д.Колокольня Гагаринский район Смоленская область

Тема в разделе "Гагаринский район", создана пользователем Wolf09, 13 окт 2017.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.605
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    КОЛОКОЛЬНЯ – дереревня, Никольский сельский округ Гагаринского района. 241 житель (1998 г.).
    В 5 км к югу от райцентра, на левом берегу р. Малая Гжать, в 1 км к северу от автомагистрали Москва–Минск. С г. Гагарином связана шоссе. Фактически образует единое поселение с деревней Костивцы.
    Старинное русское село. После Деулинского перемирия 1618 г. многие поселения на территории нынешнего Гагаринского района находились в полном запустении.
    В "поросших землях" в результате разорения литовцами лежало село Костивец (оно же К.).
    В сер. XIX в. – владельческое село на р. Гжатке, имевшее 4 двора (16 жителей) и церковь.
    В нач. XX в. в селе было 4 двора (16 жителей), появилась церковно-приходская школа.
    В Колокольне сохранилась церковь Введения (1838 г.). Стоит на холме при въезде в деревню и хорошо видна издалека. Построена по заказу помещика С.С. Мальцева.

    П.Л. Караваев

    История церкви – история села

    Деревня Колокольня находится в 5 километрах к юго-западу от районного центра, на левом берегу реки Малая Гжать, рядом со Старой Смоленской дорогой.
    После Деулинского перемирия между русским государством и Речью Посполитой 1618 году многие поселения на территории нынешнего Гагаринского района находились в полном запустении. В «поросших землях» в результате разорения литовцами лежало село Костивец, которое до сего дня образует как бы единое поселение с деревней Колокольня. В середине 19 века это владельческое село на реке Гжатке имело четыре двора с 16 жителями.

    Из материалов Смоленского областного архива мы узнали, что в 1838 году на месте деревянной церкви помещиком Сергеем Сергеевичем Мальцевым и священником Николаем Львовичем Львовым был построен каменный храм с колокольней.
    Звон церковных колоколов был слышен за десятки вёрст. Со всей округи, из ближних и дальних деревень шли и ехали в церковь люди, выполняя Божий наказ: «Шесть дней работай, а седьмой отдай Богу твоему». Видимо, и название нашей деревни – Колокольня, сложилось более века тому назад и связано именно с церковью и колокольней.

    Построенная церковь была освящена в честь христианского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. С тех пор этот день — 4 декабря по новому стилю – стал престольным праздником нашей церкви.
    Целый век она выполняла своё предназначение – продолжала дело Христа на земле: учила истине, спасала от греха, исцеляла от телесных и душевных недугов.
    В начале 20 века в селе была открыта церковно-приходская школа, где сельские детишки учились грамоте. Церковь всегда была центром жизни на селе. Этот прекрасный когда — то храм видел человеческие радости и беды, в нём крестили, венчали, отпевали. И сейчас в нашей деревне живут люди, которых крестили в нём. За алтарём, по христианскому обычаю, хоронили священнослужителей, а рядом с храмом лежало сельское кладбище. Напротив, через дорогу, рядом со зданием современной школы, до сих пор стоит старый, потемневший от времени дом, где жили служители церкви. Из материалов областного архива нам стали известны их имена. Священники: Львов Николай Львович, Львов Лев Николаевич, Попов Григорий, Некрасов Иоанн Алексеевич; дьякон — Ильенков Владимир; псаломщики: Попов Яков, Кудрявцев Иван, Строганов Михаил, Кудрявцев Семён, Сеньковский Владимир; церковные старосты: Косьмин Фёдор, Матвеев Дмитрий, Гаврилов Фотий, Фотиев Алексей, Сальников Василий; учителя церковно-приходской школы: Смирягин Анатолий, Нечаев Иван, Соболев Михаил, Конокотина Нина, Клитина Мария.

    С 1917 года, с приходом к власти большевиков, в нашей стране началась эпоха атеизма. Бог оказался людям не нужен. По всей стране рушили церкви, многие священники были объявлены врагами народа. Печальные события не обошли стороной и Введенскую церковь, но, не смотря на гонения, до Великой Отечественной войны она была действующей, разделяя с жителями деревни и радости, и скорби.
    Во время Великой Отечественной войны, в дни оккупации Гжатского района, немецкие солдаты в храме держали лошадей, а, отступая, пытались его взорвать. Пострадала одна стена, но сама церковь устояла.

    В военные и послевоенные годы церковь была разграблена, крест украден, в здании организован клуб. Стены покрасили синей краской, на месте алтаря построили сцену для выступлений. Божий храм превратили в место для развлечений, где пели, плясали, показывали кино. Позднее клуб закрыли, разобрали и унесли деревянный пол.

    Церковь ветшала и на несколько последующих лет её превратили в хранилище минеральных удобрений. Деревня строила свой «новый мир» без Бога. И построила…
    Атеистические взгляды на жизнь принесли свои плоды. Кощунством, надругательством над памятью прошлых поколений, своих предков, явилось то, что сельское кладбище сравняли с землёй, а на его месте построили общественную баню.
    Сейчас кажется, что какие-то тёмные силы только и могли довести человека до принятия такого решения.

    Но, «Бог поругаем не бывает», — говорят святые отцы христианской церкви. Баня просуществовала несколько лет, и у неё провалилась крыша. Сегодня это сооружение стоит посреди высокого бурьяна памятником безбожной человеческой фантазии. Из провалившейся крыши торчат стволы деревьев, зияют кривой усмешкой чёрные, разбитые окна. А рядом всё так же стоит печальная, полуразрушенная Введенская церковь, по-прежнему тихая и светлая, с проступающим Божьим ликом и образом Пресвятой Богородицы.

    Порой и сегодня в разрушенный храм заходят люди: кто-то из любопытства, реже – помолиться.

    Удивительный случай произошёл несколько лет назад с тремя молодыми людьми, нынешними жителями деревни. Решив поискать, что-нибудь в тайниках храма, они с лопатами вошли внутрь и взялись за работу. Вскоре, что-то заставило одного из них оглянуться – в проёме двери стоял высокий Муж в белых одеждах. Вслед за первым искателем старины оглянулись двое других… Убегали все вместе, не помня себя от страха. Отдышавшись, рассказывали друг другу, что все трое видели одно и то же явление -высокого Мужа в белых одеждах.

    Хочется привести слова из поэмы Николая Мельникова «Русский крест»:

    «В каждый храм, при построеньи, Бог по Ангелу даёт,
    И находится в служеньи в новом храме Ангел тот.
    Он, бесплотный и незримый, до скончанья века тут,
    И крылом его хранимы люди Богу воздают.
    И молитвы, и обряды, и причастий благодать –
    Под его небесным взглядом, хоть его и не видать.
    Даже если храм разрушен – кирпичи да лебеда,
    Воли Божией послушен Ангел будет здесь всегда.
    И на месте поруганья, где безбожник храм крушил,
    Слышно тихое рыданье чистой ангельской души.
    И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года
    Будет бедный Ангел плакать, вплоть до Страшного Суда».

    Всё чаще в последнее время звучит слово «экология». В школе нам рассказывают о проблемах загрязнения почвы, воздуха, воды. Земля стонет от стихийных бедствий, мусорных свалок. Воздух загрязнён выхлопными газами, иностранными словами, матерной бранью.

    В Евангелии сказано: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше будет».

    Сокровища наших предков – это православная вера, любовь к Отечеству, сострадание и помощь людям.

    Сегодня у человека, живущего без Бога, без веры сокровища другие. Стремясь заработать, мы забываем о ближних, ожесточаемся, становимся равнодушными к чужим бедам. Существует утверждение, что по тому состоянию, в котором находится храм Божий, можно судить о состоянии души человека, живущего в данной местности. Сегодня погибает и вымирает наше село. Пьянство — беда и молодых и старых. Может быть, это и есть плоды жизни человека без Бога? «Без Бога — не до порога», без Бога выросла новая большая беда – проблема экологии человеческой души.

    Сегодня в деревне есть люди, неравнодушные к судьбе разрушенного храма. За последние годы проведена немалая работа с целью его восстановления. Жители деревни расчистили пустырь, вырубили деревья вокруг храма и на его крыше, вывезли мусор, провели к нему дорогу, отправили обращение к Патриарху Кириллу с просьбой рассмотреть вопрос о судьбе Введенской церкви.

    Хочется надеяться, что попытки восстановить храм увенчаются успехом, ведь у людей просыпается интерес и желание узнать о Боге и приблизиться к Нему. А ведь Бог всегда рядом стоит и стучится в каждое сердце. Только жаль, что не каждый слышит и не каждый открывает.

    «Я — Свет, а вы не видите Меня,
    Я — Путь, а вы не следуете за Мной,
    Я — Истина, а вы не верите Мне,
    Я – Учитель, а вы не слушаете Меня,
    Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне,
    Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне,
    Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня,
    Если вы — несчастны, то вы не вините Меня».

    Серафим Вырицкий

    http://www.vyazmaeparh.ru/2015/11/2050


    Колокольня.jpg
    с. Колокольня, Гжатский (ныне Гагаринский) район Смоленской обл. Введенская церковь http://sobory.ru/article/?object=13813
    Фото из военного немецкого архива

    Кирпичное, оштукатуренное здание - небольшой бесстолпный купольный храм в стиле позднего классицизма. Основной кубический объем с аттиком и далеко выступающей апсидой завершен пологим куполом на низком круглом барабане, с маленькой главкой на 4-гранном постаменте. В короткой прямоугольной трапезной более широкая западная часть служит основание для колокольни: тяжеловесный четверик звона с аттиковым ярусом и высокой кровлей (шпиль утрачен). Лаконичное убранство фасадов оживлено легким рельефом порталов. Проемы храма прямоугольные, в ярусе звона и западной части трапезной - арочные. Обрамлены они лишь уступом по краю.Внутри основное помещение перекрыто куполом на тромпах со складкой в углах. Апсида, трапезная и два помещения ее обособленной западной части (среднее и северное) имеют коробовые своды (с конхой в апсиде). Над ярусом звона свод сомкнутый.Впервые упоминается в 1618 году, после Деулинского перемирия вместе с селом Костивцы, как разорённое литовцами село. В 1838 году на средства помещика Мальцева С.С. была построена каменная церковь Введения (сохранилась поныне).
    В середине XIX века - владельческое село при реке Гжать, 4 двора, 16 жителей, церковь.
    В 1904 году в селе также 4 двора, 16 жителей и церковно-приходская школа.

    http://gagarin.library67.ru/znaj-i-...toj-bogorodicy-vo-hram-v-kolokolne/?svSpace=3
     
    Юлиа и Панаев нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    p0125.jpg

    p0126.jpg

    p0127.jpg
     
    Kent25666, Wolf09, Юлиа и ещё 1-му нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.605
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Безымянный.jpg
    Церковь Введения в Колокольне, фото 1970 г

    Село Колокольня

    - храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы (каменный храм сооружен на месте деревянного в 1838 году стараниями помещика Сергея Сергеевича Мальцева и священника Николая Львовича Львова)

    В 1808 году Преосв. Парфений, епископ Смоленский, выдал храму антиминс.

    В 1884 году московский купец Василий Васильевич Рябцев пожертвовал 200 рублей на металлические хоругви.

    - Львов Николай Львович - внук Львова П.Е., протоиерея Гжатска; священник, настоятель храма в ...1838... году; сыновья Лев (см.ниже), Иван (священник в с.Клушине).

    - Львов Лев Николаевич - сын Львова Н.Л.; священник с 1828 года до 1886 года (уволен за штат); ск. позднее 1887 года.

    - Попов Григорий ... - окончил Смоленскою Духовную семинарию; священник с 1886 по 1895 годы (перемещен в Сычевский уезд).

    - Некрасов Иоанн Алексеевич - род. в 1868 году, священник с 1895 года (перемещен из Дорогобужского уезда) по 1916... год; заведующий церковно-приходской школой, был награжден скуфьей.

    - <нков> Владимир ... - дьякон (в ...1878 году - за штатом); ск. в 1878 году; дочь.

    - Попов Яков ... - причетник с 1878 года (перемещен из с.Воронцова); псаломщик до 1909 года; ск. 13 апреля 1909 г.

    - Кудрявцев Иван ... - псаломщик с 1909 года (перемещен из Вяземскогого уезда) до 1912 года (рукоположен во дьякона и определен в с.Клушино).

    - Строгонов Михаил ... - окончил Томский учительский институт; псаломщик с 1912 года до 1913 года (уволен по прошению).

    - Кудрявцев Семён Михайлович - род. в 1845 году; псаломщик с 1913 года (до этого был вне штата) до 1914 года; ск. i 5 августа 1914 г.

    - Сеньковский Владимир ... - был исключен из Смоленской Духовной семинарии; псаломщик с 1914 года до 1917 года (перемещен в с.Спасское).

    - Косьмин Федор ... - крестьянин, церковный староста с ...1865 года до 1867 года.

    - Матвеев Дмитрий ... - крестьянин, церковный староста с 1867 года до 1884... года.

    - Гаврилов Фотий ... - крестьянин, церковный староста в ...1889... году.

    - Фотиев Алексей ... - крестьянин, церковный староста в 1896-1903... годах.

    - Сальников Василий ... - крестьянин, церковный староста с 1908 года.

    - Смирягин Анатолий Иванович - законоучитель церковно-приходской школы с 1892 года (перемещен из Ельнинского уезда) до 1894 года (перемещен в с.Вельмеж).

    - Нечаев Иван ... - законоучитель церковно-приходской школы с 1894 года.

    - Соболев Михаил ... - учитель церковно-приходской школы в ...1897... году.

    - Конокотина Нина ... - учительница церковно-приходской школы до 1901 года.

    - Клитина Мария ... - учительница церковно-приходской школы с 1901 года (перемещена из с.Брызгалова).

    А.Я. Иванов «Храмы и причты Гжатского уезда
    Смоленской губернии (XIX - нач XX вв.)»
    http://gzhatsk.ru/spiski/kolokolnya.html
     
    Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей