д.Григорьевское Новодугинский район Смоленская область

Тема в разделе "Новодугинский район", создана пользователем WA066, 4 авг 2019.

  1. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    cbc856eb00ebfcf768421894cd83c75f.jpg
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2019
    Никита Мозуров и Овинцы нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    Григорьевское (Михайловское), 4 км от с. Хмелита (Новодугинский район).

    В конце 1770-х гг. старинная вотчина дворян Грибоедовых перешла от майора Ф.А. Грибоедова к Б.В. Лыкошину, затем принадлежала его сыну поручику М.Б. Лыкошину (ум. в 1809 г.), затем — вдове последнего М.П. Лыкошиной, далее — их сыну СМ. Лыкошину, потом — его сыну Л.С. Лыкошину (1841-1893) и до 1917 г. - Г.Л. Лыкошину.

    Сохранились два флигеля (один в руинах) конца XVIII в. и два здания винокуренного завода; руины Преображенской церкви и колокольни 1794— 1795 гг., построенных арх. Тарховым; остатки обширного парка с аллеями разных пород деревьев.

    Главный дом конца XVIII в. разобран в 1950-е гг. Храм Всех Святых 1801 г. и часть хозяйственных построек утрачены.

    Усадьба включена в Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова "Хмелита".
    Сообщения объединены, 4 авг 2019, время первого редактирования 4 авг 2019
    0408b0e19b566412af2cf08273371cc4.jpg
     
  4. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    В 4-х километрах от Хмелиты, на правом берегу сейчас уже мелководной речки Лужни, расположена усадьба Григорьевское. Первым её владельцем был Григорий Грибоедов, который приходился родным братом прапрапрадеду автора комедии "Горе от ума" по материнской линии.

    В "Переписной книге Вяземского уезда" за 1682 год значится:" ..а по той речке Лужне направо земли Григория Грибоедова, а налево его ж земли Григорьева сельца Григорьевского деревни…" Позднее, в начале 18 века, усадьба перешла во владение Богдана Васильевича Лыкошина, одного из представителей многочисленного и родственного Грибоедовым семейства. По архитектуре усадьба очень простая и представляет собой типичную дворянскую усадьбу средней полосы России. Именно поэтому её можно полностью восстановить. Перед усадьбой в Григорьевском был разбит регулярный парк с еловыми, сосновыми, дубовыми аллеями, с островками лиственниц и вязов. Недалеко от речки стояла винокурня, в которой "гнали водку и вино для господского расходу".

    В 1794-1795 гг. в имении Лыкошиных отстраивается вновь церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами, в честь Покрова и в честь святого Михаила. Последним владельцем Григорьевского в 1919 году был Григорий Леонидович Лыкошин. В этом же году имение было национализировано. Сейчас о прежнем великолепии в Григорьевском напоминают остатки усадебного ансамбля 18 века: полуразрушенная Преображенская церковь с частично сохранившимися настенными росписями, два производственных здания бывшего винокуренного завода, восточная кордегардия и необыкновенной красоты парк. Хорошо просматривается основание барского дома, в котором бывал у Лыкошиных будущий дипломат и писатель А.С. Грибоедов.
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020, время первого редактирования 13 ноя 2020
    ...........................................................



