54-я бомбардировочная эскадра Luftwaffe

Тема в разделе "Германия и Вермахт", создана пользователем KUZJA, 30 июл 2012.

  1. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    Свои соображения и заметки буду выделять жирным шрифтом. Непонятные и неизвестные мне населённые пункты буду приводить в скобках в оригинальной немецкой транскрипции. Замечания со стороны приветствуются. Приветствуются также и фотографии возможно уже найденных запчастюлин от следующих внизу фигурантов событий. Итак, поехали помаленьку:

    2-я группа 54-й бомбардировочной эскадры на центральном и южном участке Восточного фронта в 1942 г.

    Январь 1942
    «С 18 по 22 января Советы высадили два батальона 201-й воздушно-десантной бригады и 250-й воздушно-десантный полк в 40 км южнее Вязьмы с целью отрезать пути отхода частей войсковой группы Центр.
    9-й армии с 22 на 23 января удалось закрыть брешь прорыва под Ржевом, тем самым отрезав прорвавшуюся советскую 29-ю армию от её частей снабжения.
    27-го января гвардейский кавалерийский корпус Белова прорывает фронт юго-западнее Юхнова, а затем через три дня соединяется южнее Вязьмы с высаженными десантниками и тамошними партизанскими отрядами. Советское командование дополнительно высадило ещё и 8-ю парашютно-десантную бригаду. Севернее Юхнова того же дня соединения 33-й советской армии прорвали фронт и остановились восточнее Вязьмы, изготовившись взять город штурмом.
    28 января 9-я армия приступила к контратаке с целью окружения прорвавшейся 29-й армии юго-западнее Ржева».
    Уже 24 января в воздух поднялись все находящиеся в строю самолёты 2-й группы для снятия нагрузки с сухопутных сил в районе прорыва северо-западнее Ржева и атаковали там действующие части 39-й советской армии под Мологино. С этого первого вылета не вернулся Ю-88 B3+GN (2633) из 5-го штаффеля. Экипаж обер-фельдфебеля Клоаза (OFw Kloas) пропал без вести. (B3 – код 54-й бомб. эскадры, + - крест, остальные буквы – порядково-идентификационный код самолёта внутри соединения. Всё это наносилось на фюзеляж с обоих боков, а также на оба крыла (снизу) по половине букв и цифр. 2633 – заводской номер самолёта. Штаффель (Staffel) - эскадрилья – ОК).
    Следующий вылет 25 января предназначался против советских войск 4-й и 22-й ударных армий по дорогам между Торопцом и Дубно.
    Целями 5-го штаффеля на 29 января явились скопления и передвижения врага в районе Износки- Волентьево (Isnosski – Wolentjewa). Во время вторичной атаки на разгрузку войск на станции Износки, экипаж лейтенанта Шомакера (Ltn. Schomacker) получил осколочное попадание от зенитного снаряда. С разбитым радиопередатчиком и остатками горючего, B3+IN (2635) вынужден был в сумерках произвести вынужденную посадку на своей территории.
    30 января производились вылеты по поддержке наземных сил в районе Велишь- Торопец- Великие Луки- Усвяты.




    Февраль 1942
    «Контратака 9-й армии удалась. 5-го февраля кольцо вокруг прорвавшейся советской 29-й армии замкнулось. Бои продолжались до 21 февраля, пока основная часть армии не была разбита.
    21.02.42 информбюро Вермахта передавало: «На центральном участке фронта армия генерала танковых войск Моделя окружила и уничтожила в течение четырёхнедельных ожесточённых боёв, проводившихся в тяжелейших погодных условиях, основную часть одной вражеской армии. Крупные силы другой армии также были разбиты. При этом враг потерял 27000 человек убитыми, 5000 пленными, 187 танков, 615 орудий, 1150 миномётов, а также большое количество другого военного имущества. Одновременно эта армия отражала тяжёлые и непрерывающиеся обманные атаки, причинив при этом высокие потери противнику.»
    С уничтожением 29-й армии была преодолёна наступившая в войсковой группе Центр наивысшая кризисная точка.»
    1-го и 2-го февраля провели несколько атак с бреющего полёта на советские войска под Велишем с использованием осколочных бомб и бортового вооружения. 2-го февраля в один из вылетов без вести пропал экипаж лейтенанта Грисслера из 6-го штаффеля (Ltn. Griessler, Ju 88 B3+IP (6637). Другому Ю-88 из этого же штаффеля пришлось из-за полученных от пехотного огня повреждений садиться на пузо в Орше.
    С 3 по 5 февраля проводились непрерывные вылеты для борьбы с войсками в районе Великих Луг. Из этих вылетов 5 февраля не вернулся экипаж обер-фельдфебеля Энглера (Ofw. Engler) из 6-го штаффеля, борт B3+MP (6664).

    06.02.1942
    2 февраля всем на радость вернулся пропавший экипаж лейтенанта Грисслера. Бортрадист ефрейтор Виттмэр (BF Gefr. Wittmer) рассказал следующее: «Уже с четырёх часов утра мы пытались запустить наш Ю-88. Но моторы сначала никак не хотели запускаться, несмотря на нагнетание тёплого воздуха и работу приводной рукоятки. Однако нам это удалось сделать, после чего машина была загружена. Предполётное совещание прошло как обычно. Примерно в 10:00 мы были уже над нашей целью: Войска по дороге Крест (Kreszt) – Велишь под Борками. Мы сбросили свои осколочные бомбы с бреющего полёта. Часть советских солдат лежала в снегу на спинах и стреляла по нам из своих винтовок, автоматов и пулемётов. Вдруг загорелся левый мотор. Лейтенант Грисслер перетянул через лес. Я произвёл аварийный сброс крыши кабины. Высота полёта составляла всего лишь 40 метров. Примерно через километр мы уже были в снегу. Я уничтожил радиоаппаратуру. Машина горела. Вооружённые одним автоматом, мы отправились в путь. В одной из деревень мы организовали себе санную повозку, и через 4 дня в относительно нормальном состоянии были уже в Орше. По пути следования мы спали в деревенских домах. По-очереди каждый из нас всегда находился на посту с автоматом, снятым с предохранителя. По возвращении на нас были сотни вшей и блох, однако мы остались живы и здоровы !»

    07-11.02.1942
    Непрерывные вылеты для борьбы с войсками, транспортом и танками на месте прорыва Советов северо-западнее Ржева.
    7 февраля борт B3+CP (3642) с экипажем унтер-офицера Фалли (Uffz. Fally) из 6-го штаффеля под Мологино получил попадание из зенитного орудия, однако смог вернуться и совершить посадку с раненными на борту пилотом и бортрадистом. В этот же день поступило сообщение от пехоты о пропавшем без вести экипаже обер-фельдфебеля Энглера. Борт-стрелок обер-фельдфебель Альтштэдт (BS Ofw. Altstaedt) вспоминал после войны: «Во время атаки с бреющего полёта под Великими Луками, мы были подбиты советскими наземными силами. Горящая машина находилась примерно в 30 км за линией фронта на вражеской территории. За одним из лесов обер-фельдфебелю Энглеру удалось посадить машину на пузо. Ни один при этом не пострадал. Мы вовремя покинули самолёт, прежде чем он взорвался. После 30-ти часового марша и ночёвки у крестьян, мы столкнулись с первыми немецкими частями. Ввиду того, что мы находились в партизанском районе, то пехота сопроводила нас на санях до ближайшего опорного пункта. Бортрадист унтер-офицер Брандл (BF Uffz. Brandl) и я с сильными обморожениями попали на войсковой перевязочный пункт, а оттуда через Оршу в Кёнигсберг, где оба прошли через ампутации. Командир корабля и беобахтер (Beobachter – наблюдатель. Тот, кто выверяет цель, сбрасывает на неё бомбы и в этот момент в общем то руководит/командует всем экипажем. Как правило – в офицерском чине – ОК). без повреждений снова вернулись во 2-ю группу эскадры в Оршу.»

    8 февраля принесло с собой потерю в 5-й штаффель. B3+EN (2634) подбит истребителем под Ржевом, но сумел сделать вынужденную посадку на своей территории. Экипаж унтер-офицера Нойбауэра (Uffz. Neubauer) вернулся в своё расположение с относительно лёгкими увечьями.

    9 февраля снова досталось экипажу лейтенанта Грисслера. Вот доклад борт-стрелка Виттмэра: «После обычных мероприятий по запуску моторов в ночное время, старт произвели в 11:40. Наша боевая задача была такова: «Налёт на советские колонны под Островом севернее Ржева.» Атака, сбивание и вынужденная посадка – всё как и 2-го февраля. Лишь возвращение протекало напряженнее. Мы вынуждены были по многу раз прятаться в лесу и избушках от преследования советскими солдатами. Это был изматывающий марш, пока мы не наткнулись на немецкие войска и не добрались до Смоленска. Затем нас переправили на Ю-52 в Оршу. Лейтенант Грисслер вынужден был лечь в лазарет из-за ушиба грудной коробки.» (наверняка о штурвал во время посадочки – ОК).

    11 февраля от воздействия истребителей противника последовала очередная потеря самолёта. От полученных повреждений Ю-88 (3659) вынужден был сесть на пузо в Орше.

    13.02-19.02.1942
    13 февраля производились налёты на войска и колонны под Септино (Szeptina), во время второго налёта – на Андреевку и Барково. Были подожжены 3 грузовика и один танк, а также разбиты колонны санных повозок.
    И уже 14 февраля наступили очередные потери. После налёта на передвижения врага по дороге Торопец – Белой (Bjeloi), назад не возвращается командир группы капитан Герке (Hptm. Gehrke) c В3+АС (3490), а также борт В3+BN (2631) из 5-го штаффеля с экипажем фельдфебеля Овермана (Fw. Overmann).
    15 февраля целью были войска в районе Велиша. Во второй вылет с отвесного пикирования была атакована станция Крестцы (Krestzy).
    16 февраля лейтенант Хорст Дойчбайн (Ltn. Deutschbein) из 5-го штаффеля первым в эскадре награждается недавно введённым орденом за смелость – «Немецким крестом в золоте» (Deutsches Kreuz in Gold – или как в русском просторечии – «яичница» - ОК).

    С целью поддержки войсковых операций 17 февраля 13 Ю-88 2-й группы с успехом атаковали с отвесного пике скопления войск под Мологино.
    18 и 19 февраля последовали двойные налёты на войска восточнее Мосальска и по станциям Колоч (Kolotsch) и Уваровек (Uwarowek). Сещинская использовалась в качестве промежуточного аэродрома. Во время этих боёв 19 февраля потери вновь коснулись штабного штаффеля 2-й группы. С полёта не вернулся экипаж унтер-офицера Пешека (Uffz. Peschek), B3+EC (2630), и без вести пропал борт В3+НР (6649) из 6-го штаффеля с экипажем обер-ефрейтора Коха (Ogefr. Koch).

    20.02 – 28.02.1942
    «Первая часть зимней кампании за Ржев закончилась».
    (смотри документ 5).
    Вновь непрерывные вылеты 21 и 22 февраля в район Мосальск через промежуточный аэродром в Сещинской.
    С 23 по 25 февраля 2-я группы снова участвовала в боях у Белого, в течение которых 25 февраля попало экипажу обер-фельдфебеля Пиллера (Ofw. Piller) из 6-го штаффеля, борт В3+СР (3642). Из-за повреждений от зенитного огня машину пришлось сажать прямо рядом с линией обороны на своей территории. Экипажу удалось вернуться без ранений. Другой Ю-88 (3646) из 4-го штаффеля также получил повреждения от зениток и вынужден был сесть на пузо в Орше.
    26 февраля под Земцами (Semzy) проводились налёты на танки и авто-технику с пикирования.
    27 февраля три налёта было проведено на станцию Износки, войска и позиции юго-восточнее Юхнова, а также один ночной налёт на станцию Бологое.
    27 и 28 февраля советские бомбардировщики бомбили аэродром Орша южный. Из обслуживающего наземного персонала 5-го штаффеля погиб один унтер-офицер; два солдата получили ранения. 4-я рота обслуживания аэродрома также понесла потери: смертельно ранены один унтер-офицер и один обер-ефрейтор, а двое солдат ранены.
    28 февраля было произведено два вылета в район Торопец – Белой с налётом на Терюхино.

    Март 1942
    «Продолжение тяжёлых боёв за Ржев – краеугольный камень войсковой группы Центр. С 5 марта 9-я армия приступила к атакам с западного фронта у Ржева в направлении Белой, а 3-я танковая армия – через линию Демидов- Велишь- Усвяты – в северо-западном направлении. Тяжёлые бои закончились 22 марта с наступлением распутицы».
    1 марта группу в качестве нового командира принял прибывший из 1-й группы 3-й бомбардировочной эскадры – капитан Кёнке (Hptm. Koehnke).
    13 Ю-88 выполнили налёт на войска и колонны под Еткино – Белой (Jetkino). Было доложено об уничтоженных 30 грузовиках.
    После выбытия из строя одного мотора от попадания осколков от зенитного снаряда, экипаж лейтенанта Бека (Ltn. Beck), борт B3+NP (3688), попытался достичь своей линии на одном двигателе. Однако вынужден был прибегнуть к аварийной посадке между фронтами. Ю-88 рухнул в лесной просвет под Семёновкой и вышел на 100% из строя. Каким то чудом никто из экипажа даже не получил никакого ранения. После марша по снегу и льду, удалось реквизировать санную подводу и под Воремцово (Woremzowo) встретиться с немецкими войсками.
    4 марта в боевом районе Ржева было произведено два вылета. В первый вылетело 25 Ю-88. Уничтожили 18 автомашин. Во второй вылет – 11 Ю-88. Уничтожили 2 орудия и 5 грузовиков. От сильного огня зенитных орудий и воздействия истребителей потеряно три Ю-88, и один сильно повреждён.
    Из 4-го штаффеля это коснулось командира эскадрильи и заместителя командира группы – старшего лейтенанта Зойберта (Oltn. Seubert). Он пропал без вести вместе со своим экипажем и бортом В3+АМ (3651). Также из 4-го штаффеля экипаж унтер-офицера Роста (Uffz. Rost) был атакован истребителями (B3+IM (3687) и сделал вынужденную посадку. Экипажу удалось вернуться без увечий. Вышедший из строя мотор борта В3+?Р (3649) из 6-го штаффеля вынудил экипаж машины произвести аварийную посадку на своей территории. Из штабного штаффеля досталось экипажу лейтенанта Ханак-Хаммерла (Ltn. Hanak-Hammerl) самолёта В3+ВС (1696). Лейтенант был ранен в воздушном бою, но подбитую машину сумел довести домой и там произвести вынужденную посадку.
    После этого 4-й штаффель принял на себя старший лейтенант Ханс Мадэр (Oltn. Hans Mader).

