100 лет Александру Покрышкину

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем PaulZibert, 6 мар 2013.

  1. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    18.997
    Спасибо:
    13.396
    Отзывы:
    195
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Когда то в детстве читал книгу про него.
    Сегодня - 100 лет с его рождения.

    371px-Alexander_Pokryshkin_1941.jpg

    Выписка из Wiki:

    Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972). Член ВКП(б) с 1942 года.


    Ранняя биография

    Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.
    Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию, был направлен в авиационную школу. В период прохождения Покрышкиным учёбы училище поменяло профиль, и Александр Иванович был вынужден доучиваться на авиационного механика; его официальные запросы о переводе на лётное отделение получали отказы. Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Монастырская, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
    В 1936 - 1938 гг. Покрышкин Александр Иванович обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.

    Участие в Великой Отечественной войне
    1941—1943


    Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
    Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надежнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолет. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошел в сторону…
    Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.
    Пересказал снова.
    «Это был я», — смущенно и расстроенно заявил он.
    «Шутишь, Саша?»
    «Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолеты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»
    — из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго Л. М. Кузьминой.
    На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf-109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела тактика советских ВВС, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:
    Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны.
    Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.
    Зимой 1941 Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.
    Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.
    В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.
    В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
    В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.
    В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

    В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.

    19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
    Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
    На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:
    В своем выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привел примеры перехвата моей восьмеркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени летчиков-истребителей этот приказ изменить.
    На что командующий армией Вершинин ответил:
    Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолетах доложим в Москву.
    Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:
    «Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»
    Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением.
    В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.
    Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолете бортовой был трехзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной − 100. У его ведомого, Георгия Голубева был номер 55.
    Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
     
  2. Хольт
    Offline

    Хольт Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2008
    Сообщения:
    2.844
    Спасибо:
    521
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Край сосновый
    Одна только фраза чего стоит: "Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе!"... thumbup
     
  3. ValeraMXM
    Offline

    ValeraMXM Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2012
    Сообщения:
    3.404
    Спасибо:
    7.427
    Отзывы:
    180
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Гомель
    Имя:
    Валерий
    Интересы:
    Дрём
    Классная тема, прочёл с удовольствием thumbup
     
  4. Хольт
    Offline

    Хольт Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2008
    Сообщения:
    2.844
    Спасибо:
    521
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Край сосновый
    Цитата(Вернер Хольт @ 06 Марта 2013, 16:29)
    Одна только фраза чего стоит: "Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе!"... thumbup


    Кстати, вот в тему http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/08/...nebe_pokryshkin
    __________________________________

    "Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин"

    Леонид Южанинов, Русское Воскресение

    26.08.2004


    Русские витязи в небе …

    "Высота - скорость - маневр - огонь!" - формула боя, рожденная Александром Ивановичем Покрышкиным в воздушных сражениях, стала для него девизом всей жизни. Все чистое, высокое, благородное соединено в этом русском витязе неба. "Лучше уж убиться, чем терпеть позор!" - отвечал он на укоры командиров, осуждавших его за смертельный риск, за отчаянную удаль в схватках с немецкими асами.

    Именно таким - великим воином и мыслителем, создавшим тактику советской истребительной авиации, - изобразил своего героя писатель Алексей Тимофеев в недавно вышедшей книге "Покрышкин" ( Москва, "Молодая гвардия". 2003. Серия биографий "Жизнь замечательных людей").

    О том, как сибирский самородок из бедной семьи, с городской окраины Новониколаевска - Новосибирска стал отважным летчиком-истребителем, героем и любимцем России, маршалом авиации, рассказано обстоятельно, увлечЈнно, с любовью, с добротным знанием исторических реалий, бытовых подробностей ещЈ дореволюционной жизни. О многом говорит хотя бы дата рождения героя - 6 марта (по старому стилю) 1913 года. В этот день, как напоминает автор, наша православная церковь отмечает память иконы Божией Матери "Благодатное Небо"...

    В одном из первых печатных откликов на книжную новинку доктор исторических наук А. Н. Пономарев говорит: "Открывая книгу писателя А. В. Тимофеева "Покрышкин", подумал: ну что нового, значительного можно сказать о лучшем летчике-истребителе Второй мировой войны после всего о нем написанного?

    ...И всю субботу и воскресенье не выпускал томик из рук, пока не дочитал. А ведь в нем более 500 страниц! Отдельные места перечитывал по два-три раза. Временами горло перехватывало от волнения. Убежден, что серия "ЖЗЛ" пополнилась одним из лучших произведений о героях и военачальниках Великой Отечественной".

    ("Слово", N6, 2003 г.)

    А вот мнение А.Фомина ("Независимая газета", 10.04.2003г.): такие книги, "особенно необходимы именно сегодня, когда для многих россиян некогда славные имена - пустой звук, когда былые победы России разворовываются, когда на вершине власти оказываются сомнительные люди, которых в детстве не приняли бы в свои ряды юные покрышкинцы - есть, оказывается, такая организация на Кубани".

    В. Тепляков ("Литературная Россия" 8.8.2003) :

    "К счастью, книги, подобные этой, редко, но посещают нас в "минуты роковые" русского мира и утоляют нашу извечную, подспудно живущую в каждом тоску по настоящему герою нашего времени".

    Да, это был подлинный воитель-герой, и должное ему вынуждены были воздавать даже враги. В книге А.Тимофеева читаем: "Весомый аргумент в пользу того, что сбил Покрышкин много больше того, что ему засчитали у нас, - немецкое предупреждение "Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе! Ас Покрышкин в воздухе!" Более никого из наших летчиков люфтваффе не удостаивало такой чести. Только Покрышкина! Не раз спрашивал автор этих строк у авиаторов и танкистов, которые у своих радиостанций слышали на волне немцев это знаменитое "Ахтунг!" - в какой тональности звучали голоса немецких наблюдателей? Ответ один - сильная тревога! Иногда - просто паника! Именно таким записано это оповещение на пленку документалистами в фильме 1944 года о первом трижды Герое".

    Так что знаменитое, навсегда оставшееся в истории "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ист ин дер люфт!" - это отнюдь не "миф советской пропаганды", как утверждают некоторые.

    Картины жизни Александра Покрышкина перемежаются в книге с судьбами его сотоварищей, однополчан, биографиями военачальников. Ведь он не был героем-одиночкой, героев в Великую Отечественную были тысячи. Но всЈ же среди этих тысяч он был первым, непревзойденным асом. И не случайно 19 августа 1944 г. именно А. И. Покрышкину было первому и единственному в годы войны присвоено звание трижды Героя Советского Союза. Можно спорить с автором книги, но он, обозрев всю жизнь маршала авиации, увидев этого человека в полный рост, считает, что перед нами национальный герой России N 1 XX века.

    Советская авиация создавалась вовсе не на пустом месте, как утверждают в новейшие времена иные мастера избирательной истории. Эскадры российских самолетов грозно бороздили небо, искусно воевали еще в Первую мировую войну. Всемирно известны были русские асы: П. Нестеров - творец "мертвой петли" и воздушного тарана, Е. Крутень - сбивший около 20 вражеских самолетов, А. Казаков - самый результативный среди летчиков России небесный боец. ВсЈ это были путеводные для юноши Александра Покрышкина имена и судьбы... Забыт первый генерал отечественной авиации Михаил Шидловский - авиастроитель и командир эскадры самолетов "Илья Муромец", расстрелянный вместе с сыном в 1918 году большевиками. Знаменитый Игорь Сикорский, чтоб избежать репрессий, вынужден был покинуть Россию и отдал свой талант для создания воздушного флота США.

    А.Тимофеев трактует и такие запутанные темы, как соотношение сбитых самолетов нашими летчиками и истребителями люфтваффе. Кто побеждал в небе и почему - на этот вопрос дан ответ, основанный на тщательном и объективном изучении многих публикаций и архивных материалов.

    Мы живем в неспокойную пору. Того "всемирного рая и благоденствия", который обещали демократы в начале 90-х годов прошлого столетия, нет и не будет. Где они, "общечеловеческие ценности"?.. Наоборот, международная обстановка с каждым днем становится тревожнее. На повестке дня стоит вопрос: быть или не быть России? Как сохранить ее целостность, как защитить ее рубежи? Для этого нужны могучие армия и флот, крепкие несгибаемые солдаты, сильная телом и духом молодежь. Поколение Покрышкина своим мужеством, массовым героизмом, преодолевая неимоверные лишения и невзгоды, отстояло страну в лихую годину. Их непреклонная железная воля, неутомимая деятельность во благо своего народа были мощными скрепами государства. После их ухода те места в обществе, которые они занимали, остались невосполнимыми. А в сознании потомков - зияющими дырами... Разве не кощунственно, что имя А. И. Покрышкина уже в 1970-е годы было вычеркнуто из учебников по истории СССР? Не упоминается оно и в сегодняшних учебниках.

    Страна начала разрушаться, и через сорок шесть лет после Победы СССР рассыпался, как карточный домик.

    Сейчас многие говорят, что Россия обречена, народ деградирует, настоящие мужики выродились. Это не так. Народ - это не только ныне живущие, а и ушедшие поколения, единый язык, вера и любовь к своей земле. Корни российского древа крепки и живительны. Грудью встала наша молодежь на защиту южных рубежей страны, дает отпор недругам. Героические поступки солдат, офицеров в боях с террористами, на учениях, смерть во имя спасения товарищей говорят о здоровых началах, благородных помыслах российских воинов. Наступит и возрождение армии, исцелится она благотворной силой, идущей от матушки-земли. Ведь армия у нас ныне по сути рабоче-крестьянская: служат-то в ней, в основном, парни из деревень да малых городов. А деревня всегда спасала Россию...

    И настанет день, когда имя Александра Покрышкина снова засияет на страницах школьных учебников. Память о нЈм неминуемо воскреснет. Вышедшая книга - тому залог.

    25 августа 2004 г
     
  5. Кадук
    Offline

    Кадук Полковникъ

    Регистрация:
    22 сен 2013
    Сообщения:
    113
    Спасибо:
    29
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Днепропетровск
    Интересы:
    интересуюсь
    Цитата(Вернер Хольт @ 06 Марта 2013, 14:29)
    Одна только фраза чего стоит: "Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе!"... thumbup

    Такой чести больше никто не удостоился.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)