г.Ноябрьск или немного о ЯНАО

Тема в разделе "Урал, Сибирь, Дальний восток", создана пользователем Юлиа, 6 ноя 2011.

  1. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    г.Ноябрьск или немного о ЯНАО

    Вид с высоты самолета на Ямало-Ненецкий автономный округ
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Короткая справка о городе Ноябрьск:
    Город Ноябрьск расположен в центральной части Сибирских Увалов, на водоразделе рек Обь и Пур, близ озера Тету-Мамонтотяй. Через Ноябрьск проходит железнодорожная магистраль Тюмень - Новый Уренгой, автомобильная дорога, связывающая Ноябрьск с Ханты-Мансийским округом и с большой землей, есть аэропорт. Начало истории города Ноябрьска, как и большинства городов Тюменского Севера, связано с освоением нефтегазовых месторождений. Первая разведочная скважина на Холмогорской площади была забурена бригадой мастера И. П. Соловьева 19 августа 1973 года
    В сентябре 1977 года на территории СМП-329 открылась первая школа, которую возглавила В. Г. Дудашова.
    В октябре 1977 года Тюменский облисполком принял решение зарегистрировать поселок Ноябрьский, возникший при железнодорожной станции Ноябрьская Пуровского района ЯНАО.
    Поселок расстраивался: в начале 1978 г. здесь образовано 8 улиц, работали почта, медпункт, два магазина. В 1979 г. началось движение по железнодорожной магистрали Сургут - Ноябрьск. Заработала первая амбулатория, музыкальная школа, которая в 1982 г. получит статус детской школы искусств. 28 апреля 1982 г. рабочий поселок Ноябрьский Пуровского района был преобразован в город Ноябрьск. В эксплуатацию сдан первый пятиэтажный дом.
    На 1 января 2008 года численность населения города Ноябрьска достигла цифры 110 598 человек.

    Первое впечатление от города.
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Позже увидела другой Ноябрьск.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Православный храм. Примечательно, что на территории храма сделали детскую игровую площадку.
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Ну и сектанты. Без них теперь нет северных городов…
    [​IMG]

    Немного о жизни коренных народов – ненцев. Ниже – фотографии с этнографической выставки о лесных ненцах.

    Костюм и маска шамана. К сожалению, новодел. Единственный настоящий шаманский костюм, по словам сотрудника музея, хранится в музее в г.Салехард.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Медвежий праздник — один из наиболее ярких праздников у ханты (манси).
    Медведь в миропонимании ханты — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец — верховный бог - уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
    Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний, отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов, входило около 500 слов. Самого его называли «зверь», шкуру - «изготовленная матерью мягкая одежда», снег - «белая пыль», ружье - «гремящая вещь», медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение.
    Подъем зверя из берлоги - обязательное условие его добычи. Шкуру с убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Здесь «медведя» встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой и порошили снегом. Медведя заносили в дом, укладывали носом на лапы, надевали на голову шапку или платок, украшения, на когти кольца, на глаза - берестяные кружочки или бляшки. Ставили и угощение. Медведя извещали, что его убила стрела или русская пуля, просили не пугать женщин в лесу.
    Веселье начиналось под вечер, на него съезжались издалека. Программа начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром медведю пели песню пробуждения, затем исполнялись и хвалебные. Затем начиналась следующая часть медвежьего праздника - драматические представления. Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они надевали женскую одежду поверх своей. В течение нескольких вечеров разыгрывалось по десятку сцен из повседневной жизни ханты: изображали трусливого охотника, неудачное сватовство, объевшегося черемухой, столкновение с чиновником и т. п. В промежутках между песнями и сценами устраивали танцы под музыку. В конце праздника мясо медведя варили и съедали. Выносили медведя (шкуру) через окно с определенными предосторожностями. Череп, а иногда и шкуру хранили в специальных постройках
    [​IMG]
    Лабаз для хранения продуктов, имущества. Ненцы кочуют, и все имущество сложно возить постоянно с собой, поэтому часть оставляют в таких лабазах до следующей кочевки.
    [​IMG]
    Женские сумочки. Одна – сумка невесты, именно по ней определяют, хорошая ли невеста хозяйка (на лицо не смотрят, смотрят на сумку). Вторая просто сумка для рукоделия, сделана из лапок лебедя, шитье.
    [​IMG]

    [​IMG]

    Оленеводство лесных ненцев, как личная форма хозяйствования, в своей массе не связано с рынком, имеет в основном натуральный, потребительский характер. Оно обеспечивает главные жизненные потребности владельцев стад: в шкурах для чумов, одежде и обуви; в транспорте; в еде (гарантированный источник пищи); в сырье (жилы, рог, кость). Ничего от забитого оленя не выбрасывается, все используется для хозяйственных нужд.
    Домашний олень является источником жизни, мерилом социального статуса, а не средством обогащения: чем больше животных, тем уважаемее их хозяин.
    Северные олени — животные средней величины, высота в холке от 70 до 140 см. Ноги сравнительно короткие, задние подогнуты в скакательных суставах. Хвост короткий. Рога у самцов и самок. Главные стволы рогов дугообразно изогнуты. Надглазничные отростки на концах лопатообразно расширены и в свою очередь несут несколько пальцевидных отростков. По происхождению северный олень наиболее молодой из всех родов оленей.
    Олени круглый год живут на подножном корму и под открытым небом. Организм оленя способен к быстрому нагулу. В короткий осенний период он накапливает значительное количество жизненно необходимых веществ и экономно расходует их зимой. Забота о нем ограничивается выбором пастбищ, охраной от волков, росомах и случайных медведей с помощью обученных пастушьих лаек.
    Летом северные олени пасутся в тундре, где их меньше «донимают» гнус и слепни. Зимой ветры в тундре спрессовывают снег, поэтому докопаться до земли сложно, и тогда оленьи стада перекочевывают в лесотундру, где снег поддается удару копыта. Олени добывают ягель из-под снега, иногда выкапывая ямы до 80 см глубиной. Поздней весной, летом и осенью в их рацион добавляется трава, листья кустарников и грибы. Вместо воды олени едят снег.
    Оленье стадо является разнородным не только по своему многоголосому хорканью (звук издаваемый оленем), но и по масти: белый, дымчато-белый, пестрый, белый с черными пятнами, черный, дымчатый, серебристый, серо-дымчатый, каштановый.
    Для того, чтобы различать оленей, оленеводы имеют особые клейма - тамги, которые вырезают ножом на шерсти оленя. После линьки оленей тамги возобновляются. Другой способ метки фигурные вырезки на ушах. При покупке одним хозяином оленя у другого, вырезается новая метка, причем старая метка срезается совсем, в результате чего у некоторых оленей остаются от ушей одни основания.
    Пути перемещения оленьих стад называются «путем каслания». Кочевать начинают обычно небольшими переходами по 10 - 15 км в день. Чем больше у хозяина оленей, тем непродолжительнее стоянки на одном месте, это связано с потребностью в новых пастбищах.
    Длина маршрута оленеводов достигает 500-1000 км, на преодоление такого расстояния требуются от 15 до 25 кочевок.
    Оленеводы перекочевывают (каслают) на нартах — деревянных санях, запряженных оленями, соединенных в аргиш. Аргиш - вереница нарт, состоящая из двух - шести грузовых нарт, прикрепленных к задку легковой нарты. Зимой впереди аргиша едет мужчина не легковой нарте, за ним следует стадо, потом детские и женские аргишы.
    В летний период семьи оленеводов со своими стадами объединяются в одну артель и продвигаются к Уральским горам или к берегам Северного Ледовитого океана. Хорошими летними пастбищами считаются, обдуваемые ветрами места, где есть вода и много сочной травы. Летом, как и зимой, жилищем оленеводческим семьям служит чум, но, в отличие от зимнего чума, его покрывают берестяными или брезентовыми (в настоящее время) покрышками. Ставят летний чум на возвышенных местах, рядом с рекой или озером, где добывают рыбу и берут воду для домашних нужд.
    К концу лета исчезает гнус, олени нагуливают жир. А с середины сентября оленеводы поворачивают нарты к «зимней дороге», и постепенно начинается обратный путь к зимним стоянкам.

    Женская одежда. Внутри подбита лебединым пухом.

    [​IMG]

    Женщина в семейной жизни северных кочевых народов несет в себе роль хранительницы очага и семейного благополучия.
    Женщина тундры — заботливая жена, любящая мать и неутомимая труженица. О хорошей хозяйке судят по обшивке чума, одежды ее детей и мужа. Несмотря на множество забот кочевой жизни, женщины успевают еще и рукодельничать. Изделия мастериц поражают трудоемкостью и искусной технологией исполнения. Женщину тундры можно по праву назвать художницей.
    Зимняя верхняя одежда - ягушка - в отличие от мужской имеет разрез спереди. Она встречается двух типов. Первый тип - беличья ягушка. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков беличьего меха, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие конструктивных вертикальных швов, все основы шва являются горизонтальными.
    Одежда второго типа является основным видом женской одежды и шьется из оленьих шкур. Такая одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса (часть шкуры, снятая с ног взрослого оленя) белого и темного цвета с прослойкой цветного сукна на плечах, по бокам и обшлагам рукавов. Праздничная ягушка с узорами отличается от будничной цветом и обилием украшений.
    Традиционную женскую шапку шьют из оленьего меха с добавлением песцовой опушки, подкладку выполняют из меха лисы или зайца. По нижнему краю шапки на кожаных ремешках закрепляют металлические кольца, к которым на тесемочках или цепочках подвешивают металлические украшения. За счет веса украшений низ шапки плотно ложится на плечи и не поднимается на ветру.
    Женская зимняя обувь - кисы шьется из оленьей шкуры мехом наружу. Покрой женских кисов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. Женские кисы никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые кисы, чаще всего они сшиваются из сочетания белых и темных кусков камуса.
    Летняя обувь шьется из обработанных кусков оленьей кожи (замши), по форме напоминающей зимние кисы.
    [​IMG]
    Женщины-ненки расчесывают волосы на прямой пробор и заплетают их в две косы. До самого последнего времени, а в некоторых районах и сейчас, сохранилось женское накосное украшение та нё (в восточных районах - нэбт). Это украшение является как бы продолжением натуральных кос. Начинается оно от затылка и спускается значительно ниже талии и представляет собой две скрученных из сукна и шерсти (жгутом) ложных косы, соединенных между собой в нескольких местах нитками разноцветных бус или металлическими цепочками. Концы кос заканчиваются внизу обычно треугольными кусочками ровдуги или сукна, украшенными также металлическими бляхами, цепочками и подвесками. В верхней части ложные косы вплетаются в волосы свободным (не скрученным) куском сукна и обматываются поверх тесемкой из шерсти или сукна. Таким образом, при ношении этого украшения натуральные косы не видны. Носятся та нё обычно поверх зимней меховой паницы или летней суконной, заправляясь сзади за шерстяной пояс.
    В прошлом общее количество подвесок достигало больших размеров и веса, что привлекало внимание путешественников и исследователей, попадавших в районы расселения ненцев. В сочетании с подвесками на шапке эти украшения производили при движении своеобразный звон.
    Ложные косы носили девушки и женщины, а также иногда девочки, начиная с шести- семи лет.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Всегда было любопытно, как северные народы не моются. Одежда шьется оленьим мехом внутрь, а структура волоса такова, что вся грязь с тела начинает скапливаться в одежде. Она постепенно тяжелеет, и новая одежда шьется и меняется каждые четыре-пять лет.
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Из интересного. Когда ребенок рождается, его кладут в люльку, привязывают и не вытаскивают лет до 3-х, только подстилку из опилок или мха меняют. Потом, когда начинает ходить, привязывают веревкой к нартам, чтобы далеко не уходил.
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Музыкальный инструмент
    [​IMG]

    Очки от мошки и солнца
    [​IMG]

    И куклы. Куклы акань. Они есть и у хантов и у ненцев.
    [​IMG]
    «Давным-давно существовали куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют одежду по сезонам. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.
    У детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она, кукла акань, должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Куклы делаются без лица, ног и рук. Почему безликие? Игрушки нельзя делать полностью по-хожими на живое существо, чтобы в них не вселились злые духи. Такие куклы могут навредить ребёнку. Это ещё связано с религиозным запретом, так как с ними куклы якобы становятся священными (культовыми). У самой древней куколки голова сделана из клюва водоплавающей птицы с прилегающей к ней шкуркой. На неё нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая же, как у взрослых. Может быть, голова из клюва связана с образом женской богини Калтащ - Земной матери. Калтащ изображают в образе гусыни, утки. Калтащ оберегает душу новорождённого, заботится о людях, отмеривает жизненный срок.
    Последовательность изготовления древней куклы акань из клюва водоплавающей птицы такова. Вначале подбирают клюв водоплавающей птицы (гуся, утки). Кстати, большой клюв (утки, гуся) - применяется для изготовления главы семейства - мужчины (отца), средний клюв (утки, гуся) - для хранительницы очага - женщины (мамы), маленький клюв (утки, гуся) - ребёнок (дочка, сын). Затем подбирают ткани для изготовления одежды кукле акань, шьют одежду и в завершении работы - оформление одежды куклы акань полосками сукна, бисером, мехом.
    [​IMG]
    Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - «главную женщину», маму уточки - невесту; темного, с наростами - бабушку.
    Куклы эти всегда были рядом с девочками, словно настоящие члены семьи. Если родители с детьми собирались в гости, девочка брала с собой свою куклу акань. Куклы акани, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань родственникам и сами получали подарки. Вместе с маленькими хозяйками куклы акань отправлялись в летние деревни, на рыбалку, на праздники.
     
  2. Pilot
    Offline

    Pilot Сам себе...режиссёр

    Регистрация:
    20 ноя 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо:
    1.959
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ...в бегах...
    Интересы:
    созерцаю...
    Юлия, спасибо за экскурс... thumbup
    ....очки от мошки и Солнца прикольные...
    а ещё заметил, что на улицах этого города очень чисто...
    это так?
    Плюс .
     
  3. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Цитата(Pilot @ 06 Ноября 2011, 12:02)
    Юлия, спасибо за экскурс... thumbup
    ....очки от мошки и Солнца прикольные...
    а ещё заметил, что на улицах этого города очень чисто...
    это так?
    Плюс .


    На улицах действительно очень чисто. И что еще поразило - дети. Они гуляют самостоятельно, без взрослых. В Москве не увидишь ребенка, который куда-то идет один, а там ходят спокойно, одни.
     
  4. фунт77
    Offline

    фунт77 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 авг 2008
    Сообщения:
    1.501
    Спасибо:
    268
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В 78 году почти за каждым бараком-общижитием были сугробы из пустой стеклотары.
    А сейчас приятно посмотреть.
     
  5. Pilot
    Offline

    Pilot Сам себе...режиссёр

    Регистрация:
    20 ноя 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо:
    1.959
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ...в бегах...
    Интересы:
    созерцаю...
    Цитата(Юлиа @ 06 Ноября 2011, 13:03)
    а там ходят спокойно, одни.

    ... иногда постреливая из лука белке прямо в глаз ? ;)
     
  6. Slawur
    Offline

    Slawur Диссидент

    Регистрация:
    15 сен 2009
    Сообщения:
    1.632
    Спасибо:
    733
    Отзывы:
    27
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярцево
    Юль,спасибо большое за напоминание!
    Сам был летом в ЯНАО и лично видел в музее Салехарда оригинальный костюм шамана...тока его несколько моль почикала....
    В общем молодчинка!
     
  7. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Цитата(Slawur @ 07 Ноября 2011, 1:45)
    Юль,спасибо большое за напоминание!
    Сам был летом в ЯНАО и лично видел в музее Салехарда оригинальный костюм шамана...тока его несколько моль почикала....
    В общем молодчинка!


    Счастливый:) Я до Салехарда так и не добралась.
    Про костюм шамана в салехардском музее рассказали, что в начале ХХ века, когда шаманов уничтожали, а вещи сжигали, тот костюм, бубен спас один из милиционеров и принес в музей.
     
  8. Cveтл@н@
    Offline

    Cveтл@н@ Старый флудер

    Регистрация:
    29 апр 2009
    Сообщения:
    1.979
    Спасибо:
    519
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Chile
    Из:
    СССР
    Интересы:
    Вредничать
    Замечательная экскурсия!
    Да, чистота в городе бросается в глаза.
    Столько интересных подробностей быта! Мне вот интересно, как они детей в люльке до 3-х лет держат? Я своих после 3-х месяцев удержать не могла [​IMG]
    Юленька! Спасибо за отчет! Как всегда, здорово!!!
     
  9. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Они их привязывают и не выпускают:))) Люлька сидячая, типа санок
     
  10. Cveтл@н@
    Offline

    Cveтл@н@ Старый флудер

    Регистрация:
    29 апр 2009
    Сообщения:
    1.979
    Спасибо:
    519
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Chile
    Из:
    СССР
    Интересы:
    Вредничать
    Так они ж орать начнут :eek:
     
  11. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Времени обращать на них внимания нет, работы очень много (там только один чум построить на 50-70 шестов чего стоит!), а еще костер, еда, обработка шкур...
    Вообщем, особо не поорешь:)
     
  12. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.030
    Спасибо:
    182
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Чистота в северных городах, Ноябрьск вот или Надым, где я был, имеет простое объяснение - в большинстве своем это регионы добычи нефти и газа (ЯНАО газовая столица России), поэтому там бюджеты позволяют поддерживать чистоту. За пределами муниципальных образований, т.е. за городом все как и у нас, пластик от пива, следы пикников и рыбок вперемежку с межвежьими следами
     
  13. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.896
    Спасибо:
    7.598
    Отзывы:
    193
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Цитата(Шмяк @ 07 Ноября 2011, 14:12)
    Чистота в северных городах, Ноябрьск вот или Надым, где я был, имеет простое объяснение - в большинстве своем это регионы добычи нефти и газа (ЯНАО газовая столица России), поэтому там бюджеты позволяют поддерживать чистоту. За пределами муниципальных образований, т.е. за городом все как и у нас, пластик от пива, следы пикников и рыбок вперемежку с межвежьими следами


    Бюджет - это хорошо. Но, например, в г.Когалым (недалеко от Ноябрьска, правда, ХМАО), народ из крупных предприятий на субботники выводят, без использования денег бюджета. На добровольно-принудительной основе:)
     
  14. PaulZibert
    Online

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.215
    Спасибо:
    15.933
    Отзывы:
    257
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Цитата(Юлиа @ 07 Ноября 2011, 15:27)
    Бюджет - это хорошо. Но, например, в г.Когалым (недалеко от Ноябрьска, правда, ХМАО), народ из крупных предприятий на субботники выводят, без использования денег бюджета. На добровольно-принудительной основе:)

    Тоже считаю что дело не в деньгах а в воле власти и в порядке. Возьмем к примеру Владимир, Ярославль. Денег от нефти и газа нет, а чистота есть !
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)