    Несколько выдержек из сохранившегося журнала боевых действий 8-го воздушного корпуса отражают сложившуюся ситуацию:

    13.02.1942
    «…Боевое соединение Бормана с рассветом вела непрерывные атаки против железнодорожного и сухопутного сообщения в районе Ржев- Торжок- Осташков- Торопец- Белый. Основное внимание уделялось продолжительному прерыванию ж/д сообщения по веткам Торжог – Заблаго (Szablago) и Осташков – Торопец. Частями соединения наносились удары по занимаемым аэродромам в районе севернее Велиша.»
    Во время этих боёв машина B3+?N (2621) из 5-го штаффеля получила попадание от зенитки и сделала вынужденную посадку в Витебске.
    19 марта потерю понёс 6-й штаффель. Экипаж лейтенанта Кюна (Lt. Kuehn) во время налёта на станцию Кумшиново был сбит истребителями, и после этого попал в списки пропавших без вести. ( В3+ВР (3655).

    20.03.1942
    «…Боевое соединение Бормана половиной состава находящихся в исправном состоянии самолётов бомбило вражеские резервы, артиллерийские позиции и передвижения врага по переправам через Волгу под Рогерелки- Белманстрево- Каркно (Rogerjelki – Belmanstrewo- Karkno). Остальной состав сковывал передвижение по ж/д ветке Осташков- Торопец. Атакам бомбами и бортовым вооружением подвергались расположенные вдоль железной дороги вражеские аэродромы. Контроль над долиной Берёзы…»
    21 марта 2-я группа действовала в районе Ржева против войск и населённых пунктов в долине Берёзы, а также бомбила аэродром Маклок. Из этих вылетов назад не вернулся Ю-88 В3+ОМ (1762) из 4-го штаффеля. Экипаж лейтенанта Клоера (Ltn. Cloer)был сбит огнём зенитных орудий и пропал без вести.

    23.03.1942
    «…Соединение Бормана настойчиво прерывало передвижение по ветке от Торжка в западном направлении и в направлении Торопец- Осташков- Бологое, а также по ведущим через Валдай к Крестцам и Любице железным дорогам и находящимся на ней ж/д составам. Слабыми силами контролировала район Велиша.»
    Лейтенант Дойчбайн (Ltn. Deutschbein) из 5-го штаффеля был ранен под Валдаем огнём пехотного стрелкового оружия, а Ю-88 В3+?Р (5702) во время воздушного боя с истребителями получил повреждения и вышел из строя на 45% после совершённой им посадки.

    24.03.1942
    «…Боевое соединение Бормана точечно разбивало артиллерийские позиции перед фронтом 9-го армейского корпуса в районе Беколово- Рыстово- Долгое (Bjekolowa-Rystowe-Delgoje) и подвоз снабжения на дорогах, идущих в этот район с восточного направления. Слабыми силами контролировало железную дорогу Бологое- Торопец и Торжок- Заблаго.

    25.03.1942
    «… боевое соединение в утренние часы и при хорошей погоде успешно провело удары по уничтожению вражеской авиации на аэродромах Клина и Калинина. Во время плохой погоды ни одно соединение не выполняло вылеты на указанные выше цели, а также на другие обнаруженные аэродромы, заставленные вражескими самолётами. Часть сил сковывала сообщение по ветке Валдай- Бологое.»
    Из-за плохой погоды использовалось лишь крайне незначительное количество авиации.

    26.03.1942
    Соединения проводили 26 марта запланированные на 25 марта операции.

    28.03.1942
    8-й воздушный корпус приказал продолжать операции согласно приказа от 25 марта по уничтожению вражеской авиации на его аэродромах.
    2-я группа 54-й эскадры действовала против ж/д сообщения по ветке Бологое- Торопец- Валдай.

    В ночь с 30 на 31.03.1942
    «…Боевое соединение Бормана: Непрерывный налёт крупными силами (от 12 до 15 самолётов) на станцию Бологое в течение всей ночи. Небольшими силами контролировать ж/д линию Калини-Бологое и Осташков-Торопец- Бологое.»
    (Операции и успехи 8-го воздушного корпуса в марте 1942 г – см. документ 6).



    Документ 6

    Телефонограмма 8-го воздушного корпуса 4 апреля, 14:40

    Касательно операций и успехов: 8-й воздушный корпус докладывает о временном промежутке с 1 по 31.3.42.
    8810 операций, из них 415 транспортных и 246 ночных. При этом потеряно 36 своих самолётов. Сбито 235 вражеских самолётов, 51 из них зенитной артиллерией. 198 самолётов уничтожено на земле. Уничтожено 100 танков, 34 из которых – зенитными орудиями, 106 орудий, более 1000 грузовиков, примерно 600 бричек и саней, 96 ж/д составов, 123 локомотива. Разрушено большое количество станционных построек и ж/д путей.
    Сильно повреждены авиазаводы Воронежа, Рыбинска, Иванково и завод по переработке нефти Константиновский. Воздушным транспортом было переправлено 1139,5 тонн для нужд сухопутных сил и 155,5 тонн – для люфтваффе. При поддержке зенитной артиллерии сухопутных сил, было отбито большое количество вражеских атак.
    При поддержке боевого соединения люфтваффе (вероятно, имеется ввиду соединение Бормана – ОК) взято 6 ожесточённо оборонявшихся населённых пункта. При этом в плен было взято 600 человек, захвачено большое количество оружия и материальной части.

    Оперативный отдел 8-го Воздушного корпуса.
    Секретный докумет.


    Апрель 1942
    1 апреля группа проводила операции в районе Калинина и бомбила станцию Бологое.

    04.04.42
    «…8-й воздушный корпус точечно поддерживал действия 4-й армии, в частности группу Хаазэ, а также оборонительные бои 9-й армии западнее Ржева и в районе Бора. Бомбардировочные соединения непрерывно мешали сообщению по ж/д дорогам Калинин- Бологое- Валдай и Бежецк- Бологое. Часть сил поддерживала атаку 59-го армейского корпуса юго-западнее Велиша. Во время этих боёв 4-й штаффель безвозвратно потерял В3+RM (5696) с экипажем лейтенанта Грюневальда (Ltn. Gruenewald). Экипаж считается без вести пропавшим. В штабной машине В3+СС (1729) от попадания зенитных осколков ранение получил бортрадист. Этот Ю-88 при посадке пострадал на 35%.

    Ночь с 5 на 6 апреля 1942
    Боевой приказ: «Беспокоящие налёты на Москву (Кремль). Налёт на авиазавод Рыбинска. Контроль над ж/д веткой Калинин- Бологое- Торопец и Шелишарово (Shelisharewo) – Торжок.»

    07.04.1942
    «…7 апреля 8-й воздушный корпус сконцентрированными силами проводил удары на уничтожение сообщения по ж/д путям и по ж/д постройкам перед центральным и северным крыльями войсковой группировки Центр. Часть сил поддерживала оборонительные бои 9-й армии и продвижение группы Функа на Белый.»

    08.04.1942
    «… Боевое соединение Бормана непрерывными атаками воздействовало на ж/д сообщение и на ж/д инфраструктуру на ветках Сухиничи- Козельск и Сухиничи- Калуга. Часть сил поддерживала продвижение группы Функа (Gruppe Funk) у Белого и сбрасывала осколочные бомбы SD2 на ремонтные работы по ветке Торопец – Бологое.»

    09.04.1942
    «…Боевое соединение Бормана в первый вылет концентрированными силами разбомбило ж/д постройки и подвижной состав на станциях Белилёво (Сухиничи север), Кудрино, Липицкий и Бабинино. Во второй вылет основное внимание было уделено территории перед фронтом 12-го армейского корпуса. Боевая задача: Разрушение угринских мостов под Красной Горкой и уничтожение вражеских батарей на восточном берегу Угры в районе Борисенок. Ограниченные силы поддерживали продвижение группы Функа для действий у Белого посредством выведения из строя обнаруженного фланкирования по обе стороны продвижения группы к месту действия. Основное внимание – долина Лозянки (Losojanka). Небольшими силами бомбили восстановительные работы по ветке Торопец – Бологое бомбами SD2. 9 апреля все соединения принимали участие в боевых действиях на 100% должного состава.

    Дополнение:
    Командир 205-й пехотной дивизии за блестящее взаимодействие с дивизией по овладению лесом юго-западнее Велиша, выразил свою благодарность боевому соединению Бормана и 2-му штаффелю 23-го авиа-соединения воздушной сухопутной разведки (хз, может и неправильно перевёл сокращение. Выглядит вот так: 2./Н)23).

    10.04.1942
    Генерал-полковник фон Рихтхофен со штабом 8-го воздушного корпуса перевёлся в район войсковой группы Юг к 4-му воздушному флоту. Из бывшей штабной команды 5-го воздушного флота, переправившейся на Запад, теперь образовали «Команду люфтваффе Восток», которая приняла на себя руководство силами ВВС в районе войсковой группы Центр.
    С 10.04 – 30.04 2-я группа продолжала вылетать на поддержку сухопутных сил, на ж/д станции, а также на ж/д сообщения по всему участку фронта.
    14 апреля экипажу обер-фельдфебеля Фейлера (Ofw. Fehler) из 4-го штаффеля удалось машину В3+?М (3654) с одним разбитым двигателем от Великих Лук дотянуть домой и сделать вынужденную посадку на пузо. При этом никто не пострадал. 20 апреля принесло очередную потерю в 4-й штаффель: Во время старта на боевое задание, борт B3+FN (2628) рухнул на землю. При этом погиб беобахтер, а борт-стрелок получил увечья.
    Бортрадист обер-фельдфебель Деттман (Ofw. Dettmann) из командирского экипажа, который зарекомендовал себя с наилучшей стороны во множестве вылетов, получил «Немецкий крест в золоте».


    Май 1942

    Одни и те же боевые задачи ставились в мае, как и в апреле. Помимо прочего, бомбовым ударам подвергались станции, а также их пути, как Заблаго, Горицы, Горбачёво, Горов, Охват, Торопец, Дубно и Юхнов.
    21 мая 5-й штаффель претерпел тяжёлый убыток: Во время штурмовки станции Юхнов в составе всего подразделения, Ю-88 B3+VN (3743) командира штаффеля и кавалера Рыцарского креста – старшего лейтенанта Петцольда (Oltn. Petzold) получил попадание из 20 мм зенитки в кабину, при чём Петцольд был тяжело ранен. После сброса бомб, он потерял сознание. Беобахтеру - обер-фельдфебелю Фрайбергу (Ofw. Freiberg ) удалось выровнять машину, направить её курсом на свою базу, а также на скорую руку перевязать командира корабля. С помощью остальных членов экипажа, ему удалось дотянуть до Орши. Здесь беобахтер решил произвести вынужденную посадку. Но пришедший в себя старший лейтенант Петцольд сам смог произвести нормальную посадку, напрягая последние силы.
    Отличившийся в более чем 200 боевых вылетах экипаж по этому поводу весь был награждён командующим генералом – Риттером фон Граймом (Komm.General Ritter von Greim) – Немецкими крестами в золоте.
    В тот же самый день 5-й штаффель понёс ещё одну потерю: Из полёта против грузовых поездов на Заблаго не вернулся экипаж Ю-88 В3+AN (2604) унтер-офицера Андриса (Uffz. Andris) и считается пропавшим без вести.
    А уже 22 мая 5-й штаффель потерял очередную машину. Лейтенант Дойчбайн, который после ранения старшего лейтенанта Петцольда принял командование штаффелем, пропал со своим экипажем без вести также во время вылета к Заблаго (Ю-88 B3+SN (2736).

    C 23 на 24.05.1942
    Руководство 5-м штаффелем принял теперь старший лейтенант Хорст Брэссель (Oltn. Bressel).
    2-я группа 54-й бомбэскадры перебазировалась на аэродром Сещинская.
    Помимо подавления вражеского снабжения на станциях и ж/д путях, до конца месяца постоянно проводилось до трёх вылетов в день для борьбы с партизанскими опорными пунктами. В лётных книжках снова и снова всплывают такие названия населённых пунктов, как Васино, Преображенск, Фролово, Ширёво (Schireowa), Пустошка и район вокруг Ельни.
    Бомбовый удар 29 мая уничтожил Ю-88 (1686), который ещё находился на ремонте в Орше.

    Июнь 1942

    В течение ночи с 1 на 2 июня было произведено два налёта на аэродромы Дракино и Серпухов, что южнее Москвы. Первый вылет производился в промежутке между 20:45 и 23:00, второй – 00:50 – 03:20. В следующую ночь, со 2 на 3 июня, последовало два налёта соединения на станцию Волово.
    3 июня действовали против партизан в районе Дорогобуша. При этом пропал без вести борт В3+МР (6634) лейтенанта Хесса (Ltn. Hess) из 4-го штаффеля.
    До 9 июня целями операций продолжали оставаться железные дороги и опорные пункты партизан.
    От офицера связи ВВС одной из сухопутных дивизий поступило сообщение о пропавшем без вести экипаже лейтенанта Хесса. Три члена экипажа достигли немецких позиций, но след лейтенанта затерялся (он так и остался без вести пропавшим).
    Вот изложение экипажа о происшедшем:
    «3 июня я, обер-ефрейтор Заальфранк (Ogefr. Saalfrank), в качестве беобахтера экипажа лейтенанта Хесса принимал участие в операции против опорных пунктов партизан в районе Дорогобуша. Во время второй атаки в 10:30, наша машина получила попадание в левый двигатель. Он тут же начал чадить, т.к. вытекла охлаждающая жидкость. Мы произвели аварийный сброс оставшихся бомб и излишки горючего. Находясь на высоте 100 м, Ю-88 с одним мотором не мог более подняться. Поэтому лейтенант Хесс решил произвести аварийную посадку. Повреждений никто не получил, однако в нас тут же стали стрелять с края болота, в которое мы сели. Демонтировать пулемёт не удалось, т.к. тут же последовало преследование. Мы кинулись в противоположном направлении в лес и через два часа оторвались от русских. Затем мы затаились у одной речки в кустах и стали ожидать сумерек. Когда стемнело, переплыли речку и улеглись спать на одной из лесных возвышенностей. 4 июня мы услыхали не так далеко от себя пулемётную стрельбу и решили, что огонь ведёт немецкий пулемёт. Мы последовали в ту сторону, но в конечном итоге никого не обнаружили, т.к. то, вероятно, была моторизованная колонна, которая успела удалиться. Мы продолжали движение в северном направлении, но натыкались на русские позиции. Обойдя их, последовали на запад, а на ночь снова расположились в густом лесу. 5 июня мы продолжили свой путь в западном направлении. Около 09:00 мы наткнулись на две избушки, у которых как раз сменяли друг друга два русских часовых. Мы следовали за лейтенантом Хессом на предпочтительном расстоянии. Когда он заметил русского часового, то подал нам знак залечь. Затем подкрался к часовому, ударил его стропорезом и захватил у него винтовку и патроны. Я последовал за лейтенантом Хессом и подал знаком другим камарадам следовать за мной. Однако им этого не дал сделать внезапно открывшийся с фланга ружейный огонь. Я увидел, как лейтенант Хесс угрожая винтовкой, хотел завладеть подводой, но русский стал стрелять в него. Лейтенант Хесс бросился к нему и тоже стал стрелять, преследуя убегающего русского. Я же вынужден был броситься на поле с зерновыми культурами и искать там укрытия, т.к. сам попал под обстрел. Таким образом я потерял из виду лейтенанта Хесса. Затем я пробрался в лес в то место, которое мы назначили для сбора. Однако кроме меня туда никто не прибыл. После этого я продолжил движение на запад, т.к. русские стали прочёсывать местность. 6 июня во время попытки пересечения русской линии, я был ранен в бедро. Однако мне снова удалось укрыться в лесу. 7 июня я наконец наткнулся юго-восточнее Дорогобуша на немецкие войска. После пребывания на перевязочном полевом пункте, я был отправлен в лазарет в Германию.»

    Излагает борт-стрелок обер-ефрейтор Мюллер (OGefr. Mueller): «Мы с бортрадистом обер-ефрейтором Куррером (Ogefr. Kurrer) залегли за одним из курганов. Из-за того, что по нам слева вели огонь, а также имелась угроза быть отрезанными, мы не смогли последовать за лейтенантом Хессом. Мы пробрались обратно в лес и попытались обогнуть избушки, но наткнулись на русские позиции. Мы двинулись через лес в южном направлении. Вечером послышалась пулемётная и артиллерийская стрельба. Мы отправились в том направлении, но снова наткнулись на вражеские войска и вынуждены были их обходить. До утра мы неподвижно находились в лесу. 6 июня примерно в 16:00 мы услышали шум боя и осторожно стали двигаться в его сторону. В 17:00 мы повстречали первых немецких солдат, которые дали нам обувь и накормили. Из-за боёв мы вынуждены были оставаться там ещё два дня. После этого нас 9 июня переправили в Дорогобуш. 10 июня по железной дороге добрались до Смоленска, а 12-го – дальше на Брянск. В свой штаффель мы прибыли 13-го июня перед полуднем.» (Если этот борт никто никогда не находил, то сейчас целёхонький лежит себе на пузе и ждёт своего «героя» - ОК).

    Несчастный случай, произошедший 10 июня, принёс тяжёлую потерю. Во время загрузки осколочных бомб, произошёл взрыв. Погиб унтер-офицер Долечик (Uffz Dolezik) из 4-й роты аэродромного обслуживания, и увечья получил один обер-ефрейтор. Один Ю-88 (2653) был полностью уничтожен, а рядом стоящий самолёт (5715) был повреждён осколками.
    С 10 на 11 июня группа перебазировалась на аэродром Брянск. Оттуда продолжились вылеты в район Ельни и Дорогобуша, а также боевая разведка в район Тулы.
    18 июня последовала новая передислокация. Из района ответственности войсковой группы Центр, путь последовал через Стар-Быхов (Star-Bychow) в Харьков-Войченко в войсковую группу Юг. Теперь 2-я группа 54-й бомбардировочной эскадры находилась в подчинении 4-го Воздушного флота и снова сражалась в рядах 8-го Воздушного корпуса.

    «28 июня из района Курска в направлении Воронежа началось крупное немецкое летнее наступление армейской группы генерал-полковника Вайхса (Gen.Oberst Weichs) против 13-й и 40-й советских армий Брянского фронта. Для поддержки этого наступления в действие был введён усиленный 8-й Воздушный корпус.»

    23 июня началось с налёта на советские войска под Боровским, а также на ж/д ветку Валуйки- Волоконовка. Второй вылет в том же районе столкнулся с сильной истребительной обороной в воздухе. 4-й штаффель теряет экипаж лейтенанта Рёвекампа (Ltn. Roewekamp). С горящим мотором, он вынужден был сделать на своём В3+ВМ (3664) вынужденную посадку на вражеской территории, после чего пропал без вести.
    До 30 июня ежедневно осуществлялось по два, а 30 июня даже четыре вылета против войск, танков, зенитных позиций и станций, иногда под прикрытием своих истребителей. В лётных книжках эти события отражают такие населённые пункты, как Белая, Гракорка (Grakorka), Елец, Терасовка (Terasowka), Распасьевка Бойс (Raspassijewke Bois).

    Июль 1942
    С 1 июля по 3 июля последовали вылеты к станциям Воронеж и Новый Оскол. Помимо них, бомбовым ударам подвергались танки, войска и автотранспорт под Козинкой (Kosienka).
    4 июля проводили три совместных налёта с Юнкерсами 88 из 51-й бомбардировочной эскадры по району Коротояк (Kоrotojak), включая и аэродром истребительной авиации. Ожесточённые атаки истребителей пытались распылить соединение в воздухе. Борт-стрелок из В3+GM (4071) 4-го штаффеля получил смертельное ранение, однако пилоту сильно побитой машины всё же удалось благополучно вернуться на свою базу.
    Коротояк и Шебяки (Chebjaki) подверглись бомбовому удару и 5 июля.
    «6-го июля 4-я танковая армия взяла Воронеж».
    Группа частично перебазировалась через Полтаву в Николаев.
    Вылетая из Харькова, производились налёты на Ровенки, Чертково и Александровск. В том же районе налёты проводились и на мосты через Дон.
    8 июля поступил неожиданный приказ о передислокации во Францию в распоряжение 3-го Воздушного флота.
    После забора персонала в Николаеве, самолёты стартовали 9-го июля для перелёта в Бево (Beauvais), что севернее Парижа. Но и передислокация принесла потерю одной машины. Ю-88 (2649) обер-фельдфебеля Хаймса (Ofw. Heims) из-за выхода одного двигателя из строя, вынужден был сделать под Морадевсу (Moradewsu) аварийную посадку, при чём машины была разбита на 80%, а экипаж получил тяжёлые увечья.
    Незадолго до перебазирования во Францию, в эскадре произошло ещё одно событие: Тактический знак эскадры «Мёртвая голова» был изменён на «Прыгающего тигра». Вероятно этот шаг был предпринят для запутывания вражеской разведки во избежание обнаружения убытия бомбардировочной группы с Восточного фронта на Запад. После возвращения на Восточный фронт, «Мёртвая голова» снова была введена в качестве тактического знака.

    Август 1942
    После короткой интермедии во Франции, 15 августа началась переброска на Восток в район ответственности войсковой группы Центр под начало командования ВВС «Ост».
    Основной аэродром теперь стал – Шаталовка.
    18 августа двумя налётами атаковали исходные позиции врага северо-восточнее Ржева и Сычёвки. Промежуточными аэродромами для дозаправки и пополнения бомбами были назначены аэродромы Брянск и Вязьма. Экипажи группы столкнулись с сильной истребительной и противовоздушной обороной Советов. И уже 19 и 21 августа в 4-м штаффеле появились первые потери. Был убит штурман из B3+WM (5710) и ранен борт-стрелок из B3+ZM (5842). На следующий день досталось экипажу обер-фельдфебеля Фелера (Ofw. Fehler). Вот доклад штурмана этого экипажа – фельдфебеля Шота (Fw. Schott):
    «22 августа во время скользящего налёта на вражескую танковую исходную, левый мотор был выведен из строя; крыло загорелось. Мы вошли в отвесный штопор, потом выровнялись. Наш пилот сумел сделать вынужденную посадку на кусок болотисто-кустистой местности (В3+?М – 144067). К счастью бортрадист заранее произвёл аварийный сброс кабины, так что мы через правое крыло смогли легко спрыгнуть в болото. Немного потрепанные, мы по-пластунски стали отползать прочь от машины. В 300-400 метрах впереди нас во всю шли бои, горела деревня.
    Через две минуты взорвался фюзеляжный бак с горючим, наш рыдван загорелся ярким пламенем, а пулемётные боеприпасы стали взрываться и разлетаться во все стороны. Бомбы мы сбросили на бешено извивающиеся танки ещё перед выполнением нашего преднамеренного штопора. Вскоре борт-стрелок притащил пулемёт, снятый со сброшенной кабины, и мы с нашими автоматами МР стали не такими уж и беззащитными. Переместившись на край леса, мы стали оценивать обстановку. Перед горящей деревней застали паренька 12-14 лет, который показал нам на нашей карте: «Здесь русские, а здесь – германские». Вскоре после этого появился Хеншель 126 (самолёт ближней разведки сухопутных сил). Я произвёл отстрел ракеты идентификации. Позже подошёл мощный боевой дозор пехоты, и мы, больше по-пластунски, нежели на ногах, добрались до командного пункта батальона. Там мы провели «громыхающую» ночь. Днём нас доставили на аэродром истребительной авиации. Здесь мы к своему удивлению увидели один из Ю-88 нашей группы. Лётчик-инженер пояснил нам, что два дня назад один из экипажей сделал вынужденную посадку с одним мотором. Но выяснилось, что выведен был из строя лишь гибкий вал для перестановки пропеллера. После ремонта мы после полудня вылетели на Ю-88 в Шаталовку, где и отпраздновали радостную встречу со штаффелем.»

    23-30.08.1942
    «Снова и снова Советы пытаются прорваться к Ржеву, чтобы окружить город. Также они проводят мощные атаки в районе восточнее Вязьмы на участке 3-й танковой армии.»
    Группа, вылетая с аэродромов Шаталовка и Брянск, полностью увязла в боях.
    23 августа снова принёс две потери. На борту В3+ТР (6740) из 6-го штаффеля штурман (беобахтер – ОК) получил ранение от огня вражеского истребителя, а борт B3+LM (144137) из 4-го штаффеля обратно доставил с собой одного раненого и одного убитого. Пилот – унтер-офицер Рост (Uffz. Rost) – рассказывает:
    «23 августа мы поднялись в воздух девятью машинами с задачей нанести бомбовый удар по скоплениям живой силы и танков в районе восточнее Вязьмы. В районе выполнения задачи мы столкнулись с сильным оборонительным огнём флаков. Во время пикирования на цель на высоте 2000 м в машине вдруг что-то заскрежетало. Посыпались осколки, брызнула кровь, у нашего беобахтера из рук вырвало карту, а борт-стрелок страшно кричал. Я произвёл экстренный сброс бомб и вышел из пикирующего соединения. К нашему счастью Ю-88 остался на ходу и рядом не оказалось русских истребителей. Поэтому мы беспрепятственно могли отворачивать к своей базе и начинать заниматься своими раненными камарадами. У беобахтера сильно текла кровь – осколок флака пробил ему ладонь. Бортрадист со своего места видел, что борт-стрелок неподвижно лежит в своей ванне (“BoLa” – Bordlafette – отсек под фюзеляжем снаружи для борт-стрелка – ОК), в которой зияет дыра от попадания флака. Об этом по радио передали в Шаталовку, так что к моменту посадки на аэродроме на готове стояли санитарные и пожарные машины. Из-за того, что кабина была узкой, а беобахтер ранен, то ни он, ни бортрадист мне ни чем не могли помочь, и мне оставалось надеяться на исправность шасси, т.к. в случае аварийной посадки (без шасси – на «пузе» - ОК) в самом низу оказалась бы ванна с борт-стрелком и от давления при соприкосновении с землёй его бы могло смять вместе с ванной. Но шасси вышло свободно и дало возможность произвести беспроблемную посадку. Наземный персонал открыл ванну и вызволил оттуда борт-стрелка. Но оказалось, что от полученного им попадания он погиб сразу. Его тело имело человеческие формы лишь благодаря комбинезону. Наш борт-стрелок – унтер-офицер Франк Паукэр (Uffz Frank Pauker) был похоронен со всеми воинскими почестями на солдатском кладбище в Шаталовке, а мой беобахтер – унтер-офицер Хайнц Ольгартен (Uffz Heinz Oelgarten) – отправлен в лазарет.
    После более чем 120 боевых вылетов, судьба разлучила наш спаянный в жестоких боях экипаж.»

    Сентябрь 1942
    И в сентябре 2-й группе 54-й бомбэскадры приходилось участвовать в поддержке наземных сил. Используя промежуточный аэродром Вязьма, экипажи ежедневно производили до трёх вылетов в районы севернее фронтовой области войсковой группировки «Центр». Их целями были скопления войск и танковых соединений, аэродромы и ж/д инфраструктура. В лётных книжках помимо всего прочего занесены следующие населённые пункты: Ржев, Пронино, Мелодуж, Кубинко, Торжок, Пулаково, Зубцов, Гончарово, Высокое и Земцы.
    4 сентября 1942 года Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста был награждён командир 76-й бомбардировочной эскадры – полковник Эрнст Борман, находясь в тот момент командиром «Боевого соединения Бормана». Высокая награда одновременно явилась данью за успешное управление подчинённым ему бомб.группам.
    Во время этих жарких боёв имелись и чувствительные потери.
    3 сентября борт В3+?N (144131) из 5-го штаффеля произвёл аварийную посадку в Шаталовке, после того, как получил попадания от вражеского обстрела. Вскоре после этого, 5 сентября, крупно повезло экипажу унтер-офицера Плеса (Uffz. Pless) из 4-го штаффеля. Его В3+?М (5842) был сбит под Вашутино, но экипажу удалось сделать вынужденную посадку и вернуться невредимым. Меньше повезло экипажу фельдфебеля Шульце (Fw. Schulze) из 4-го штаффеля. 7 сентября он возвращался назад на одном моторе и сорвался в штопор на своём В3+IM (2660) прямо перед аэродромом. Весь экипаж погиб. А уже 10 сентября была потеряна очередная машина 6-го штаффеля. В3+VP (5845) с экипажем обер-фельдфебеля Шея (OFw. Schey) вынужден был из-за получения серьёзных повреждений от зенитных осколков на вражеской территории под Пулниково произвести аварийную посадку, после чего экипаж остался без вести пропавшим. 14 сентября с вылета против скопления вражеских танков под Зелёнкино (Selenkino) из 6-го же штаффеля не вернулся борт В3+СР (5510) обер-фельдфебеля Закса (OFw. Sachs). Оба эти экипажа до сих пор занесены в систему поиска Немецкого Красного Креста (DRK).
    19 и 21 сентября 5-й штаффель понёс очередные потери. Оперируя вдоль ветки Нелидово-Великие Луки, экипаж унтер-офицера Зеелигера (Uffz. Seeliger) получил зенитные попадания в свой B3+FN (8660) и не вернулся обратно. А экипаж обер-фельдфебеля Вайбле (OFw. Weible), действуя на B3+AN (144135) вдоль ветки Нелидово-Торопец, обратно вернулся с убитыми беобахтером и борт-стрелком на борту.
    21 сентября повреждённый от обстрела Ю-88 (142186) заходя на посадку с раненым на борту стрелком, развалился на земле.
    29 сентября стал чёрным для 4-го штаффеля днём. Возвращаясь с боевого вылета, уже перед аэродромом Южная Вязьма в воздухе столкнулись два Ю-88 и рухнули вниз. Оба экипажа – В3+FM (144057) обер-фельдфебеля Фельзера (OFw. Velser) и В3+НМ (140170) унтер-офицера Бодэ (Uffz. Bode) – погибли.
    27 сентября во время низкой атаки на танки и пехоту у Клушино от пехотного обстрела был убит борт-стрелок из 4-го штаффеля – фельдфебель Майстер (Fw. Meister). Борт В3+КМ, зав.номер 2538.
    Другой Ю-88 (144137), получив повреждения от зенитной артиллерии, произвёл аварийную посадку и получил дополнительную степень разрушения.
    В этот день досталось даже успешному командиру группы – хауптману Кёнке. После полученного попадания из зенитного орудия, из строя вышли оба мотора. Экипаж должен быть благодарным одарённому пилоту за то, что тому удалось произвести вынужденную посадку на свое территории, получив незначительные увечья.

    Октябрь 1942
    Прибыв из другого соединения, 1 октября группу принял новый командир – майор Рихард Таубэрт (Major Richard Taubert).
    Как и в предыдущем месяце, октябрь принёс похожие операции. 2-я группа бесперебойно выполняла боевые вылеты.
    Из 5-й роты аэродромного обслуживания, которая не передислоцировалась вместе с группой, а осталась на южном участке в подчинении 4-му воздушному флоту, также поступили данные о потерях. В ночь с 1 на 2 октября аэродром Морозовская был подвергнут мощному бомбовому удару, в течение которого погибли авиамеханик унтер-офицер Зыдон (Uffz. Sydon) и вооруженец унтер-офицер Фогт (Uffz. Vogt). (Во время дальнейших передислокаций 2-й группы 54-й бомбардировочной эскадры 5-я рота продолжала оставаться в подчинении 4-го воздушного флота, и лишь в январе 1943 года была выведена из состава 54-й бомбэскадры и переименована в 114-ю роту аэродромного обслуживания (Qu).
    4 октября во время пикирующей атаки на станцию Заблаго, от прямого попадания зенитного орудия погиб экипаж борта В3+НР (0143) унтер-офицера Бахмана (Uffz. Bachmann) из 6-го штаффеля. Самолёт взорвался в воздухе и унёс с собой вниз членов экипажа.
    9 октября 2-я группа 54-й бомбардировочной эскадры выполняла свои последние вылеты на Восточном фронте. Поступил приказ о перебазировании в Германию, а потом дальше в состав эскадры на Сицилию. 13 октября началась переброска группы через Варшаву в Мюнхен, а с 27 октября – далее в Катанию на Сицилии.
    Одно авиа-звено Ю-88 лейтенанта Грисслера (Ltn. Griessler), которое было отставлено для борьбы с партизанами в составе 1-го воздушного флота, успело при этом понести потери. Ю-88 (2206) из-за выхода из строя мотора, вынужден был под Белостоком произвести аварийную посадку, после чего вышел из строя на 60%. Пилот – лейтенант Грисслер получил при этом увечья.

    Следующий обзор позволяет увидеть тяжёлые потери, которые понесла 2-я группа 54-й бомбардировочной эскадры в течение 1942-го года во время боевых действий против Советского Союза:

    Потери личного состава:
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Погибло Пропало без вести Плен Ранено
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Офицеры: 1 9 0 5
    Унтер-офицеры: 22 28 0 12
    Рядовые 8 20 0 12
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Всего: 31 57 0 29
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


    Потери самолётов: (не считая повреждений до 20%)
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Повреждения: До 40% До 90% 100%
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    16 4 32
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     
    зухер, Пеновский и Юниор нравится это.
  2. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01912.jpg
    Хауптман Отто Кёнке (Рыцарский крест получил 1.8.1942). Командир 2-й группы 54-й бомбэскадры с 1 марта 1942 до его ранения 27.9.1942.
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  3. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01913.jpg Останки борта B3+NP лейтенанта Бека. Невероятно, но никто из экипажа не пострадал...
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  4. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01914.jpg Старший лейтенант Мадэр второй слева.
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  5. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01919.jpg Экипаж капитана Кёнке после 250-го боевого вылета. Обер-федьдфебель Деттман - крайний справа.
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  6. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01918.jpg 18.9.1941. Награждение Рыцарем старшего лейтенанта Эрнста Петцольда - командира 5-го штаффеля.
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  7. KUZJA
    Offline

    KUZJA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 июл 2011
    Сообщения:
    246
    Спасибо:
    126
    Отзывы:
    0
    Из:
    Saratow
    DSC01936.jpg DSC01937.jpg
    Постоянная и "промежуточная" эмблемы 54-й бомбэскадры.
     
    Пеновский и Юниор нравится это.
  8. Николай Казаков
    Offline

    Николай Казаков Фельдфебель

    Регистрация:
    8 авг 2008
    Сообщения:
    33
    Спасибо:
    19
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Велиж, Москва
    Kuzja
    ОГРОМНЕЙШЕЕ Вам спасибо за переводы. Довольно профессионально, литературно, знаю, как трудно иногда перевести близко к тексту, передать нюансы, у меня это не всегда получается.
    Несколько уточнений по переводу:
    В тексте «30 января производились вылеты по поддержке наземных сил в районе Велишь- Торопец…» правильно - Велиж.
    В тексте «1-го и 2-го февраля провели несколько атак с бреющего полёта на советские войска под Велишем…» правильно - под Велижем.
    В тексте «С 3 по 5 февраля проводились непрерывные вылеты для борьбы с войсками в районе Великих Луг…» правильно – Великих Лук.
    В тексте «Войска по дороге Крест (Kreszt) – Велишь под Борками. Мы…» правильно – по дороге Кресты – Велиж…
    В тексте «Лейтенант Грисслер вынужден был лечь в лазарет из-за ушиба грудной коробки.» - лучше перевести «грудной клетки».
    В тексте «После налёта на передвижения врага по дороге Торопец – Белой (Bjeloi), назад…» правильно – Белый.
    В тексте «15 февраля целью были войска в районе Велиша» правильно - Велижа.
    В тексте «28 февраля было произведено два вылета в район Торопец – Белой..» правильно Белый.
    В тексте «…а 3-я танковая армия – через линию Демидов- Велишь- Усвяты – в северо-западном направлении…» правильно Велиж
    В тексте «…ж/д сообщения по веткам Торжог – Заблаго…» правильно – Торжок.
    В тексте «…удары по занимаемым аэродромам в районе севернее Велиша.», «…Слабыми силами контролировала район Велиша.», «…Часть сил поддерживала атаку 59-го армейского корпуса юго-западнее Велиша…», «…Дополнение: Командир 205-й пехотной дивизии за блестящее взаимодействие с дивизией по овладению лесом юго-западнее Велиша,…» правильно Велижа.
    В тексте «…3 июня действовали против партизан в районе Дорогобуша….», «…принимал участие в операции против опорных пунктов партизан в районе Дорогобуша». «…7 июня я наконец наткнулся юго-восточнее Дорогобуша на немецкие войска...» «…После этого нас 9 июня переправили в Дорогобуш». «…Оттуда продолжились вылеты в район Ельни и Дорогобуша…» правильно Дорогобужа, Дорогобуж.
     
    Юниор нравится это.
  9. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.873
    Спасибо:
    46.106
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Люфтваффе в бою
    Документальные кадры Второй мировой войны.

     
    Andrey.ya.83 и Юниор нравится это.
  10. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.873
    Спасибо:
    46.106
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Люфтваффе в Харькове

    начало.jpg
    2.jpg 1.jpg
    3.jpg 4.jpg
    6.jpg 5.jpg
    7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg
    13.jpg 12.jpg
    14.jpg 15.jpg 16.jpg 17.jpg 29.jpg 18.jpg 20.jpg 21.jpg 22.jpg 23.jpg 24.jpg 25.jpg 26.jpg 27.jpg 28.jpg
     
    Andrey.ya.83, Пеновский, Ivanich и 2 другим нравится это.
  11. Пеновский
    Offline

    Пеновский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    158
    Спасибо:
    173
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пено
    Интересы:
    Поисковая работа
    Спасибо за тему, я могу уточнить несколько моментов о судьбе экипажей 5 и 6 штаффелей 54 бомбардировочной эскадры. В частности :
    Ю-88 2604 21.5.42 :
    пилот Uffz. Andris, Josef
    штурман Gefr. Nohlberg, Willi
    радист Ogefr. E… Leopold
    стрелок Ogefr. Pfiel, Gerhard
    21.5.42 3 Ю-88 бомбили стоящий между Охватом и Соблаго воинский эшелон. Частнык встал в вираж над эшелоном,затем увидел что Ю-88 с горящим мотором из облаков пошёл на эшелон. Частнык пошёл ему в лоб и дал залп из пушек. Ю-88 произвёл разворот и с работающим мотором и креном врезался в лес и сгорел в 200 м от полотна св ст.Охват.
    Ю-88 2736 22.5.42 :
    22.5.42 ЛАГГ – 3 лейтенант Гуров прикрытие эшелона ст. Соблаго Н 2000м Увидел 3 Ю-88 заходивших на бомбометание. Строй между самолётами 100-150 м. один произвёл бомбометание с пикирования углом 80 градусов с Н-1500м , вывел на 500м с резким набором высоты. 2 Ю – 88 заходили на бомбометание. Гуров пошёл в лобовую атаку на Ю – 88 сбросившего бомбы ( ведущего ). 2 Ю– 88 увидев это ушли в облачность. После первой атаки атакованный Ю – 88 тоже ушел в облачность.Гуров пройдя облачность с другой стороны встретил Ю – 88 , атаковал его в хвост с кабрирования под углом 45 градусов.Ю – 88 старался снова уйти в облачность с набором высоты. Гуров догнал его и снова атаковал. Самолёт загорелся , 2 человека выбросились на парашютах, 2 остались в самолёте . Самолёт беспорядочно падая упал 300 м восточнее станции Соблаго, при ударе взорвался. Парашютисты были обстреляны Гуровым и приземлились 2-3 км. Южнее ст. Соблаго. Сбит был командир бригады бомбардировщиков ранее базировавшихся в Пено. Парашютисты пойманы.
    Сообщения объединены, 21 мар 2015, время первого редактирования 21 мар 2015
    Одно из мест падения у Охвата известно, но на шильде номер 2544, номера жетонов выкладываю, хотелось бы соотнести их с экипажем DSC02654.JPG DSC02650.JPG DSC02650.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Зяблик: 1 пункт (Тарас, за твое интересное дополнение данной темы!) 21 мар 2015
    Ivanich, PaulZibert, Зяблик и 2 другим нравится это.
  12. Зяблик
    Offline

    Зяблик Команда форума

    Регистрация:
    21 дек 2014
    Сообщения:
    1.568
    Спасибо:
    4.688
    Отзывы:
    120
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ЮАО
    Интересы:
    Поиск, автотуризм
    Тарас привет дружище!!! Я думал ты в архивах прозябаешь, а ты к нам ))) Рад видеть!
     
    Ivanich нравится это.
  13. Пеновский
    Offline

    Пеновский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    158
    Спасибо:
    173
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пено
    Интересы:
    Поисковая работа
    Ну и бижутерия :
    Летун.JPG
    Летун1.JPG

    Привет, Лёня ! Извини за торможение, инет не очень. Я твою картинку тоже сразу заметил, думал, как отбуркаюсь здесь, постучусь .
     
    Последнее редактирование модератором: 22 мар 2015
  14. Пеновский
    Offline

    Пеновский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 мар 2015
    Сообщения:
    158
    Спасибо:
    173
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пено
    Интересы:
    Поисковая работа
    Во, ещё один нашёл : 0143 :
    Отчёт 12 ОЗАД ( отдельного зенитного артдивизиона) : "При налёте на станцию Соблаго 4.10.42 7 самолётов Ю-88 сбито 2 самолёта , один взорвался в воздухе и его части упали в районе деревни Орлино, второй упал в лес в районе станции. "
    Насчёт второго гансы молчат, или он был из другой эскадры, что вряд ли.
     
    Зяблик нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)