    У господского дома действительно печальная история. Первый дворец был деревянным, в 1791 году его разобрали и выстроили каменный. В пожаре 1812 года он погиб, поэтому
    вновь пришлось возводить хоромы. После революции здание не тронули - переселили туда школу. А во время войны во дворце находился немецкий госпиталь. Умерших хоронили здесь же, неподалеку. При отступлении фашисты подожгли дворец. Огонь «съел» весь верхний этаж. В 1956 году его решили восстановить, но запала хватило ненадолго. Работы свернули, а оставшийся этаж разобрали на стройматериалы. Валерий Дмитриевич грустно констатирует: «Сейчас у нас царит «мерзость запустения». Несмотря на то что от церкви Преображения уцелела лишь небольшая часть, под потолком очень хорошо сохранились фрески на евангельские сюжеты - своды в конце XVIII века расписывали столичные мастера. Православной вере не была страшна даже революция - по воспоминаниям местных жителей, службы в церкви шли до 1941-го года. Великая Отечественная война всерьез «подкорректировала» облик храма - отступавшие фашисты взорвали колокольню. А во время хрущевской оттепели, когда всколыхнулась новая волна борьбы с религией, церковь разобрали на стройматериалы уже местные жители. В начале 1990-х начинали реставрировать храм. Но по-настоящему дело дошло до восстановления только в 2008 году: благодаря Кулакову остатки церкви накрыли кровлей, заделав огромную дыру.
    - С постройкой храма в 1794 году вышла целая история, - рассказывает Валерий Дмитриевич. - Лыкошину давно хотелось возвести у себя в Григорьевском храм, но этому препятствовал его хмелитский сосед, гвардии поручик Алексей Грибоедов. Чтобы получить разрешение на строительство церкви, Лыкошину пришлось обращаться в Священный Синод. Вы не поверите, но по архитектурному исполнению таких храмов всего два в России: церковь Георгия на Всполье во Владимире и наша, в Григорьевском. Изначально храм был белым - в Хмелите хранится фотография церкви, сделанная местным учителем в 1947-м году. А вот здесь, за церковью, были гробницы. В детстве я сам туда спускался, но ничего интересного не увидел - они к тому времени уже были разграблены. Мой брат до сих пор вспоминает, что возле гробов вперемешку валялись человеческие кости и остатки мундиров. Мародерам было чем поживиться - среди захороненных могли быть кавалеры ордена Анны. Эта награда с бриллиантами, на черном рынке даже в советское время она оценивалась в астрономическую сумму!
    В 1980-х годах на родовой могиле еще стояли два памятника, а потом они при таинственных обстоятельствах исчезли. Один из них обнаружили в 2001 году в Вязьме, у забора частного дома по улице Докучаева. Правда, на место возвращать не стали, а установили на территории Предтечева монастыря.
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    https://www.rabochy-put.ru/society/39142-selo-grigorevskoe-v-smolenskojj-oblasti-pro.html
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    Приходилось быть в Григорьевском в 1984 году.... видел собственными глазами и разграбленные гробницы,надгробия с родовыми памятниками выполненные из черного мрамора..Всё о чём пишет автор статьи , это правда,так и было....
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    Церковь Преображения Господня. Григорьевское . фрагмент росписи

    [​IMG]
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    [​IMG]
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    8 сентября 1990 года, почти 30 лет назад, в нашем районе на территории совхоза «Григорьевский» был открыт первый в Советском Союзе памятный знак испанским воинам-интернационалистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

    Он построен учащимися Новодугинской средней школы на могиле испанских воинов Иглесиаса Беленгера Хуана, Колменара де ла Торре Хуана, Лопеса Томайо Максимо и советских солдат Гавриловича и Хадоренко.
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    http://smi67.ru/33077-o-podvigax-o-gordosti-o-slave/
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    Возвращаясь к вопросу об архитектурном авторстве церквей,удалось найти вот такую скупую информацию :

    История не сохранила имен строителей хмелитских храмов. Но по поводу Алексеевской церкви напрашивается одно предположение. «Летопись» сообщает, что в 1795 г. в соседнем с Хмелитой Григорьевском помещик И. Б. Лыкошин (отец авторов воспоминаний) выстроил новый храм, полуразвалившаяся колокольня которого еще существует. А из воспоминаний А. И. Лыкошиной-Колечицкой известно, что в доме ее родителей около двадцати лет прожил архитектор Матвей Матвеевич Тархов, который учил всех детей рисованию, играл с отцом в пикет по вечерам и «был строителем многих соседних храмов».9 Строительство обеих церквей — в Григорьевском и Хмелите (расстояние между ними около шести верст) — велось одновременно, и, возможно, лыкошинский архитектор присматривал за работами на двух стройках сразу. При близком родстве и тесном общении Грибоедовых и Лыкошиных, как это следует из воспоминаний, такая ситуация была вполне возможной. А сам архитектор М. М. Тархов в таком случае может быть назван в числе людей, которых маленький А. С. Грибоедов знал в детские свои годы.
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    https://www.google.com/maps/place/Григорьевское,+Смоленская+обл.,+215153/@55.445283,33.899571,3a,90y,40.23h,112.03t/data=!3m8!1e1!3m6!1sAF1QipMt40ybezZTisXLkSfygrxLmTSZiPGpdddw2LKj!2e10!3e11!6shttps://lh5.googleusercontent.com/p/AF1QipMt40ybezZTisXLkSfygrxLmTSZiPGpdddw2LKj=w203-h100-k-no-pi-20-ya20-ro-0-fo100!7i8000!8i4000!4m5!3m4!1s0x46c960c4ae8295c1:0xf02d71978665b45d!8m2!3d55.4432605!4d33.9077829
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    https://www.google.com/maps/place/Григорьевское,+Смоленская+обл.,+215153/@55.4445276,33.8982326,1418m/data=!3m1!1e3!4m5!3m4!1s0x46c960c4ae8295c1:0xf02d71978665b45d!8m2!3d55.4432605!4d33.9077829
    Сообщения объединены, 13 ноя 2020
    В с. Казулино (это север нынешнего Сафоновского района) тоже была выстроена церковь на средства И.Б. Лыкошина и тем же архитектором Матвеем Матвеевичем Тарховым :


    В 1800 году на средства подпоручика Ивана Богдановича Лыкошина в Казулине заложили новый каменный двухэтажный храм. Он возводился восемь лет по проекту архитектора из Москвы – Матвея Матвеевича Тархова, «ученика Академии Художеств Кремлевской». Тархов прожил в усадебном доме Лыкошиных около двадцати лет, учил детей рисованию, и был строителем многих соседних храмов. Владимир Иванович Лыкошин позже писал: «Летом 1809 года новая церковь наша была окончена, и стали готовиться к освящению трех престолов нижнего яруса, мать поехала в Москву для закупки утвари церковной и взяла меня с сестрами, Марьею и Настею, с собою. Это было в июне».
    В том же году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Серафиме (Глаголевском), освятили нижний этаж храма, где находились престолы: Рождества Богородицы, Святителя Николая Чудотворца и Великомученика Георгия Победоносца. В 1830 году преосвященный Иосиф (Величковский), епископ Смоленский и Дорогобужский освятил верхний престол в честь Всех Святых. Эту часть храма отделывали на средства жены строителя – Миропии Ивановны Лыкошиной. Впоследствии она приняла монашеский постриг в Киевском Флоровском Вознесенском монастыре с именем Мария. Богородице-Рождественский храм был выложен из кирпича, оштукатурен и выкрашен в розовый цвет. Все детали – колонны, базы, капители, фронтоны, арки и полуарки выполнены из «белого самородного Старицкого камня».
    Лыкошины неоднократно жертвовали в Казулинский храм иконы, утварь, богослужебные книги. Сохранились известия о некоторых из них. Особо выделялся Тихвинский образ в серебряном окладе. На ризе была отчеканена надпись: «Мерою и подобием чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския. Икона сия принесена из города Тихвина в дар церкви села Казулина женою храмоздателя Миропией Ивановной Лыкошиной – 1802 года». Образ Спасителя в рост с предстоящими Апостолом Иаковом, братом Господним по плоти и преподобной Марией Египетской, написанный на доске в 1773 году. В киот иконы была врезана бронзовая доска с надписью: «Здесь покоится прах строителя сего храма, Ивана Богдановича Лыкошина – родился в 1754 году июля 14 дня, скончался 1820 года октября 24 дня». На серебряно-вызолоченном окладе иконы Успения, переданной в Богородице-Рождественский храм в 1846 году из Москвы, родственниками храмоздателя господами Муравскими, имелась надпись: «Изображение и мера чудотворнаго образа Успения Пресвятыя Богородицы, ныне обретается в Лавре Киево-Печерской над царскими враты». Известно, что Иван Богданович Лыкошин пожертвовал в ризницу храма: два Евангелия в серебряных окладах, напрестольный серебряный крест с финифтью и серебряную дарохранительницу. Его дочь – Мария Ивановна, в замужестве Рачинская, заказала на жертвенник одного из приделов облачение из белого атласа.
     
    Никита Мозуров и Юлиа нравится это.
  5. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    В 1781 году упоминается сельцо Григорьевское с деревнями Скалково, Табаркино, Першино и Бараново, которыми владел Богдан Васильевич Лыкошин. В 38 дворах проживало 189 мужчин и 150 женщин. Сельцо Григорьевское стояло на правом берегу речки Лужни, притоке реки Вязьма. Господский дом был деревянным. На Лужне владельцами была устроена плотина и две водяные мельницы, каждая "о двух поставах". В 1997 году жителями деревни Александровское при поддержке Хмелитского прихода у основания плотины расчищен чтимый источник и установлен деревянный поклонный крест. (1)

    После его смерти усадьба перешла к сыну Михаилу Богдановичу. По кончине Михаила Богдановича Лыкошина, наследниками остались его малолетние сыновья Иаков и Сергий. И имение было передано под опеку Ивану Богдановичу Лыкошину и майору Александру Жигалову. Они находились на государственной службе, не могли участвовать в управлении Григорьевским, и в 1810 году имение перевели во временное владение ельнинскому помещику подпоручику Василию Звереву. Но уже в 1813 году, в связи с невыполнением взятых им обязательств, Григорьевское возвращено Лыкошиным. В 1845 году усадьбой владела коллежская регистраторша Мария Петровна Лыкошина. В первом десятилетии XX века в Смоленском губернском Дворянском депутатском собрании представителем от Вяземского уезда был Григорий Леонидович Лыкошин. До 1919 года он был последним хозяином имения в Григорьевском. (2)

    В 1789 году поручик Михаил Богданович Лыкошин подал прошение в Священный Синод, о разрешении строительства каменного храма на усадебной земле в сельце Григорьевском. Он писал, что владения его приписаны к приходу села Хмелита, и весной, осенью, и в дождливые дни из-за плохих дорог и разлива речки Лужни, "…я и жена моя со всем домом лишаемся славословия Божия и удовольствия во отправлении христианских треб". Ранее, с этой просьбой, он обращался к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Парфению (Сопковскому). После долгой переписки разрешение было получено в феврале 1791 года. Строительству храма тогда сильно препятствовал гвардии поручик Алексей Федорович Грибоедов, владелец села Хмелита и ктитор Казанского храма. К Хмелитскому приходу относилось Григорьевское с окружающими деревнями, и открытие нового храма существенно сокращало церковные доходы. В 1794 1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели каменный храм в честь Преображения Господня. Он имел приделы: северный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный — во имя Архистратига Михаила. В церкви были устроены резные двухъярусные иконостасы. Многие иконы имели серебряные оклады. Своды расписали фресками на Евангельские сюжеты, сохранившиеся фрагменты которых свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По воспоминаниям местных жителей и архивным документам в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. Среди них особо выделялось большое праздничное Евангелие конца XVIII века в серебряном окладе с эмалевыми накладками. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню. Вся территория была обнесена оградой с четырьмя каменными строениями для богадельни. (3)

    В 1795 году на сельском кладбище на средства Богдана Михайловича Лыкошина был построен небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов он был разобран и сохранился только заросший кустарником фундамент в центре кладбища.

    Сохранились сведения о первых трех священниках служивших в Преображенском храме. В книге "Святаго отца нашего Иоанна Златоустого поучительных слов или бесед десять", изданной в 1773 году в Москве, 23 января 1807 года оставил первую запись протоиерей Василий Яковлевич Соколов, служивший с открытия прихода в Григорьевском. Его сменил сын Иаков Васильевич, рукоположенный из диаконов. На его место 13 августа 1857 года был назначен отец Иоанн Романов. Сын диакона церкви села Спас на Днепре Сычевского уезда, он окончил курс Смоленской семинарии. Три года отец Иоанн служил в храме села Потапово Гжатского уезда. В конце книги он написал: "Молю убо братию Благодатию Божию имеющую быть призванною служить Церкви Христовой и совершающую страшные таинства, молю от всея души приносити мольбы, моления и благодарения не за меня только грешнаго, но и за двоих предшественников моих и после смерти моей.


