д.Лисикты, д.Ивишня Руднянский район Смоленская область

Тема в разделе "Руднянский район", создана пользователем Викторович, 28 июн 2012.

  1. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    Информация об истории малых деревень практически отсутствует. А так хочется узнать о жизни своих предков. Мне представляется, что было бы разумным всю информацию о конкретной деревне объединить в одну тему. Например: Руднянский район. Любавичский сельсовет: деревня Лисикты (и уже внутри темы информацию разбивать на подтемы – история до, - после 1917 года (1920-1930 г.г.), ВОВ, известные и простые жители и т.д.).
    Выставляю на суд форумчан заметки об истории своей малой родины. Где-то они повторяют выше опубликованную информацию. И возможно несколько не приспособлены для интернет форумов. Я ещё плохо владею компьютером. Так что прошу меня извинить, пусть модераторы меня поправят.



    ]Попытка описания местности
    являющейся исторической родины моих предков
    (деревни Лисикты и Ивишня Любавичской волости Оршанского уезда Могилевской губернии)

    С большим опозданием ко мне всё же пришло
    понимание того, что историю своей семьи,
    своего рода знать надобно.
    И не только аристократам и дворянам,
    но и тем, чьи предки были простыми
    крестьянами.


    Родиной моего деда Горовцова Тимофея Ефимовича (22.01.1900 ~ 07.1941), прадеда Горовцова Ефима Мироновича (1864(65) – 1926), прапрадеда Мирона является деревня Лисикты Любавичского сельсовета Руднянского района Смоленской области (до 1919 года Любавичской волости Оршанского уезда Могилёвской губернии). А родиной моей бабушки Горовцовой (в девичестве Воронцовой) Серафимы Ивановны (26.07.1904 – 1989), прадеда Воронцова Ивана Ильича (1851 – 1925), прапрадеда Ильи – деревня Ивишня того же сельсовета. Деревни эти были соседними, располагались в 2,5 - 3 км друг от друга. И я думаю, их судьбы во многом схожи.
    К сожалению информации, об истории не только деревень, но и уезда (района до 1941 года) крайне мало. Архивы сильно пострадали во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Я попытался собрать имеющиеся в интернете источники и на их основе описать местность, частью которой являлись деревни Лисикты и Ивишня.
    Записи выглядят пока в виде коротких заметок. Но с чего-то надо начинать.


    Хроника основных
    Административно-территориальных преобразований на Могилёвщине и Смоленщине


    История деревень Лисикты и Ивишня неразрывно связана с местечком Любавичи - центром Любавичской волости Бабиновичского (до 1840 г.) и Оршанского (с 1840 г.) уездов Могилёвской губернии. Как населённый пункт более древний и крупный, Любавичи в истории оставили гораздо больше сведений о себе. И поэтому, я думаю, историю деревень наших предков надо рассматривать в контексте с историей Любавичей.
    Если о Любавичах, после присоединения Белорусских территорий в 1772 году, более и менее известно, то об более ранней истории сведений сохранилось мало. Но и сохранившиеся сведения говорят о том, что эти земли исконно входили в Смоленское княжество (см. приложение).

    До 1404 г. Территория нынешнего Руднянского района входила в состав Смоленского княжества.
    1404 г. Земли Смоленского княжества были включены в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ).
    1508 г. Смоленск стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского.
    1514 г. В результате успешной для Московского княжества войны с Литвой, Смоленск был отвоеван, и его территория вошла в состав Великого княжества Московского.
    1569 г. В результате Люблинской унии образуется Речь Посполитая – федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского.
    1611 г. После почти двухлетней осады захватила Смоленск. Согласно Деулинскому перемирию между Речью Посполитой и Русским Царством, Смоленск был передан Речи Посполитой.
    1613 г. Смоленское воеводство в составе ВКЛ было восстановлено.
    1654 г. Во время Русско-Польской войны, Смоленск и Смоленщина были окончательно отвоёваны Россией, что было закреплено Андрусовским перемирием 1667 года и Вечным миром 1686 года.
    1667 г. Согласно Андрусовскго перемирия территория современного Руднянского района осталась под властью Польши, в составе ВКЛ.
    1772 г. После первого раздела Речи Посполитой, из части белорусских территорий отошедших к России, образована Могилёвская губерния. В неё вошли Могилёвская, Мстиславльская, Оршанская и Рогачевская провинции. В составе Оршанской провинции образованы Бабиновичский, Коппыский, Оршанский и Сенненский уезды.
    1777 г. Отменено деление губерний на провинции. В состав Могилёвской губернии входит 12 уездов: Бабиновичский, Белицкий (в 1852 г. переименован в Гомельский), Климовичский, Копысский (в 1861 г. переименован в Горецкий), Могилёвский, Мстиславльский, Оршанский, Рогачёвский, Сенненский, Старобыховский (в 1852 г. переименован Быховский), Чауский и Чериковский.
    1778 г. Губерния переименована в Могилёвское наместничество.
    1796 г. Могилёвское наместничество упразднено, а его уезды вошли в состав созданной Белорусской губернии.
    1802 г. Белорусская губерния упраздняется. Могилёвская губерния была восстановлена в составе прежних 12 уездов.

    1.png
    Оршанский и Бабиновичский уезды на генеральной карте Могилёвской губернии (фрагмент), 1820 год


    1840 г. Бабиновичский уезд упраздняется. Его территория входит в состав Оршанского уезда Могилёвской губернии.

    2.png
    Карта административного деления Оршанского уезда Могилёвской губернии на волости, начало XX века

    1918 г. (11 апреля). Образована Западная область из Смоленской, Витебской, Могилёвской Минской губерний.
    1918 г. (13 октября). Западная область преобразована в Западную коммуну.
    1918 г. (31 декабря). В Смоленске провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. В её состав включены территории Минской, Гродненской, Могилёвской, Витебской и Смоленской губерний.
    1919 г. (2 февраля). Смоленская губерния включена в состав РСФСР.
    1919 г. (25 мая). Упразднена Могилёвская губерния. Её территория, в том числе граничащие со Смоленщиной Оршанский, Горецкий, Мстиславльский и Климовичский уезды, передана в состав вновь образованной Гомельской губернии.
    1919 г. (30 июня). К Смоленской губернии присоединены Микулинская, Руднянская, Любавичская и Хлыстовская волости Оршанского уезда, часть Горецкого уезда и почти полностью Мстиславльский уезд Гомельской губернии.
    1924 г. (3 марта). Из Смоленской губернии в БССР переданы Горецкий уезд полностью, Шамовская, Старосельская, Казимирово-Слободская, части Бохотской, Ослянской и Соинской волостей Мстиславльского уезда с городом Мстиславлем. Оставшиеся на Смоленщине волости Мстиславльского уезда вошли в Смоленский уезд, а части Ослянской и Соинской – в Рославльский уезд.
    1929 г. (1 октября). Образована Западная область с центром в городе Смоленске. В неё вошли территории Смоленской, Брянской, части Калужской, Тверской и Московской губерний, Великолужский округ Ленинградской области.
    Западная область разделена на восемь округов с 125-ю районами. Районы поделены на сельские Советы. Старая административно-территориальная система: губерния – уезд – волость – с этого времени прекратила существование.
    Любавичская волость, получив статус сельского Совета, вошла в Руднянский район, образованный на территории бывших Оршанского и Смоленского уездов.
    1937 г. (27 сентября) На территории Западной области создана Смоленская область.
    1938 г. (15 января) С центром в г. Могилёве образована Могилевская область.

    Приложения

    «Лета 7162 , августа в 20 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России самодержец велел стольнику Василью Петровичу Кикину ехати с запорожскими козаки, с нежинским наказным полковником с Васильем Золоторенком и со всем его полком к боярину и воеводам к Василью Петровичу Шереметеву с товарыщи для того: указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя России самодержец, полковнику Василью Золотаренку с полком бытии на своей госуареви службае в полку у них, боярина и воеводу Василья Петровича Шереметева с товарыщи; а ему, Василью указал государь ехати и в полку быти у боярина и воеводе с тем же полковником; и о том послана государева грамота с ним, Васильем. И Василью ехати с полковником и с козаками из под Смоленска на село Любавичи и на иныя места не мешкая; дорогою едучи проведывать где ныне боярин и воеводы Василий Петрович с товарыши, под Витепском ли или где в иных местех. Да где и ему про боярина и воевод подлинно ведомо учинится и туда ему к бояром и воеводам и ехать; а дорогою итить с великим береженьем и на станех ставиться в месттех крепких бережно и усторожливо; чтоб на них безвестно польские и литовские люди или шиши не пришли и дурна какова не учинили. Также и дорогою едучи, велеть полковнику перед собою и по сторонам и назади полку и обозу, велеть сторожам и покриляпом, чтоб однолично им до боярина и воевод дойтить со всеми людьми ис коши здорово. Также и того остерегати, чтоб козаки, дорогою идучи, смоленского уезду села Любавича и иных сел и деревень крестьян смоленского ж и белского уезду, которые ныне за государем не грабили и не воевали и полону не имали и лошадей нигде и животины не отгоняли; и полковнику о том говорити почасту, чтоб полковник по тому ж того остерегал и козаков от того унимал. А будет козаки у кого что, опричь съестных запасов, в государевых селех и деревнях у крестьян что возьмут и будут о том челобитчики, и Василью говорити о том полковнику, чтоб он то грабленое велел крестьянам отдавати назад; и однолично грабленое имати и государевых сел и деревень крестьяном, у кого что будет пограблено, отдавати назад. А как придет под Витспск или где инде сойдут боярина и воевод Василья Петровича Шереметева с товарыщи и Василью государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя России самодержца, грамоту, какова с ним послана, подати и про козаков объявити боярину и воеводам Василью Петровичу Шереметеву с товарыщи. Да как ему боярин и воеводы укажут и ему по тому и делати и во всем слушати боярина и воевод Василья Петровича Шереметева с товарыщи. А хто имяны с полковником начальных людей и козаков у государева жалованья по их реистру объявились и тому дать ему, Василью список за приписью думного дьяка Лариона Лопухина.

    А подлинной наказ за приписью думнаго дьяка Лариона Лопухина.
    (Родословная роспись рода Кикиных «В Списках и наказах» Сайт: simbir-archeo.narod.ru)

    ***

    «В России в ХVП столетии шишами обычно называли участников крестьянских партизанских отрядов. Движение шишей носило сложный и противоречивый характер. На Смоленщине и в Белоруссии они начали возникать как своего рода крестьянские отряды самообороны, препятствовавшие русским дворянам и детям боярским захватывать и уводить население в плен, грабить и разорять населенные пункты. Особенно широко развернулась деятельность отрядов шишей на Смоленщине и в Восточной Белоруссии. Отряды шишей стали возникать в зоне военных действий или только что освобожденных русскими войсками районах.
    Районами наибольшего развития крестьянского движения были Могилевский, Мстиславльский, Смоленский, Витебский, Полоцкий уезды, где в 1654 г. происходили военные действия, а также районы, соприкасавшиеся с Украиной, там, где действовали пришедшие с Украины казачьи отряды. Отряды шишей достигали иногда значительной численности. В районах, непосредственно захваченных военными действиями, крестьяне уходили в леса от произвола русских служилых людей. Последнее обстоятельство облегчило возможность польско-литовским властям направлять деятельность отрядов крестьян в антирусское русло, но произвол русских служилых людей был только толчком к развертыванию антифеодального по своему существу крестьянского движения. Белорусские крестьяне стремились освободиться от крепостной зависимости, от власти шляхты. Поэтому выступления крестьянских отрядов против произвола русских ратных людей перерастали в выступления против шляхты и ее крепостнических порядков. В деревнях стихийно возникали крестьянские отряды, разорявшие шляхетские маетности, защищавшие местное население от грабежей и увода в плен как польско-литовскими, так и русскими ратными людьми.
    Крупными центрами крестьянских движений были Колесниковская волость Мстиславльского уезда, Любавицкая и Микулинская волости Смоленского уезда и др. Для уяснения политики русского правительства по отношению к населению занимаемых русскими войсками районов представляет большой интерес наказ воеводе этих волостей Л. И. Рожнову. «А Любавицкие и Микулинские волости крестьян, которые государю добили челом и веру дали, от служилых людей оберегать, и ласку и привет к ним держать, а государскою милостью их обнадеживать и говорить им, чтоб они под государскою высокою рукою жили безо всякого сомнения, а к измене и ни х какому воровству не приставали и с литовскими людьми писмами и лазутчики не ссылались»
    Важно отметить, что в этом наказе Л. И. Рожнову указывалось оберегать крестьян, присягнувших царю, от служилых людей, произвол которых был одним из поводов к крестьянским выступлениям. Очень существенно и то, что русское правительство по-разному понимало «измену» и «воровство». Под «воровством» разумелись выступления против русской администрации.
    В первых числах января 1655 г. в Любавицкую волость пришло 600 человек литовских конных людей, к которым «пристали Любавитцкие и Микулинские и иных волостей мужики с 3000 человек». Они захватили русского служилого человека и 34 казака, находившихся на заставе.
    В царской грамоте от 3 мая 1655 г. о Любавичи говорилось, чтобы воевода Л. И. Рожнов посылал в волости, села, деревни и по лесам на станы к крестьянам, чтобы крестьяне добили челом «и вину свою принесли». Крестьянам, которые добьют челом и будут приведены к присяге, разрешалось «жить на прежних их землях». Одновременно Л. И. Рожнову предписывалось следить за тем, чтобы ратные люди всяких чинов «присяжных мужиков не побивали, жон и девок не позорили, животы их не грабили и никаких налог не делали».
    («Наказ Любиму Рожнову, назначенному воеводою в Любавицкую волость», Акты Московского государства: Том II, Разрядный приказ. Московский стол. 1635 - 1659 гг.)

    ]***

    (30 апреля 1655 г., Смоленск)
    Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и матери ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею с ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца, а мы на Б(о)жией службе, Ево м(и)л(о)стию и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всея великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, апреля в 30 де(нь) во граде Смоленске, дал Б(о)г, здорово. Радивил от Магилева отшол прочь и стал в 5 верстах; а Любавичи апять отворотили и шляхту и мещан поймали да привели к нам, великому г(о)с(у)д(а)рю; а походу н(а)ш(е)во в Смоленеск не чаяли. Да буди вам ведомо: на Днепре был мост 7 сажен вверх над водою; и на Фоминой н(е)д(е)ли прибыло столко, что уже с мосту черпают воду; а чаю и поймет, по н(ы)нешней д(е)нь прибывает и в ширину немерно разлился, чаю, на версту, и табары мои, которые внизу были, все поняло и горы много захватило. А Смоленские сиделцы говорят, что с 30 лет такой болшой воды не запомнят. И вестей иных вскоре ожидаем.
    А потом вам, светом своим, челом бью; многолетствуйте, светы мои, и с нами на многие лета во веки.\
    («Сочинения царя Алексея Михайловича, письма семье», Московия и Европа, М. Фонд Сергея Дубова. 2000


    ***

    «Крестьяне деревни Любавичи жаловались царю Алексею Михайловичу, что "начальные люди" его армии забрали у них скот и хлеб, пожгли дома, схватили и отправили в свои владения в глубь страны их жен и детей и что сами они скитаются по лесам, погибают от голода и холода; ждали защиты, а их заставили "острог и всякие крепости сделать, всякие панские хлеба сжать, да в скирды положить". Крестьяне восстали, против них были посланы войска».
    (Лит.: Россия: Полн. географическое описание нашего Отечества.– Т. IХ. – СПб, 1905. – стр. 387; Рябков Г.Т. «Смоленский край в период феодализма» – Смоленск, 1987)
    Л.В. Бабурченкова, Г.Т. Рябков)

    ***

    Гісторыя Беларусі IX-XVIII стагоддзяў. Першакрыніцы.
    Помнікі старажытнай беларускай пісьменнасці / Уклад., уступ. артыкулы, каментарыі - канд. філалагічных навук А.Ф. Коршунаў. Мн., 1975.

    Лист 16. До Миколая Радзивилла, воеводы Виленского (30.VI.1574).

    До Миколая Радзивилла, воеводы Виленского1
    Ясневельможный милостивый пане воевода виленский, пане а пане, пане мой милостивый!
    Даю ведать в(ашей) п(анской) вельможности, иж гонец князя великого московского Федор Елизарев, сын Елчанинов2 овде до Оршы в неделю июня трыдцатого (дня. — А.К.) пришол, который зараз на патканю шафару государскому и подстаростему моему оповедил, иж едет з поздровенем до е(го) к(о)р(олевской) м(илости), "а в иншых, де, делех государя своего листы несу". Около чого досегнул есьми (з. — А.К.) Смоленска через шпеги мое такове ведомости, якобы, де, кглейт государя нашого, через гонцов его московских в тых недавных часех пересланый, назад до государя нашого несет.
    Того не ведел, ест ли чого не доложоно, або з яких инных причын. Гонцов теж короля нашого его милости пилне до себе ждет и еще за первшым ознайменем моим и розказанем государским, мая двадцатого, приставов на границу выслано и до того, де, часу лежат.
    О непреспечности его от татар (весть. — А.К.) ни в чом се не отменяет. Але, де, и овшем у великой тревозе и страху ест и вся земля его, бо, поведают, войска великие татарские собраные и вже, де, на сторожы урвали ему людей немало.
    Отсюль, з Смоленска, и остаток людей выгнано и до войск зведено. Замок и острог моцно опатруют; того се, де, вельми боит и стережет, гды поткане с татары чинити будет, абы войска государя нашого в землю его не вторгнули.
    В(аша) м(илость), пан и государ мой милостивый, о всем том рач ведать.
    Всказали ж до мене з Смоленска шпеги мои, иж, де, тот гонец ест человек добрый. Пригодилосе ему у гонцох ити, жебы, де, ему Филон почестку учынил и до панов писал, жебы ему лепшое жаловане чынили, нижли тым, которые тепер з Литвы обелживе вышли.
    Ино, милостивый государю, коли бы сила была и, было чим мне, слузе в(ашей) м(илости) убогому, почестей тых про таких гостей чынить, мне такового напоминания ни з одное стороны не была потреба. Умел есьми тое поважать, чти и славы государское и в(аших) м(илостей), панов наших, з власного баченя постерегать. А коли вжо сила устала, а убоство поспешыло, для таковых оказей у ме достатков не только против гонцов, ани против послов показовать нечым. Бо, хоти ж Орша тая ж, которая была за князя Заславского, Озерецкого, за пана Поточенина и князя Одинцевича3, и за мене, Филона, слугу в(ашей) м(илости) панского, на том же месту стоит, да только не в таком пожытку лежит. В волости Россасне4 шестисот человека нет, в Любавичах5 ста восьмидесят человека нет, Бабина6, Заозерца7, Девина8, Пашина9, Баева10 — тых всех сел, государю, нет. Полоное11 з инными приселки от е(го) м(илости) пана подскарбего12 ув отмене взятые. Петдесят человека и шесть человека в местечку Орши, что мне подано, в целости ест и по шести грошей13 з них на рок доходу маю. А што чынила корчма триста коп14 в час валечный, ино тепер знизиласе на сто и семдесят коп, што только на соль, на дрова, а на папер ледзо стать може…
    Писан у в Оршы, июня 30 дня, року 1574.

    1 У выданні Археаграфічнай каміссіі Ліст пададзены пад № 12 і датуецца там 20 чэрвеня.

    2 "Федор Елизарев, сын Елчанинов" — кур’ер Грознага ў Рэч Паспалітую у 1574 г. з дыпламатычным даручэннем віншаваць Генрыха Валуа з абраннем яго на польскі каралеўскі трон.

    3 Высветліць персанальна кожнага з названых тут чатырох папярэднікаў Кміты-Чарнабыльскага на пасадзе аршанскага старасты не ўяўляецца магчымым, за выключэннем кн. Адзінцэвіча Андрэя Сямёнавіча. Пра апошняга вядома, што ён ужо ў 1566 г. быў маршалкам караля і з'яўляўся старастам аршанскім. Па каралеўскаму прывілею, ротмістр Кміта-Чарнабыльскі атрымаў пост пагранічнага старасты аршанскага толькі 1 чэрвеня 1567 г., відаць, пасля смерці кн. А.С. Адзінцэвіча.

    4 Расасна — паводле Геаграфічна-статыстычнага слоўніка Расійскай імперыі (т. IV, СПб, 1873), складзенага П. Сямёнавым, мястэчка ў Горацкім павеце Магілёўскай губ. на р. Расосенцы (левы прыток Дняпра). Зараз рэчка працякае па тэрыторыі Дубровенскага р-на Віцебскай вобл. Ці захаваўся гэты населены пункт да нашых дзён, нам невядома.

    5 Любавічы — населены пункт на р. Беразіне, які зараз адносіцца да Руднянскага р-на Смаленскай вобл.

    6 Бабіна (зараз Бабінавічы) — населены пункт пры зліцці рр. Верхіты і Чэрніцы ў Лёзенскім р-не, які ўжо ў XVIII ст. быў павятовым горадам.

    7 Заозерцы — высветліць месцазнаходжанне гэтага населенага пункта не ўдалося.

    8 Дзевіна — невядома, дзе знаходзіцца зараз гэты населены пункт і ці існуе ён наогул.

    9 Пашына — існаванне і месцазнаходжанне гэтага населенага пункта невядома. Магчыма, што ў арыгінале Ліста было напісана "Паршына", але пры друкаванні прапушчана літара "р". Пад назвай "Паршына" існуе зараз населены пункт у Горацкім р-не Магілёўскай вобл.

    10 Баева — зараз цэнтр сельсавета ў Дубровенскім р-не Віцебскай вобл.

    11 Палоннае — мабыць, населены пункт Горацкага р-на, які зараз называецца Палёнкай.

    12 Падскарбіем у гэты час быў Лаўрын Война.

    13 Грош — старадаўняя разменная манета многіх еўрапейскіх краін. У Расіі да грашовай рэформы 1838 г. яго каштоўнасць вызначалася ў 2 кап., а пасля яе грош стаў паўкапейкай. У Польшчы і зараз існуе грош, які складае адну сотую частку злотага.

    14 Капа — старадаўняя лічба, роўная 6 дзесяткам.

    ***

    Местечко Любавич (по-белорусски – Любавичи) находится в Белоруссии, в бывшей некогда Могилевской губернии. Сначала это местечко находилось в составе Бабиновичского уезда, а затем его уездом стал город Орша на реке Днепр. Любавич издавна окружен большими дремучими лесами, придававшими местечку вид полной оторванности от всего окружающего мира, а у его жителей вызывавшими чувство уединенности. Тем самым Любавич стал притягательным местом для людей, пожелавших оставаться наедине с собой, ближе к Всевышнему и Его творениям.

    Это и явилось причиной того, что так много скрытых цадиков связало свою судьбу с Любавичем и наложило на это местечко свою печать. Для тех, кто знаком с далеким прошлым и историей самого возникновения Любавича, создалось впечатление будто это местечко скорее легенда, чем действительность, – сказочное место со сказочными людьми, Любавич являет собой нечто своеобразное. Это воодушевляющая, возбуждающая фантазию глава из истории прошлой еврейской жизни.

    Уже при появлении Любавича впервые в далеком прошлом выступает на сцену примечательная еврейская личность, память о которой сохранилась на протяжении поколений вплоть до наших дней. Звали этого еврея реб Меир. Он принадлежал к той категории цадиков, которые пожелали жить только собственным трудом. Не желая оставаться на своей родине и задумав положить основу нового образа жизни своей и других евреев, оставил он и еще три семьи свой родной город или местечко и пустился в путь искать где-либо уединенный уголок, чтобы осесть на земле и питаться трудом своих рук. Р. Меир, видимо, давно уже мечтал создать еврейскую колонию, лелея мысль, которая была позже подхвачена любавичскими ребе и осуществлена на практике. Как рассказывают, занялся этот р. Меир образованием задуманной колонии на том самом месте, где находится местечко Любавич. Окруженная лесами и расположенная на берегах реки земля оказалась самой подходящей для устройства здесь сельскохозяйственной колонии. А потому р. Меир и последовавшие за ним семьи сейчас же по прибытии на место взялись за работу – валили деревья в лесу и строили себе дома.

    Какое название, – если задумывались над этим вообще, – было в самом начале дано этому маленькому поселению, неизвестно. Но имя Любавич, которым было позже названа эта основанная р. Меиром колония, должно было представлять и характеризовать собою самого ее основателя.

    Как рассказывают, отличался р. Меир своей большой любовью к людям – к евреям и неевреям. Его любовь к своим братьям положительно не знала границ. Не меньшую любовь он выказывал и к любым человеческим существам. У него была поговорка, смысл которой сводился к тому, что тот, кто мил людям, найдет милость и в глазах Всевышнего.

    Понятно, что для того, чтобы находить милость в глазах людей, нужно проявить свою доброту и дружелюбие к каждому человеку, нужно быть готовым к самопожертвованию и делать людям только добро.

    Само собой разумеется, что этот р. Меир был большим благотворителем как по отношению к евреям, так и неевреям. Поэтому его имя сразу же приобрело известность во всем округе и еще дальше. О нем рассказывали различные невероятные вещи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда встал вопрос о присвоении имени новому поселению, основанному р. Меиром, оно, это имя, должно было соответствовать характеру деятельности р. Меира. Что явилось основной чертой р. Меира, если не любовь, – любовь к евреям, к неевреям и даже к безмолвным существам? Поэтому назвали поселение «Люба». Уже значительно позже придали этому слову окончание «вич» и получилось «Любавич».

    Таким образом Любавич стал символом братской любви, любви к евреям и неевреям, а вернее ко всем Б-жьим созданиям и, понятно, любви к Всевышнему, к Творцу всего мироздания.

    Р. Меир был только первым в ряду подобных ему цадиков и нистаров, которые в продолжение сотен лет сделали Любавич своей родиной. Именно благодаря этому выпала на долю Любавича великая честь стать в дальнейшем духовным центром движения, руководство и авторитет которого получили признание всего еврейского мира.

    Любавич никогда не стал большим городом, хотя туда устремлялись десятки тысяч хассидов со всех концов России.

    Как передают, проживало в Любавиче сто десять еврейских семей к тому времени, когда там поселился «Средний ребе» («Миттелер ребе») в 5573 г. (1813 г.). Когда «Старый ребе» («Алтер ребе»), еще мальчиком, учился в Любавиче в 5516 и 5517 годах (1756 и 1757 г.г.), число поселенцев там не превышало 75–80 еврейских семей.

    Любавич имеет всего около полутора верст в длину и столько же в ширину, т.е. занимает площадь примерно в одну квадратную милю. Посреди местечка расположена большая базарная площадь, на которой разместились лавки. От базарной площади тянутся три длинные улицы. Одна из них, названная Ьром, выходит на дорогу в Добромысль. Вторая – Шилова – ведет в Рудню, а третья, Хохловка, расположена на пути в Рососно. Помимо этих «главных» улиц имеются и боковые улочки, которые известны, или были известны, под названиями Сирица, Холодная улочка, Вигонь и Приречная. На севере местечка протекает большая река, а на западе у кладбища – малая речка.

    Большая река – Березина – берет начало в деревне того же имени, а имя свое деревня получила от берез, растущих в лесу вокруг деревни. Малая речка названа «Речкой надгробного камня», потому что она берет начало от одного из старых памятников на старом кладбище. Буквы на памятнике давно уже стерлись, так что нельзя было установить чья могила под ним. Из поколения в поколение передавалось не пользоваться водой этой речки для питья и купанья.

    Хотя Любавич находился в то время на территории Польши, все же нееврейское его население составляли русские люди, а не поляки. Евреи жили в мире со своими соседями.

    («Мемуары любавичского ребе» (рабби И.-И.Шнеерсона), Изддание «КЕОТ», Бруклин, 1973 г.)

    ***

    Получается, что Любавичская волость существовала ещё до 1611 года в составе Смоленского княжества, а сами Любавичи были в это время селом и возможно образовались ещё до присоединения в Литве в 1404 году.
    Когда же появились деревни Лисикты и Ивишня нам, увы, не ведомо.
     
  2. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    Перенесено из темы http://smolbattle.ru/threads/Рудня-и-Руднянский-район.11373/page-2#post-303580

    Деревня Лисикты
    Дата основания деревни, на сегодняшний день, неизвестна. Если принять во внимание, что она располагалась у старого тракта Витебск - Любавичи – Россасна - Дубровна - Орша - Шклов и была крупнее д. Ивишни, то можно предположить, что основана она была не позднее середины XVIII века.

    « Торговая дорога от Витебска до м. Любавичи, соединяющаяся в Лиозно с дорогою из Суража также в Любавичи идет по местности возвышенной, по болотистой и лесной, от этой дороги у Любавич отделяются:
    а) дорога, через Красный и Ляды, служит сообщением между Любавичами и Мстиславлем; на ней при корчме Хоминки переправа через Днепр, замечательна ещё тем, что тут 1 августа 1812 года, по приказанию Наполеона, был выстроен мост чрез р. Днепр;
    б) дорога от Любавич чрез Щербино, Росасну, Дубровку, Есипово, Козловичи и Словени до м. Шклова. Переправы при Росасна и Шклов; близ Росасны также были выстроены мосты через р. Днепр французким инженерным генералом Эбле в 1812 году».
    (Военно-статистическое описание Российской империи, том III, часть 3, Могилевская губерния, 1848 г., стр. 46).

    ***
    Название деревни Лисикты может происходить от слова «лиса, лис». В Могилевской губернии в начале 1900-х годов встречаются такие названия населенных пунктов: Лисичино (Оршанский уезд); Лисичник (Быховский и Сенненский); Лиски, Лисы (Рогачевский); Лисова Буда (Мстиславльский).

    Есть ещё одна интересная версия возникновения названия деревни. И она мне кажется правдоподобной. Меня всё время интересовало, почему название деревни Лисикты (с окончанием -кты) так не похоже на названия других деревень не только Руднянского района, но и Белоруссии. В интернете попалась интересная информация. Любой знатный польский род принадлежит определённому гербу1 . Так вот, гербу Стженява принадлежат рода Любомирских и Лисецких.
    Семейство Любомирских (древний польский род) в XVII - XVIII веках владели Любавичами и землями окружавшими её. А фамилия Лисецкие по польски пишется – Lisiecki, Если предположить, что после присоединения к России Любавичской волости в 1772 году название деревни в польских документах прочитали как Лисицки или Лисикти (Lisikti), приняв польское «с» за русское «к», а «k» как «т», то это многое объясняет. По старославянски прописная «т» писалась так: Посмотреть вложение 8.bmp
    Вполне возможно можно было прочитать не правильно прописные буквы. И если эта версия окажется верна, то деревня Лисикты в этом случае, могла возникнуть после захвата Смоленского уезда Польшей в 1609 году.

    1Герб (польск. herb, от нем. Erbe — наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Г. подразделяются на следующие основные группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), Г. корпоративный (средневековых цехов), Г. родовой (дворянских и буржуазных родов).
    В Польше издавна существовали знамена с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи — землевладельцы в случае военной опасности. Число этих знамён было постоянно, и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов) были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали гербами польских дворянских родов.

    ***
    Носители фамилии «Горовцовы» в Смоленской области до 1941 года проживали только в деревнях Лисикты и Ситовщина Любавичского сельсовета Руднянского района. Доказать родство представителей этих деревень, носящих фамилию «Горовцов» пока не удалось. Не встречается эта фамилия и в прилегающих районах Белоруссии.

    В деревне Лисикты в середине XIX века проживала крестьянская семья Горовцовых.
    Самым ранним, известным мне представителем крестьянского рода Горовцовых, является Мирон, имевший по всей видимости прозвище Горовец. Его сыновья:
    - Терентий Миронович (1851 – 1933);
    - Ефим Миронович (1864 – 1926)
    являются родоначальниками двух мужских ветвей Горовцовых из д. Лисикты.

    В деле № 852 «О выкупе земельных наделов временнообязанными и крестьянами Могилёвской губернии, Главного выкупного учреждения Министерства Финансов» (РГИА, ф. 577, оп. 19, д. 852)
    находятся выкупные акты от 30.09.1865 года по имению Кржевин помещицы Оршанского уезда Фелиции Павловны Вержбицкой по селениям Ситовщинского Застенка, Ситовщины и Морги.
    В качестве свидетеля в деле упоминается Мирон Михайлов из деревни Лисикты. Возможно, это мой прапрадед.

    Самым ранним, известным мне представителем крестьянского рода Горовцовых из д. Ситовщина, является Яков. Его сыновья:
    - Илларион Яковлевич (1839 – 1932);
    - Гаврила Яковлевич (1849 – 1935)
    являются родоначальниками двух мужских ветвей Горовцовых из д. Ситовщина.

    ***

    Кузбасские краеведы Владимир и Римма Шабалины в рубрике «Здесь и твоя фамилия» (газета «Шахтерский край», № 22, 2005 г.) пишут о происхождении фамилии Горовцов следующее:
    «Горовцов – фамилия образована от названия жителя населенного пункта Горово – Горовец».

    У Терентия Мироновича Горовцова из д. Лисикты было деревенское прозвище «Горовень», возможно это производная от «Горовец».
    Топонимы «Горово» и «Горовец», предположительно, ведут своё начало от нарицательного «гора» - «всякая возвышенность».
    В Болгарии есть два села Горово, в Бургасской и Смолянской областях. Но я не думаю, что мои предки имеют болгарские корни. Как не думаю и то, что прозвище «Горовец» моих предков имеет еврейские корни, не встречал ни какой информации о крепостных - евреях. Хотя как знать.
    На сегодняшний день, я больше склоняюсь к версии о том, что мой далекий предок имел отношение к добыче железной руды.
    Фамилия Горовцов распространена в Белоруссии (Гомельской и Могилевской областях) и явно имеет белорусские корни. И её распространение по территории бывшей Российской империи и Советского Союза произошло именно из Белоруссии. В Гомельской области, между Гомелем и Жлобиным есть деревня, где больше половины жителей носят фамилию Горовцов, но не являются, как они считают родственниками.
    Гомельская область граничит с Украиной. А в Украине распространена фамилия Горовой. В интернете встречал такое определение:
    «Вероятно, прозвище Горовой – адаптированное русскими украинское прилагательное «горовий» - «обитающий в горах». Таким образом, Горовым называли горца. Однако не исключено, что такое прозвище указывало и на род занятий предка: он мог добывать руду, со временем получил фамилию Горовой».
    В Белоруссии в XIX веке и, наверное, в XVIII портного называли «кравец» от слова «кроить». По аналогии «гора» - «ГорАвец, ГорОвец».
    Так что пока имеются одни предположения об образовании фамилии Горовцов, и о первоначальном месте обитания их обладателей.

    Документальные упоминания о д. Лисикты


    В «Списках населенных мест Могилевской губернии по уездам, приходам, еврейским обществам со сведениями об их расположении и народонаселении: 1857 г. (Фонд Центрального статистического комитета МВД) имеется следующая запись:

    «Могилевская область, Оршанский уезд, приход Любавицкой Успенской церкви, деревня Лисикты, при ручье Железный, 120 прихожан обоего пола, белоруссы, помещичьи».
    (РГИА, Ф. 1290, Оп.4, Д. 80, стр. 331)

    «В Могилевской губернии углекисло-железистые ключи, приуроченные тоже к слоям девонским системы, встречаются в Оршанском уезде близ м. Любавич».
    (Россия. Полное географическое описание нашего отечества, под редакций В.П. Семенова, том 9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия, С-Пб, 1905 г., стр. 20)

    ***
    3.png

    На специальной карте Европейской России № 29 (Могилевская губерния), начатой в октябре 1865 году и подготовленной в 1914 году изданием Военного топографического отдела Главного Штаба, деревня Лисикты обозначена, как деревня имеющая от 20 до 30 дворов.

    ***
    4.jpg
    д. Лисикты на карте Могилевской губернии 1871 года

    ***
    «Лисикты, Ахремовское сельское общество, Любавичская волость, Любавичский православный приход, Оршанский уезд, Могилевская губерния, 27 двора, 179 душ, деревня».
    (Список населенных мест Могилевской губернии. Могилев, Губернский статистический комитет, 1910)

    ***
    5.jpg

    На карте N – 36 - 38Г (м. Любавичи Смоленского уезда Смоленской губернии) изданной Военно – картографическим отделом Военно – топографического Управления, съёмка 1921 - 1923 годов, деревня Лисикты обозначена как имеющая 30 домов.

    ***
    В послевоенные годы, до укрупнения колхозов в середине 1950-х годов, в д. Лисикты был колхоз «Красный пахарь», название колхоза, как правило, сохранялось с довоенного времени.

    ***
    В Справочнике «Административно - территориальное деление Смоленской области, 1981 г.», стр. 31 на 1 января 1979 года в списке населенных мест Руднянского района, Любавичского сельского Совета указана д. Лисикты, входящая в совхоз «Флеровский».

    ***
    В Справочнике «Административно - территориальное деление Смоленской области, 1993 г.», стр. 78 по данным за 1990 – 1992 годы, в списке населенных мест Руднянского района, Любавичского сельского Совета указана д. Лисикты, входящая в совхоз «Флеровский».

    ***
    На 1 июня 2012 года в деревне Лисикты Любавичского сельского поселения Руднянского района Смоленской области проживает только один человек – дочь младшего брата моего деда Горовцова Татьяна Александровна.1
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
    Юлиа нравится это.
  3. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    Деревня Ивишня

    В качестве эпиграфа к этой главе я выбрал стихотворение поэта Куневича Виктора Александровича (1934 - 2007), который родился в деревне Ивишня.

    Ивишня

    Из родника ручей журчал, плескался
    Под сказочною сенью ивняка.
    Местечко это (кто здесь обживался?)
    Деревней Ивишня назвали на века.
    Я на гнездовьях тихой деревушки,
    Что заросла бурьяном и травой.
    Антоновки и сливы, как игрушки,
    Свисают над моею головой.
    Шумят на горке дедовские липы,
    Внизу сморода-ягода шуршит.
    Журавль над колодцем громко всхлипнет,
    Но ни одной здесь нет живой души.
    И чудится, из глубины столетий:
    Кипит родник, и вся моя родня
    Сквозь ветви ив тоскливо в бледном свете
    С укором смотрит прямо на меня.
    О деревенька, Ивишня родная,
    Когда придет твой возрожденья день,
    Когда воскреснут снова в нашем крае
    Потерянные души деревень?!

    ***

    Дата основания деревни, на сегодняшний день, неизвестна. Но можно предположить, что она образовалась в конце XVIII веке.
    В документах встречаются различные названия деревни: до 1917 года -Ивишни, Ивишень (Ивишинь), и даже Новоселье (1860-е г.), что косвенно указывает на то, что деревня образовалась относительно недавно; после 1917 года - Ивишня, Ивошня (Ивашня). Видимо, это связано с местным наречием и произношением, а так же орфографическими ошибками людей, производившими официальные записи.
    Мне представляется, что своё название деревня получила от названия гриба, в изобилии произраставшего в этих местах.

    «ИВИШЕНЬ, ивишня, муж. (обл., бот.). Съедобный гриб, растущий на пнях или на жирной огородной земле».
    (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)

    «ИВИШЕНЬ (муж.). Съедобный шляпочный гриб, семейства пластинчатых; подвишень».
    (Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой)

    ***
    Не известно нам и то, когда же в Ивишне поселились носители фамилии Воронцовы.
    Проведя небольшое исследование, основанное на рассказах родственников и изучении данных с сайта «ОБД - Мемориал» о военнослужащих погибших и пропавших без вести во время ВОВ, книги Памяти Смоленской области, я пришёл к следующему выводу. Носители фамилии «Воронцовы» в Руднянском районе Смоленской области до 1941 года проживали только в деревне Ивишня Любавичского сельсовета и в местечке Любавичи (центр одноименного сельсовета).
    Доказать родство Воронцовых из м. Любавичи с Воронцовыми из д. Ивишня пока не удалось.

    В деревне Ивишня в середине XIX века проживала крестьянская семья Воронцовых.
    Самым ранним, известным мне представителем крестьянского рода Воронцовых, является Илья, имевший по всей видимости прозвище Воронец. Его сыновья:
    - Иван Ильич (1851(52) – 1925);
    - Никифор Ильич (1857(58) – 1934);
    - Михаил Ильич (? – 1935),
    являются родоначальниками трех мужских ветвей Воронцовых.

    В Ивишнях проживали и другие Воронцовы, состоящие в родстве с вышеупомянутыми. Но степень родства их ещё предстоит выяснить.

    Вот, что говорит о происхождении фамилии «Воронцов» доктор филологических наук, профессор Валентина Лемтюгова, ведущая рубрики «Что в имени твоём» (газета «Советская Белоруссия», № 94, 2010 г.):
    «Воронцов — фамилия, наиболее известная как княжеская, боярская. В России был многочисленный дворянский род Воронцовых. Но с такой же фамилией упоминаются в древних письменных памятниках и люди простого происхождения. В книге «Фамилии России» под редакцией А.В. Суперанской приводятся исторически засвидетельствованные еще дофамильные личные наименования, среди которых Иван Воронец Мокшеев, кабальный (1460 г.), Ивашко Воронец, крестьянин (1495 г.). Были такие же наименования и у разных сословий белорусов. Российские ономасты фамилию Воронцов производят от Воронец (уменьшительная форма древнерусского имени Ворон — «вороной, черный по цвету воронова крыла»). Воронец, Воронцов — сын, потомок человека по имени Ворон».


    Документальные упоминания о д. Ивишня

    В «Списках населенных мест Могилевской губернии по уездам, приходам, еврейским обществам со сведениями об их расположении и народонаселении: 1857 г. (Фонд Центрального статистического комитета МВД) имеется следующая запись:
    «Могилевская область, Оршанский уезд, приход Любавицкой Успенской церкви, деревня Ивишни, при ручье Ивишни, 72 прихожанина обоего пола, белоруссы, помещичьи».
    (РГИА, Ф. 1290, Оп.4, Д. 80, стр. 331)

    ***

    После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне стали выкупать у своих помещиков земельные наделы. Этот процесс продолжался не один год. Как правило, бывшие владельцы крестьян старались избавиться от некачественной, неплодородной земли. Так как крестьяне не имели возможности одномоментно, за наличные деньги, выкупать свои наделы, государство предоставляло им кредит сроком до 50-ти лет.
    В Российском государственном историческом архиве на хранении находятся дела «О выкупе земельных наделов временнообязанными и крестьянами Могилёвской губернии, Главного выкупного учреждения Министерства Финансов».
    В деле № 853 (15.01.1868 – 31.05.1869) имеются утвержденные выкупные акты по имению помещицы Оршанского уезда Фелиции Павловны Вержбицкой по селам Ахремова, Лисикты и Ивишни с приложением копии постановления Присутствия.
    В сопроводительном письме к копии постановления указано, что «крестьяне деревни Ивишни жаловались о недоброкачественности отведенных им угодий, но жалоба оставлена без последствий, так как земельные наделы их все хорошего качества и Присутствием не найдено оснований к понижению платежа.
    Указано, что выкупу подлежит 10 десятин усадебной земли, 203 десятин пашни, 98 десятин сенокосов, 51 десятин лесу и кустарных зарослей.
    В протоколе мирового съезда, представленном в Департамент, указано,
    что с жалобой выступили крестьяне деревни Ахремова: Аким Семенов, Мефодий Венедиктов;
    деревни Лисикты: Даниил Титов, Емельян Иванов;
    деревни Ивишни или Новоселья: Куприян Иванов, Ермолай Венедиктов.
    Свидетели: деревни Кенова - Филипп Петров, Макар Михайлов,
    Ермак Федоров, Парамон Павлов;
    деревни Драголей - Илья Томашев;
    местечка Любавич - Марк Григорьев.
    Установлено, что 125 душ выкупают 596 десятин 2358 саженей за 12746 руб. 66 коп.
    В постановлении Присутствия указано, что указанные крестьяне
    получают 2 государственные банковские ссуды: 4106 руб.66 коп. и 8640
    руб. на 49 лет. Ежемесячные выкупные платежи по 1 ссуде 246 руб.40 коп., по 2 - 518 руб.40 коп.»
    (РГИА, ф. 577, оп. 19, д. 853)

    ***

    На специальной карте Европейской России № 29 (Могилевская губерния), начатой в октябре 1865 году и подготовленной в 1914 году изданием Военного топографического отдела Главного Штаба, деревня Ивишинь обозначена, как деревня имеющая от 10 до 20 дворов. (см.главу "Деревня Лисикты")

    ***
    «Ивишни, Ахремовское сельское общество, Любавичская волость, Любавичский православный приход, Оршанский уезд, Могилевская губерния, 22 двора, 122 души, деревня».
    (Список населенных мест Могилевской губернии. Могилев, Губернский статистический комитет, 1910)

    ***

    На карте N – 36 - 38Г (м. Любавичи Смоленского уезда Смоленской губернии) изданной Военно – картографическим отделом Военно – топографического Управления, съёмка 1921 - 1923 годов, масштаб: 1-50000 или 1км в 2 сантиметрах, деревня Ивишня обозначена как имеющая 23 дома. (см.главу "Деревня Лисикты")

    ***
    В послевоенные годы, до укрупнения колхозов в середине 1950-х годов, в д. Ивишня был колхоз «Красный маяк», название колхоза, как правило, сохранялось с довоенного времени.

    ***
    В Справочнике «Административно - территориальное деление Смоленской области, 1981 г.», стр. 31 на 1 января 1979 года в списке населенных мест Руднянского района, Любавичского сельского Совета указана д. Ивишня, входящая в совхоз «Флеровский».

    ***
    В Справочнике «Административно - территориальное деление Смоленской области, 1993 г.», стр. 78 по данным за 1990 – 1992 годы, в списке населенных мест Руднянского района, Любавичского сельского Совета, д. Ивишня указана как населенный пункт прекративший своё существование.

    ***

    6.jpg

    На топографической карте Руднянского района Смоленской области (1988 года) деревня Ивошня обозначена как не жилая.
     
    Юлиа нравится это.
  4. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    О вероисповедании

    Наши предки, как и большинство населения Российской империи, были православного вероисповедания. И как люди богобоязненные обязаны были регулярно посещать церковь. До 1917 года церковь кроме религиозной функции, исполняла роль государственного органа по учёту населения (прихожан), ведя метрические книги. В них заносились сведения о рождении, бракосочетании и смерти. Велись эти книги в церквях (приходах), к которым были приписаны близ лежащие деревни.
    Деревни Лисикты и Ивишня были приписаны к православному приходу Любавичской церкви Успения Святой Богородицы (Успенская церковь) Оршанского уезда Могилёвской губернии в местечке Любавичи.
    Была в местечке и деревянная церковь со звонницей – церковь Николы Чудотворца (Никольская), а при ней монастырь Покрова Святой Богородицы. Церкви относились к Могилёвской епархии.
    Успенская церковь - каменная, построена в первой половине ХVII века (около 1633 года) и в начале была униатской1 .

    1В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. Она подчинялась папе римскому, но обряды сначала оставались православными, позже они стали заменяться католическими. При помощи униатской церкви Ватикан и польское католическое духовенство пытались постепенно, незаметно, путем обмана, через использование белорусского языка в проповедях окатоличить православное население Беларуси.
    Таким образом, униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а униатами стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к униатской церкви.


    7.png
    церковь Успения Святой Богородицы, д. Любавичи

    ***
    «6 августа 1724 года император Петр I отправил польскому королю грамоту, в которой писал: «Шляхтич Залусский Кухмистр2 в княжестве Литовском превратил в унию две церкви в городе Любавичи, одна – Никольская, другая – Успенская».
    (Могилевские губернские ведомости, 1846 г., № 31, стр. 622)

    2Бурми́стр (польск. burmistrz (произносится бу́рмистш), рус. бургомистр, от немецкого Bürgermeister) — высший руководитель города с административной и судебной властью в городах с Магдебургским правом в ВКЛ; глава магистрата города, представитель городского управления, аналог мэра.
    В Польше этот пост возник в XIII веке. Бурмистр был председателем городского совета, а выбирали его члены совета из своей среды.

    ***
    По указу Екатерины II униатские церкви были перестроены в православные, чтобы придать зданию Успенской церкви вид креста, пристроили баковки. Это было во 2-й половине ХVIII века, после присоединения белорусских территорий к России в 1772 году.

    ***
    Наши деды и прадеды были православными. Были православными их отцы и деды. На это указывает наличие в Любавичах деревянной церкви Николы Чудотворца в первой половине ХVIII века. По всей видимости, церковь была и в XVI веке (Любавичи были селом в 1654 году, на момент освобождения Смоленского уезда от власти Польши и Литвы). Но с приходом в эти места католицизма (Речи Посполитой) наших предков могли насильно заставить ходить в униатскую (греко - католическую) церковь. Заставить же поменять свои убеждения, видимо не смогли.


    Активное участие в церковной жизни Могилёвской епархии в начале XX века принимали участие наши родственники.
    Так церковным старостой3 Любавичской церкви Успения Святой Богородицы был мой прадед Горовцов Ефим Миронович.

    Руководил церковным хором4 брат моего прадеда Воронцов Никифор Ильич.
    Ещё один брат прадеда Воронцов Михаил Ильич с 1906 по 1929 год был священником Покровской церкви с. Починичи Климовичского уезда Могилёвской губернии (с 1924 по 1929 год Рославльский уезд Смоленской губернии, с 1929 года Шумячский район Смоленской области). Михаил Ильич до службы в церкви жил в д. Ивишня (до 1904 года) и был сельским учителем. Скорее всего, он работал в церковно - приходской школе местечка Любавичи.

    «В 1864 году, в местечке Любавичи, что лежало на купеческом тракте из Смоленска в Витебск и принадлежало князьям Любомирским, была открыта одноклассная церковно-приходская школа за плату от правительства»
    (Могилевские губернские ведомости, 1865 г., № 24 ,стр. 153)

    Сын Михаила Ильича Евгений (будущий профессор – орнитолог, доктор биологических наук) окончил Мстиславское духовное училище (в 1914 году) и Могилевскую духовную семинарию (в 1918 году). И тоже свою трудовую деятельность начал, как и отец, сельским учителем.

    Ещё один Воронцов, Илья Иванович (как я предполагаю, сын моего прадеда Воронцова Ивана Ильича от первого брака), окончил учительскую семинарию и работал учителем в начальных школах Оршанского уезда. С 1913 года он был священнослужителем Рождественско – Богородицкой церкви с. Точна Мстиславльского уезда Могилёвской губернии.
    К сожалению, дальнейшая судьба его и его семьи не известна.

    3Церковный староста — поверенный прихода, избираемый при каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства. Староста избирается прихожанами на 3 года, с согласия причта, при благочинном, и утверждается в должности епархиальным архиереем.

    4Руководителя церковного хора называют регентом. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали её опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.
     
    afanatos и Юлиа нравится это.
  5. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    О землевладельцах

    Говоря об истории деревень нельзя не упомянуть и об их владельцах во времена крепостного права. Так как сведения о деревнях практически отсутствуют, единственным их источником могут служить документы бывших землевладельцев.

    В деле № 852 «О выкупе земельных наделов временнообязанными и крестьянами Могилёвской губернии, Главного выкупного учреждения Министерства Финансов» (РГИА, ф. 577, оп. 19, д. 852) за 1865 год согласно пояснения помещицы Оршанского уезда Фелиции Павловны Вержбицкой главному выкупному учреждению, имение Кржевин досталось ей частью от сестры Феклы Павловны Черниховской по купчей крепости от 28.09.1850 года, а частью в наследство от отца Павла Игнатьевича Ростковского, а сему последнему от князя Александра Любомирского по купчей крепости от 30.04.1831 года.

    Семьям Павла Игнатьевича и Феликса Игнатьевича Ростковских на момент отмены крепостного права в 1861 году принадлежали многие имения и селения, в окрестностях местечка Любавичи Оршанского уезда. Сами Любавичи на тот момент принадлежали одной из ветви древнего польского рода Любомирских.

    «В период средневековья и крепостничества Любавичи принадлежали князьям Стефану, Владиславу, Евгению и Ивану Любомирским, и за освобождение от крепостной зависимости крестьяне местечка Любавичи вместе с крестьянами деревень Голяшовка, Дятлово, Лизуново должны были заплатить Владиславу Евгеньевичу Любомирскому 44913 рублей 32 копейки».
    («Могилевские губернские ведомости», за 1867 г. № 51, стр. 497)

    В 1831 году Павел Игнатьевич Ростковский выкупил имение Кржевин у князя Александра Любомирского.
    Князь Александр Ксаверьевич Любомирский (1802, Краков – 1893, Париж) - сын Франтишека Ксаверия Любомирского от третьего брака с Марией Львовной Нарышкиной.

    Франтишек Ксаверий князь Любомирский из Любомежа Герба Дружина или Шренява II (* 1747 — † 1819) - польского княжеского рода, староста сецеховский, генерал русской армии. Сын старосты Киевского, Станислава Любомирского. В 1772 году получил в наследство от своего отца сецеховское староство Радомской губернии на р. Висле. Владелец огромного состояния в юго-восточной части Киевского воеводства, которое включало 9 городов, 179 сел и более 100 000 «душ мужеска пола». Проживал в своей резиденции в г. Смела.
    Семья в XIX веке имела владения в Киевской, Волынской и Могилевской губерниях.

    После присоединения территорий Белоруссии к России в 1772 году Екатерина II подарила Любавичи Григорию Потёмкину (шляхтич владевший Любавичами сбежал в Польшу).

    Что касается рода Лисецких и их возможным владением имением Кржевин, то об этом мне ничего не известно.
     
    BYVALYI и Юлиа нравится это.
  6. Online

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.709
    Спасибо SB:
    21.058
    Отзывы:
    417
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Первая Мировая
    Викторович, спасибо за потрясающий материал и его визуальное сопровождение !
     
  7. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    15
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    К сожалению, я слишком мало расспрашивал бабушку о жизни в деревне до и после революции. А она была для меня единственным источником этих знаний. И увы, многое из того, о чем она рассказывала, в памяти не сохранилось.

    До 1917 года

    Деревни Лисикты, Ивишня, как и другие близлежащие деревни до отмены крепостного права принадлежали семье Ростковских. Их родовое гнездо находилась в имении Кржевин (в переводе с польского Кривой, Кривое) по дороге из Любавичей в д. Волково. Местные жители называли его Кржевино или Кревiна (по-белорусски).
    Моя бабушка Серафима рассказывала:
    « Я была еще девчонкой, девяти - двенадцати лет (1913-1915 года). К нам в д. Ивишня, каждое лето приезжал управляющий Карло из имения, собирал крестьян для работы на своих полях. Крестьяне неохотно соглашались работать на пана (так в народе называли бывших помещиков), ведь крепостного права уже не было. Я несколько раз была на прополке. За работу, осенью после уборки урожая, с нами рассчитывались сельхозпродукцией: зерном, овощами».
    Или вот такую историю рассказала моя бабушка Серафима своему сыну (моему отцу):
    «Это было еще до революции, я ещё девчонкой была. Как-то раз собрались двое мужиков из нашей деревни вскрыть могилу на панском кладбище. Видимо хотели поживиться драгоценностями. Пришли на кладбище, вскрыли крышку могилы1 . Один мужик остался наверху, другой спустился в могилу. Увидев на руке покойника кольцо, захотел его снять, потянул за кольцо и... в руке у мужика оказалось кольцо вместе с рукой покойника. Мужик, который был наверху испугался и убежал домой. Когда через некоторое время, когда второй не вернулся домой, пошли деревенские мужики искать его. Пришли на кладбище, а неудачливый «гробокопатель» сидит без движений в могиле. У него оказался разрыв сердца»2 .
    Мой отец говорит, что после войны все могилы на панском кладбище были пустые, надгробных плит не было, вся территория кладбища была заросшей. А это говорит о том, что и имение, и кладбище было разграблено после революции.

    __________________
    1Могила была устроена в виде склепа: стены каменные, сверху каменная крышка.
    2История эта имела место быть. Правда в моменте с рукой возникает неувязка. Скорее всего здесь речь идёт о скелете. Не занимались же паны мумификацией.

    1920 – 1930-е года

    В имении Кржевин в начале 1920-х годов была устроена коммуна – прообраз колхоза. Позже в 1930-х годах в панском доме находилось правление колхоза. Название его мне не известно, но предполагаю, что это был колхоз д. Волково (до середины 1950-х годов колхозы были в каждой деревне). Был на территории имения и большой сад, который естественно стал колхозным.

    Сад.png

    (Список садовладельцев Могилевской губернии , Б.А. Мельников, г. Могилев, 1911 год)

    До образования районов в конце 1929 года административную власть на местах осуществляли волостные исполнительные комитеты – позже их функции перешли сельским советам. Были ли сельские советы в 1920-х годах во всех деревнях, не скажу. Знаю только, что в д. Ивишня председателями с/с были два моих родственника, сменяя друг друга. Один из них был уроженец и житель соседней с Ивишней деревни.

    До образования колхозов крестьяне занимались земледелием «в своем сельском хозяйстве». В анкетах так писали – землепашец. Но не все крестьяне в деревне жили одинаково. Были и бедняки, и середняки. Моего прадеда по бабушке, имевшего «лошадь, 3-4 десятины земли, хату, надворные постройки» определили в середняки. А что-то такое надворные постройки: хлев, сеновал да ледник. И как в своем хозяйстве обойтись без лошади.
    Первая мировая и Гражданская война наложила свой отпечаток на жизнь в деревне. Не обошла она и семью моего прадеда Горовцова Мирона Ефимовича. Вот отрывок из автобиографии младшего брата моего деда.

    Автобиография.JPG

    Мне посчастливилось отыскать этот документ, который многое мне рассказал. И то, что мой дед участвовал в Гражданской войне. И то, что подтвердилась болезнь моего прадеда (он умер ещё достаточно не старым – в 62 года в 1926 году). И о тяжелой жизни семьи, связанной с болезнью и смертью прадеда. Ведь когда он болел и умер, несовершеннолетними в семье было четверо детей.

    Мой однофамилиц из д. Ситовщина в своей автобиографии пишет: «Родители до Октябрьской революции и после до 1931 года (до вступления в колхоз) занимались сельским хозяйствоми пасли скот по найму».

    Во время проведения Столыпинских реформ в начале 1900-х годов, из-за нехватки земли в Могилевской губернии, и в частности Оршанском уезде крестьяне переселялись не только в другие губернии, но и на хутора в пределах своих волостей. Такие хутора были в Любавичской волости, например возле д. Волково (до 1940-х годов д. Волково-1 и Волково-2), хутора Ситовщина. Естественно на хуторах крестьяне жили более зажиточно, чем основная масса крестьян в деревнях. Вот эти крестьяне, звали их единоличниками и были середняками. Это подтверждают сведения из автобиографий и анкет моих родственников.
    В период коллективизации крестьян с хуторов опять стали заставлять переселяться в деревни и вступать колхозы. Не все единоличники захотели добровольно вступать в колхозы. Некоторые, как я предполагаю, более активно выступавшие против коллективизации, были выселены в административном порядке не только за пределы района, но и за пределы Западной области (смотрите «Жертвы политических репрессий в Смоленской области»). Но не единоличники вступали в колхозы. И к ним репрессий не применяли. Такие были и до войны, и даже после. Их было единицы, но они, видимо, исправно и сполна платили налоги государству.

    Помню, бабушка Серафима на мои просьбы рассказать, что ни будь о деревне, поведала мне одну историю, подробности которой уже забылись. Но суть я запомнил. В д. Лисикты в 1920-х годах одна молодая женщина зарубила топором мужа, но её не посадили – оправдали. Эту историю я вспомнил, когда несколько лет назад мне попались мемуарные записи Даниила Ивановича Погуляева.
    Отрывки записей привожу ниже.
    «Через год, в 1924 году, по мобилизации ЦК партии был направлен в Любавичскую волость Смоленского уезда для укрепления Советской власти на селе.

    До моего прибытия в Любавичи председателем волостного исполнительного комитета был Иосиф Емельянович Тумарев. Чем-то он не нравился народу. Но, как после выяснилось, он честно работал, был предан партии и Советской власти. Вскоре после моего приезда собран был волостной сход, и я избран председателем Любавичского исполнительного комитета. Одной из очередных задач, которую надо было срочно выполнить, было произвести слияние Хлыстовской волости с Любавичской волостью. О слиянии был составлен соответствующий акт. Все документы и несгораемые ящики привезены в Любавичи. Любавичская волость стала большей по площади. Второй задачей вновь избранный волисполком считал посеять весь яровой клин. Эта задача была решена успешно.

    Учителя открыто выражали свое удовольствие, что во главе волости стоит бывший учитель, ныне студент университета. Мне неоднократно приходилось бывать в их среде, выступать, помогать в ремонте школ и т. д. Народ некоторое время присматривался ко мне. Я старался при решении спорных земельных вопросов быть справедливым и неподкупным. Главное — не пил водки, и народ стал относиться ко мне с доверием. Было несколько решений земельных вопросов уездной земельной комиссии, которые надо было перерешить. По этому поводу ко мне приходили делегации от деревень, я их пересматривал и сообщал об этом уездной земельной комиссии. Последняя соглашалась. Народ был доволен. В общем, дело шло как будто неплохо. Но было и плохого в волости немало.

    Летом 1924 г. на территории волости выпал сильный град. Он причинил большой урон ржаному полю. В волости имели место грабежи и убийства. Скоро выяснилось, что в пределах волости действует банда под руководством некоего Бакеренкова. Продолжалась гонка самогона, с которой ранее боролись, но безрезультатно. Неожиданно в отдельных местах были обнаружены самовольные порубки леса. Приехал лесничий и просил помощи. Вот этими и другими вопросами и стал заниматься волисполком. При моем непосредственном участии с помощью милиции и народа одной деревни мы схватили главаря банды Бакеренкова. И сразу стало тихо в волости. Принятые меры остановили вырубку леса. С гонкой самогона бороться было трудно, но в нескольких деревнях, где особенно увлекались самогоном, милиция навела порядок.

    В местечке Любавичи было много евреев-бедняков. Часто приходилось заступаться за них, когда финограны незаконно облагали их налогом.

    Помню собрание после уборки хлеба — расширенный пленум волисполкома. Стоял вопрос о внесении продналога. Мы в волисполкоме проработали этот вопрос, определив, сколько каждый сельсовет должен внести хлеба. Учли вдов и сирот. Подошли внимательно к распределению налога по отдельным сельсоветам, а кое-где и по отдельным деревням, где было особенно большое градобитие. Налог можно было вносить в два срока. Но его внесли в один первый срок. Меня вызывали в губком и спрашивали, какими методами я действовал. Оказалось, Любавичская волость первой внесла продналог. Об этом было объявлено в газетах.

    Ряд земельных споров я разрешил на месте, не всегда считаясь с постановлением уездной земельной комиссии. Это нравилось беднякам.

    Не обошлось и без неприятностей. Волость пережила убийство председателя волостного комитета бедноты (забыл его фамилию). Кулаки убили его на свадьбе. Я велел их арестовать и направить в Рудню. Их потом судили.

    Было еще два убийства: жена убила мужа, и отец зарубил топором сына.

    Первый случай был странным. Женщина пришла в волисполком и просила ее арестовать. Молодая, статная, красивая, хорошо одетая — и убийца. Как-то не вязалось это с ее симпатичным лицом. Она рассказала, как было дело. Муж ее служил в Смоленске, домой приезжал на выходной, иногда с товарищами, и тогда устраивалось пьянство. На этот раз он приехал с одним дружком. Очень много пили. Муж требовал, чтобы жена отдалась его собутыльнику. Началась драка. Жена в минуту ожесточения схватила топор, попавшийся ей под руку, и ударила им мужа. Был суд. Ее оправдали.

    Убийство отцом сына произошло на почве дележа огорода. Отца судили и сурово наказали.

    Радость всем принесла устроенная осенью 1924 г. сельскохозяйственная выставка. Оказалось, у нас в волости тогда немало было хорошего племенного скота (коров, быков, лошадей и др.), показан был хороший лен, огородные культуры.

    Кончился год. Губисполком предложил мне сдать дела волисполкома своему заместителю И. Е. Тумареву, а самому вернуться на учебу в университет. Когда об этом узнали граждане, они послали в Москву на имя М. И. Калинина письмо с просьбой, чтобы губисполком отменил свое решение и вернул меня в Любавичи. Председателем губисполкома был тогда мой земляк тов. Бобровский Анисим Иканович, Он вызвал меня к себе и показал резолюцию Калинина на письме группы граждан Любавичской волости. Резолюция гласила: На усмотрение губисполкома. Я считаю,— сказал он,— тебе надо закончить университета.
    В конце ноября 1924 г. я был отозван в Смоленск на учебу".
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
    Юлиа нравится это.
  8. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    6.569
    Спасибо SB:
    11.919
    Отзывы:
    320
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    д.Лисикты Руднянский район Смоленская область
    Ранее:
    д.Лисикты Любавичская волость Оршанский уезд Могилевская губерния

    1941-1943гг
    Из протокола допроса жителя сожженной деревни Лисикты Руднянского района Т.А. Чижикова д. Лисикты 22 августа 1948 г. […]

    ВОПРОС. Расскажите, что Вам известно о злодеяниях немцев в вашей деревне Лисикты в декабре м-це 1942 года?
    ОТВЕТ. Наша деревня Лисикты расположена от м. Любавичи в 1,5 км и насчитывала до Отечественной войны 40 хозяйств, а за время немецкой оккупации она вся немцами была разграблена и полностью перед отступлением германской армии была сожжена немцами. В декабре м-це 1942 года в нашей д. Лисикты немцы забирали у мирного населения скот: коров, лошадей, свиней и домашних птиц, всего они тогда в нашей деревне забрали около 18 коров, около 10 лошадей и другой мелкий скот, количество которого точно сказать не могу. У меня тогда тоже немцами была забрана одна корова. Кроме того, тогда забирался ими скот и в м. Любавичи, но сколько там было забрано, я сказать не могу, одним словом, скота там забрали много, т.к. м. Любавичи насчитывало около 500 хозяйств, и там даже были сожжены немцами несколько домовладений под видом партизанских, семьи из которых были расстреляны ранее за то, что партизаны заняли с боем местечко летом 1942 г. в августе м-це.
    ВОПРОС. Скажите, а в декабре м-це 1942 г. немцы вели бои с партизанами и были ли жертвы у партизан, что делали немцы с пленными партизанами?
    ОТВЕТ. Нет, в декабре м-це 1942 г. боев немцы с партизанами в районе м. Любавичи и нашей деревни Лисикты не вели и жертв никаких не было, а в плен партизан немцы в р-не Любавич никогда не брали, таких случаев я не слыхал, и даже, когда партизаны летом 1942 г. занимали м. Любавичи с боем, то у них жертв не было никаких, а у немцев были убитые. Больше дополнить ничего не могу. С моих слов записано верно и мне прочитано. (Неграмотный)
    НАРБ. Ф. 1363. Оп.1. Д. 1514. Л. 36, 36об. Подлинник. Рукопись.
    Источник: Сожженные деревни России, 1941–1944: Документы и материалы / Сост. Н.В. Кириллова, В.Д. Селеменева и др. — М.: Фонд «Историческая память», 2017. — 608 с.

    Жители деревни:
    • Амбросов Федор Андреевич, (1926-29.09.2000), д. Лисикты, Руднянский район, Смоленская обл., Призван Ижморский РВК, младший сержант.
     

Поделиться этой страницей