д.Третьяково Сафоновский район Смоленская область

Тема в разделе "Сафоновский район", создана пользователем Wolf09, 23 окт 2017.

  1. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.418
    Спасибо SB:
    122.171
    Отзывы:
    1.963
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Третьяково — деревня в Смоленской области России, в Сафоновском районе. Расположена в центральной части области в 30 км к востоку от Сафонова, в 3 км севернее автомагистрали М1 «Беларусь». В 7,5 км к юго-востоку от деревни железнодорожная станция Алфёрово на ветке Москва-Минск. Входит в состав Зимницкого сельского поселения.

    Село в конце XVI века входило в Гжельский стан Вяземского уезда. Свое название оно получило от имени владельца.
    Впервые Третьяково упоминается в писцовой книге Вяземского уезда 1594/1595 г., где приводится его прежнее название и прежний владелец:

    За стрелецким головою Третьяком Семеновым сыном Якушкиным, что было за Иваном Семеновым сыном Носовым сельцо, что было селище Волково на речке Гжелке.

    Там же упоминается Мальцово:

    ...да к тому же селу припущено в пашню селище Мальцово.

    В селе находились деревянная церковь Николы Чудотворца с приделом Фрола и Лавра, двор помещика, три людских двора, а также дворы двух попов, пономаря, проскурницы, две кельи нищих:

    … а в селе церковь Николы чудотворца да пределы Флора и Лавра, древяны, а на церковной земле дворов: во дв. черной поп, во дв. поп, во дв. понамарь, во дв. проскурница, да 2 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии.

    Третьяк Семенович Якушкин – известная историческая личность. По указу царя Федора Иоанновича в 1596 г. были посланы на Донец «ставить города» воеводы М.В. Ноздреватый, кн. А.Р. Волконский и стрелецкие головы Иван Лодыженский и Третьяк Якушкин. Ими были основаны для обороны южных рубежей Руси от набегов крымских татар города Белгород, Оскол, Валуйки.
    Таким образом, Т.С. Якушкин является основателем одного из губернских городов России.

    По переписной книге 1677/1678 г., селом Волковом владел Семен Григорьевич Греков.
    В нем строилась вновь церковь Преображения Господня.

    По Генеральному межеванию 1776-1779 гг., селом Волково, Третьяково тож с деревней Алферово владел Александр Максимович Греков. В 1799 г. в селе находилось 4 двора, в которых жило 29 мужчин и 19 женщин. В деревне Алферово – 6 дворов с 26 мужчинами и 29 женщинами. Владельцами поместья являлись капитанша Татьяна со своими детьми – подпоручиком Петром и девицей Анной Грековыми. В деревне Алферовой еще 4 дворами (23 мужчины и 22 женщины) владела поручица Анна Радванская.

    Согласно описанию прихода 1774 г., в Третьякове стояла двухпрестольная деревянная церковь: главный престол – во имя Преображения Господня, в приделе – Святого Великомученика Иоанна Воина. «Оная церковь построена при речке Гжелке в 1771 году тщанием и старанием вкладчика майора Михаила Авдеева, сына Ртищева [1*], вотчинником того села капитаном Александром Максимовым сыном Грековым, с прихожанами. Около оной церкви ограды не имеется». В приходе было 107 дворов.

    По сведениям 1859 г., в селе насчитывалось 4 двора, 9 мужчин, 12 женщин. С введением волостного деления уездов в 1861 г. Третьяково находилось в Городищенской волости Вяземского уезда (7 вёрст до железнодорожной станции Алфёрово и 8 вёрст до железнодорожной станции Издешково).

    В 1873 году древняя церковь существовала. В 1871 году священником был Алексей Белявский (СЕВ. за 1871г. №10. с.124-125).

    С 1891 года священник Федор Иаковлевич Строгонов, 1868 года рождения, студент семинарии, жалованье получал 90 руб. Псаломщик Алексей Петрович Страхов, 1853 года рождения, жалованье получал 24 руб. (СЕВ. за 1898г. №1. с.176). В 11 окрестных селениях было прихожан 685 мужского пола и 757 – женского.

    По списку населенных мест 1904 г., в Третьякове было 5 дворов, в которых жили двое мужчины и пять женщин, 6 августа проходила Преображенская ярмарка.

