д.Корытовка Сычёвский район Смоленская область

Тема в разделе "Сычевский район", создана пользователем Coha, 20 дек 2014.

  1. Offline

    Coha Полковникъ

    Регистрация:
    22 июн 2010
    Сообщения:
    142
    Спасибо SB:
    483
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прибытки
    Интересы:
    История Смоленщины, Мещеры.
    Деревня Корытовка Сычёвского района Смоленской области
    (ныне не существует)
    (использованы архивные документы по Сычёвскому уезду Вяземского филиала ГАСО, Памятные книжки Смоленской губернии, Списки населенных мест Смоленской губернии по сведениям 1859г. и 1904г., документы сайта «ОБД-мемориал», материалы по истории края из библиотеки д. Никитье Сычёвского района, из журнала «Край Смоленский», 2011 г. № 4, с.37, статья Валентины Хреновой "Исчезнувшая деревня Корытовка"; карты Смоленской губернии и области XVIII, XIX, XX вв. и др.)

    До Октябрьской революции 1917 года деревня Корытовка при речке Рябинка относилась к первому стану Никитской волости Сычёвского уезда Смоленской губернии.

    bb12a1c73566.jpg
    Деревня Корытовка была расположена по левую сторону Ржевского почтового тракта.

    139afd82e706.jpg
    В «Списке населённых мест Смоленской губернии по сведениям 1859г. по Сычёвскому уезду» деревня Корытовка упоминается как владельческая при речке Рябинке.
    Числилось на 1859г. число дворов – 19, число душ – 63 мужского пола, 66 – женского.

    19c4a228438f.jpg
    В 1865г. деревня Корытовка принадлежала вотчине коллежского асессора М.Г.Ломоносова с 67 душами мужского пола.

    В 1842-1859гг.Михаил Григорьевич Ломоносов, предводитель уездного дворянства в Сычевках.
    Михаил Григорьевич Ломоносов из старинного русского дворянского рода, московской дворянской семьи. Братья Ломоносовы: Николай, Александр, Григорий, Сергей, Пётр, Михаил – сыновья генерал-майора Григория Гавриловича и Каролины Семёновны Ломоносовых (http://dic.academic.ru/dic.nsf/lermontov/757/Ломоносовы).
    Своё детство провёл в имении родителей в селе Богоявленском Сычёвского уезда.
    Брат Михаила Ломоносова – Сергей учился в лицее с Александром Сергеевичем Пушкиным и подружился с ним. По утверждению Вяземского, Пушкин «был не особенно близок к Ломоносову». В минуты грусти товарищи рассказывали друг другу о своих родных и близких, о своём доме.
    В последующем А.С.Пушкин через Сергея Ломоносова поддерживал связь с литературным кружком «Арзамас». При жизни Пушкина Сергей был секретарем русских посольств в Вашингтоне, Париже, Копенгагене; впоследствии посланник в Бразилии, Португалии и Нидерландах.
    Ещё в Царском Селе Александр Пушкин знакомится со старшим братом Ломоносовых – Николаем, которому посвятил своё стихотворение:

    «К Н. Г. Л ву»
    И ты, любезный друг, оставил
    Надежну пристань тишины,
    Челнок свой весело направил
    По влаге бурной глубины;
    Судьба на руль уже склонилась,
    Спокойно светят небеса,
    Ладья крылатая пустилась –
    Расправит счастье паруса.
    Дай бог, чтоб грозной непогоды
    Вблизи ты ужас не видал,
    Чтоб бурный вихорь не вздувал
    Пред челноком шумящи воды!
    Дай бог под вечер к берегам
    Тебе пристать благополучно
    И отдохнуть спокойно там
    С любовью, дружбой неразлучно!
    Нет, ты не можешь их забыть!
    Но что! Не скоро, может быть,
    Увижусь я, мой друг, с тобою
    Укромной хаты в тишине;
    За чашей пунша круговою
    Подчас воспомнишь обо мне;
    Когда ж пойду на новоселье
    (Заснуть ведь общий всем удел),
    Скажи: «Дай бог ему веселье!
    Он в жизни хоть любить умел».

    «1...14 – 16» – псевдоним юного Пушкина.

    В 1904г. деревня Корытовка продолжала относиться к первому стану Никитской волости:
    03ff5491f23a.jpg
    Из «Списка населенных мест Сычёвского уезда Смоленской губернии. 1904г.».

    При Советской власти деревня Корытовка входила в Вязовский сельский Совет.
    В период коллективизации в деревенях Корытовка и Мурино был создан колхоз «Рассвет».
    Председателями колхоза были: Орехов Василий Николаевич, Макаров Иван Иванович, Леонов Григорий Михайлович.
    В деревне Корытовка имелся коровник, телятник, конюшни.

    В 60-е гг. колхоз входил в совхоз «Нащёкинский», который в 1964г. разъединили на 2 совхоза: «Нащёкинский» и «Никитский».
    Деревня Корытовка вошла в отделение «Вязовка» совхоза «Никитский» (директор – Гой Степан Федосеевич).

    Из журнала «Край Смоленский», № 4, 2011 г. Школьное краеведение.
    http://kraismol.ru/архив-номеров/2011-№4/
    Хренова В. Исчезнувшая деревня Корытовка, с.37
    http://nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?Itemid=144&id=4350&option=com_content&task=view
    "Деревня Корытовка, Cычевский район (утрачена в XX в.)
    В Сычёвском уезде Смоленской губернии в начале XIX века насчитывалось 650 селений, из которых несколько десятков были старообрядческими.
    Деревня Корытовка, о которой пойдёт здесь речь, была старообрядческой, располагалась на речке Рябинка, которая бурно разливалась каждую весну и почти пересыхала летом.
    Деревня находилась в лесу, полей вокруг было немного.
    Почему деревня так называлась?
    Существует несколько предположений: первое – произошло от имени-прозвища некоего Корыто, второе – от промысла жителей деревни, умевших хорошо изготовлять деревянные корыта. Этот промысел сохранялся в деревне до 1960-х годов, из дерева выдалбливали не только корыта, делали мебель, посуду, гробы.
    Первое упоминание о деревне Корытовка в системных списках относится к 1811 году, хотя возраст деревни к тому времени насчитывал не менее 150 лет.
    В период Отечественной войны 1812 года много славных дел совершил отряд под командованием крепостного Сергея Миронова, в котором состояли и жители Корытовки.
    В середине XIX века в деревне насчитывалось 19 крестьянских дворов. По переписи 1859 года здесь проживало 63 души мужского пола и 66 душ женского пола.
    Основным занятием жителей было земледелие и скотоводство. Выращивали в основном рожь, овёс, ячмень, лён, коноплю.
    Во второй половине 19 века стали выращивать картофель. На огородах росли репа, капуста, морковь, лук, в садах - яблони, вишни, сливы, смородина, крыжовник.
    На пастбищах паслись коровы, овцы, козы, возле домов бегали куры, плескались в маленьких канавках утки и гуси.
    В лесу охотились, собирали грибы и ягоды, занимались бортничеством.
    Домишки крестьян были хоть и рубленые деревянные, но очень маленькие.
    Зимой мелкий скот – поросёночка, телёночка, ягнят - могли держать за загородкой в жилом помещении.
    В каждой семье был ткацкий станок, прялки. И одежду, и посуду, и мебель - все производили на месте. За обновками изредка ездили на базар в город. Детей в каждой семье было много. Их с раннего детства приучали к труду. Деревня всегда жила очень бедно, «едва сводила концы с концами». Старообрядцы выплачивали государству дополнительные налоги. Согласно своей вере строго соблюдали религиозные праздники, посты.
    С объявлением религиозной свободы по Манифесту от 27 апреля 1905 года в деревне Корытовке, несмотря на бедность её жителей, с помощью благотворителей был построен молитвенный храм в честь Святого Николая Чудотворца. Он был разрушен в годы Великой Отечественной войны во время бомбёжки деревни немецкими самолётами. Большое старообрядческое кладбище сохранил ось до настоящего времени.
    После революции и гражданской войны деревня в трудах и молитвах строила новое социалистическое будущее. Вступать в колхоз не всем хотелось, но угроза раскулачивания заставляла людей принимать новый уклад. Раскулачены были зажиточные, трудолюбивые семьи.
    В 1930-е годы Сычёвский край стал центром развития местной высокопродуктивной породы крупного рогатого скота, впоследствии получившей название Сычёвской.
    В колхозе «Рассвет», куда входила и Корытовка, была построена новая ферма для содержания дойного стада коров и телят.
    В 1941 году имелось 60 коров, 67 лошадей, 55 кур.
    Доярками работали Ермолинская Зинаида, Абрамова Анисья Прокофьевна, Веткина Марфа Аполлоновна и др.
    На краю деревни построили конюшню, кони были орловской породы.
    Работали от зари до зари, заработную плату деньгами не выдавали, записывали лишь галочки, в конце года колхозники получали натуроплату за заработанные трудодни.
    Жили колхозники очень бедно, недоедали. Спасало подсобное хозяйство, приусадебный участок.
    Большинство жителей занималось промыслами: изготовлением корыт, ткачеством, вязанием кружев, плетением корзин, лаптей, изготовлением бочек, маслобоек.
    Славились по всей округе подковы корытовских кузнецов.
    Уехать из деревни было невозможно: колхозникам не выдавали паспорта.
    Коснулись сталинские репрессии и жителей этой деревни: в 1937 году был репрессирован как враг народа Хренов Фёдор Иванович, бывший председателем Татаринского сельского совета. Он пользовался уважением и авторитетом у односельчан, был коммунистом. Из заключения не вернулся, судьба его неизвестна. Тогда же были репрессированы Горшков Кузьма – колхозник, Абраменков – председатель колхоза «Рассвет». Их судьба также неизвестна.
    Перед войной в деревне был большой пожар, сгорело много домов. Детей учили поочерёдно в разных домах, в 1930-е годы школу разместили в здании деревенской церкви. Здесь же в церкви находился и местный клуб. А в алтарной части храма жил учитель Зверев. Очень весело проводились новогодние ёлки, танцы, демонстрировалось кино. Народа всегда собиралось очень много.
    В первые дни войны практически все военнообязанные мужчины деревни ушли на фронт. Война пришла в деревню бомбёжками немецких самолётов. В октябре 1941 года в деревне после отступления советских войск оказалось много раненых бойцов. Однажды октябрьским днём немцы на танкетках въехали в деревню, раненые солдаты бросились бежать, немцы открыли по ним огонь, было убито 28 человек. Ночью жители похоронили их на местном кладбище.
    Когда началась операция по освобождению Смоленщины, за деревню шли ожесточённые бои, она восемь раз переходила из рук в руки. Во время боёв было много погибших с обеих сторон.
    Для захоронения своих солдат немцы сжигали деревенские дома, чтоб легче было мёрзлую землю копать. Так они сожгли дома Ступковых, Леоновых, Горшковых, Лисовских, Нефёдовых.
    Во время боёв семьи прятались по окопам.
    После войны пережившие ее ужасы жители голодали. Старики, бабы да подростки восстанавливали хозяйство, а дети ездили побираться по стране. Осенью 1943 года стадо коров было возвращено из Ярославской области. Коров распределили по личным подворьям колхозников, пока не поставили коровник, который строился корытовскими бабами, стариками.
    Весной 1944 года выехали в поле пахать на быках и тёлках. На себе женщины и подростки таскали бороны.
    Государство оказывало помощь колхозам зерном, которое поступало по железной дороге в Сычёвку. Женщины и помогавшие им дети носили зерно из Сычёвки в Корытовку (28 километров) на своих спинах по 16 килограммов, чтобы засеять колхозные поля.
    В послевоенный период деревня отстроилась заново и почти приняла довоенный вид. Дома возводили сами жители вручную, мебель в домах первоначально тоже была самодельная, деревянная: столы, табуретки, лавки по стенам, кровати, диваны, шкафчики.
    В красном углу висели старообрядческие иконы, украшенные вышитыми полотенцами, по праздникам зажигали лампадки перед святыми образами. Украшением любого обеденного стола был огромный самовар, литров на 15, с медалями, хозяйки начищали их до блеска. Постепенно, по мере того как деревня обживалась после войны, в домах появлялась купленная мебель: двухстворчатые бельевые шкафы с небольшим зеркалом, железные кровати с сетками, круглые праздничные столы, стулья.
    Излюбленным местом детей зимой была печка, здесь они в холодные ночи спали, днём играли, грелись, придя с улицы.
    В 50-е и начале 60-х годов самым большим домом в деревне был дом Жарковой Антонины Ивановны, в нём и любили собираться жители деревни в свободное время: обсудить новости, провести собрание, детей учили (до строительства школы).
    В деревне в 1960 году была открыта начальная четырёхклассная школа, построен клуб. В то время в Корытовке насчитывалось 26 домов, проживало 112 человек. Деревня была электрифицирована в 1968-1969 годах. Первый телевизор появился в доме Абрамова Николая Александровича. Дети и взрослые всей деревни собирались у него, чтобы смотреть художественные фильмы.
    Несмотря на то, что жизнь стала меняться к лучшему, жители Корытовки стали покидать её, искать более цивилизованные места, где есть школа, магазин, медпункт, постоянная работа. С середины 1960-х годов, в течение всего одного десятилетия, деревню покинули все её жители, разъехались по близ расположенным городам и сёлам.
    Деев Григорий был последним, кто оставил деревню в 1974 году.
    Для многих её уроженцев деревня Корытовка остаётся в памяти любимым и незабываемым уголком. Всех принимала по-матерински, была сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна... На маленькой речушке была расположена деревенька Корытовка. До леса рукой подать. И повсюду берёзы вперемешку с елью и сосной. С весны до позднего лета витает пьянящий аромат цветов. Воздух кристально чист. Для многих здесь всё было впервые: первое слово, первые шаги, первая любовь, первый поцелуй... Летом дома утопали в сочной и густой листве деревьев и кустарниковых насаждений. Но такой живописный уголок не смог остановить отток людей из деревни. А ведь когда-то каждодневный крестьянский труд здесь делал человека цельным, сильным. Но, к сожалению, деревня умерла.
    Сегодня деревня Корытовка лишь объект маленького исторического исследования. Здесь стоит тишина. Кажется, даже птицы поют тоскливее. Посаженные людьми черёмухи, яблони как будто раньше времени постарели – согнулись, высохли.
    Некогда Корытовка считалась вполне приличной по населению деревней: здесь были колхоз, школа, клуб, фермы. А потом она оказалась в числе «бесперспективных» деревень.
    Деревни Корытовки не стало, по всему свету разбросала судьба уроженцев этой деревни. Пройдёт ещё несколько десятков лет, и лес, который наступает со всех сторон на деревню, поглотит её.
    Тридцать шесть лет никто уже не живёт в Корытовке, эта деревня исчезла, ушла в небытие, сохранились лишь очертания пепелищ, да старое кладбище. А ещё сохранилась память и пожелтевшие фотографии…
    Итак, в результате исследования, я узнала очень много интересного и сделала определённые выводы. Но итог плачевен...
    С карты Сычёвского района исчезла не просто очередная деревня, а вместе с ней – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.
    А сколько ещё маленьких деревень на грани исчезновения?
    В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, сохранить от забвения, быть на ней не временным жильцом, а вечным её хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Мир деревни - благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира.
    В процессе этой работы я познакомилась с различными историческими источниками, материалами, отражающими историю нашего края. Основные цели и задачи, поставленные мною в начале исследовательской работы, были достигнуты. Хочу поблагодарить всех, кто помогал мне в работе: бывших жителей деревни Корытовки за их воспоминания и предоставленные фотографии, сотрудников архива, музея, библиотек. В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа по сбору материалов и его обработке по истории исчезнувшей деревни Корытовки Сычёвского района. Опрошены люди, восстановлены местоположение и планировка деревни. После встреч записаны воспоминания. Мною предпринята попытка собрать описания событий, происходивших в деревне, а также познакомиться с судьбами отдельных людей... Появилось желание изучать дальше прошлое и настоящее нашего края, жизнь наших предков в праздники и будни.
    В современном обществе стали большое внимание уделять возрождению села, националь-ным особенностям и традициям сельскохозяйственного уклада жизни. Об этом свидетельствуют различные региональные, муниципальные программы и приоритетный национальный проект «Развитие АПК», направленные на реформирование сельского хозяйства России.
    Хочется верить, что возрождение деревень начнётся. Государство должно принять самое активное участие в создании равноправных экономических отношений между городом и деревней, их развитии, экономически поддержать в доходах население села. Становление новых форм хозяйствования на селе невозможно без государственной поддержки. Важно не устранение деревни, а её социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.
    Работа имеет приложение с фотографиями деревни, её жителей, планировкой деревни, списками жителей деревни, ксерокопиями карт, архивных документов и др. Работая над этой темой, какой вывод сделала? Чтобы хорошо ориентироваться в настоящем, уметь правильно строить будущее, хорошо понимать окружающую действительность и найти в ней своё место, необходимо детально изучить своё прошлое. Каждый человек должен задуматься над тем, куда уходят его корни, не только лично его, но и того народа, который проживает здесь, рядом и сейчас. Давайте же не будем Иванами не помнящими родства. Пусть не под силу нам вернуть исчезнувшие деревни на карту района или страны, но мы можем сохранить память о них в наших сердцах, о тех, кто строил, пахал, воевал за наше сегодняшнее настоящее в Зайчиках, Прибытках, Татарнике, Корытовке.
    Не хотелось бы променять свою Родину на чуждую сердцу сторонку. Не хотелось бы...
    Валентина Хренова, ученица 10-го класса МОУСычевская СОШ №2 (руководитель Л.Я. Иванова) «Край Смоленский», № 4, 2011 г.»


    Погибли в Ржевско-Сычёвской битве в марте 1942г. у д. Корытовка:
    Балашев Александр Иванович
    , 1914, родом из д. Скнятиново Петровского района Ярославской области, командир отделения сапёров 422-го отдельного сапёрного батальона 256-й сд, погиб 11.03.1942г. у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен там же. Перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка Сычёвского района, в списке братской могилы под №28. В Книге Памяти Ярославской области, т.4, с.471 название деревни, в которой он похоронен, указано как Кротовка, а надо – Корытовка Сычёвского района Смоленской области.
    221d82fdc142.jpg
    Из «Донесения № 5004 о безвозвратных потерях штаба 256 сд от 15.04.1942», с.8. Сайт ОБД-мемориал.

    Бахарев Александр Иванович, 1919г.р, призван Энгельсским ГВК г. Энгельса Немцев Поволжья АССР, лаборант 531-го ап 256-й сд, пропал без вести 12.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Ворошилов Иван Яковлевич, 1913г.р., призван Ивановским ГВК Ивановской обл., мл. лейтенант, зам.командира роты сапёров 422-го отдельного сапёрного батальона 256-й сд, убит 11.03.1942 у д. Корытовка, похоронен там же. Перезахоронен в братскую могилу д.Вязовка Сычёвского район. В Списке братской могилы под № 62.

    Глазырин Иван Ульянович, призван Поныровским РВК Курской обл., номерной орудия 531-го ап 256 сд, убит 08.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен в д.Корытовка. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Зайцев Юрий Семенович, 1921г.р, призван Ак-Курганским РВК Ташкентской обл. Узбекской ССР, пропал без вести 09.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Зеленков Николай Иванович, 1910г.р, призван Кунцевским РВК Московской области, мл. политрук, политрук роты 422-го отдельного сапёрного батальона 256-й сд, убит 11.03.1942г. у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен в д. Корытовка. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Кортягов Тимофей Максимович,1904г.р, призван Больше-Вьясским РВК Пензенской обл., сапёр 422-го отдельного сапёрного батальона 256-й сд, убит 11.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен в д. Корытовка. Перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка Сычёвского района. В Списке братской могилы под № 199, но фамилия напечатана неправильно – Картяюв.

    Матрохин Иван Фёдорович, 1891г.р. (или 1901), родом из д. Сенниково Ивановской области, призван 24.07.1941, рядовой 531 ап 256-й сд, погиб 09.03.1942 у д. Корытовка, похоронен там же, перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка. В Списке братской могилы указан под №245. Но в Списке братской могилы д. Вязовка указано, что погиб в 1943г., на самом деле погиб в 1942г. В Книге Памяти Ивановской области, т.6, с.323 указан ошибочно как похороненный в д. Крышовка Смоленской области (надо – д. Корытовка).

    Михайлов Александр Николаевич, 1914г.р, призван Удомельским РВК Калининской обл., сапёр 422-го отдельного сапёрного батальона 256-й сд, убит 11.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен в д. Корытовка. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Петанов Никифор Васильевич,1913г.р., призван Еланским РВК Свердловской обл., ездовой 531-го ап 256-й сд, убит 08.03.1942 у д. Корытовка Сычёвского района, похоронен в д. Корытовка. В Списке братской могилы д. Вязовка нет.

    Полюдов Дмитрий Филиппович, 1902г.р, родом из с. Б.Поляна Покровского р-на БАССР, призван Нуримановским РВК Башкирской АССР, политрук роты 439-го осб 373 сд, умер от ран 31.01.1942, похоронен д. Корытовка Сычёвского района Смоленской области. Перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка Сычёвского района. В Списке братской могилы под № 293. На сайте ОБД-мемориал фамилия указана как Помодов, прочтено ошибочно в Донесении упр. 373 сд о безвозвратных потерях № 5008 от 15.04.1942, в Книге Памяти Башкортостана, книга 8, на с. 294 фамилия указана – Полюдов.

    Погибли при освобождении д. Корытовка в марте 1943г.:
    Бондарев Георгий Алексеевич
    , 1921г.р., родился в д. Кикино Борисовского с/с Можайского р-на Московской обл. (на сайте ОБД-мемориал название деревни указано – Кинино, правильно – Кикино), рядовой 49-го отдельного лыжного батальона 359-й сд, ранен 09.03.1943 в д. Корытовка Сычёвского района, умер от ран в 446-м отд. МСБ 359-й сд, перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка. В Списке братской могилы под № 21.
    В Книге памяти Московской области, т 14, с.69 год рождения указан как 1920г., деревня –Кикино, погиб – 10.03.1943г., похоронен в д. Б. Кропотово Сычёвского района.

    Гончаров Григорий Лукич, родом из Казачинского района Красноярского края, призван в июне 1941, ефрейтор, погиб в бою 06.03.1943 у д. Корытовка Сычёвского района Смоленской обл. Перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка Сычёвского района. В Списке братской могилы под №65.

    Рощин Павел Иванович, 12.07.1907 г.р., родом из г. Кашина Тверской обл., призван Оскольским РВК Вологодской обл., член ВКП(б), ст. лейтенант, командир роты 1198-го сп 359-й сд, ранен 07.03.1943, лечился и умер от ран 09.03.1943 в 446-м отд. мед.-сан. бат. в д.Корытовка. Был похоронен в д. Корытовка Сычёвского района Смоленской области. Перезахоронен в братскую могилу д. Вязовка Сычёвского района. В Списке братской могилы под №338.
    fddbe2b00972.jpg

    13ef330de664.jpg

    110b9a81308c.jpg

    85e334d56863.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 7 янв 2019
    Любовь Н., Stolz, Ludkin и 4 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Coha Полковникъ

    Регистрация:
    22 июн 2010
    Сообщения:
    142
    Спасибо SB:
    483
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прибытки
    Интересы:
    История Смоленщины, Мещеры.
    Из старообрядческого журнала «Церковь». М., №47 (24 ноября 1913 г.), с. 1136:
    «(От нашего корреспондента)
    С объявлением в России религиозной свободы, в старообрядческом мире повсюду стали воздвигаться великолепные храмы. В то же время и мы, старообрядцы Никольской общины в д. Корытовке, Сычевск. у., несмотря на свою бедность, построили молитвенный храм.

    2945499421eb.jpg
    Но для внутреннего украшения у нас средств не хватило, вследствие чего мы молимся при походном алтаре. Конечно, вид такой обстановки только напоминает прежде бывшее гонительное время. Благодарим Господа Бога, что у нас в общине щедрые благотворители, благодаря которым мы могли привести в порядок хотя внешний вид нашего храма. Особенно благотворит на нужды нашего храма председатель нашей общины Фома Васильевич Леонов. Мы, старообрядцы Никольской общины, молим Всемогущего Бога, дабы Он продлил жизнь Фомы Васильевича на многие и многие лета. В то же время просим и всех православных христиан не отказать нам в посильной помощи на отделку внутри сего храма, за что будем приносить молитвы Господу Богу о вашем здравии. Адрес: Город Сычевка, Смоленской губернии, Никитской волости, деревня Вязовка, председателю Никольской старообрядческой общины Фоме Васильевичу Леонову».
    http://www.smolensk-hram.ru/node/208
     
    Последнее редактирование модератором: 7 янв 2019
    Ludkin, сапрон, Khron и 2 другим нравится это.
  4. Offline

    Coha Полковникъ

    Регистрация:
    22 июн 2010
    Сообщения:
    142
    Спасибо SB:
    483
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прибытки
    Интересы:
    История Смоленщины, Мещеры.
    Спасибо.
    Сообщения объединены, 21 дек 2014, время первого редактирования 21 дек 2014
    Журнал «Церковь»– старообрядческий еженедельный, хорошо иллюстрированный журнал. Выходил в 1908-1914гг.
    Писатель и общественный деятель, старообрядец Ф.Е. Мельников (1874-1960) был фактическим редактором всех старообрядческих изданий (кроме «Народной газеты» и нижегородских «Старообрядцев»).
    В 1914 г. журнал «Церковь» был закрыт правительством, вместо него стал выходить еженедельник «Слово Церкви», прекратившийся лишь в конце 1917 г., когда закончился и самый, так называемый «золотой век старообрядчества» (название Мельникова) – период начавшийся после издания Николаем II 17 апреля 1905г. указа «Об укреплении начал веротерпимости».

    Из книги Фёдора Евфимьевича Мельникова «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» (написана в 30-40гг. XXв.):
    «…Журнал «Церковь» и «Слово Церкви» были во всей России самыми большими еженедельниками: по богатству печатавшихся в них статей и по богословским, философским и вообще церковно-общественным темам и по разнообразию сообщений они превосходили все еженедельники, выходившие в России…
    При них, кроме того, давалось ежемесячное бесплатное приложение «Друг земли» – журнал, посвященный вопросам сельского хозяйства, тоже иллюстрированный.
    Давались еще и другие весьма ценные приложения…
    Руководящий орган Совета Всероссийских Съездов старообрядцев – журнал «Церковь» очень энергично настаивал и требовал, чтобы со стороны архипастырства древлеправославной Церкви было проявлено как можно больше усилий и мер к объединению старообрядцев…
    Больше всех страдал журнал «Церковь»: много раз номера его подвергались аресту, а часто сменявшиеся его официальные редакторы – привлечению к судебной ответственности все по той же 73-ей статье, карающей чрезвычайно строго за всякое бого- и святохуление. Разумеется, старообрядческие журналы не могли совершать такое преступление, иначе они перестали бы быть старообрядческими. Но комитет по делам печати во всяком разоблачении никонианской неправды и фальши усматривал богохуление и святохуление.
    Наконец, он совсем закрыл журнал «Церковь»…
    По инициативе и на средства Павла Павловича Рябушинского – московского старообрядца, была предпринята Советом Съездов школьная анкета по всем старообрядческим приходам, разработаны и изданы отдельной книгой её результаты. Он много уделял внимания просветительным делам в старообрядчестве…»
    http://www.telenir.net/istorija/kra...voslavnoi_staroobrjadcheskoi_cerkvi/index.php
     
  5. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Добрый вечер, Coha! Скажите, а где можно найти журналы старообрядческие журналы, что вы упоминаете? Спасибо!
     
  6. Offline

    Coha Полковникъ

    Регистрация:
    22 июн 2010
    Сообщения:
    142
    Спасибо SB:
    483
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прибытки
    Интересы:
    История Смоленщины, Мещеры.
    Вероятно, в архивах. Я не в теме. Только коснулась в связи с публикацией в журнале "Церковь" о старообрядческом храме в д. Корытовка.
    Кое-что есть в Инете:
    http://rodstar.ucoz.ru/load/zhurnal_quot_golos_cerkvi_quot/1-1-0-22

    http://starove.ru/izbran/lyudi-epohi-izdatel-zhurnala-tserkov-a-i-korolev/

    http://rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/knizhnaya-lavka/istoriya-staroobryadchestva/

    http://starosti.ru/article.php?id=6253
    Сообщения объединены, 22 дек 2014, время первого редактирования 22 дек 2014
    Московщина и Смоленщина - красивейшие края средней России; их истории переплетены - не разнять...

    Из Книги памяти Смоленской области. Сычёвский район. – С.:Смоленское областное книжное издательство «СМЯДЫНЬ», 1998. –17 с.:
    В ноябре 1941г. в д.Корытовка Вязовского с/совета немецким карательным отрядом после долгих пыток и издевательств было расстреляно 14 бойцов Красной Армии, попавших в окружение немецких войск и задержанных фашистами в момент их появления в деревне за продуктами питания
    5f233728dd92.png
     
    Последнее редактирование модератором: 6 янв 2019
    Ludkin нравится это.

Поделиться этой страницей