Яков Кундер

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем zunder1, 28 мар 2013.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Kunder_Yak_Mart_gss45.jpg

    Кундер Якоб Мартинович - командир взвода 300-го стрелкового полка 7-й Эстонской стрелковой дивизии 42-й армии 2-го Прибалтийского фронта, лейтенант.

    Родился в 7 августа 1921 году на хуторе Ляянсмаа, ныне волости Тыстамаа уезда Пярнумаа Эстонской республики, в семье ремесленника. Эстонец. Детство провел в поселке Саулепа уезда Ляэнемаа, здесь в 1936 году окончил 6 классов. В 1937 году с отцом вернулся Тыстамаа, работал в кузнице в отцом. В 1938 году переехал в город стал жить в Хаапсалу, работал пекарем.

    С первых дней вхождения Эстонии в состав СССР поддержал новую власть. Вступил в члены ВЛКСМ, и, спустя несколько месяцев, добровольно пошел работать в Пярнуский районный отдел милиции - участковым милиционером. За год работы в органах НКВД задержал и обезвредил многих преступников, которые мешали строить новую жизнь. Был ранен предательским выстрелом. С началом Великой Отечественной войны эвакуировался в Челябинскую область.

    В 1942 году добровольцем, через Варненский райвоенкомат, ушел в Красную Армию. Был напарвлен в формируемую 7-ю Эстонскую стрелковую дивизию. Сначала командовал отделением, затем был направлен на учебу в военное училище. Весной 1943 года окончил Подольское пехотное училище, эвакуированное в город Иваново. Стал командиром стрелкового взвода. Воевал на Калининском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Взвод лейтенанта Кундера хорошо показал себя в боях за освобождение Эстонии и особенно Сааремаа. В боях показал себя мужественным и отважным воином, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Был ранен, вернулся в свой батальон когда бои шли уже на территории Латвии.

    В ночь на 18 марта 1945 года в бою при освобождении железнодорожной станции Блидене (Латвия) своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Кундеру Якобу Мартиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Награжден орденами Ленина, Красной Звезды (22.09.1944), медалью «За отвагу».

    Похоронен в братской могиле на месте боя в районе станции Блидене.

    На месте подвига восстановлен дзот. Мемориальная доска была установлена на здании отделения внутренних дел города Хаапсалу (Эстония). Школа, в которой учился Герой, и еще более 10 школ республики носили его имя. Так же имя Кундера Я.М. было присвоено судну Министерства морского флота.




    vid_iz_dzota.JPG

    dzot.JPG

    mogila.JPG

    Текст из книги: Александра Коваленко Правда о Матросове и матросовцах.

    В Латвии, неподалеку от железнодорожной станции Блидене, есть братская могила. Вместе со многими советскими воинами здесь покоится Герой Советского Союза гвардии лейтенант Якоб Кундер. Каждый год к могиле издалека приезжает эстонская женщина. Она долго стоит у обелиска, склонив голову, потом кладет на надгробие несколько веток цветущей белой сирени и медленно уходит. Во время боев за освобождение Латвии шестнадцатилетняя девушка Аста находилась в Курляндии. На ее глазах героически погиб во время штурма высоты командир взвода гвардии лейтенант Якоб Кундер, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота.
    Аста Снурбека нашла в его бумажнике сухие лепестки белой сирени, и с той поры она ежегодно приезжает на станцию Блидене, в знак глубокой благодарности к освободителям родной земли возлагает на братскую могилу букет белой сирени...
    Вот что сказано в наградном листе о подвиге гвардейца: "17 марта 1945 года первая рота получила приказ командира батальона овладеть общежитием и железнодорожной станцией Блидене. В ночь на 18 марта 1945 года тов. Кундер со взводом ворвался в общежитие, которое было превращено противником в опорный пункт. Оставшись в общежитии на временную оборону, Кундер использовал построенный противником укрепленный оборонительный пункт. Утром 18 марта 1945 года батальон начал атаку на центр укрепленного района противника. Кундер со своим взводом продвигался на левом фланге.
    Перед взводом, противник открыл огонь из дзота, пытаясь фланкирующим огнем заставить залечь наши атакующие цепи. Тов. Кундер, видя опасность, быстрой перебежкой пробрался к дзоту и бросил туда гранату. Граната взорвалась вблизи амбразуры дзота. Вторая граната взорвалась внутри дзота. Пулемет замолчал, но тут же снова открыл огонь. Гранаты у Кундера кончились. Кундер стал стрелять по амбразуре из пистолета. Он получил тяжелое ранение, но, учитывая, что огонь из дзота может захлестнуть атаку, он пробрался к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Этим Кундер обеспечил успех атаки батальона. При этом Кундер был смертельно ранен и умер.
    Стремительной атакой батальон овладел укрепленной возвышенностью противника".
    - Якоб Кундер был моим близким другом,- вспоминает Герой Советского Союза, бывший заместитель командира стрелкового батальона 925-го стрелкового полка 41-го гвардейского Эстонского Таллиннского стрелкового корпуса гвардии старший лейтенант А. Г. Ренсон.- Мы вместе с ним окончили Подольское военно-пехотное училище, вместе прошли по многим фронтам, делили трудности ратной жизни.
    Биография моего друга короткая. Якоб Мартинович родился в 1921 году в Эстонии на хуторе Ляянсмаа Пярнускаго района. С ранних лет узнал трудовую жизнь.
    С первых дней вхождения нашей республики в состав СССР вступил в члены ВЛКСМ, а спустя несколько месяцев добро- вольно пошел работать в Пярнуский районный отдел милиции - участковым милиционером. На его долю досталось самое тяжелое время установления Советской власти в Эстонии.
    Сотрудникам НКВД, активу приходилось в то время работать сутками, без выходных и вообще без отдыха. Буржуазные прихвостни запугивали сотрудников милиции, угрожали расправой за их работу по укреплению советского строя. А однажды прогремели и предательские выстрелы в Якоба. За год работы в милиции он задержал и обезвредил многих преступников, которые мешали строить новую жизнь.
    Но вот началась война, и Кундер добровольцем ушел в 7-ю Эстонскую стрелковую дивизию, командовал отделением, затем, после окончания училища, пришел в стрелковый взвод. В боях показал себя мужественным и отважным воином, был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". Был ранен. Вскоре после того как Якоб вернулся в батальон, нас перебросили в Латвию. Перед тем памятным днем Якоб поведал мне, что ему удалось побывать дома. Его рассказ врезался в память. Вот он:
    "В октябре 1944 года мне предоставили возможность заглянуть на несколько часов к родителям. Шел я по дороге, ведущей к морю, полями и лесами, всматриваясь в даль. Впереди показалась наша маленькая деревушка Саулепа. Я прибавил шагу. Долго не был в родных местах! Что ждет меня там? Живы ли отец, братья, сестры, друзья?
    Вот школа, где я учился. Улыбнулся, вспомнил, что одноклассники называли меня кузнец Ясе. А вот и кузница. Рядом с ней старый дом. Я подошел, очень волнуясь, постучал. Плотный, еще крепкий мой старик - кузнец Мартин - обнял меня:
    - Якоб! Жив! Цел! - Даже ощупал, не веря своим глазам.- Насовсем или как?
    - Проведать, проведать... "Ну, рассказывай, отец, как братья, сестры, где они? - спросил я.
    Он только горестно махнул рукой и уже за столом рассказал о том, как в 1942 году в деревню пришли фашисты. Они расстреляли и бросили в канаву моего брата Арсентия только за то, что тот пользовался землей, полученной при Советской власти, ну и какая-то сволочь донесла, что я работал в НКВД. Сестру Иоханну, всех работниц их предприятия, а также его оборудование оккупанты увезли в Германию. Остальные... Война ветром развеяла нашу дружную, самую большую в деревне семью: пять сестер и пять братьев. Один отец остался.
    - Теперь уже недолго,- утешал я его.- Кончится война - соберутся.
    Отец спросил:
    - Чем думаешь заняться после войны?
    - Буду рыбаком.
    До сумерек просидели за беседой, а вечером я направился к морю, к дорогим сердцу местам, остановился у залива. Все так же, как прежде, только не слышно голосов босоногих мальчишек, каким был сам когда-то и мои товарищи. В душе творилось такое!.. Хотелось немедленно в бой мстить, мстить проклятым фашистам... Мне все слышался печальный голос отца: "Сколько бед принесла война, сколько семей разметала она по свету!" И вдруг вспомнилось детство, когда был пастушонком. Ради забавы построил я на берегу дощатый домик. Штормовой ветер разметал доски, а волны слизали их и унесли в море. Я со слезами бросился к матери, стал жаловаться. Она прижала меня к груди, говорила что-то теплое и ласковое, стало легко, и обида исчезла... А потом она заболела и умерла, еще до того, как я закончил начальную школу...
    И я пошел на ее могилу, в тяжелом раздумье сел на камень. Скорее бы кончилась война. Тогда бы я смог вернуться в родительский дом, к этому берегу. Но впереди еще много трудных дорог".
    Утром они распрощались. Долго смотрел отец вслед сыну. Чувствовал ли, что видит его в последний раз? Что дорога эта уводит Якоба в бессмертие?"
    ...Командир роты говорил коротко:
    - Вам, товарищ лейтенант, приказываю возглавить штурмовую группу по уничтожению вражеского дзота. Дело серьезное и ответственное. Нужен максимум не только смелости, но и находчивости. Берегите людей, на рожон зря не лезьте.
    Используя складки местности, группа миновала полотно железной дороги и поползла к дзоту. Фашисты били из пулемета по позиции батальона, но заметили опасность, кто-то из них, вероятно, выбежал и бросил гранату. Она взорвалась неподалеку от Якоба и ранила его. Прижавшись к земле, мы наблюдали за,- продолжает рассказ Ренсон.
    - Смотрите, смотрите! - пронеслось по цепи. Люди, привыкшие ко всему за годы войны, вздрогнули, увидев, как Якоб поднялся во весь рост и пошел к дзоту. Он шел, подавшись всем корпусом вперед, держа в руках по гранате. Фашисты перенесли огонь пулемета на него. Раненый Якоб упорно шел. Это было уму непостижимо: ведь он должен был уже на первых шагах погибнуть! Вероятно гитлировцы пришли в ужас, видя, как изрешеченный свинцом человек, не падая, неотвратимо приближался к ним.
    Мы онемели, наблюдая за этим страшным поединком. Собрав последние силы, Якоб бросил гранату. Пулемет смолк, но лишь на какое-то мгновение. Якоб метнул вторую гранату. Из амбразуры повалил черный дым.
    - В атаку! - крикнул кто- то.
    Мигом слетело оцепенение. Мы бросились вперед, но пулемет заговорил снова. Многих тогда скосил вражеский огонь... Снова залегли. Приподняв голову, я увидел, как Якоб в нескольких шагах от дзота рухнул, но тут же медленно поднялся, полусогнувшись, сделал пару шагов, а потом грудью упал на амбразуру. Что было- затем - трудно представить... Солдаты без команды в едином порыве ринулись в атаку, все сметая на своем пути... Кто-то бросил в трубу дзота гранаты, рядовой Панцерман дал длинную очередь из ручного пулемета в его амбразуру.
    Мы с товарищами подняли окровавленное тело Кундера, буквально изрешеченное пулями. Какой огромной должна быть сила воли и ненависть к врагу у этого человека, чтобы, умирая, идти вперед!..
    В Саулепа в доме, где вырос Якоб Кундер, хранятся Грамота и письмо Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Шверника. В нем говорится:
    "Уважаемый Мартин Андреевич!
    Ваш сын, лейтенант Кундер Якоб Мартинович, в боях за Советскую Родину погиб смертью храбрых.
    За героический подвиг, совершенный Вашим сыном Якобом Мартиновичем Кундером в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 15 мая 1946 года присвоил ему высшую степень отличия - звание Героя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом"
    Память о Якобе Кундере свято чтут и его земляки, и его однополчане. На месте, где им свершен подвиг, установлен памятник, на могиле постоянно живые цветы.
    В знак признательности и увековечения памяти о легендарном герое более десяти школ в Эстонской ССР, в том числе и та, в которой он учился, носят имя героя, десяткам пионерских дружин, отрядов присвоено имя Якоба Кундера, а эстонский поэт Раль Парве написал о нем поэму "Комсомолец- командир".

    Якоб Кундер! Песен много
    О тебе, должно быть, сложат.
    В громе их, скупой и строгий,
    Пусть мой стих раздастся тоже.
    Пусть хотя бы с силой малой
    Он всему расскажет миру,
    Что ты умер, как пристало
    Комсомольцу-командиру!


    От себя: я лично много раз проезжал мимо этого места.Всё ухожено и в порядке.Значит помнят люди подвиг Я.Кундера и это самое главное.
     
    Юниор, ohranik, бетман и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей