Ну так ссылочку киньте.Интересно же.А от участника фотки наверное можно взять.Если это все именно про это место на карте.
Вместе с бывшей женой, работала Валя,ну понятно,были они подругами.Валя была родом из деревни Татарки.В разговорах Валя рассказывала про события в деревне во время войны.Рассказывала со слов соседей и своей матери,которая в войну была девченкой.В результате переговоров было достигнуто соглашение на предмет поговорить про события в войну с еще живыми на то момент деревенскими очевидцами. В реализацию соглашения был осуществлен выезд на место.Деревня располагалась вдоль взгорка по окраине болота,через нее проходила дорога Лосьмино-Жулино. По воспоминаниям очевидцев,зима-42 была холодной.Немцы сидели по населенным пунктам,наши соответственно в лесу.Основная часть гарнизона сидела отогревалась в избах,имея на постах часовых-наблюдателей.Как только они замечали опасное для себя движение в лесу,поднималась тревога и немцы занимали позиции для отражения нападения.В один из зимних дней,с востока прилетел самолет типа ПО-2.Кружил над деревней,соседней Лосьмино,что то выглядывал.Немцы затихарились,себя не обнаруживая.Летя со стороны леса-поля и поперек деревни,в направлении болота,Безымянная, самолет неожиданно киданул бомбу. При домах,в деревне,были баньки.Небольшие.Но одна банька была размером с небольшой дом.В этой бане сидело спасалось от морозов много немцев,штук с 30 постоянно.В нее и попала бомба.Самолетик был небольшой,бомба тоже,в общем в результате попадания дом разметало по сторонам бревнами вперемешку с постояльцами.Сразу после этого по самолету стали стрелять пулеметы,с колокольни церкви Лосьмино тоже,в общем самолет задымил,летчик выпрыгнул с парашютом.С деревни побежали на болото(замерзшее на момент зимы) ловить летчика немцы с полицаями.Поймали.Привели в деревню,подвели к развалинам бани,пиная и колотя прикладами по пути,дескать смотри чего натворил.Летчика ночь держали в деревне,периодически таскали на допрос ,били сильно,на следующий день с утра вывели на болото,недалеко,метров с 50 от начала болота и расстреляли. Немцев,которые в бане были,надо было где то хоронить.Земля промерзшая была,и поэтому немцы за деревней ,взорвали что то,получилась яма,в эту яму и свалили всех.Потом еще подзахоранивали своих,как убивало. Место залегания немцев было показано и найдено.Всего там было около 45 немцев.Кучей действительно были свалены порядка 20-25 немцев.По половинкам жетонов они были из одного подразделения.Где похоронен летчик неизвестно,говорили что остался там,где и был расстрелен. Пару лет назад,по осени,немцы были показаны и забраны представителями Народного Союза Германии.
вольдемар , по поводу самолета у Желудково. Доставали его зимой у Шутова москвичи . Фото у очевидца нет , 2 пилота было. Ссылки тоже дать не могу , но показали его по тв, звучало это так примерно - ПОд Вязьмой нашли самолет , тамучастник стоит с пулеметом .органицацию он не помнит. навел их сын лесника.
Ну Вы бы хотя карту местности глянули.Какое Желудково?!Вы просили что нибудь про Ризское,я писал про поле у Горнево(это в 1,5 км),ну повнимательней надо как то... Про самолет.Это был Миг,между Годуново и Чижово,ближе к Чижово,на окраине дороги на Ломакино.Было это с 10 лет тому назад.Копала Тризна. Что интересно,я был на воронке задолго до них,и сверху не было вообще никаких кусочков металла от самолета на металодетектор найдено.При этом дед Миша(лесник) говорил туточки он.Там рядом были еще парочка полуторок с большущими катушками, с проводом связистким. Уже история.
Да, да , я оговорился , извиняюсь. но очевидец утверждал вроде бы 2 пилота было, я уточню. А тризна , это точно. Зимой. А лесник - .то Птенчик?
ну ,тогда понятно, мой друг из Артемово там всё облазил и самолет он тоже помогал поднимать.И я там бываю иногда.
кстати ,там же был сбит немецкий самолет разведчик пилотируемый русским летчиком . В его комбинезоне Лукин форсировал Сообщения объединены, 3 2019, время первого редактирования 3 2019 Р. Вязьма.
В 2004 году лежал в госпитале в одной палате с дедушкой - участником ВОВ с 1943 года. Было ему уже 79 лет, но дед был крепкий, рослый, кулаки - с мою голову (примерно). Закончил войну он под Кенигсбергом. Рассказывал о прошлом неохотно, запомнилось два момента в его рассказах. Первое: "...ходили мы в обносках, рванине, как оборванцы какие. Кормили плохо - одной брюквой. И тут пришла весть, что вскоре с проверкой приедет Маршал Ворошилов. Нас быстренько переодели во всё новое, кормёжка сразу намного улучшилась. Так прождали пару-тройку дней. Потом стало известно, что Ворошилов не приедет. И что же - новое обмундирование отняли, выдали опять старьё и кормить стали опять той же брюквой. И вот сколько прожил, всё не могу понять, почему так? Ведь и обмундирование новое имелось и продукты, почему воевали как босяки?...." Второе: "...нога у меня большого размера, так почти до Победы сапог мне не могли подходящих выдать, так и топал в ботинках с обмотками. Уже под Кенигсбергом стояли, вызывает меня взводный офицер, пойдём мол, там двоих власовцев поймали, мужики здоровые, может сапоги тебе добудем. Пошли. Сидят два здоровых детины, одному из них взводный мой и говорит, снимай сапоги, отдай бойцу моему. Тот закочевряжился, не имеете права, говорит. Ну мой взводный без уговоров пустил ему пулю в лоб. Второй уже спорить не посмел, разулся сам. Вот так у меня первые сапоги появились...." Такие вот воспоминания у человека остались спустя много лет.
Сложного ничего нет, я давал запрос на каком-то немецком сайте, удивительно, но по почте пришел официальный ответ, мол такого в плену не было, отправим ваш запрос в Женеву в общую базу, в случае положительного ответа сообщиим. Жаль письмо сейчас дома, в Москве, дал бы координаты.
Во времена моего детства к нам захаживала мамина знакомая, подтянутая сухощавая дама пенсионного возраста с всегда аккуратной прической. Уже пенсионерка, бездетная и безмужняя, они с мамой пили чай и вспоминали молодость, войну и блокаду. По возрасту она относилась скорее не к маминой компании, а к компании её родителей, точнее к компании, её отца и отцовых брата и сестры. Блокаду они переживали в разных обществах, но имевших знакомых между собой людей. Как я понял по рассказам блокадников, которых я застал ещё крепкими людьми, пред и просто пенсионного возраста, в здравой памяти - в блокаду выживали люди входившие в какие-то группы, чаще семейные, но это могли быть и рабочие коллективы и квартирные содружества, или просто земляки. Одиночки в блокаду погибали первыми. А женщина эта ходила к нам до той поры, пока не сломала шейку бедра, в то время это было неизлечимо. У неё нашелся племянник, который и увез её в Москву. Жилье в то время не продавалось и не покупалось (ну, почти) Поэтому степень гуманитарности поступка племянника просто зашкаливает. А мама как-то рассказала мне историю этой женщины - она переживала блокаду со своей мамой. Во время второй блокадной зимы у них обеих начался голодный понос . Блокадный опыт у населения уже был накоплен и говорил этот опыт о том, что дальше следует неминуемая смерть. Но в город уже начала поступать американская помощь, в том числе и таблетки антибиотиков. Люди, их хорошие знакомые, достали им две таблетки и передали этой женщине. Она съела обе таблетки. Мама передала мне её рассказ об этом - "Я подумала, что вдруг болезнь зашла очень далеко и одной таблетки не хватит никому, и мы умрем обе, а так хоть одна выживет"
Муж нашей родственницы, фронтовик, во время совместно семейного празднования какого то праздника, оказавшись рядом со мной, внезапно вспомнил войну - наверное по теме праздника, и рассказал мне следующую историю. Здесь надо отметить, что воевал он в офицерском звании и не на передовой. И вот, по видимому, не столько от винных паров, сколько от переполнявших его воспоминаний, начал рассказывать мне 8 или 9 летнему, про то как одного его сослуживца послали на передовую, провести наблюдения/измерения, пообещав за это орден, и как этот сослуживец бегал по расположению, плакал и говорил, что его на передовой убьют и искал того, кто бы сходил вместо него и обещал отдать орден (уж не знаю какой, то ли который у него уже был, то ли который дадут за этот поход) . Окончания рассказа я так и не услышал- то ли его позвали к столу, то ли меня позвал его сын, неутомимый генератор всяческих совместных шалостей. Был это рассказ о военной трусости или о сбывшемся предчувствии, сейчас уже я и не узнаю, но сама история произвела на меня неизгладимое впечатление -" разве военные плачут?", "раз он уже на войне - куда же еще военнее?" . Сейчас, по прошествии многих лет и открытия доступа к военным документам и воспоминаниям ветеранов я уже ближе воспринимаю его рассказ. Заодно нашел и документы рассказчика. Служил он военным геодезистом и, судя по наградным, от походов на передовую не уклонялся.
В моем детстве только у одного из родственников была дача в ведомственном(других тогда не было) садоводстве. Мужчина, в одиночку воспитывающий дочку, жена умерла от рака, когда дочке было лет 6-7. Зачем ему все это надо было - судить не берусь. Важно то, что родственники, а была это устойчивая родственная группировка скрепленная родством и ленинградской блокадой, не бросила его на произвол судьбы. Поэтому мы всем миром, ездили и вскапывали ему огород по весне и, по малости, ездили туда при желании в течение дачного сезона. Времена были суровые - за невозделанный огород участок могли изъять, а вовсне не затем, чтобы пополнить его закрома - не помню, чтобы там вообще плодородило. В соседнем доме жили два брата, старший брат - кряжистый мужичок с густой сединой в волосах и мохообразной растительностью в носу и ушах, аналогичного покроя жена, 2 детей выпускного возраста. И брат. Брата я сначала считал сыном, таким стройным, с спортивной юношеской фигурой. Но потом, когда увидел его поближе, лицо у него было совсем не юношеское. Потом, в жизни подобный диссонанс я встречал у отставных балерин, на пенсию они выходили стройняшками с фигурками спортивных девушек-выпускниц, а личики при этом напоминали сушеные яблочки. У него было так же. И еще я обратил внимание на поведение этого брата - то он на речке стирает, причем по количеству явно не только на себя, то копается в грядках. А потом услышал как родственник- владелец дачи рассказывает рассказывает родственнику приехавшему для оказания шефской помощи - "мы со старшим как-то пили по соседски, и он рассказал вот, что - младшего забрали на фронт еще до достижения им 18 лет и в первом же бою, разрывом чего-то снесло, ему все хозяйство. Вылечили, погоревал он и попросился к брату в семью жить. Нянчил племянников выполнял всякую, работу." Такие вот житейские истории. Дачу родственник в конце концов продал и что там было дальше я не знаю.
Отец рассказывал у них дедушка Митя 76 лет ему было,пошел воевать в ополчение и под Вязьмой попал в окружение,так брат отца из под Вязьмы уже вноябре дома был,а дедушка Митя пришел только после нового года,родственники все стали ругаться а он заявил,у меня были патроны а пока у солдата есть винтовка и патроны он обязан воевать,вот остался у меня последний патрон я возле дороги устроил засаду,ехал немец на мотоцикле я его последним патроном убил,спртал винтовку и подсумки,вышел на доргу и пошел домой.
Птенчику обещали заплатить за информацию о самолете, но самолет подняли, а его кинули. Он после этого ненавидит всех поисковиков.
Наткнулся вот на старую заглохшую тему и снова вспомнилось кое что.Был у нас в деревне дядя ваня . его призвали в 41 в армию , был он не рядовым , какие то значки у него были . В ходе боевых действий был он ранен и попал в плен и доставили его для допроса в родную деревню и в родной дом , потому что был он большим и новым, стоял в этом доме штаб 467 пп немцев. они уже наводили у нас новый порядок и назначили сход , на котором Ивана михайловича выбрали старостой.Партизан у нас не было , так как нет лесов да и с одной стороны жд , с другой Минка. но попал каким то путем к нам секретарь райкома из Семлево и прятался он под полом в доме Иван Михалыча трое суток. в 43 пришли наши и поехал д. ваня на севера на 10 лет несмотря на речь секретаря . Пришел он страшный , худой , мы его почему то очень боялись. но потом как то я сдружился с ним , а однажды он меня разыграл. Смотрю я значит дВаня с лопатой ходит , там копнет , там копнет ,не удержался , подошел. На мой вопрос он ответил _понимаешь , до войны я пистолет тут закопал . он ушел , а я с друзьями вооружившись лопатами , бросились копать почему поверили ? да потому что унас барохла этого было полно. И до сих пор где то танкетка закопана , гусеницы от нее нашли только. немецкий танк в лесу есть , последний раз видели его лет 15 назад , еще не утонул.но я не об этом хотел спросить . узнал я что пришла ему бумага о реабилитации , но нужен запрос от родни , а дочь его не хочет нив какую этим заниматься . как обойти ее?
Про своего прадеда напишу - так получилось, что-то в силу малого возраста (85 г.р.) я своих ветеранов не застал - все либо ушли из жизни до середины 50-х годов, либо пропали без вести на фронтах ВОВ. Один из моих прадедов - Старых Фёдор Тихонович прошёл всю войну в связистах, участвовал в боях за Варшаву и Берлин, был награждён соответствующими медалями. К сожалению все награды мой дядька двоюродный распиздяй порастерял в своём детстве. Наверное самое главное воспоминание о нём моей бабушки (его дочери) это как он домой пришёл на её рождение - т.е когда она родилась (февраль 42 года) он дома был, хотя призван в июле 41. А получилось так что-то со своей 307 сд. дошагал до родного дома. Вот цитата из Вики: С 10 января 1942 г. согласно приказу по армии дивизия, находясь на рубеже Николаевка — Выш. Туровец — Ворово, перешла к жесткой обороне. Одновременно оборудовался второй оборонительный рубеж на линии Синковец — Троицкое — Лимово (родная деревня прадеда - точное название Лимовое) — Юдинка. В то же время вела активную оборону, отражая наступление немецко-фашистских войск до 30 апреля. После этих оборонительных боев дивизия была переброшена на рубеж Коротыш Ливенского района. Вот при обустройстве позиций прадед через огород связь и тянул, а затем до апреля на постое дома был, немцев удержали - вторую ,линию обороны не прорвали. А уже за бои под Коротышем прадед был награждён первой наградой - "За боевые заслуги"