Flugplatz Lettland - Mitau, Platone. Аэродромы Митава, Платоне

Тема в разделе "Самолёты и авиация", создана пользователем МПБФ, 4 ноя 2019.

  1. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    На аэродроме Митава вечером 22 июня скопилось не менее 180 самолетов. Среди уничтоженных были МиГ-3 из 10-го иап 7-й сад — эта часть только приступила к освоению самолетов Микояна и Гуревича. Не удалось точно установить, сколько тогда погибло МиГов, но всего 8-я сад потеряла на аэродромах за первые дни войны 75 новых истребителей, из которых 40 принадлежали 15-му иап.

    С 2 часов 30 минут до 3 часов 15 минут группа в 9 самолетов типа Хе-111 в сопровождении двух Ме-109 бомбардировала аэродром Митава и, начиная с 8 часов, мелкими группами (3 – 9 самолетов) повторяла бомбардировку аэродрома Митава.

    Метод бомбометания – одиночными самолетами, становясь в круг и делая по два – три захода, сбрасывая серию около 3 бомб. После бомбометания становятся в вираж, давая возможность стрелкам-радистам обстреливать материальную часть и личный состав из пулеметов;

    Летчики Зорин, Гупал и Макаров в своем письме, адресованном И. В. Сталину, сообщали: «В Плотено [Платонэ. — А. И.] 23 июня находились на маленькой площадке 33, 31, 35 и 312-й авиаполки, прилетел один самолет противника, бросил 3 бомбы и сжег наших 8 самолетов, а стоявшие на аэродроме истребители МиГ не взлетали потому, что не был отрегулирован щелчок пулемета»[68]. Данный эпизод косвенно подтверждается документами: по оперсводке штаба ВВС фронта на аэродроме Платонэ 23 июня действительно находились 31-й и 35-й СБП. Полка с номером «33» на СЗФ не было, но зато был 31-й ИАП на МиГах, и он с 22 по 24 июня частью сил базировался в Платонэ. Не совсем понятно, что имеется в виду под «щелчком пулемета». Скорее всего, это касается работы синхронизатора пулеметной установки истребителя. Среди недостатков вооружения «мигов» в авиачастях СЗФ отмечалась поломка рычагов синхронизатора, обрывы тяг и трудности с регулировкой.

    . На митавском аэродроме немецкие летчики кроме нескольких зенитных пулеметов обнаружили одинокий зенитный прожектор. Отчасти объяснение эффективным действиям германских экипажей наши командиры нашли в начале июля. Тогда в сбитом «юнкерсе» была найдена подробная карта с обозначенным маршрутом вторжения в воздушное пространство Советского Союза утром 22 июня. Его прокладывали с большим количеством ломаных линий для обхода основных группировок зенитной артиллерии Северо-Западной зоны ПВО, и он составлял 918 км, хотя расстояние, разделяющее аэродромы Повундена и Митавы, примерно равнялось 300 км.
    26 июня 1941 года. Калугин Михаил Никанорович. Политрук. Военный комиссар эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на аэродроме Митава. https://www.proza.ru/2015/04/21/1393

    К 30 июня действовавшие ранее с аэродромов Восточной Пруссии истребительные части 1-го Воздушного флота перебазировались на новые аэродромы: I/JG54- в Митаву (ныне Елгава)



    Если есть что добавить присоединяйтесь.
     
    Юниор, бетман и zunder1 нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Интересная тема. Мало изученная.
    Кстати я до сих пор нигде не видал в свободном доступе немецкой аэрофотосъёмки этого аэродрома.
    Фото немцев с трофеями, Mitau / Jelgava 1941

    П.С. кстати про потери МИГ-3 я то же ничего не слышал и не читал.

    0.jpg 1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg
     
    Valdis, Юниор и бетман нравится это.
  4. Offline

    бетман Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    718
    Спасибо SB:
    1.669
    Отзывы:
    60
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СССР (Москва)
  5. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    бетман, спасибо! Для информации полезная ссылка.
    Знаю,что были там ещё и итальянцы (на аэродроме)
    То ли обслуга,то ли охрана. Достоверных сведений у меня увы нет.
     
    Юниор нравится это.
  6. Offline

    бетман Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    718
    Спасибо SB:
    1.669
    Отзывы:
    60
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СССР (Москва)
    Кто ж инородцам свои тылы доверит?)У вас связь люфтваффе итальянцев активно поднимали жетоны.
     
    Юниор и zunder1 нравится это.
  7. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Хабар по ним находил. Вернее по их авиационке.

    00.jpg 0.jpg
     
    2bellum, Юниор и бетман нравится это.
  8. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    Аэродром для немцев строили и военнопленные.
    Luftwaffen-Bau-Bataillon
    https://voin.russkie.org.lv/jelgava_aviacijas.php
    Сергей Ефимович Шарипкин (14.11.1912-18.2.1944), родился в деревне Бохатец Чаусского района Могилевской области БССР, ушел в 1943 году в партизаны, умер в немецком плену; родственница: София Шарипкина, Чаусский район, деревня Богарец. [ЦАМО, фонд 58, опись 977522, дело 287, https://www.obd-memorial.ru] // русский военнопленный Сергей Ефимович Шарипкин (14.11.1912-18.2.1944), родился в городе Могилев; рост: 1,60; цвет волос: блондин; девичья фамилия матери: Триушенко; гражданство: СССР; военная должность: гражданский; профессия: тракторист; в плену работал в 1-й Митавской рабочей команде / строительном батальоне (военнопленных) Люфтваффе 126/IV(v)- авиабазе; поступил на лечение с гриппом в санчасть для военнопленных Дулага 101 (Митава); умер от перикардита / внезапного сердечного приступа 18.2.1944 в 0:15; похоронен: общая могила, русское кладбище, в лесу в 5 км от Митавы, рядом с автострадой Митава-Рига; родственница: София Шарипкина, Чаусский район, деревня Богарец. [ЦАМО, фонд 58, опись A-64233, дело 113, https://www.obd-memorial.ru]
    Сообщения объединены, 4 ноя 2019, время первого редактирования 4 ноя 2019
    mitava.jpg mitava1.jpg mitava2.jpg platone.jpg platone2.jpg
    Сообщения объединены, 4 ноя 2019
    Женя на последнем фото по моему твоя 6ка только с другого ракурса.
     
    бетман, zunder1 и Юниор нравится это.
  9. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    МПБФ, думаю да. Сгоревшая машина одна и та же. Если я не ошибаюсь,это ДБ-3 "черная 6" из состава 7-го ДБАП, уничтоженный на аэродроме Митава утром 23 июня 1941 г.
     
  10. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Воскресный день 22 июня в Елгаве начался как обычно. Горожане собирались на пляж, так как стояла прекрасная погода, часть красноармейцев несла боевое дежурство, часть – отдыхала. Для отдыхающих бойцов и командиров центральным событием дня должен был стать футбольный матч между командами «Зенит» (362-й ОЗАД ПВО) и «Крылья Советов» (летная часть), который планировалось провести на городском стадионе. Но матч не состоялся. После 10 утра поступило сообщение о бомбардировке ряда городов Литвы и Латвии немецкими люфтваффе. В 362-м ОЗАД ПВО все свободные от наряда были посажены за набивку пулеметных лент, и ко времени выступления по радио наркома иностранных дел В.М. Молотова, который объявил о начале войны с гитлеровской Германией, т.е. к 12 часам дня, на руках у зенитчиков уже были кровавые мозоли.
    Около 11 часов утра из Литвы в Елгаву прибыли первые грузовики с беженцами. Лица мужчин, женщин, детей были сосредоточенны, серьезны. Для них война уже длилась несколько часов. Беженцы были размещены в двух подвалах – боялись бомбежки.
    Примерно в это же время в Елгаву в трех вагонах товарного эшелона прибыло молодое пополнение Красной Армии. Среди новобранцев был и И.Ф. Петрушин, направлявшийся в 362-й ОЗАД ПВО. В 14 часов новобранцев повели в баню, и в это же время в воздухе появились немецкие самолеты. Огонь по ним не открывали, так как не было приказа.
    Во второй половине дня до дислоцированных в Елгаве частей Красной Армии был доведен приказ № 5 Военного совета Прибалтийского особого военного округа (с 22 июня – Северо-Западного фронта), по которому на территории Литовской и Латвийской ССР «в связи с начавшимися по вине Германии военными действиями» вводилось военное положение; в населенных пунктах запрещалось движение людей по улицам с 20 часов вечера до 5 утра, а также любое освещение в ночное время; поддержание порядка и дисциплины возлагалось на рабоче-крестьянскую милицию, а все нарушители установленного порядка должны были предаваться суду по законам военного времени.
    К концу первого дня войны передовые части 4-й танковой группы немцев прорвались к реке Дубисе в 35 километрах северо-западнее Каунаса, а дивизии первого эшелона 3-й танковой группы немцев переправились через реку Неман в 60 километрах южнее этого города.
    Удар вермахта был настолько сильным, что соединения 11-й армии, рассеченные на части и потерявшие связь со штабом армии, вынуждены были с большими потерями неорганизованно и поспешно отступить в направлении Каунаса и Вильнюса. Фланги 8-й и 3-й армий оказались открытыми, а на каунасском и вильнюсском направлениях не имелось сил, которые могли бы противостоять лавине немецких танковых и моторизованных войск.

    Утром 22 июня немецкие бомбардировщики впервые бомбили Елгавский аэродром. Как вспоминает П.Ф. Москаленко, который летом 1941 года служил в батальоне аэродромного обслуживания в Елгаве, «тишину раннего утра нарушил гул самолетов и вслед за ним раздались оглушительные взрывы бомб, свист осколков. Фашистские самолеты нанесли массированный удар по аэродрому. Около 10 самолетов загорелось, появились убитые и раненые летчики. Замешательство продолжалось недолго. Мы начали растаскивать трактором самолеты, рассредоточивая их по аэродрому. Никакого зенитного прикрытия аэродром не имел. Через несколько часов полк улетел бомбить фашистов. Вернулись, когда уже поступил приказ об эвакуации».
    Из слов Москаленко вытекает, что немцы практически беспрепятственно произвели бомбежку Елгавского аэродрома. 362-й ОЗАД ПВО в бой не вступал. Согласно листку учета выстрелов, батареи ОЗАД ПВО открыли огонь лишь в 2 часа 43 минуты 23 июня. А до этого зенитные пушки молчали. Объясняется это, скорее всего, тем, что разрешение вести боевые действия, и то с ограничениями, начальник Генерального штаба РККА Жуков отдал лишь 22 июня в 7 часов 15 минут утра. Война уже шла несколько часов, но директива Главного командования № 2 до войск была доведена с огромным опозданием.
    Вечером 22 июня из Риги в Елгаву прибыл комиссар 6-й смешанной авиационной дивизии (САД) Андрей Герасимович Рытов. В состав дивизии, которой командовал Иван Логинович Федоров, на тот момент входили шесть полков: 21-й и 148-й истребительные, 241-й, 31-й и 40-й бомбардировочные и 312-й разведывательный. В своей книге «Рыцари пятого океана» Рытов пишет: «В суматохе минувшей ночи и необычно горячего дня я не смог позвонить домой и теперь, вспомнив об этом, поднял телефонную трубку: надо успокоить семью. Надо. А как это сделать?
    – Началась война. Уезжаю в Митаву, – сказал жене и тут же подумал: «Вот так успокоил. Ну, да ничего. Она все поймет, подруга старого солдата…»
    Митава от Риги недалеко, и мы доехали по шоссейной дороге довольно быстро. Километрах в пяти от аэродрома заметили в воздухе немецкие бомбардировщики. Шли они в клину девяток, как на параде, без сопровождения истребителей. Вскоре послышались глухие разрывы. «Как там, у Добыша? – подумалось в эту минуту. – Ведь у него нет истребителей, а зенитная оборона слабенькая…»
    Спустя несколько минут я убедился, что воронок на рабочей площади аэродрома фашисты наделали немало, однако ущерб от налета оказался незначительным. Самолеты здесь стали заблаговременно, с двадцать первого июня, рассредоточивать далеко за пределами взлетно-посадочной полосы, и горели сейчас только три машины из полка Филиппа Александровича Агальцова, который только что перелетел в Митаву с какого-то эстонского аэродрома.
    Из-за дамбы вышел командир 31-го бомбардировочного полка Федор Иванович Добыш. Он доложил, что его часть дважды поднималась в воздух, чтобы избежать удара, но, не имея указаний бомбить вражеские объекты, возвращалась обратно. В третий же раз бомбила колонну фашистских машин и танков. (За один день летчики полка совершили 75 самолето-вылетов, громя колонны врага в районе Калварии и сбив 4 истребителя противника. – В.Г.)
    – Противодействие было сильным? – спрашиваю Добыша.
    – Истребителей не встретили, а зенитки лупили изрядно. Но все обошлось благополучно, – ответил он».
    В понедельник, 23 июня, в 2 часа 43 минуты ночи начался новый налет немецких бомбардировщиков на Елгавский аэродром. Расположенные в окрестностях города посты наблюдения (ВНОС) заранее предупредили об их приближении. Прожектористы высветили ночное небо мощными лучами, и зенитчики смогли своевременно поставить прицельный заградительный огонь.
    Новый налет был довольно крупным – около 10 бомбардировщиков Ю-88, входивших в состав 1-го воздушного флота Германии. Несмотря на огонь зениток, самолеты все же прорвались к аэродрому и прицельно сбросили бомбы. Отбомбившись, немцы, строча из пулеметов, промчались над городом.
    В эту ночь зенитчики сбили первые два самолета фашистов, а в последующие дни в ходе дневных и ночных стрельб эта цифра увеличилась до 6. Первый самолет был сбит первым орудием 1-й батареи, которым командовал сержант Гизбрехт, немец по национальности. Недалеко от расположения паркового взвода дивизиона из подбитого самолета выпал мертвый немецкий летчик.
    В результате первой и второй бомбежек Елгавского аэродрома, на котором базировались 31-й бомбардировочный авиаполк (60 самолетов плюс 4 неисправных и 44 экипажа) 6-й САД, управление 7-й САД и находившийся в стадии формирования 241-й БАП 7-й САД – 13 самолетов (все данные по численности самолетов по состоянию на 1 июня 1941 г.), было уничтожено 15 самолетов. Без машин остались 50 авиаторов. Днем 23 июня они покинули Елгаву на поезде.
    23 июня, начиная с 7-8 часов утра, из города стали уходить жители. Накануне немцы с помощью листовок потребовали от горожан во избежание лишних жертв покинуть город.
    Утром же в городе начал работать мобилизационный пункт, командиром которого был назначен преподаватель марксизма-ленинизма Елгавского государственного учительского института Кришьянис Жубитис.
    В течение дня 23 июня заметно усилилось передвижение по Елгаве частей Красной Армии. В частности, из Таллина прибыло управление 65-го стрелкового корпуса, имея в наличии штаб, отдельный саперный батальон и батарею командующего артиллерией корпуса.
    В ночь с 23 на 24 июня состоялся еще один массированный налет немецкой бомбардировочной авиации. Самолеты немцев бомбили железнодорожную станцию, аэродром и боевые порядки 362-го ОЗАД ПВО. Во время налета позиция 1-й батареи подвергалась еще и ружейному обстрелу с находившегося неподалеку кладбища. Кроме этого, с пожарной каланчи и церквей кто-то подавал немецкой авиации световые сигналы.
    Утром 24 июня состоялось объединенное заседание бюро Елгавского городского и уездного комитетов компартии Латвии, на котором было принято решение создать при городском отделении милиции единый истребительный батальон рабочей гвардии. Командиром батальона был назначен проректор ЛСХА К. Ульпе, а комиссаром – К. Жубитис. Командиром одной из рот стал секретарь первичной партийной организации Елгавской льнопрядильной фабрики Р. Шнейдер, а командирами взводов – Х. Валнер, Я. Криевиньш, П. Рухман, Я. Вейланд, Ф. Мазиняйс и Гулевский.
    Днем того же дня был распространен последний номер газеты «Zemgales komunists». Являясь официозом горкома партии и не имея возможности опубликовать самую последнюю и проверенную информацию о ходе военных действий, газета вынужденно вводила своих читателей в заблуждение. В передовой статье, например, утверждалось, что, «несмотря на протяженность линии фронта, наша горячо любимая героическая Красная Армия ликвидировала вероломное нападение немецких фашистов. Вторжение не только остановлено, но настырный, непрошенный гость отброшен туда, откуда он пришел».
    Вопреки такому заявлению, 25 июня немецкая авиация трижды совершала налеты на аэродром и железнодорожную станцию. Судя по листку учета выстрелов 2-го орудия 2-й батареи 362-го ОЗАД ПВО, составленному командиром орудия В.Д. Курнатовым, этот день стал самым тяжелым для дивизиона в первую неделю войны.
    Утром 25 июня во многих трудовых коллективах города состоялись собрания и митинги, на которых стали формироваться списки желающих вступить в батальон рабочей гвардии. В этот день в батальон записались все работники милиции, и из их числа была образована отдельная рота, командовать которой было доверено Фрицису Криевиньшу. Кроме сотрудников милиции, в состав батальона были также зачислены и литовцы из Шяуляя и Мажейкяя, прибывшие в Елгаву накануне. Оказавшись в городе, они разместились в кирпичном доме рядом с вокзалом и после непродолжительного отдыха приступили к выполнению своего первого задания – стали разыскивать в Елгаве беженцев из Литвы и отправлять их в тыл.
    Запись добровольцев в батальон рабочей гвардии была продолжена 26 июня. Уже около 9 часов утра в штаб батальона прибыли добровольцы с сахарного завода и завода «Спартак», льнопрядильной фабрики, сельхозакадемии, из городского и уездного комитетов партии и комитетов комсомола, а также из исполнительных комитетов. К полудню прибыли и активисты из Озолниекской, Ливберзской, Платонской, Светской, Ауцской, Шкибской и других волостей Елгавского уезда.
    В ряды гвардейцев вступили молодые ребята У. Гравитис, В. Ковалевский, В. Сташкевиц, В. Крейпан, Э. Заринь, Я. Петравичюс, а также работник партийного комитета О. Гринберг, уездный прокурор К. Репе, секретарь горкома комсомола А. Зарс, комсомольцы А. Рейнис, О. Аншмит, П. Вилкопс и опытный подпольщик П. Цукурс. Второй секретарь уездного комитета партии Фрицис Пуце организовал выдачу оружия. Каждый боец получил винтовку и патроны, а командиры – револьверы.
    Всего 25-26 июня в батальон были зачислены 274 добровольца, в т.ч. 24 коммуниста и 34 комсомольца. По национальному признаку абсолютное большинство бойцов батальона составляли латыши.
    Боевое крещение батальона состоялось уже 25 июня, когда в Терветском бору гвардейцы разгромили вооруженную группу антисоветски настроенных местных жителей. В этом бою, в котором участвовали Фрицис Сиетиньш, Альфред Станкевич и Фрицис Мандейк, погиб сотрудник милиции А. Шмит.
    Утром 26 июня были получены сведения, что неподалеку от Калнциемса, в лесу, высажена десантная группа фашистов. На ее ликвидацию был направлен 1-й взвод. Операция прошла успешно, однако на обратном пути на бойцов батальона совершила нападение группа антисоветски настроенных местных жителей, которая попыталась освободить взятых в плен немцев, среди которых двое были офицерами гитлеровской армии. Отбив нападение, гвардейцы вернулись в Елгаву и приступили к несению патрульной службы в городе и охране заводов и учреждений.
    Аналогичные рейды по ликвидации немецких десантников были предприняты и в Лиелсесаву, Элею и Вилце, где необходимо было найти и уничтожить немецкую радиостанцию. Бойцы батальона также патрулировали улицы города, несли охрану предприятий и учреждений. Не обходилось без потерь – во время несения охраны Воздушного моста рядом с железнодорожной станцией погиб боец Фрицис Спалис.
    Днем 26 июня резко обострилось положение на всем Северо-Западном фронте, так как германским бронетанковым частям удалось форсировать реку Даугаву в районе Крустпилса, что поставило под угрозу окружения группировку советских войск, находившихся в северной части Латвии. Стремясь избежать окружения, соединения 8-й армии через Елгаву стали отступать на Ригу. Эвакуировался из Елгавы и штаб 8-й армии, который после начала войны вновь занял один из корпусов Елгавского дворца.
    В ночь с 26 на 27 июня из Елгавы выехали руководители горкома и укома партии, городского и уездного исполкомов, а утром 27 июня Елгаву оставил и батальон рабочей гвардии. О том, как батальон рабочей гвардии покидал Елгаву, много лет спустя рассказал Паулис Цукурс: «Врезалось в память, как мы покидали Елгаву, – вспоминал он в 1987 году. – Шли колоннами по обеим сторонам улицы. Оружие в боевой готовности, стволы направлены на окна домов – на случай, если диверсанты откроют огонь против нас. В то время все мы верили, что не придется отступать дальше Риги».
    Утром 27 июня снялся со своих позиций и направился в Парлиелупе 362-й ОЗАД ПВО. Улица, по которой дивизион покидал Елгаву, была вся заставлена вынесенными из домов столами, на которых были хлеб, молоко, а стоявшие рядом люди плакали и спрашивали, далеко ли уходит Красная Армия и что делать им?
    Но были и примеры иного рода. Например, когда В.И. Ромашев, выполняя приказ командира дивизиона А.Н. Купреева, срочно выехал на улицу Рупниецибас в помещение штаба, чтобы уничтожить оставшиеся там штабные документы и средства связи, он попал под обстрел не только немецкой авиации, но и местных недоброжелателей Красной Армии.
    27 июня командир 23-й танковой дивизии получил приказ о немедленном отводе частей через Елгаву на Ригу. Такой же приказ получили командиры 10-й стрелковой дивизии и 47-го артиллерийского полка 10-го стрелкового корпуса, а 28-я танковая дивизия получила приказ прикрыть отход основных сил армии. В течение 27-28 июня через Елгаву на Ригу непрерывным и все более нарастающим потоком продолжали отступать и дивизии 12-го механизированного корпуса.
    По Рижскому шоссе двигались танки, автомашины, трактора тянули тяжелые артиллерийские орудия. Немецкие самолеты, увы, полностью господствовали в воздухе: после каждого налета на дороге оставались убитые и раненые, новой бомбежке подвергся и аэродром.
    28 июня с 13 часов рота бронемашин и 6 танков 28-го разведывательного батальона (командир – майор Константин Васильевич Швейкин), оборонявшие переправу на реке Лиелупе, вели упорный бой с противником, пытавшимся форсировать реку. Вечером того же дня из Елгавы ушел последний эшелон и вскоре после этого страшный грохот разнесся по округе – красноармейцы взорвали железнодорожный мост.
    В ночь на 29 июня части Красной Армии несколько раз контратаковали немецкие войска, пытаясь остановить их продвижение к Елгаве и давая тем самым возможность другим подразделениям организованно отступить к Риге. Потеряв 6 бронемашин, части прикрытия утром 29 июня оставили свои позиции и отступили за реку Лиелупе, взорвав шоссейный мост.

    Завершалась первая неделя войны (с)


    П.С. Современные фото объекта. Но одно но. Есть мнение,что старая взлётка совсем не там была...

    DJI_0113.jpg DJI_0114.jpg DJI_0120.jpg DJI_0129.jpg DJI_0131.jpg
     
    PaulZibert и бетман нравится это.
  11. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    19okt_Jelgava_16.jpg http://www.la.lv/1937-gada-19-oktobri

    1937. gada 19. oktobrī. Būvē Jelgavas “gaisa ostu”0
    Zemes darbi Jelgavas lidlaukā.

    Pirms 80 gadiem “Jaunākās Ziņas” vēstīja par “modernas gaisa ostas” tapšanu Jelgavā. Jaunais lidlauks, ko paredzēja izvērst par “vienu no plašākajiem un modernākajiem aerodromiem visā valstī”, kopš vasaras beigām tika būvēts pāris kilometru no pilsētas, Uzvaras ielas galā, vietā, kur saplūda Lielupe, Iecava un Driksa. Tās bija palieņu pļavas, tādēļ vispirms nācās izbūvēt grāvjus un dambjus, izvērst plašu meliorāciju ar 20 km kopgaruma drenu tīklu. Pļavu ar traktoriem ara un līdzināja, lai panāktu lidmašīnām piemērotu gludu zālienu. Pasta un telegrāfa departaments prātoja par lidostas ēkas būvi turpat pie Driksas. Plānoja, ka nākotnē Jelgava varētu iekļauties ne tikai iekšzemes, bet arī starptautiskajā aviosatiksmē. Tādas ieceres tika lolotas vienlaikus ar sapņiem par Jelgavas ostu Lielupē jūras kuģu ienākšanai. Līdz 1938. gada rudenim galvenie zemes darbi Jelgavas lidlaukā bija pabeigti. 200 ha platību apsēja ar zālienu. Diemžēl tālāko attīstību iztraucēja Otrais pasaules karš. Tūlīt pēc okupācijas te ievācās padomju kara aviācija, kas Jelgavas lidlauku izmantoja līdz 1990. gadam. Atjaunotajā Latvijā bāze īsti nevienam nebija vajadzīga. Daļu lidlauka betona plākšņu pēc privatizācijas demontēja; skrejceļa garums saruka līdz 800 m. Šobrīd tā ir degradēta teritorija ar neskaidru nākotni.
    Сообщения объединены, 5 ноя 2019, время первого редактирования 5 ноя 2019
    Строительство Елгавского аэропорта.

    Земляные работы Елгавского взлетного поля.

    80 лет назад “Jaunākās Ziņas”сообщили о современном воздушном порту в Елгаве. Новый аэродром должен был стать большим и современным аэродромом в государстве. Новый аэропорт строился в двух км. от города в конце улицы Uzvaras, в месте где соединялись реки Lielupe, Iecava un Driksa. Это был заливной луг поэтому сначало нужно было построить канавы и дамбы, провести мелиорацию с 20ю км. дренажных сетей. Луг тракторами выравнили чтоб получить ровную площадку для самолетов. Депортамент почты и телеграфа планировал построить помещения возле реки Driksas. Планировалось что Елгава будет принимать не только самолеты внутренних авиалиний но и международных. Также в порт Елгавы на реке Lielupē будут заходить морские суда. К осени 1938 года главные земляные работы Елгавского взлетного поля были завершены 200 гектар были засеяны травой. Жаль дальнейшему развитию помешала вторая мировая война. После окупации здесь находилась советская военная авиация которая использовала взлетное поле до 1990 года. Восстановление Латвийской базы не кому не было нужно. Часть бетонных плит взлетной полосы после приватизации были демонтированы, теперь длинна взлетной полосы составляет 800метров. Сейчас это деградирующая территотия с непонятным будущем.

    Все больше переводить не буду. Попробовал дословно чуть с ума не сошел. Недумал что живу в Нью Васюках.
     
    бетман и zunder1 нравится это.
  12. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Строительство аэродрома в Елгаве было начато в 1937 и завершилось в 1938 году. Изначально он планировался как гражданский аэропорт, но после советской оккупации в 1940 году на нём был размещён 241-й штурмовой полк, насчитывавший 27 истребителей И-16. 22 июня 1944 года аэродром подвергся бомбардировке немецкой авиацией, в результате которой большая часть самолётов была уничтожена. По окончании войны в 1945 году использование аэродрома советской военной авиацией возобновилось. В разное время на нём базировались истребители Як-7б, Як-9, Р-40, штурмовики ИЛ-10, бомбардировщики, истребители МИГ-15, и другие типы военных самолётов... (с)

    0.jpg 00.jpg 000.jpg


    П.С. во время немецкой оккупации на аэродроме вроде базировались FW-190. Но эту тему надо копать.
    Знающих прошу в дискуссию!:)

    0000.jpg
     
    PaulZibert и Zinger нравится это.
  13. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    В начале операции «Барбаросса» JG 54, оснащенный Bf 109E, составлял единственную часть истребительной авиации в составе 1-го Воздушного флота (Luftflotte 1), действующего совместно с частями Группы армий «Север» (Heeresgruppe Nord) фельдмаршала Риттера фон Лееба (von Leeb). Пройдя к концу августа прибалтийские республики, в начале сентября JG 54 оказался под Ленинградом.
    Сообщения объединены, 6 ноя 2019, время первого редактирования 6 ноя 2019
    В середине января 1944 года на северном участке Восточного фронта, который столь долго находился в спячке, внезапно началось крупное наступление Красной Армии. 21 января советские части заняли Мгу, прорвав тем самым кольцо блокады вокруг второй столицы. I./JG 54 и II./JG 54 в спешном порядке были отозваны, соответственно, с центрального и южного участков фронта. Прибыв на свои прежние места дислокации, летчики вскоре поняли, что остановить наступление противника не удастся, как это не удавалось на Украине. Ведя бои JG 54 отступал через Прибалтику примерно с той же скоростью, с какой в 1941 году продвигался вперед.
    В июне 1944 года началось наступление Красной Армии в Белоруссии, в результате которого прибалтийская группировка немецких войск оказалась отрезанной от основных сил. В то же самое время Красная Армия перешла в наступление на Карельском фронте. I./JG 54 перебрался из Эстонии в Латвию, а 1./JG 54 отправился в Турку, для прикрытия с воздуха немецких кораблей, находящихся на Северной Балтике.
    Сообщения объединены, 7 ноя 2019
    16 октября 1944 года Красная Армия начала наступление в Курляндии. К марту 1945 года советские войска провели шесть операций, пытаясь ликвидировать котел, однако окруженная группировка удерживала занимаемые позиции. Гитлер запретил эвакуировать войска, попавшие в окружение. В воображении фюрера рисовалась грандиозная наступательная операция, в которой Курляндии отводилась роль трамплина, с которого будет нанесен удар по правому флангу противника. Однако этот план, как и многие другие планы наступательных операций, возникшие в 1944 году, так и остался на бумаге из-за острой нехватки живой силы и техники.

    Окруженные войска не могли активно влиять на ход событий и просто медленно отступали, цепляясь за каждый сантиметр и ведя непрерывные бои. На протяжение шести оставшихся месяцев I./JG 54 и II./JG 54, располагавшие в сумме 50 самолетами, занимались исключительно тем, что прикрывали сухопутные войска и морские коммуникации. При этом следует учесть, что противник направил для ликвидации курляндского котла 3600 самолетов.
    Сообщения объединены, 7 ноя 2019
    JG 54 крепко застрял в Курляндии, и это означало, что единственными фокке-вульфами на Восточном фронте были Fw 190 в штурмовой модификации. Не смотря на то, что количество полков штурмовой авиации постоянно увеличивалось (если в середине 1944 года на Восточном фронте сражались семь полков, то к концу года их количество возросло до 12, кроме того, появились отдельные штурмовые эскадрильи), общее количество боеспособных машин не превышало 300 штук. На плечи этих трех сотен штурмовиков была возложена невыполнимая задача остановить бронированный поток Красной Армии, льющийся через прорванную линию фронта на участке между Витебском и Днепром — исторические «ворота», через которые разные армии шли в Россию, а затем отступали обратно.

    Места базирования I./JG54

    01.07.41 - 05.07.41 Mietau Bf-109F. По другим документам они были в Митаве до 10.07.41
     
    Последнее редактирование модератором: 8 ноя 2019
    бетман и PaulZibert нравится это.
  14. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    БорисD: Подскажите, где захоранивали погибших? 26,06,41 погиб дед при бомбежке аэродрома. 105БАО 112 АД. Где этот аэродром физически находился? как узнать?

    Миша Т: БорисD пишет: Подскажите, где захоранивали погибших? 26,06,41 погиб дед при бомбежке аэродрома. 105БАО 112 АД. Где этот аэродром физически находился? как узнать? Я же вам на почту написал? Аэродром Митава, ныне г.Елгава, Латвия.

    http://wap.imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-280-1
    Сообщения объединены, 8 ноя 2019, время первого редактирования 8 ноя 2019
    А.Рытов "Рыцари пятого океана" ( единственно конечно 1968г...) ...спустя несколько минут я убедился,..... и горели сечас только три машины полка Ф.А.Агальцова,который только-что перелетел в Митаву с какого-то эстонского аэродрома.....

    У Рытова очень хорошие мемуары, особенно что касается событий 22 июня 1941 года, но вот в описании 22 июня в Митаве он видимо напутал, что и не удивительно, память человека, это не жесткий диск... 22 июня немцы не атаковали ни Митаву, ни Платоне - это была одна из их редких ошибок первого дня войны, они не вскрыли перебазирование авиации ВВС СЗФ после 14:00 на линию Митава - Даугавпилс и не перенесли свои удары в глубь советской территории...

    Есть еще и такое мнение экспердов.
    https://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-280-1
     
  15. Offline

    МПБФ полкан

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    109
    Спасибо SB:
    243
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Latvia
    Из:
    MITAU
    Интересы:
    история
    Старая карта.
    IMG_0016.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 10 дек 2019
  16. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Остатки от более развитой цивилизации.Ohh
    Фото моё.

    284511323_994962397848550_2241155595317480517_n.jpg
     
  17. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Генплан застройки готов. Скоро вместо старого аэродрома будет парк солнечных батарей....

    15103344t1h98e5.jpg
     

Поделиться этой страницей