    "…В утробе мне земной
    Лежащу бездыханну, мертву
    Кто даст отраду и покой…
    Принесший за меня бескровну жертву!".


    На последней странице, запись: "Храм села Григорьевского освящен в 1795 г. …Четвертый, поминая нас, сам свое имя впишет".

    В 1904 году в Преображенском храме служил священник Димитрий Чернавский. В приход, состоявший из 609 душ мужского пола и 625 душ женского пола, входили деревни: Дерново, Мокрово, Бараново, Марьино, Спас Хмелитской волости и Крюково Бельского уезда, Ахтырской волости. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По данным Вяземской уездной милиции в марте 1925 года в Преображенском храме служил священник Василий Георгиевич Конокотин, и ему помогал псаломщик — Георгий Иванович Поляков. По воспоминаниям местных жителей, служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941 1945 годов. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и первого яруса колокольни.

    В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. Вот уже несколько лет подряд в этот праздник в расчищенных от мусора и кустарника руинах храма собираются жители Григорьевского и окружающих деревень, чтобы помолиться о здравии живых и за упокой усопших.

    В 1980 годы к северу от храма на родовой могиле Лыкошиных еще стояли два памятника из черного габбро. На одном из них, в настоящее время не сохранившемся, была надпись: "Сергей Сергеевич Лыкошин. Род. 25 августа 1838 г. Сконч. 3 ноября 1901 г.". Второй памятник с надписью: "Леонид Сергеевич Лыкошин. Род. 1 марта 1841 г. Сконч. 16 февраля 1893 г.", был обнаружен в 2001 году в городе Вязьме у забора частного дома по улице Докучаева. По благословению настоятельницы Предтечева монастыря монахини Ангелины (Нестеровой) он восстановлен и освящен за алтарем Одигитриевского храма.

    Дочь Михаила Богдановича Лыкошина — Дарья (род. 1796 г.) с 1826 года проходила послушание в Севском Троицком монастыре Орловской епархии (ныне Брянской). В монашество она пострижена с именем Досифея. Двоюродная племянница Михаила Богдановича — Мария, в постриге монахиня Магдалина, в 1840 1859 годах была игуменьей Севского Троицкого монастыря. Внучка Михаила Богдановича — Надежда (род. 1812 г.), в постриге схимонахиня Сарра, известная старица Спасо-Бородинского монастыря Московской епархии.

    В конце XVIII века в усадьбе построили каменный двухэтажный дом с двумя флигелями, двумя хозяйственными постройками и конной мельницей. Вокруг зданий разбили регулярный парк и заложили сад. В 1893 году в селе открыта земская школа, в которой обучалось более 60 детей. В качестве дополнительных предметов преподавалось рукоделие и пчеловодство. Попечителями школы были, вплоть до ее преобразования после 1917 года, дворяне Лыкошины. В конце XIX века А. Г. Лыкошиной устроен в усадьбе винокуренный завод и сыроварня, в которой приготавливалось масло и швейцарский сыр. На правом берегу реки Лужня сохранились два каменных двухэтажных здания, где сейчас размещается Григорьевская основная школа. В начале XX века в селе открыли почтово-телеграфное отделение и сберегательную кассу. В 1920 году в селе, входившем в Соловецкую волость Вяземского уезда, проживало 160 человек. В имении создали совхоз, опись которого выполнена в 1925 году. В те годы еще упоминались каменный двухэтажный дом, флигель, конюшни и множество других построек. В 1956 году начали ремонт главного дома, стоявшего в запустении, чтобы приспособить его под школу. Вскоре из-за отсутствия средств работы прекратили. Бесхозное здание жители села разобрали, и в настоящее время от него сохранился лишь заросший фундамент. Сохранились каменные здания западного флигеля (конюшни) и восточной кордегардии (сыроварни).
    Сообщения объединены, 17 ноя 2020, время первого редактирования 17 ноя 2020
    https://www.portal-slovo.ru/history/35752.php
     
    Spirit и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей