяземскомъ уѣздѣ, но о нихъ не сообщается ни Отдѣленію, ни уѣздному Наблюдателю, и онѣ „подлежать контролю только приходскихъ священниковъ*. „Иногда такія школы,— замѣчаетъ о. Наблюдатель,— открываются и безъ особой нужды, лишь потому что находится подходящій учитель; существуя безъ всякаго контроля, эти школы едва ли могутъ принести пользу дѣлу народнаго образованія, а въ воспитательномъ отношеніи могутъ оказаться въ извѣстной степени даже вредными".
    Съ другой стороны, „есть селенія, удаленныя отъ пунктовыхъ школъ или оставшіяся внѣ школьныхъ районовъ: о такихъ селеніяхъ слѣдовало бы позаботиться, и именно духовному вѣдомству, предложивъ приходскимъ священникамъ входить съ соотвѣтствуюіцими ходатайствами въ Отдѣленіе Епархіапьнаго Училищнаго Совѣта объ открытіи въ томъ или другомъ пунктѣ школы грамоты, съ точнымъ изложеніемъ мотивовъ необходимости школы и благопріятствующихъ открытію обстоятельствъ (наличность помѣщенія, готовность населенія къ содержанію его и т. п.).

    Большинство школъ помѣщались въ наемныхъ крестьянскихъ избахъ, ни мало не приспособленныхъ для школьныхъ занятій. „Русская печь, которая часто дымить и мало грѣетъ, низкій потолокъ, небольшія оконца, холодный полъ и отсутствіе вентиляціи"— таковы были обычныя помѣщенія ихъ, по типичесному описанію Порѣчскаго о. Наблюдателя. „Несмотря на такія неудобства,— говорить онъ,— цѣны и на эти квартиры въ послѣдніе два года возросли до 70 руб. въ годъ; за недостаткомъ мѣстныхъ средствъ на наемъ, Отдѣленію приходится отпускать изъ своихъ скудныхъ средствъ свыше 150 р. на покрытіе этого расхода. Отдѣльныхъ квартиръ для учащихъ обыкновенно при школахъ не имѣется, и они помѣщаются въ классной же комнатѣ за перегородкой... Въ классной и квартирной обстановкѣ чувствуется острая нужда; нерѣдкое явленіе, что партами служатъ двѣ сколоченныя длинныя доски на подставкахъ; классныя доски неудачнаго образца, книжныхъ шкафовъ почти нѣтъ, и обыкновенно книги хранятся въ учительскихъ сундукахъ". Сравнительно лучше были помѣщенія церковныхъ сторожекъ, но не всегда; по сообщенію Юхновскаго о. Наблюдателя, одна Годуновская школа помѣщалась въ зданіи, принадлежащемъ церковно· приходскому попечительству церкви с. Ильи-Жадинскаго, но это зданіе было и наихудшимъ сравнительно съ наемными помѣщеніями трехъ остальных*· школъ. Вообше вопросъ о помѣщеніи школъ принимаетъ болѣе и болѣе острую форму, такъ какъ, съ постепеннымъ разселеніемъ крестьянъ на хутора и вздорожаніемъ построекъ, рѣже и рѣже представляется случай безплатной и даже платной аренды сравнительно удобныхъ помѣщеній, устройство же собственныхъ помѣщеній, кромѣ недостатка строительныхъ средствъ, затрудняется и самымъ положеніемъ школъ, крайне шаткимъ и неопредѣленнымъ По составу учебнаго курса были школы типа церковно-приходской школы, т. е. руководились ея программою, пользовались тѣми ж е учебниками и, за исключеніемъ весьма не многихъ, имѣли трехгруппное дѣленіе учащихся. Нѣкоторыя школы не уступали церковно-приходскимъ и по достигнутымъ результатамъ. 24 школы успѣли дать выпуски окончившихъ курсъ, а именно: 1 школа Бѣльскаго уѣзда, 2 Вяземскаго, 4 Гжатскаго, 1 Духовщинскаго, 4 Краснинскаго, 6 Порѣчскаго, 3 Рославльскаго, 1 Смоленскаго и 2 школы Юхновскаго. Окончило курсъ 69 мальчиковъ и 15 дѣвочекъ, или 70/о числа учившихся. Годичныя занятія въ школахъ начались въ концѣ сентября или первыхъ числахъ октября и съ полнымъ составомъ учащихся продолжались до Пасхи; послѣ нея посѣщали школу обыкновенно одни выпускные.
    Впрочемъ, мѣстами занятія начинались раньше, напр, въ 3 школахъ Юхновскаго уѣзда съ 16 сентября, половинѣ школъ ІІорѣчскаго у., Серебрянской Смоленскаго съ 19— 20 сентября, и оканчивались позж е, напр, въ большинствѣ школъ Порѣчскаго уѣзда 25— 30 апрѣля, т. е. продолжались до самыхъ выпускныхъ экзаменовъ. Учащіеся посѣщали школу исправно и, если иногда опускали занятія, то по уважительнымъ обстоятельствам и Менѣе исправно было посѣщеніе школъ въ Порѣчскомъ уѣздѣ. Причинами пропусковъ, по отчету о. Наблюдателя, были зимою — возка дровъ и лѣса, весною— пасеніе скота, неудобство путей сообщенія, но болѣе всего некультурность родителей, которые мало еще видягъ пользы отъ науки и потому особенно не понуждаютъ дѣтей къ регулярному посѣщенію школы. Находясь въ школѣ, дѣти подчинялись всѣмъ установленнымъ порядкамъ и, по общему отзыву, вели себя хорошо. Главный трудъ и честь успѣховъ въ школьномъ дѣлѣ принадлежитъ, конечно, учителямъ, такъ какъ приходскіе священники, по множеству приходскихъ и законоучительскихъ обязанностей, по дальности разстоянія или другимъ причинамъ, рѣдко посѣщали школы, пріурочивая школьную визитацію преимущ ественно ко времени приходскихъ требъ, при чемъ болѣе заботливые провѣряли пройденное по Закону Божію, дѣлали указанія на будущ ее время и наблюдали успѣхи преподаванія другихъ предметовъ, большею же частію ограничивались общимъ наблюденіемъ и х о зяйственными заботами. Сравнительно исправнѣе, по отчету о.о.
    Наблюдателей, посѣщали законоучители школъ Юхновскаго у. и особенно— села Свистовичъ, Порѣчскаго уѣзда, Прокопій Богдановъ (Ильинская школа), села Кобызей того же у. Владимиръ Коваленскій (Ш елагановская шк.) и села Власова, Юхновскаго уѣзда, Георгій Плаксинъ (Ивашутинская шк.). Изъ учителей и учительницъ своимъ усердіемъ и успѣхами выдѣлялись: Иваниковской школы, Гжатскаго у., Елисавета Башкина, Артемовской, Краснинскаго у., Филатенковъ, Лядищенской того же у. Влад. Соловьевъ и Уваровской — Евдокимовъ, Ильинской Порѣчскаго у. Анна Куркина, Бородинской— Іоак. Колабашкинъ, Ш елагановской Евфросинія Туровникова и Ивашутинской Юхновскаго уѣзда— Марія Якушова. Съ пользою трудились и другіе учителя; не обладая надлежащ имъ образовательнымъ цензомъ, многіе, благодаря своему усердію и пріобрѣтенной опытности, достигали вполнѣ удовлетворительныхъ результатовъ. Учителями школъ грамоты были: 1 діаконъи41 свѣтскихъ лицъ, изъ нихъ 1 съ среднимъ образованіемъ, 2 имѣющихъ званіе учителя или учительницы одноклассной школы, 8 — имѣющихъ званіе учителя школы грамоты и 30 не имѣющихъ учительскаго званія. Конечно, такой составъ нельзя признать удовлетворительнымъ, но, не располагая средствами, Отдѣленія не могли принять мѣръ къ сущ ественному улучшенію его и по необходимости ограничивались палліативами: избраніемъ болѣе достойныхъ кандидатовъ учительства и назначеніемъ денежны хъ пособій болѣе усерднымъ труженикамъ, пополненіемъ школьныхъ библіотекъ методическими руководствами (не вездѣ и въ самыхъ скромныхъ размѣрахъ). О.о. Наблюдатели, посѣщая школы, исправляли ошибки преподаванія и указывали лучшіе пріемы.

    II
    ШКОЛЫ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКІЯ
    одноклассныя и двухклассныя. Успѣхи по общеобразовательнымъ предметамъ. Дополнительные уроки въ предѣлахъ учебнаго курса. Классные журналы. Расписаніе уроковъ. Школьная дисциплина.—Народныя чтенія при школахъ. Вечерніе классы. Воскресно-повторительныя занятія. Учащіе наиболѣе усердно относящіеся къ школьному дѣлу. Заботы объ улучшеніи учительскаго состава.

    Даньнѣйшій и самый распространенный типъ церковной школы составляли церковно-приходскія школы. Къ началу отчетнаго года въ епархіи было 507 одноклассныхъ и 14 двухклассныхъ школъ. Въ теченіе года въ составѣ ихъ произошли слѣдующія перемѣны. По Бѣльскому у. Татаринская школа грамоты и по Гжатскому Слащевская преобразованы въ церковно-приходскія; Ельнинскаго у. Клемятинская школа, вслѣдствіе учрежденія въ томъ ж е селѣ земскаго училища, закрылась; въ Краснинскомъ уѣздѣ по той же причинѣ закрылась Дуравичская школа, а школы: Ж улевская, Колосовская, Любаничская и Чернышевская преобразованы въ одноклассныя; по Сычевскому у. Машутинская, Михалкинская, Подосиновская, Ржавенская, Сосѣдовская и ТроицеСергіевская преобразованы въ одноклассныя, и вновь открыты Александровская, Глинская и Ротовская; по Юхновскому у. Богородицкая школа, вслѣдствіе учрежденія въ томъ же селѣ земской школы, закрылась. Такимъ образомъ къ концу учебнаго года одноклассныхъ школъ было: Бѣльскаго у. 70, Вяземскаго 50, Гжатскаго 57, Дорогобужскаго 22, Духовщинскаго 33, Ельнинскаго 30, Краснинскаго 25, Порѣчскаго 31, Рославльскаго 93, Смоленскаго 2 8 , Сычевскаго 42 и Юхновскаго 39, всего 520. Двухклассныя школы оставались въ прежнемъ составѣ, кромѣ Щ епетовской, которая къ началу года была преобразована во второклассную, и ихъ было 13. Обучалось въ одноклассныхъ школахъ 19.958 мальчиковъ и 9.760 дѣвочекъ, въ двухклассныхъ 904 мальчика и 390 дѣвочекъ, всего 20.862 мальчика и 10.150 дѣвочекъ, или 31.012 человѣкъ обоего пола, сравнительно съ прошлымъ годомъ болѣе на 1.004 ч.; въ среднемъ на двухклассную школу приходилось 100 человѣкъ, на одноклассную 57.
    Въ отчетномъ году рядъ школъ, внесенныхъ въ дѣйствующую школьную сѣть и пользующихся дополнительнымъ кредитомъ, пополнился школами Вяземскаго у. (42), двумя города Гжатска, одной города Дорогобужа, шестью Порѣчскаго у. (Старинская, Борисово-Ш елатинская, Бахуровская, Волоковская, Зятенская и Лужковская). 7 школъ получили дополнительные, положенные по сѣти, комплекты (4 школы Порѣчскаго у., 2 Рославльскаго и 1 Смоленскаго). Такимъ образомъ число церковно-приходскихъ школъ, получавшихъ въ отчетномъ году дополнительный кредитъ по расчету 390 р. на комплектъ, возросло до 419 съ 635 комплектами. Затѣм ъ на прежнемъ необезпеченномъ положеніи оставались дополнительно внесенныя въ сѣть школы Дорогобужскаго уѣзда (8), градскія школы города Бѣлаго (1), города Вязьмы (7), города Краснаго (1), города Порѣчья (3), г. Сычевки (1 ) и цѣлый рядъ школъ, не вошедшихъ въ первоначальные проэкты сѣти, именно 27 школъ Бѣльскаго у.'. Боронцовская, Высокинская, Дентяловская, Емельяновская, Ереминская, Жарковская, Замощицкая, Зехинская, Карповская, Лелимовская, Марѳинская, Меркушевская, Михеевская (сельская), Моховская. Нероновская, Пашковская (Родіоновская), Паршуковская, Понизовская, Потиповская, Рохлинская, Свитская, Симоновская, Татаринская, Хрущевская, Ш иловская, Ш ипулинская, Ш калинская, Вяземскаго', С пасъ-Телепневская, Гжатскаго'. Вѣшковская, Ивановская, Конищевская, М ало-Подъелковская, Некрасовская, Привальская, Родіоновская, Слащевская и Столбовская, Дорогобужскаго'. Благовѣщенская, Ельнинскаго: Березовская, Берниковская, Зимницкая, Кошелевская и Рукинская, 14 Краснинскаго: Барсуковская, Гамовская, Дуравичская, Ж улевская, Катковская, Колосовская, Кобозевская, Литивлинская, Любаничская, Рѣчитская, Синяковская, Уймовская. Церковищенская и Чернышевская, Ііорѣчскаго'. Бердяевская и Осовская, Сычевскаго: Абрамихинская, Александринская, А рхангельская, Глинская, Гривская, Дугинская, Кулешовская, Матохинская, Машутинская, Михалкинская, Подосиновская, Ржавенская, Роковская, Рѣшетниковская, Середская, Сосѣдовская, Софьинская, градская Соборная и Троице-Сергіевская, всего 99 школъ. Можно думать, что назначеніе дополнительнаго кредита въ сѣтевыя школы составляетъ только вопросъ ближ айш аго будущаго; но положеніе школъ, не вошедшихъ въ первоначальные проэкты сѣти, можетъ затянуться на неопредѣленное долгое время, такъ какъ дополнительное включеніе въ сѣть соединяется съ большими затрудненіями. Ельнинское, К раснинское и Сычевское земства непремѣннымъ условіемъ его ставятъ устройство собственныхъ удобныхъ и помѣстительныхъ зданій, при настоящ ихъ условіяхъ отпуска строительныхъ кредитовъ иесьма трудное, а Бѣльское упорно отклоняетъ ходатайства Отдѣленія о пополненіи сѣти и такими школами, которыя имѣютъ собственныя вполнѣ приличныя помѣщенія. Законоучителями школъ почти повсемѣстно были приходскіе священники; но частью по обязанностямъ церковно-приходской службы, частью по совмѣщенію законоучительскихъ должностей и другихъ трудовъ по епархіальной службѣ, они должны были уступать законоучительство и другимъ лицамъ. Такимъ об разомъ Законъ Божій преподавали 460 священниковъ, 65 діаконовъ, 3 псаломщика и 26 свѣтскихъ лицъ (учителя и учительницы).
    Учительскій персоналъ двухклассныхъ школъ составляли 18 учителей и 19 учительницъ, изъ нихъ 14 съ средним ъ образованіемъ, 10 спеціально педагогическимъ, 12 съ званіе м ъ учителя или учительницы одноклассной школы, 1 (помощникъ) съ званіем ъ учителя школы грамоты и 1 псаломщикъ.— Учащій персоналъ одноклассныхъ школъ составляли 15 членовъ причта (5 священниковъ, 7 діаконовъ и 3 псаломщика) и 761 свѣтскихъ лицъ (318 учителей и 443 учительницы), изъ нихъ 294 лица съ ср еднимъ образованіемъ, 45 спеціально педагогическаго, 3 5 2 съ звані^мъ учителя или учительницы одноклассной школы, 35 съ званіемъ учителя или учительницы школы грамоты и 35 неимѣющ ихъ ѵчительскаго званія. Лица послѣднихъ двухъ категорій состояли помощниками учителей или учителями не сѣтевыхъ школъ, послѣдніе съ тѣми окладами содержанія (150 р. и менѣе), какое они получали до переименованія ихъ школъ въ церковно-приходскія (1909— 1913 г.). Сравнительно съ предшествующимъ годомъ, учащій составъ по образовательному цензу почти не измѣнился, и только число учителей съ учительскимъ званіемъ по испытаніи увеличилось на 23.

    Учебный годъ въ двухклассныхъ, образцовыхъ при второклассныхъ и городскихъ школахъ начался съ сентября, въ школахъ города Бѣлаго и Вязьмы даже во второй половинѣ августа, въ сельскихъ— частью въ первой, частью во второй половинѣ сентября и частью, преимущественно въ несѣтевыхъ, съ октября. Такое разнообразіе сроковъ наблюдалось даже въ предѣлахъ одного и того же уѣзда. Такъ, по сообщенію Бѣльскаго о. Наблюдателя, въ двухклассныхъ и 8 одноклассныхъ школахъ учебный годъ начался 2 сентября, въ 20 школахъ въ первой половинѣ сентября, въ 23 во второй половинѣ, въ остальныхъ (16) въ октябрѣ, по Вяземскому у. въ городскихъ школахъ занятія начались 20— 21 августа, въ сельскихъ между 1— 20 сентября, въ частности: между 1 — 11 сентября въ 10 школахъ, 1 2 — 17 сентября въ 13 школахъ, 18— 23 сентября въ 15 школахъ, въ 4 школахъ и позж е того. Можно думать, что такое разновременное и частью запоздалое открытіе годичныхъ занятій вызывалось отчасти обстоятельствами сельскохозяйственной жизни населенія, когда и малолѣтній членъ семьи является полезнымъ работникомъ, особенно при начавшемся разселеніи на хутора и въ малолюдныхъ семьяхъ. Но примѣръ образцовыхъ школъ при второклассныхъ и многихъ другихъ школъ, существующихъ рядомъ съ опаздывающими школами, показываетъ, что экономическія условія жизни не имѣютъ такого общаго значенія, и нормальный порядокъ школьной жизни часто нарушается просто въ силу традиціонныхъ взглядовъ на школу и сроки обученія. Такъ, по поводу Знаменскихъ, Воронцовской, Замощицкой, Ереминской, Паршуковской и Сопотской щколъ Бѣльскаго у., открывшихъ занятія въ октябрѣ, о. Наблюдатель необинуясь указываетъ эту силу традиціи, отмѣчая попутно и безуспѣш ность принятыхъ имъ личныхъ мѣръ: „при посѣщеніи этихъ школъ,— говоритъ онъ,— учашимъ дѣлались внушенія по поводу несвоевременнаго начала учебныхъ занятій, указывались мѣры побужденія родителей къ своевременному представленію дѣтей въ школу, но это не дѣйствовало, и изъ года въ годъ продолжается запаздываніе". О. Наблюдатель Юхновскаго у., борясь съ запоздалымъ поступленіемъ учениковъ въ школы и неаккуратнымъ посѣщ еніемъ ихъ, вошелъ въ Отдѣленіе съ особымъ докладомъ, и изданный послѣднимъ циркуляръ о непринятіи въ школу и увольненіи учащихся, нерадиво относящихся къ своему дѣлу, не мало помогъ о.о. завѣдующимъ и учащимъ.— Впрочемъ, своевременное начало занятій не всегда гарантировало правильный ходъ дѣла. По словамъ Духовщинскаго о. Наблюдателя, „ученики, задерживаемые дома полевыми работами, шли въ школу въ незначительномъ числѣ, 3 — 5 человѣкъ, а если и являлись иногда 10— 15 человѣкъ, то посѣщали школу очень неаккуратно". Въ отдѣльныхъ случаяхъ занятія начинались позже нормальнаго времени по особымъ обстоятельствамъ, напр, по случаю ремонта или постройки школьныхъ зданій (въ Дентяловской и Печатниковской школахъ, Бѣльскаго у., Уваровской, Гжатскаго уѣзда— 14 октября, Савѣевской, Ельнинскаго уѣзда, 12 октября, Ельшанской, Порѣчскаго уѣзда, 7 октября, Мало-Завильинской того же уѣзда 29 октября, Ежевицкой, Юхновскаго у., 27 октября), смѣны учащихъ (Понизовской, Вѣльскаго уѣзда, 16 октября, Меркушевской того же у.— I ноября, Слѣдневской Ельнинскаго уѣзда— 11 ноября и др.), болѣзни учащихъ (въ Лосьминской, Юхновскаго уѣзда, 11 октября, Крутовской того же уѣзда 27 октября), неподысканія помѣщеній для школъ (въ Ш уйской, Вяземскаго уѣзда, 17 октября и Бѣсовской, Юхновскаго у., 16 ноября, въ обѣихъ послѣ пожаровъ, истребившихъ школьныя зданія). — Концомъ общихъ занятій въ большинствѣ школъ была шестая недѣля великаго поста (28 марта), и послѣ-пасхальныя занятія велись преимущественно съ выпускными учениками, продолжаясь до экзаменовъ (въ концѣ апрѣля и началѣ мая). Такимъ образомъ учебный годъ въ большинствѣ школъ продолжался 140— 150 дней, и только при болѣе раннемъ началѣ занятій 1 6 0 — 170 дней, тамъ же, гдѣ они начинались позже нормальнаго срока и оканчивались раньше, 120 — 130 дней.

    Въ общемъ ученики посѣщали школу болѣе или менѣе аккуратно и опускали занятія по какимъ либо особымъ обстоятельствамъ: дурной погодѣ и дорогѣ, болѣзни и домашнимъ препятствіямъ; но неустойчивая зима, преждевременное наступленіе оттепелей (съ половины января) и неоднократные разливы рѣкъ во многихъ мѣстахъ замѣтно отражались на регулярности посѣщенія. По сообщенію Гжатскаго Наблюдателя, ему, при посѣщеніи школъ, приходилось нерѣдко видѣть занятія „въ отсутствіи чуть не половины учащихся, а въ нѣкоторыхъ школахъ, напр. Курьяновской, при наличіи 3—-4 дѣтей“. Въ Васильевской, Бѣлобережской, Пашковской, Николо-Ветлицкой и Жиглицкой школахъ Бѣльскаго уѣзда ученики нерѣдко отвлекались родителями на зимніе заработки. Въ женскихъ школахъ пропуски занятій вызывались домашними женскими работами или присмотромъ за дѣтьми во время работы взрослыхъ (отч. Дорогобужскаго Наблюд.). Въ Мытишинской школѣ регулярности посѣщенія препятствовало разселеніе крестьянъ по хуторамъ: здѣсь, по словамъ о. Наблюдателя, почти каждый день число отсутствующихъ доходило до одной трети всего состава".— Въ отдѣльныхъ школахъ 'занятія временно пріостанавливались, напр, въ Корчежинской, Свитской, Дубровской и Знаменской жен. школахъ, Бѣльскаго уѣзда, Починковской Ельнинскаго уѣзда, Вознесенской и Рачевской города Смоленска отъ 6 до 18 дней вслѣдствіе раэвитія кори; въ другихъ случаяхъ причиной перерыва были хозяйственныя затрудненія, напр, въ Вязовахинской Бѣльскаго у. неимѣніе дровъ, въ Воронцовской Гжатскаго у. (на 12 дней) ремонтъ школьнаго зданія, Коваликовской, того ж е уѣзда (на 8 д.), послѣ истребленія школьнаго зданія пожаромъ, Яновской, Смоленскаго у., на 7 дней по той же причинѣ, или болѣзнь учащихъ лицъ, при невозможности найти временныхъ замѣстителей, и безвременная смѣна учащихъ; въ Исаковской — Родіоновской Бѣльскаго уѣзда (на весь февраль, по случаю перемѣщенія учителя), Щ екинской Ельнинскаго уѣзда, Булычевскэй Юхновскаго у. (съ 17 по 28 февраля) вслѣдствіе болѣзни учащихъ и въ Городковской школѣ Дорогобужскаго у. (съ 1 ноября по 5 декабря) вслѣдствіе поздняго назначенія новой учительницы на мѣсто А. Залѣсской. Преподаваніе велось примѣнительно къ программѣ и по одобреннымъ учебнымъ руководствами Единственное отступленіе отъ порядка замѣчено было въ Дугинской ш кол ѣ ,учитель которой вмѣсто одобренныхъ руководствъ употреблялъ букварь и книги для чтенія, составленныя кружкомъ московскихъ учителей подъ редакціей Борисова, Лаврова и Солодина, а задачникъ Арженикова, не смотря на двухгодичныя предложенія о. уѣзднаго Наблюдателя о замѣнѣ ихъ одобренными, на томъ основаніи, что онѣ будто бы лучше, употребляются и въ земскихъ школахъ, книги же Лукашевичъ ниже по своему достоинству, и статьи, въ нихъ помѣщенныя, не годны для класснаго чтенія.

    Положенный учебный курсъ пройденъ достаточно полно и усвоенъ вполнѣ удовлетворительно, хотя и неодинаково, что ст о яло въ прямой зависимости отъ образовательнаго ценза и степени педагогическаго опыта учащихъ, большаго или меньшаго благоустройства школъ, матеріальной обезпеченности и другихъ обстоятельствъ школьной жизни.

    Общіе результаты школьныхъ занятій были таковы. Оканчивая курсъ, учащіеся знали молитвы, символъ вѣры и заповѣди съ необходимыми объясненіями, свящ. Исторію излагали правильно, составъ и смыслъ важнѣйшихъ частей и дѣйствій богослуженія знали и понимали; по-славянски читали довольно свободно и правильно и нетрудный текстъ переводили порядочно; по-русски читали свободно и довольно выразительно, изучили не мало б а сенъ и лучшихъ стихотвореній, грамматическій и синтаксическій разборъ производили правильно и писали въ большинствѣ складно и грамотно; по счисленію имѣли правильныя понятія объ ариѳметическихъ дѣйствіяхъ, безъ особаго труда рѣшали несложныя з а дачи, не дурно вели устный счетъ и во многихъ школахъ порядочно считали на торговыхъ счетахъ. Статьи по русской исторіи и географіи прочитывались съ особою тщ ательностію, въ строгомъ порядкѣ и послѣдовательности, такъ что дѣти пріобрѣтали болѣе или менѣе за конченныя и твердыя познанія, не исключая знакомства съ хронологіей важнѣйшихъ событій и географ ическими картами. Самостоятельныя письменныя изложенія стали обычнымъ дѣломъ и, за исключеніемъ в. немногихъ школъ, п реимущественно съ учителями недостаточнаго образовательнаго ценза, повсемѣстно практиковались на выпускныхъ экзам енахъ.— О собенно благотворно вліяло на ходъ дѣла введеніе 4-лѣтняго курса обученія, обезпеченное учрежденіемъ дополнительныхъ учительскихъ комплектовъ въ многолюдныхъ школахъ. Въ отчетномъ году 4-лѣтняго курса держалось 27 школъ Бѣльскаго уѣзда, 15 Вяземскаго, 38 Гжатскаго, 12 Дорогобужскаго, 31 Духовщинскаго, 16 Ельнинскаго, 4 Краснинскаго, 6 Порѣчскаго, 34 Рославльскаго, 12 Смоленскаго, 13 Сычевскаго и 13 Юхновскаго, всего 228 школъ, болѣе прошлаго года на 16. Благодаря увеличенію учебнаго времени, преподаваніе шло болѣе равномѣрно и программа исполнена болѣе основательно. Курсъ Закона Божія дополнялся Церковной Исторіей, которую проходили по учебникамъ прот. Смирнова, Рудакова и Темномѣрова. По русскому языку прошли грамматику и синтаксисъ, въ школахъ Порѣчскаго уѣзда знакомились и съ элементарной теоріей словесности; уроки по отечественной исторіи и географіи велись въ систематическомъ порядкѣ, въ нѣкоторыхъ школахъ (Колочской, Уваровской и Позняковской Гжатскаго уѣзда, Гироденской и Мушковичской Духовщинскаго уѣзда и школахъ Сычевскаго уѣзда) выдѣлялись даже въ отдѣльные предметы, при чемъ, въ дополненіе къ классной книгѣ для чтенія, употреблялись руководства: по исторіи— Рождественскаго, Горбова, Новицкаго, Смирнова („Иллюстрированная р исторія"), по географіи— Пуцыковича, Ковалевскаго, Мега, Герда и Раевскаго. По счисленію основательно пройдены квадратныя и кубическія мѣры, задачи на вычисленіе времени, простыя и частью десятичныя дроби.

    Письменными работами, кромѣ дикганта, служили перелож енія прочитанныхъ статей и частію небольшія сочиненія повѣствовательнаго и описательнаго характера.

    Еще успѣшнѣе могло бы развиваться преподаваніе при наличіи разработанны хъ программъ для школъ съ 4-годичнымъ курсомъ; нынѣ учащіе по необходимости руководствуются тѣмъ распредѣленіем ъ учебнаго матеріала, какое было выработано Епархіальнымъ Наблюдателемъ и рекомендовано Епархіальнымъ Училищнымъ Совѣтомъ. Значительные успѣхи оказали школы и въ области церковнаго пѣнія, которое всегда считалось наиболѣе труднымъ дѣломъ. Впрочемъ, и въ отчетномъ году оставались „не поющія“ школы; таковы были Бѣльскаго уѣзда не сѣтевыя школы: Понизовская, Воронцовская, Моховская, Пашковская-Родіоновская, Понизовская, Ш иловская и сѣтевыя: Вязовахинская, Пашковская, Борисковская, Карская и Можайковская, изъ коихъ въ трехъ послѣднихъ пѣніе не преподавалось по нерадѣнію учащихъ, Вяземскаго. Лещаковская, Н естеровская и Плещеевская, Гжатскаго: Ивановская, Конищевская, Мало-Подъелковская, Привальская и Родіоновская (всѣ несѣтевыя), Дорогобужскаго: Городковская и Благовѣщенская (несѣтевыя), Ельнинскаго: Кузнецовская и Щекинская, Краснинскаго: Залужечская и двѣ несѣтевыя: Любаничская и Церковищенская, Рославльскаго: град. Успенская, Бесѣдская, Будвенская, Власовская, Курганская, ГІакиничская, Прокшинская, Ратовская, Сергіевская, Слободищ енская, Трехбратская и Чекалинская, Смоленскаго: Козловская, Райская и Цуриковская, Сычевскаго: Васильевская и 6 несѣтевыхъ: Кулешовская, Машутинская, М атохинская, Сосѣдовская, Софьинская и Татаринская: Юхновскаго: Васильевщинская, Ежевицкая, Подсосонская и Селивановская, всего 51, менѣе прошлаго года на три. Въ виду высокой важности церковнаго пѣнія и требованій на него со стороны самаго населенія, Отдѣленіямъ необходимо продолжить и усилить заботы объ обезпеченіи и этихъ школъ учителями, способными къ преподаванію пѣнія, съ пріисканіемъ замѣстителей для неспособныхъ, особенно поддерживать пѣніе въ сельскихъ школахъ и отнюдь не допускать манкировокъ и нерадѣнія со стороны учащихъ.— Въ остальныхъ одноклассныхъ школахъ (469) пѣніе преподавали, хотя не въ одинаковомъ объемѣ и съ разными успѣхами. Большею частью ученики пѣли молитвы, однѣ или съ присоединеніем ъ пѣснопѣній всенощнаго бдѣнія и литургіи, тропарей праздничныхъ и воскресныхъ, гласовыхъ напѣвовъ на „Господи воззвахъ" и „Богъ Господь" и немного знакомились съ нотами.— Тамъ, гдѣ пѣніе преподавали болѣе опытные учителя или другія способныя лица, успѣхи въ немъ были ещ е лучше, стоя почти на уровнѣ требованій программы: практическій курсъ проходили болѣе или менѣе полно, ученики были знакомы съ нотою и могли пѣть на 2 — 3 голоса; не рѣдко они составляли особые школьные хоры или входили въ составь смѣшанныхъ хоровъ, съ участіемъ любителей изъ прежнихъ учениковъ или прихожанъ, которые и пѣли во время богослуженія. Особенно лестный отзывъ дается Ельнинскимъ Наблюдателемъ о постановкѣ пѣнія въ Ждановской и Мачулинской школахъ. Ученики Ждановской школы „великолѣпно поютъ всенощ ное бдѣніе и литургію по нотамъ, и ихъ пѣніе можетъ служить украш еніемъ не только для сельскаго, но и для городского храма, и вообще пѣніе этой школы (церковныхъ пѣснопѣній, гимновъ и патріотическихъ пѣсенъ) оставляетъ прекрасное впечатлѣніе".— „Въ Мачулинской школѣ успѣхи по пѣнію поразительны. Учащіеся разучили по нотамъ литургію Св. Іоанна Златоустаго, Василія Великаго и Преждеосвящ енныхъ Даровъ, нѣсколько номеровъ „Х ерувимской” пѣсни, „Милость мира", „Да исправится молитва“ и много другихъ пЬснопѣній. Приходится удивляться необычайной трудоспособности псал. Залѣсскаго и блестящимъ успѣхамъ школы по пѣнію; они дѣлаютъ особенно дорогой для народа церковную школу". Организованные хоры имѣлись при школахъ:

    -Бѣльскаго уѣзда: Верховской, Знаменской (упр. попечительница школы С. Н. Рачинская, а въ ея отсутствіе пѣвчій И. Н. Мацулинъ), Казулинской (діак. Гр. Ш иряевъі, Львовской (о. завѣдующій, свящ. В. Богоявленскій и супруга его Л. Н. Богоявленская), НовоАлександровской, Новосельской и Печатниковской (завѣдующій, свящ. А. Руженцевъ),
    -Вяземскаго: Величевской (о. завѣдующій, свящ. Петръ Стефановъ), Косткинской, Рыхловской, Успенской и Шуйской (мѣстные о.о. діаконы),
    -Гжатскаго: Будаевской, Вельмежской, Воронцовской, Глинковской, Дорской, Дровнинской, Златоустовской, Ивакинской, Климовской, Клушинской, Колокольнинской, Колочской, Коноплевской, Куршевской, Курьяновской, Николаевской, Ново-Покровской мужской и 30) женской (упр. монахиня Наталія), Пречистенской, Семеновской, Скугаревской, Сосницкой, Субботниковской и Чальской,
    -Дорогобужскаго: Вержинской (псал. В. Романовъ), Засижской, Ёловской и образцовой при градской второклассной школѣ, вмѣстѣ съ хоромъ послѣдней,
    -Духовщинскаго: Босинской, Городенской, Гришковской, град. Духовской, Дѣдовской, Климовской образцовой при второклассной, вмѣстѣ съ учениками послѣдней, Мамоновской, Мушковичской, Понизовской, Простянской, Третьяковской, Холмовской и Шестаковской,
    -Ельнинскаго: Богородицкой (псал. В. Смирягинъ), Бывалковской, Бѣловостьинской (особый уч. М. Савченковъ), Ждановской, Зимницкой, Каменско-Орнишицкой, Мачулинской (псал. И. Залѣсскій), Пронинской (псал. Гр. Смирягинъ), Рукинской, Савѣевской и Урубковской,
    -Краснинскаго: Волковской, Голосовской, Сорокинской и Стегримовской,
    -Порѣчскаго: Глазковской, Ельшанской, Касплинской, Кобызевской, Плай-Успенской, Слободской и Сокоревской,
    -Рославльскаго: град. Вознесенской, град. Воскресенской, Асельской, Астапковичской, Барятинской, Богдановской, Бологчинской, Гнѣвковской, Гореновской, Еловецкой, Ермолинской, Ивановской, Католинской, Ковалевской, Криволѣсской, Ладыжинской, Максимковской, Н езнановской, Ново-Руднянской, Новоселковской, Пацынской, Покровской, Прыщанской, Сеславльской, Старо-Руднянской, Сукромлинской, Череповской, Чернышевской, Щипаньской и Ѳедоровской,
    -Смоленскаго: Тюшинской,
    -Сычевскаго: Баскаковской, Безобразовской, Зиловской, Ивановской, Кисловской, Короваевской, Писковской, Подосиновской, Селищенской, град. Соборной, Совенковской, Спасъ-Днѣпровской и Торбѣевской,
    -Юхновскаго: Бутурлинской, Белинской, Власовской, Ивановской сельской (о. завѣдующій, свящ. В. Смирновъ), Ивановской дер., прихода села Велина, Климовской, Опоковской, Рубихинской и Ѳедотковской.

    Обычно руководителями хоровъ были штатные учителя и учительницы и трудились безплатно; лишь нѣкоторыя Отдѣленія поощряли ихъ въ концѣ года неболь' шимъ вознагражденіемъ (1 0 — 15 р.), а изъ мѣстныхъ источниковъ только отдѣльные немногіе регенты получали вознагражденіе. Чаще и въ большемъ размѣрѣ поощрялись особы е руководители хоровъ изъ любителей пѣнія и членовъ причта, болѣе ж е вознаграждались самые хоры, но также не вездѣ: Вяземскій, Духовщинскій, Ельнинскій, Краснинскій, Порѣчскій, Смоленскій, Сычевскій и Юхновскій о.о. Наблюдатели соверш енно не упоминаютъ о вознагражденіи пѣвчихъ. По сообщенію Бѣльскаго Наблюдателя, пѣвчимъ выдавались церквами небольшія суммы, не свыше 30 руб. аъ годъ. Въ Гжатскомъ уѣздѣ церковные старосты „по большимъ праздникамъ выдавали дѣтямъ поручно по 10— 20 к.; иногда о.о. завѣдующіе устраивали тарелочные сборы, которые давали въ пользу хора отъ 10 до 25 р уб.“ Въ Вержинской школѣ послѣ службы изъ церковныхъ суммъ выдавалось каждой дѣвочкѣ по Ю— 15 коп., въ Засижской школѣ на хоръ расходовалось до 25 р. въ годъ. По Рославльскому уѣзду пѣвчіе получали отъ старостъ въ годъ отъ 10 до 50 руб. Двухклассныя школы имѣли полный составъ отдѣленій и по числу учащихся шли вътаком ъ порядкѣ: Щучейская (63 ч.), НовоИвановская (80), Крюковская (83), Болваничская (86), Высоковская и Рогнѣдинская (по 89), Осавикская (90 ), Елено-Константиновская (92), Дубровнинская (1 2 0 ), Бехтѣевская (131), Малолозинская (135) и Татевская (160); по числу учащихся во второмъ классѣ Ново-Ивановская (4 ч.), Осавикская и Рогнѣдинская (по 7 ч.), Бехтѣевская (10), Дубровнинская (17), Высоковская (18), Крюковская (19), Щучейская (2 2 ), Мало-Лозинская (23), Елено-Константиновская (24) и Татевская (46). Малолюдство НовоИвановской школы, по словамъ о. Наблюдателя, объясняется устройствомъ въ ближайшемъ сосѣдствѣ (въ 3 в. въ дер. Деркнѣ) земской школы съ повышеннымъ курсомъ (по программѣ двухклассной школы), почему во 2-й классъ ея поступаютъ преимущественно свои же ученики, отчасти разселеніемъ прихода на хутора; на составь Осавикской и Рогнѣдинской школъ вліяло сосѣдство Тюнинскаго высшаго начальнаго училища; малолюдство второго класса Бехтѣевской школы— временное явленіе и вызвано было, повидимому, пониженіемъ успѣш ности благодаря не совсѣмъ удачному подбору учительницъ.
    Учебныя занятія школы начинали своевременно и за небольщими исключеніями прошли программу вполнѣ удовлетворительно. Нѣкоторые недочеты въ успѣхахъ были частичнымъ явленіемъ. Болѣе общаго характера затрудненія, по словамъ Бѣльскаго Н аблюдателя, испытывались въ изученіи Катихизиса по руководству м. Филарета, не легко давались ученикамъ формы славянскаго языка, особенно глагольныя (формы прош едш ихъ временъ и причастныхь); отсутствіе учебника по физикѣ заставляло учителей обращ аться къ разнымъ книгамъ, что затрудняло и преподаваніе и усвоеніе. Въ Щучейской школѣ мало производилось опытовъ по физикѣ. Въ Дубровнинской школѣ остался не пройденъ отдѣлъ о подобныхъ фигурахъ и вообще геометрическое черченіе преподавалось болѣе теоретически. Особое полож еніе по недостаточности успѣховъ занимала Бехтѣевская школа. По словамъ новой учительницы Постниковой, ей достались ученики, соверш енно не подготовленны е къ старшему отдѣленію, и она должна была проходить съ ними курсъ пятаго отдѣленія. О собенно слабы были успѣхи по физикѣ и геометріи. Экзаменскія работы по русскому языку (перелож еніе басни „Волкъ на псарнѣ") оказались б езграмотны, и только благодаря особой снисходительности экзаменаціонной комиссіи были признаны удовлетворительными.— На ряду съ этимъ нѣкоторыя школы выдѣлялись своими частными или общими успѣхами. Въ школахъ Рославльскаго уѣзда, въ добавленіе къ курсу русскаго языка, ученики знакомились съ элем ентарными правилами стилистики; въ Мало-Лозинской школѣ учитель Свѣтличный, не ограничиваясь сообщ еніемъ теоретическихъ свѣдѣній по геометріи, знакомилъ съ практическимъ примѣненіемъ ихъ, наглядно показывая примѣненіе измѣрительныхъ приборовъ, знакомилъ съ провѣш иваніемъ и измѣреніемъ линій на зем лѣ и съемкою плана небольш ихъ участковъ земли при помощи эккера и мѣрной цѣпи. О собенно выдѣлялась своими успѣхами Высоковская школа, которые, по отзыву о. Наблюдателя, не оставляли желать ничего лучшаго; но успѣхи перваго класса были значительно сл абѣ е, такъ какъ занятія съ 70 учениками для одной учительницы непосильны: необходимо открытіе дополнительнаго учительскаго комплекта.— При всѣхъ двухклассныхъ школахъ были церковные хоры, которые и пѣли за богослуженіемъ, въ Дубровинской, впрочемъ, не всегда. Ученики Мало-Лозинской школы, если не могли изъ-за погоды посѣщать праздничное богослуженіе, въ богослужебны е часы собирались на школьное богомоленіе (всенощное бдѣніе или акаѳистъ), участвуя въ чтеніи и пѣніи. Кромѣ обязательныхъ, во многихъ школахъ велись дополнительныя занятія прикладного характера. Н аиболѣе распространены были занятія рукодѣльемъ. Рукодѣлье преподавалось въ женскихъ школахъ Бѣльскаго уѣзда: Батуринской, Головеньковской ), Знам енской, Корчежинской образц., Николо-Ветлицкой *), Печатниковской, Покровской *),Т атевской ж., Ш ербатовской *) и смѣшанныхъ съ значительнымъ числомъ дѣвочекъ, гдѣ учительскія должности занимали учительницы, Вяземскаго: 4.ркадіевской, Телепневской, Успенской женской и въ 19 смѣшанныхъ, съ значительнымъ 0/о дѣвочекъ и учительницами въ преподавательской должности, Гжатскаго: Будаевской *), Вешковской, град. Богоявленской, Ново-Покровской, Острицкой женскихъ и многихъ смѣшанныхъ съ значительнымъ количествомъ дѣвочекъ, Дорогобужскаго: Вержинской, град. спенской, Красноболотовской женскихъ и смѣшанныхъ: Клѣтковской, Княщинской *), Кузинской, Мытишинской и Петраковской, Духовщинскаго: Апольинской, Башковичской *), Бердяевской *), Босинской *), Городенской, Дмитровской *), Дѣдовской, *) обѣихъ г. Духовщины *), Елисеевичской, Кисловской *), Лосевской, Н овосельской, Понизовской, Простянской, Радыньской *), Ректенской, Самсоновской *), Свадицкой *), Спасо Липецкой *), Сутокской, Третьяковской, Трисвятской *), Ульховской и Шестаковской *), Ельнинскаго'. Бывалковской, Бѣловостьинской, Волково-Егорьевской, град. Соборной, Ж дановской, Каменецкой, К узнецовской, *), Лопатинской, Нежодской, Хмарской *), Яковлевичской *), Щербинской и Ново-Ивановской, Краснинскаго: Викторовской, Голосовской, Градской, Носковской и Стегримовской, Порѣчскаго: градскихъ Пятницкой и Соборной, Касплинской, Свистовичской, Слободской, Устьянской *), Фащевской *) и Щ учейской, Рославльскаго градскихъ: Богородице-Рож дественской *), Вознесенской *), Вокзальной, Воскресенской и Успенской *), сельскихъ: Бѣховской, Ермолинской, Лаховской *), Навинской, Ново-Руднянской, Новоселковской, *), Покровской, Сергіевской, Спасской *), Сукромлинсной, Трехбратской и Череповской *), Смоленскаго: градскихъ: Верхне-Георгіевской, Вознесенской *), Кресто-Воздвиженской *), Николаевской *), Петропавловской *), Свирской *), Спасской, Соборной *) и сельскихъ: Дреснинской, Ольшанской *) и Сожинской, Сычевскаго: обѣихъ двухклассныхъ, Архангельской *), Баскаковской, Безобразовской *), Богдановской, Борисоглѣбской *), Васильевской, Воскресенской *), Дугинской, Зиловской, Зубакинской. Ивановской *), Извѣковской, Короваевской *), Кисловской *), Милюковской, Писковской *), Никитской, Совенковской, Селищенской, Торбѣевской *) и Троице-Сергіевской *), Юхновскаго: Ага·рышинской, Аксиньинской, Бѣльской, Василевщ инской, Велинской, Власовской, Городищенской, Губинской, Грековской, Знаменской, Ивановской Велин. прих.: Извольской, Кикинской, Климовской, Крутовской, Леоновской, Лосьминской, Л уженской, Опоковской, Подсосонской, Пречистенской, Рубихинской, Ѳедотковской и град. Юхновской, всего въ 152 школахъ, сверхъ не поименованныхъ школъ, Бѣльскаго, Вяземскаго и Гжатскаго у., изъ категоріи смѣшанныхъ.

    *) Школы впервые или вновь приступившія въ отчетном ъ году къ рукодѣльнымъ занятіямъ.

    Такимъ образомъ къ рукодѣльнымъ занятіямъ приступило новыхъ 50 школъ, прекратили ихъ 12 школъ (Глинковская, Гжатскаго у., Язвенская, Ельнинскаго, Бородинская и Глазковская, Порѣчскаго, Александровская, Астапковичская, Васильевская, Екимовичская, Лужнянская, Несоновская, Рогнѣдинская— Рославльскаго и Райская Смоленскаго), и общ ее число школъ съ рукодѣльными занятіями возросло на 38, не считая упоминаемыхъ въ общ ей категоріи смѣшанныхъ, съ значительнымъ 0/о учащихся дѣвочекъ. Такое развитіе рукодѣльныхъ занятій служитъ выраженіемъ несомнѣннаго спроса населенія на профессіональныя знаніяи должно побуждать къ дальнѣйшимъ заботамъ объ успѣхахъ этого безспорно полезнаго дѣла. Предметъ рукодѣльныхъ занятій въ большинствѣ школъ с о ставляли шитье, вышиванье и вязанье; по мѣстамъ къ этому присоединялось изготовленіе сумокъ, папокъ, искусственныхъ цвѣтовъ изъ бумаги и матеріи и т. д.; въ Знаменской школѣ каж дая изъ дѣвочекъ сшила себѣ русскій костю м ъ.— Большею частію занятія велись примѣнительно къ программѣ, но въ полномъ объемѣ ее не успѣвали пройти, особенно начинающія или м алообезпеченныя школы, равно и смѣшанныя, стѣсненныя распорядкомъ времени для рукодѣльныхъ занятій. Въ руководство учительницъ Вяземское Отдѣленіе разослало по школамъ книгу „Женское рукодѣлье" Севастьяновой.— Большею частью рукодѣльные матеріалы пріобрѣтались учащ имися на собственный счетъ, иногда помогали имъ попечители и попечительницы школъ, напр, въ Знаменской школѣ С. Н. Р ачинская и другіе благотворители, а изъ Отдѣленій только Порѣчское, Дорогобужское, Духовщинское и Ельнинское выдавали 10— 15 р. на школу.— Преподаваніе рукодѣлья почти вездѣ было безплатное, и его вели обыкновенно штатныя учительницы, только въ Порѣчскомъ уѣздѣ нѣкоторыя учительницы получали по 10 р. въ вознагражденіе отъ Отдѣленія. Обыкновенно рукодѣльемъ занимались на большой перемѣнѣ или послѣ уроковъ, удѣляя ему 2— 3 часа въ недѣлю, въ школахъ съ правильными общежитіями иногда и вечеромъ послѣ приготовленія заданныхъ уроковъ. Болѣе успѣшно велись занятія въ школахъ Бѣльскаго уѣзда: Знаменской и Татевской, Дорогобужскаго: Кузинской и Петраковской, Ельнинскаго: градской, Волково-Егорьевской, Нежодинской и Щ ербинской, Смоленскаго: Дреснинской и Сычевскаго: Зиловской, Борисоглѣбской, Троице-Сергіевской, Торбѣевской, Дугинской, Кисловской, Зубакинской и Писковской, Ю хновскаго: Бѣльской, Пречистенской, Ивановской (Велин. пр.), Рубихинской, Власовской, Климовской и Бутурлинской.

    Въ Мушковичской Духовщинскаго у., Волковской, градской и Стегримовской Краснинскаго велись уроки рисованія; болѣе успѣшно шло дѣло въ Мушковичской школѣ: по даннымъ образцамъ ученики рисовали разные предметы домаш няго и школьнаго обихода, а лучшіе и съ натуры.

    Въ Красногородищенской и Татевской школахъ, Бѣльскаго уѣзда, Сосницкой Гжатскаго и Утѣховской Рославльскаго уѣзда вепись переплетный занятія. Матеріалы пріобрѣтались на мѣстныя средства и переплетались обыкновенно учебныя книги. Въ Татевской школѣ занятія были заведены впервые и открылись только со второй половины учебнаго года; производились въ послѣобѣденное время по часу два раза въ недѣлю; переплетный станокъ, обрѣзъ и др. принадлежности пріобрѣтены были попечителемъ школы А. К. Рачинскимъ.— П о-прежнему продолжались столярныя и токарныя занятія въ Красногородищ енской школѣ. Занимаясь подъ руководствомъ учителя, по-см ѣнно 4 раза въ недѣлю, ученики достаточно ознакомились съ инструментами и изготовили не мало предметовъ болѣе нужныхъ въ крестьянскомъ обиходѣ.— Насколько чувствуется потребность въ прикладныхъ знаніяхъ, свидѣтельствуетъ общ ее сочувствіе дѣлу въ Петраковской школѣ, Дорогобужскаго уѣзда. Стоило учителю Головкину предложить крестьянамъ Бѣ.ьавскаго общ ества свой трудъ по преподаванію сапожнаго и портняжнаго м астерства, какъ всѣ съ горячимъ сочувствіемъ встрѣтили эту мысль и согласились ассигновать на первоначальное обзаведеніе мастерской по рублю съ надѣльной души, о чемъ и составили приговоръ 4 ноября 1913 г. Съ своей стороны попечительница школы г. С тепанова, всегда отзывчивая на доброе дѣло, обѣщ ала пожертвовать срубъ для мастерской. Весьма желательно было бы поддерж ать это начинаніе.

    Въ Духовской, Ларинской и Пищиковской школахъ, Вяземскаго у., Петраковской Дорогобужскаго, Мачулинской Ельнинскаго, Ельшанской, Мало-Завильинской и Фащеевской Порѣчскаго, Зиловской и С пасо-Преображ енской Сычевскаго у., велось обученіе гимнастикѣ и военном у строю. Обучали штатные учителя или особые военны е инструкторы, послѣдніе за плату и, конечно, болѣе успѣш но, хотя и нѣкоторые учителя, напр. Петраковской школы Головкинъ, не менѣе хорошо вели дѣло, имѣя за собою многолѣтній опытъ и пользуясь необходимыми приспособлениями и военными моделями. Особенно успѣшно поставлено было дѣло въ Духовской школѣ, благодаря заботливости и руководству попечителя школы, генералъ-майора В. П. М езенцева.
    При многихъ школахъ имѣлись земельные участки, иногда и дов. значительные, напр. Бѣльскаго у. Батуринской, Глуховской, Дубровской, Карской, Львовской, Михеевской, Мятинской и Сопотской (по одной четверти десятины), Верховской (полдес.) Поникольской (двѣ трети д.) Быковской и Вязовахинской (по три чет. д.), Крюковской, Николо-Ветлицкой и Селищенской (по 1 д.), Татевской двухклассной (полт. д.), Гжатскаго: Климовской (400 с.), Печишенской и Савинковской (по 600 с.), Сосницкой (700 с.), Ельнинской (720 с.), Скугоревской (1350 с ), Коробкинской, Николаевской и Хрѣновской (по полдес.), Георгіевской, Димитріевской, Коваликовской и Курьяновской (по 1 д.) и Солнцевской (полт. д .), Дорогобужскаго: Лелявинской (500 с.), Ведерниковской, Клѣтковской и Кузинской (по 600 с.), Петраковской иТ ереховской (полдес.), Ельнинскаго: Бѣловостьинской (1 д.), Ново-Ивановской и Ждановской (размѣры участковъ точно неизвѣстны), Краснинскаго: Болваничской (свыше десятины), Рославльскаго: Артемовской (300 с.) Барятинской и Рогнѣдинской (по 384 с.), град. У спенской, Александровской, Василевской, Ивановской (по четв. д.), Михайловской (690), Феодоровской (800 с.), Галеевской (1050 с.), Астапковской, Лужнянской, Утѣховской и Ш ирковской (по п олдес.), Лаховской, Навинской, Епено-Константиновской (Ш ибневской) и Спасской (по 1 д.), Алексѣевской (полт. д.), Луговской (дес. и три четв.), Асельской (3 д.), Новоселковской (4 д.) не считая другихъ съ меньшими или точно необмѣренными участками, Смоленскаго: Руднянской (200 с.).
     
    Тамрико, ast_kulagina, P/o Bibirevo и 5 другим нравится это.
  9. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Загружаю сведения о личном составе Бельского уездного отдела народного образования за 1922 год. Может быть, некоторые файлы не очень хорошего качества. Это не моя вина. В таком состоянии дела дошли до нас. Кстати, этому "Делу" на следующий год исполнится 100 лет! 20210606_220354.jpg 20210606_220430.jpg 20210606_220435.jpg 20210606_220502.jpg
    Сообщения объединены, 6 июн 2021, время первого редактирования 6 июн 2021
    20210606_220511.jpg 20210606_220625.jpg 20210606_220632.jpg 20210606_220646.jpg
    Сообщения объединены, 6 июн 2021
    20210606_220745 (1).jpg 20210606_220800.jpg 20210606_220807.jpg 20210606_220819.jpg
    Сообщения объединены, 6 июн 2021
    20210606_220823.jpg 20210606_223847.jpg 20210606_223921.jpg 20210606_224004 (1).jpg
    Сообщения объединены, 6 июн 2021
    На сегодня всё. Есть еще интересное дело о назначениях и переводах учителей, что-то вроде их автобиографий, а также некоторые списки учащихся.
    Сообщения объединены, 6 июн 2021
    Если заинтересовала какая-то фамилия. но плохо читается, пишите, буду уточнять.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Наташа СМ: 1 пункт (За ценные документы!) 6 июн 2021
    Рохлинский: 1 пункт (Большое спасибо за документы, где есть моя бабушка- Молчанова и ее сестра, а в списке 22года-уже Лызлова и мой дед-Лызлов!) 2 фев 2023
    haglstorm, NEMO, NatalyaBel и 9 другим нравится это.
  10. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Belzanka. У Вас дважды фигурирует Дунаевская волость, но шкрабы разные. Эти оба списка за 1922г? Меня заинтересовала Соколова Анастасия Дмитриевна 31г, проживающ в Дунаево.
     
  11. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Добрый день! Я сейчас не дома. Когда вернусь, посмотрю и уточню. И еще, возможно, найду автобиографию Соколовой. Может быть есть...
     
    Тамрико нравится это.
  12. Offline

    haglstorm Новобранец

    Регистрация:
    11 май 2021
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    7
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Духовенство Смоленской губернии
    Какой хороший документик! И неужели в нём нет Андреевской волости?
     

Поделиться этой страницей