20 Армия

Тема в разделе "Части и подразделения Красной Армии", создана пользователем zdrager, 13 окт 2009.

  1. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Здравствуйте, уважаемые знатоки и любители истории Смоленщины.

    Хочу предложить составленную мной из имеющихся в сети источников компиляцию, описание действий 20 армии 10-28 июля 41 года.

    http://katyntruth.hotmail.ru/stat10zahvat%20test.htm

    Буду благодарен за уточнения, пояснения, обнаруженные ошибки и т.д.
     
  2. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.368
    Спасибо:
    500
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    отличный труд.Наглядно и доходчиво.Спасибо ,прочел с удовольствием.
     
  3. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.006
    Спасибо:
    13.537
    Отзывы:
    196
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Отличная работа, +1.
     
  4. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Спасибо, друзья. 66 просмотров, два одобрительных отзыва и рейтинг плюс три с первого поста, и ни одного возражения. Это я могу рассматривать как положительную оценку смолян. Андерсен, тебе особое спасибо, мне кажется, мы уже знакомы по другому форуму.

    Раз нет возражений, то позвольте мне задать два вопроса. Они уже были обозначены в тексте.

    1. Что такое Выдра, почему ее нет на современной карте, и не сможет ли кто-нибудь соориентировать по карте, где она находилась?

    2. Есть ли /была ли в Смоленске улица Смирнова, именно улица, а не площадь, и где она?

    Заранее спасибо.
     
  5. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.368
    Спасибо:
    500
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Здравствуйте zdrager ,мы знакомы по сайту "Правда о Катыни".
    Деревня Выдра находилась в 200 м западнее деревни верховье отмеченной у Вас на карте 17.Там сейчас деревня Дебрица.Попробую выставить завтра кусок дореволюционной двухверстки(лист 13.10) и вам станет понятно положение всех пунктов.
    По улице Соболева неподскажу ,надо смотреть довоенный план Смоленска а у меня его нет.Могу только добавить что 16 июля с перепугу в районе колодни взорвали нефтебазу чем лишили воюющие армии так необходимого им бензина.Есть воспоминания бывшего военного коменданта Смоленска ,так там описание взятия города совпадает с немецким.
    Рад Вашему появлению на этом сайте.С уважением Андрей.
     
  6. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Спасибо, Андерсон, если Выдра это Дебрицы, то надо мне будет карты немого переделать.

    Про улицу Смирнова я спрашивал, а не Соболева. Она появилась в рассказе ветерана, и я не вполне понимаю, может он имел в виду площадь Смирнова, тогда все ясно. Но может действительно такая улица была, тогда неясно, где он находился.
     
  7. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Хочется все же про Выдру поточнее. Статья по топонимике Смоленщины приравнивает Выдру и Удру. Речка Удра есть на карте. Материалы о Смоленском сражении 1812 года тоже упоминают Выдру.
    Андерсен, дай карту старую, где есть еще Выдра.
    И давай на "ты", раз мы давно знакомы:)
     
  8. Zabubok
    Offline

    Zabubok Завсегдатай SB

    Регистрация:
    17 окт 2008
    Сообщения:
    2.936
    Спасибо:
    1.441
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Есть
    Если мне не изменяет память местечко называлось Приказ-Выдра.
     
  9. Makss
    Offline

    Makss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 май 2009
    Сообщения:
    2.078
    Спасибо:
    176
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Выдра слилась с посёлком Верховье. Дебрица как была Дебрицой, так ей и осталась.
    Вот карты:старая и более-менее современная (1986 г.)

    [​IMG]

    [​IMG]

    Сорри за качество.
     
  10. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.368
    Спасибо:
    500
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Makss спасибо что выставил ,а то я обещал и уехал на выходные (клад польского серебра добивать).
     
  11. Dimon
    Offline

    Dimon Полковникъ

    Регистрация:
    9 июн 2008
    Сообщения:
    115
    Спасибо:
    8
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Цитата(zdrager @ 16 Октября 2009, 3:41)
    Про улицу Смирнова я спрашивал, а не Соболева. Она появилась в рассказе ветерана, и я не вполне понимаю, может он имел в виду площадь Смирнова, тогда все ясно. Но может действительно такая улица была, тогда неясно, где он находился.

    Такая улица была до войны и есть в настоящее время, только название у нее сейчас другое. Сейчас она называется - проспект Гагарина, начинается от пл. Смирнова и идет на юго-запад.
     
  12. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Спасибо, Андерсон, спасибо Забубок, спасибо Максс, спасибо, Димон
     
  13. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Вот новый и полный вариант обсуждавшегося текста, исправленный и дополненный благодаря, в том числе, и здешним форумчанам.

    http://katyntruth.hotmail.ru/stat10zahvat.htm

    Я надеюсь, никто не обиделся на то, что в предложенном выше варианте я исключил катынский аспект, тем более, что в другой ветке этого форума его все равно сразу же засветили. Мне просто хотелось уточнить военные и географические вопросы, ни в коем случае не инициируя очередной дискуссии на катынскую тематику.

    Если появятся новые уточнения и замечания, буду только рад. Я сделал компиляцию из имеющихся в сети источников, и с удовольствием дополню или поправлю текст, если кто-нибудь заметит ошибки.
     
  14. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.008
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    начал читать последний вариант, хотел бы уточнить. Если не ошибаюсь, 16А не участвовала полностью в боях за Смоленск, поскольку только 8 июля штаб армии прибыл в город вместе с передовыми эшелонами. К 15 июля основная масса сил армии все еще была "на колесах".
     
  15. zdrager
    Offline

    zdrager Фельдфебель

    Регистрация:
    13 окт 2009
    Сообщения:
    31
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Петербург
    Спасибо, Шмяк. Там по этому поводу написано так

    Цитата
    На 9 июля в состав 16-й армии входил фактически только 32 стрелковый корпус, состоящий из 46-й и 152-й стрелковых дивизий и артиллерийского полка, все еще укомплектованных по штатам мирного времени (донесение штаба 16-й армии от 9 июля 1941 г. штабу западного фронта о боевом составе армии). Для понимания состояния 16-й армии надо иметь в виду и то, что эта армия в последние мирные дни была срочно переброшена из Забайкалья на Западную Украину, частью сил успела вступить в бои еще в самом начале войны еще там, но уже 26 июля, в связи с очевидными успехами немцев в Белоруссии, получила приказ передислоцироваться в район Смоленска. Такие спешные тысячекилометровые перемещения не способствовали поддержанию боеспособности армии, некоторые подразделения отставали, терялись, несли потери под бомбежками.

    В донесении командующего войсками 16-й армии № 9 от 12 июля говорится, что 152-я стрелковая дивизия ведет оборонительные работы на своем боевом участке Загорье - М. Возмище - Буда - Куприно - ст. Катынь и далее до северного берега Днепра. 46-я стрелковая дивизия еще была частично в пути, частично уже выгружалась и сосредотачивалась.


    По-моему, это примерно то же самое, что вы написали, только другими словами :)
     
  16. Юлиа
    Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.088
    Спасибо:
    6.035
    Отзывы:
    145
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Из воспоминаний бойцов 20 Армии, попавших в плен и находившихся в концлагере №126 в г.Смоленск

    Шубина Таисия Дмитриевна, 1920г., ур. д.Рассказово Тамбовской области. Медсестра 125 эвакоприемника 20 Армии
    "В начале июля 1941г. была мобилизована в Красную Армию, службу проходила в 125 эвакоприемника 20 Армии.
    07 октября 1941г. части 20 Армии были окружены в районе Вязьмы. В окружении получила ранение и раненной вместе с 10 красноармейцами и командирами была взята в плен. Немцы нас раздели, сняли шинели, сапоги, забрали часы и другие ценные вещи, после чего отправили в лагерь военнопленных в г.Гжатск - огороженные колючей проволокой скотские сараи. Помещалось там свыше 5 тыс. военнопленных. Примерно в марте 1942г. немцы гжатский лагерь перевели в Смоленск. В Смоленском лагере расстреляли зубных врачей Люлькину Татьяну из Одессы и Розу из Белоруссии."


    Погребнов Андрей Сергеевич, 1899г., врач, армейский хирург 20 Армии, https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77874234
    "13.10.1941г. в окружении под Вязьмой попал в плен, находился в Смоленском лагере №126. Гнали нас через Семлево. Из числа военнопленных 20 Армии в лагере были расстреляны врачи: эпидемиолог Краснопольский, армейский хирург Зорек, врач Овсяников.
    В момент Вяземского окружения в районе Вязьмы в д.Гридякино были развернуты полевые госпитали 20 Армии №136 и №2401.
    10 октября 1941г. деревня была захвачена немцами. Персонал госпиталей был согнан в колонну и уведен. Вся масса раненных гналась вместе с колонной. Большая часть раненных погибла в пути."

    В плену в Смоленском лагере также находился и врач 124 эвакопункта 20 Армии Ертылев Петр Петрович.
     
    afony нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)