    1111111.jpg
    Помещичий дом Кардо-Сысоевых в Третьяково

    В 1909 г. Третьяково принадлежало дворянину Владимиру Николаевичу Кардо-Сысоеву. В имении было 560 десятин земли, в хозяйстве занимались хлебопашеством, огородничеством и скотоводством. В селе также располагался деревянный усадебный дом (в 1916 г. владельцем села Третьяково значился Н.Гулизов).

    000.jpg
    Смоленские помещики Кардо-Сысоев и Путята

    21 ноября 1908 г. в селе Третьякове был освящен новый теплый пятиглавый каменный храм, возводившийся с весны 1902 г. под наблюдением председателя строительного комитета священника Федора Строганова. Им же были построены двухэтажный корпус церковно-приходской школы и дом причта.

    Храм был возведён прихожанами из кирпича, изготовленного жителями деревни Малое Алферово на своих 8 кирпичных заводах. Краевед и местный уроженец Андрей Константинович Жаворонков утверждал, что на церкви была памятная доска с благодарственной надписью: «Благодарить жителей деревни Малое Алфёрово за изготовление кирпича для церкви самого превосходного качества».

    В 1923 г. помимо каменного храма продолжала существовать и упраздненная к тому времени старинная деревянная церковь. По воспоминаниям старожилов, деревянный храм был разобран в 1928 г. и перевезен в деревню Куракино, где из него была выстроена школа.

    222222.jpg
    Фото из альбомов немецких солдат: храм Преображения Господня в селе Третьякове, вид с юга (весна-лето 1942 года)

    000.jpg
    Фото Третьяковской церкви из альбомов немецких солдат - вид с севера, 1942 год


    Каменный храм взорван в марте 1943 г. немецкими войсками при отступлении. Ныне от него на Третьяковском кладбище видны лишь остатки фундаментов, также сохранились руины кирпичного дома причта.

    3333.jpg
    Взорванный немцами храм Преображения Господня в селе Третьякове, 1943 год

    О том, как немцы взрывали храм, рассказал Кузнецов Василий Иванович (1930 г.р. родом из Болохнят, во время войны жил в Третьяково):

    «Взрыва было два. Сначала был взорван купол поменьше, и было очень много пыли, а главный купол остался стоять. А потом фашисты заложили много тола и взорвали ещё раз. Взрыв был очень сильный, в домах все стекла повылетали. Восточная стена чуть держалась, потом деревенские бабы с детишками растащили кирпичи на печи, ведь они жили в землянках».

    В склепе под храмом в 1917 году был похоронен согласно его завещанию отец Кардо-Сысоев ( по утвержденью того же Андрея Константиновича Жаворонкова - внучатый племянник А.С. Грибоедова). После закрытия церкви в 30-х годах XX века склеп был вскрыт (пролетарии искали драгоценности в гробу родственника великого поэта и дипломата). В церкви устроили склад. Церковное имущество и иконы были разобраны селянами по домам. Местные жители утверждают, что останки Кардо-Сысоева впоследствии перезахоронили в селе Третьяково в берёзовой роще. Точное место перезахоронения неизвестно.

    Кардо-Сысоевы имели и другие владения в этих местах: дворянин Нил Александрович Кардо-Сысоев владел 109 десятинами земли в деревне Мишутина Городищенской волости (12 вёрст от станции Издешково). Дворяне Александр и Владимир Николаевичи Кардо-Сысоевы владели 317 десятинами земли в с. Плющево Городищенской волости (10 вёрст от станции Издешково). В Плющево занимались хлебопашеством, садоводством, скотоводством, там была сыроварня. Первоначально Кардо-Сысоевы внедряли в свое хозяйство многопольное землепользование, а с 1894 г. главной отраслью имения стало животноводство, приносившее благодаря правильной организации большой доход.

    Василий Николаевич Кардо-Сысоев был женат на Анне Дмитриевне Путята – дочери помещика села Бессоново Дмитрия Александровича Путята. У них родилась дочь Людмила.

    555.jpg

    Василий Николаевич Кардо-Сысоев (1880-1957 гг.) был архитектором. В 1904 году окончил ПИГИ со званием гражданский инженер. В Москве до сих пор стоят дома, построенные им (на Чистопрудном бульваре и в Б.Палашевском переулке). Василий Николаевич был профессором Московского высшего строительного института (сейчас Московский государственный строительный университет (МГСУ), до 1993 г. Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева - МИСИ).
    Его брат Александр Николаевич – тоже архитектор.

    777.jpg
    В.Н. Кардо-Сысоев - профессор Московского высшего строительного института

    8888.jpg
    Людмила Васильевна Кардо-Сысоева (дочь Путяты А.Д.)

    777.jpg
    Кардо-Сысоевы: по центру Софья Александровна Кардо-Сысоева, слева-направо её сыновья - Александр (эмигрировал), Василий (профессор МИСИ), Владимир

    8888.jpg
    Марина и Людмила Кардо-Сысоевы и Лев Константинович Гаусман (муж Людмилы)


    tretiakovo.jpg
    Руины дома причта, Третьяково, 2010 год.

    В Третьяково в помещичьем доме до войны была организована младшая школа. Средняя школа находилась в усадебных домах мещан Яковлевых в соседней деревне Голочёлово.
    После войны на некоторое время в Третьяково была восстановлена младшая школа.

    777.jpg
    Ученики и учителя Третьяковской начальной школы, 50-е годы XX века.

    В настоящее время деревянный помещичий дом утрачен (был также сожжен немцами при отступлении). Сохранились руины дома причта, входившего в храмовый комплекс (использовался после закрытия церкви под магазин и сельсовет), остатки парка с берёзовой рощей, липовой аллеей и заросшим прудом.

    http://alferovo.ru/alfhistory134tretiakovo.html
     
    Последние данные обновления репутации:
    AVIA: 1 пункт (Замечательный материал!) 23 мар 2023
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Деревня Енино Фельдфебель

    Регистрация:
    14 ноя 2022
    Сообщения:
    57
    Спасибо SB:
    57
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Енино
    Интересы:
    История, краеведение, Смоленщина
    Дело о наличии места священника в церкви с. Третьяково-Волково
    История церковного прихода на стыке эпох
    1918 год. «Мело, мело по всей земле, во все пределы» – в Енинский край заметало отголоски прогремевших революций, первых советских декретов, Брест-Литовского мирного договора. События, встречающиеся на страницах учебников, неуклонно влияли и на округу села Третьяково. Они изменяли привычный уклад жизни деревни, на селе появлялись новые идеи, чувствовались веяния из большого мира. Под давлением такого количества факторов любое в прошлом ординарное событие могло превратиться в знаменательный исторический эпизод. Такая история имела место в селе Третьяково Вяземского уезда, где в 1918 году пришло время назначать нового причта…

    На 1917 год священником в селе Третьяково (Волково) являлся Иоанн Яковлевич Строганов, назначенный на эту должность ещё в 1909 году1. В Третьяково находилось две церкви во славу Преображения Господня – деревянная, 1771 года постройки, и кирпичная, возводившаяся с 1902 по 1908 год. В ансамбль кирпичной церкви входил двухэтажный дом причта, в котором помимо жилья священнослужителей была и церковно-приходская школа. Приход состоял из деревень Енино, Бородино, Горлово, Малое Алфёрово, Куракино, Кононово, Алфёрово Большее, Уварово, селец Голочёлово и Косняковка.

    Из примечательных событий в приходе за 1917 год можно отметить пожертвование, сделанное в пользу церкви землевладельцем сельца Голочёлово Алексеем Яковлевым. За дар двух священнических облачений ценою в 250 рублей Яковлеву было преподано Его Преосвященством архиепископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием архипастырское благословение2.

    Последнее упоминание о священнике Иоанне Строганове можно найти в Смоленских Епархиальных Ведомостях в связи с награждением его скуфьёй3. После этого сведения о Строганове теряются, а к 1918 году священническое место в селе Третьяково становится вакантным.

    23 февраля 1918 года4 Архиепископу Феодосию было направлено прошение священника Иоанна Васильевича Станкевича:

    «Резолюцией Вашего Преосвященства от 20 февраля 1916 года я был временно назначен отправлять священнические обязанности при Тихвинской г. Смоленска церкви по случаю болезни протоирея Николая Козловского /ныне умершего/. В настоящее время при выборном начале на место умершего протоирея Козловского избран священник Сергей Селезнёв, который и вступил в отправление священнических обязанностей с 21-го декабря 1917 года. Со дня его вступления в должность я остался без места. Семейство моё состоит из 7 душ, а именно меня, больной жены, и 5-ых дочерей, из которых старшая состоит учительницей земской школы в Смоленском уезде, трое учатся в Епархиальном женском училище, пользуясь пособием от совета училища, а младшая обучается в сельской школе.

    Находясь в настоящее время в крайне стеснительных материальных обстоятельствах, осмеливаюсь всепрокорнейше просить Ваше Преосвященство определить меня временно отправлять священнические обязанности при церкви села Третьяково Вяземского уезда<...>».
    На прошение была наложена резолюция архиепископа:

    «Священник И.Станкевич назначается временно исправляющим священнические обязанности в церкви с. Третьякова впредь до избрания штатного священника.5»

    Через два месяца после назначения на должность, 30 апреля 1918 года Иоанн Васильевич вновь направил прошение на сей раз церковно-приходскому совету, организованному в Третьяково.

    Приходские советы, возникшие в 1918 году, были совещательными органами, руководившие жизнью прихода: «Но в большинстве случаев <...> [они] или бездействуют, или направляют свою деятельность на борьбу с членом причта <…>. Это - нездоровая деятельность, объясняемая отчасти, переживаемым нами смутным временем6», – писали Смоленские Епархиальные Ведомости.

    Временно исполняющий обязанности третьяковского причта имел честь всепокорнейшее просить «церковно-приходской совет ходатайствовать пред Его Преосвященством Преосвященнейшим Феодосием <…> об утверждении штатным священником».

    Однако в данный период Станкевич уже был не единственным, кто прошение о причислении к Третьяковской церкви: 26 февраля просил о месте причт Антоний Оглоблин, свою кандидатуру на выборы штатного священника выставил Владимир Соколов, 12 марта подал прошение Фёдор Скальский, 23 апреля своё сообщение составили и Иоанн Солнцев, а также Пётр Лалонда (12 мая).

    Лалонда, назначенный в октябре 1915 года временно исполняющим священнические обязанности в село Чаль Гжатского уезда. После возвращения с военной службы на это место причта Василия Соколова, Лалонда остался «в самом тяжёлом положении и без всяких средств к жизни». В письме он просит направить его либо в Третьяково, либо в село Фёдоровское, остаётся полагать, что именно с этим связано его неучастие в дальнейших событиях.

    Под руководством священника села Бессонова благочинного Александра Куркина7 19 мая 1918 года в Третьяково были организованы выборы, в которых приняли участие пять кандидатов:
    Фёдор Филимонович Скальский – участник Первой Мировой войны, священник 3-го пехотного Нарвского пехотного полка, попал в германский плен. Возвратился в ряды русской армии после пленения 20 января 1917 года. С 16 марта 1917 был священником в 105-ом пехотном Оренбургском полку, на 22 мая 1917 года болен10. В прошении о внесении его кандидатуры на занятие вакантного места третьяковского причта указывал, что дополнительно к священническому посту был благочинным 27-ой пехотной дивизии русской императорской армии: «С демобилизацией армии согласно декрету Совета народных комиссаров военное духовенство уволено8».



    Владимир Соколов – на 1918 год священник села Чоботово Дорогобужского уезда.



    Атоний Оглоблин – на 1918 год заштатный священник села Ляхово Смоленского уезда.

    Иоанн Васильевич Солнцев – род. 1866 (67?). Рукоположен в диакона в 1889 году. Служил с 1890 года в селе Бизюково Дорогобужского уезда9. За годы Иоанн сменил многие места службы, 03.09.1916 он был перемещён во Владимиро-Екатерининский женский монастырь (Гжатский уезд), где занимал вакансию псаломщика10. В прошении по поводу Третьяково писал: « P.S. Право на занятие места священника я имею, о чём выдано свидетельство за №1323».

    В выборах принял участие и временно исполняющий обязанности третьяковского священника Иоанн Станкевич.

    «На [организованные] выборы явились 62 прихожанина. После литургии и молебна, а также выяснения [объяснения] избирателям важности самого активного участия, были прочитаны правила замещения священно-церковно-служительских мест в Смоленской Епархии. По прочтении раздались описные протесты против председательствования на приходском собрании Благочинного [Куркина] или кого-либо из уполномоченных, или священников при избрании священнослужителей. Категорически некоторыми было заявлено, что правилам подчиняться не будут. Начальство духовное должно подчиняться нам - народу и советской власти- кричали они. Кроме того было выражено желание, чтобы все лица-кандидаты на священническое место в Третьяково были при избрании на лицо [присутствовали]. А потому ими было решено считать собрание не состоявшимся за его малочисленностью и назначить вторичные выборы на 11 июня старого стиля [24 по новому стилю]. Собрание должно быть под председательством выбранного лица. На собрание домохозяев должны быть лично все кандидаты, для чего о времени избрания известить их через консисторию <…>11».
    Выборы, завершившиеся ничем, продемонстрировали бессилие духовенства против народной массы в условиях нового Советского государства. Призывы подчиняться «Народу и советской власти», исходившие от прихожан помимо общей направленности против духовного сословия были адресованы и священнику Куркину, который ещё 10 лет назад участвовал в освящении нового кирпичного третьяковского храма 4 декабря 1908 [21 ноября по ст.стилю].

    Однако нельзя не отметить, что причина признания выборов несостоявшимися по «малочисленности», действительно, имела некоторый смысл – на собрание пришло только 62 прихожанина. Для сравнения в одной только деревне Енино на 1917 год числилось 218 человек12.

    А почти параллельно с этими событиями Архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию было подано новое прошение:

    «Почтеннейше прошу Ваше Высокопреосвященство назначить меня к церкви села Третьяково Вяземского уезда. 1918г. Мая 16 дня [29 по новому стилю]. Протоирей Василий Каченовский13».

    С этим прошением история сделала резкий поворот, не дав возможности провести новые выборы в Третьяково. По решению церковно-епархиального совета протоирей Каченовский был назначен 31 мая священником села Третьяково-Волково Вяземского уезда.

    К сожалению, причины, побудившие совет проигнорировать требования прихожан, дату назначенных выборов, прошения других священников, уже кандидатов, непонятны. Остаётся только догадываться, почему было принято такое решение, незадокументированное в ходе делопроизводства.

    «За назначением <…> протоирея Василия Каченовского, назначенные советом села Третьяково выборы на 11 июня [24 н.ст.] мною отменяются, и прошения кандидатов при селе возвращаются в совет. Благочинный, Протоирей Александр Куркин. 1918 года июня 5 дня [18].»

    «Дело о назначении священника в с. Третьяково за назначением туда протоирея Каченовского прекратить» – гласила реляция, с которой новому третьяковскому причту было суждено вступить в другую эпоху.

    Пройдёт всего 10 лет, и деревянная церковь в Третьяково будет разобрана. Через неполных 25 лет после описанных событий: выборов причта, споров о правилах и подчинении духовенства уже и кирпичный Спасо-Преображенский храм погибнет, взорванный отступающими немецкими войсками. Время почти полностью сотрёт из истории имя Василия Каченовского, и только одинокий третьяковский дом причта выстоит десятилетия забвения, став памятником своим первым хозяевам – священникам.

    Примечания:

    1 Смоленские Епархиальные Ведомости (далее- СЕВ) 1909. №2.

    2 СЕВ. №5-6. 1917. С.99.

    3 СЕВ. №8. 1917. С.165.

    4 К сожалению, не совсем ясно, приведена ли священником дата по новому или по старому стилю.

    5 ГАСО.Ф.48.Оп.1.Д.3025.Л.1-1(об).

    6 СЕВ.№3-4. 1918. С. 44-45.

    7 Александр Петрович Куркин- с 1887 года священник села Бессоново Вяземского уезда, кавалер ордена святой Анны 3 степени.

    8 РГВИА. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат). Ящик: 7519-С.

    9 СЕВ. №14. 1890. С.630.

    10 СЕВ.1916. №17.отдел официальный. С.503.

    11 См.пункт 4. Л.3-3(об).

    12 ГАСО.Ф.Р-653.Оп.8.Д.160. Подворная статистическая перепись по Вяземскому уезду Городищенской волости селениям на букву "Е", 1917 год. 183 человека находились в деревне, 33 на фронте, двое не в Енино.

    13 Василий Каченовский- протоирей, в 1907 году значился священником села Рубихино Юхновского уезда. Согласно Смоленским Епархиальным Ведомостям (№20. 1907 год. С.443) 15.10.1907 по ст.стилю Каченовский поменялся священническим местом с Александром Зверевым (с.Ульхово Духовщинского уезда), однако позже епархиальным руководством было принято решение об оставлении священников на занимаемых должностях (СЕВ. №22. 1907. С.476). В Рубихино Василий Каченовский продолжал служить и в 1917 году.

    Автор: Игорь Рыжов (Краевед деревни Енино).
    Источник: http://region.alferovo.ru/index.php...svyashchennika-v-tserkvi-s-tretyakovo-volkovo


    EA9D2D73-8631-47FE-ABF4-03E8C65AEE14.jpeg AC5D6BDC-1AF0-4F21-AC3D-6E4B817FB3A6.jpeg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За весомую краеведческую работу!) 16 янв 2023
    Последнее редактирование модератором: 16 янв 2023
  4. Offline

    Деревня Енино Фельдфебель

    Регистрация:
    14 ноя 2022
    Сообщения:
    57
    Спасибо SB:
    57
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Енино
    Интересы:
    История, краеведение, Смоленщина
    Трагедия учителей.

    «В ста метрах от Горлова, напротив дома Матвеева Фёдора Матвеевича находится одинокая могила учителей. Селедцова Андрея Семёновича, Толкачёва Петра Никитовича и их жён: Наталья Васильевна и Мария Афанасьева, и дочь Воробьёвой Натальи Васильевны- Галя, 7 лет. Галя долго плакала, но немец ударил её из пистолета. У Селедцова был[о] обнаружено 12 выстрелов, у Толкачёва один.».
    Так описывал в июле 1962 года обстоятельства расстрела и первое место захоронения голочёловских учителей. Он собрал и воспоминания очевидцев. Эти свидетельства, и многие другие рассказы во многом рознятся между собой- однако фактом является то, что учителя были схвачены 28 января 1942 года. За родителями, которых увели немцы, побежала и Галя: « Мама!»- побежала за ней. И немец её застрелил.»- вспоминает до сих пор Анна Ильинична Михайлова. Многие помнят эту историю, её передают из уст в уста, даже иногда уже без имён. При рассказе о «синеокой девочке», как назвал её Андрей Жаворонков, повествование любого прерывается, об этой трагедии больно вспоминать и по сей день.

    В 1960-х годах прах расстрелянных был перезахоронен из Горлово в Третьяково. Стараниями Светланы Карпенковой недавно была обнаружена фотография перезахоронения. Стоят ученики. Стоят учителя. Здесь коллега расстрелянных- Соловьёв Николай Дмитриевич. Уже повзрослевшие девочки, видевшие Галю. Все здесь, чтобы отдать дать Памяти погибшим.
    «Люди. Помните павших героев. Голову низко склоните».
    Сегодня 81 год трагедии Голочёловских учителей.
    Текст: от 28.01.2023.

    F4A0E713-621B-40EF-B308-51CF0AB835C3.jpeg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Дьяковы-Дьяконовы: 1 пункт 29 янв 2023
    Последнее редактирование модератором: 31 янв 2023
    AVIA, Юлиа и PaulZibert нравится это.
  5. Offline

    Деревня Енино Фельдфебель

    Регистрация:
    14 ноя 2022
    Сообщения:
    57
    Спасибо SB:
    57
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Енино
    Интересы:
    История, краеведение, Смоленщина
    Дела церковные. Или смены в причте.

    Служивший с 1850-х годов в церкви села Волково дьякон Иоанн Солнцев старел, возраст его перевалил за 60 лет. Он уже не участвовал во всех таинствах, совершавшихся в храме. 21 апреля 1881 года Иоанн скончался в возрасте 65 лет и был похоронен 24 апреля.

    Перед приходом встал вопрос, который уже многие годы не стоял на повестке дня: кто же будет следующим дьяконом? И к 7 декабря того же года священник Алексей Белявский и пономарь Николай Полканов начали служить уже с новоназначенным дьяконом Иваном Конокотиным.

    Не прошло и пяти месяцев, как место дьякона вновь стало вакантным. К сожалению, нам неизвестны причины, почему Конокотин не продолжил служение в Третьяково. Возможно, он был переведён на другую должность по решению епархиального начальства. К 14 августа 1882 года уже Андрей Чистяков начал служить в Волково- третий дьякон за последние 16 месяцев! Андрею было суждено прослужить на должности дольше своего предшественника. Он участвовал в крещениях, венчаниях, погребениях. Ему довелось погребать 11 октября 1882 года мещанина Григория Кузьмина Яковлева- одного из основателей голочёловского мещанского рода Яковлевых.
    Но ничто не вечно, Чистякова в 1885 году переводят в село Усвятье Дорогобужского уезда, о чём возвестили Смоленские Епархиальные Ведомости.

    И снова в селе нет дьякона. Его и не будет более. Третьяковский приход пережил реформу состава причта. Вместо дьякона сюда был назначен псаломщик Алексей Петрович Страхов. Ему нужно будет крестить многих енинцев, прослужить в Третьяково долгие годы под руководством двух священников. Многое было для него ещё впереди! Это для нас те события- теперь история…


    Фото: Метрическая запись о смерти Григория Косьмина Яковлева. Метрическая книга села Третьяково (Волково). 1882 год. ГАСО.Ф.48.Оп.2.Д.1743.

    0EBE8F3B-E658-432E-84FD-950B828BB5B5.jpeg
     
  6. Offline

    Деревня Енино Фельдфебель

    Регистрация:
    14 ноя 2022
    Сообщения:
    57
    Спасибо SB:
    57
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Енино
    Интересы:
    История, краеведение, Смоленщина
    Виктор Николаевич Васильчиков. Как оживить древний приход?

    Потомок героя Отечественной войны 1812 года, представитель древнего дворянского рода, женатый на богатой купчихе, отставной гвардии ротмистр. В таком обличии в селе Волково (Третьяково тожъ) в начале 1870-х годов появился Виктор Николаевич. Здесь была ветхая деревянная церковь, которой исполнилось почти 100 лет, вокруг неё ограды не было. В храме уже более 20 лет служил Алексей Иоаннович Белявский. Вроде, обычный приходской храм, расположенный у тракта, но всё же отличающийся чертами, характерными для неспешной провинции. Но мерная жизнь быстро сменилась преобразованиями. 31 декабря 1875 года (по старому стилю) архиепископ Смоленский и Дорогобужский Иосиф утвердил на второе трёхлетие Волковское приходское попечительство, которое возглавил Виктор Николаевич, вместе с ним были священник Белявский и староста Ефрем Петров. Членами попечительства являлись и крестьяне деревни «Энино»- то есть Енино- Устин Антонов и Зосим Игнатьев.

    И тут началось.
    1876 год. 8 марта преподано Архиепископом Иосифом Архипастырское благословение прихожанину села гвардии ротмистру Виктору Васильчикову, церковному старосте Петрову, приходскому попечительству за исправление церковной ограды, возобновление иконостаса и прочие украшения по церкви с употреблением свыше 1500 рублей. Уже в 1877 году Васильчиков оставил в церкви пожертвование в размере 310 рублей, 200 пожертвовал Белявский и Петров- 80 рублей, за что им также было выражено Архипастырское Благословение. «В отчетном трехлетии было четыре заседания. Одно из таких было 21 ноября 1878 года, под председательством Васильчикова, причем присутствовали все члены попечительства. Второе заседание было 9-го декабря 1879 года. На этих заседаниях положено было для приобретения средств на украшение церкви, носить кружку во время молебствий в деревнях и предлагать хозяевам жертвовать на этот предмет. Вследствие этого каждый раз при отправлении в приходе крестьяне приглашались к пожертвованию в пользу церкви, и кроме того за каждою воскресною и различною службою производился сбор в церкви».
    Отчёт о деятельности попечительства возвещал: «В пользу церкви собрано 515 руб., из которых 510 руб. употреблено на починку церковной ограды, окрашивание крыши и наружных стен церкви. Осталось 5 руб., и они находятся в кассе попечительства.»

    Такая активная деятельность по благоустроенно церкви не могла остаться не вознаграждённой. Лучшей наградой членам попечительства стало процветание Спасо-Преображенского храма. Его можем видеть и мы на чёрно-Белой фотографии храма. Оградка, ворота, колокола, апсида с выпирающими деревянными брёвнами. Ну, красота же! Жаль, что потомки устроивших церковь крестьян этого так и не поняли и разобрали её…

    1570C708-0487-4734-AECD-84B0C6355A12.png

    на фото: Спасо-Преображенская церковь. Фотография из семейного архива мещан Яковлевых. Выражаем благодарность за предоставление фотокадра. Опубликована фотография впервые по ссылке: http://alferovo.ru/alfhistory134tretiakovo.html
     
    Юлиа и AVIA нравится это.
  7. Offline

    Деревня Енино Фельдфебель

    Регистрация:
    14 ноя 2022
    Сообщения:
    57
    Спасибо SB:
    57
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Енино
    Интересы:
    История, краеведение, Смоленщина
    Страсти по дому причта.

    18-го апреля вновь было отпразднован день культурного и исторического наследия. К сожалению, утверждать о радости по этому празднику не стоит, в округе Енино давно пытаются спасти один памятник культурного наследия- дом причта. Похоже, что и даже надеяться на признание дома причта в качестве наследия, хоть какого-то, тоже не приходится.
    Ещё в октябре 2022 года в Главное управление по культурному наследию была направлена просьба о включении данного памятника истории в списки объектов культурного наследия. Стоит отметить, что на это притязание есть причины: единственная сохранившаяся часть ансамбля Спасо-Преображенской третьяковской церкви, 1902-1908 гг., постройки- не только была жильём для известных священнослужителей Строгановых и протоирея Каченовского, но и центром Енинского сельского совета. Здесь работал партизан, герой Великой Отечественной войны, Борисов Василий. Однако уже при подаче прощения о включении в список охраняемых объектов возникли проблемы: нужно было самим заполнять заявление. Но да и не трудности это. Неприятности были впереди.

    «Вопрос об установлении (определении) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия: «развалины дома причта», будет рассмотрен на заседании экспертного совета по вопросам сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия при Главном управлении.»- сообщало письмо от 5 ноября.
    После ожидания длинной в несколько месяцев, пришёл и новый ответ. «Приказываю: отказать». На сей раз даже было создано два документа (в будущем это будут исторические источники!), в обоих говорилось, что культурной ценности у объекта не установлено, а потому надежды на включение оного в список культурного наследия беспочвенны. Большая печать и широкая подпись под документом подтверждали, что обойти его никак нельзя. Хотя дому причта, а, кажется, будто это мудрый старик, не привыкать. Его всё время считали то местом, где можно взять кирпичи, то помойкой, куда не грех выкинуть мусор. Так и теперь- ценности у него нет. Всё это суетности бытия, для такого памятника даже не серьёзные. Жаль, что он, умея переживать, не может жить. Не существовать, разрушаясь от ужасного безразличия, а жить. Только на миг стоит представить, как бы можно было развивать не только Енинский край, но и всё Зимницкое сельское поселение, эту часть Сафоновского района!
    Но мечты проходят, перед глазами снова печати. Надо признаться, что борьба на этом не закончилась. Жалко, что приходится использовать это слово «борьба». Благодаря отделу по культуре Сафоновского района и его главе Дмитрию Викторовичу Буянову есть возможность узнать, как можно доказать ценность памятника тем, кто не так спокоен и безмолвен, как древние кирпичные стены. Спасибо огромное за этот луч надежды!

    Потому как в голову невольно приходят мысли: не оставить ли дом в покое. Может быть, лет через 20, его внесут в списки охраняемых памятников археологии. Жаль, охранять будет уже, похоже, нечего.
     

    Вложения:

    Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей